Рыбный Мурман. 1990 г. Май.

О НАБОЛЕВШЕМ Э Д РАБСТВУЙТЕ, ува- ^ жаемые товарищи! Прошу вашего внимания, потому что очень обидно за (фдьбу своего сына. В статье «Искать выход из тупика» от 06.04.90 г. старший электромеханик 10. Лебедев сетует па то, что моряки слишком много и подолгу работают в морях. В самом деле; пять меся­ цев в море, один — па бере­ гу. Но позвольте, они ведь этого сами хотят! В трал- флоте такой «дикий» резерв, другое слово и подобрать трудно, ребята па берегу ждут выхода в море чуть ли не год! Скажу о сыне. В Мур­ манском тралфлотё он ра­ ботает с 1979 года. И за эти десять с лишним лет выходил в море только на пяти (!) судах.* На двух из них сделал по 2 рейса и больше не дают. А о ре­ монтно-подменной команде Долгий резерв и говорить не приходится. Дважды инспектор направ­ ляла его в эти экипажи, по оба раза почему-то комиссия вычеркивала его фамилию из списков. Причин никаких не было: не прогульщик-, не пьяница, сильный, здоро­ вый, молодой (ему сейчас 35 лет). Очень любит море н хочет там работать. Из рейсов возвращается с бла­ годарностями. В ШУКСе по­ лучил специальность рефма- шнииста. Потом судового электрика. А в 1985 году закончил среднюю мореход­ ку. получил диплом элект­ ромеханика. И... не находит­ ся места на судах! Беда, видимо, в том, что у пас нет сколько-нибудь «влиятель­ ного» дяди, который помог бы попасть на судно, так сказать, «по личному треоо- ванию». Поневоле задумаешься, что.вот по таким «требова­ ниям», наверное, и ходят в моря те, кто только успева­ ет обнять любимую, детей своих, а уж воспитанием за­ ниматься им некогда. Коли так, пусть посидят па бере­ гу, в резерве, семь-восемь месяцев, на все хватит вре­ мени. А то ведь по блату в море могут выйти сейчас все: и строители, и учителя, и секретари райкомов... Только не морские специали­ сты. Не потому ли творится неразбериха в расстановке морских кадров?! Аварии, гибель судов и людей и не­ выполнение рейсовых за­ даний — не с этим ли она связана? Воистину беда, коль пироги начнет печи са- иожиик, а сапоги тачать пи­ рожник. Нам, женам, матерям, ни­ чего от тралфлота не надо, кроме работы мужчин на­ ших со 100-процентным ок­ ладом, ибо какой жене ну­ жен муж, получающий 75- процентов. Словно он — не­ мощный инвалид или пен­ сионер. Но, увы... С послед­ него рейса сын пришел в сентябре и еще не известно, когда получит возможность уйти в следующий. А у таких, как Ю. Лебе­ дев, проблема, видимо, в том, как бы подольше на берегу • посидеть. Это ли не парадокс! Простите за такое вот довольно грустное письмо. Благодарю вас, если дочи­ тали его до конца. Но очень уж наболело. С уважением Зинаида Ва­ сильевна НОВИКОВА, пен­ сионерка. Быть реалистами отклик В номере газеты за 24 апреля подробно рассматривалась проблема морской радиотелефонной связи с берегом. В бли­ жайшее время ее можно частично решить расширением те­ лефонных каналов радиоцентра. Наряду с этим целесообразно создать дополнительны}'! ра­ диотелефонный канал, работающий круглосуточно, обеспечи­ вающий одновременный прием нескольких вызывных частот. При этом достаточно одного передатчика. Для бесперебойной связи с берегом и качественного обслу­ живания почти 50 наименований всевозможного судового ра­ диооборудования необходимо ввести полный штат радиоспе­ циалистов. С уважением Ю. СОЛОВЬЕВ, начальник радиостанции ПСТ «Землянск» Мурманского тралового флота. Пользуясь случаем, мы поздравляем автора этих строк, а так­ же всех радиоспециалистов с их профессиональным праздником Днем радио — праздником работников всех отраслей связи. шага назад? только 11,7. Считая, навер­ ное, что только треть эки­ пажа работает в ночное вре­ мя. Но это было бы спра­ ведливо при трехсменной работе. Неужели до сих пор кому-то не попятно, что ра­ бота на судах идет кругло­ суточно и что практически каждый член экипажа (за редким исключением) на вахте или подвахте отраба­ тывает четыре часа в ночное время! А четыре часа — это более половины продол­ жительности рабочего дня по КЗоТу. За неделю ноч­ ных часов, например, у ма­ троса набирается 28. При продолжительности рабочей недели 41 час, сколько же это будет процентов? Под­ считать несложно... Ну и в заключение хочется спро­ сить еще вот о чем. Л а что направлено пони­ жение норматива за сверх­ урочную кормовую продук­ цию? На повышение эффек­ тивности работы судна? Не думаю. Ведь если экипажи начнут считать затраты па производство продукции, то они, соответственно, сами не будут выпускать низкорен­ табельную продукцию. Тог­ да уже администрации при­ дется искать «стимулы» экипажам для выпуска низ­ корентабельной продукции. Скажу определенно: если продукция пользуется спро­ сом и данный вид продук­ ции выгоден экипажу, то почему этого не делать? Вы­ годно экипажу — обязатель­ но ДОЛЖНО быть выгодно и объединению. И каждая ты­ сяча рублей сверхплановой продукции — будь она кор­ мовая или пищевая (если она реализована) — это ведь тог же резерв для оплаты второго выходного дня! Может быть, здесь и най­ дем те 25 тысяч рублей, так необходимых для оплаты еще одного выходного дня плавсоставу? Отпадет тогда необходимость снижать и заработок. Да и вообще, мо­ жет быть, пора прекратить практику разработки ин­ струкций и положений, кото­ рые снижают и без того низкий заработок- моряка? Ведь удивительнейшее по­ ложение существует на фло­ тах: в связи с нехваткой спальных мест установлена двухсменная работа. Две смены — это четырнадцать часов. В сутках, как извест­ но, двадцать четыре. Вы­ ходит, что каждый отраба­ тывает сверхурочно по пять часов. Однако ни одного сверхурочного часа не оп­ лачивается. Даже по тари­ фу! Оплате подлежат только два часа сорок минут по обычной сетке. Вот бы на что обратить свои усилия со­ ответствующим профкомам. Справедливость в оплате труда приведет к повыше­ нию престижа моряка ры­ бопромыслового флота, а повышение престижа всегда приносит только пользу. И еще одни вопрос. Как часто меняется система оп­ латы труда у аппарата МРХ и лично у В. Б. Соловьева? Я не спрашиваю, в какую сторону меняется. Эго все знают. Вопрос — в каких размерах? С уважением В. ТАГИН- ЦЕВ, первый помощник ка­ питана БМРТ «Петроза­ водск» объединения «Мур- манрыбпром». ВРЕМЕНА НОВЫЕ - ПОРЯДКИ СТАРЫЕ Обиды промысловиков На прошедшей в прошлом году в Мурманске профсо­ юзной конференции рыба- ков-северян неоднократно подчеркивалось отсутствие необходимого количества транспортов п плавбаз в районах лова, потери про­ мыслового времени, связан­ ные с многочисленными под- выгрузками, неоднократны­ ми подходами транспортов, получением снабжения, топ­ лива, раздельной выгрузкой рыбы, рыбмуки и т. д. и т. п. Это невольно вспомни­ лось сейчас, когда эти про­ блемы. ОПЯТЬ воочию видны. Промысловики хотят, чтобы потерь времени подходов ТР было как можно меньше, действительность же пре­ подносит совсем другие фак­ ты. В пашем случае: началь­ ником промрайона было раз- наряжено получить на ТР «Мотовский залив» 5 тони масла, выгрузить 100 тонн рыбы, 25 тонн рыбжира, 120 топи рыбмуки. ТР на­ ходился 2 апреля от груп­ пы судов на расстоянии 352 мили. 4 апреля — 227 миль. 9 апреля — 127 миль. И вот такие «отрезочки» преодо­ левали промсуда для сдачи своих «порций» груза. Ка­ питан-директор В. Д. Пе- руиков с упорством, до­ стойным лучшего примене­ ния, настойчиво держался вдали от группы промсудов, невзирая на" убеждения и недовольство капитанов. Бо­ лее того, когда мы уже лег­ ли в дрейф из-за отсутствия масла, предложили подойти взять его на бакштов (?) А позже произвести подход вновь для последующей об­ работки! Итог: при затратах непосредственно под вы- грузку указанного выше ко­ личества рыбопродукции за­ трачено 21,3 часа, переход туда-обратно — 21,7 часа! А вот при работе с ТР «Зап- рыбы» «Сангарский пролив» затраты на переход состави­ ли всего в часов, а выгруз­ ка у борта — 49 часов! Факт, говорящий сам за себя. Итак, старый вопрос: про­ мысловики для «Севрыбхо- лодфлота» или наоборот? На Севере создана ассоциа­ ция предприятий. Главный принцип ее работы — стро­ гая договорная основа, нало­ жение штрафных санкций за нарушение обязательств. Уважаемые товарищи руко­ водители добывающих фло­ тов! До каких пор будем призывать вас к* настойчиво­ сти при заключении и вы­ полнении этих договоров? Понимаю этот вопрос так: лежим в дрейфе из-за от­ сутствия ТР или танкера и наше предприятие получает от «Севрыбхолодфлота» компенсацию. А экипаж — зарплату, равняющуюся среднесдельному заработку. Тогда вопрос будет нами закрыт. Недовольства не будет. Вот о чем надо ду­ мать, это уже задача для всех пас общая. Заранее предвижу негодование ру­ ководящих работииков-траис- портннков: ишь, чего захоте­ ли! Но ведь работа пред­ приятий Запада предусмот­ рена именно па такой осно­ ве. II работают, и преуспе­ вают! Что у нас сейчас и признается, и всеми воз­ можными способами ставит­ ся в пример. Не поэтому ли дело не меняется к лучшему, что просто-напросто управле­ нию в лице «Севрыбхолод- флрта» гак работать спокой­ нее и — множить дивиден­ ды! Кстати, вернувшиеся с борта ТР «Мотовский за­ лив» после выгрузки моря­ ки, принесли известие, что работникам плавсостава * Севрыбхолодфлота» опре­ делены дополнительные льготы, как-то: оплата пош­ лины при приобретении ав­ томобиля за границей, транс­ портных расходов, перевоз­ ку в Союз, выдачу едино­ временного вознаграждения ио выходе моряков па пен­ сию до 10 тысяч рублей. Что ж, можно только порадо­ ваться за моряков этого флота. Никакой черной зави­ сти пет. Один только воп­ рос: когда же такое можно сделать у добытчиков рыбы? Или опять нужно ждать взрыва недовольства моря­ ков?.. Строки эти, думается, не вызовут удивления моряков именно добывающих флотов, беды и проблемы у нас од­ ни. Давайте требовать от своих непосредственных ру­ ководителей флотов измене­ ния политики наших взаимо­ отношений, вплоть, может быть, до экономических санкций — передачи ТР, плавбаз, танкеров, 'непосред­ ственно добывающим фло­ там. Г. УВАКИН, первый помощник капи­ тана БАТ «Заволжск» объ­ единения «Архангельск- рыбпром». КАК ДЕЛА, ПОМПОЛИТ? Оглянитесь на мировой флот Прочитал статью за 6 ап­ реля «Призвание и долж­ ность». Прошу вас опубли­ ковать мое письмо в очеред­ ном номере газеты. Уверен, подпишется подавляющее большинство моряков, за исключением, может, только тех, о ком идет речь в этой статье. Поместив же мое письмо, уверен, вы тем са­ мым избавите еженедельник от большого количества по­ добных, то есть очень воз­ мущенных, писем. Товарищ корреспондент! Уверяю вас, что мнение большинства экипажей о якобы необходимости пер­ вых помощников па судах очень и очень неоднознач­ ное. Вообще, откуда такие данные? Если вас дезинфор­ мировали, то вы должны из­ виниться перед моряками за то, что поступили опромет­ чиво, дав такой отчет. Да, мнение большинства -экипа­ жей резкое: первые помощ­ ники па судах не нужны, так как они являются источ­ ником напряженности, со­ здают нездоровый морально- психологический климат. А что касается воспитания, то, извините, «а судьи кто?» Ес­ ли попытаться дать краткую экспресс-характеристику, то получится, что в воспитате- лях-то в основном оказыва­ ются люди, по причине соб­ ственной лени бросившие свою основную работу, пройдя девятимесячные кур­ сы и... вот вам. получите пророка. Лично я за пятна­ дцать лет работы в трал- флоте встречал лишь одного более-менее порядочного че­ ловека, который занимал эту должность. В статье делается стран­ ная взаимосвязь с количе­ ством аварий, несчастных случаев, производственными показателями и нахождени­ ем на судах первых помощ­ ников. Что может дать эки­ пажу человек, который ни за что не отвечает, ничего не делает, получая при этом зарплату за двоих моряков0 Когда-то в газете шла руб­ рика «Как дела, помполит?». Читая ее, так и хотелось за­ кричать: «Да хороши у пего дела, вам так и не снилось!» Работая в морской газете, вы задались бы вопросом: как же работает весь миро­ вой флот без таких помощ­ ников, порой с разноязыч­ ными командами? Сейчас, полагаю, этот вопрос при­ обретает особую окраску ^ в связи с отменой статьи Кон­ ституции о руководящей ро­ ли Компартии. Статья названа «Призва­ ние и должность». И полу­ чается, что в совещании приняли участие секретари обкома, первые помощники, «завы», «замы» и так далее. А в результате — мнение большинства экипажей!.. , Закончить свое письмо и одновременно ответить на статью хотелось бы слова­ ми народного депутата СССР Н. И. Гуцкалова: «За все в ответе капитан». Письмо прошу опублико­ вать без сокращений либо выслать мне его по адресу: г. Мурманск, ул. 6-й Комсо­ мольской батареи, д. 25, кв. о в. ХАРЛАМОВ. (Мурманский траловый флот.) МУРМАН 4 мая 1990 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz