Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.

Зачем ездят в Америку? Решил поделиться впечат­ лениями об одном из высту­ плений областного радио. Воз­ можно, мое мнение спорное, судить об этом не мне. В субботу вечером 27 ок­ тября услышал интервью корреспондента с заведую­ щей городским отделом культуры Мурманска Викто­ рией Владиславовной Чачи- иой, которая вместе с наши­ ми джазистами побывала в США . Зав. культурой города умилялась жизнью в Амери­ ке, ее бытом, их школами, их детьми... Попутно расска­ зала, что уже успела посе­ тить и Швецию, и Норвегию, и кое-какие еще страны, от­ куда также вынесла массу личных впечатлений... Понимаю, когда на джазо­ вый фестиваль едут музы­ канты, своим трудом и мас­ терством заработавшие это право. Но при чем здесь за­ ведующая отделом культуры горисполкома? Считаю, что посылать в подобные поезд­ ки надо конкретных специа­ листов — отдача от этого будет куда весомее. С. БЕРЕНФЕЛЬД, заведующий отделом ин­ ститута «Севгипрорыб- флот». Вопрос ребром ...ездят, чтобы работать Когда я прочитала это письмо, то первое желание было ответить автору в та­ ком же сердитом тоне. Но, поразмыслив, поняла, что ра­ зумней просто рассказать, почему в Америку па джа­ зовый фестиваль вместе с музыкальным коллективом ездила я. Во-первых, Джэксонвилл, в котором проходил фести­ валь, является городом-по- братимом Мурманска. У нас существует программа вза­ имного обмена, в том числе и культурного, поэтому мне, как должностному лицу, при­ ходится заниматься вопроса­ ми культурных связей, орга­ низацией обмена делегация­ ми, выступлений творческих коллективов. Переговоры обо всем этом па предстоя­ щие годы входили в мою за­ дачу. В результате была до­ стигнута договоренность о га­ строльной поездке фольклор­ ного ансамбля, о выставке мурманских художников, о продолжении обмена различ­ ными другими выставками. Обсуждалось также дальней­ шее участие наших джазо­ вых коллективов в Джэксоп- виллском фестивале. Во-вторых, если читатели помнят, летом этого года в Мурманске впервые был про­ веден джазовый фестиваль, инициатором которого являл­ ся отдел культуры. Он же, вместе с социологическим центром «Разум» и мурман­ ским джазовым клубом, был его организатором. Проведе­ ние подобных фестивалей в городе было решено сделать традицией. В Джэксонвилле • шел разговор об участии в нем американской стороны. А также — и об организации поездок туристических групп из Америки па наш фести­ валь. Так что я, уважаемый тов. Беренфельд, кроме того, что, по вашему выражению, «на­ биралась культуры по загра­ ницам» (кстати, небесполез­ ное занятие для работника культуры), еще и решала де­ ловые вопросы. Что касает­ ся других поездок за грани­ цу, то за 9 лет моей работы заведующей отделом культу­ ры их было всего три. Как и последняя, все они тури­ стического характера отнюдь не носили. В. ЧАЧИНА, зав. отделом культуры М ур ­ манского горисполкома. I Журнал «Север», № 10 Литературное обозрение В десятом номере журнала Гевер» обращает на себя е н и - 5ние повесть Н. Веселовой «Го- :вые кольца». Повесть о тех, о Есегда рядом и кого мы не- *дко не замечаем, не вспоми- ем. Отец, мать, бабушка, де- шка — семья... Теплый кру г *ьи , нелегкие судьбы, череда зни и смерти. Будьте береж - г друг к другу, предупрежда- автор. О. Линник — автор ряда по- ческих сборников, прозаиче- х книг о природе Карелии. В лере представлены новые его хи. Стихи — осмысление жиз - жизни сегодняшней, трудной j старой памятью о страхах ста, жизни «среди бетона се- 0 и смога». итатели «Севера» привыкли к у, что имя Дмитрия Балашо- предваряет крупный историче- й роман, но и путевые его рки читаются с не меньшим ин- эсом. Так были опубликованы 989 году его «Итальянские нетления», «Поездка в Мон - чю». В десятом номере автор цлагает вниманию читателей эк «Город Фрайбург в Гер- 4И». Интерес к Германии у сейчас довольно большой, и ому впечатления и размыш- !Я Дмитрия Балашова придут- чень кстати. «чется обратить внимание чи- тей также на воспоминания зила Туган-Барановского, в рых автор рассказывает о м отце, известном русском омисте, о друзьях отца. А сказать, что их дом посе- 1 Бунин, Мамин-Сибиряк, Ми- >в, Родзянко, Керенский, а Гиппиус, Мережковский , Бальмонт и другие не менее из­ вестные люди. В эмиграции встре­ чался автор с Цветаевой и Авер­ ченко. Интересна и статья Ст. Золот- цева «Бездна, полная звезд». Это обзор новых российских газет, в которых видит автор «прорыв к читателям-землякам многих вы­ соких и горьких откровений, при­ надлежащих литераторам, худож ­ никам, краеведам, сердца кото­ рых изболелись за судьбу род­ ного края, его жизни, его куль­ туры». Нам, жителям Заполярья, не­ маловажно прочитать статью Све­ на Локко «Кто уничтожил леса Кольского полуострова?». Не бу­ ду пересказывать ее, думаю, что каждый, кому небезразлич­ но место, где он живет, небез­ различно, каким воздухом ды­ шит, какую воду пьет, что детям своим оставит, каждый прочтет эту горькую и в общем-то изве­ стную — но до какой степени нашего понимания? — правду. После прочтения статьи возника­ ют желание, мысль, стремление — надо что-то делать, всем нам, сейчас делать, хотя уже и позд ­ но, но пока еще не окончатель­ но поздно. Что? Может, кто под­ скажет. Может, всем миром на­ валиться — но что делать, что? Пойти деревья сажать, так их откуда-то выкопать надо. Воду озер процедить? Камнями забро­ сать комбинат «Североникель» и иже с ним? Или надеяться на своих зарубежных соседей? Или горько признаться, что «все м ож ­ но понять, объяснить, а сделать ничего нельзя?» Жить так боль­ ше нельзя. Г. ДВОРЕЦКАЯ. В гостях у т р ' Творческих привесов, Маша! На «бис» Нет, не дочка. И не прав- внучка. Просто повезло чело­ веку с фамилией. Артисту, из­ вестное дело, надобна фами­ лия такого разбора, чтобы за­ поминалась она, что называ­ ется, «с полуоборота». Чтоб не напрягалась публика, не мор ­ щила лбы, завидя свежеиспе­ ченную «звездочку»: Иванова... Сидорова?.. А тут такой слу­ чай, что вдобавок к голосу с модерновой сипотцой, к про­ чим достоинствам — еще и фамилия, которая давно у Рос­ сии на слуху. Короче говоря, недавно в Мурманске побы­ вала Маша Распутина. Певица. Вы, думаю, слышали. Не живь­ ем, так по телевизору — ес­ ли, конечно, не отключаете его при звуках электрогитар. Концерт Маша дала хоро­ ший, присутствующие одобри­ ли. Хороший — только корот­ кий, минут пятьдесят он про­ должался. Зато билеты были дорогие. 6—7 рублей, дешев­ ле у молодежных «фирмачей» нынче не бывает. В общем, концерт дорогой и короткий. Зато подпорченный. Там еще в меню неЕесть как оказался ученический ансамбль одной из мурманских школ. Для ап­ петита, что ли, в качестве хо­ лодной закуски перед горя­ чим блюдом... Ну, ребята и сбацали что умели. И как смогли. Ничего, обошлось. Хо­ тя, по совести говоря, задол­ жали они публике — этак по полтиннику на нос. Впрочем, не будем мелочиться. Пускай себе учатся. Правда, лучше бы за свой счет. Но тут уж ниче­ го не попишешь: рынок. А может, менеджмент... или биз­ нес. Или вовсе какой-нибудь маркетинг. Это надо у ребят из Октябрьского МКЦ, которые денежки за билеты собирали, у них надо спросить, как оно правильно называется, когда тебе всучивают то, чего ты во­ все и не просил. Онц знают. Зато в результате такого вот бизнеса-менеджмента кон­ церт получился вполне полно- метражным. И Маша не уста­ ла — талант надо беречь. И у нее еще хватило сил отве­ тить на вопросы мурманчан. Тут дело такое: как газету не откроешь, все пишут о бес­ культурье, бездуховности... Мол, сильный у нас недоиз- быток по этой части. И вот, видно, Маша тоже газет начи­ талась и решила дело попра­ вить. Подставить свое хруп­ кое плечо под тяжелую ношу отечественной духовности. В той манере, как это на ЦТ де­ лается, есть там такая пере­ дача — «Встречи в Концерт­ ной студии». Выходит, допус­ тим, перед народом историк Дмитрий Волкогонов и объяс­ няет, что почем в нашем про ­ шлом и будущем. Народ спрашивает, слушает — нама­ тывает на ус, умнеет. Культур­ но развивается. А Маша Распутина чем ху­ же? Она тоже хочет сказать веское эстрадное слово наро­ ду. И не только хочет, но и говорит. Режет правду-матку, наотмашь, шинкует ее для лучшей усвояемости — чтоб дошло до каждого . И водит­ ся это за нею давненько. Год назад — помните? —• Маша уже выступала в Мурманске. Попела, значит, немного, е потом стала отвечать на за­ писки. Записки, кстати, сама ж е и оглашала. А вопросы ей задавали не из легких, прямо скажем, судьбоносные вопро­ сы. Ну, например: — Какой номер вашего бюстгальтера? И Маша Распутина не ухо­ дила от ответа, не пыталась обмануть людей, как всякие там аппаратчики-бюрократы. Нет, прямо глядя в зал, а ручкой этак поглаживая-потис- кивая соответствующую де­ таль организма, откровенно говорила: — Норма-альный! И сразу светлело на душе: значит, можем , если захотим! Не все у нас так плохо, есть, есть на что равняться! Тогда, год назад, повстреча­ лись мы с приятелем, который попал на другое Машино вы­ ступление. Поделились впечат­ лениями. Сравнили. Оказалось, в обоих концертах мурманча­ не (или мурманчанки?) интере­ совались бюстгальтером п е Е И - цы. И прочие вопросы были похожи... Очень это нас уди­ вило. А впрочем — край зем­ ли, медвежий угол, что с нас взять. S3 И е о т прошел год. Снова на сцене Маша Распутина. По­ пела песенки, настал черед сокровенного слова. Достает Маша поступившие из зала за­ писки, оглашает первый воп­ рос: — Какой номер ЕашегО бюстгальтера? Ах, не то обидно было, что в очередной раз продемонст­ рировали мурманчане узость с е о и х интересов, ограничен­ ность кругозора (неужели 6 прочем женском белье и слы­ хом не с л ы х и е з л и ? Стократ прав Пушкин: мы лениЕЫ и нелюбопытны!). Это бы еще куда ни шло. Мы свое место понимаем. Другое огорчило — ответ популярной певицы. И жест, оправляющий содер­ жимое названной сбруйки, и интонация — тютелька в тю ­ тельку: — Норма-альный! ...Но это ж е значит — за­ стой. Стагнация. Никакого творческого роста над собой, А также впереди себя. Горъ^ ко, друзья! Снова, видно, ктС- то мешает развитию молодых талантов, как и в недавешние постные годы! И Есе-таки хочется верить в то, что Маша Распутина под­ держит честь славной фами­ лии, не остановится на достиг­ нутом. Мы еще услышим о ее новых победах. На что опира­ ется сей исторический опти­ мизм? Как всегда — на кол­ лектив. — Ваша семья? — читает Маша вопрос и тут же, обве­ дя щедрым жестом е с ю инст­ рументальную группу, отвеча­ ет: — А вот эти... гады! «Гадов» на сцене вполне до ­ статочно, чтобы помочь арти­ стке в ее многотрудных духов­ ных поисках. Помочь по-прос­ тому, по-семейному. И потому хороших творчес­ ких привесов тебе, MaiuaJ Крепко го счастья в гадской семейной жизни! До нового бизнеса! А мы, друзья, со своей сто­ роны, давайте не посрамим имя Мурманска. Давайте спро­ сим в следующий раз Машу... ну, хотя бы о колготках. Д СТОЛБОВ. Фото В. КОРЕЦКОГО. 18 ноября 190 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz