Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.
Вопросы снабжения ____ I * ; 1, И I Что «скажет» ГОСЗАКАЗ? Приближение рынка каждый из нас ощущает постоянно, пока — в виде дефицита. Впрочем, задолго до рыночных отношений, еще в застойные времена дефицит у нас на флотах отлично зна ли «в лицо». И если принимались моряки ругать «берег», то на чинали, конечно же, со службы снабжения. Так было и пять, и десять, и пятнадцать лет назад. Не хватало краски, металла, ин струментов, запасных частей и многого другого . А что же те перь! Как отправляются суда в море, чем снабжают их в дол гий рейс, ведь на полках всех магазинов пусто* Об этом наш корреспондент беседует с людьми, занимающи мися снабжением в Мурманском траловом флоте, заместителем начальника флота И. И. ФРУЦКИМ и помощником начальника флота А. С. КОРШУНОВЫМ. — Насколько сложно бзм сейчас работать! И. И. Ф руцкий . — О трудно стях лучше не говорить: всего все равно не расскажешь. Ведь снабжение идет через фирму «Севрыбснаб» (бывшее УМТС — управление матери ально-технического снабжения «Севрыбы»). Сегодня надо е ы - ходить на прямые связи, а они более-менее налажены лишь у фирмы, а не у нас. Иными словами: старую систему по ка никто не отменил, а новую мы еще не создали. — Игорь Иванович, фирма обеспечивает ваши з з я е к и ! . И. И. Ф руц кий : — Пример но 55 процентов от потребно сти. Причем все делается за ранее, скажем, сейчас мы оформляем заявки на 1992 год. — Но ведь никто не знает, что и как будет через два го да. И. И. Ф руц кий : — Я пото му и сказал: старая система еще сильна. А. С. Коршунов: — А с дру гой стороны, исполнительская дисциплина не выдерживает никакой критики, довели стра ну до развала. Не выполняют ся договорные обязательства по поставкам, тем самым мы Еынуждены искать выход, пе реплачивать огромные деньги. И. И. Ф руцкий : — Например, потребовалось в связи с кор ректировкой проекта больни цы найти более мощный тран сформатор и оборудование трансформаторной подстанции. Где все это взять? «Легально» нигде. Единственный путь — через кооператив-посредник в Ленинграде, но цена в 10 раз выше номинальной. — Александр Сергеевич, поднялись цены на продукты. Как теперь будут питаться мо ряки ! А. С. Коршунов: — Моя то чка зрения: в магазине долж но быть все, пусть по е ы с о к о й цене. А моряку надо платить столько, сколько он заработал, чтобы мог купить то, что хо чет он. — В чем сейчас ощущается наибольший дефицит! А . С. Коршунов: — Заявки на мясные продукты выполня ются лишь наполовину. Смот рите, что получается: сначала мясо было мясом, то есть сви нина, говядина, баранина. По том «мясом» стали и куры, ут ки. Теперь уже пишут «мясные продукты» и туда включают и колбасу. Раньше куры и кол баса шли отдельно. — А тушенка! А . С. Коршунов: — Получа ют ее на судах, но сразу пере водят в лавочку и раскупают, ведь знают, как дома ей бу дут рады. — Недавно в редакции по бывал В. В. Кузьменок, пред седатель ЦК профсоюза. Он сказал, что у экипажей загран- 2 ноября 1990 года плавания не должно быть про блем с питанием, поскольку выдается каждому инвалютный рубль в сутки. А. С. Коршунов: — Все Е е р - но. Но ведь сейчас разрешено покупать за границей Есе на усмотрение экипажа. Вот мо ряки и стараются максимум продуктов получить здесь, а инвалюту потратить на кофе, конфеты. — Или сигареты. Кстати, как с ними! № А. С. Коршунов: — Решали на СТК: получаемые сигареты делить поровну или большую часть отдать морякам. Решили, что лучше «зажмем» берего вых, у них есть хоть какая-то возможность достать. Но уже получаем по договорам табак. Конечно, была бы салюта — 60 центов пачка сигарет. — А где валюта! А. И. Ф руц кий : — Мы вы нуждены тратить ее на ремонт судовой техники и приобрете ние новой. Нужна новая тех ника для выпуска продукции высокого качества, нужны зап части. А. С. Коршунов: — И 33 про цента, которые получают мо ряки, тоже отсюда же, из той ж е флотской суммы. — Выход — обменные опе рации! А. С. Коршунов: — По бар терным сделкам мы можем обменять то количество рыбы, которое определено лицензия ми. Но мы большее внимание уделяем договорам внутри Со юза. Причем стараемся найти партнеров, которым нужна кормовая продукция и рыбму- ка, взамен получаем плодо овощную продукцию , мясо. А. И. Ф руцкий : — Мы изуча ли, где и какие заводы изго тавливают ту номенклатуру из делий, которые нужны нам. Разослали туда письма, пред ложили заключить С нами до говора. Пока ответов нет. Впрочем, я могу понять поче му: что для огромного заво да наши 200 клапанов — ми зер, нет заинтересованности. Но, думаю, спрос рождает предложение, со временем на ладим связи. А. С. Коршунов: — Прораба тываем договоры с Белорусси ей, Владимирской и Пермской областями. Хотим создать со вместные производства, вы пускать там рыбопродукцию высоких кондиций — консер вы, колбасы, продукцию в ва куумной упаковке. А взамен — продукты, кабель и т. д. И. И. Ф руц кий : — Сложней всего то, что мы не знаем, ка ким будет госзаказ. Ведь и для бартерных операций, и для внутрисоюзных договоров нуж на рыба. Что останется у нас для маневрирования? Пока от ветить трудно. Беседовала И. БЕРЕЗЮК. i f Экономическая политика: • : Улг • * г.* , . . . П р о м ы с е л т у н ц а ЕеДут многие страны. Особенно быстро идет развитие его в последние годы. Так, в 1986 году мировой вылов тунца в 1,3 раза был выше, чем в 1980 году и составил 3,4 миллиона тонн. Причина тому — высо кая рентабельность тунцового промысла и неограниченный спрос на эту рыбу. А в нашей стране добыча тунцовых Б последние годы составляла всего 15—20 тысяч тонн, то есть около одного процента мирового вылова. Причем добычу ведут в ос новном рыбаки Прибалтики и Дальнего Востока с помощью кошельковых неводов. По мнению специалистов НПО «Севрыбпоиск», изучив ших материалы наших научно поисковых рейсов и зарубеж ных исследований, сезонный лов тунцов могли бы Еести и мурманские рыбодобываю щие организации в открытой части Северной Атлантики. Ведь этот регион расположен довольно близко к Кольскому полуострову. Причем, судя по анализу имеющихся данных, весьма перспективным в этом районе является применение для добычи тунцов пелагиче ских тралов. Если случайные уловы достигали 20 тонн за траление, то при проведении специальных поисково-про мысловых работ можно рас считывать на более Еесомые результаты. Интересен эксперимент, проведенный три года назад французскими рыбаками. В Бискайский залив на промы сел тунца вышли десять близ нецовых траулеров, где вмес то традиционных крючковых методов применялся траловый способ. Работа эта доказала, что трал имеет более высо кую производительность, по зволяет оперативно переклю чаться с промысла тунцов на добычу других объектов, до пускает возможность ведения комбинированного лова, не требует создания специализи рованного тунцеловного фло та. В зарубежной печати есть сведения, что этот способ ос ваивают также японские ры баки в северной части Тихо го океана. Что ж е за рыба тунец? Это — высокоценная промысло вая рыба. На мировом рынке ее стоимость колеблется от 1,5 до 4 тысяч американских долларов за тонну, порой це ны достигают 10— 14 тысяч долларов. Следовательно, про давая рыбу за рубеж, мы смо жем обеспечить рентабель ность работы траулера типа «Атлантик-333» уже при про изводительности 5—7 тонн за сутки лова. А если тунец реа лизовать на внутреннем рын ке, то рентабельности можно временного кругового обзора, станцией приема спутниковой гидрометеорологической Ин формации, вооружением для тралового лова, оборудовани ем для проведения океаноло гических работ. При облове тунцов следует использовать облегченные пелагические тралы, позволяющие прои зво дить траления со скоростью не менее 5 узлов. Здесь не лишне будет отметить, что тра улер такого типа, оборудова ние которого уже сейчас поз- Завтра будем сожалеть Наука — производству достичь, Еыпуская 7—8 тонн разделанной рыбы, или 6 тонн филе, или 3—4 тонны для про изводства консервов. Стало быть, решив вопросы поиска, тактики и техники промысла тунцов, вполне реально дос тичь и более высоких произ водственных показателей. Недавние исследования по казали, что в Северной Ат лантике есть значительные за пасы разных видов тунцов, но они недостаточно используют ся. Потенциальный отечествен ный вылов можно оценить в 30— 40 тысяч тонн. Для Север ного бассейна р а з Е Н Т и е тра лового промысла тунцов м о г ло бы особенно быть полез ным. Во-первых, как я уже сказал, для него не потребу ется создания специализиро- Еанного флота, а дополнитель ная сырьевая база уменьшит пресс промысла в традицион ных районах и расширит воз можности для маневрирования флотом в Северной Атлантике. Во-вторых, появится возмож ность получить дополнитель ную валюту от продажи рыбо продукции из тунца за рубе жом , где она пользуется по вышенным спросом. Расчеты показывают, что на иболее подходящим типом судна для тунцеловной экспе диции является траулер про екта «Атлантик-333». Исходя из особенностей поиска тун цов, судно должно быть осна щено гидролокатором одно- воляет провести соответству ющие поисковые исследова ния, имеется в НПО «Севрыб поиск». Специально для экспедиц «#1 Специалисты «Севрыбпоиска^; разработали детальное мето дическое обоснование по по иску и траловому промыслу тунцов, в основу которого легли материалы 115 литера турных источников и 35 отче тов о научно-поисковых рей сах. В работе изложены сле дующие основные вопросы: перспективные районы и сро ки образования концентраций тунцов, пригодных для трало вого лова; организация и про ведение специализированных поисковых и промысловых ра бот; экономическая эффектив ность и перспективы тралово го лова тунцовых рыб. Таким образом, к настояще му времени НПО «Севрыбпо- иск» располагает практически всем необходимым для про ведения специальной тунцо вой экспедиции. Тем не ме нее реализация на практике этих работ в ближайшем бу дущем весьма проблематична. Основная причина •— Отсутст вие финансирования научно поисковых исследований, Не желание выделять средства на проведение перспективных ра бот в угоду сиюминутной вы годе может привести к значи тельным потерям. В. ВИННИЧЕНКО, инженер НПО «Севрыбпо иск». 1 По сообщениям ...И ЦЕНЫ РАДУЮТ Два рыболовных судна из Харстада и четыре из обла сти Мере-ог-Ромсдал сейчас направляются в район Кана ды, где они будут вести про мысел черного палтуса. Вла дельцы этих судов имеют договор с канадскими влас тями, согласно которому они получили лицензии на про мысел в экономической зо не Канады, которой будут выплачивать пошлину. Сооб щения из Канады свидетель ствуют о том, что перспек тивы промысла хорошие, да и цена па черного палтуса также хорошая. НЕТ — ПРИВИЛЕГИЯМ Ни одна область или ре гион не должны иметь каких- либо особых привилегий, ког да в 1991 году возобновит ся промысел мойвы, счита ют владельцы кошельковых судов — члены норвежско го объединения судовладель ческих компаний. По Мне нию объединения, в первую очередь право участвовать в промысле мойвы должны по лучить те, кто занимался этим тогда, когда промысел был остановлен. У ЛОФОТЕН Большая часть квоты это го года на треску была вы ловлена и доставлена на бе рег во время промысла скрея у Лофотенских островов. От 4 Рыбацкие Лофотсн и далее к югу бы ло поставлено трески на бе реговые предприятия столь ко же, сколько и в прошлом году. В Вестеролене, Тром- се и Финмарке произошло уменьшение количества т р е с ки, поставленной на пред приятия. Таким образом, сильное сокращение квоты в этом году наибольшие по следствия имело для самой северной части побережья. Именно эти области боль ше всех зависят от промыс ла трески. Для Финмарка очень существенно то, что в этом году было поставлено на предприятия области все го 20 тысяч тоии трески, в прошлом году это количест во было вдвое больше. Это объясняется тем, что значи тельная часть ограниченной квоты па треску была вылов лена в начале зимы, во вре мя промысла скрея у Лофо- тен. От квоты мало что ос тается к тому времени, ког да начинается промысел трески в районах Северного Тромсе и Финмарка. 140 БЕЗРАБОТНЫХ В Финмарке сейчас 140 безработных рыбаков. В те чение октября от 30 до 40 рыбаков потеряют право на получение пособия по без работице. Согласно прави лам, срок выплаты пособия по безработице ограничен — 40 недель в год. ТРЕБОВАНИЕ СААМОВ Министерство рыболов ства должно принять во вни мание требования са ам А касающиеся лова рыбы во фьордах, когда оно будёЪ окончательно распределять квоты на будущий год, счи тает саамский парламент (Саметинг). КАМ Б А Л А НЕ ЛОВИТСЯ Экспериментальный лов морской камбалы бнмтралом в Баренцевом море закон чился неудачно. Во время первого рейса траулера бим- трал не работал, а во время второго рейса морской каМ; балы было обнаружено лишь небольшое количество. Вла делец судна Оддвар Майала из Хавейсунда потратил мил лион крон на этот экспери ментальный промысел, — Да. Это неудача, сказал владелец. — Во вто ром рейсе, когда модифици ровали орудие лова, нашли морскую камбалу, но мало. Качество рыбы было пре- РЫБНЫЙ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz