Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.

Выживем? Не выживем? Б е л о м о р с к а я б а з а гослова — весьма необычная организа­ ция. С одной стороны, это кол ­ лектив, куда практически не­ возможно наняться, особенно на рядо ­ вую должность, так как увольняются здесь крайне редко . С другой стороны, кроме общих для всех северных фло­ тов проблем у 'Беломорской базы гос ­ пожа очень много собственных, харак­ терных только для этой организации. «НАС ГРАБЯТ ВСЕ» Парадокс: добывающие флоты убы­ точные, а все организации, обслужива­ ющие их, прибыльные. Не минула до­ ля сия и Беломорскую базу. Причин тому много: это и низкие оптовые це­ ны на рыбу, это и монополизм обслу­ живающих организаций, это и убогость материального снабжения и т. д. Ска­ жем , проблема вывоза продукции из района промысла и доставки снабже­ ния: «Сезрыбхолодфлот» диктует свои условия, флотам некуда деться, ведь другой «фирмы», имеющей транспорты, нет. Вот наглядный пример. Рассказывает начальник службы эксплуатации ББГЛ М. И. Любовский: — «Севрыба» по обменным операци­ ям закупила в Турции тару, миллион ящикоз для всех работающих в ЦВА. Просим: пусть «Сезхолод» возьмет та­ ру. Отвечают: «Платите валюту за за­ ход транспорта, за стоянку там, тогда привезем». С точки зрения рынка, может быть, «Севхолод» и прав, пользуясь случаем «хапнуть» валюту.. В экономике мило­ сердием и благотворительностью не за­ нимаются. Но ведь и добывающему флоту надо выходить на дорогу благо­ получия. А как? Еще об одном случае «грабежа» рас­ сказывает Марк Исакович: — Мы не смогли в Союзе купить ав­ тобус. Он нам нужен, чтобы возить лю­ дей на «Фрезу», на другой берег зали­ ва, и встречать прилетающие экипажи. Договорились с инофирмой, на это на­ шли валюту. Но Внешэкономбанк задер­ жал перевод валюты. Прямого выхо­ да на инофирму у нас нет, а у «Сев- рыбхолодфлота» есть. Начальник этого флота А. Ф . Леванов подтвердил) что поможет нам. Однако заместитель его А. А. Мунин «осчастливил» нас вот та­ кой телеграммой: «Просим официаль­ но подтвердить снятие денежных пре­ тензий за 1988—89 годы 202,6 тысячи инвалютных рублей и перечислить нам рублевое покрытие по новому курсу. После этого управление сможет пере­ вести 49 тысяч долларов по указанному • вами адресу». Стало быть, мы должны простить «Севхолоду» более двухсот тысяч инвалютных рублей за эту услу­ гу ! К тому же телеграмма пришла день в день, когда рублевое покрытие было увеличено втрое. Я попыталась выяснить причину по­ явления такого документа. И получила резкую отповедь, что, мол, не дело га­ зеты вмешиваться в коммерческие от­ ношения. А посему воздержусь от ка­ кого-либо комментирования. Крайне болезненный вопрос снабже­ ния судов. Пока госзаказ и план поста­ вок мало оставляют добывающим фло­ там лродукции для обменных операций, все, кто владеет материальными ресур­ сами, будут ставить флоты на колени, диктуя немыслимые условия. А вот расходы, характерные только для Беломорской базы гослова. На со­ держании флота находятся не только «Севрыба», «Севрыбпоиск», Минрыб- хоз, но и аппарат управления в Бело­ морске и Петрозаводске (аппарат управ­ ления «Карелрыбпром»). Разумеется, все эти расходы ложатся на себестои­ мость выпускаемой продукции, то бишь на рыбий хвост. А еще печальней то, что с незапамятных времен сложилась ситуация, что центр ББГЛ в Беломор­ ске, а не в Мурманске, и в общий ме­ шок сваливаются результаты труда и добывающего флота, и рыбокомбината в Беломорске, и бригад, занятых на до ­ быче водорослей, рабочих судоремонт­ ных мастерских, сетевязальных цехоз и многое другое. Да, флот получает по­ ка дотацию в пределах двух миллио­ нов рублей. И имеет убытки свыше 10 миллионов рублей. В основном по чу­ жой вине. Логика сегодняшнего дня подсказы­ вает вроде бы два варианта: либо сделать центр в Мурманске, а базу в Беломорске, и вести все подсчеты здесь, либо вообще убрать промежуточное звено и подчинить флот непосредст­ венно управлению «Карелрыбпром». Об этом много гозорят на флоте, считают, что необходимо быстрей менять несо­ вершенную структуру управления. Но пока законодательно не решен вопрос о собственности, все выжидают. Чей будет флот — Карелии или Союза? Ка­ кими будут условия его аренды? Каки­ ми будут взаиморасчеты с обслужива­ ющими предприятиями? Пока — ож и ­ дание. И убытки. Хотя... — Мы закончили первое полугодие так, что впору коллектив ставить на пьедестал и аплодировать ему — так п != Начиная с этого номера, газета предполагает широко рассказывать о проб­ лемах флотов Северного бассейна в нынешних условиях перехода к рыночной экономике . Почему мы начинаем с флотов! Потому что сырье сегодня — ос­ нова основ, а положение самих флотов тяжелейшее. Повышаются цены на все, кром е цен на рыбу. А сырьевые запасы в основных районах промысла, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Не упоминая уже о Баренцевом море. Увеличивается себестоимость продукции, растут затраты. Как выжить! Сокращать людей! Но на флотах уже досокращались до пол­ ного технического убожества механизмов. Да и куда девать сокращенных! На улицу! А право на труд ! А человечность! Выходить на бартерные сделки! А госзаказ! А план поставок! А неуверен­ ность западных партнеров в нашей политической и экономической надежности! В нашем сознании не укладывается поговорка «Каждый умирает в одиноч­ ку». Мы должны выжить все вместе и каждый в отдельности! Поэтому крупицы опыта выхода из безвыходных ситуаций, возможно , по­ могут другим в решении задачи выживания. Самый престижный флот сказал об успехах коллектива М. И. Лю- бозский. И за девять месяцев результаты от­ радные. Скажем, выпущено сверх пла­ на более 10 тысяч тонн пищевой про ­ дукции, товарной продукции — почти на 8 миллионов рублей, в 2,5 раза' пе­ рекрыто задание по выпуску филе, бо­ лее чем вдвое — по выпуску соленой сельди и т. д. Заработная плата возрос­ ла в среднем на 80 рублей. Казалось бы, все чудесно. Если бы так! Вот объемный гроссбух, где обсчита­ ны все доходы и расходы ББГЛ. Стра­ ничка «Качество продукции». Почти на 20 процентов больш е . планового коли­ чества выпущено вторым сортом коп ­ ченой рыбы. Каким, как говорится, бо­ ком к этому ассортименту флот? Ан нет, считается все вместе. Другая страничка: «Труд и заработ­ ная плата». Цитируем: «Основные при­ чины перерасхода фонда заработной платы ...ввод плавмастерской в Бело­ морске — 64 тысячи рублей». Такая вот неделимая монолитность. ВЫХОДЫ ИЗ БЕЗЫСХОДНОСТИ И все-таки на сегодняшний день флот ББГЛ — самый престижный. Моряки хвастаются большими заработками, пол­ ностью выдаваемой валютой, большей демократичностью отношений, мини­ мальным вмешательством «берега» в морские дела. И это правда. Крупные флоты, скажем, Мурманский тралфлот, ввел (говорят, временно) такую систе­ му выплаты валюты: в инпорту выда­ ется половина положенных 33 процен­ тов, остальное — по возвращении в порт в чеках ВТБ. В ББГЛ такого нет. Здесь платят 22 процента при невыполнении экипажем всех установленных заданий, а если вы­ полнил — получи полностью валюту в инпорту. Хорошо морякам, хорошо и флоту, поскольку долгое время нере­ шаемая проблема выпуска разделанной рыбы, филе решилась. Нравится морякам и то, что на фло­ те нет столь древних судоз, как в дру­ гих флотах. Ударная сила ББГЛ — СТМы, построенные в 80-х годах. И хотя тех­ ническое состояние их далеко от иде­ ального (нещадная эксплуатация, отсут­ ствие запчастей и материалов), трауле­ ры эти не случайно считаются самыми лучшими и современными. Тем более если их оборудовать филейными лини­ ями. Такое оснащение уже установлено на трех СТМах, и есть предложе­ ния от фирм «Фламинго Фиш» и «Баа- дер» на переоборудование еще четы­ рех судов. Замечу, эти фирмы вместе с Беломорской базой гослоза являются совместным предприятием. Что еще нравится морякам? Забота о их здорогье . Не каждый флот может похвастаться таким медблоком , какой сегодня создан на ППР «Глетчер». Суд­ но будет работать как накопитель в промрайоне. Руководство ББГЛ не по­ скупилось: операционная, амбулатория, стоматология, «стационар» — все обо ­ рудовано медицинской техникой из Германии. Все, вплоть до разовых ин­ струментов, самое современное. Возвращаясь к вопросам экономики, скажу еще об одном перспективном решении ББГЛ. Сейчас проблема проблем — сырье. Вот и решили в ББГЛ вслед за одним ленинградским траулером попробовать, что получится в ЦВТО — центрально­ восточной части Тихого океана, а точ­ ней — в районе Никарагуа. Четыре трау­ лера начали работать там в мае. Но, к сожалению, наиболее продуктивен этот район зимой. Тем не менее кальмар добывается и дает пусть незеликую, но прибыль. А для междурейсового обслуживания этих судов создали ремонтно-подмен­ ную команду в Панаме. И уже первые три месяца работы ее доказали, что решение было правильным, ведь Пана­ ма, несмотря на более высокие цены запчастей и прочих необходимых для ремонта вещей, чем, скажем, в Лас- Пальмасе, самый близкий к этому рай­ ону порт. А если взглянуть на другое полуша­ рие, то увидим в АЧ А маленькие СРТМы. Но удаленькие: с помощью фирмы «Мустад» их переоборудовали для ярусного лова, и они ловят клыка- ча. К сожалению, ББГЛ — государст­ венное предприятие и не может уста­ навливать цены на рыбу так, как это делают рыбаки-колхозники. А низкая оптовая цена на такую деликатесную рыбу, как клыкач, естественно, не дает этим судам стать рентабельными. Д о ­ говорные цены — вот выход. Остается ждать, когда этот выход станет реал>- ностью, а не мечтой. Есть и другой путь к успеху флота, но еще более трудновыполнимый: обой­ тись без «Сезрыбхолодфлота» и «Сов- рыбфлота». В первом случае надо ку ­ пить собственный транспорт. Но новый пока не дают, старый — кому он нужен? Что касается «Соврыбфлота», то здесь проблема более масштабная: чем возить продукцию через всю планету, м ожно бы продать ее в Латинской Аме ­ рике, на вырученную валюту купить продукцию в Европе. Но для таких опе­ раций нужны то ли междуправительст- венные соглашения, то ли отказ от кон ­ сервативного мышления. Что именно, пока никто не знает. И накручиваются на перевозки такие расходы, что оста­ ется только удивляться, как флот умуд­ ряется работать успешно. Каким муд- рым надо быть руководителем, каким самоотверженным должен быть труд рыбаков! Хотя об экспорте продукции здесь написана не вся правда. Потому и име­ ет валюту ББГЛ, что реализует часть продукции за рубеж . Оплата нового оборудования через совместное пред­ приятие, оплата ремонта в Лас-Пальма­ се, Буанос-Айресе и Бальбоа. И даже оплата трети стоимости долевого учас­ тия в возведении жилья для своих ры ­ баков в Мурманске. Да, нынче так, де­ ревянные рубли само собой, но без валюты никаких сделок. И опять ж е специфичность структуры этого флота не лучшим образом отра­ жается на проблеме жилья. Из-за нее, структуры, приходится отчислять сред­ ства на строительство и в Мурманске, и в Беломорске, и в Петрозаводске. Зачем, скажете, Петрозаводск? А ни зачем. Хотели бы беломорцы забрать фонды на возведение жилья там да пе­ редать их, например, Мурманску. Но по нашим законам это сделать невоз­ можно. . . , * Вот в общих чертах положение это­ го флота. Именно в общих чертах, по­ скольку каждая из проблем здесь и з ­ ложена вкратце, каждую можно «рас­ кручивать» не на одну газетную стра­ ницу. Напомню читателям: в этом году мне довелось провести три недели на СТМ «Ондозеро» Беломорской базы госло­ ва. За эти дни я успела понять, на­ сколько тяжел труд рыбаков, насколь­ ко тяж ко поддерживать механизмы в рабочем состоянии, не имея ни запча­ стей, ни труб, ни... Да вообще ничего нет в запасе. Успела я за три недели вглядеться в усталые лица морякоа и проникнуться к ним уважением и с о ­ чувствием. Но, повторюсь, Беломорская база се­ годня — самый престижный флот. И заслуга в этом в первую очередь на­ чальника Мурманской опергруппы Вла­ димира Михайловича Кравченко. Заслу­ живает самых добрых слов и начальник службы эксплуатации, которо го я уже цитировала, М . И. Любовский, отдав­ ший этому флоту почти четыре десят­ ка лет. Но особо хочу сказать о заместите­ ле директора по кадрам. Владимира Федоровича Д у ку знаю по М урманско ­ му траловому флоту. Еще в те застой­ ные годы меня удивляли смелость и де ­ мократичность его суждений, а ведь он ходил в море помполитом, удивля­ лась его эрудиции. И страстности. Если Дука начинал говорить, становилось яс­ но: доклада-отчета не будет, будет бес­ страшная, резкая критика, будут доб ­ рые предложения! За моряков — в огонь и в воду. И теперь, став во главе отдела кадров, Владимир Федорович, что называется, развернулся в полную силу. Но это — тема другого разгово ­ ра. Пока ж е подчеркнем еще раз: 8 ББГЛ практически нет текучести кадров, и устроиться на работу сюда весьма сложно. И. БЕРЕЗЮК. (Наш корр .) 23ноября 190года РЫБНЫЙ МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz