Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.

' • 1 I ! I > s * a ПЗ I p - й ) c 1 v§ о £ Мы наблюдаем общий кризис старой социально-экономической системы, в том числе национёльно -госуда^твейного устройства и идеологии, кризис, вы­ явивший нежизнеспособность существующих структур. Эта нежизнеспособность до определенного момента маскировалась экстен­ сивным использованием людских и природных ресурсов, но и такой тип э ко ­ номического развития исчерпал себя еще в 60-е годы. В течение двух послед­ них десятилетий идет непрерывное падение темпов экономического роста. Хо­ зяйство страны не включилось в современный этап мировой научно-техниче­ ской революции, оказалось лишенным механизмов структурной перестройки. Разрыв на уровне технологий, качества товаров, жизненных стандартов со стра­ нами, имеющими развитую рыночную экономику, достиг критической величины. С середины 70-х годов народное хозяйство функционировало в основном за счет быстрого роста доходов от экспорта сырья и энергоносителей, прода­ жи водки и вина при ограничении потребления населением. В начале 80-х го ­ дов наступила стагнация народного хозяйства, происходило «проедание» на­ ционального богатства: производственный аппарат многих отраслей не обнов­ лялся на протяжении 15—25 лет, плодородие почв в ряде регионов снизилось в 2—3 раза, хищнически использовались природные ресурсы, нагрузка на о к ­ ружающ ую среду в ряде регионов превысила все допустимые пределы. Ни­ щенский уровень жизни десятков миллионов людей, невозможность удовлет­ ворить первоочередные потребности и отсутствие стимулов к труду вызвали процессы физической и социальной деградации. Страна вплотную подошла к краху всей социально-экономической системы. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 1985— 1990 ГОДОВ S 1985 году в ходе перестройки бы­ ло верно выбрано направление эконо­ мических преобразований (социальная переориентация экономики, децентра­ лизация, усиление мотивации к труду), однако длительное отсутствие програм­ мы радикальных реформ, половинча­ тость принимаемых решений и нереши­ тельность в их осуществлении при не­ удовлетворительной организации управ­ ления экономикой лишь обострили кри ­ зисные явления. Негативные тенденции были усугуб­ лены неправильной денежной и финан­ сово-кредитной политикой правительст­ ва. Эскалация государственных расхо­ дов при сохранении неизменной струк­ туры производства, потеря контроля над ростом денежных доходов населе­ ния привели, по сути, к распаду потре­ бительского рынка. Дополнительные финансовые ресурсы, полученные за счет эмиссии, накачива­ лись в инвестиционную сферу, и без того отличавшуюся гипертрофированны­ ми масштабами. Подавляющая часть до­ полнительных капвложений омертвилась в незавершенном строительстве и в не­ эффективных производствах. Резкое увеличение централизованных расходов на социально-культурные ме­ роприятия только в первые два-три го ­ да перестройки дало социальный эф­ фект, а затем стал нарастать обратный эффект, так как это целиком финанси­ ровалось путем эмиссии. В этих усло­ виях номинальный рост доходов насе­ ления немедленно «съедается» инфля­ цией и одновременно усиливается де­ фицит. Немалые потери понес государствен­ ный бюджет из-за изменения конъюнк­ туры мирового рынка на нефть и д р у - . гие виды сырья. Крупных затрат потре­ бовала ликвидация последствий техно­ логических катастроф (Чернобыль) и стихийных бедствий. Не менее серьез­ ным фактором дестабилизации финан­ совой системы стал неконтролируемый рост остатков денежных средств на счетах фондов экономического стиму­ лирования предприятий, особенно в 1987— 1990 годах. Особенно быстро — почти в 10 раз — за это время выросли средства фон­ да развития производства. Втрое уве­ личились остатки средств по фонду ма­ териального поощрения и фонду соци­ ально-культурных мероприятий и ж и ­ лищного строительства. Давление этих денег испытывают все рынки, и прежде всего рынок средств производства, об­ разовался огромный избыток денеж­ ных средств предприятий при недостат­ ке товаров. Контроль за денежной мас­ сой уже невозможен без чрезвычайных мер. ВАРИАНТЫ ВЫБОРА Сегодня у политического и экономи­ ческого центра, по существу, остались три варианта действий: 1. Следование за событиями, борьба с негативными процессами уже после того, как они набирают силу. Политика полумер, постепенности реформ в сфе­ ре экономики. 2. Вариант «отката», сводящийся к ре ­ ставрации системы централизованного управления экономикой (директивное планирование производства, фондиро­ вание материальных ресурсов, жесткое ограничение доходов, ликвидация всех новых форм организации хозяйствен­ ной деятельности). 3. Незамедлительное проведение на деле радикальной экономической ре­ формы, цель которой — при скорей­ шей стабилизации создание в течение 1,5—2 лет основ рыночной экономики, способной к саморазвитию и ориенти­ рованной на удовлетворение потребно­ стей людей. Рассмотрим последствия выбора ру­ ководством страны того или иного ва­ рианта действий. 1. ПОСТЕПЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. Возможность действовать подобным об­ разом почти исчерпана, так как при этом варианте действий продолжится процесс дезинтеграции экономической системы, появятся десятки автаркий в границах областей и национально-тер­ риториальных образований. Обмен про­ дукцией между ними примет форму бартерных сделок. В результате при­ дется выбирать между гиперинфляцией и прямым изъятием денежных средств у населения и предприятий. Спад про ­ изводства углубится, многие крупные предприятия остановятся из-за нехват­ ки топлива, сырья, материалов и ком ­ плектующих изделий. Острый дефицит потребительских товаров и продукции производственного назначения можно будет покрывать только за счет импор­ та, однако стране, вероятно, будет от­ казано в новых кредитах. Начнется упа­ док крупных городских центров и па­ дение товарности наиболее урожайных сельскохозяйственных регионов. Потре­ бительский рынок вытеснится нормиро­ ванным распределением и «черным рынком». Экономический крах усугубится от­ сутствием единой программы действий. Каждая республика, а затем и каждая территория будут пытаться выбраться из кризиса в одиночку, что особенно губительно для интегрированной и сверхмонополизированной экономиче­ ской системы. Политические последствия выбора этого варианта действий — окончатель­ ный распад Союза, столкновения на на­ циональной почве в этнически неодно­ родных регионах. Неподчинение закону будет охватывать все сферы жизни об­ щества. Этот путь ведет к хаосу и ка­ тастрофе. 2. ВАРИАНТ ВОЗВРАТА к экономиче­ ской системе «образца 1984 года» сле­ дует тоже рассмотреть, учитывая, что у него немало сторонников как в струк­ турах, обладающих властью, так и сре­ ди определенных групп населения, ус­ тавшего от нестабильности условий жизни. Многие еще не до конца осоз­ нали самоубийственность старой эконо­ мической и политической системы, столкнувшей великую страну на обочи­ ну мирового прогресса. В 70-е — на­ чале 80-х годов происходило нараста­ ние кризиса экономики централизован­ ного типа, поэтому возвращаться при­ дется к хозяйственной системе 30—50-х годов. И если допустить возможность этого, то только при диктатуре и ши­ роких политических репрессиях. А это значит фактически развязать граждан­ скую войну в нашем обществе со все­ ми ее губительными для народа по­ следствиями. 3. РАДИКАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА. Необходимость перехода к иной модели общественного устройства диктуется не только нашими назревши­ ми потребностями, но и универсально­ стью законов, управляющих экономи­ кой и обществом в целом. Попытки искать иной, уникальный путь для од­ ной страны, обмануть логику историче­ ско го развития изначально обречены на неудачу. При этом, разумеется, в об­ щем принципиальном контексте дейст­ вий необходимо учитывать особеннос­ ти нашей многонациональной страны. В настоящее время имеются условия, благоприятствующие радикальным пре­ образованиям: — понимание широкими социальны- В. Ф. Корельский, генеральный директор ассоциации «Севрыба» ми слоями сущности процессов обще­ ственной и в том числе экономической жизни достигло уровня, позволяющего разработать и осуществлять на практи­ ке комплекс реформ (политической, экономической, национально-государ­ ственного устройства); — большая подготовительная работа, проведенная в последние 2—3 года, по­ зволяет в сжатые сроки разработать детальную программу экономической реформы, а та ^ ке необходимые для ее осуществления законодательные ак­ ты, нормативные и методические до ку ­ менты; — военное противостояние снижено, конверсия военного производства, ра­ ционализация внешнеэкономических отношений и поддержка зарубежных государств облегчат осуществление мер, необходимых для успешного хода пре­ образований. В настоящее время для проведения любых реформ необходимы не только политическая воля руководства страны, но и широкий консенсус республик, подкрепленный доверием людей. ЦЕЛИ РЕФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Главная цель реформы — экономи­ ческая свобода граждан. Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы пред­ посылки, которые должны быть созда­ ны в течение переходного периода. 1. Максимальная свобода экономиче­ ского субъекта (предприятия, предпри­ нимателя). 2. Полная ответственность экономи­ ческого субъекта за результаты хозяй­ ственной деятельности, опирающаяся на юридическое равноправие всех ви­ дов собственности, включая частную. 3. Конкуренция производителей как важнейший фактор стимулирования хо­ зяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции в соответствии с запросами потребителей, снижения издержек и стабилизации цен. 4. Свободное ценообразование. Ры­ ночные механизмы могут эффективно функционировать только в том случае, если подавляющее большинство цен устанавливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение. 5. Распространение рыночных отноше­ ний на те сферы, где они показывают более высокую эффективность в срав­ нении с государственными и иными формами регулирования. Отсюда необ­ ходимость рынка рабочей силы, финан- VVNAAAAAAAAA/V^VAA/VV/N/N/V/VVN/VVN/V сового рынка, которые обеспечивают высокую мобильность общественных ресурсов, их быстрое перемещение в сферы наиболее рационального приме­ нения, стимулируют накопление и науч­ но-технический прогресс. Вместе с тем в экономике сохраняет­ ся значительный нерыночный сектор, включающий те виды деятельности, ко ­ торые не могут быть подчинены исклю­ чительно коммерческим критериям (оборона, часть здравоохранения, об­ разования, науки, культуры). 6. Открытость экономики, ее после- % довательная интеграция в систему ми­ ровых хозяйственных связей. Любой экономический субъект вправе осуще­ ствлять внешнеэкономические операции. Иностранные юридические и физиче­ ские лица на равных условиях со Есе- ми производителями действуют на внут­ реннем рынке в соответствии с уста­ новленным законодательством и обще­ принятыми международными нормами. 7. Обеспечение высокой степени со­ циальной защищенности граждан, пони­ маемой, с одной стороны, как предос­ тавление всем гражданам разнообраз­ ных возможностей своим трудом обес­ печить себе достойную жизнь, а с дру­ гой стороны, как государственная под­ держка нетрудоспособных и социально vуязвимых членов общества. 8. Все органы государственной б л з с - ти отказываются от прямого участия в хозяйственной деятельности (за исклю­ чением некоторых специфических об­ ластей). В то ж е время рынок, обеспе­ чивая высокую экономическую эффек­ тивность производства, нуждается в го ­ сударственном и общественном регу­ лировании с целью упреждения таких негативных последствий, как нестабиль- ность производства, чрезмерная иму­ щественная и социальная дифференци­ ация, неравномерность развития отдель­ ных регионов. Государство содействует формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности, преж ­ де всего на направлениях, соответству­ ющих общественным интересам. Реформа практически уже идет. Уже приняты законы о собственности, о земле и об аренде, принята налоговая система, Закон о подоходном налоге с населения действует с 1 июля. Приня­ то постановление об акционерных об­ ществах. Первые уже зарегистрирова­ ны. Коммерческие банки, которые явг ляются вторым уровнем банковской сй- стемы -— их сейчас уже около трехсот, — готовят почву. Уже созданы и на­ чинают функционировать первые тор­ говые биржи. Кооперативное движение тоже развивается. Человечеству не удалось создать ни­ чего более эффективного, чем рыноч­ ная экономика. Она создает сильные стимулы к самореализации возможнос­ тей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности, резко уско ­ ряет научно-технический прогресс. Ры­ ночное хозяйство устраняет диктат про­ изводителей, ликвидирует дефицит, обеспечивает равновесность экономи­ ки, и все это приводит к подчинению производства запросам потребителей, в первую очередь — людей. Рынок — саморегулирующаяся сис­ тема. Она действует без подталкива­ ния извне. Конечно, нужны налоговая инспекция, санитарный надзор, может быть, Госторгинспекция. Комплексный рынок — это сочетание рынков средств производства, земли, потребительских товаров, капитала и труда, ценных бумаг, жилья и т. д. Изъ­ ятие одного из этих составляющих эле­ ментов снижает, как показывает миро ­ вой опыт, эффективность рынка в це­ лом и не позволяет выйти на те цели, ради которых сегодня поставлена зада­ ча перехода к рыночной экономике : всемерное повышение производитель­ ности общественного труда и на этой базе резкое расширение предложения товаров на потребительском рынке, по­ вышение уровня жизни народа в нашей стране. Конкретный пример. При от- за 23 ноября 1990 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz