Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.
вчера, сегодня и завтра /40го жилья в муниципальном (госу дарственном) жилом фонде. 5. Признание прав очередников на льготные условия предоставления жилья. Жилищную реформу предлагается провести поэтапно в течение 1990 — 1992 годов. На 1 этапе (октябрь 1990 г. — март 1991 г.) создается правовая ба за и социально-экономическая инфра структура рынка жилья. Начинается передача при продаже определенных категории государственного жилья в собственность граждан за символиче скую плату. На I I этапе (до конца 1991 года) осуществляется продажа части вновь сооружаемых квартир за полную сто имость или в кредит, реорганизуется система кредитования жилищного строительства. Отлаживается новый порядок предоставления жилья оче редникам п малообеспеченным семь ям. Подготавливается следующий этап реформы. * На I I I этапе (конец 1991 года — 1992 год) вводится платность жилья но полной рыночной стоимости с ком пенсацией расходов населения через принятую систему индексации. Раз вертывается широкая приватизация государственного жилого фонда. Осу ществляется передача пли йродажа ведомственного жилого фонда в соб- Второй теоретической посылкой, ко торая проводится в обсуждаемом про екте в защиту рынка, является то, что «рынок в интересах всех трудя щихся и не выгоден только тем, кто сегодня у распределителей. Именно эта группа и запугивает людей рын ком. играя на понятном чувстве стра ха п неуверенности перед неизвест ностью». Очень неточно! Неуверен ность п неизвестность — постоянные составляющие действий в условиях рынка потому, что, повышая возна граждение за труд, стимулируя заин тересованность, предприимчивость и свободу действий, рынок* одновремен но увеличивает в обществе объем со циального риска. Никто не может быть уверен, что его работа сохра нится завтра. Ни один производитель, переходя на новые виды продукции, не имеет гарантий, что ему удастся реализовать их прибыльно, пи одно предприятие, закапчивая один финан совый год, не знает, как оно закон чит другой. В этой непредсказуемос ти сказывается стихийная и даже зве риная, но одновременно и естествен но-историческая сила рынка. Он без жалостен и штрафует всех неудачни ков. Неудачником же может стать всякий. Рынок сегодня опасен ие столько тем, кто стоит у распредели телей, — они всегда найдут свое теп лое местечко. Рынок опасен всем, кто РЫНОК ственность местных Советов, кварти росъемщиков или специализирован ных коммерческих фирм. В СООТВЕТСТВИИ С РЕШЕНИ ЕМ Верховного Совета СССР и Законом СССР <0 пенсионном обес печении граждан в СССР.» иравптель- < приняло постановление об орга низации Пенсионного фонда и утвер дило положение о его правах и обя занностях. С начала 1991 года все предприя тия, учреждения, организации станут выплачивать страховой взнос в Пен сионный фонд СССР в размере 37 процентов по отношению к фонду за работной платы. Платежи предприя тий в 1988 году были менее 10 про центов. Другими словами, страховые платежи увеличиваются примерно в четыре раза! За счет этих средств и образуется Пенсионный фонд. С 1981 года минимум оплаты тру да не корректировался. А ведь хоро шо известно, что 70 рублей 1981 го да и 70 рублей 1990 года, пли тем более 199 i года, очень различаются. В союзном Законе минимум пенсии определен на уровне минимума опла ты труда. Мы настаиваем, чтобы в пашем документе минимум пенсии был установлен па уровне прожиточ ного минимума пожилого человека. Определяем его прагматически и ус танавливаем от 100 до 120 рублей. Средний размер пенсии по России — 95 рублей, а у колхозников — 75 рублей. Это «средние» цифры, но ведь очень многие получают вообще минимальные пенсии или немногим больше — от 70 до 80 рублей. При мерно половина наших соотечествен ников получают эти «до 80 рублей». Пенсионный фонд не будет пи под менять, ни дублировать органы соци ального обеспечения. Как и прежде, за ними остается задача назначения и выплаты пенсии, пособий. Пенсион ный фонд — своего рода банк, кото рый будет обеспечивать аккумулиро вание средств, их расширенное вос производство, в том числе для ком пенсации последствий возможных ин фляционных процессов и, наконец, непосредственное финансирование пенсионных и других выплат. плохо работает, малоинициатпвеп, не дисциплинирован, не способен к* пре дельной мобилизации своих ресурсов. Это значит — рынок опасен всем нам. Потому что одной из отличи тельных особенностей состояния ра бочей силы во всех ее профессиональ ных категориях — от лиц интеллек туального до лиц физического труда — в нашей стране сегодня свойствен низкий уровень производственной дисциплины, неудовлетворительная организованность, незаинтересован ность в результатах производства. Это значит, что угроза относится одина ково ко всем нам, работающим. Ры нок ставит перед нами безжалостную альтернативу: или начинать работать по-новому, в неслыханной и невидан ной до сих нор фор.ме мобилизован ности, самоотдачи, максимальных ду шевных и физических затрат, или мы вылетаем из системы производства и начинаем жить на пособие по безра ботице. Это надо знать всем. Потому что до сих пор за все пять лет пере стройки простые моральные призывы повысить производительность, усилить дисциплину и организованность эф фекта нам ие дали. Работаем мы ма лопроизводительно и малоэффектив но. В новых экономических условиях нужна не просто занятость, а заня тость эффективная. Но тут время сказать самую важную правду. Как только появится рынок труда, регу лируемость и сбалансированность ра бочей силы, появятся люди, которые не смогут в новых условиях рабо тать. Поначалу будут отсеиваться про сто плохо работающие, профессио нально неподготовленные, недисцип линированные. Затем начнет работать рационализация самого производства: по мере повышения производительно сти труда п .снижения общественно необходимых затрат число рабочей силы на предприятиях будет сокра щаться. За пределами производства в ре зервной армии труда будут оказы ваться новые и новые массы незаня тых людей. Особенно ударят рацио нализация, научно-технический про гресс в условиях рыночной экономи ки по молодежи, вступающей в про изводство. Главная тяжесть средств социальной защиты должна быть пе ренесена на подготовку и переподго товку масс людей, высвобождающих ся в условиях научно-технического прогресса из ныне существующего производства. К сожалению, в пред лагаемом проекте основных положе ний социальной защиты именно та кой всеобщей, комплексной програм мы и системы постоянной подготовки и переподготовки рабочей силы, вы свобождающейся из одних произ водств и поступающей или желаю ще»! поступить в другие, нет. А тут необходимы механизмы центрального планирования, не просто организую щие подготовку и переподготовку ра бочей силы, а соотношения ее с ре альной динамикой свободных рабочих мест в смежных сферах, прогнозиру ющие появление новых сфер прило жения труда и т. д. , ' . . Проект программы социальной за щиты предлагает тезис, что человек должен быть уверен, что в трудной ситуации государство ие бросит его на произвол судьбы. Однако пмеппо этой уверенности в условиях рынка и не может быть, потому что госу дарство не будет диктовать производ ству, сколько и какую численность сохранять, какую численность уволь нять. Единственно, чем сможет по мочь государство. — предложить по собие по безработице, чтобы скра сит!» вынужденную бездеятельность. Вот тут самый раз предусмотреть программу мер стимулирования про изводств.* которые будут действовать как* альтернативные социальные ре зервы с высоким уровнем научно- технической оснащенности, способные поглотить излишки рабочей силы. Это непростая задача, и пока нигде не удалось решить ее полностью. Уро вень безработицы в современных странах развитой рыночной экономи ки колеблется от 5 до 10 процентов. Это означает, что миллионы людей пребывают в каждый данный момент в незанятом состоянии. Очевидно, что хотя речь не идет об узаконении без работицы. она будет существовать, и бороться с ней чрезвычайно трудно. Не очень убедительно звучит и сле дующая посылка: «только на рынке работник получит реальную свободу выбора и сможет потребовать полного возмещения стоимости рабочей си лы». Во-первых, в условиях рынка рабочей силы и существования мил лионов безработных требовать не так просто. Во-вторых, что значит «пол ное возмещение стоимости»? Когда мы говорим, что сегодня предельно занижена цена труда, то следует учесть, что новая система ценообра зования ляжет именно на эту зани женную цепу. И «потребитель рабо чей силы» в условиях рыночной эко номики — это частный собственник, конечно же, не будет заинтересован в том, чтобы дать максимальную це ну. Предстоит-упорная борьба между владельцами производства, с одной стороны, которые будут замедлять рост реальной цены труда, и работа ющими профессионалами всех кате горий, которые будут добиваться бо лее справедливой оплаты. При рыночной экономике господ ствует частная собственность. Это од нозначно. Но откуда возьмется в стране частная собственность? Наши экономисты всех точек зрения — от либеральной до консервативной — предлагают только одну форму при ватизации — продажу государствен ного имущества. В мировой практике, в странах раз витой рыночной экономики достаточ но эффективно играется один и тот же пасьянс: социал-демократические правительства, приходя к власти, на ционализируют значительную часть крупной частной собственности. При ходящие же им на смену консерва тивные правительства эту собствен ность денационализируют, то есть возвращают ее прежним собственни кам. На этом, как правило, научились греть руки и государства, национали зирующие предприятия, и крупные собственники, покупающие их затем обратно. Большой покупатель с большими деньгами, способный выкупить нашу государственную собственность в ча стные руки, может прийти из-за Ру бенса. Но опыт стран Восточной Ев ропы. в особенности Польши, прави тельство которой в конце прошлого года объявило о намерении распро дать в частные руки всю государст венную собственность, показывает, что зарубежный крупный владелец капи талов не спешит покупать социалис тическую собственность: во-первых, ее материальная база устарела, и ин тенсивная модернизация потребует немалых средств, которые могут по том п не окупиться. Во-вторых, ча стный собственник всегда рассчитыва ет на быструю отдачу от вложенных капиталов, а наши процессы струк турных преобразований займут очень длительное время. I I в-третьих, са мое главное: какую часть нашей соб ственности мы можем продать в за рубежные частные руки, не рискуя потерять экономическую самостоятель ность? Вопрос очень тонкий, по его почему-то никто сегодня не произно сит вслух. В Польше, например, ак тивно и практически задаром распро даются лицам пз ФРГ земли их быв ших имений па западных польских землях. I I у нас уже некоторые об щественные деятели митингового про филя обещают выплатить «компенса цию» потомкам капиталистов и поме щиков. «обиженных» Октябрьской ре волюцией. Тот ли это путь привати зации? Нам думается: категорически нет! Вторая группа частных капиталов могла бы прийти изнутри нашей стра ны нз теневой экономики. Но сама мысль, что дельцы теневой экономи ки будут перекупать в свое пользо вание ” пашу государственную собст венность. морально и социально не приемлема большинству трудящихся. Выходит, в основном должен прийти иной собственник: коллективный соб ственник. Поэтому раздача гоенму- щества коллективам предприятий в аренду и насовсем — один из самых верных путей превращения собствен ности государственной в коллектив ную. Это не будет «классическая» частная собственность, по ведь и ре гулируемая рыночная экономика ни когда не будет чисто капиталистиче ской экономикой. Мы должны создать систему эффективного предпринима тельства , поощряющую инициативу, талант, трудоспособность, создающую механизмы быстрого роста общест венной производительности не по об разцу современного монополистиче ского капитализма, не за счет некри тического, механического использова ния его моделей развития, а выстраи вая новое здание из социально-эко номических, исторических и культур ных условий нашей многонациональ ной страны. Социальная защита может сло житься окончательно только тогда, когда будут созданы пронзводствен- но-экономические мощности на уров не современных научно-технических достижений для производства товар ной массы, способной наконец удов летворить наши потребности. Но это превосходит возможности теоретиков. Что же делать? Надо много думать и еще больше дискутировать. Дискути ровать, не обижая друг друга, но прямо и конкретно высказывая мыс ли и занимаясь социальной прогнос тикой. Мы должны построить сейчас общество, которое будет удовлетво рять чаяниям, надеждам и возмож ностям основной массы населения и которое нам не придется перестраи вать опять, когда сменятся у нас ны нешние структуры власти или нынеш ние лидеры. рыбный мурман 30 ноября190 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz