Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.
Экономическая политика: Н а ч н е м с с а м о г о г л а в н о г о : что такое «социальная за щита»? Повсюду в мире комплекс мер, именуемых социальной защитой, означает противодействие социальной патологии — преступности, наркома нии, алкоголизму, проституции. Сю да также входит система мер помо щи социально ущербным, ранимым группам населения, и в первую оче редь пенсионерам н инвалидам. У нас же требуется программа, которая за щитит все трудящееся население от негативов перехода к рыночной эко номике. Начнем сначала: почему «пе реход»? Перейти от социалистической экономики авторитарно-командного типа к регулируемой рыночной эко номике и перейти улицу, конечно же, не одно п то же. Для того чтобы пе рейти, надо из чего-то выйти. Из че го нам надо выходить? Здесь все яс но: из административно-командной си стемы. Но куда войти? Убедительных ответов мало. По классификации Организации Объединенных Наций, в мире во вто рой половине XX века господствова ли две экономики: рыночная эконо мика и экономика центрального пла; нирования. Под рыночной экономикой однозначно понимается чисто капита листическая экономика или все те социально-экономические системы раз вивающихся стран, которые к ней тяготеют. Под экономикой централь ного планирования понималась социа листическая экономика в единствен но известном истории виде — авто ритарно-командной системе. Значит, речь идет о переходе от социалистической экономики к капи талистической? Очень многие у нас в стране именно так и полагают. А как же быть с социалистическим выбо ром? Скажут: наша экономика была ул^е экономной, динамично развива ющейся, экономикой единого хозяй ственного организма, экономикой раз- витого социализма. Что из этого вы шло — известно всем. Сможет ли, однако, она стать эко номикой рыночного типа? А что та кое рынок вообще? Как это ни стран но, в экономической, социологической литературе, в массовой печати при множестве публикуемых материалов, в дискуссиях в Советах удивительно мало ответов. Если, конечно, не при нимать за ответ высокомерное при знание одного из авторов программы, будто неэкономисту во всех топкос тях этого процесса не разобраться. Возьмем социально-практическую ха рактеристику рынка, исходящую из здравого смысла. Купля-продажа в условиях свобод ного потока денег и товаров — вот социальное содержание и смысл рын ка. Одного желания покупать мало, как* мы теперь слишком хорошо зна ем. Надо, чтобы было что покупать. Значит, прежде чем полноценный ры нок начнет работать, в любой эконо мике необходимо достаточное разви тие производительных сил, товаро- иронзводительных мощностей, способ ных в основном удовлетворить спрос населения. Вторая сторона этой проб лемы в том, что рынок может функ ционировать только тогда, когда бу дет достаточно людей, способных по купать товары. Полноценный рынок — это всегда равновесие спроса и предложения. Со стороны спроса идет готовый к приобретению товара по требитель, снабженный необходимой денежной и иной покупательской спо собностью,- с другой стороны навстре чу ему идет производитель, готовый удовлетворить спрос потребителя. Полноценного рынка у пас еще не было никогда. Чтобы обеспечить фун кционирование такого рынка, необхо димы производительные силы в объ емах и масштабах, способных насы тить спрос. Есть ли сегодня экономи ческая сила в мире в целом и у нас в частности, которая была бы способ на насытить наш спрос? После деся тилетий потребительского голода, не щадной эксплуатации нашего потре бителя недостаточным, некачествен ным продуктом сама попытка насы щения нашего рынка напоминает-, как уже об этом хорошо говорили многие экономисты, поливание водой Сахары. Как только заработают нормальные генеральный директор ассоциации «Севрыба» В. Ф. Корельский, венников капиталов от власти, от права распоряжаться судьбой и про граммой работы предприятий, кото рыми они владеют коллективно. С точки зрения сказанного вернем ся к нашей ситуации. В формуле «ре гулируемая рыночная экономика» слово «регулируемая» относится, как видим, к экономике. А в рыночной экономике капиталистического типа рынок никогда не был полностью сво бодным — ни в самом начале воз никновения. почти 300 лет назад, ни тем более сегодня. Свобода рынка проявлялась локально, на отдельных, так сказать, торжищах, где цепы сво бодно соотносились с возможностями потребительского кошелька. В целом в национальных и международных масштабах всегда действовали прави ла, которые предписывали не столь ко пределы ценообразованию, сколь ко пределы географии товаров, кон курентоспособности фирм, правила конкурентной борьбы и т. д. Регули руемость шла не там, где ее ожида ют у пас: регулировались не цены, а рыночное поведение, и более точно — поведение товаровладельцев, а также их отношение к потребителям. Мы начинаем пашу регулируемую экономику с регулирования цен, и основная задача защиты населения — сдерживание цен. Можно понять, почему нас тревожит именно это: прыжка цеп в несколько раз наш по требитель просто не выдержит. Кро ме всего, цепы у нас растут давно и пе уровня общего благосостояния. » К числу социальных гарантий сей час относятся: минимальная заработ ная плата, пенсии, стипендии; посо бия, в том числе по временной нетру доспособности, право на труд, право на бесплатное образование и меди цинское обслуживание, льготы, свя занные с условиями труда, право па жилище, право па отдых. Кроме того, будут введены следу ющие виды гарантий: механизм под держания реального содержания но минальных доходов, индексация; пра во на пособие по временной незаня тости (безработице); право на полу чение дифференцированного миниму ма оплаты труда в зависимости от квалификации, независимо от форм собственности; право бедных на со циальное вспомоществование: право на собственность и доходы от нее. В принципиальном плане новая си стема оплаты труда должна быть по строена таким образом, чтобы с ее помощью навсегда в стране бдол спят с повестки дня вопрос об эксплуата ции труда миллионов трудящихся. Мировой опыт уже практически дока зал, что чем выше степень развития рыночных отношений, тем ниже уро вень эксплуатации труда. Положив в основу минимальный потребительский бюджет, необходимо коренным образом перестроить дей ствующую тарифную систему. Она СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА рыночные механизмы, будет удовлет воряться первоочередной спрос, за тем будет работать мощная социаль ная инерция по приобретению впрок и лишь в далеком будущем, возмож но, наступит равновесие спроса и предложения. Для его достижения по требуется не год н не два. Представ ляется, что .мы пе справимся с этим в ближайшее десятилетне. Рынок зависим от действия соци ально-экономических механизмов, про изводящих общественное богатство. В экономике рыночного типа единст венная, главная фигура — частный предприниматель, бизнесмен. Он на ходится в центре .всех основных эко номических процессов. Во-первых, он решает, что производить и сколько. Во-вторых, он определяет те рынки, на которые он поставит свой товар, и сначала диктует цепы, а потом при спосабливает их к реальному спросу. Самая совершенная рыночная эконо мика, известная истории, — капита листического типа. Рынок для капи талиста необходим как главная соци альная сфера реализации прибыли. От этого — первоочередная выгода ему. Всем остальным участникам про цесса производства, распределения и обмена товаров вознаграждение вы деляет капиталист. Им его надо от воевать для себя, если они хотят по лучить его не в минимальном, а в удовлетворительном объеме. Это чрезвычайно важно помнить сегодня. Частный собственник не филантроп, а жесткий, рациональный эксплуата тор. Иначе прибыли ему не видать. Сегодня в рыночной экономике ка питалистического типа предпринима тель не действует в одиночку. Оди нокий удачливый предприниматель — это просто легенда средств массовой информации. На мировых рынках орудуют группы предпринимателей, концерны, союзы собственников. Ча стная собственность в той упрощен ной форме, какой мы се знаем, — соб ственность, принадлежащая отдельно му лицу, давно уже перестала суще ствовать в современном производст ве, достигшем в ведущих капиталис тических странах высочайшей степе ни обобществления и концентрации. Важнейший ключ социального разви тия капитализма — отделение собст неуклонно. По самая главна)! проб лема. что развитие производства и механизм социальной защиты раньше никогда не шли бок о бок. К тому же при пустых прилавках нужна од на форма социальной защиты, а при полных — другая. И это не говоря уже о том, как сменить пустые при лавки на полные. Надо все-таки сказать населению правду: переход к рыночной экономи ке из ситуации экономики централь ного планирования представляет со бой революцию, которая пока не про исходила нигде и никогда, и но мас штабам влияния на общество она бу дет не меньшей, чем всеобщая кол лективизация 20-х годов или уско ренная индустриализация 30-х. Кто заплатит цепу за этот переход: насе ление или общество? И, может быть, в обществе кто-то иной, кролю масс населения, па которых в таких слу чаях всегда ложатся основные тяго ты? Ответа учеиые-исследователи по ка избегают. Но, не зная всей прав ды, связанной с этим переходом, об щество может просто пе выдержать всех последствий. В чем смысл социальной ориента ции предлагаемой Программы? Преж де всего в предоставлении свободы экономической деятельности и пред принимательства хозяйствующему субъекту, кем бы он ни был: коллек тивом государственного предприятия, фермером, частным предпринимате лем. Оборотной стороной полученной свободы является личная ответствен ность каждого за свою семыо, за кол лектив, в котором он работает, за об щество, в котором живет. Если глав ная социальная функция тоталитар ного государства как основного соб ственника — перераспределение вы деленной нм народу части националь ного богатства, то задача нового хо зяйственного субъекта — создать это богатство, причем не только для себя, но н для общества. Это озна чает. что повышение трудовой актив ности работника становится главным гарантом роста его уровня жизни, а эффективность экономики в целом создает предпосылки для максималь но возможного на определенном эта должна содержать тарифные ставки и должностные оклады минимально го размера, дифференцированные в основном по квалификации. Отрасле вая дифференциация в тарифной сис теме ликвидируется. Учет условий труда (подземных, вредных, опасных и т. п.), в том ч и £ ле территориальных, должен осуще ствляться с помощью утвержденной государством системы коэффициентов к этим тарифным ставкам и окладам. Тарифные ставки и оклады явля ются гарантированными и обязатель ными для предприятий всех форм собственности. Это тот предел, ниже которого оплата труда работников пе может опуститься ни при каких ре зультатах хозяйственной деятельнос ти. Размер оплаты труда, исчисляемой но минимальным тарифным ставкам и окладам, включается в издержки производства для целен налогообло жения. Общий размер денежных доходов конкретного работника в новых усло виях будет складываться: 1) из за работной платы; 2) средств, выплачи ваемых из прибыли; 3) а также до ходов, получаемых от акций и дру гих ценных бумаг. Он регулируется лишь прогрессивным налогом и мак симальным размером не о гр ан и чи в ^ ется. Предлагаются следующие основные принципы жилищной реформы: 1. Право каждого гражданина и семьи приобрести и иметь в личной собственности жилье, продавать и пе редавать его по наследству без вся ких ограничений. 2. Право гражданина и %мьи на свободный выбор способа удовлетво рения своих потребностей в жилье: собственный дом или квартира, сов местное владение в кооперативе, аренда жилья. 3. Платность жилья по полной ры ночной стоимости с учетом его каче ства и местоположения. 4. Социальные гарантии малообес печенным семьям в осуществлении их права на жилище путем предостав ления им бесплатного и удешевлен- 30 ноября190года 4 РЫБНЫЙ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz