Рыбный Мурман. 1990 г. Май.

.К 45-летию Великой Победи РЫБНЫЙМУРМАН «Горячим коридором» шли с ою з ны е конвои в наши северные порты М УРМ АН С К в годы Великой Отечествен- i:o ii uo-iiibi был одним из главных мор- ских портов, принимавших союзные конвои. Сегодня «Рыбный Мурман» впервые публи­ кует фоторепортаж на эту тему. (Надо отме­ тить: благодаря накопившимся материалам в фондах областного краеведческого музея). «Горячим коридором» назывался путь арк­ тических конвоев: с севера он ограничивался кромкой льдов, на юге — районом, откуда ис­ ходила угроза нападения фашистских морских и воздушных сил с территории оккупирован­ ной Норвегии. Ф ормирование конвоев проходило в Ш отландии (пор ты Лох-Ю и С капа -Флоу) и Исландии (Р е й кь я ­ ви к , А к к у р е й р и , Хваль-фьерд). А р к ти ч е с ки е во­ ды — самый ко р о т к и й п у т ь • к северным совет­ с ким портам (11— 14 с у то к перехода), но и са ­ мый опасны й . Корабли сопровож дения действовали по зонам : к западу о т острова Медвежий — толь ко а н гл и й ­ с ки е , к во с то ку , от 20 меридиана , совместно — а н гл и й с ки е и Северного флота (в том числе — наша авиация ). Первый ко н вой прибыл в А р ха н ге л ь с к (PQ-1) 31 а в гус та 1941 года, в М урм ан с к — 11 января 1942 года. Вначале герм анское высшее командо ­ вание не придавало особого значения этим пере ­ во зкам . надеясь добиться к р у п н о го • успе ха в борьбе с СССР. Но к весне 1942 года (после раз­ грома ги тл е р о в с ки х в ой с к под Москвой ) полож е ­ ние изменилось . В Северной Норвегии был по ­ полнен 5-й во здуш ны й флот, а в фьердах сосре­ д о точились к р у п н ы е м орские силы , в том числе — линнор «Тирпиц» , тяжелы е крей серы «Адми­ рал Шеер», «Лютцов», «Адмирал Х иппер» , к р е й ­ сер «Кельн». Атакам подвергались многие конвои, по особенно трудной была судьба 16-го, 17-го и 18-го. «Волчьи стаи» фашистских подлодок, много воздушных пиратов стремились сде­ лать все, чтобы ценный груз не достиг пор­ тов СССР. Так, конвой PQ-16 в мае 1942 го­ да атаковал около 170 бомбардировщиков и торпедоносцев. Суда конвоя в пашей зоне прикрывал 2-й гвардейский истребительный иолк\ 30 мая над Баренцевым морем, где шли жаркие воздушные бои, погиб командир пол­ ка Б. Ф. Сафонов. Это был его 224-й боевой вылет. В составе ш естнадца то го конвоя шел теплоход «Старый больш еви к» . И он был целью ф аш и с т ­ с к и х ле тчи ко в . После одной из а та к на те пл о хо ­ де в спы хн ул пож ар . Потерявшее ход судно , к а ­ залось, было обречено. Но э к и п а ж по туш ил по ­ ж а р , исправил по вр еж д ен н ую т е х н и к у и привел теплоход в порт. Судно было на граж дено орденом Ленина , а три о тл и ч и вш и х ся м оря ка — ка п и та н И. Афанасьев, его п ом ощ ни к К. П е тровский и матрос -рулевой Б. О казено к — были удостоены звания Героя Советско го Союза. Были н а гр а ж ­ дены и д р у ги е м ор я ки , в том числе — орденами В ели кобри тании . Широко известна трагедия конвоя PQ-17. 4 июля 1942 года по приказу британского ад­ миралтейства корабли охранения покинули конвой. Транспортам было приказано рассре­ доточиться и следовать в советские порты са­ мостоятельно. В результате из 37 судов то­ лько 11 пришли в Архангельск (3 вернулись в Исландию, остальные погибли под ударами фашистских подлодок и авиации). Сотни мо­ ряков не вернулись к семьям. На дне оказа­ лось 3350 автомашин и орудийных тягачей, 430 танков, 210 бомбардировщиков и около 100 тысяч тони других грузов... Двшкеиие союзных конвоев прекратилось. Но под давлением общественности оно возоб­ новилось в сентябре. 18-й конвой (40 транс­ портов, 31 корабль охранения), потеряв 13 судов (в зоне Северного флота только одно), прорвался к* советским берегам. Затем был период (декабрь 1942-го — февраль 1943 года), ко гда около 30 судов совершили переход в А н гл ию без о хранения . С марта 1943 года конвои стали эпи зо д и че с ким и . Но п р о ти в ­ н и к все больше терял свое м о гущ ество на мо­ ре, что облегчало провод ку конвоев . В послед­ ние военные месяцы (январь — май 1945 года) в наши пор ты прош ли 277 транспор тов . ...Давно отгремела военная гроза. Но уча­ стники конвоев не забыли «огненного коридо­ ра». Как и гостеприимства северян, подвига Мурманска и североморцев. В 1984 году был создан клуб английских ветеранов морских конвоев «Северная Россия». Он имеет филиа­ лы по всей Великобритании. С 1988 года ве­ тераны с женами приезжают в наш город, встречаются с боевыми друзьями, знакомятся с городом-героем, выходят в море, чтобы по­ чтить память погибших моряков... Ф онды наше го музея , о чем я уж е сказала , по ­ полнились новыми э кспона там и . ф ото графиями , ко торы е члены клуба «Северная Россия» приве з ­ ли и з Королевско го национально го музея в Лон ­ доне. Стала оживленнее переписка с английскими участниками конвоев. Так, радиотелеграфист крейсера «Шеф­ филд» Питер Аллен помнит «огненные мили» зимы 1943— 1944 гг., встречи с мурманчана­ ми. Сейчас он работает в местной газете Пли­ мута, внимательно следит за перестройкой, желает ей успеха. Питер Сквайерс искрение благодарит в своем письме за. прекрасно ор­ ганизованный предыдущий визит в Мурманск и сообщает о том, что ветераны конвоев при­ едут к нам в или 7 мая, чтобы снова встре­ титься с северянами, с местами своей боевой юности. Порадовали строки из его письма: «В возрасте 70 лет я снова начал ходить в шко­ лу — 2 часа в педелю я изучаю русский язык для начинающих. Если в будущем я смогу произнести приветствия и сказать не­ сколько слов моим друзьям — я буду сча­ стлив». В. СЕРГЕЙЧУК, зав. сектором истории войны Мурманского областного краеведческого музея. О Валентина Анатольевна в музее работает 16 лет, из ни х десять «ведет» военную тему. Позд­ равляем ее от имени читателей -ветеранов с этим «личным» юбилеем. НА СНИМКАХ : ВЕРХНИМ РЯД- транспорт союзников спешит к нашим берегам; капитан теплохода «Старый большевик» И. Афанасьев и его судно, /сражен­ ное вражеской авиацией. ПО ВЕРТИКАЛИ: Артур Виллис, участник конвоев 1943— 1915 гг.. член клуба «Северная Россия»: временный паспорт участника арктиче­ ских конвоев 1913 года и эмблема клуба сСоветская Россия»; судовой орудийный расчет — выдалась свободная минута; «■огненный рейс» зимой — корабль обледенел. ВВЕРХУ СПРАВА: встреча североморцев с английскими моряками. *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz