Рыбный Мурман. 1990 г. Май.
О НАБОЛЕВШЕМ Э Д РАБСТВУЙТЕ, ува- ^ жаемые товарищи! Прошу вашего внимания, потому что очень обидно за (фдьбу своего сына. В статье «Искать выход из тупика» от 06.04.90 г. старший электромеханик 10. Лебедев сетует па то, что моряки слишком много и подолгу работают в морях. В самом деле; пять меся цев в море, один — па бере гу. Но позвольте, они ведь этого сами хотят! В трал- флоте такой «дикий» резерв, другое слово и подобрать трудно, ребята па берегу ждут выхода в море чуть ли не год! Скажу о сыне. В Мур манском тралфлотё он ра ботает с 1979 года. И за эти десять с лишним лет выходил в море только на пяти (!) судах.* На двух из них сделал по 2 рейса и больше не дают. А о ре монтно-подменной команде Долгий резерв и говорить не приходится. Дважды инспектор направ ляла его в эти экипажи, по оба раза почему-то комиссия вычеркивала его фамилию из списков. Причин никаких не было: не прогульщик-, не пьяница, сильный, здоро вый, молодой (ему сейчас 35 лет). Очень любит море н хочет там работать. Из рейсов возвращается с бла годарностями. В ШУКСе по лучил специальность рефма- шнииста. Потом судового электрика. А в 1985 году закончил среднюю мореход ку. получил диплом элект ромеханика. И... не находит ся места на судах! Беда, видимо, в том, что у пас нет сколько-нибудь «влиятель ного» дяди, который помог бы попасть на судно, так сказать, «по личному треоо- ванию». Поневоле задумаешься, что.вот по таким «требова ниям», наверное, и ходят в моря те, кто только успева ет обнять любимую, детей своих, а уж воспитанием за ниматься им некогда. Коли так, пусть посидят па бере гу, в резерве, семь-восемь месяцев, на все хватит вре мени. А то ведь по блату в море могут выйти сейчас все: и строители, и учителя, и секретари райкомов... Только не морские специали сты. Не потому ли творится неразбериха в расстановке морских кадров?! Аварии, гибель судов и людей и не выполнение рейсовых за даний — не с этим ли она связана? Воистину беда, коль пироги начнет печи са- иожиик, а сапоги тачать пи рожник. Нам, женам, матерям, ни чего от тралфлота не надо, кроме работы мужчин на ших со 100-процентным ок ладом, ибо какой жене ну жен муж, получающий 75- процентов. Словно он — не мощный инвалид или пен сионер. Но, увы... С послед него рейса сын пришел в сентябре и еще не известно, когда получит возможность уйти в следующий. А у таких, как Ю. Лебе дев, проблема, видимо, в том, как бы подольше на берегу • посидеть. Это ли не парадокс! Простите за такое вот довольно грустное письмо. Благодарю вас, если дочи тали его до конца. Но очень уж наболело. С уважением Зинаида Ва сильевна НОВИКОВА, пен сионерка. Быть реалистами отклик В номере газеты за 24 апреля подробно рассматривалась проблема морской радиотелефонной связи с берегом. В бли жайшее время ее можно частично решить расширением те лефонных каналов радиоцентра. Наряду с этим целесообразно создать дополнительны}'! ра диотелефонный канал, работающий круглосуточно, обеспечи вающий одновременный прием нескольких вызывных частот. При этом достаточно одного передатчика. Для бесперебойной связи с берегом и качественного обслу живания почти 50 наименований всевозможного судового ра диооборудования необходимо ввести полный штат радиоспе циалистов. С уважением Ю. СОЛОВЬЕВ, начальник радиостанции ПСТ «Землянск» Мурманского тралового флота. Пользуясь случаем, мы поздравляем автора этих строк, а так же всех радиоспециалистов с их профессиональным праздником Днем радио — праздником работников всех отраслей связи. шага назад? только 11,7. Считая, навер ное, что только треть эки пажа работает в ночное вре мя. Но это было бы спра ведливо при трехсменной работе. Неужели до сих пор кому-то не попятно, что ра бота на судах идет кругло суточно и что практически каждый член экипажа (за редким исключением) на вахте или подвахте отраба тывает четыре часа в ночное время! А четыре часа — это более половины продол жительности рабочего дня по КЗоТу. За неделю ноч ных часов, например, у ма троса набирается 28. При продолжительности рабочей недели 41 час, сколько же это будет процентов? Под считать несложно... Ну и в заключение хочется спро сить еще вот о чем. Л а что направлено пони жение норматива за сверх урочную кормовую продук цию? На повышение эффек тивности работы судна? Не думаю. Ведь если экипажи начнут считать затраты па производство продукции, то они, соответственно, сами не будут выпускать низкорен табельную продукцию. Тог да уже администрации при дется искать «стимулы» экипажам для выпуска низ корентабельной продукции. Скажу определенно: если продукция пользуется спро сом и данный вид продук ции выгоден экипажу, то почему этого не делать? Вы годно экипажу — обязатель но ДОЛЖНО быть выгодно и объединению. И каждая ты сяча рублей сверхплановой продукции — будь она кор мовая или пищевая (если она реализована) — это ведь тог же резерв для оплаты второго выходного дня! Может быть, здесь и най дем те 25 тысяч рублей, так необходимых для оплаты еще одного выходного дня плавсоставу? Отпадет тогда необходимость снижать и заработок. Да и вообще, мо жет быть, пора прекратить практику разработки ин струкций и положений, кото рые снижают и без того низкий заработок- моряка? Ведь удивительнейшее по ложение существует на фло тах: в связи с нехваткой спальных мест установлена двухсменная работа. Две смены — это четырнадцать часов. В сутках, как извест но, двадцать четыре. Вы ходит, что каждый отраба тывает сверхурочно по пять часов. Однако ни одного сверхурочного часа не оп лачивается. Даже по тари фу! Оплате подлежат только два часа сорок минут по обычной сетке. Вот бы на что обратить свои усилия со ответствующим профкомам. Справедливость в оплате труда приведет к повыше нию престижа моряка ры бопромыслового флота, а повышение престижа всегда приносит только пользу. И еще одни вопрос. Как часто меняется система оп латы труда у аппарата МРХ и лично у В. Б. Соловьева? Я не спрашиваю, в какую сторону меняется. Эго все знают. Вопрос — в каких размерах? С уважением В. ТАГИН- ЦЕВ, первый помощник ка питана БМРТ «Петроза водск» объединения «Мур- манрыбпром». ВРЕМЕНА НОВЫЕ - ПОРЯДКИ СТАРЫЕ Обиды промысловиков На прошедшей в прошлом году в Мурманске профсо юзной конференции рыба- ков-северян неоднократно подчеркивалось отсутствие необходимого количества транспортов п плавбаз в районах лова, потери про мыслового времени, связан ные с многочисленными под- выгрузками, неоднократны ми подходами транспортов, получением снабжения, топ лива, раздельной выгрузкой рыбы, рыбмуки и т. д. и т. п. Это невольно вспомни лось сейчас, когда эти про блемы. ОПЯТЬ воочию видны. Промысловики хотят, чтобы потерь времени подходов ТР было как можно меньше, действительность же пре подносит совсем другие фак ты. В пашем случае: началь ником промрайона было раз- наряжено получить на ТР «Мотовский залив» 5 тони масла, выгрузить 100 тонн рыбы, 25 тонн рыбжира, 120 топи рыбмуки. ТР на ходился 2 апреля от груп пы судов на расстоянии 352 мили. 4 апреля — 227 миль. 9 апреля — 127 миль. И вот такие «отрезочки» преодо левали промсуда для сдачи своих «порций» груза. Ка питан-директор В. Д. Пе- руиков с упорством, до стойным лучшего примене ния, настойчиво держался вдали от группы промсудов, невзирая на" убеждения и недовольство капитанов. Бо лее того, когда мы уже лег ли в дрейф из-за отсутствия масла, предложили подойти взять его на бакштов (?) А позже произвести подход вновь для последующей об работки! Итог: при затратах непосредственно под вы- грузку указанного выше ко личества рыбопродукции за трачено 21,3 часа, переход туда-обратно — 21,7 часа! А вот при работе с ТР «Зап- рыбы» «Сангарский пролив» затраты на переход состави ли всего в часов, а выгруз ка у борта — 49 часов! Факт, говорящий сам за себя. Итак, старый вопрос: про мысловики для «Севрыбхо- лодфлота» или наоборот? На Севере создана ассоциа ция предприятий. Главный принцип ее работы — стро гая договорная основа, нало жение штрафных санкций за нарушение обязательств. Уважаемые товарищи руко водители добывающих фло тов! До каких пор будем призывать вас к* настойчиво сти при заключении и вы полнении этих договоров? Понимаю этот вопрос так: лежим в дрейфе из-за от сутствия ТР или танкера и наше предприятие получает от «Севрыбхолодфлота» компенсацию. А экипаж — зарплату, равняющуюся среднесдельному заработку. Тогда вопрос будет нами закрыт. Недовольства не будет. Вот о чем надо ду мать, это уже задача для всех пас общая. Заранее предвижу негодование ру ководящих работииков-траис- портннков: ишь, чего захоте ли! Но ведь работа пред приятий Запада предусмот рена именно па такой осно ве. II работают, и преуспе вают! Что у нас сейчас и признается, и всеми воз можными способами ставит ся в пример. Не поэтому ли дело не меняется к лучшему, что просто-напросто управле нию в лице «Севрыбхолод- флрта» гак работать спокой нее и — множить дивиден ды! Кстати, вернувшиеся с борта ТР «Мотовский за лив» после выгрузки моря ки, принесли известие, что работникам плавсостава * Севрыбхолодфлота» опре делены дополнительные льготы, как-то: оплата пош лины при приобретении ав томобиля за границей, транс портных расходов, перевоз ку в Союз, выдачу едино временного вознаграждения ио выходе моряков па пен сию до 10 тысяч рублей. Что ж, можно только порадо ваться за моряков этого флота. Никакой черной зави сти пет. Один только воп рос: когда же такое можно сделать у добытчиков рыбы? Или опять нужно ждать взрыва недовольства моря ков?.. Строки эти, думается, не вызовут удивления моряков именно добывающих флотов, беды и проблемы у нас од ни. Давайте требовать от своих непосредственных ру ководителей флотов измене ния политики наших взаимо отношений, вплоть, может быть, до экономических санкций — передачи ТР, плавбаз, танкеров, 'непосред ственно добывающим фло там. Г. УВАКИН, первый помощник капи тана БАТ «Заволжск» объ единения «Архангельск- рыбпром». КАК ДЕЛА, ПОМПОЛИТ? Оглянитесь на мировой флот Прочитал статью за 6 ап реля «Призвание и долж ность». Прошу вас опубли ковать мое письмо в очеред ном номере газеты. Уверен, подпишется подавляющее большинство моряков, за исключением, может, только тех, о ком идет речь в этой статье. Поместив же мое письмо, уверен, вы тем са мым избавите еженедельник от большого количества по добных, то есть очень воз мущенных, писем. Товарищ корреспондент! Уверяю вас, что мнение большинства экипажей о якобы необходимости пер вых помощников па судах очень и очень неоднознач ное. Вообще, откуда такие данные? Если вас дезинфор мировали, то вы должны из виниться перед моряками за то, что поступили опромет чиво, дав такой отчет. Да, мнение большинства -экипа жей резкое: первые помощ ники па судах не нужны, так как они являются источ ником напряженности, со здают нездоровый морально- психологический климат. А что касается воспитания, то, извините, «а судьи кто?» Ес ли попытаться дать краткую экспресс-характеристику, то получится, что в воспитате- лях-то в основном оказыва ются люди, по причине соб ственной лени бросившие свою основную работу, пройдя девятимесячные кур сы и... вот вам. получите пророка. Лично я за пятна дцать лет работы в трал- флоте встречал лишь одного более-менее порядочного че ловека, который занимал эту должность. В статье делается стран ная взаимосвязь с количе ством аварий, несчастных случаев, производственными показателями и нахождени ем на судах первых помощ ников. Что может дать эки пажу человек, который ни за что не отвечает, ничего не делает, получая при этом зарплату за двоих моряков0 Когда-то в газете шла руб рика «Как дела, помполит?». Читая ее, так и хотелось за кричать: «Да хороши у пего дела, вам так и не снилось!» Работая в морской газете, вы задались бы вопросом: как же работает весь миро вой флот без таких помощ ников, порой с разноязыч ными командами? Сейчас, полагаю, этот вопрос при обретает особую окраску ^ в связи с отменой статьи Кон ституции о руководящей ро ли Компартии. Статья названа «Призва ние и должность». И полу чается, что в совещании приняли участие секретари обкома, первые помощники, «завы», «замы» и так далее. А в результате — мнение большинства экипажей!.. , Закончить свое письмо и одновременно ответить на статью хотелось бы слова ми народного депутата СССР Н. И. Гуцкалова: «За все в ответе капитан». Письмо прошу опублико вать без сокращений либо выслать мне его по адресу: г. Мурманск, ул. 6-й Комсо мольской батареи, д. 25, кв. о в. ХАРЛАМОВ. (Мурманский траловый флот.) МУРМАН 4 мая 1990 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz