Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.
От Кижей да Египта (Окончание. Нач. на 11-й стр.) женщину —• подвезла нас к зданию мэрии, напротив которого, кстати ска зать, был разбит палаточный городок с броскими зелеными плакатами-транспа рантами. Так, вполне в духе советско го перестроечного времени, прожива ющие в городе арабы-мусульмане вы ражали властям с б о й протест по пово ду медленно решаемой жилищной проблемы для национальных мень шинств. В комнате для приемов муниципали тета, куда нас провели, на столах кр о ме бутылок с водой стояли тарелки с орехами, финиками и печеньем, грел ся коньяк в пузатых массивных рюм ках. Само же здание и его внутренний вид с широкой лестницей и длинными коридорами описывать нет смысла: по добные конторы одинаковы, наверное, е о всех странах мира. Те же, что у нас, стенды с диаграммами и чуть ли не соцобязательствами, витрины с какими- то грамотами и кубками, та же суета клерков-делопроизводителей, перебе гающих из кабинета в кабинет с бума гами в руках. И полицейский у столи ка перед проходом к начальственным апартаментам •— в этом плане изра ильтяне копируют наши застойные Бре мена на все сто процентов. Как и ри туал приема гостей: первый замести тель мэра Хайфы через переводчика извинился, что встречает он, а не сам мэр. Сам якобы очень хотел бы по говорить с членами первой подобной делегации из СССР, но он, Сам, не может этого сделать, так как экспеди ция наша неофициальная и это будет нарушением какой-то там субордина ции... Первый зам поздравил нас с прибы тием в Хайфу, которая считается здесь рабочим «красным городом», так как двести тысяч его жителей каждые пять лет в ходе свободных (это слово было подчеркнуто интонацией) выборов от дают с б о и симпатии рабочей партии. В конце концов мы допили коньяк, а потом и разлитую по рюмкам водку и договорились, что после установления дипломатических отношений между Со ветским Союзом и Израилем будем пытаться сделать Петрозаводск и Хай фу городами-побратимами (сейчас, как известно, дипломатические отношения между нашими странами уже восста новлены). Далее в распоряжение паломников был отдан небольшой автобус и нашим гидом-экскурсоЕодом на весь остаток дня стала Руфи. Первую остановку сде лали у магазина «Русская книга», что находится на центральной улице горо да, носящей имя Теодора Герцеля (у нас его называют теоретиком сиониз ма). Хозяевами магазинчика были рус ские люди. Хотя нет — конечно, не русские, а русскоязычные евреи, вы ехавшие из Союза. Книги же, выстав ленные на полках, были отборно-дефи цитными, если употребить этот чисто «советский» эпитет. И немудрено, ведь за границей не надо отводить место для обязательной политиздатовской ма кулатуры. С фантастикой и историче скими очерками соперничали диссиден тские издания о тайнах Кремля и КГБ, о Ленине и Сталине, труды Андрея Сахарова и воспоминания Светланы Ал лилуевой, публицистика Бориса Ельци на... Нет, все эти книги не запрещены для чтения и знакомы многим из нас, но мне еще не доводилось видеть на одной полке такое количестве любо пытнейшей литературы. Для советских алия лежат бесплатные самоучители- разговорники, кассеты с уроками идиш и английского языка, а также реклам ные проспекты с телефонами и адре сами фирм, готовых предоставить но- вым гражданам страны самые различ ные услуги. Были мы в городских кварталах, где живут иудеи ортодоксы. В с е о и х чер ных пиджаках с длинными фалдами, в белых сорочках и обязательных чер ных шляпах или маленьких ермолках- тюбетейках на макушках они выглядят весьма импозантно. Даже лица ребя тишек обрамляют пейсы, этакие длин ные волосики, вьющиеся от висков на короткоостриженных головах. Запомнилось посещение музея, рас сказывающего об истории возникнове ния Израиля как государства. Основ ные его экспонаты находятся внутри установленного на постаменте неболь шого транспортного судна, одного из тех, на которых в сороковые годы спа сались евреи от фашизма, пробираясь к желанным берегам земли своих пред ков, на историческую родину. Думаю , что не религия, не библейские сказа ния, а именно вот этот заботливо пес туемый дух патриотизма плюс постоян ное напоминание о страданиях, в ы п а Е - ших на долю разбросанного по всему свету еврейского народа, — этот дух, эта память являются важнейшей сос тавной частью современной внутренней государственной политики Израиля. И не дай Бог кому-то глумливо отозвать ся о национальных святынях, будь то флаг страны на флагштоке задрипан ного портового буксирчика или Стена Плача в Иерусалиме. Здесь всячески приветствуют и рас тущий поток выходцев из СССР, так как «наши люди» в основном пополня ют образованную, творческую часть на селения страны. Массовая эмиграция еЕреев позволяет израильтянам, о кру женным враждебно настроенными араб скими государствами, в какой-то мере преодолеть комплекс демографической неполноценности, а они опасаются ос таться в численном меньшинстве на территории собственной страны. Новые люди — новые проблемы. Вот что пишет, например, обозреватель еженедельника «Спутник», выходящего на русском языке в Тель-Авиве: «С прибытием нозых граждан, число кото рых уже сейчас достигло 100 тысяч, правящий режим день ото дня все больше утрачивает свою власть. Ново прибывшим уже давно осточертела .си стема, при которой кто-то указывает лично им, что они должны делать бук вально во всех областях жизни. Разве для этого стоило покидать Москву? Та ким образом, Израилю — единственной стране, вставшей на путь социализма по собственной воле, — придется сой ти с него». Тактично и откровенно отвечала Руфи на все наши вопросы. «Сама я сабра, •— рассказывала она, — то есть роди лась в Израиле. Сабра — это плоды кактуса: очень колючие и твердые, но внутри мягкие и сладкие плоды. Так и мы, коренные израильтяне, на первый взгляд недоверчивы и суровы, а в ду ше добры и податливы...» Или такое высказывание Руфи: «Об ратите внимание: сейчас мы едем по улице Сионистской. Раньше она назы валась «улица ООН», а переименована была после того, как представитель Со ветского Союза на сессии ООН при равнял сионизм к фашизму...» (Напом ню читателям, что Сион — это гора в Иерусалиме, вокруг которой, по преда нию, должны сплотиться-собраться все евреи. Нам еще предстоит побывать там, пройтись по узким улочкам ста рого города, где от этой горы оста лось одно название, так как за про шедшие тысячелетия Сион, как, ЕПро- чем, и Голгофа, практически сравня лись с землей.) ...Закат мы встречаем на берегу мо ря под соломенной крышей одного из многочисленных ресторанчиков. На пляже какая-то разновозрастная груп па занимается аэробикой. Садится солн це. Садится не умирать, не на плаху, а просто подошло время сменять днев ные декорации. Руфи угощает нас пи вом на выделенные муниципалитетом шекели. (Кстати, валюта здесь некон вертируемая, в банке один доллар ме няют примерно на два шекеля. А бан ка пива стоит не меньше трех шеке лей.) По-матерински советует ни в ко ем случае не пить в Египте сырой во ды: «В Ниле грязно, полно всякой за разы». И на прощание рассказывает анекдот о том, что умер как-то один из праведников и, естественно, попал в рай. Все хорошог~в раю: тихо, спокой но, умиротворенно, ко немного скуч новато. Загрустил праведник, заскучал. Тогда ему за прошлые заслуги позво лили на время спуститься в ад. Хоро шо в еду праведнику: все новое, не обычное. Шум, гам, веселье, вино, жен щины. Но уже на второй день его об манули, на третий обобрали, на чет вертый морду набили. Б общем, через неделю с непривычки-то стало так не вмоготу праведнику, что заспешил он обратно в рай... «Так и вы все похожи на этого пра ведника, — закончила свой рассказ Ру фи. — Хорошо недельку побыть на но- е ом месте, зная, что тебя дома ждут...» Назавтра рано утром к яхт-клубу по дошел экскурсионный автобус и мы от правились к Галилейскому озеру, туда, где, как пишут в наших газетах, «на о к купированных Израилем палестинских территориях происходят выступления протеста арабов...» Что ж, съездим — поглядим. 4. ЗАПАДНЫЙ БЕРЕГ РЕКИ ИОРДАН «...нам открылась картина, увидеть которую мечтают миллионы верующих е о Е с е х концах мира и готовы отдать за это половину всего, что имеют, — в нескольких милях впереди лежало свя щенное море Галилейское!» Так написал Марк Твен задолго до моего рождения. И добавил в скобках: «Я не могу не упомянуть о том, что озеро лежит на шестьсот футов ниже уровня Средиземного моря, и еще ни один путешественник не пренебрег воз можностью» украсить свои письма этой * знаменитой: подробностью». Что ж, мне остается хоть в этом быть оригиналь ным и не упомянуть вслед за Марком Твеном столь «знаменитой подробно сти», Переведу лишь футы в метры — получается около двухсот. Но простите, а что мы, советские е о - инствующие атеисты, вообще знаем о Галилее, о Ездрилонской равнине, на просторах которой сражались Еойска Иисуса Навина и Тамерлана, Саладина и Ричарда Львиное Сердце? С принятием христианства мно гочисленные паломники отправлялись в длительные нелегкие путешествия к святой земле Палестины. Паломничест во было движимо не только и не столь ко религиозным фанатизмом — оно как зеркало отражало и подтверждало ог ромное духовное благочестие русских людей, способствовало утверждению в русском церковном сознании идеи единства православного мира, идеи свя щенной укорененности русской религи озной традиции. (Эти высокие слова на писал протоиерей Александр Кравченко, ректор Одесской духовной семинарии. Я их вычитал в одной из газет.) Будем же откровенны: что мы, ны нешние, знаем о священной земле Па лестины кроме навязших в зубах устой чивых словосочетаний типа «Западный берег реки Иордан» или «сектор Газа»? Поэтому мне не стоит опасаться повто рений в своих заметках. А для начала сообщу, что вода в том самом Иорда не мутная, дно илистое, но рыбы мно го. Есть даже черепахи, которые легко переплывают от одного берега к дру гому, не деля их на Западный или Во сточный. Да и мы меньше всего дума ли о политике, остановившись на месте, где крестился Иисус Христос. Просто приятно спрятаться от жары на тенис том бережке или побродить по мелко- е о д ь ю по колено в воде. Жаль, пить ее нельзя — хоть и священная река Иордан, но грязновата на вид... * * * Так уж получилось, что эта вторая часть моих заметок повествует не о дреЕней истории и библейских холмах Палестины, а посвящена сегодняшнему дню, каким мы его увидели, ступив на землю Израиля. Мои наблюдения отры вочны, во многом случайны и не надо пытаться их обобщать. Ничего не поде лаешь: в нашей полной противоречий и борьбы жизни нельзя живописать кра соты Тивериады и не вспомнить об ин тифаде, когда в окна автобуса летит камень, брошенный арабским подрост ком ; рассказывать о Храме Живоносно- го Гроба Господня и не заметить усилен ные отряды патрулей на улицах Иеру салима. К сожалению, за пределами данных путевых заметок пока остаются Стамбул и Афины, Родос и Патмос, Кипр и Египет... И все же мне хочется проинформировать читателей, что в бу- дущем году миссия «Золотой век» про должит экспедиции на своих самодель ных деревянных судах. Планируется начать двухгодичный переход Сееер- ным морским путем от Белого моря до Аляски, отправить парусные лодьи че рез Черное и Средиземное моря в Ге ную, совместно с Русской духовной миссией в Иерусалиме организовать новое паломничество к святой земле Палестины. Всех, кто желает деловым советом помочь в подготовке этих экс педиций или стать их спонсором, про шу обращаться к председателю Совета миссии «Золотой век» Виктору Дмитри еву (185020, Петрозаводск, ул. Москов ская, 12) или в редакцию к автору этих строк. У «Золотого века» есть и свой благотворительный счет в Карел- прсмстройбанке. Его номер 700701.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz