Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.

I) и От Кижей Ш Египта ( Окончание . Начало на 11-й стр.) Зачем я перечисляю эти имена? Да прежде всего хочу сказать, что нельзя, как это делалось в Стране Советов до сих пор, называть все, что связано с жизнью и деятельностью Иисуса Хрис­ та, «сказками для верующих». И это еще самое безобидное определение. Но давайте все же поверим в реаль­ ность существования всех этих людей *и попробуем окунуться в те не менее драматичные годы двухтысячелетней давности. Параллель с нашим временем теснейшая: в дрожащем мареве над городами раздираемой противоречия­ ми Палестины физически ощущается ожидание приближающихся великих со­ бытий. И каждый облекает это ощуще­ ние неизбежности перемен в привыч­ ную для себя форму — римляне гово­ рят о скором Царстве Сатурна (а что только не говорят сегодняшние астро­ логи!), иудеи готовятся к встрече Мес­ сии (депутаты Верховного Совета СССР дают Президенту страны тридцать дней, иначе...), народные проповедники клей­ мят пороки богачей, возвещая гряду­ щий Суд (что-что, а клеймить нынче мы все умеем). То есть тогда, в нача­ ле нашей эры, жажда очищения, обнов­ ления, всеобщего духовного и общест­ венного перерождения достигла преде­ ла. Кроме того, войдя в состав Рим­ ской империи, иудеи оказались в са­ мой гуще мирового политического, со­ циального и религиозного брожения. Да, имперский орел гордо раскинул тогда крылья от Атлантики до Перед­ ней Азии. Выкачивая из отдаленных провинций колоссальные подати, Рим становится как бы всемирной столицей. Подкупами, обещаниями, принуждения­ ми римские диктаторы разгромили У себя на родине республиканскую пар­ тию и создали режим военной дикта­ туры. Так возникла единовластная ти­ рания. Однако возвышение империи сопровождается социальными конфлик­ тами (вспомним мятеж гладиаторов под руководством Спартака или, проводя параллель, чехословацкую революцию 1968 года). Но самым грандиозным кри­ зисом эпохи был кризис духовный (как и в наши дни). Античные мифы, кото­ рые рассказывали о богах Греции и ко~ торые затем перешли на римских бо­ гов, вызывали только насмешки. Имен­ но поэтому, завоевав Восток, римляне с особым интересом обратились к раз­ личным восточным культам, которые вскоре получили огромное распростра­ нение. Вместе с ними начался неслы­ ханный рост суеверий и шарлатанства, а как производных от них — скептициз­ ма и атеизма. Разочарование в каза­ лось бы незыблемых идеалах сопро­ вождалось падением нравов, но вмес­ те с тем и искренней тягой к очище­ нию. Человечество стояло на перепутье. Будь безразличен к радостям и печа­ лям жизни, погрузись в созерцание — призывали буддисты и стоики; очищай себя от материи, ибо она зло — гово­ рили персидские маздеисты; изучай природу, ищи спасение в знании — за­ являли греческие и римские филосо­ фы; ищи счастье в удовольствии — про­ поведовали эпикурейцы; поклоняйся единому невидимому Богу и соблюдай Закон — учила иудейская религия. Хо­ дили слухи, что из Иудеи выйдет Не­ кто для покорения вселенной. Вергилий возвещал рождение младенца, который явится основателем новой эры. И вот наконец в двадцатый год правления Августа в маленьком галилейском го ­ роде Назарете юная дева услышала слова: «Ты родишь сына и наречешь ему имя Иисус...» 3. НАЗАРЕТ В Назарет мы въехали как-то неза­ метно, спустившись в аккуратную до ­ лину после восхождения на гору Ф а ­ вор. Водитель автобуса пошел переку­ сить, а мы потянулись к входу в Храм Благовещенья, экономя время и стара­ ясь не обращать внимания на много ­ численные сувенирные лавки частных торговцев. Назарет обычный арабский городок, хотя слово «обычный» нашему читате­ лю ничего не говорит. Тогда скажу так: это город, полный небольших белых жилых домов, расположенных на уз­ ких кривых улицах, опоясывающих хол­ мистую возвышенность. Зеленый и пыльный, изнывающий от жары город с мусульманскими мечетями и против­ ным криком муэдзина. Никакой особой красоты, отмечаемой предшественника­ ми в местных женщинах, я не заметил. Да и вообще женщин на улицах почти нет, если не считать разноплеменных туристок со всего света, целеустрем­ ленно бегающих от одного магазина к другому. Хотя можно сказать и иначе, как это сделал Ф. Феррар в книге «Жизнь Иисуса Христа», описывая рас­ стилающуюся у подножия Назарета рав­ нину: «Она находилась в сердце стра­ ны Израиля, отделяясь только узкой границей гор и рек. Тут были вблизи Финикия, Сирия, Аравия, Вавилон и Египет. Острова язычников и все слав­ ные страны Европы были почти видны за блестящими водами западного мо ­ ря. Знамена Рима развивались на рав­ нине... языком Греции говорили в ниж ­ них городах. И какою бы мирною не казалась тогда разнина, зеленая, как бы выстланная изумрудами, вся зали­ тая живительным солнечным светом й пурпурными тканями проносившихся над ней облаков последнего дождя, она была в течение столетий театром народных войн. Фараоны и Птоломеи, эмиры и арса- киды, судьи и консулы — все боролись за обладание этой прекрасной об­ ластью. Здесь блестели копья амале- китян, тряслась земля под колесницами Сезостриса, по ней шли македонские фаланги, здесь слышались удары ши­ роких римских мечей, здесь предназ­ начено было раздаваться боевым кри ­ кам крестоносцев, греметь артиллерий Англии и Франции . Казалось, что на этой равнине Израиля приходили а столкновение Европа и Азия, иудейст­ во и язычество, варварство и цивили­ зация, Ветхий и Новый Завет, история прошлого и надежды будущего...» Храм Благовещенья поражает своим величием и размахом. Это огромное современное здание, в центре которо - го находится дом-пещера родителей матери Иисуса — Девы Марии. Изда­ ли, стоя на огороженной площадке, м ож но видеть вход в пещеру и камен­ ное ложе, на котором , возможно , си­ дела испуганная девушка при виде явившегося ей ангела с пророческими словами. И можно понять ее состоя­ ние, ее смятение, если б сейчас к сов­ ременной девице пришел некто и ска­ зал бы, что она, уже сосватанная, без сопутствующих тому причин родит рань­ ше положенного срока ребенка, кото­ рый к тому ж е будет царем. Эта ж и ­ тейская ситуация в дальнейшем стано­ вится самой неправдоподобной во всем Священном Писании: плотник Иосиф, человек уже в летах, обручается с доч­ кой соседей Марией и вдруг «...преж­ де нежели сочеталися они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Свя­ того». Естественно, не желая скандала, мудрый Иосиф хочет без лишних ссор оставить Марию, но тут и он верит на слово явившемуся ему ангелу, что его невеста беременна не по своей воле... Возможно, я слишком по-светски, на грани богохульства рассказал об этом самом дорогом и милом для верующе­ го сердца событии. В духовной литера­ туре оно описывается примерно так: здесь совершилась «главизна нашего спасения». — зачатие по наитию Духа Свята от неискусомужные Девы Марии Спасителя мира после чудесного явле­ ния ей архангела Гавриила. Здесь пе­ режил праведный' Иосиф Обручник, хранитель девственной чистоты Богома­ тери, «бурю сумнительных помышле­ ний», когда увидел Св. Дезу «непразд- ну сущу» или, по выражению из цер­ ковной песни, «бракоокрадованну» и хотел ее «тай пустити» от себя, но ус­ покоен был видением ангела во сне, сказавшего: «Не бойся прияти Мариам жены твоя, родшее бо ся в ней от Д у ­ ха Свята!» И брак состоялся. Чего только не на­ терпелась, наверное, за те дни девуш­ ка и как только жила после свадьбы — об этом можно написать роман потол­ ще Библии. А страдания, выпавшие на долю матери, узнавшей, что ее сын должен умереть мучительной смертью? Не потому ли образ Девы Марии один из самых популярных в христианстве. В назаретском Храме Благовещенья (благовещенья, то есть храм благой ве­ сти, которую принес ангел о скором рождении Спасителя) есть целая кар­ тинная галерея с иконописными обра­ зами Богородицы. И среди картин ма­ тери с ребенком, выполненных по пред­ ставлениям не только европейских на­ родов, но и вьетнамцев, индийцев, ка­ ких-то африканских племен, есть кар­ тина, изображающая украинскую Бого­ матерь (не могу точно сказать, какой именно Церкви, их сейчас, если не ошибаюсь, на территории Украины три). Евангелисты почти ничего не расска­ зывают нам о назаретском периоде жизни Христа, хотя он здесь провел лет тридцать и, надо думать, лучших лет своей жизни. Мы не знаем, кто был духовным учителем отрока Иисуса, ко ­ торый уже зрелым мужем предстал пред Иоанном Крестителем. И этот от­ шельник в звериных шкурах и почер­ невшим от солнца изможденным лицом смог почувствовать-понять, что перед ним стоит тот, у ко го он не достоин даже развязать ‘ ремни сандалий... После были у Иисуса дни испытаний и искушений, которые он мужественна перенес, явившись на берега Галилей­ ского озера уже Учителем. И обрел там своих учеников, которые поначалу совсем не понимали смысла пропове­ дуемого им учения. Как и Иуда из Кариота, многие считали, что Мессия должен быть прежде всего царем зем ­ ным и возглавить мятеж против вла­ дычества Рима. Но Спаситель выбрал иной путь, длящийся вот уже без ма­ лого два тысячелетия (как жаль, что другой человек, моложе Христа, воск­ ликнул в запальчивости после казни старшего брата: «Мы пойдем другим путем!», но не смог, не успел выбрать верные ориентиры на нашем кремнис­ том крестном пути). Спаситель говорил не о новом общественном строе, а в первую очередь о новой жизни чело- . веческой души, о мире, в котором безраздельно царствует Бог. * * * ...Однако давайте от теософических размышлений вернемся на грешную землю святой Палестины, по которой катит наш экскурсионный автобус. Спра­ ва от дороги легкой рябью подернуты воды Галилейского озера, слева высят­ ся пресловутые Голанские высоты. Прс^ сим водителя притормозить, чтобы хоть разок окунуться в озере, размяться и отдохнуть. Вода теплая, берег мелкий. Зайдя поглубже, я лежу на спине, до­ верившись ласковым волнам. Солнце еще не зашло, но скоро на­ ступят короткие южные сумерки, заж­ гутся над головой яркие звезды, вспых­ нут огоньки в окнах рыбацких хибарок, что сгрудились у впадающего в озеро ручейка. Покачиваясь в масляной плошке, зачадит фитилек и в домике Петра. Поскупился, верно, прижимис­ тый галилеянин, купил нынче масла по­ дешевле да похуже. Тем временем женщины ставят на стол широкое блюдо с жареной рыбой, кувшин с вином, миску с водой. Иисус благбелавляет еду и преломляет хлеб. Разламывая рыбу руками, сгрудившие­ ся за столом мужчины молча жую т и напряженно вслушиваются в простые притчи Учителя, пытаясь понять их по­ таенный смысл. Лишь безусый юноша Иоанн, забыв о еде, отрешенно смот­ рит перед собой. В его голове проно ­ сятся картины скорого всемирного су­ да, он представляет Учителя воссед*- ющим на огненном скакуне с разящим мечом в руках. И сколько еще прой­ дет лет, прежде чем подросток седо­ бородым старцем войдет, склонив го ­ лову, под своды пещеры на далеком скалистом острове Патмос, затерянном в огромном Эгейском море. Войдет и услышит там слова самой мистической и гроз»ной книги Нового Завета — А по ­ калипсиса. Услышит и продиктует их своему ученику — Прохору. И я вспоминаю, как с трепетом вслед за остальными паломниками сам вхо­ дил, перекрестясь, в ту пещеру. Но это уже новый рассказ, рассказ о первом за годы советской власти массовом па­ ломничестве русских людей к христи­ анским святыням Средиземноморья. (При под го то в ке д а н н ы х зам е то к а в ­ тор использовал инф орм ацию и отдель­ ные мысли , и зл ож енны е в к н и г е А . Бо­ голюбова «Сын человеческий» .) Паломники На вершине горы Фавор, где расположен католическии монастырь и сохранились развалины древ­ них христианских храмов. По преданию здесь Христос .впервые явился своим ученикам в образе Богочеловека. 23 ноября 1990года 1 2 РЫБНЫЙ МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz