Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.

аг вперед или два шага назад? ТРАЛФЛОТ НЕ ПОДВЕДЕТ На открытии этого завода бы- ло много улыбок, еще больше — подкопченного филс из ставриды, скумбрии, клыкача . В свой день рождения, 1 нояб­ ря, завод по выпуску деликатес­ ной продукции сразу же встал на ноги, начал выпускать товары, по которым соскучились магазинные m Ds * 0 1 О а ч U полки и, разумеется, мы с вами. А «крестные отцы» нового дети- ^ ща — Мурманский траловый флот и берлинская фирма «Со- pfe коп». Так что без традиционной | ' русской раскачки пошло дело у совместного советско-германско­ го предприятия «Норд-вест Ф . К.»* С присущей немцам точностью и щепетильностью поставлялось импортное оборудование — ваку­ умные насосы, коптильные печи. Ну а тралфлотовцы стараются вовремя, без задержек ловить и привозить сырье. Верится — не подведут. Конечно, читателей волнует: не уплывут ли деликатесы за кор­ дон? Из компетентных источни­ ков стало известно: Запад такой продукцией сыт, так что туда бу­ дет отправляться меньше, чем ос­ таваться в нашей стране и, ко­ нечно, в Мурманске. Фото В. КОРЕЦКОГО. ПЕРЕЖИТЬ оцениваете се годняш нее те х н и ­ ческое состояние флота? — Ниже удовлетворительно­ го. Причин много. О них мно­ го раз писали, и вы, в част­ ности. Это и плохое обеспе­ чение сменно-запасными ча­ стями, и несвоевременное вы­ полнение заявок экипажей... Ведь не секрет, что заявки вы­ полняются всего на 40— 45 процентов. Это ничто, если учесть, что средний возраст наших судов — свыше 17 лет. Далее. Постоянный дефицит рефемкостей заставляет уско ­ рять рейсооборот транспор­ тов. Следовательно, моряки не обращают внимания на по­ году, балльность моря и идут на швартовку. Как следствие —- поломки корпусов. Опять ж е полом ку сам экипаж мог * > 1 устранить, так ведь нет ни листовой стали, ни ацетилена, ни кислорода, электродов и тех нет. — М ож е т бы ть , в р ы н о ч н ы х усл о в и я х у п р ед пр и я ти й по ­ явя тся средства для приобре ­ тения всех э т и х вещей за гр а ­ ницей? — Я скептически настроен. Ведь надо видеть всю цепоч­ ку : для того чтобы продавать продукцию за рубежом , она должна быть конкурентоспо­ собной. Мы уже на собствен­ ном опыте убедились, как не­ выгодно продавать «кругляк». А для хорошей продукции нужно техническое переосна­ щение. И тут судовладелец в раздумье: то ли вложить средства в ремонт судна и хоть что-то привезти в род­ ную страну, то ли в переобо­ рудование, чтобы продавать продукцию на мировом рын­ ке. Кроме того, нужны лицен­ зии, а их нам постоянно уре­ зают. А еще судовладелец ломает голову над тем, как ему обновить флот. Где взять деньги на покупку новых су­ дов? Денег нет, они уходят в госбюджет, эту бездонную бочку. И в этой связи я не могу понять Указ «Об особом по­ рядке использования валют­ ных ресурсов на 1991 год», по которому предприятия АРП ОБЯЗАНЫ 40 процентов валю­ ты продавать Внешэкономбан­ ку за рубли по коммерческо­ му курсу, а 85 процентов от оставшихся 60 процентов ос­ тавлять себе и формировать собственные валютные фонды. Даже грубый подсчет пока­ зывает, что флотам остается менее 50 процентов от тех поступлений, которые мы име­ ли в этом году. Опять приори­ тет в пользу государства. А где приоритет труженика, ко ­ торый своим горбом зарабо­ тал эту валюту? — Т е хниче ское состояние флота удручающ ее , видимо, еще и по том у , что в условиях с о кр ащ е н ны х э к и п а ж е й просто н е ком у и не когда следить за механизм ами . — Я считаю прошедшую волну сокращений экипажей грубейшей ошибкой Минрыб- хоза. Ведь никто не посчитал, во что это выльется, за не­ большой прибавкой зарплаты никто не увидел огромных за­ трат. Сокращение в основ­ ном коснулось электромеха­ нической службы, хотя судно без главного двигателя, без энергоносителей — консервная банка во власти стихии. И вот через два года мы пожинаем плоды. Раньше многое дела­ лось на судне, за саморемонт платили, и люди охотно зани­ мались им. Теперь некому. Значит, накопившиеся в рей­ се недоделки, недоосмотры е н о с я т с я в ремонтную ведо­ мость. Приходит судно в порт, начинается беготня, тяп-ляп сделали и скорей выпихнули в море. И все остается до капитального ремонта. Зато уж тут стоимость этого капре­ монта сразу подскакивает на 30—40 процентов, а это сотни тысяч рублей. А учитывая воз­ росшие цены на металл и дру­ гие материалы, судовладелец платит порой вдвое больше, чем следовало бы. Сейчас многие судовладельцы спох­ ватились и снова вводят в штат судна полный «комплект» машинной команды. _ Д умаю , Павел Василье ­ вич, что не тольно т е х н и ч е ­ ское состояние страдает из-за «урезанного» э к и п а ж а . Навер­ ное, опасно , ко гда не ком у к а к следует следить и за обстанов ­ ко й , и за те х н и ко й . — Опасно. Может возник- нить пожар, поступление за­ бортной воды, может насту­ пить невозможность упрзвлять судном е 6 л и з и узкости. Мы рискуем судном, а главное — людьми. — Выход? — Я думаю, в долгосрочной аренде судов. Там от экипа­ жа требуется, чтобы дал он определенную прибыль, а как он этого достигнет — его за­ бота. И вот тогда капитан со стершим механиком выберут подходящее время для про­ филактики механизмов. Над ними не будет дамокловым мечом нависать план, выпол­ нение плановой скорости, вы­ пуск определенного ассорти­ мента продукции и тому по­ добные, изобретенные в ка­ бинетах и совсем ненужные задачи. Я сам работал капитаном и знаю, как нервировали меня телеграммы с берега: «Ваше судно плохо работает, не вы­ полняет установленные опера­ тивные задания». Да нет та­ ких капитанов, которые хоте­ ли бы плохо работать! Капи­ тану на месте видны сотни факторов, которые он обязан учитывать: погода, состояние трюмов, условия загрузки и т. д. Я уж не говорю о капи- тане-промыслоБике. Надо дать ему полную свободу. — И так, те хн и че с ко е состо ­ яние флота у нас тревожное . — А у некоторых судов оно опасное, особенно у тех, ко ­ торые не были в порту 5—7 лет. Я об этом не раз заявлял и на совете директоров, и на других совещаниях. — Возвращаясь к теме за п ­ частей , хо ч у заме тить , что ведь к а п и т а н у выделяется валюта на приобретение запчастей в и н п о р т у . — Да это ж е мизерные сум­ мы. Их едва хватает, чтобы подремонтировать винторуле- е о й комплекс, ну и самое-са- мое необходимое. Естественно, когда судно в таком состоянии приходит на промысел, оно так и работа­ ет: то одно полетело, то дру­ гое отвалилось. И — что не менее страшно — нравствен­ ный аспект этой скудности на­ шей. Когда моряк видит, что запасных втулок нет, плунжер­ ных пар нет, колец нет, ме­ талла нет, ничего нет, у него опускаются руки. Ему уже ни­ чего и делать-то не хочется. Получается — моральная де­ градация человека. А мы го ­ ворим о гордости за свой флот, за его традиции, при­ зываем относиться к судну, как к родному дому! *— Стало быть, надежда на русское авось, на разум ка­ питанов и на службу наблюде­ ния за флотом? — Пока так. Пока, с л з е з Бо­ гу, мы не имеем крупных ава­ рий. Надо зиму пережить... БеседСЕала И. БЕРЕЗЮК. (Наш корр .) - - - - - Наука и производство ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ДЛЯ... РЫБ А нужна ли таковая обита­ телям голубых просторов? — Непременно, — говорит молодой ученый, специалист по высшей нервной деятель­ ности рыб Людмила Ветвиц- кая, — это необходимое ус­ ловие для воспроизводства осетровых и лососевых... Вместе со своими колле гами зоологом Владимиром Климо- новым и ихтиоло гом М ихаи ­ лом Офицеровым , в ы п у с к н и к а ­ ми биофака МГУ, а ныне — н а у ч ны м и со тр уд н и кам и Ин­ с ти т у та эволю ционной морфо­ ло гии и э ко л о ги и АН СССР, Л. В етвиц кая успеш но реш ила с л о ж н ую к о н к р е т н ую задачу — нашла новы й способ мечения рыбной молоди. Метка , своего рода ви зи тна я ка р то ч ка , необ­ ходима для определения райо ­ нов м и гр а ц и и ценной м ор с кой и речной ф ауны , а т а кж е сте ­ пени эфф ективности ее и с к у с ­ ственно го разведения . До недавнего времени та кая операция осущ ествлялась сл иш ком тр удоем ко и мало­ эфф ективно : мальков ловили в р у ч н ую , нередко при этом травм ир уя . Сейчас достаточно добавить в воду несколько граммов но­ вого химического с о с т а Е а , раз- работанного этим коллективом энтузиастов, и у подготавлива­ емых к «паспортизации» осо­ бей наступзет спокойное сос­ тояние, во Еремя которого можно без особых хлопот их пометить. Состав, получаемый из де­ шевого сырья и предназна­ ченный для использования в закрытых аксзриумах-бассей- нах рыбоводных заводов, оп- р а Е д а л себя во время испы­ таний на Кандалакшском ло­ сосевом и Александровском о с е т р о в о м предприятиях, а также д е м о н с т р и р о Е о Л с я на ВДНХ СССР. БАЙТЕК ПРОТИВ КОРРОЗИИ Портовым работникам, мо­ рякам и рыбакам хорошо из­ вестно, сколь ранимы ко рро ­ зией и потому недолговечны шпунтовые стенки причзлов. В нзучно-исследовзтельской сфере всемирно известной строительной фирмы «Байер» (Германия) недавно было соз­ дано новое быстрозатверде- вающее покрытие береговых укреплений из профильного металла — байтек. Антикор ­ розийный байтек зиждется на основе, не содержащей раст­ ворителя двухкомпонентной полиуретановой системы, jft надежно предохраняет ме? талл от обрастания водорос­ лями, от морских «оспин». Ко­ лебания температуры также не страшны выносливому покры ­ тию. С. БРАТУХИН, наш внешт. корр . ГРОЗНАЯ БОЛЕЗНЬ Инфекционная анемия ло­ сося на р ы б о р а з Б О д я щ и х станциях в Северной Норве­ гии полностью подтвердилась. Эта болезнь поразилз рыбу нэ станции по разведению ло­ сося в местечке Лоппа. Са­ мое интересное, что раньше эта болезнь отмечалась на по­ д о б н ы х ж е станциях, ко толь­ ко в Южной Норвегии. Пожа­ луй, только фурункулез м о ­ жет б ы т ь хуже этой болезни для р ы б ы . По сути дела, это ллзлокровие, т. е. вирус пора- жзет красные кровяные тель­ ца. По мнению газеты «Афтен- постен», обнзружение вируса на станциях по разведению лосося в Финмарке означз- ет конец нздеждзм сохранить . северные районы страны свободными от этой стрзш- ной болезни. "Щ Ш 18ноября ШО года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz