Рыбный Мурман. 1990 г. Ноябрь.
ч От Кижей до Египта И( (Окончание. Нач. на 9-й стр.) велась за оконечностью лежащего по правому борту острова. Второй — от дать все буксиры, и тогда «Вера» са мостоятельно, спустив с кормы насто ящий плавучий якорь, попробует про бежать оставшиеся миль 60 до проли ва, где можно было бы укрыться от северных ветров. А вдруг ветер уси лится или переменится? И руководи тель экспедиции, адмирал нашей само дельной флотилии Виктор Дмитриев, решил идти в укрытие в ближайшую ■бухту (для штурманов уточню местопо ложение судов: мы оставляли справа по траверзу остров Мандили, прибли жаясь к его одноименному южном у мысу, а ближайшая бухта находилась в заливе Каристос, в глубине которого, судя по карте, расположен одноимен ный греческий городок). За мысом ветер немного утих, что позволило быстро опустить рею. Парус собирать не стали, а лишь завязали ри фовые узлы, уменьшив его площадь, и подготовили к возможному авральному подъему. Весь экипаж нашей «Надеж ды» давно уже был на ногах. Теперь все зависело от маломощного движка, который, работая на грани срыва, все ж е позволял метр за метром продви гаться вглубь бухты. Но вот ветер вновь крепчает. Лобо вой шквальный ветер, который словно а ступе толчет волны вокруг наших л °- дей. Д о круто го отвесного берега все го миля, но именно здесь, на этом от резке пути, поднимаются из воды и уходят в море небольшие смерчи-бу руны, разгуливая по гребням волн Не бо синее, безоблачное, лишь к верши не покатой сопки приклеилось белое облачко. Что за чертовщина! Чем ближе бе рег, тем злее задувает ветер. Винт бе шено молотит воду, но движения нет. И нас уже начинает сносить в откры тое море. Такого в арктических похо дах не было никогда: ветер словно взбесился, дует как-то сверху вниз, на перекор всем законам природы. Так вот он, оказывается, каков «белый шквал» Эгейского моря! Классический, как расписывается в лоции, белый шквал, когда с подветренной стороны береговой возвышенности практически под прямым углом, падая, закручивая смерчи, рвется ветер. Вода кипит, а морская пена белыми куропатками пе релетает с гребня на гребень сошед ших с ума волн. Настоящий шквал. Бе лый... Час или полтора мы боремся с вет ром, но берег не становится ближе. Берег, под которым стоят на якорях несколько транспортных судов. Без осо бой надежды на английском запраши ваем их по рации. И вдруг: «Я «Амур», я «Амур», говорите по-русски — на связи». Вот это удача! Рассказываем о нашем незавидном положении, ждем ответа. И через некоторое время к нам подходит груженный лесом совет ский транспорт «Амур» и, взяв всю флотилию на буксир, буквально втас кивает лодьи под берег. Встаем на якорь. День подходит к концу. Под занавес наш ко к все ж е умудряется сварить суп. Беру миску в руки, став лю ее на колени и пытаюсь ложкой зачерпнуть горячее варево. Но не тут- то было: суп булькает, словно по нему сверху вниз стреляют натянутой резин кой. Не миска, а в миниатюре наша бухта с подпрыгивающими в толчее волн лодьями... Так закончились эти сутки — лишь небольшой отрезок необычного четы рехмесячного плавания. Что ж, спасибо экипажу «Амура» (порт приписки Из маил) и его капитану Николаю Василь евичу Чабану. На следующий день, по мывшись в душе и передав в Союз весточки, мы расстаемся: «Амур» идет домой курсом на Босфор, мы — к Афинам. А может, следует поблагода рить и покровителя всех мореплавате лей Николая Угодника, на родине ко торого нам еще предстоит побывать? 2. Никола Угодник— покровительмореплавателей Следующий эпизод, о котором хочу рассказать, произошел недели через две после вышеописанных событий. К тому времени за кормой флагманской «Надежды» остались острова южной части Эгейского моря, среди которых назову Сирое, Патмос, Родос. Далее по маршруту лежал небольшой турецкий городок Каш, что расположен на Мало азиатском полуострове. Именно здесь, в ‘ Мирах Ликийских, в начале четвер того века жил архиепископ Николай — Святитель Николай, Николай Угодник, Николай Морской , как называют его на Руси. «От Архангельска до Колы 33 Ни колы», — говаривали в старину помо ры. Это значит, что практически в каж дом северном селе была Никольская церковь. А в каждой поморской избе — икона святого Угодника, ведь «нет иконы без Николы», то есть дома, се мейного очага. С детства многим из нас знаком иконописный лик благооб разного старика с аккуратной седой бо родкой и высоким лбом с залысинами. Старика, который смотрит на тебя в упор глазами человека, познавшего и обиды, и страдания. ...В бухту, где расположился курорт ный городо к Каш, мы вошли ранним утром, несколько потеснив стоящие у причала фешенебельные яхты отдыха ющих бизнесменов. И были приятно удивлены, поняв, что о нашей экспеди ции, о наших лодьях здесь уже наслы шаны: минут через пять после швар товки у трапа собралась толпа возбуж денных людей, передающих из р у к в руки какой-то журнал. Как оказалось, это был турецкий ежемесячник «Яхты», успевший поместить в своем августов ском номере фоторепортаж о пребы вании флотилии миссии «Золотой век» в Стамбуле. Что ж, остается только по завидовать оперативности заморских журналистов. Как и расторопности ме стного туристического бюро, предста витель которого за умеренную плату (естественно, в валюте и наличными) через полчаса уже подал к борту «На дежды» автобус для поездки в город Демрэ, где, как мы узнали, находится гробница Святителя Николая. Так кем же он был, и чем знаменит, наш Николай Угодник — покровитель мореплавате лей? Тот самый, кто «спорый в бедах заступник», «плавающих посредь пучин добрый кормчий», «в пучине морской изрядный правитель»... В житии Святителя Николая нет, на мой взгляд, особых, сверхъестествен ных чудес. Однажды, решив наведать ся в святую землю Палестины, он сел на корабль и не только в укор тогдаш ним мореходам сумел предсказать на ступление жестокой бури, но и силою своей молитвы усмирил ее. (Да простит меня Никола Угодник, к имени кото рого, уверен, я еще не раз обращусь в своих будущих морских экспедициях, но при чтении в житии этого эпизода возникает вопрос: «А была ли сама буря?» Если нет, то сначала сказать о возможном шторме, а затем, помолив шись, якобы отвести его — невеликое чудо...) Кроме того, Святитель Нико лай в том походе воскресил упавшего с мачты на палубу юношу-матроса. Ока зывал он посильную помощь даже сов сем незнакомым людям. Однажды к о рабль, плывущий из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Сор вало на нем паруса, сломало мачту, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда — просить помощи у Святителя Николая, которого, правда, ни один из тех мо ряков никогда не видел, но все они знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горя чо молиться —* и вот Святитель Нико лай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань. Добавлю, что дан ный эпизод вдохновил многих иконо писцев того времени. Это, конечно, далеко не все добрые дела, которые совершил Святой при жизни. Да и после своей смерти он не перестал быть благодетелем рода че ловеческого — его мощи начали исто чать благоуханное миро, обладающее даром исцеления. К этому-то чуду, ж е лая поклониться гробнице Николая Угодника и обонять исходящий от его мощей запах, мы и отправились на экс курсионном автобусе в прибрежный го- род Демрэ, называвшийся ранее Мира ми. Теми, что находятся в Ликии, по чему и прозвали Святителя Николаем Мирликийским. ...Пыльным серпантином брошена на каменистые равнины и скалы плоско горья проселочная дорога. Среди чах» лого кустарника то здесь, то там виД- ны небольшие стада овец, крошечныё фруктовые сады сгрудились у источни ков. Редкие селения имеют жалкий вид, как, впрочем, и их жители ■— пастухи и земледельцы, которые на краснова той, с примесью глины выжженной земле собирают хоть какой-то урожай. Их покосившиеся домики из песчани ка можно сравнить разве что с мазан ками в самой захудалой украинской ^ деревушке. Но вот дорога карабкает ся вверх, петляет между глубокими ущельями и, перевалив через горный хребет, спускается в обширную примор скую долину. На окраине Демрэ авто бус останавливается и мы имеем воз можность осмотреть древние скальные захоронения первых христиан, пройтись по каменной арене очень хорошо со хранившегося античного амфитеатра. Как известно, в начале нашей эры эти земли были восточной окраиной Римской империи и заселены в основ ном греками-христианами. В десятом веке в Ликию пришли турки-сельджуки и начали насаждать ислам, который и по сей день является в Турции офици альной религией. И подъехав наконец к церкви Святителя Николая, мы по чувствовали неприязнь со стороны ме стных стражей порядка. Хотя туркам * надо отдать должное: они сохранили • церковь и открыли в ней музей, поз воляя лишь раз в году вести богослу жение патриарху Константинопольскому Дмитрию Первому. Не исключено, что мы оказались первыми паломниками из России, которые за годы советской ^ власти вступили под своды этого хра- ма, находящегося в стороне от марш рутов редких и небольших групп па- ломников-священнослужителей от Мос ковской патриархии. Как ни странно, гробницу Святого мы нашли не сразу — она расположе на в затененной нише боковой стены. Не сразу разглядели на беломрамор ной крыш ке саркофага и барельеф ле жащего под покрывалом человека. Часть его лица была отбита, выломан и солидный кусок из самой гробницы, которая оказалась... пустой. Да, пустой, и к этому мы были гото вы. Дело в том, что после прихода са рацин город Миры и вся Ликийская страна были разрушены. Развалины хра ма с гробницей Святителя тогда нахо дились в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. И в одиннадцатом веке, якобы по ука занию свыше, знатные жители южно итальянского города Бари снарядили под видом торговой экспедиции три корабля, чтобы спасти, как они дума ли, мощи Николая Угодника от поруга ния. О кружным путем, через Египет и Палестину, прибыли они в Ликию, где пытались подкупить монахов-охранников, - предложив им 300 золотых монет. Но сделка не состоялась. И в конце кон цов связав и выпытав у монахов место положение гробницы, предприимчивые итальянцы разрушили саркофаг и вы крали чудодейственные мощи, которые по сей день находятся в Бари.. Правда, как утверждают турецкие путеводители, часть мощей все ж е осталась в Ликии и продолжает источать благоухание. Как бы там ни было, мы, преклонив колени, почтили своим присутствием церковь Николая Угодника. И после продолжительных препираний с рети выми сегодняшними охранниками-му- сульманами наш отец Августин все же прочитал у гробницы тропарь из жития Святого. И пока под сводами храма раздавалась напевная . старорусская речь, .из боковых окошек крытой па перти брызнул на каменный пол сол нечный луч, затем второй — и они за играли, сплелись в маленькую аршин ную радугу и зависли над склоненными головами паломников... Так закончилась наша поездка на ро дину Николая Угодника, память о ко тором Русская Православная Церковь ^ празднует не только дважды а году — зимой и весной, но и еженедельно, ка ждый четверг, звучат в христианских соборах песнопения в честь Святителя. Интересная деталь: именно Николай Угодник стал прообразом... Деда М оро за. Вернее, рождественского Санта Кла уса, который незаметно, как когда-то тайный благотворитель Святитель Ни колай, подсовывает детишкам под по душки свои подарки. ...В тот ж е вечер наша флотилия по кинула турецкий берег, взяв курс на юг, К Кипру. Впереди были новые пе реходы, новые встречи в Хайфе И И<* русалиме, Порт-Саиде и Александрии. Но это уже другой рассказ. Рассказ р Первом годы советской власти naj» (Юмничестве, которое мне посчастливи* Jiocb Совершить на новоделе древнеру{« ^кой лодьи «Надежда», на палубе ко торой была установлена иконка с ли ком благообразного седовласого стари ка с добрыми и всевидящими глазами. Фото автора И В. КОРЕЦКОГО. Паломники во внутреннем дворике храма Святителя Николая. 2 ноября 1990 года 1 0 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz