Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.
■ сутствии рынка жилья не будет рынка труда, ибо человек в поиске работы не сможет переехать в другой город — квартиру он не купит. Главная черта перехода от «команд ной экономики» к «регулируемому рын ку» — отказ государства от ответствен ности за выпуск конкретной номенкла туры продукции. Без этого финансовое оздоровление практически невозмож но.' В рыночной модели хозяйствования основной «экономической» функцией государства является не выпуск авто мобилей, проката или моющих средств, j-'a создание условий для эффективного функционирования рынка. Реализация программы стабилизации и поддержа ние товарно-денежной сбалансирован ности — одно из таких условий. Одна ко для этого необходимы твердость и компетентность правительства. ЛОГИКА И ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА НА РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ Общая концепция Переход от командной к рыночной экономике имеет общие закономерно сти, с которыми нужно считаться всем. 1. Нормализация и восстановление потребительского рынка, насыщение его товарами и услугами для населе ния. Для нормализации потребительско го рынка предлагается осуществить специальную систему мер по активной поддерж ке и сильному стимулированию производства и реализации потреби тельских товаров и сферы платных ус луг, расширению сферы платности, ис пользованию валютных средств для приобретения потребительских товаров за рубежом . 2. Разгосударствление экономики, приватизация, развитие свободного предпринимательства. Разгосударствле ние понимается как снятие с государ ства функций прямого хозяйственного управления, передача соответствующих полномочий на уровень предприятий, замена вертикальных связей горизон тальными. Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях госу дарственной собственности экономиче ским субъектам, которые будут в даль нейшем использовать ее в хозяйствен ной деятельности, неся полную имуще ственную ответственность за ее ре зультаты. Сегодня у нас в качестве монополь ного собственника выступает государ ство, владеющее 92 процентами иму щества производственного назначения. Естественно, такой сверхмонополизм не дает народному хозяйству эффектив но функционировать, ибо государство до последнего времени диктовало, что и сколько делать, по каким ценам про давать, ком у поставлять, и решало все другие вопросы. Рынок же может воз никнуть, когда монополия государства заменена взаимодействием множества конкурирующих собственников, само стоятельных, свободных. А это требует разгосударствления и приватизации соб ственности до определенных пределов. Во всех развитых странах доля госу дарственной собственности — от 5 до 35 процентов всего производственного имущества. Государственная собственность не должна превышать четверти основных фондов промышленности. Закон раз граничивает эту собственность на сою з ную, республиканскую и коммуналь ную. По нашим оценкам, первая из них должна составлять примерно 10 про центов, вторая — столько же, а третья — 5 процентов всей ныне существую щей производственной собственности. Разгосударствление и приватизация закрепляют режим коммерческого рас чета и самофинансирования и являют ся в этом смысле важным фактором финансового оздоровления. Они также создают гарантии для развития пред принимательства, которое позволит в кратчайшие сроки пустить в дело на ши огромные резервы и на этой осно ве облегчить экономическое положе ние страны. Предприниматель — одна из ключевых фигур рыночной экономи ки, заинтересованная в отыскании и ис пользовании резервов и возможностей. Трудно поверить в то, что приватиза цию удастся осуществить спокойно, не вызывая накала страстей, протестов, сопротивления аппарата. Приватизация — это возвращение собственности на роду. Психологическая неподготовлен ность к предпринимательству, имуще ственной дифференциации, опасения возврата к раскулачиванию и национа лизации, податные интересы казны, ко торая пуста и согласна только прода вать государственную собственность, а не раздавать ее, демагогические обви нения в возврате к капитализму — все это сплетено в клубок, который не из вестно, как распутать. Практически мы сейчас находимся в переходном периоде, с окончанием которого прекратится и нынешняя двусмысленность законотворчества. Философия законов не может быть двусмысленной, основываться на про тивоположных посылках, и потому лишь с конституированием частной соб ственности начнется действенное зако нодательное оформление того правово го государства, которое будет предла гать социальные гарантии уже не как цель общественного развития, а в ка честве компенсации за рыночную все дозволенность действий экономической личности. Приватизация сегодня — центральная экономическая задача, но единого ре цепта ее осуществления быть не мо жет. Имущественные интересы, как бы их порой ни пытались спрятать или замас кировать, стоят за многими обществен ными процессами. Не надо обольщать ся: они играют решающую роль и в нашей рыночной реформе. Поскольку государственная собствен ность воспринимается как ничейная, ее начавшийся дележ вроде бы не делает нас беднее. Большинство из нас отуче но владеть чем-либо, кроме своей одежды и домашней утвари, иногда еще машины, может быть, дачи и квар тиры. В общем богатстве страны — все это крохи. Представляется целесообразным пе редать в собственность граждан стра ны 50—70 процентов имущества госу дарственных предприятий. Для этого предлагается выпустить и безвозмезд но распределить среди населения на родные акции на всю стоимость под лежащей разгосударствлению собствен ности. Их обладателями станут все ра ботающие, пенсионеры, военнослужа щие, студенты. Сумма получаемых ак ций зависит от вклада человека в соз дание имущества страны. Видимо, глав ным критерием, позволяющим обеспе чить социальную справедливость, ста нет трудовой стаж. Хотя возможны и другие подходы. Имея народные акции, человек мо жет получить от государства неболь шие ежегодные дивиденды. Однако ему выгоднее вложить эти акции в лю бое предприятие, которое обеспечит ему большие доходы. Можно , объеди нив акции всех членов трудового кол лектива, а также акции других граж дан, выкупить предприятие. Каждый гражданин получает какую -то долю об щенародной собственности и имеет право дальше ею распоряжаться как частной собственностью — может про дать, обменять, передать по наследст ву- Распродать мелкие, средние предпри ятия торговли, сферы обслуживания, строительства, транспорта и ряда дру гих отраслей можно только на ту сум му, которую население в силах выло жить. По различным оценкам, так на зываемых «лишних» денег у него се годня от 100 до 150 миллиардов руб лей. Если стоимость оснозных фондов в стране порядка 1,8 триллиона руб лей, то с помощью приватизации тор- I I » ■I I м I I ) i I I . г u I <: . говли, сферы услуг и других пРДооных объектов объем государственной соб ственности сократится меньше чем на 10 процентов. В настоящее время балансовая сто имость основных фондов страны (без стоимости земли, недр, лесов и лично го имущества граждан) составляет о ко ло 3 трлн. руб. Из них почти 90% на" ходится в собственности государства. Оборотные средства предприятий и ор ганизаций достигают 800 млрд. руб., в том числе в запасах товарно-материаль ных ценностей — более 500 млрд. руб лей. Выявились три основных подхода к решению проблемы разгосударствле ния собственности. Первый исходит из безвозмездной передачи имущества го сударственных предприятий и органи заций в собственность занятым на них работникам. Второй базируется на раз деле и безвозмездной передаче основ ной части государственного имущества всем членам общества или совершен нолетним гражданам. Третий предус матривает в основном продажу госу дарственной собственности юридичес ким лицам и гражданам по полной ры ночной стоимости или с некоторыми льготами. Правительство СССР исходит из то го, что наиболее приемлемым являет ся сочетание этих доходов. Выбор конкретных путей, форм раз государствления и его масштабы будут определяться собственником имуще ства — Союзом, республикой или ме стным Советом. В целом на долю предприятий и ор ганизаций общесоюзной собственности будет приходиться примерно 20—25% стоимости основных фондов. Подчеркивается в СССР равенство всех форм собственности. Реабилитиру ется и открыто признается право част ной собственности. Первоочередные меры по разгосу дарствлению охватят прежде всего те сферы, где функционирование негосу дарственных форм наиболее целесооб разно. К ним относятся торговля, об щественное питание, бытовое обслужи вание населения, строительство. Государственная торговля в настоя щее время располагает основными фон дами стоимостью около 40 млрд. руб. (включая общественное питание). В ее сфере 250 тыс. государственных мага зинов и почти 100 тыс. палаток и киос ков. Большая часть магазинов — это не большие предприятия, которые могут быть проданы занятым в них работни кам, кооперативам в семейную или ча стную собственность, сданы в аренду. Может быть продана или сдана в аренду большая часть предприятий бы тового обслуживания населения. Часть крупных и средних предприя тий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения бу дет преобразована в коллективные предприятия, паевые товарищества или акционерные общества. В целом разгосударствление в этих трех рассматриваемых сферах должно будет в конечном итоге охватить по давляющую часть предприятий, а в те чение 1990— 1991 гг. — примерно две трети. В целях предупреждения возможнос ти выкупа государственного имущества за счет незаконно полученных средств принимаются законодательные акты, ограничивающие стоимость выкупаемо го имущества одним лицом и предус матривающие предоставление деклара ции о доходах и обязательное публич ное объявление. В промышленности, где объем ос новных фондов составляет почти 950 млрд. руб., переход к разнообразным формам собственности может осущест вляться по всем направлениям. Неболь шие предприятия с численностью рабо тающих до 200 человек (а таких пред приятий более 20 тысяч со стоимостью фондов 23 млрд. руб.) могут быть взя ты в аренду, выкуплены коллективом, на их базе возможно создание коопе ративов или паевых товариществ. Сред ние и крупные предприятия предусмат ривается преобразовывать в акционер ные общества. Уже в текущем году осуществляется преобразование в ак ционерные общества 300— 400 крупных и средних промышленных предприятий. Для чего нужны облигации? Для то го, чтобы госимущество не было скуп лено людьми, у которых по тем или иным причинам скопились «большие деньги». Ведь в создании богатств, сос тавляющих государственную собствен- i t *: г . ; j 1: • ; } ; , ность, принимали участие несколько по колений советских людей, и логично исходить из того, что все ныне живу щие имеют на нее равное право. Ес тественно, что в дальнейшем, когда первоначальный рынок капиталов будет таким образом сформирован, никто не запретит вам продать свои акции уже за рубли. Облигации выполняют роль как бы промежуточных, «инвестиционных» де нег со своей собственной, очень узкой сферой обращения. Поскольку «купю ры» именные, их принципиальное отли чие от обычных денег еще и в отсут ствии такой функции, как средство на копления, что исключает возможность каких бы то ни было спекуляций. Ну а сходство — в возможности по собст венной воле и в соответствии с собст венным выбором производить покуп ки. Правда, не всего что угодно, а только акций приватизируемых гос предприятий. В широком смысле слова обычные денежные купюры тоже пред ставляют собой облигации, т. е. долго вые обязательства государства, выда ваемые нам в качестве заработной пла ты взамен товаров. К сожалению, сегод няшние рубли реальным товаром не обеспечены, в то время как предлага емые «инвестиционные деньги» смогут поспорить с самыми крепкими валюта ми мира. Эмиссия облигаций, на мой взгляд, должна быть возложена на центральные (государственные) банки союзных рес публик. А если кто-то пропустит все сроки или просто по каким-то причинам нв пожелает обменивать свои облигации на акции? Через какое-то время госу дарство должно будет выкупить их у граждан по заранее объявленному кур су. Стоит предусмотреть и резерв обли гаций в расчете на тех, кому сегодня, допустим, 15 лет. Ведь через три года эти граждане получат право на свою долю. И последнее. Перейдя в собствен ность частных акционеров, государст венные предприятия, как ни крути, ста новятся частной собственностью. Есте ственно, что и их будущую деятель ность не назовешь иначе как частно предпринимательской. М ежду тем уго ловными кодексами союзных респуб лик за нее предусмотрено лишение сво боды с конфискацией имущества. Не пора ли на пороге перехода к нормаль ному хозяйствованию пересмотреть и соответствующие статьи наших коде к сов? 3. Формирование рынка и рыночной инфраструктуры, новых механизмов ус тановления хозяйственных связей и раз вития свободного предпринимательства. В переходный период для поддержания материальной сбалансированности в важнейших секторах экономики потре буется применение госзаказов и лими тированного распределения изготовлен ной по ним продукции в гибких фор мах, которые не препятствовали бы раз витию рыночных отношений. Это предполагает демонополизацию экономики и устранение организацион ных структур, сложившихся в рамках административно-командной системы и препятствующих развитию рыночных от ношений, что является важнейшей пред посылкой для предпринимательства и конкуренции, перехода к рыночному ценообразованию. При формировании рынка ключевое значение приобретает создание силь ной системы социальной поддерж ки и гарантий для населения, которая облег чила бы людям приспособление к ус ловиям рыночной экономики, защити ла социально уязвимые слои от труд ностей переходного периода. 4. Осуществление активной структур- но-инвенстиционной политики, которая, опираясь преимущественно на эконо мические методы, обеспечила бы Не обходимые структурные сдвиги $ Ra- родном хозяйстве в направлении его социальной переориентации, опережа ющего развития производства потре бительских товаров и услуг, сокраще ния потерь, повышения гибкости про изводства, его восприимчивости к из менениям спроса и технологическим нововведениям. Структура экономики складывалась десятилетиями, утяжеленная, с о гром ным удельным весом добывающих от раслей, с монополизированными струк турами производства. Перестроить все за недели и месяцы, возможно, даже за несколько лет нереально. РЫБНЫЙ МУРМАН 5 23 ноября1930 года Проблемы ^перехода к рынку
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz