Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.
аг вперед или два шага назад? ТРАЛФЛОТ НЕ ПОДВЕДЕТ На открытии этого завода бы- ло много улыбок, еще больше — подкопченного филс из ставриды, скумбрии, клыкача . В свой день рождения, 1 нояб ря, завод по выпуску деликатес ной продукции сразу же встал на ноги, начал выпускать товары, по которым соскучились магазинные m Ds * 0 1 О а ч U полки и, разумеется, мы с вами. А «крестные отцы» нового дети- ^ ща — Мурманский траловый флот и берлинская фирма «Со- pfe коп». Так что без традиционной | ' русской раскачки пошло дело у совместного советско-германско го предприятия «Норд-вест Ф . К.»* С присущей немцам точностью и щепетильностью поставлялось импортное оборудование — ваку умные насосы, коптильные печи. Ну а тралфлотовцы стараются вовремя, без задержек ловить и привозить сырье. Верится — не подведут. Конечно, читателей волнует: не уплывут ли деликатесы за кор дон? Из компетентных источни ков стало известно: Запад такой продукцией сыт, так что туда бу дет отправляться меньше, чем ос таваться в нашей стране и, ко нечно, в Мурманске. Фото В. КОРЕЦКОГО. ПЕРЕЖИТЬ оцениваете се годняш нее те х н и ческое состояние флота? — Ниже удовлетворительно го. Причин много. О них мно го раз писали, и вы, в част ности. Это и плохое обеспе чение сменно-запасными ча стями, и несвоевременное вы полнение заявок экипажей... Ведь не секрет, что заявки вы полняются всего на 40— 45 процентов. Это ничто, если учесть, что средний возраст наших судов — свыше 17 лет. Далее. Постоянный дефицит рефемкостей заставляет уско рять рейсооборот транспор тов. Следовательно, моряки не обращают внимания на по году, балльность моря и идут на швартовку. Как следствие —- поломки корпусов. Опять ж е полом ку сам экипаж мог * > 1 устранить, так ведь нет ни листовой стали, ни ацетилена, ни кислорода, электродов и тех нет. — М ож е т бы ть , в р ы н о ч н ы х усл о в и я х у п р ед пр и я ти й по явя тся средства для приобре тения всех э т и х вещей за гр а ницей? — Я скептически настроен. Ведь надо видеть всю цепоч ку : для того чтобы продавать продукцию за рубежом , она должна быть конкурентоспо собной. Мы уже на собствен ном опыте убедились, как не выгодно продавать «кругляк». А для хорошей продукции нужно техническое переосна щение. И тут судовладелец в раздумье: то ли вложить средства в ремонт судна и хоть что-то привезти в род ную страну, то ли в переобо рудование, чтобы продавать продукцию на мировом рын ке. Кроме того, нужны лицен зии, а их нам постоянно уре зают. А еще судовладелец ломает голову над тем, как ему обновить флот. Где взять деньги на покупку новых су дов? Денег нет, они уходят в госбюджет, эту бездонную бочку. И в этой связи я не могу понять Указ «Об особом по рядке использования валют ных ресурсов на 1991 год», по которому предприятия АРП ОБЯЗАНЫ 40 процентов валю ты продавать Внешэкономбан ку за рубли по коммерческо му курсу, а 85 процентов от оставшихся 60 процентов ос тавлять себе и формировать собственные валютные фонды. Даже грубый подсчет пока зывает, что флотам остается менее 50 процентов от тех поступлений, которые мы име ли в этом году. Опять приори тет в пользу государства. А где приоритет труженика, ко торый своим горбом зарабо тал эту валюту? — Т е хниче ское состояние флота удручающ ее , видимо, еще и по том у , что в условиях с о кр ащ е н ны х э к и п а ж е й просто н е ком у и не когда следить за механизм ами . — Я считаю прошедшую волну сокращений экипажей грубейшей ошибкой Минрыб- хоза. Ведь никто не посчитал, во что это выльется, за не большой прибавкой зарплаты никто не увидел огромных за трат. Сокращение в основ ном коснулось электромеха нической службы, хотя судно без главного двигателя, без энергоносителей — консервная банка во власти стихии. И вот через два года мы пожинаем плоды. Раньше многое дела лось на судне, за саморемонт платили, и люди охотно зани мались им. Теперь некому. Значит, накопившиеся в рей се недоделки, недоосмотры е н о с я т с я в ремонтную ведо мость. Приходит судно в порт, начинается беготня, тяп-ляп сделали и скорей выпихнули в море. И все остается до капитального ремонта. Зато уж тут стоимость этого капре монта сразу подскакивает на 30—40 процентов, а это сотни тысяч рублей. А учитывая воз росшие цены на металл и дру гие материалы, судовладелец платит порой вдвое больше, чем следовало бы. Сейчас многие судовладельцы спох ватились и снова вводят в штат судна полный «комплект» машинной команды. _ Д умаю , Павел Василье вич, что не тольно т е х н и ч е ское состояние страдает из-за «урезанного» э к и п а ж а . Навер ное, опасно , ко гда не ком у к а к следует следить и за обстанов ко й , и за те х н и ко й . — Опасно. Может возник- нить пожар, поступление за бортной воды, может насту пить невозможность упрзвлять судном е 6 л и з и узкости. Мы рискуем судном, а главное — людьми. — Выход? — Я думаю, в долгосрочной аренде судов. Там от экипа жа требуется, чтобы дал он определенную прибыль, а как он этого достигнет — его за бота. И вот тогда капитан со стершим механиком выберут подходящее время для про филактики механизмов. Над ними не будет дамокловым мечом нависать план, выпол нение плановой скорости, вы пуск определенного ассорти мента продукции и тому по добные, изобретенные в ка бинетах и совсем ненужные задачи. Я сам работал капитаном и знаю, как нервировали меня телеграммы с берега: «Ваше судно плохо работает, не вы полняет установленные опера тивные задания». Да нет та ких капитанов, которые хоте ли бы плохо работать! Капи тану на месте видны сотни факторов, которые он обязан учитывать: погода, состояние трюмов, условия загрузки и т. д. Я уж не говорю о капи- тане-промыслоБике. Надо дать ему полную свободу. — И так, те хн и че с ко е состо яние флота у нас тревожное . — А у некоторых судов оно опасное, особенно у тех, ко торые не были в порту 5—7 лет. Я об этом не раз заявлял и на совете директоров, и на других совещаниях. — Возвращаясь к теме за п частей , хо ч у заме тить , что ведь к а п и т а н у выделяется валюта на приобретение запчастей в и н п о р т у . — Да это ж е мизерные сум мы. Их едва хватает, чтобы подремонтировать винторуле- е о й комплекс, ну и самое-са- мое необходимое. Естественно, когда судно в таком состоянии приходит на промысел, оно так и работа ет: то одно полетело, то дру гое отвалилось. И — что не менее страшно — нравствен ный аспект этой скудности на шей. Когда моряк видит, что запасных втулок нет, плунжер ных пар нет, колец нет, ме талла нет, ничего нет, у него опускаются руки. Ему уже ни чего и делать-то не хочется. Получается — моральная де градация человека. А мы го ворим о гордости за свой флот, за его традиции, при зываем относиться к судну, как к родному дому! *— Стало быть, надежда на русское авось, на разум ка питанов и на службу наблюде ния за флотом? — Пока так. Пока, с л з е з Бо гу, мы не имеем крупных ава рий. Надо зиму пережить... БеседСЕала И. БЕРЕЗЮК. (Наш корр .) - - - - - Наука и производство ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ДЛЯ... РЫБ А нужна ли таковая обита телям голубых просторов? — Непременно, — говорит молодой ученый, специалист по высшей нервной деятель ности рыб Людмила Ветвиц- кая, — это необходимое ус ловие для воспроизводства осетровых и лососевых... Вместе со своими колле гами зоологом Владимиром Климо- новым и ихтиоло гом М ихаи лом Офицеровым , в ы п у с к н и к а ми биофака МГУ, а ныне — н а у ч ны м и со тр уд н и кам и Ин с ти т у та эволю ционной морфо ло гии и э ко л о ги и АН СССР, Л. В етвиц кая успеш но реш ила с л о ж н ую к о н к р е т н ую задачу — нашла новы й способ мечения рыбной молоди. Метка , своего рода ви зи тна я ка р то ч ка , необ ходима для определения райо нов м и гр а ц и и ценной м ор с кой и речной ф ауны , а т а кж е сте пени эфф ективности ее и с к у с ственно го разведения . До недавнего времени та кая операция осущ ествлялась сл иш ком тр удоем ко и мало эфф ективно : мальков ловили в р у ч н ую , нередко при этом травм ир уя . Сейчас достаточно добавить в воду несколько граммов но вого химического с о с т а Е а , раз- работанного этим коллективом энтузиастов, и у подготавлива емых к «паспортизации» осо бей наступзет спокойное сос тояние, во Еремя которого можно без особых хлопот их пометить. Состав, получаемый из де шевого сырья и предназна ченный для использования в закрытых аксзриумах-бассей- нах рыбоводных заводов, оп- р а Е д а л себя во время испы таний на Кандалакшском ло сосевом и Александровском о с е т р о в о м предприятиях, а также д е м о н с т р и р о Е о Л с я на ВДНХ СССР. БАЙТЕК ПРОТИВ КОРРОЗИИ Портовым работникам, мо рякам и рыбакам хорошо из вестно, сколь ранимы ко рро зией и потому недолговечны шпунтовые стенки причзлов. В нзучно-исследовзтельской сфере всемирно известной строительной фирмы «Байер» (Германия) недавно было соз дано новое быстрозатверде- вающее покрытие береговых укреплений из профильного металла — байтек. Антикор розийный байтек зиждется на основе, не содержащей раст ворителя двухкомпонентной полиуретановой системы, jft надежно предохраняет ме? талл от обрастания водорос лями, от морских «оспин». Ко лебания температуры также не страшны выносливому покры тию. С. БРАТУХИН, наш внешт. корр . ГРОЗНАЯ БОЛЕЗНЬ Инфекционная анемия ло сося на р ы б о р а з Б О д я щ и х станциях в Северной Норве гии полностью подтвердилась. Эта болезнь поразилз рыбу нэ станции по разведению ло сося в местечке Лоппа. Са мое интересное, что раньше эта болезнь отмечалась на по д о б н ы х ж е станциях, ко толь ко в Южной Норвегии. Пожа луй, только фурункулез м о жет б ы т ь хуже этой болезни для р ы б ы . По сути дела, это ллзлокровие, т. е. вирус пора- жзет красные кровяные тель ца. По мнению газеты «Афтен- постен», обнзружение вируса на станциях по разведению лосося в Финмарке означз- ет конец нздеждзм сохранить . северные районы страны свободными от этой стрзш- ной болезни. "Щ Ш 18ноября ШО года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz