Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.

От Кижей да Египта (Окончание. Нач. на 11-й стр.) женщину —• подвезла нас к зданию мэрии, напротив которого, кстати ска­ зать, был разбит палаточный городок с броскими зелеными плакатами-транспа­ рантами. Так, вполне в духе советско­ го перестроечного времени, прожива­ ющие в городе арабы-мусульмане вы­ ражали властям с б о й протест по пово­ ду медленно решаемой жилищной проблемы для национальных мень ­ шинств. В комнате для приемов муниципали­ тета, куда нас провели, на столах кр о ­ ме бутылок с водой стояли тарелки с орехами, финиками и печеньем, грел­ ся коньяк в пузатых массивных рюм ­ ках. Само же здание и его внутренний вид с широкой лестницей и длинными коридорами описывать нет смысла: по­ добные конторы одинаковы, наверное, е о всех странах мира. Те же, что у нас, стенды с диаграммами и чуть ли не соцобязательствами, витрины с какими- то грамотами и кубками, та же суета клерков-делопроизводителей, перебе­ гающих из кабинета в кабинет с бума­ гами в руках. И полицейский у столи­ ка перед проходом к начальственным апартаментам •— в этом плане изра­ ильтяне копируют наши застойные Бре­ мена на все сто процентов. Как и ри­ туал приема гостей: первый замести­ тель мэра Хайфы через переводчика извинился, что встречает он, а не сам мэр. Сам якобы очень хотел бы по­ говорить с членами первой подобной делегации из СССР, но он, Сам, не может этого сделать, так как экспеди­ ция наша неофициальная и это будет нарушением какой-то там субордина­ ции... Первый зам поздравил нас с прибы­ тием в Хайфу, которая считается здесь рабочим «красным городом», так как двести тысяч его жителей каждые пять лет в ходе свободных (это слово было подчеркнуто интонацией) выборов от­ дают с б о и симпатии рабочей партии. В конце концов мы допили коньяк, а потом и разлитую по рюмкам водку и договорились, что после установления дипломатических отношений между Со­ ветским Союзом и Израилем будем пытаться сделать Петрозаводск и Хай­ фу городами-побратимами (сейчас, как известно, дипломатические отношения между нашими странами уже восста­ новлены). Далее в распоряжение паломников был отдан небольшой автобус и нашим гидом-экскурсоЕодом на весь остаток дня стала Руфи. Первую остановку сде­ лали у магазина «Русская книга», что находится на центральной улице горо ­ да, носящей имя Теодора Герцеля (у нас его называют теоретиком сиониз­ ма). Хозяевами магазинчика были рус­ ские люди. Хотя нет — конечно, не русские, а русскоязычные евреи, вы­ ехавшие из Союза. Книги же, выстав­ ленные на полках, были отборно-дефи­ цитными, если употребить этот чисто «советский» эпитет. И немудрено, ведь за границей не надо отводить место для обязательной политиздатовской ма­ кулатуры. С фантастикой и историче­ скими очерками соперничали диссиден­ тские издания о тайнах Кремля и КГБ, о Ленине и Сталине, труды Андрея Сахарова и воспоминания Светланы Ал­ лилуевой, публицистика Бориса Ельци­ на... Нет, все эти книги не запрещены для чтения и знакомы многим из нас, но мне еще не доводилось видеть на одной полке такое количестве любо­ пытнейшей литературы. Для советских алия лежат бесплатные самоучители- разговорники, кассеты с уроками идиш и английского языка, а также реклам­ ные проспекты с телефонами и адре­ сами фирм, готовых предоставить но- вым гражданам страны самые различ­ ные услуги. Были мы в городских кварталах, где живут иудеи ортодоксы. В с е о и х чер­ ных пиджаках с длинными фалдами, в белых сорочках и обязательных чер­ ных шляпах или маленьких ермолках- тюбетейках на макушках они выглядят весьма импозантно. Даже лица ребя­ тишек обрамляют пейсы, этакие длин­ ные волосики, вьющиеся от висков на короткоостриженных головах. Запомнилось посещение музея, рас­ сказывающего об истории возникнове­ ния Израиля как государства. Основ­ ные его экспонаты находятся внутри установленного на постаменте неболь­ шого транспортного судна, одного из тех, на которых в сороковые годы спа­ сались евреи от фашизма, пробираясь к желанным берегам земли своих пред­ ков, на историческую родину. Думаю , что не религия, не библейские сказа­ ния, а именно вот этот заботливо пес­ туемый дух патриотизма плюс постоян­ ное напоминание о страданиях, в ы п а Е - ших на долю разбросанного по всему свету еврейского народа, — этот дух, эта память являются важнейшей сос­ тавной частью современной внутренней государственной политики Израиля. И не дай Бог кому-то глумливо отозвать­ ся о национальных святынях, будь то флаг страны на флагштоке задрипан­ ного портового буксирчика или Стена Плача в Иерусалиме. Здесь всячески приветствуют и рас­ тущий поток выходцев из СССР, так как «наши люди» в основном пополня­ ют образованную, творческую часть на­ селения страны. Массовая эмиграция еЕреев позволяет израильтянам, о кру ­ женным враждебно настроенными араб­ скими государствами, в какой-то мере преодолеть комплекс демографической неполноценности, а они опасаются ос­ таться в численном меньшинстве на территории собственной страны. Новые люди — новые проблемы. Вот что пишет, например, обозреватель еженедельника «Спутник», выходящего на русском языке в Тель-Авиве: «С прибытием нозых граждан, число кото­ рых уже сейчас достигло 100 тысяч, правящий режим день ото дня все больше утрачивает свою власть. Ново­ прибывшим уже давно осточертела .си­ стема, при которой кто-то указывает лично им, что они должны делать бук­ вально во всех областях жизни. Разве для этого стоило покидать Москву? Та­ ким образом, Израилю — единственной стране, вставшей на путь социализма по собственной воле, — придется сой­ ти с него». Тактично и откровенно отвечала Руфи на все наши вопросы. «Сама я сабра, •— рассказывала она, — то есть роди ­ лась в Израиле. Сабра — это плоды кактуса: очень колючие и твердые, но внутри мягкие и сладкие плоды. Так и мы, коренные израильтяне, на первый взгляд недоверчивы и суровы, а в ду ­ ше добры и податливы...» Или такое высказывание Руфи: «Об­ ратите внимание: сейчас мы едем по улице Сионистской. Раньше она назы­ валась «улица ООН», а переименована была после того, как представитель Со­ ветского Союза на сессии ООН при­ равнял сионизм к фашизму...» (Напом­ ню читателям, что Сион — это гора в Иерусалиме, вокруг которой, по преда­ нию, должны сплотиться-собраться все евреи. Нам еще предстоит побывать там, пройтись по узким улочкам ста­ рого города, где от этой горы оста­ лось одно название, так как за про ­ шедшие тысячелетия Сион, как, ЕПро- чем, и Голгофа, практически сравня­ лись с землей.) ...Закат мы встречаем на берегу мо­ ря под соломенной крышей одного из многочисленных ресторанчиков. На пляже какая-то разновозрастная груп­ па занимается аэробикой. Садится солн­ це. Садится не умирать, не на плаху, а просто подошло время сменять днев­ ные декорации. Руфи угощает нас пи­ вом на выделенные муниципалитетом шекели. (Кстати, валюта здесь некон­ вертируемая, в банке один доллар ме­ няют примерно на два шекеля. А бан­ ка пива стоит не меньше трех шеке­ лей.) По-матерински советует ни в ко ­ ем случае не пить в Египте сырой во­ ды: «В Ниле грязно, полно всякой за­ разы». И на прощание рассказывает анекдот о том, что умер как-то один из праведников и, естественно, попал в рай. Все хорошог~в раю: тихо, спокой­ но, умиротворенно, ко немного скуч­ новато. Загрустил праведник, заскучал. Тогда ему за прошлые заслуги позво­ лили на время спуститься в ад. Хоро ­ шо в еду праведнику: все новое, не­ обычное. Шум, гам, веселье, вино, жен ­ щины. Но уже на второй день его об­ манули, на третий обобрали, на чет­ вертый морду набили. Б общем, через неделю с непривычки-то стало так не­ вмоготу праведнику, что заспешил он обратно в рай... «Так и вы все похожи на этого пра­ ведника, — закончила свой рассказ Ру­ фи. — Хорошо недельку побыть на но- е ом месте, зная, что тебя дома ждут...» Назавтра рано утром к яхт-клубу по­ дошел экскурсионный автобус и мы от­ правились к Галилейскому озеру, туда, где, как пишут в наших газетах, «на о к ­ купированных Израилем палестинских территориях происходят выступления протеста арабов...» Что ж, съездим — поглядим. 4. ЗАПАДНЫЙ БЕРЕГ РЕКИ ИОРДАН «...нам открылась картина, увидеть которую мечтают миллионы верующих е о Е с е х концах мира и готовы отдать за это половину всего, что имеют, — в нескольких милях впереди лежало свя­ щенное море Галилейское!» Так написал Марк Твен задолго до моего рождения. И добавил в скобках: «Я не могу не упомянуть о том, что озеро лежит на шестьсот футов ниже уровня Средиземного моря, и еще ни один путешественник не пренебрег воз­ можностью» украсить свои письма этой * знаменитой: подробностью». Что ж, мне остается хоть в этом быть оригиналь­ ным и не упомянуть вслед за Марком Твеном столь «знаменитой подробно­ сти», Переведу лишь футы в метры — получается около двухсот. Но простите, а что мы, советские е о - инствующие атеисты, вообще знаем о Галилее, о Ездрилонской равнине, на просторах которой сражались Еойска Иисуса Навина и Тамерлана, Саладина и Ричарда Львиное Сердце? С принятием христианства мно ­ гочисленные паломники отправлялись в длительные нелегкие путешествия к святой земле Палестины. Паломничест­ во было движимо не только и не столь­ ко религиозным фанатизмом — оно как зеркало отражало и подтверждало ог­ ромное духовное благочестие русских людей, способствовало утверждению в русском церковном сознании идеи единства православного мира, идеи свя­ щенной укорененности русской религи­ озной традиции. (Эти высокие слова на­ писал протоиерей Александр Кравченко, ректор Одесской духовной семинарии. Я их вычитал в одной из газет.) Будем же откровенны: что мы, ны­ нешние, знаем о священной земле Па­ лестины кроме навязших в зубах устой­ чивых словосочетаний типа «Западный берег реки Иордан» или «сектор Газа»? Поэтому мне не стоит опасаться повто­ рений в своих заметках. А для начала сообщу, что вода в том самом Иорда­ не мутная, дно илистое, но рыбы мно­ го. Есть даже черепахи, которые легко переплывают от одного берега к дру­ гому, не деля их на Западный или Во­ сточный. Да и мы меньше всего дума­ ли о политике, остановившись на месте, где крестился Иисус Христос. Просто приятно спрятаться от жары на тенис­ том бережке или побродить по мелко- е о д ь ю по колено в воде. Жаль, пить ее нельзя — хоть и священная река Иордан, но грязновата на вид... * * * Так уж получилось, что эта вторая часть моих заметок повествует не о дреЕней истории и библейских холмах Палестины, а посвящена сегодняшнему дню, каким мы его увидели, ступив на землю Израиля. Мои наблюдения отры­ вочны, во многом случайны и не надо пытаться их обобщать. Ничего не поде­ лаешь: в нашей полной противоречий и борьбы жизни нельзя живописать кра­ соты Тивериады и не вспомнить об ин­ тифаде, когда в окна автобуса летит камень, брошенный арабским подрост­ ком ; рассказывать о Храме Живоносно- го Гроба Господня и не заметить усилен­ ные отряды патрулей на улицах Иеру­ салима. К сожалению, за пределами данных путевых заметок пока остаются Стамбул и Афины, Родос и Патмос, Кипр и Египет... И все же мне хочется проинформировать читателей, что в бу- дущем году миссия «Золотой век» про ­ должит экспедиции на своих самодель­ ных деревянных судах. Планируется начать двухгодичный переход Сееер- ным морским путем от Белого моря до Аляски, отправить парусные лодьи че­ рез Черное и Средиземное моря в Ге­ ную, совместно с Русской духовной миссией в Иерусалиме организовать новое паломничество к святой земле Палестины. Всех, кто желает деловым советом помочь в подготовке этих экс­ педиций или стать их спонсором, про­ шу обращаться к председателю Совета миссии «Золотой век» Виктору Дмитри­ еву (185020, Петрозаводск, ул. Москов­ ская, 12) или в редакцию к автору этих строк. У «Золотого века» есть и свой благотворительный счет в Карел- прсмстройбанке. Его номер 700701.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz