Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.

■ сутствии рынка жилья не будет рынка труда, ибо человек в поиске работы не сможет переехать в другой город — квартиру он не купит. Главная черта перехода от «команд­ ной экономики» к «регулируемому рын­ ку» — отказ государства от ответствен­ ности за выпуск конкретной номенкла­ туры продукции. Без этого финансовое оздоровление практически невозмож­ но.' В рыночной модели хозяйствования основной «экономической» функцией государства является не выпуск авто­ мобилей, проката или моющих средств, j-'a создание условий для эффективного функционирования рынка. Реализация программы стабилизации и поддержа­ ние товарно-денежной сбалансирован­ ности — одно из таких условий. Одна­ ко для этого необходимы твердость и компетентность правительства. ЛОГИКА И ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА НА РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ Общая концепция Переход от командной к рыночной экономике имеет общие закономерно­ сти, с которыми нужно считаться всем. 1. Нормализация и восстановление потребительского рынка, насыщение его товарами и услугами для населе­ ния. Для нормализации потребительско­ го рынка предлагается осуществить специальную систему мер по активной поддерж ке и сильному стимулированию производства и реализации потреби­ тельских товаров и сферы платных ус­ луг, расширению сферы платности, ис­ пользованию валютных средств для приобретения потребительских товаров за рубежом . 2. Разгосударствление экономики, приватизация, развитие свободного предпринимательства. Разгосударствле­ ние понимается как снятие с государ­ ства функций прямого хозяйственного управления, передача соответствующих полномочий на уровень предприятий, замена вертикальных связей горизон­ тальными. Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях госу­ дарственной собственности экономиче­ ским субъектам, которые будут в даль­ нейшем использовать ее в хозяйствен­ ной деятельности, неся полную имуще­ ственную ответственность за ее ре­ зультаты. Сегодня у нас в качестве монополь­ ного собственника выступает государ­ ство, владеющее 92 процентами иму­ щества производственного назначения. Естественно, такой сверхмонополизм не дает народному хозяйству эффектив­ но функционировать, ибо государство до последнего времени диктовало, что и сколько делать, по каким ценам про ­ давать, ком у поставлять, и решало все другие вопросы. Рынок же может воз­ никнуть, когда монополия государства заменена взаимодействием множества конкурирующих собственников, само­ стоятельных, свободных. А это требует разгосударствления и приватизации соб­ ственности до определенных пределов. Во всех развитых странах доля госу­ дарственной собственности — от 5 до 35 процентов всего производственного имущества. Государственная собственность не должна превышать четверти основных фондов промышленности. Закон раз­ граничивает эту собственность на сою з ­ ную, республиканскую и коммуналь­ ную. По нашим оценкам, первая из них должна составлять примерно 10 про ­ центов, вторая — столько же, а третья — 5 процентов всей ныне существую­ щей производственной собственности. Разгосударствление и приватизация закрепляют режим коммерческого рас­ чета и самофинансирования и являют­ ся в этом смысле важным фактором финансового оздоровления. Они также создают гарантии для развития пред­ принимательства, которое позволит в кратчайшие сроки пустить в дело на­ ши огромные резервы и на этой осно­ ве облегчить экономическое положе­ ние страны. Предприниматель — одна из ключевых фигур рыночной экономи­ ки, заинтересованная в отыскании и ис­ пользовании резервов и возможностей. Трудно поверить в то, что приватиза­ цию удастся осуществить спокойно, не вызывая накала страстей, протестов, сопротивления аппарата. Приватизация — это возвращение собственности на­ роду. Психологическая неподготовлен­ ность к предпринимательству, имуще­ ственной дифференциации, опасения возврата к раскулачиванию и национа­ лизации, податные интересы казны, ко ­ торая пуста и согласна только прода­ вать государственную собственность, а не раздавать ее, демагогические обви­ нения в возврате к капитализму — все это сплетено в клубок, который не из­ вестно, как распутать. Практически мы сейчас находимся в переходном периоде, с окончанием которого прекратится и нынешняя двусмысленность законотворчества. Философия законов не может быть двусмысленной, основываться на про­ тивоположных посылках, и потому лишь с конституированием частной соб­ ственности начнется действенное зако­ нодательное оформление того правово­ го государства, которое будет предла­ гать социальные гарантии уже не как цель общественного развития, а в ка­ честве компенсации за рыночную все­ дозволенность действий экономической личности. Приватизация сегодня — центральная экономическая задача, но единого ре­ цепта ее осуществления быть не мо­ жет. Имущественные интересы, как бы их порой ни пытались спрятать или замас­ кировать, стоят за многими обществен­ ными процессами. Не надо обольщать­ ся: они играют решающую роль и в нашей рыночной реформе. Поскольку государственная собствен­ ность воспринимается как ничейная, ее начавшийся дележ вроде бы не делает нас беднее. Большинство из нас отуче­ но владеть чем-либо, кроме своей одежды и домашней утвари, иногда еще машины, может быть, дачи и квар­ тиры. В общем богатстве страны — все это крохи. Представляется целесообразным пе­ редать в собственность граждан стра­ ны 50—70 процентов имущества госу­ дарственных предприятий. Для этого предлагается выпустить и безвозмезд­ но распределить среди населения на­ родные акции на всю стоимость под­ лежащей разгосударствлению собствен­ ности. Их обладателями станут все ра­ ботающие, пенсионеры, военнослужа­ щие, студенты. Сумма получаемых ак­ ций зависит от вклада человека в соз­ дание имущества страны. Видимо, глав­ ным критерием, позволяющим обеспе­ чить социальную справедливость, ста­ нет трудовой стаж. Хотя возможны и другие подходы. Имея народные акции, человек мо ­ жет получить от государства неболь­ шие ежегодные дивиденды. Однако ему выгоднее вложить эти акции в лю ­ бое предприятие, которое обеспечит ему большие доходы. Можно , объеди­ нив акции всех членов трудового кол­ лектива, а также акции других граж ­ дан, выкупить предприятие. Каждый гражданин получает какую -то долю об­ щенародной собственности и имеет право дальше ею распоряжаться как частной собственностью — может про­ дать, обменять, передать по наследст­ ву- Распродать мелкие, средние предпри­ ятия торговли, сферы обслуживания, строительства, транспорта и ряда дру ­ гих отраслей можно только на ту сум­ му, которую население в силах выло­ жить. По различным оценкам, так на­ зываемых «лишних» денег у него се­ годня от 100 до 150 миллиардов руб­ лей. Если стоимость оснозных фондов в стране порядка 1,8 триллиона руб­ лей, то с помощью приватизации тор- I I » ■I I м I I ) i I I . г u I <: . говли, сферы услуг и других пРДооных объектов объем государственной соб­ ственности сократится меньше чем на 10 процентов. В настоящее время балансовая сто­ имость основных фондов страны (без стоимости земли, недр, лесов и лично­ го имущества граждан) составляет о ко ­ ло 3 трлн. руб. Из них почти 90% на" ходится в собственности государства. Оборотные средства предприятий и ор ­ ганизаций достигают 800 млрд. руб., в том числе в запасах товарно-материаль­ ных ценностей — более 500 млрд. руб­ лей. Выявились три основных подхода к решению проблемы разгосударствле­ ния собственности. Первый исходит из безвозмездной передачи имущества го ­ сударственных предприятий и органи­ заций в собственность занятым на них работникам. Второй базируется на раз­ деле и безвозмездной передаче основ­ ной части государственного имущества всем членам общества или совершен­ нолетним гражданам. Третий предус­ матривает в основном продажу госу­ дарственной собственности юридичес­ ким лицам и гражданам по полной ры­ ночной стоимости или с некоторыми льготами. Правительство СССР исходит из то­ го, что наиболее приемлемым являет­ ся сочетание этих доходов. Выбор конкретных путей, форм раз­ государствления и его масштабы будут определяться собственником имуще­ ства — Союзом, республикой или ме­ стным Советом. В целом на долю предприятий и ор­ ганизаций общесоюзной собственности будет приходиться примерно 20—25% стоимости основных фондов. Подчеркивается в СССР равенство всех форм собственности. Реабилитиру­ ется и открыто признается право част­ ной собственности. Первоочередные меры по разгосу­ дарствлению охватят прежде всего те сферы, где функционирование негосу­ дарственных форм наиболее целесооб­ разно. К ним относятся торговля, об­ щественное питание, бытовое обслужи­ вание населения, строительство. Государственная торговля в настоя­ щее время располагает основными фон­ дами стоимостью около 40 млрд. руб. (включая общественное питание). В ее сфере 250 тыс. государственных мага­ зинов и почти 100 тыс. палаток и киос­ ков. Большая часть магазинов — это не­ большие предприятия, которые могут быть проданы занятым в них работни­ кам, кооперативам в семейную или ча­ стную собственность, сданы в аренду. Может быть продана или сдана в аренду большая часть предприятий бы­ тового обслуживания населения. Часть крупных и средних предприя­ тий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения бу­ дет преобразована в коллективные предприятия, паевые товарищества или акционерные общества. В целом разгосударствление в этих трех рассматриваемых сферах должно будет в конечном итоге охватить по­ давляющую часть предприятий, а в те­ чение 1990— 1991 гг. — примерно две трети. В целях предупреждения возможнос­ ти выкупа государственного имущества за счет незаконно полученных средств принимаются законодательные акты, ограничивающие стоимость выкупаемо­ го имущества одним лицом и предус­ матривающие предоставление деклара­ ции о доходах и обязательное публич­ ное объявление. В промышленности, где объем ос­ новных фондов составляет почти 950 млрд. руб., переход к разнообразным формам собственности может осущест­ вляться по всем направлениям. Неболь­ шие предприятия с численностью рабо­ тающих до 200 человек (а таких пред­ приятий более 20 тысяч со стоимостью фондов 23 млрд. руб.) могут быть взя­ ты в аренду, выкуплены коллективом, на их базе возможно создание коопе ­ ративов или паевых товариществ. Сред­ ние и крупные предприятия предусмат­ ривается преобразовывать в акционер­ ные общества. Уже в текущем году осуществляется преобразование в ак­ ционерные общества 300— 400 крупных и средних промышленных предприятий. Для чего нужны облигации? Для то­ го, чтобы госимущество не было скуп­ лено людьми, у которых по тем или иным причинам скопились «большие деньги». Ведь в создании богатств, сос­ тавляющих государственную собствен- i t *: г . ; j 1: • ; } ; , ность, принимали участие несколько по­ колений советских людей, и логично исходить из того, что все ныне живу­ щие имеют на нее равное право. Ес­ тественно, что в дальнейшем, когда первоначальный рынок капиталов будет таким образом сформирован, никто не запретит вам продать свои акции уже за рубли. Облигации выполняют роль как бы промежуточных, «инвестиционных» де­ нег со своей собственной, очень узкой сферой обращения. Поскольку «купю ­ ры» именные, их принципиальное отли­ чие от обычных денег еще и в отсут­ ствии такой функции, как средство на­ копления, что исключает возможность каких бы то ни было спекуляций. Ну а сходство — в возможности по собст­ венной воле и в соответствии с собст­ венным выбором производить покуп ­ ки. Правда, не всего что угодно, а только акций приватизируемых гос­ предприятий. В широком смысле слова обычные денежные купюры тоже пред­ ставляют собой облигации, т. е. долго­ вые обязательства государства, выда­ ваемые нам в качестве заработной пла­ ты взамен товаров. К сожалению, сегод­ няшние рубли реальным товаром не обеспечены, в то время как предлага­ емые «инвестиционные деньги» смогут поспорить с самыми крепкими валюта­ ми мира. Эмиссия облигаций, на мой взгляд, должна быть возложена на центральные (государственные) банки союзных рес­ публик. А если кто-то пропустит все сроки или просто по каким-то причинам нв пожелает обменивать свои облигации на акции? Через какое-то время госу­ дарство должно будет выкупить их у граждан по заранее объявленному кур ­ су. Стоит предусмотреть и резерв обли­ гаций в расчете на тех, кому сегодня, допустим, 15 лет. Ведь через три года эти граждане получат право на свою долю. И последнее. Перейдя в собствен­ ность частных акционеров, государст­ венные предприятия, как ни крути, ста­ новятся частной собственностью. Есте­ ственно, что и их будущую деятель­ ность не назовешь иначе как частно­ предпринимательской. М ежду тем уго­ ловными кодексами союзных респуб­ лик за нее предусмотрено лишение сво­ боды с конфискацией имущества. Не пора ли на пороге перехода к нормаль­ ному хозяйствованию пересмотреть и соответствующие статьи наших коде к ­ сов? 3. Формирование рынка и рыночной инфраструктуры, новых механизмов ус­ тановления хозяйственных связей и раз­ вития свободного предпринимательства. В переходный период для поддержания материальной сбалансированности в важнейших секторах экономики потре­ буется применение госзаказов и лими­ тированного распределения изготовлен­ ной по ним продукции в гибких фор­ мах, которые не препятствовали бы раз­ витию рыночных отношений. Это предполагает демонополизацию экономики и устранение организацион­ ных структур, сложившихся в рамках административно-командной системы и препятствующих развитию рыночных от­ ношений, что является важнейшей пред­ посылкой для предпринимательства и конкуренции, перехода к рыночному ценообразованию. При формировании рынка ключевое значение приобретает создание силь­ ной системы социальной поддерж ки и гарантий для населения, которая облег­ чила бы людям приспособление к ус­ ловиям рыночной экономики, защити­ ла социально уязвимые слои от труд­ ностей переходного периода. 4. Осуществление активной структур- но-инвенстиционной политики, которая, опираясь преимущественно на эконо­ мические методы, обеспечила бы Не­ обходимые структурные сдвиги $ Ra- родном хозяйстве в направлении его социальной переориентации, опережа­ ющего развития производства потре­ бительских товаров и услуг, сокраще­ ния потерь, повышения гибкости про­ изводства, его восприимчивости к из­ менениям спроса и технологическим нововведениям. Структура экономики складывалась десятилетиями, утяжеленная, с о гром ­ ным удельным весом добывающих от­ раслей, с монополизированными струк­ турами производства. Перестроить все за недели и месяцы, возможно, даже за несколько лет нереально. РЫБНЫЙ МУРМАН 5 23 ноября1930 года Проблемы ^перехода к рынку

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz