Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.
£ со с < С Е X < Политические страсти во Львове достигли своего апогея 14 сентября. Именно в этот день произошло со бытие не оставившее равнодушным ни одного жителя западноукраин ского региона, да иг пожалуй, всего Советского Союза. Толчком послу жило решение городского Совета народных депутатов о демонтаже памятника В. И. Ленину. Он находил ся на самом людном месте города, у Театра оперы и балета. В пять часов вечера у памятника собралась толпа. На так называемо]! «стометровке» — стол потворение. Невдалеке, ожидая своего часа, сто яли подъемный кран и самосвал. Повсюду мель кали плакаты: «Ленин — основатель империи зла», «Памятнику Ленину не место во Львове!», «Ленин — идол коммунизма», «Сталин — вер ный ученик Ленина». Слышались крики «Гаиь- ба», «Ганьба!» («Позор»). X Мы постарались быть у самого памятника, что бы не упустить деталей происходившего. Где-то сзади раздались свист, вопли, шум. Мужчина средних лет упорно протискивался скеозь толпу к памятнику В. И. Ленину. — Поставьте ему лестницу, пусть поцелуется со своим идолом, — летело ему в спину. — Про пустите комуняку попрощаться, — не унимались собравшиеся. Цветы не украсили постамент, уже забрызган ный краской, их укрепили на стреле подъемного крана. На его кабину взобрался представитель Червонограда, где впервые в стране был спят па мятник вождю. — О! У него уже есть опыт!.. Давай быстрее!.. Этот человек (себя он не назвал) зачитал вы держки из письма В. И. Ленина Молотову о конфискации церковного имущества и расс-треле служителей церкви, сопротивлявшихся этому. Объявил, что в этот день демонтированы памят ники «палачу украинского народа» в Винниках, в Зимних Водах. Там же улицам даны имена Ро мана Шухевнча — генерал-хорунжего дивизии Бандеры (это имя в комментариях не нуждается), Евгения Коновальца — петлюровского полковни ка, основателя ОУН (организации украинских на ционалистов). Со стороны «клумбы», этого так называемого «гайд-парка», двигалась процессия с сине-желты- флагами. —- Пропустите народных депутатов! Дорогу депутатам! — кричали глашатаи, усиленно рабо тая локтями. С крыши автомобиля зачитывали решение сес сии городского Совета. Когда на шею Ильича была наброшена удавка, раздался крик: «Вира!» Толпа скандировала. Кран вздрогнул, напряг стальные мускулы, натянув трос, зазвеневший как струпа. Еще мгно вение, и, казалось, фигура Ленина взметнется на виселице-кране, закачается на весу. Но статую все же пришлось поднимать не за шею — побоя лись, что мягкий металл не выдержит напряже ния. Изваяние сдвинулось под вопли: «Долой!» и «Прощай, Володя!» — Поверните его вокруг три раза, пусть по прощается!.. — Пусть посмотрит, кто его снимает!.. Статую положили на грузовик, лицом вниз. Толпа улюлюкала... Какой-то старик ударил Ленина по голове. Под одобрительные вопли все же затянули удавку. Вокруг машины подпрыгивали возбужденные все общим экстазом и подогретые алкоголем люди, если их можно так назвать. Невольно подумалось: окажись па месте памятника живой Владимир 4%1льНч, с ним бы поступили так же. Распоясавша я с я толпа плевала в кузов машины, норовя уго дить в лицо бронзовому Ленину, уже покрытому пятнами красной краски. Это действо вовсе не походило на то, что назы вается демонтажем. Скорее это была сцена из нашествия варваров на Рим. Еще несколько лет, даже месяцев назад, никто бы и подумать не мог, что такое возможно в обществе, претендую щем на звание цивилизованного. Когда от памятника Ленину осталась лишь ни жняя часть постамента, которую не смогли со рвать с места, один из организаторов дебоша за явил: — На сегодня митинг закопчен! И ехидно добавил: — Другая серия будет завтра! Она, правда, была менее драматично]!. У по стамента памятника работали несколько человек, ломами и отбойными молотками выравнивая пло щадь. Мальчишки растаскивали по дворам остат ки гранита. Теперь туристам, приехавшим полю боваться древним городом, место, где возвышал ся памятник, показывают как одну из достопри мечательностей, завоеваний «острова свободы». Старший сержант С. ОСИПЕНКО, курсант О. ЩЕ- БЛЫКИН. «7/а стража Заполярья». и иемость Соловецкий мемориал (журнал «Север», № 9) «На карте нашего Отечества есть место, при одном упоминании которого вздрагивает сердце. Место это — Соловки. Небольшой архипелаг в Белом море, он во многовековой нсторнн России простирается могучим, еще не до конца познан ным материком». Этими строчками из обращения к читателям начинается девятый, сентябрьский номер журна ла «Север». Пришел уже десятый, в нем, как и в предыдущих, много интересного, но не могу от ложить именно эту книжку, хотя давно уже про читана она с первой до последней страницы. Для россиян Соловки предстают сразу не сколькими символами: духовного подвижничест ва, философской мысли, стойкости перед неприя телем и местом жесточайшего уничтожения лю дей. Год назад коллектив журнала стал собирать литературные произведения о Соловках. «Мы едва ли могли предположить, насколько горькими и страшными... окажутся неполных два десятиле тия ГУЛАГа», — говорят издатели, посвящая весь помер этому периоду. Извлечены не публи ковавшиеся прежде талантливые произведения из отечественных спецхранов, дошли до Родины пу бликации русского зарубежья, в том числе жур налов «Посев», «Грани», которые до недавнего времени у пас изымались и запрещались. Открывается специальный помер повестью Ген надия Андреева (Гепнадпя Андреевича Хомяко ва) «Соловецкие острова». Через год после окон чания школы, начинающего газетчика, его аресто вали и осудили по печально известной 58-й статье. В воину попал в плен и остался на Запа де. Занялся литературой в 1946 году, после двад- цатилетпего перерыва. Редактировал альманах «Мосты» (ФРГ) и журнал «Русское Возрожде ние» (США ). Геннадий Андреев воссоздает быт Соловков двадцатых годов, когда в кельях-камерах еще стояли топчаны, а не теснились трехъяруспые на ры, работали театры, фотография, издавались газеты. Перед нами проходит череда его сокамер ников: присяжного поверенного, священника, па сечника, профессора, возвратившегося из Техаса в Россию ковбоя. «Иногда я думаю: зачем они здесь? Зачем их оторвали от семей, привезли в Соловки, держат в лагере, если они вряд ли спо собны обидеть и муху?» — горестно размышляет автор, и мы не можем через пять десятилетий не согласиться с ним. Выразительны у Андреева и женские образы: запоминаются блондинка, наме ревавшаяся выйти замуж за иностранца, библио текарша последнего русского царя, разные доро ги которых привели в одно место. Тщательно, хотя и пунктирно, выписана сце на приезда Горького на Соловки, вызывают ува жение его уловки хоть на короткое время остать ся с узниками наедине и тут же оно теряет очер тания в потоке гневных проклятий узников, про читавших в рассказе Горького о Соловках, что это почти земной рай. Бориса Ширяева (1889 — 1959), который про вел па архипелаге семь лет, представлять вряд ли необходимо. Отрывки из его главной кни ги, «Неугасимая лампада», появившейся впер вые в 1953 году в журнале «Грани», печатались недавно в литературных журналах страны. Он не принадлежит к числу выдающихся писателей русского зарубежья, но одним из первых вторг ся в безгласную нашу историю и тем останется в пашей памяти. В 1918 году его приговорили к расстрелу — убежал, в 1922 году такой же при говор — заменили на десять лет Соловков. В «Неугасимой лампаде» он нарисовал удиви тельные портреты владыки острова, начальника лагеря Ногтева («от изломов его то похмельной, то пьяной испхостенической фантазии зависел не только каждый наш шаг, но и сама наша жизнь»), одесского контрабандиста Френкеля, ставшего главным распорядителем рабсилы на Соловках, а затем начальником Беломорканала, Героем Социалистического Труда. В девятом номере «Севера» опубликованы рас сказы Ширяева «Приход отца Никодима» и «Му жицкий Христос». К сожалению, стесненные газетные колонки не позволяют более-менее обстоятельно сказать о других авторах и их произведениях. Ограничимся поэтому схематичными сообщениями. Михаил Розанов (1902— 1989), журналист, пробыл в различных лагерях одиннадцать лет. В США вышло его фундаментальное исследова ние «Соловецкий концлагерь в монастыре». В «Севере» помещены его воспоминания «Соло вецкие фактории». Поэзия представлена стихами Владимира Не мецкого (Свешникова) и Александра Панкратова, также испивших чашу Соловков. В разделе публицистики обратит на себя вни мание очерк «Соловецкая трагедия», появивший ся в 1924 году в журнале «Воля России» в Пра ге под псевдонимом «Эсер», который пока так и не удалось раскрыть. Это одно из первых свиде тельств о ГУЛАГе в зарубежной прессе. Речь идет о первом расстреле заключенных па остро ве 19 декабря 1923 года. Публикуется обращение 23 соловецких епис копов к правительству СССР, принятое в мае 1926 года.' Читатель найдет в номере также пуб ликацию белого офицера А. Клингера «Соловец кая каторга», документальный очерк «Памяти отца Павла Флоренского» и другие произведения. Не вместил специальный выпуск журнала ни одно произведение украинских, казахских, бело русских писателей и поэтов, которые тоже про шли через Соловки. Их творчество должно уви- леть свет в республиках. Но назвать каким-то об разом, думается, следовало каждого. Тем более что .много и русских талантливых литераторов- соловчан осталось в тени. Как Анна Баркова, на пример, в которую верили Блок и Пастернак, — книга ее стихов «Возвращение» вышла в этом го ду в Иванове; как прозаик, историк литературы Анатолий Горелов — первый руководитель ле нинградских писателей. Один из номеров будущего года «Север» наме ревается посвятить Валааму. С. НАУМОВ. РЫБНЫЙ МУРМАН 1? 2 ноября 190 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz