Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.

-шишншш Стамбул, Аф ны) j р£:грова: ; тейского моря^ i НшцЧ Из- ’ «анль, Египет — таков толь- jo Зарубежный маршрут экс- (едиции «Паломничество», организованной нынешним летом миссией «Золотой век» неправительственного Фон­ да народной дипломатии. В предыдущих номерах газеты мы уже рассказали о неко­ торых этапах плавания. Се­ годня автор повествует о по­ ездке в Галилею. Напоминаем, что эта не­ обычная экспедиция была совершена на самодельных судах Петрозаводского клу­ ба путешественников и ис­ следователей «Полярный Одиссей», которые на буду­ щий год вновь поднимут па­ руса, планируя не только повторить уже пройденный маршрут, но и дойти до итальянского города Генуя. Те, кто желает деловым со­ ветом помочь в организации экспедиций или стать их спонсором, могут обращать­ ся к председателю Совета ушга&ии «Золотой век» Вик­ тору Дмитриеву (185020, Петрозаводск, ул. Москов- :кая, 12) или к автору этих тметок. У «Золотого века» !сть и свой благотворнтель- сый счет № 700701 в Ка- >елпромстройбанке. I ’ j 11От Шжей "до Египта Виктор Георги, наш корр. оружие остается у них дома и, как я понимаю, местные власти рекомендуют каждом у как м ож но чаще не расста­ ваться с ним. На оживленных улицах мож но увидеть, к примеру, мужчину, который одной рукой ведет маленько­ го сына, а в другой сжимает автомат. Или симпатичную девушку в нарядном платье, с модной прической и броским макияжем , через хрупкое плечо кото­ рой небрежно переброшен небольшой автоматический «узи». Поначалу для нас, советских людей, это столь же неесте­ ственно и смешно, как кадры из кино­ комедии «Бриллиантовая рука», когда Юрий Никулин в рассеянности сунул в £воську пистолет. Но одно дело сидеть 8 кино, совсем другое — находиться i данной ситуации в реально существу­ ющем мире, где твой смех в лучшем случае сочтут за глупость... По шоссе спешат в город открытые фургоны с ящиками персиков, слив, овощей. Среди все более сурового ландшафта на склонах выжженных сол­ нцем каменистых холмов попадаются целые рощи эвкалиптов, тянут к небу голые стволы-колонны банановые паль­ мы. Каждое дерево посажено рукой человека и бережно охраняется. Мель­ кают поселки из одно-, двухэтажных кот­ теджей, огороженных глухими забора­ ми. Это так называемые кебуцы — свое­ образные израильские колхозы. Как нам рассказал водитель, они бывают нескольких типов. В закрытых кебуцах /\/\/\ЛЛЛЛЛ>^\/\/ЧЛ/\ЛЛ/\/\/\/\/Ч/\/\/Ч/ЧЛЛ/ЧЛЛ\/\/Ч/\ЛЛЛ/\/\ЛЛЛЛЛ/\/\Л ПАЛОМНИЧЕСТВО V \ A A A A A A / W W W S A A A A A A A A / W W V A A A A / W 4 / W V W W V W W W W W W W ' часть третья В ЭТИХ ЗАМЕТКАХ уже упоми­ налось имя Марка Твена, со­ вершившего более ста лет на­ зад вместе со своими сооте­ чественниками первое палом­ ничество из Америки к святой земле Палестины. Побывали американцы при­ мерно в тех ж е местах, что и мы. Вер­ нее, это мы в какой-то мере повтори­ ли их маршрут, но не на современном ПО тем меркам пароходе «Квакер-Си­ ти», а на самодельных деревянных па­ русах. Так или иначе, но в 1868 году появилась на свет замечательная книга «Простаки за границей, или Путь но­ вых паломников», после которой моло­ дой журналист Самюэл Клеменс по су­ ти дела стал Марком Твеном, чье имя сегодня ассоциируется с буйным юм о ­ ром и верой в американскую демокра ­ тию. Так вот, за эту книгу Марк Твен был подвергнут нападкам со стороны рев­ нителей церкви за богохульство. А так­ же критике светской публики за слиш­ ком открозенную религиозную направ­ ленность книги. То есть автор был бит 4 двух сторон, что очень обидно. Даже д трех — рассердились и твеновские Друзья-паломники, увидев себя со сто­ роны совсем не такими, какими они к.-.тели бы выглядеть в глазах массово­ го читателя. Боюсь, что и меня может Постигнуть та ж е участь (имею в виду битье и обиды). Именно поэтому, пре­ дохраняясь хотя бы от нападок слиш­ ком ярых атеистов, повторю вслед за великим писателем: «Изложенные мною сведения предназначаются для людей, которые не станут читать библейскую историю, если не принудить их к это­ м у какой-нибудь хитростью. Надеюсь, что среди многих сторонников прогрес­ са и образования не найдется ни од­ ного, кто будет ставить мне палки в колеса при исполнении этой миссии». 1. ПО ДОРОГЕ В ГАЛИЛЕЮ ...Заказанный накануне экскурсионный автобус подкатил поздним утром, ча­ сов в восемь, к хайфскому яхт-клубу. Нет, я пунктуален в своих заметках: в Израиле время сдвинуто на два часа назад по сравнению с московским, что крайне неудобно, так как темнеет уже часов в шесть вечера и световой рабо­ чий день короток . Нас двадцать пасса­ жиров — пятеро паломников по раз­ личным причинам остались в городе: радист был приглашен в гости к мест­ ным радиолюбителям; другой паломник еще на Кипре, возвращаясь с фестива­ ля вина, потерял паспорт и не мог сой­ ти на берег; остальные, очевидно, на­ шли себе иное занятие или просто-на­ просто не стали тратить валюту на по­ ездку (на руках у каждого из нас бы­ ло в среднем по триста долларов, об ­ менянных в Союзе за советские рубли). Располагаемся, уточняем с водителем маршрут к Галилейскому озеру. В кре ­ сле экскурсовода с микрофоном в ру­ ках устраивается архимандрит Авгус­ тин. В прошлом студент физмата Лен- госуниверситета, а ныне доцент Ленин­ градской духовной академии, наш ба­ тюшка настоящий странствующий мо ­ нах. Но, побывав черт-те где вплоть до Новой Зеландии, он, как и мы все, впер­ вые ступил на Святую Землю. Однако и здесь, хотя она и святая, с водите­ лем автобуса надо прежде всего еще раз обговорить цену и маршрут. И на заверение, что сверх обещанного мы не дадим ни шекеля, водитель в отме­ стку заявляет, что не поедет за Иор­ дан, где арабы могут побить стекла ав­ тобуса (наши телекомментаторы назва­ ли бы это актом растущей справедли­ вой борьбы-интифады палестинцев, а по-моему так это обыкновенное хули­ ганство). Мы едем улицами Хайфы, располо­ женной у подножия горы Кармель, на вершине которой, говорят, сохранились развалины католического храма времен крестовых походов. (Во второй полови­ не XII века здесь был основан мона­ шеский орден кармелитов, который в моей необразованной памяти кроме как с глупым словом «кармелитки» ни с чем другим не ассоциируется.) Пере­ валив за горный хребет и оставив в стороне дымные заводские корпуса, спускаемся в долину. По обе стороны дороги тянутся хлопковые и ку кур у з ­ ные поля, цитрусовые сады, обширные огороды . Навстречу вперемежку с лег­ ковыми автомашинами попадается ко ­ лонна грузовиков с минометными уста­ новками. Здесь никого не удивляет на перзый взгляд странное органичное вплетение армии в повседневную жизнь. Многочисленные патрули на дорогах, колючая проволока на охраняемых в центре города объектах, люди в граж ­ данской одежде с автоматами за спи­ ной. В Израиле всеобщая воинская обя­ занность — парни служат три года, де ­ вушки — два. А после службы личное ш ш т всем управляет совет общины. Там но­ вого члена коммуны ставят на полное котловое и вещевое довольствие, обу­ чают необходимой коммуне специаль­ ности, дают жилье, регламентируют не только труд, но и отдых. То есть че­ ловек попадает в комфортабельное ка­ зарменное прокоммунистическое ми­ ниобщество, где имеет практически все, кроме личной свободы выбора. Наконец после скал и песков наше­ му взору открылась обширная долина, в центре которой раскинулось леген­ дарное Галилейское озеро, обрамлен­ ное с противоположной стороны прес­ ловутыми Голанскими высотами (не уверен, что я правильно пишу это на­ звание — оно у всех нас на слуху, но что-то последнее время не мелькает в газетных репортажах). И, наверное, давно пора мне прервать описание сиюминутных черт современной жизни, ведь каждый камень этой земли хра­ нит отпечаток тысячелетней истории, освященной именем и личностью Иису­ са Христа. 2. ВРЕМЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ Нет, не случайно детские годы, от­ рочество и юность Иисуса прошли на берегу Гагилейского, или Тивериадско­ го, или Геннисаретского озера-моря. Есть на планете места, которые благо­ даря своей исключительности, уникаль­ ности, величию дают миру мужествен­ ных и талантливых людей. Как Байкал для Сибири, как Беломорье для Рус­ ского Севера, как Волга для России — так и Галилейское озеро для Палести­ ны. Почему так происходит? Для лю­ бого человека целительна и необходи­ ма, как пища и питье, окружающая его природа. Чтобы встречать восходы на вершинах гор или соперничать со сти­ хией в открытом море, чтобы не было в душе ростков нелепого скептицизма, а зеленели дружные всходы самоут­ верждения и радости ощущения себя в изменяющемся, но вместе с тем ве­ ковечном потоке жизни. В душе чело­ века должны быть гармония, а не бо­ лезненно-экзальтированная мечтатель­ ность, реализм, а не ложный пафос. Именно поэтому, наверное, выросший в Галилее Иисус сумел подняться до высот человеческого самопожертвова­ ния, испив до дна предназначенную ему чашу страданий. Что ж е сегодня представляет из се­ бя Галилея, какой мы увидели ее из окна комфортабельного автобуса под легкий шепот кондиционеров? Во-пер­ вых, уже этим мы совершили святотат­ ство: ни один из паломников-энтузиас- тов не позволил бы себе, даже имея деньги, нанять ослика или верховую лошадь для подобного путешествия. Трудно, очень трудно представить, что раньше эта земля была цветущим краем: колосились хлеба, росли об­ ширные фруктовые сады, виноградни­ ки, а на покрытых цветами лугах пас­ лись многочисленные стада овец, воды же Галилейского озера бороздили ры­ бацкие суда. Ныне все голо, пустынно, лишь автобусы с туристическими груп­ пами катят по наезженному маршруту. Очередная остановка у какого-то храма. Оказывается, он сооружен на месте, где Иисус пятью хлебами накор­ мил пять тысяч человек. Особенно кра­ сочно описан этот сюжет в Евангелии от Марка. Помните? Проповедовал как- то Иисус перед множеством народа на пустынном берегу Галилейского озера. И так как времени прошло уже много, ученики его, люди более практичные, говорят: «Хватит слов — отпусти народ в окрестные деревни подкрепиться». Тогда Иисус взял имеющиеся у учени­ ков пять хлебов и две рыбы, посмот­ рел на небо, благословил и преломил хлебы (ломал ли он р ’ |бу — о том Свя­ щенное Писание умалчивает). И ели все и насытились. Плюс к тому набрали еще двенадцать полных коробоз кра ­ юх хлеба и остатков рыбы. Так вот в той церкви под престолом находится камень, на котором стоял (или якобы стоял) Иисус на виду у пя­ ти тысяч голодных мужиков. ...Дорога тянется дальше, огибая озе­ ро и оставляя его с правой стороны автобуса. Не доезжая до Иордана но­ вая остановка. Здесь обиженный Хрис­ тос в сердцах воскликнул: «И ты, Ка­ пернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься», предрекая гибель тем, кто не покаялся, даже видя чудеса, яв­ ленные им, Богочеловеком. Ныне про ­ рочество сбылось: лишь крыша музей­ ного павильона над квадратом раско­ па да небольшой монастырь свидетель­ ствуют, что на этом месте был когда- то цветущий город, так сказать, рези­ денция Христа в Галилее, названная в Евангелиях «Его городом». Здесь же со своей женой и матерью жил самый великовозрастный из первых учеников Христа Симон — порывистый, чест­ ный и непосредственный человек, ти­ пичный галилеянин. Он был беззаветно предан Учителю, и эта преданность впоследствии восторжествовала над всеми его слабостями. Иисус назвал Симона Петром (по-гречески «камень») и образно предрек, что на том камне будет утверждена Его Церковь. Многие первые ученики Христа, став­ шие впоследствии апостолами, были гагилеянвми — это брат Петра Андрей; геннисаретские рыболовы Иаков и Ио­ анн; Нафанаил-Варфоломей, о котором Иисус сказал: «Вот подлинный изра­ ильтянин, в котором нет лукавства»; Филипп, хорошо знавший греческий язык; Симон Зилот, в прошлом отчаян­ ный террорист; бывший сборщик нало­ гов Матфей; Фома, который неверую­ щий; Иосиф Варсава и другие, о кото­ рых, кроме имен, не сохранилось ни­ каких сведений. Южанином, то есть не- галилелнином, был лишь Иуда из Ка- риота, предавший Христа. (Окончание на 12-й стр.) ЫБНЫИМУРМАН 11 23 ноября 190 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz