Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.

4 J ТО ЗАСТАВИЛО меня взяться за перо? Дело в том, что мне, судовому хирургу, выпало первым аствовать в «медицинском эксперименте», который гшило устроить управление «Севрыбхолодфлот». Не к давно здесь принято решение, согласно которому 1 плавбазах фактически ликвидируются судовые гос- 4 таля, операционные блоки и рентгенкабинеты. То :ть, разумеется, не в буквальном смысле. Просто вза­ ем 4— 5 медиков, ходивших ранее на плавбазах Се- ерного бассейна, отныне в море будут выпускать лишь воих — хирурга и стоматолога. А терапевта, фельд- jepa, санитарку — на берег! Обойдутся, мол... Но ес- и нет услозий для проведения нормальной операции, о зачем тогда и операционная? Если нет рентгенолога, ачем рентгенкабинет? Кроме этого в отдаленные районы промысла, такие, ак АЧА и ЮВТО, больше не будут посылаться стома- ологи, которые прежде работали на крупнотоннаж­ ных транспортах. Несмотря на то, что объем стомато­ логической помощи, которую они оказывают в море гбакам-северянам, — более восьмидесяти процентов. уЛзтивировка — экономия валюты. Любопытно, что принятое руководством флота ре- иение не согласовывалось ни с медсанчастью «Севры- 5ы», ни с санитарными властями. В корне противореч­ а т оно и действующему приказу Минздрава, который определяет «медицинский минимум» на борту любой :осетской плавбазы в четыре специалиста (хирург, те- эапевт, стоматолог, фельдшер). Какие же результаты сулит севрыбхолодфлотовский жсперимент в самое ближайшее время? Я работаю на гудах флота седьмой год, опыт успел накопить доста­ точный и, вспоминая те или иные случаи из своей пра- стики, примеряя их к новой ситуации, думаю, что добра* эт него ждать не следует. Не знаю, сколько сумеют Бухгалтеры (и сумеют ли, если учитывать все расходы) насчитать прибыли, но вот для здоровья следует ждать эдних убытков. И это ясно любому медику. Решение флотского руководства в корне ломает всю систему по­ этапного лечения рыбаков в рейсе, ликвидирует ком- чактные медицинские бригады, оказывающие экстрен­ ную хирургическую , терапевтическую помощь как в открытом море, так и вблизи берегов. Рискну выска­ зать «крамольную» мысль — это решение я лично счи^ аю продуктом той самой так усердно критикуемой «командно-административной системы», в которой на- !вльник знает ВСЕ во всех областях, и, исходя из >ринципа «кто платит, тот и заказывает музыку», счи- а *: т возможным распоряжаться медициной, поучать, iax лечить и даже оперировать больных. Не верите? Но вот отрывок из письма управления «Севрыбхолодфлот» от 29 октября в медсанчасть «Сев- рыбы»: «Управление не предусматривает сокращения объема хирургической помощи, т. к. предполагается сохранение на плавбазах врача-хирурга. Следует отме­ тить, что управление допускает возможность замены врачей-хирургов на судовых врачей, квалификационные требования которых предусматривают проведение хи­ рургических операций». Прошу прощения у автора цитаты, но до сих пор во­ прос о возможности и объеме хирургических вмеша­ тельств решал и решает только оперирующий хирург. Потому что он и только он несет ответственность за жизнь пациента, за исход операции. «Несокращаемый объем хирургической помощи» в море, как известно, предполагает проведение полостных операций (при ущемленных грыжах, прободных язвах желудка, ост­ ром аппендиците, тупых травмах живота и т. д.). Такие операции, а также лечение тяжелых травм, в обяза­ тельном порядке требуют наличия операционной бригады в составе хирурга, врача-ассистента (в лице стоматолога), квалифицированной операционной сест­ ры (в лице судового фельдшера) и врача-терапевта (желательно анестезиолога). Ведь это операция! Как писал один знаменитый хирург: «Любая аппендэктбмия (, эжет быть самой простой, а может быть и самой Ьюжной операцией»! И вот руководство флота считает это совершенно не­ нужным. Мало того, «допускает возможность», чтобы хирургические операции проводил не хирург, а судо­ вой ьрач с какими-то «квалификационными требоза- ниями», выполняя функции сразу трех членов опера­ ционной бригады... (Кстати, любопытно, что означают названные «квалификационные требов*Яия»? Хирург — он и есть хирург! Возможно ли, чтобы управление суд­ ном взял на себя, скажем, старший механик с «квали­ фикационными требованиями» штурмана?) И такие дилетантские указания медработникам ис­ ходят от руководства флота, от судоводителей, кото­ рым как никому должно быть знакомо, что такое от­ ветственность за жизнь человека. Л ИСТАЮ стары е записны е к н и ж к и ... Н орвеж ское море, март 1589-го, борт плавбазы «Ры бны й М урман» . С БМРТ п р и н им аю больно го , д и а г ­ ноз после осмотра — о стры й аппендици т. Судя по ж и - еоту — у гро за пери тони та в течение часов. А до Нор ­ ве гии по погоде и расс то янию полтора-двое с у т о к , м ож ­ но и не у спе ть . Срочно готовим операцию ... Не буду о п и ­ сы в а ть все подробности , но она была дол гой , те х н и ч е с ­ к и слож но й : случай за п ущ е н ны й . Н а конец все позади. Больной в палате, кр у гл о с у то ч н о е наблюдение , а к ти б и - е ти н и , послеоперационная ли хор а д ка , терапевт Остри- нов следит за больным , фельдшер продолжае т в это время вести прием тр а вм и р о ва н ны х «своих» больны х Сам иду спать , но т у т ж е будят. По радиотелефону фельдшер с д р у го го траулера передает: еще один о стры й а п пенд ици т . Д р у г и х баз поблизости нет. Срочно под го ­ то в ка к новой операции . На это т раз случай более лег- ний , и она прош ла более спо кой но , под местной анес­ те зией . После операции в ы х о ж у на пал уб у , слыш у : «Опять д о ктора ко го -то п р ош ке р и л и мимоходом». ...Вообще-то на седьмом году работы в море посте­ пенно привыкаешь к двойственному отношению к здо­ ровью среди моряков. Выражения «прошкерили чело­ века», «выкорчевывали зубы», «поскрёбали женщину», «заштопали рану» уже не режут слух. Откуда это идет? Видимо, от обычного эгоизма. Жизненные наблюдения показывают, что человек начинает серьезно относить­ ся к медицине и уважительно к ее представителям лишь тогда, когда что-то заболит не на шутку именно у него самого или у его близких. Но не у других. Ин­ тересно, согласились бы лечь на операционный стол руководители «Севрыбхолодфлота» (тьфу-тьфу, конеч­ но!) в случае необходимости, если бы министр рыбной промышленности рекомендовал оперировать их пер­ вому попавшемуся под руку врачу с «квалификацион­ ными требованиями»? Да еще не располагающему по­ мощью других медиков? Мне могут возразить — мол, делают же в открытом море операции хирурги в одиночку, беря себе в по­ мощники штурманов, механиков, буфетчиц. Порой да­ же на столе в кают-компании... Да, случается. Но разве таким «героизмом» следует гордиться? Разве не сты- дыться его нужно обществу? Каково при этом опери­ рующему, чем это грозит больному и какие бывают последствия, я отлично представляю — бывал в анало­ гичных ситуациях. Хотя самому и не приходилось сда­ вать после таких «операций» пациентов в инпорты с не- зашитыми животами, на вертолетах. (А ведь и такое случается...) Но, видимо, подобные «героические» по­ ступки хирургов, которым просто порой некуда деть­ ся, и развращают, создают превратное представление, что операции может делать один врач любого профи­ ля с «квалификационными требованиями». И, к сожа­ лению, облегченное отношение к здоровью рыбаков создавалось и укреплялось годами. Немало свиде­ тельств тому осталось в моих прежних записях. РМБ «Северодвинск» , 1987 год. Судно отправлено в рейс в зо н у ЦВА, в т р о п и к и , с неработающей вентиля ­ цией , неисправным и паро генера торны м и у с та нов кам и в цеха х после не качественно го ремонта в пор ту . В це ­ л я х э ко ном и и решено было не выдавать э к и п а ж у не то л ь ко валю ты , но и че ков — разумеется , без вся ко го захода в и н по р ты . К а к судно было вы пущ ено в рейс санвластями , это отдельный разговор ... Люди зады ха ­ ли сь в цехах , ла км усо ва я б ум а ж к а в воздухе м гновенно изменяла цвет от паров амм иа ка и воды. Ввиду у гро зы травм а ти зм а и о травления пр иш л о сь рекомендовать ра ­ ботать в пр о ти во га за х . К а пи та н пр о си т : «Ради бога, д о ктор , р е ги с тр и р уй все! Не дай бог, кто потеряет со­ знание и упадет на работающий механизм — отвечать будем». Растет недовольство команды , обмен «лю безны ­ ми» РДО с управлением — и судно в феврале о т зы ва ­ ется для «разбора бунта» в М урм ан с к «по зеленой». Вместе с п о гр а н и ч н и кам и на катере прие зж ае т р у ко в о д ­ ство . О дальнейшем знаю со слов одного из п р и с у т с т ­ вовавш их при встрече. После р у к о п о ж а т и я вопрос в лоб: «Почему завалили рейс?» Слыш ится взволнованный ответ с объяснением си т у а ц и и , во зни кш ей в рейсе, со з­ д авш и хся невы но симы х условий работы . «Ну и что? Ведь н и к то не погиб !» — следует решительная резолю ­ ция... Н уж ны ли т у т комментарии? Июнь 1987 года, район Намибии. На ППР «Буссоль» у техноло га в результате травмы перелом со смещ ени ­ ем лучевой ко с ти . Судовой врач (по специальности те ­ рапевт) п р о си т перевести больно го на БАТ «Генерал Ч и ­ стяков» , где работал в это время о пы тны й х и р у р г 1 -й ка т е го р и и . Ка пи та н о тка зы вае т: ры бал ка хорошая . Тера ­ певт делает п о п ы т к у вправи ть перелом , ей каж е тся , что перелом вправлен , на клады вае т ги п с о в ую по вя з к у . Че­ рез месяц больной доставляется на ко н с ул ь та ц ию на п р ибы вш ий в район промысла ТР «Хибинские горы» . С нимаю ги п с : неправильно сросш ийся перелом, сдавле­ ние срединно го нерва , о те кш ая ко с ть , с крю че н ны е паль ­ цы . Сам Сольной с уж а сом см о три т на свою р у к у . От­ правлен в М урм а н с к с пе р с п е к ти зо й постоянной инва ­ лидности ... Р УКОВОДСТВО флота, видимо, считает, что, рабо­ тая возле инпортов, можно будет целиком опи­ раться на медпомощь тамошних госпиталей (все дешев­ ле будет, чем содержать на базах «лишнего» врача и фельдшера). Но, во-первых, как известно, уровень мел­ кого травматизма и профессиональных заболеваний на плавбазах из-за имеющегося урозня «механизации и автоматизации» гораздо выше, чем на других судах. И, видимо, в каждом «мелком» случае не будешь ез­ дить на берег лечить больных и травмированных. Это обстоятельство, вынуждает медработников нести на ба­ зах круглосуточную вахту, чтобы своевременно, тотчас же оказать помощь пострадавшим, не допустить осло­ жнений из-за отсрочки. Во-вторых, не всегда базы сто­ ят возле самих инпортов: для работы с транспортами они выходят из зон, часто работают в Норвежском и Баренцевом морях, вдали от берега, периодически со­ вершая переходы. В условиях недостатка медперсона­ ла волей-неволей снятие больных и травмированных с плавбаз вертолетами станет постоянным правилом. А это ведь тоже обходится недешево... В-третьих, быва­ ют — и нередко — ситуации, когда, находясь даже воз­ ле самого берега, необходимо еще до сдачи в ингос- питаль провести срочные медицинские мероприятия с участием 2—3 медработников. Чтобы сдать больного либо травмированного живым. 1984 год. Плавбаза «М а точ кин Ш ар» , район западного М аро кко . Т ерм ичес ки й о ж о г 2 степени семидесяти п р о ­ центов тела у матроса -ры бообрабо тчи ка . Только ср о ч ­ ные реаним ационны е м еропри я тия в течение с у т о к с привлечением всего м едицинсно го персонала позволили и зб еж а ть ож о го во го ш о ка и гибели человека . После о к а ­ зания специ али зированной помощ и в Санта -Крусе и Ис­ па ни и матрос остался ж и вы м и трудоспособным . 1989 год. Плавбаза «Рыбный М урман» , п о р т Питтер - хед (Ш о тландия ). Стоим в 300 метрах о т пиоса . На со­ седнем судне п р и пе р е гр у з ке со стропа на голову мо­ р я ка падает короб с мороженой рыбой . Ночь. К п и р с у вы зы вается «скорая помощ ь» . Мы с терапевтом -анесте - зиоло гом по просьбе ка п и та н а срочно перебрасываемся натером к пострадавш ем у с ды ха тел ьным а ппара том , с терил ьны м и системами и ш и нам и . С помощ ью судово ­ го фельдшера снимаем о те к головно го мозга , проводим пр о ти вош о ко вы е м еропри я тия , бло кир уем но зо каином перелом р у к и , грам о тно тра н спо р ти р уем пострадавш е ­ го на катере к пи р с у , где уж е ж де т вы званная «скорая помощ ь» . В результа те дальнейш е го о пера тивно го лече ­ ния тяж елой черепно -мозговой травмы с переломом за ­ ты л оч ной ко с ти (плю с перелом р у ки ) матрос остался ж и в ы м ! А если бы нас не о казалось под рукой? Успела бы «скорая»? Не уверен . Вот как можно проиллюстрировать намерение руко ­ водства «Севрыбхолодфлота» сдавать тяжелобольных в госпитали инпортов. Безусловно, судовая медицина не всесильна, и если есть необходимость сдать, надо сдавать, при этом не теряя времени на радиосогласо­ вания с медслужбой флота (здесь тоже я встречался с промедлениями, когда терялось драгоценное время). Да, сдавать нужно во многих случаях. Но в морских условиях надо еще и суметь сдать. Так, чтобы челсеек остался жив. в нем перегтле- Расскажу и еще об одном случае лись сразу многие проблемы. Апрель 1987 года, ТР «Хибинские горы» . Возле Юж ­ ной Георгии приним аем на борт с БМРТ больного те х ­ нолога с за п ущ е нны м острым ж ел уд о чным кр ово те че ни ­ ем (опять у ка п и та на была «хорошая рыбалка» , и он сам решил лечить больного). К л и н и ка остро го крово те ­ чения не вы зывает сомнений . Больной бледен каи смерть , рвота «кофейной гущ ей» , черны й с тул , стопы и ки с т и холодные , с мраморным о ттен ком . Еле передви­ гается по каю те , но работает: к а п и т а н уговорил . После пересадки , со гласования с берегом «Хибинские горы» берут ку р с на Ф ол кленд с кие острова . По ходу д виж ени я боремся с кровотечением нонсервативным путем , опре ­ деляем г р у п п у крови , ре зус -ф а ктор , подбираем по тен ­ ц и а л ьны х доноров для переливания кр о в и (судя по ана ­ ли зу гемо глобина , больной потерял ее более 60 процен ­ тов), по очереди со стоматологом д еж урим у постели. Судя по гем одинам и ке (давление, пульс) и анализам , крово течение приостановилось . Ослабленного больного сдаем в Порт-Стенли. Довезли. Человек выж ил . А все держалось б у квал ьно на ни точ ке . После рейса (а ка ж ды й чему-то учи т) беру в следую ­ щий все для переливания кр о в и , иду подписы вать счет на пла зм у крови (150 рублей) к зам . начал ьни ка флота. Подписывать сче т не хочет: «Зачем вам это?» Объясняю си туа ц ию в рейсе с кровотечением : во зможны ведь ещ# та ки е случаи . «Но вы ж е его сдали в ин по р т !» . Что т у т ответишь? Что с ка ж еш ь , если р уководи тель за бума га ­ ми, по хож е , о т вы к видеть людей? А, НАСТУПАЕТ рынок. Каждый флот считает деньги, в особенности валюту. Но есть еще мо­ ре, единый океан, который делится на флоты и бас­ сейны. А в океане — тысячи людей, любому из кото­ рых в любой момент может понадобиться помощь вра- ча-специалиста. И рубить сгоряча в таком серьезном вопросе, по-моему, просто грешно. Но решение уже вступило в силу. На днях на плавбазе «Алексей Хло­ быстов» иду в полугодовой рейс — вдвоем со стома­ тологом. Апрель 1989 года, Баренцево море. Госпиталь «Алек­ сея Хлобыстова» забит до отказа: медики спасают оставшихся в живых подводников с «Комсомольца». Руководит реанимационными мероприятиями терапевт Халид Саидович Шабазов. Трудятся в поте лица, но че­ тырех все же спасти не удалось: слишком долго про­ были в студеной воде... 2 ноября 1990 года. По распоряжению руководства отдел кадров «Севрыбхолодфлота» вычеркивает из су­ довой роли плавбазы «Алексей Хлобыстов» фепьдше- ра и терапевта. Фамилия терапевта — Шабазов. В. НОБИК, судовой врач-хирург объединенной медсанчасти «Севрыбы». ОТ РЕДАКЦИИ. Когда Валерьян Вячеславович принес в редакцию свою статью, то мы договорились встретиться еще раз, чтобы уточнить кое-какие подробности. Но вечером 9 ноября он неожиданно позвонил и сообщил, что прий­ ти не сможет: — Звеню с судна, нас на берег уже не выпускают: ждем пограничников, а после них сразу отходим... Но могу сообщить, что в рейс медицинская бригада идет полным составом — и Шабазов вместе с нами. — Значит, вам удалось отстоять! — Если бы! Нас никто и слушать не хотел. Это спа­ сибо санитарно-карантинной службе. Она — власть, без ее «добра» в море не выпустят. Служба потребо­ вала выполнения правил, и флоту пришлось уступить — буквально в последний момент все решилось. — Так стоит ли теперь публиковать статью! — Конечно, с то и т ! Разве дело то л ь ко в «Хло- быстоЕе» ! А суде, к о т о р ы е п о йд у т следом! Решения-то никто не отменял! ш 7JT1 7 18ноября1980года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz