Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.
' • 1 I ! I > s * a ПЗ I p - й ) c 1 v§ о £ Мы наблюдаем общий кризис старой социально-экономической системы, в том числе национёльно -госуда^твейного устройства и идеологии, кризис, вы явивший нежизнеспособность существующих структур. Эта нежизнеспособность до определенного момента маскировалась экстен сивным использованием людских и природных ресурсов, но и такой тип э ко номического развития исчерпал себя еще в 60-е годы. В течение двух послед них десятилетий идет непрерывное падение темпов экономического роста. Хо зяйство страны не включилось в современный этап мировой научно-техниче ской революции, оказалось лишенным механизмов структурной перестройки. Разрыв на уровне технологий, качества товаров, жизненных стандартов со стра нами, имеющими развитую рыночную экономику, достиг критической величины. С середины 70-х годов народное хозяйство функционировало в основном за счет быстрого роста доходов от экспорта сырья и энергоносителей, прода жи водки и вина при ограничении потребления населением. В начале 80-х го дов наступила стагнация народного хозяйства, происходило «проедание» на ционального богатства: производственный аппарат многих отраслей не обнов лялся на протяжении 15—25 лет, плодородие почв в ряде регионов снизилось в 2—3 раза, хищнически использовались природные ресурсы, нагрузка на о к ружающ ую среду в ряде регионов превысила все допустимые пределы. Ни щенский уровень жизни десятков миллионов людей, невозможность удовлет ворить первоочередные потребности и отсутствие стимулов к труду вызвали процессы физической и социальной деградации. Страна вплотную подошла к краху всей социально-экономической системы. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 1985— 1990 ГОДОВ S 1985 году в ходе перестройки бы ло верно выбрано направление эконо мических преобразований (социальная переориентация экономики, децентра лизация, усиление мотивации к труду), однако длительное отсутствие програм мы радикальных реформ, половинча тость принимаемых решений и нереши тельность в их осуществлении при не удовлетворительной организации управ ления экономикой лишь обострили кри зисные явления. Негативные тенденции были усугуб лены неправильной денежной и финан сово-кредитной политикой правительст ва. Эскалация государственных расхо дов при сохранении неизменной струк туры производства, потеря контроля над ростом денежных доходов населе ния привели, по сути, к распаду потре бительского рынка. Дополнительные финансовые ресурсы, полученные за счет эмиссии, накачива лись в инвестиционную сферу, и без того отличавшуюся гипертрофированны ми масштабами. Подавляющая часть до полнительных капвложений омертвилась в незавершенном строительстве и в не эффективных производствах. Резкое увеличение централизованных расходов на социально-культурные ме роприятия только в первые два-три го да перестройки дало социальный эф фект, а затем стал нарастать обратный эффект, так как это целиком финанси ровалось путем эмиссии. В этих усло виях номинальный рост доходов насе ления немедленно «съедается» инфля цией и одновременно усиливается де фицит. Немалые потери понес государствен ный бюджет из-за изменения конъюнк туры мирового рынка на нефть и д р у - . гие виды сырья. Крупных затрат потре бовала ликвидация последствий техно логических катастроф (Чернобыль) и стихийных бедствий. Не менее серьез ным фактором дестабилизации финан совой системы стал неконтролируемый рост остатков денежных средств на счетах фондов экономического стиму лирования предприятий, особенно в 1987— 1990 годах. Особенно быстро — почти в 10 раз — за это время выросли средства фон да развития производства. Втрое уве личились остатки средств по фонду ма териального поощрения и фонду соци ально-культурных мероприятий и ж и лищного строительства. Давление этих денег испытывают все рынки, и прежде всего рынок средств производства, об разовался огромный избыток денеж ных средств предприятий при недостат ке товаров. Контроль за денежной мас сой уже невозможен без чрезвычайных мер. ВАРИАНТЫ ВЫБОРА Сегодня у политического и экономи ческого центра, по существу, остались три варианта действий: 1. Следование за событиями, борьба с негативными процессами уже после того, как они набирают силу. Политика полумер, постепенности реформ в сфе ре экономики. 2. Вариант «отката», сводящийся к ре ставрации системы централизованного управления экономикой (директивное планирование производства, фондиро вание материальных ресурсов, жесткое ограничение доходов, ликвидация всех новых форм организации хозяйствен ной деятельности). 3. Незамедлительное проведение на деле радикальной экономической ре формы, цель которой — при скорей шей стабилизации создание в течение 1,5—2 лет основ рыночной экономики, способной к саморазвитию и ориенти рованной на удовлетворение потребно стей людей. Рассмотрим последствия выбора ру ководством страны того или иного ва рианта действий. 1. ПОСТЕПЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. Возможность действовать подобным об разом почти исчерпана, так как при этом варианте действий продолжится процесс дезинтеграции экономической системы, появятся десятки автаркий в границах областей и национально-тер риториальных образований. Обмен про дукцией между ними примет форму бартерных сделок. В результате при дется выбирать между гиперинфляцией и прямым изъятием денежных средств у населения и предприятий. Спад про изводства углубится, многие крупные предприятия остановятся из-за нехват ки топлива, сырья, материалов и ком плектующих изделий. Острый дефицит потребительских товаров и продукции производственного назначения можно будет покрывать только за счет импор та, однако стране, вероятно, будет от казано в новых кредитах. Начнется упа док крупных городских центров и па дение товарности наиболее урожайных сельскохозяйственных регионов. Потре бительский рынок вытеснится нормиро ванным распределением и «черным рынком». Экономический крах усугубится от сутствием единой программы действий. Каждая республика, а затем и каждая территория будут пытаться выбраться из кризиса в одиночку, что особенно губительно для интегрированной и сверхмонополизированной экономиче ской системы. Политические последствия выбора этого варианта действий — окончатель ный распад Союза, столкновения на на циональной почве в этнически неодно родных регионах. Неподчинение закону будет охватывать все сферы жизни об щества. Этот путь ведет к хаосу и ка тастрофе. 2. ВАРИАНТ ВОЗВРАТА к экономиче ской системе «образца 1984 года» сле дует тоже рассмотреть, учитывая, что у него немало сторонников как в струк турах, обладающих властью, так и сре ди определенных групп населения, ус тавшего от нестабильности условий жизни. Многие еще не до конца осоз нали самоубийственность старой эконо мической и политической системы, столкнувшей великую страну на обочи ну мирового прогресса. В 70-е — на чале 80-х годов происходило нараста ние кризиса экономики централизован ного типа, поэтому возвращаться при дется к хозяйственной системе 30—50-х годов. И если допустить возможность этого, то только при диктатуре и ши роких политических репрессиях. А это значит фактически развязать граждан скую войну в нашем обществе со все ми ее губительными для народа по следствиями. 3. РАДИКАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА. Необходимость перехода к иной модели общественного устройства диктуется не только нашими назревши ми потребностями, но и универсально стью законов, управляющих экономи кой и обществом в целом. Попытки искать иной, уникальный путь для од ной страны, обмануть логику историче ско го развития изначально обречены на неудачу. При этом, разумеется, в об щем принципиальном контексте дейст вий необходимо учитывать особеннос ти нашей многонациональной страны. В настоящее время имеются условия, благоприятствующие радикальным пре образованиям: — понимание широкими социальны- В. Ф. Корельский, генеральный директор ассоциации «Севрыба» ми слоями сущности процессов обще ственной и в том числе экономической жизни достигло уровня, позволяющего разработать и осуществлять на практи ке комплекс реформ (политической, экономической, национально-государ ственного устройства); — большая подготовительная работа, проведенная в последние 2—3 года, по зволяет в сжатые сроки разработать детальную программу экономической реформы, а та ^ ке необходимые для ее осуществления законодательные ак ты, нормативные и методические до ку менты; — военное противостояние снижено, конверсия военного производства, ра ционализация внешнеэкономических отношений и поддержка зарубежных государств облегчат осуществление мер, необходимых для успешного хода пре образований. В настоящее время для проведения любых реформ необходимы не только политическая воля руководства страны, но и широкий консенсус республик, подкрепленный доверием людей. ЦЕЛИ РЕФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Главная цель реформы — экономи ческая свобода граждан. Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы пред посылки, которые должны быть созда ны в течение переходного периода. 1. Максимальная свобода экономиче ского субъекта (предприятия, предпри нимателя). 2. Полная ответственность экономи ческого субъекта за результаты хозяй ственной деятельности, опирающаяся на юридическое равноправие всех ви дов собственности, включая частную. 3. Конкуренция производителей как важнейший фактор стимулирования хо зяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции в соответствии с запросами потребителей, снижения издержек и стабилизации цен. 4. Свободное ценообразование. Ры ночные механизмы могут эффективно функционировать только в том случае, если подавляющее большинство цен устанавливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение. 5. Распространение рыночных отноше ний на те сферы, где они показывают более высокую эффективность в срав нении с государственными и иными формами регулирования. Отсюда необ ходимость рынка рабочей силы, финан- VVNAAAAAAAAA/V^VAA/VV/N/N/V/VVN/VVN/V сового рынка, которые обеспечивают высокую мобильность общественных ресурсов, их быстрое перемещение в сферы наиболее рационального приме нения, стимулируют накопление и науч но-технический прогресс. Вместе с тем в экономике сохраняет ся значительный нерыночный сектор, включающий те виды деятельности, ко торые не могут быть подчинены исклю чительно коммерческим критериям (оборона, часть здравоохранения, об разования, науки, культуры). 6. Открытость экономики, ее после- % довательная интеграция в систему ми ровых хозяйственных связей. Любой экономический субъект вправе осуще ствлять внешнеэкономические операции. Иностранные юридические и физиче ские лица на равных условиях со Есе- ми производителями действуют на внут реннем рынке в соответствии с уста новленным законодательством и обще принятыми международными нормами. 7. Обеспечение высокой степени со циальной защищенности граждан, пони маемой, с одной стороны, как предос тавление всем гражданам разнообраз ных возможностей своим трудом обес печить себе достойную жизнь, а с дру гой стороны, как государственная под держка нетрудоспособных и социально vуязвимых членов общества. 8. Все органы государственной б л з с - ти отказываются от прямого участия в хозяйственной деятельности (за исклю чением некоторых специфических об ластей). В то ж е время рынок, обеспе чивая высокую экономическую эффек тивность производства, нуждается в го сударственном и общественном регу лировании с целью упреждения таких негативных последствий, как нестабиль- ность производства, чрезмерная иму щественная и социальная дифференци ация, неравномерность развития отдель ных регионов. Государство содействует формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности, преж де всего на направлениях, соответству ющих общественным интересам. Реформа практически уже идет. Уже приняты законы о собственности, о земле и об аренде, принята налоговая система, Закон о подоходном налоге с населения действует с 1 июля. Приня то постановление об акционерных об ществах. Первые уже зарегистрирова ны. Коммерческие банки, которые явг ляются вторым уровнем банковской сй- стемы -— их сейчас уже около трехсот, — готовят почву. Уже созданы и на чинают функционировать первые тор говые биржи. Кооперативное движение тоже развивается. Человечеству не удалось создать ни чего более эффективного, чем рыноч ная экономика. Она создает сильные стимулы к самореализации возможнос тей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности, резко уско ряет научно-технический прогресс. Ры ночное хозяйство устраняет диктат про изводителей, ликвидирует дефицит, обеспечивает равновесность экономи ки, и все это приводит к подчинению производства запросам потребителей, в первую очередь — людей. Рынок — саморегулирующаяся сис тема. Она действует без подталкива ния извне. Конечно, нужны налоговая инспекция, санитарный надзор, может быть, Госторгинспекция. Комплексный рынок — это сочетание рынков средств производства, земли, потребительских товаров, капитала и труда, ценных бумаг, жилья и т. д. Изъ ятие одного из этих составляющих эле ментов снижает, как показывает миро вой опыт, эффективность рынка в це лом и не позволяет выйти на те цели, ради которых сегодня поставлена зада ча перехода к рыночной экономике : всемерное повышение производитель ности общественного труда и на этой базе резкое расширение предложения товаров на потребительском рынке, по вышение уровня жизни народа в нашей стране. Конкретный пример. При от- за 23 ноября 1990 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz