Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.
I) и От Кижей Ш Египта ( Окончание . Начало на 11-й стр.) Зачем я перечисляю эти имена? Да прежде всего хочу сказать, что нельзя, как это делалось в Стране Советов до сих пор, называть все, что связано с жизнью и деятельностью Иисуса Хрис та, «сказками для верующих». И это еще самое безобидное определение. Но давайте все же поверим в реаль ность существования всех этих людей *и попробуем окунуться в те не менее драматичные годы двухтысячелетней давности. Параллель с нашим временем теснейшая: в дрожащем мареве над городами раздираемой противоречия ми Палестины физически ощущается ожидание приближающихся великих со бытий. И каждый облекает это ощуще ние неизбежности перемен в привыч ную для себя форму — римляне гово рят о скором Царстве Сатурна (а что только не говорят сегодняшние астро логи!), иудеи готовятся к встрече Мес сии (депутаты Верховного Совета СССР дают Президенту страны тридцать дней, иначе...), народные проповедники клей мят пороки богачей, возвещая гряду щий Суд (что-что, а клеймить нынче мы все умеем). То есть тогда, в нача ле нашей эры, жажда очищения, обнов ления, всеобщего духовного и общест венного перерождения достигла преде ла. Кроме того, войдя в состав Рим ской империи, иудеи оказались в са мой гуще мирового политического, со циального и религиозного брожения. Да, имперский орел гордо раскинул тогда крылья от Атлантики до Перед ней Азии. Выкачивая из отдаленных провинций колоссальные подати, Рим становится как бы всемирной столицей. Подкупами, обещаниями, принуждения ми римские диктаторы разгромили У себя на родине республиканскую пар тию и создали режим военной дикта туры. Так возникла единовластная ти рания. Однако возвышение империи сопровождается социальными конфлик тами (вспомним мятеж гладиаторов под руководством Спартака или, проводя параллель, чехословацкую революцию 1968 года). Но самым грандиозным кри зисом эпохи был кризис духовный (как и в наши дни). Античные мифы, кото рые рассказывали о богах Греции и ко~ торые затем перешли на римских бо гов, вызывали только насмешки. Имен но поэтому, завоевав Восток, римляне с особым интересом обратились к раз личным восточным культам, которые вскоре получили огромное распростра нение. Вместе с ними начался неслы ханный рост суеверий и шарлатанства, а как производных от них — скептициз ма и атеизма. Разочарование в каза лось бы незыблемых идеалах сопро вождалось падением нравов, но вмес те с тем и искренней тягой к очище нию. Человечество стояло на перепутье. Будь безразличен к радостям и печа лям жизни, погрузись в созерцание — призывали буддисты и стоики; очищай себя от материи, ибо она зло — гово рили персидские маздеисты; изучай природу, ищи спасение в знании — за являли греческие и римские филосо фы; ищи счастье в удовольствии — про поведовали эпикурейцы; поклоняйся единому невидимому Богу и соблюдай Закон — учила иудейская религия. Хо дили слухи, что из Иудеи выйдет Не кто для покорения вселенной. Вергилий возвещал рождение младенца, который явится основателем новой эры. И вот наконец в двадцатый год правления Августа в маленьком галилейском го роде Назарете юная дева услышала слова: «Ты родишь сына и наречешь ему имя Иисус...» 3. НАЗАРЕТ В Назарет мы въехали как-то неза метно, спустившись в аккуратную до лину после восхождения на гору Ф а вор. Водитель автобуса пошел переку сить, а мы потянулись к входу в Храм Благовещенья, экономя время и стара ясь не обращать внимания на много численные сувенирные лавки частных торговцев. Назарет обычный арабский городок, хотя слово «обычный» нашему читате лю ничего не говорит. Тогда скажу так: это город, полный небольших белых жилых домов, расположенных на уз ких кривых улицах, опоясывающих хол мистую возвышенность. Зеленый и пыльный, изнывающий от жары город с мусульманскими мечетями и против ным криком муэдзина. Никакой особой красоты, отмечаемой предшественника ми в местных женщинах, я не заметил. Да и вообще женщин на улицах почти нет, если не считать разноплеменных туристок со всего света, целеустрем ленно бегающих от одного магазина к другому. Хотя можно сказать и иначе, как это сделал Ф. Феррар в книге «Жизнь Иисуса Христа», описывая рас стилающуюся у подножия Назарета рав нину: «Она находилась в сердце стра ны Израиля, отделяясь только узкой границей гор и рек. Тут были вблизи Финикия, Сирия, Аравия, Вавилон и Египет. Острова язычников и все слав ные страны Европы были почти видны за блестящими водами западного мо ря. Знамена Рима развивались на рав нине... языком Греции говорили в ниж них городах. И какою бы мирною не казалась тогда разнина, зеленая, как бы выстланная изумрудами, вся зали тая живительным солнечным светом й пурпурными тканями проносившихся над ней облаков последнего дождя, она была в течение столетий театром народных войн. Фараоны и Птоломеи, эмиры и арса- киды, судьи и консулы — все боролись за обладание этой прекрасной об ластью. Здесь блестели копья амале- китян, тряслась земля под колесницами Сезостриса, по ней шли македонские фаланги, здесь слышались удары ши роких римских мечей, здесь предназ начено было раздаваться боевым кри кам крестоносцев, греметь артиллерий Англии и Франции . Казалось, что на этой равнине Израиля приходили а столкновение Европа и Азия, иудейст во и язычество, варварство и цивили зация, Ветхий и Новый Завет, история прошлого и надежды будущего...» Храм Благовещенья поражает своим величием и размахом. Это огромное современное здание, в центре которо - го находится дом-пещера родителей матери Иисуса — Девы Марии. Изда ли, стоя на огороженной площадке, м ож но видеть вход в пещеру и камен ное ложе, на котором , возможно , си дела испуганная девушка при виде явившегося ей ангела с пророческими словами. И можно понять ее состоя ние, ее смятение, если б сейчас к сов ременной девице пришел некто и ска зал бы, что она, уже сосватанная, без сопутствующих тому причин родит рань ше положенного срока ребенка, кото рый к тому ж е будет царем. Эта ж и тейская ситуация в дальнейшем стано вится самой неправдоподобной во всем Священном Писании: плотник Иосиф, человек уже в летах, обручается с доч кой соседей Марией и вдруг «...преж де нежели сочеталися они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Свя того». Естественно, не желая скандала, мудрый Иосиф хочет без лишних ссор оставить Марию, но тут и он верит на слово явившемуся ему ангелу, что его невеста беременна не по своей воле... Возможно, я слишком по-светски, на грани богохульства рассказал об этом самом дорогом и милом для верующе го сердца событии. В духовной литера туре оно описывается примерно так: здесь совершилась «главизна нашего спасения». — зачатие по наитию Духа Свята от неискусомужные Девы Марии Спасителя мира после чудесного явле ния ей архангела Гавриила. Здесь пе режил праведный' Иосиф Обручник, хранитель девственной чистоты Богома тери, «бурю сумнительных помышле ний», когда увидел Св. Дезу «непразд- ну сущу» или, по выражению из цер ковной песни, «бракоокрадованну» и хотел ее «тай пустити» от себя, но ус покоен был видением ангела во сне, сказавшего: «Не бойся прияти Мариам жены твоя, родшее бо ся в ней от Д у ха Свята!» И брак состоялся. Чего только не на терпелась, наверное, за те дни девуш ка и как только жила после свадьбы — об этом можно написать роман потол ще Библии. А страдания, выпавшие на долю матери, узнавшей, что ее сын должен умереть мучительной смертью? Не потому ли образ Девы Марии один из самых популярных в христианстве. В назаретском Храме Благовещенья (благовещенья, то есть храм благой ве сти, которую принес ангел о скором рождении Спасителя) есть целая кар тинная галерея с иконописными обра зами Богородицы. И среди картин ма тери с ребенком, выполненных по пред ставлениям не только европейских на родов, но и вьетнамцев, индийцев, ка ких-то африканских племен, есть кар тина, изображающая украинскую Бого матерь (не могу точно сказать, какой именно Церкви, их сейчас, если не ошибаюсь, на территории Украины три). Евангелисты почти ничего не расска зывают нам о назаретском периоде жизни Христа, хотя он здесь провел лет тридцать и, надо думать, лучших лет своей жизни. Мы не знаем, кто был духовным учителем отрока Иисуса, ко торый уже зрелым мужем предстал пред Иоанном Крестителем. И этот от шельник в звериных шкурах и почер невшим от солнца изможденным лицом смог почувствовать-понять, что перед ним стоит тот, у ко го он не достоин даже развязать ‘ ремни сандалий... После были у Иисуса дни испытаний и искушений, которые он мужественна перенес, явившись на берега Галилей ского озера уже Учителем. И обрел там своих учеников, которые поначалу совсем не понимали смысла пропове дуемого им учения. Как и Иуда из Кариота, многие считали, что Мессия должен быть прежде всего царем зем ным и возглавить мятеж против вла дычества Рима. Но Спаситель выбрал иной путь, длящийся вот уже без ма лого два тысячелетия (как жаль, что другой человек, моложе Христа, воск ликнул в запальчивости после казни старшего брата: «Мы пойдем другим путем!», но не смог, не успел выбрать верные ориентиры на нашем кремнис том крестном пути). Спаситель говорил не о новом общественном строе, а в первую очередь о новой жизни чело- . веческой души, о мире, в котором безраздельно царствует Бог. * * * ...Однако давайте от теософических размышлений вернемся на грешную землю святой Палестины, по которой катит наш экскурсионный автобус. Спра ва от дороги легкой рябью подернуты воды Галилейского озера, слева высят ся пресловутые Голанские высоты. Прс^ сим водителя притормозить, чтобы хоть разок окунуться в озере, размяться и отдохнуть. Вода теплая, берег мелкий. Зайдя поглубже, я лежу на спине, до верившись ласковым волнам. Солнце еще не зашло, но скоро на ступят короткие южные сумерки, заж гутся над головой яркие звезды, вспых нут огоньки в окнах рыбацких хибарок, что сгрудились у впадающего в озеро ручейка. Покачиваясь в масляной плошке, зачадит фитилек и в домике Петра. Поскупился, верно, прижимис тый галилеянин, купил нынче масла по дешевле да похуже. Тем временем женщины ставят на стол широкое блюдо с жареной рыбой, кувшин с вином, миску с водой. Иисус благбелавляет еду и преломляет хлеб. Разламывая рыбу руками, сгрудившие ся за столом мужчины молча жую т и напряженно вслушиваются в простые притчи Учителя, пытаясь понять их по таенный смысл. Лишь безусый юноша Иоанн, забыв о еде, отрешенно смот рит перед собой. В его голове проно сятся картины скорого всемирного су да, он представляет Учителя воссед*- ющим на огненном скакуне с разящим мечом в руках. И сколько еще прой дет лет, прежде чем подросток седо бородым старцем войдет, склонив го лову, под своды пещеры на далеком скалистом острове Патмос, затерянном в огромном Эгейском море. Войдет и услышит там слова самой мистической и гроз»ной книги Нового Завета — А по калипсиса. Услышит и продиктует их своему ученику — Прохору. И я вспоминаю, как с трепетом вслед за остальными паломниками сам вхо дил, перекрестясь, в ту пещеру. Но это уже новый рассказ, рассказ о первом за годы советской власти массовом па ломничестве русских людей к христи анским святыням Средиземноморья. (При под го то в ке д а н н ы х зам е то к а в тор использовал инф орм ацию и отдель ные мысли , и зл ож енны е в к н и г е А . Бо голюбова «Сын человеческий» .) Паломники На вершине горы Фавор, где расположен католическии монастырь и сохранились развалины древ них христианских храмов. По преданию здесь Христос .впервые явился своим ученикам в образе Богочеловека. 23 ноября 1990года 1 2 РЫБНЫЙ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz