Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.
-шишншш Стамбул, Аф ны) j р£:грова: ; тейского моря^ i НшцЧ Из- ’ «анль, Египет — таков толь- jo Зарубежный маршрут экс- (едиции «Паломничество», организованной нынешним летом миссией «Золотой век» неправительственного Фон да народной дипломатии. В предыдущих номерах газеты мы уже рассказали о неко торых этапах плавания. Се годня автор повествует о по ездке в Галилею. Напоминаем, что эта не обычная экспедиция была совершена на самодельных судах Петрозаводского клу ба путешественников и ис следователей «Полярный Одиссей», которые на буду щий год вновь поднимут па руса, планируя не только повторить уже пройденный маршрут, но и дойти до итальянского города Генуя. Те, кто желает деловым со ветом помочь в организации экспедиций или стать их спонсором, могут обращать ся к председателю Совета ушга&ии «Золотой век» Вик тору Дмитриеву (185020, Петрозаводск, ул. Москов- :кая, 12) или к автору этих тметок. У «Золотого века» !сть и свой благотворнтель- сый счет № 700701 в Ка- >елпромстройбанке. I ’ j 11От Шжей "до Египта Виктор Георги, наш корр. оружие остается у них дома и, как я понимаю, местные власти рекомендуют каждом у как м ож но чаще не расста ваться с ним. На оживленных улицах мож но увидеть, к примеру, мужчину, который одной рукой ведет маленько го сына, а в другой сжимает автомат. Или симпатичную девушку в нарядном платье, с модной прической и броским макияжем , через хрупкое плечо кото рой небрежно переброшен небольшой автоматический «узи». Поначалу для нас, советских людей, это столь же неесте ственно и смешно, как кадры из кино комедии «Бриллиантовая рука», когда Юрий Никулин в рассеянности сунул в £воську пистолет. Но одно дело сидеть 8 кино, совсем другое — находиться i данной ситуации в реально существу ющем мире, где твой смех в лучшем случае сочтут за глупость... По шоссе спешат в город открытые фургоны с ящиками персиков, слив, овощей. Среди все более сурового ландшафта на склонах выжженных сол нцем каменистых холмов попадаются целые рощи эвкалиптов, тянут к небу голые стволы-колонны банановые паль мы. Каждое дерево посажено рукой человека и бережно охраняется. Мель кают поселки из одно-, двухэтажных кот теджей, огороженных глухими забора ми. Это так называемые кебуцы — свое образные израильские колхозы. Как нам рассказал водитель, они бывают нескольких типов. В закрытых кебуцах /\/\/\ЛЛЛЛЛ>^\/\/ЧЛ/\ЛЛ/\/\/\/\/Ч/\/\/Ч/ЧЛЛ/ЧЛЛ\/\/Ч/\ЛЛЛ/\/\ЛЛЛЛЛ/\/\Л ПАЛОМНИЧЕСТВО V \ A A A A A A / W W W S A A A A A A A A / W W V A A A A / W 4 / W V W W V W W W W W W W ' часть третья В ЭТИХ ЗАМЕТКАХ уже упоми налось имя Марка Твена, со вершившего более ста лет на зад вместе со своими сооте чественниками первое палом ничество из Америки к святой земле Палестины. Побывали американцы при мерно в тех ж е местах, что и мы. Вер нее, это мы в какой-то мере повтори ли их маршрут, но не на современном ПО тем меркам пароходе «Квакер-Си ти», а на самодельных деревянных па русах. Так или иначе, но в 1868 году появилась на свет замечательная книга «Простаки за границей, или Путь но вых паломников», после которой моло дой журналист Самюэл Клеменс по су ти дела стал Марком Твеном, чье имя сегодня ассоциируется с буйным юм о ром и верой в американскую демокра тию. Так вот, за эту книгу Марк Твен был подвергнут нападкам со стороны рев нителей церкви за богохульство. А так же критике светской публики за слиш ком открозенную религиозную направ ленность книги. То есть автор был бит 4 двух сторон, что очень обидно. Даже д трех — рассердились и твеновские Друзья-паломники, увидев себя со сто роны совсем не такими, какими они к.-.тели бы выглядеть в глазах массово го читателя. Боюсь, что и меня может Постигнуть та ж е участь (имею в виду битье и обиды). Именно поэтому, пре дохраняясь хотя бы от нападок слиш ком ярых атеистов, повторю вслед за великим писателем: «Изложенные мною сведения предназначаются для людей, которые не станут читать библейскую историю, если не принудить их к это м у какой-нибудь хитростью. Надеюсь, что среди многих сторонников прогрес са и образования не найдется ни од ного, кто будет ставить мне палки в колеса при исполнении этой миссии». 1. ПО ДОРОГЕ В ГАЛИЛЕЮ ...Заказанный накануне экскурсионный автобус подкатил поздним утром, ча сов в восемь, к хайфскому яхт-клубу. Нет, я пунктуален в своих заметках: в Израиле время сдвинуто на два часа назад по сравнению с московским, что крайне неудобно, так как темнеет уже часов в шесть вечера и световой рабо чий день короток . Нас двадцать пасса жиров — пятеро паломников по раз личным причинам остались в городе: радист был приглашен в гости к мест ным радиолюбителям; другой паломник еще на Кипре, возвращаясь с фестива ля вина, потерял паспорт и не мог сой ти на берег; остальные, очевидно, на шли себе иное занятие или просто-на просто не стали тратить валюту на по ездку (на руках у каждого из нас бы ло в среднем по триста долларов, об менянных в Союзе за советские рубли). Располагаемся, уточняем с водителем маршрут к Галилейскому озеру. В кре сле экскурсовода с микрофоном в ру ках устраивается архимандрит Авгус тин. В прошлом студент физмата Лен- госуниверситета, а ныне доцент Ленин градской духовной академии, наш ба тюшка настоящий странствующий мо нах. Но, побывав черт-те где вплоть до Новой Зеландии, он, как и мы все, впер вые ступил на Святую Землю. Однако и здесь, хотя она и святая, с водите лем автобуса надо прежде всего еще раз обговорить цену и маршрут. И на заверение, что сверх обещанного мы не дадим ни шекеля, водитель в отме стку заявляет, что не поедет за Иор дан, где арабы могут побить стекла ав тобуса (наши телекомментаторы назва ли бы это актом растущей справедли вой борьбы-интифады палестинцев, а по-моему так это обыкновенное хули ганство). Мы едем улицами Хайфы, располо женной у подножия горы Кармель, на вершине которой, говорят, сохранились развалины католического храма времен крестовых походов. (Во второй полови не XII века здесь был основан мона шеский орден кармелитов, который в моей необразованной памяти кроме как с глупым словом «кармелитки» ни с чем другим не ассоциируется.) Пере валив за горный хребет и оставив в стороне дымные заводские корпуса, спускаемся в долину. По обе стороны дороги тянутся хлопковые и ку кур у з ные поля, цитрусовые сады, обширные огороды . Навстречу вперемежку с лег ковыми автомашинами попадается ко лонна грузовиков с минометными уста новками. Здесь никого не удивляет на перзый взгляд странное органичное вплетение армии в повседневную жизнь. Многочисленные патрули на дорогах, колючая проволока на охраняемых в центре города объектах, люди в граж данской одежде с автоматами за спи ной. В Израиле всеобщая воинская обя занность — парни служат три года, де вушки — два. А после службы личное ш ш т всем управляет совет общины. Там но вого члена коммуны ставят на полное котловое и вещевое довольствие, обу чают необходимой коммуне специаль ности, дают жилье, регламентируют не только труд, но и отдых. То есть че ловек попадает в комфортабельное ка зарменное прокоммунистическое ми ниобщество, где имеет практически все, кроме личной свободы выбора. Наконец после скал и песков наше му взору открылась обширная долина, в центре которой раскинулось леген дарное Галилейское озеро, обрамлен ное с противоположной стороны прес ловутыми Голанскими высотами (не уверен, что я правильно пишу это на звание — оно у всех нас на слуху, но что-то последнее время не мелькает в газетных репортажах). И, наверное, давно пора мне прервать описание сиюминутных черт современной жизни, ведь каждый камень этой земли хра нит отпечаток тысячелетней истории, освященной именем и личностью Иису са Христа. 2. ВРЕМЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ Нет, не случайно детские годы, от рочество и юность Иисуса прошли на берегу Гагилейского, или Тивериадско го, или Геннисаретского озера-моря. Есть на планете места, которые благо даря своей исключительности, уникаль ности, величию дают миру мужествен ных и талантливых людей. Как Байкал для Сибири, как Беломорье для Рус ского Севера, как Волга для России — так и Галилейское озеро для Палести ны. Почему так происходит? Для лю бого человека целительна и необходи ма, как пища и питье, окружающая его природа. Чтобы встречать восходы на вершинах гор или соперничать со сти хией в открытом море, чтобы не было в душе ростков нелепого скептицизма, а зеленели дружные всходы самоут верждения и радости ощущения себя в изменяющемся, но вместе с тем ве ковечном потоке жизни. В душе чело века должны быть гармония, а не бо лезненно-экзальтированная мечтатель ность, реализм, а не ложный пафос. Именно поэтому, наверное, выросший в Галилее Иисус сумел подняться до высот человеческого самопожертвова ния, испив до дна предназначенную ему чашу страданий. Что ж е сегодня представляет из се бя Галилея, какой мы увидели ее из окна комфортабельного автобуса под легкий шепот кондиционеров? Во-пер вых, уже этим мы совершили святотат ство: ни один из паломников-энтузиас- тов не позволил бы себе, даже имея деньги, нанять ослика или верховую лошадь для подобного путешествия. Трудно, очень трудно представить, что раньше эта земля была цветущим краем: колосились хлеба, росли об ширные фруктовые сады, виноградни ки, а на покрытых цветами лугах пас лись многочисленные стада овец, воды же Галилейского озера бороздили ры бацкие суда. Ныне все голо, пустынно, лишь автобусы с туристическими груп пами катят по наезженному маршруту. Очередная остановка у какого-то храма. Оказывается, он сооружен на месте, где Иисус пятью хлебами накор мил пять тысяч человек. Особенно кра сочно описан этот сюжет в Евангелии от Марка. Помните? Проповедовал как- то Иисус перед множеством народа на пустынном берегу Галилейского озера. И так как времени прошло уже много, ученики его, люди более практичные, говорят: «Хватит слов — отпусти народ в окрестные деревни подкрепиться». Тогда Иисус взял имеющиеся у учени ков пять хлебов и две рыбы, посмот рел на небо, благословил и преломил хлебы (ломал ли он р ’ |бу — о том Свя щенное Писание умалчивает). И ели все и насытились. Плюс к тому набрали еще двенадцать полных коробоз кра юх хлеба и остатков рыбы. Так вот в той церкви под престолом находится камень, на котором стоял (или якобы стоял) Иисус на виду у пя ти тысяч голодных мужиков. ...Дорога тянется дальше, огибая озе ро и оставляя его с правой стороны автобуса. Не доезжая до Иордана но вая остановка. Здесь обиженный Хрис тос в сердцах воскликнул: «И ты, Ка пернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься», предрекая гибель тем, кто не покаялся, даже видя чудеса, яв ленные им, Богочеловеком. Ныне про рочество сбылось: лишь крыша музей ного павильона над квадратом раско па да небольшой монастырь свидетель ствуют, что на этом месте был когда- то цветущий город, так сказать, рези денция Христа в Галилее, названная в Евангелиях «Его городом». Здесь же со своей женой и матерью жил самый великовозрастный из первых учеников Христа Симон — порывистый, чест ный и непосредственный человек, ти пичный галилеянин. Он был беззаветно предан Учителю, и эта преданность впоследствии восторжествовала над всеми его слабостями. Иисус назвал Симона Петром (по-гречески «камень») и образно предрек, что на том камне будет утверждена Его Церковь. Многие первые ученики Христа, став шие впоследствии апостолами, были гагилеянвми — это брат Петра Андрей; геннисаретские рыболовы Иаков и Ио анн; Нафанаил-Варфоломей, о котором Иисус сказал: «Вот подлинный изра ильтянин, в котором нет лукавства»; Филипп, хорошо знавший греческий язык; Симон Зилот, в прошлом отчаян ный террорист; бывший сборщик нало гов Матфей; Фома, который неверую щий; Иосиф Варсава и другие, о кото рых, кроме имен, не сохранилось ни каких сведений. Южанином, то есть не- галилелнином, был лишь Иуда из Ка- риота, предавший Христа. (Окончание на 12-й стр.) ЫБНЫИМУРМАН 11 23 ноября 190 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz