Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.

Вопросы снабжения ____ I * ; 1, И I Что «скажет» ГОСЗАКАЗ? Приближение рынка каждый из нас ощущает постоянно, пока — в виде дефицита. Впрочем, задолго до рыночных отношений, еще в застойные времена дефицит у нас на флотах отлично зна­ ли «в лицо». И если принимались моряки ругать «берег», то на­ чинали, конечно же, со службы снабжения. Так было и пять, и десять, и пятнадцать лет назад. Не хватало краски, металла, ин­ струментов, запасных частей и многого другого . А что же те­ перь! Как отправляются суда в море, чем снабжают их в дол­ гий рейс, ведь на полках всех магазинов пусто* Об этом наш корреспондент беседует с людьми, занимающи­ мися снабжением в Мурманском траловом флоте, заместителем начальника флота И. И. ФРУЦКИМ и помощником начальника флота А. С. КОРШУНОВЫМ. — Насколько сложно бзм сейчас работать! И. И. Ф руцкий . — О трудно­ стях лучше не говорить: всего все равно не расскажешь. Ведь снабжение идет через фирму «Севрыбснаб» (бывшее УМТС — управление матери­ ально-технического снабжения «Севрыбы»). Сегодня надо е ы - ходить на прямые связи, а они более-менее налажены лишь у фирмы, а не у нас. Иными словами: старую систему по­ ка никто не отменил, а новую мы еще не создали. — Игорь Иванович, фирма обеспечивает ваши з з я е к и ! . И. И. Ф руц кий : — Пример­ но 55 процентов от потребно­ сти. Причем все делается за­ ранее, скажем, сейчас мы оформляем заявки на 1992 год. — Но ведь никто не знает, что и как будет через два го ­ да. И. И. Ф руц кий : — Я пото­ му и сказал: старая система еще сильна. А. С. Коршунов: — А с дру­ гой стороны, исполнительская дисциплина не выдерживает никакой критики, довели стра­ ну до развала. Не выполняют­ ся договорные обязательства по поставкам, тем самым мы Еынуждены искать выход, пе­ реплачивать огромные деньги. И. И. Ф руцкий : — Например, потребовалось в связи с кор ­ ректировкой проекта больни­ цы найти более мощный тран­ сформатор и оборудование трансформаторной подстанции. Где все это взять? «Легально» нигде. Единственный путь — через кооператив-посредник в Ленинграде, но цена в 10 раз выше номинальной. — Александр Сергеевич, поднялись цены на продукты. Как теперь будут питаться мо ­ ряки ! А. С. Коршунов: — Моя то­ чка зрения: в магазине долж ­ но быть все, пусть по е ы с о к о й цене. А моряку надо платить столько, сколько он заработал, чтобы мог купить то, что хо­ чет он. — В чем сейчас ощущается наибольший дефицит! А . С. Коршунов: — Заявки на мясные продукты выполня­ ются лишь наполовину. Смот­ рите, что получается: сначала мясо было мясом, то есть сви­ нина, говядина, баранина. По­ том «мясом» стали и куры, ут­ ки. Теперь уже пишут «мясные продукты» и туда включают и колбасу. Раньше куры и кол­ баса шли отдельно. — А тушенка! А . С. Коршунов: — Получа­ ют ее на судах, но сразу пере­ водят в лавочку и раскупают, ведь знают, как дома ей бу­ дут рады. — Недавно в редакции по­ бывал В. В. Кузьменок, пред­ седатель ЦК профсоюза. Он сказал, что у экипажей загран- 2 ноября 1990 года плавания не должно быть про­ блем с питанием, поскольку выдается каждому инвалютный рубль в сутки. А. С. Коршунов: — Все Е е р - но. Но ведь сейчас разрешено покупать за границей Есе на усмотрение экипажа. Вот мо ­ ряки и стараются максимум продуктов получить здесь, а инвалюту потратить на кофе, конфеты. — Или сигареты. Кстати, как с ними! № А. С. Коршунов: — Решали на СТК: получаемые сигареты делить поровну или большую часть отдать морякам. Решили, что лучше «зажмем» берего­ вых, у них есть хоть какая-то возможность достать. Но уже получаем по договорам табак. Конечно, была бы салюта — 60 центов пачка сигарет. — А где валюта! А. И. Ф руц кий : — Мы вы­ нуждены тратить ее на ремонт судовой техники и приобрете­ ние новой. Нужна новая тех­ ника для выпуска продукции высокого качества, нужны зап­ части. А. С. Коршунов: — И 33 про ­ цента, которые получают мо ­ ряки, тоже отсюда же, из той ж е флотской суммы. — Выход — обменные опе­ рации! А. С. Коршунов: — По бар­ терным сделкам мы можем обменять то количество рыбы, которое определено лицензия­ ми. Но мы большее внимание уделяем договорам внутри Со­ юза. Причем стараемся найти партнеров, которым нужна кормовая продукция и рыбму- ка, взамен получаем плодо­ овощную продукцию , мясо. А. И. Ф руцкий : — Мы изуча­ ли, где и какие заводы изго­ тавливают ту номенклатуру из­ делий, которые нужны нам. Разослали туда письма, пред­ ложили заключить С нами до­ говора. Пока ответов нет. Впрочем, я могу понять поче­ му: что для огромного заво­ да наши 200 клапанов — ми­ зер, нет заинтересованности. Но, думаю, спрос рождает предложение, со временем на­ ладим связи. А. С. Коршунов: — Прораба­ тываем договоры с Белорусси­ ей, Владимирской и Пермской областями. Хотим создать со­ вместные производства, вы­ пускать там рыбопродукцию высоких кондиций — консер­ вы, колбасы, продукцию в ва­ куумной упаковке. А взамен — продукты, кабель и т. д. И. И. Ф руц кий : — Сложней всего то, что мы не знаем, ка­ ким будет госзаказ. Ведь и для бартерных операций, и для внутрисоюзных договоров нуж ­ на рыба. Что останется у нас для маневрирования? Пока от­ ветить трудно. Беседовала И. БЕРЕЗЮК. i f Экономическая политика: • : Улг • * г.* , . . . П р о м ы с е л т у н ц а ЕеДут многие страны. Особенно быстро идет развитие его в последние годы. Так, в 1986 году мировой вылов тунца в 1,3 раза был выше, чем в 1980 году и составил 3,4 миллиона тонн. Причина тому — высо­ кая рентабельность тунцового промысла и неограниченный спрос на эту рыбу. А в нашей стране добыча тунцовых Б последние годы составляла всего 15—20 тысяч тонн, то есть около одного процента мирового вылова. Причем добычу ведут в ос­ новном рыбаки Прибалтики и Дальнего Востока с помощью кошельковых неводов. По мнению специалистов НПО «Севрыбпоиск», изучив­ ших материалы наших научно­ поисковых рейсов и зарубеж­ ных исследований, сезонный лов тунцов могли бы Еести и мурманские рыбодобываю­ щие организации в открытой части Северной Атлантики. Ведь этот регион расположен довольно близко к Кольскому полуострову. Причем, судя по анализу имеющихся данных, весьма перспективным в этом районе является применение для добычи тунцов пелагиче­ ских тралов. Если случайные уловы достигали 20 тонн за траление, то при проведении специальных поисково-про­ мысловых работ можно рас­ считывать на более Еесомые результаты. Интересен эксперимент, проведенный три года назад французскими рыбаками. В Бискайский залив на промы­ сел тунца вышли десять близ­ нецовых траулеров, где вмес­ то традиционных крючковых методов применялся траловый способ. Работа эта доказала, что трал имеет более высо­ кую производительность, по­ зволяет оперативно переклю ­ чаться с промысла тунцов на добычу других объектов, до­ пускает возможность ведения комбинированного лова, не требует создания специализи­ рованного тунцеловного фло­ та. В зарубежной печати есть сведения, что этот способ ос­ ваивают также японские ры­ баки в северной части Тихо­ го океана. Что ж е за рыба тунец? Это — высокоценная промысло­ вая рыба. На мировом рынке ее стоимость колеблется от 1,5 до 4 тысяч американских долларов за тонну, порой це­ ны достигают 10— 14 тысяч долларов. Следовательно, про ­ давая рыбу за рубеж, мы смо­ жем обеспечить рентабель­ ность работы траулера типа «Атлантик-333» уже при про­ изводительности 5—7 тонн за сутки лова. А если тунец реа­ лизовать на внутреннем рын­ ке, то рентабельности можно временного кругового обзора, станцией приема спутниковой гидрометеорологической Ин­ формации, вооружением для тралового лова, оборудовани­ ем для проведения океаноло­ гических работ. При облове тунцов следует использовать облегченные пелагические тралы, позволяющие прои зво ­ дить траления со скоростью не менее 5 узлов. Здесь не­ лишне будет отметить, что тра­ улер такого типа, оборудова­ ние которого уже сейчас поз- Завтра будем сожалеть Наука — производству достичь, Еыпуская 7—8 тонн разделанной рыбы, или 6 тонн филе, или 3—4 тонны для про­ изводства консервов. Стало быть, решив вопросы поиска, тактики и техники промысла тунцов, вполне реально дос­ тичь и более высоких произ­ водственных показателей. Недавние исследования по­ казали, что в Северной Ат­ лантике есть значительные за­ пасы разных видов тунцов, но они недостаточно используют­ ся. Потенциальный отечествен­ ный вылов можно оценить в 30— 40 тысяч тонн. Для Север­ ного бассейна р а з Е Н Т и е тра­ лового промысла тунцов м о г­ ло бы особенно быть полез­ ным. Во-первых, как я уже сказал, для него не потребу­ ется создания специализиро- Еанного флота, а дополнитель­ ная сырьевая база уменьшит пресс промысла в традицион­ ных районах и расширит воз­ можности для маневрирования флотом в Северной Атлантике. Во-вторых, появится возмож ­ ность получить дополнитель­ ную валюту от продажи рыбо­ продукции из тунца за рубе­ жом , где она пользуется по­ вышенным спросом. Расчеты показывают, что на­ иболее подходящим типом судна для тунцеловной экспе­ диции является траулер про­ екта «Атлантик-333». Исходя из особенностей поиска тун­ цов, судно должно быть осна­ щено гидролокатором одно- воляет провести соответству­ ющие поисковые исследова­ ния, имеется в НПО «Севрыб­ поиск». Специально для экспедиц «#1 Специалисты «Севрыбпоиска^; разработали детальное мето­ дическое обоснование по по­ иску и траловому промыслу тунцов, в основу которого легли материалы 115 литера­ турных источников и 35 отче­ тов о научно-поисковых рей­ сах. В работе изложены сле­ дующие основные вопросы: перспективные районы и сро­ ки образования концентраций тунцов, пригодных для трало­ вого лова; организация и про ­ ведение специализированных поисковых и промысловых ра­ бот; экономическая эффектив­ ность и перспективы тралово­ го лова тунцовых рыб. Таким образом, к настояще­ му времени НПО «Севрыбпо- иск» располагает практически всем необходимым для про­ ведения специальной тунцо­ вой экспедиции. Тем не ме­ нее реализация на практике этих работ в ближайшем бу­ дущем весьма проблематична. Основная причина •— Отсутст­ вие финансирования научно­ поисковых исследований, Не­ желание выделять средства на проведение перспективных ра­ бот в угоду сиюминутной вы­ годе может привести к значи­ тельным потерям. В. ВИННИЧЕНКО, инженер НПО «Севрыбпо­ иск». 1 По сообщениям ...И ЦЕНЫ РАДУЮТ Два рыболовных судна из Харстада и четыре из обла­ сти Мере-ог-Ромсдал сейчас направляются в район Кана­ ды, где они будут вести про­ мысел черного палтуса. Вла­ дельцы этих судов имеют договор с канадскими влас­ тями, согласно которому они получили лицензии на про­ мысел в экономической зо­ не Канады, которой будут выплачивать пошлину. Сооб­ щения из Канады свидетель­ ствуют о том, что перспек­ тивы промысла хорошие, да и цена па черного палтуса также хорошая. НЕТ — ПРИВИЛЕГИЯМ Ни одна область или ре­ гион не должны иметь каких- либо особых привилегий, ког­ да в 1991 году возобновит­ ся промысел мойвы, счита­ ют владельцы кошельковых судов — члены норвежско­ го объединения судовладель­ ческих компаний. По Мне­ нию объединения, в первую очередь право участвовать в промысле мойвы должны по­ лучить те, кто занимался этим тогда, когда промысел был остановлен. У ЛОФОТЕН Большая часть квоты это­ го года на треску была вы­ ловлена и доставлена на бе­ рег во время промысла скрея у Лофотенских островов. От 4 Рыбацкие Лофотсн и далее к югу бы­ ло поставлено трески на бе­ реговые предприятия столь­ ко же, сколько и в прошлом году. В Вестеролене, Тром- се и Финмарке произошло уменьшение количества т р е с ­ ки, поставленной на пред­ приятия. Таким образом, сильное сокращение квоты в этом году наибольшие по­ следствия имело для самой северной части побережья. Именно эти области боль­ ше всех зависят от промыс­ ла трески. Для Финмарка очень существенно то, что в этом году было поставлено на предприятия области все­ го 20 тысяч тоии трески, в прошлом году это количест­ во было вдвое больше. Это объясняется тем, что значи­ тельная часть ограниченной квоты па треску была вылов­ лена в начале зимы, во вре­ мя промысла скрея у Лофо- тен. От квоты мало что ос­ тается к тому времени, ког­ да начинается промысел трески в районах Северного Тромсе и Финмарка. 140 БЕЗРАБОТНЫХ В Финмарке сейчас 140 безработных рыбаков. В те­ чение октября от 30 до 40 рыбаков потеряют право на получение пособия по без­ работице. Согласно прави­ лам, срок выплаты пособия по безработице ограничен — 40 недель в год. ТРЕБОВАНИЕ СААМОВ Министерство рыболов­ ства должно принять во вни­ мание требования са ам А касающиеся лова рыбы во фьордах, когда оно будёЪ окончательно распределять квоты на будущий год, счи­ тает саамский парламент (Саметинг). КАМ Б А Л А НЕ ЛОВИТСЯ Экспериментальный лов морской камбалы бнмтралом в Баренцевом море закон­ чился неудачно. Во время первого рейса траулера бим- трал не работал, а во время второго рейса морской каМ; балы было обнаружено лишь небольшое количество. Вла­ делец судна Оддвар Майала из Хавейсунда потратил мил­ лион крон на этот экспери­ ментальный промысел, — Да. Это неудача, сказал владелец. — Во вто­ ром рейсе, когда модифици­ ровали орудие лова, нашли морскую камбалу, но мало. Качество рыбы было пре- РЫБНЫЙ МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz