Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.
4 J ТО ЗАСТАВИЛО меня взяться за перо? Дело в том, что мне, судовому хирургу, выпало первым аствовать в «медицинском эксперименте», который гшило устроить управление «Севрыбхолодфлот». Не к давно здесь принято решение, согласно которому 1 плавбазах фактически ликвидируются судовые гос- 4 таля, операционные блоки и рентгенкабинеты. То :ть, разумеется, не в буквальном смысле. Просто вза ем 4— 5 медиков, ходивших ранее на плавбазах Се- ерного бассейна, отныне в море будут выпускать лишь воих — хирурга и стоматолога. А терапевта, фельд- jepa, санитарку — на берег! Обойдутся, мол... Но ес- и нет услозий для проведения нормальной операции, о зачем тогда и операционная? Если нет рентгенолога, ачем рентгенкабинет? Кроме этого в отдаленные районы промысла, такие, ак АЧА и ЮВТО, больше не будут посылаться стома- ологи, которые прежде работали на крупнотоннаж ных транспортах. Несмотря на то, что объем стомато логической помощи, которую они оказывают в море гбакам-северянам, — более восьмидесяти процентов. уЛзтивировка — экономия валюты. Любопытно, что принятое руководством флота ре- иение не согласовывалось ни с медсанчастью «Севры- 5ы», ни с санитарными властями. В корне противореч а т оно и действующему приказу Минздрава, который определяет «медицинский минимум» на борту любой :осетской плавбазы в четыре специалиста (хирург, те- эапевт, стоматолог, фельдшер). Какие же результаты сулит севрыбхолодфлотовский жсперимент в самое ближайшее время? Я работаю на гудах флота седьмой год, опыт успел накопить доста точный и, вспоминая те или иные случаи из своей пра- стики, примеряя их к новой ситуации, думаю, что добра* эт него ждать не следует. Не знаю, сколько сумеют Бухгалтеры (и сумеют ли, если учитывать все расходы) насчитать прибыли, но вот для здоровья следует ждать эдних убытков. И это ясно любому медику. Решение флотского руководства в корне ломает всю систему по этапного лечения рыбаков в рейсе, ликвидирует ком- чактные медицинские бригады, оказывающие экстрен ную хирургическую , терапевтическую помощь как в открытом море, так и вблизи берегов. Рискну выска зать «крамольную» мысль — это решение я лично счи^ аю продуктом той самой так усердно критикуемой «командно-административной системы», в которой на- !вльник знает ВСЕ во всех областях, и, исходя из >ринципа «кто платит, тот и заказывает музыку», счи- а *: т возможным распоряжаться медициной, поучать, iax лечить и даже оперировать больных. Не верите? Но вот отрывок из письма управления «Севрыбхолодфлот» от 29 октября в медсанчасть «Сев- рыбы»: «Управление не предусматривает сокращения объема хирургической помощи, т. к. предполагается сохранение на плавбазах врача-хирурга. Следует отме тить, что управление допускает возможность замены врачей-хирургов на судовых врачей, квалификационные требования которых предусматривают проведение хи рургических операций». Прошу прощения у автора цитаты, но до сих пор во прос о возможности и объеме хирургических вмеша тельств решал и решает только оперирующий хирург. Потому что он и только он несет ответственность за жизнь пациента, за исход операции. «Несокращаемый объем хирургической помощи» в море, как известно, предполагает проведение полостных операций (при ущемленных грыжах, прободных язвах желудка, ост ром аппендиците, тупых травмах живота и т. д.). Такие операции, а также лечение тяжелых травм, в обяза тельном порядке требуют наличия операционной бригады в составе хирурга, врача-ассистента (в лице стоматолога), квалифицированной операционной сест ры (в лице судового фельдшера) и врача-терапевта (желательно анестезиолога). Ведь это операция! Как писал один знаменитый хирург: «Любая аппендэктбмия (, эжет быть самой простой, а может быть и самой Ьюжной операцией»! И вот руководство флота считает это совершенно не нужным. Мало того, «допускает возможность», чтобы хирургические операции проводил не хирург, а судо вой ьрач с какими-то «квалификационными требоза- ниями», выполняя функции сразу трех членов опера ционной бригады... (Кстати, любопытно, что означают названные «квалификационные требов*Яия»? Хирург — он и есть хирург! Возможно ли, чтобы управление суд ном взял на себя, скажем, старший механик с «квали фикационными требованиями» штурмана?) И такие дилетантские указания медработникам ис ходят от руководства флота, от судоводителей, кото рым как никому должно быть знакомо, что такое от ветственность за жизнь человека. Л ИСТАЮ стары е записны е к н и ж к и ... Н орвеж ское море, март 1589-го, борт плавбазы «Ры бны й М урман» . С БМРТ п р и н им аю больно го , д и а г ноз после осмотра — о стры й аппендици т. Судя по ж и - еоту — у гро за пери тони та в течение часов. А до Нор ве гии по погоде и расс то янию полтора-двое с у т о к , м ож но и не у спе ть . Срочно готовим операцию ... Не буду о п и сы в а ть все подробности , но она была дол гой , те х н и ч е с к и слож но й : случай за п ущ е н ны й . Н а конец все позади. Больной в палате, кр у гл о с у то ч н о е наблюдение , а к ти б и - е ти н и , послеоперационная ли хор а д ка , терапевт Остри- нов следит за больным , фельдшер продолжае т в это время вести прием тр а вм и р о ва н ны х «своих» больны х Сам иду спать , но т у т ж е будят. По радиотелефону фельдшер с д р у го го траулера передает: еще один о стры й а п пенд ици т . Д р у г и х баз поблизости нет. Срочно под го то в ка к новой операции . На это т раз случай более лег- ний , и она прош ла более спо кой но , под местной анес те зией . После операции в ы х о ж у на пал уб у , слыш у : «Опять д о ктора ко го -то п р ош ке р и л и мимоходом». ...Вообще-то на седьмом году работы в море посте пенно привыкаешь к двойственному отношению к здо ровью среди моряков. Выражения «прошкерили чело века», «выкорчевывали зубы», «поскрёбали женщину», «заштопали рану» уже не режут слух. Откуда это идет? Видимо, от обычного эгоизма. Жизненные наблюдения показывают, что человек начинает серьезно относить ся к медицине и уважительно к ее представителям лишь тогда, когда что-то заболит не на шутку именно у него самого или у его близких. Но не у других. Ин тересно, согласились бы лечь на операционный стол руководители «Севрыбхолодфлота» (тьфу-тьфу, конеч но!) в случае необходимости, если бы министр рыбной промышленности рекомендовал оперировать их пер вому попавшемуся под руку врачу с «квалификацион ными требованиями»? Да еще не располагающему по мощью других медиков? Мне могут возразить — мол, делают же в открытом море операции хирурги в одиночку, беря себе в по мощники штурманов, механиков, буфетчиц. Порой да же на столе в кают-компании... Да, случается. Но разве таким «героизмом» следует гордиться? Разве не сты- дыться его нужно обществу? Каково при этом опери рующему, чем это грозит больному и какие бывают последствия, я отлично представляю — бывал в анало гичных ситуациях. Хотя самому и не приходилось сда вать после таких «операций» пациентов в инпорты с не- зашитыми животами, на вертолетах. (А ведь и такое случается...) Но, видимо, подобные «героические» по ступки хирургов, которым просто порой некуда деть ся, и развращают, создают превратное представление, что операции может делать один врач любого профи ля с «квалификационными требованиями». И, к сожа лению, облегченное отношение к здоровью рыбаков создавалось и укреплялось годами. Немало свиде тельств тому осталось в моих прежних записях. РМБ «Северодвинск» , 1987 год. Судно отправлено в рейс в зо н у ЦВА, в т р о п и к и , с неработающей вентиля цией , неисправным и паро генера торны м и у с та нов кам и в цеха х после не качественно го ремонта в пор ту . В це л я х э ко ном и и решено было не выдавать э к и п а ж у не то л ь ко валю ты , но и че ков — разумеется , без вся ко го захода в и н по р ты . К а к судно было вы пущ ено в рейс санвластями , это отдельный разговор ... Люди зады ха ли сь в цехах , ла км усо ва я б ум а ж к а в воздухе м гновенно изменяла цвет от паров амм иа ка и воды. Ввиду у гро зы травм а ти зм а и о травления пр иш л о сь рекомендовать ра ботать в пр о ти во га за х . К а пи та н пр о си т : «Ради бога, д о ктор , р е ги с тр и р уй все! Не дай бог, кто потеряет со знание и упадет на работающий механизм — отвечать будем». Растет недовольство команды , обмен «лю безны ми» РДО с управлением — и судно в феврале о т зы ва ется для «разбора бунта» в М урм ан с к «по зеленой». Вместе с п о гр а н и ч н и кам и на катере прие зж ае т р у ко в о д ство . О дальнейшем знаю со слов одного из п р и с у т с т вовавш их при встрече. После р у к о п о ж а т и я вопрос в лоб: «Почему завалили рейс?» Слыш ится взволнованный ответ с объяснением си т у а ц и и , во зни кш ей в рейсе, со з д авш и хся невы но симы х условий работы . «Ну и что? Ведь н и к то не погиб !» — следует решительная резолю ция... Н уж ны ли т у т комментарии? Июнь 1987 года, район Намибии. На ППР «Буссоль» у техноло га в результате травмы перелом со смещ ени ем лучевой ко с ти . Судовой врач (по специальности те рапевт) п р о си т перевести больно го на БАТ «Генерал Ч и стяков» , где работал в это время о пы тны й х и р у р г 1 -й ка т е го р и и . Ка пи та н о тка зы вае т: ры бал ка хорошая . Тера певт делает п о п ы т к у вправи ть перелом , ей каж е тся , что перелом вправлен , на клады вае т ги п с о в ую по вя з к у . Че рез месяц больной доставляется на ко н с ул ь та ц ию на п р ибы вш ий в район промысла ТР «Хибинские горы» . С нимаю ги п с : неправильно сросш ийся перелом, сдавле ние срединно го нерва , о те кш ая ко с ть , с крю че н ны е паль цы . Сам Сольной с уж а сом см о три т на свою р у к у . От правлен в М урм а н с к с пе р с п е к ти зо й постоянной инва лидности ... Р УКОВОДСТВО флота, видимо, считает, что, рабо тая возле инпортов, можно будет целиком опи раться на медпомощь тамошних госпиталей (все дешев ле будет, чем содержать на базах «лишнего» врача и фельдшера). Но, во-первых, как известно, уровень мел кого травматизма и профессиональных заболеваний на плавбазах из-за имеющегося урозня «механизации и автоматизации» гораздо выше, чем на других судах. И, видимо, в каждом «мелком» случае не будешь ез дить на берег лечить больных и травмированных. Это обстоятельство, вынуждает медработников нести на ба зах круглосуточную вахту, чтобы своевременно, тотчас же оказать помощь пострадавшим, не допустить осло жнений из-за отсрочки. Во-вторых, не всегда базы сто ят возле самих инпортов: для работы с транспортами они выходят из зон, часто работают в Норвежском и Баренцевом морях, вдали от берега, периодически со вершая переходы. В условиях недостатка медперсона ла волей-неволей снятие больных и травмированных с плавбаз вертолетами станет постоянным правилом. А это ведь тоже обходится недешево... В-третьих, быва ют — и нередко — ситуации, когда, находясь даже воз ле самого берега, необходимо еще до сдачи в ингос- питаль провести срочные медицинские мероприятия с участием 2—3 медработников. Чтобы сдать больного либо травмированного живым. 1984 год. Плавбаза «М а точ кин Ш ар» , район западного М аро кко . Т ерм ичес ки й о ж о г 2 степени семидесяти п р о центов тела у матроса -ры бообрабо тчи ка . Только ср о ч ные реаним ационны е м еропри я тия в течение с у т о к с привлечением всего м едицинсно го персонала позволили и зб еж а ть ож о го во го ш о ка и гибели человека . После о к а зания специ али зированной помощ и в Санта -Крусе и Ис па ни и матрос остался ж и вы м и трудоспособным . 1989 год. Плавбаза «Рыбный М урман» , п о р т Питтер - хед (Ш о тландия ). Стоим в 300 метрах о т пиоса . На со седнем судне п р и пе р е гр у з ке со стропа на голову мо р я ка падает короб с мороженой рыбой . Ночь. К п и р с у вы зы вается «скорая помощ ь» . Мы с терапевтом -анесте - зиоло гом по просьбе ка п и та н а срочно перебрасываемся натером к пострадавш ем у с ды ха тел ьным а ппара том , с терил ьны м и системами и ш и нам и . С помощ ью судово го фельдшера снимаем о те к головно го мозга , проводим пр о ти вош о ко вы е м еропри я тия , бло кир уем но зо каином перелом р у к и , грам о тно тра н спо р ти р уем пострадавш е го на катере к пи р с у , где уж е ж де т вы званная «скорая помощ ь» . В результа те дальнейш е го о пера тивно го лече ния тяж елой черепно -мозговой травмы с переломом за ты л оч ной ко с ти (плю с перелом р у ки ) матрос остался ж и в ы м ! А если бы нас не о казалось под рукой? Успела бы «скорая»? Не уверен . Вот как можно проиллюстрировать намерение руко водства «Севрыбхолодфлота» сдавать тяжелобольных в госпитали инпортов. Безусловно, судовая медицина не всесильна, и если есть необходимость сдать, надо сдавать, при этом не теряя времени на радиосогласо вания с медслужбой флота (здесь тоже я встречался с промедлениями, когда терялось драгоценное время). Да, сдавать нужно во многих случаях. Но в морских условиях надо еще и суметь сдать. Так, чтобы челсеек остался жив. в нем перегтле- Расскажу и еще об одном случае лись сразу многие проблемы. Апрель 1987 года, ТР «Хибинские горы» . Возле Юж ной Георгии приним аем на борт с БМРТ больного те х нолога с за п ущ е нны м острым ж ел уд о чным кр ово те че ни ем (опять у ка п и та на была «хорошая рыбалка» , и он сам решил лечить больного). К л и н и ка остро го крово те чения не вы зывает сомнений . Больной бледен каи смерть , рвота «кофейной гущ ей» , черны й с тул , стопы и ки с т и холодные , с мраморным о ттен ком . Еле передви гается по каю те , но работает: к а п и т а н уговорил . После пересадки , со гласования с берегом «Хибинские горы» берут ку р с на Ф ол кленд с кие острова . По ходу д виж ени я боремся с кровотечением нонсервативным путем , опре деляем г р у п п у крови , ре зус -ф а ктор , подбираем по тен ц и а л ьны х доноров для переливания кр о в и (судя по ана ли зу гемо глобина , больной потерял ее более 60 процен тов), по очереди со стоматологом д еж урим у постели. Судя по гем одинам и ке (давление, пульс) и анализам , крово течение приостановилось . Ослабленного больного сдаем в Порт-Стенли. Довезли. Человек выж ил . А все держалось б у квал ьно на ни точ ке . После рейса (а ка ж ды й чему-то учи т) беру в следую щий все для переливания кр о в и , иду подписы вать счет на пла зм у крови (150 рублей) к зам . начал ьни ка флота. Подписывать сче т не хочет: «Зачем вам это?» Объясняю си туа ц ию в рейсе с кровотечением : во зможны ведь ещ# та ки е случаи . «Но вы ж е его сдали в ин по р т !» . Что т у т ответишь? Что с ка ж еш ь , если р уководи тель за бума га ми, по хож е , о т вы к видеть людей? А, НАСТУПАЕТ рынок. Каждый флот считает деньги, в особенности валюту. Но есть еще мо ре, единый океан, который делится на флоты и бас сейны. А в океане — тысячи людей, любому из кото рых в любой момент может понадобиться помощь вра- ча-специалиста. И рубить сгоряча в таком серьезном вопросе, по-моему, просто грешно. Но решение уже вступило в силу. На днях на плавбазе «Алексей Хло быстов» иду в полугодовой рейс — вдвоем со стома тологом. Апрель 1989 года, Баренцево море. Госпиталь «Алек сея Хлобыстова» забит до отказа: медики спасают оставшихся в живых подводников с «Комсомольца». Руководит реанимационными мероприятиями терапевт Халид Саидович Шабазов. Трудятся в поте лица, но че тырех все же спасти не удалось: слишком долго про были в студеной воде... 2 ноября 1990 года. По распоряжению руководства отдел кадров «Севрыбхолодфлота» вычеркивает из су довой роли плавбазы «Алексей Хлобыстов» фепьдше- ра и терапевта. Фамилия терапевта — Шабазов. В. НОБИК, судовой врач-хирург объединенной медсанчасти «Севрыбы». ОТ РЕДАКЦИИ. Когда Валерьян Вячеславович принес в редакцию свою статью, то мы договорились встретиться еще раз, чтобы уточнить кое-какие подробности. Но вечером 9 ноября он неожиданно позвонил и сообщил, что прий ти не сможет: — Звеню с судна, нас на берег уже не выпускают: ждем пограничников, а после них сразу отходим... Но могу сообщить, что в рейс медицинская бригада идет полным составом — и Шабазов вместе с нами. — Значит, вам удалось отстоять! — Если бы! Нас никто и слушать не хотел. Это спа сибо санитарно-карантинной службе. Она — власть, без ее «добра» в море не выпустят. Служба потребо вала выполнения правил, и флоту пришлось уступить — буквально в последний момент все решилось. — Так стоит ли теперь публиковать статью! — Конечно, с то и т ! Разве дело то л ь ко в «Хло- быстоЕе» ! А суде, к о т о р ы е п о йд у т следом! Решения-то никто не отменял! ш 7JT1 7 18ноября1980года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz