Рыбный Мурман. 1990 г. Май.
Институт педагогики 11 Н КЕТИРОВЛ IIIIЕ мо лодых педагогов обла сти показало, что наи большие затруднения и наименьшее удовлет ворение они испытывают от общения с детьми во вне классной работе. С другой стороны, опрос учащихся 6 — 9 классов подтвердил, что только 16 процентов из их числа удовлетворены обще нием с учителями. Эго две стороны одной медали — школьной жизни. Что же происходит в на шей школе? Почему в ней плохо и учителю, и ребс-н- ку? Приведем несколько при меров. На уроке литературы пре подавательнице показалось, что одни из учеников разго варивает с соседом,* упорно игнорирует объяснение мате риала. Она сделала ему за мечание — ученик огрызнул ся, потребовала выйти из класса — отпарировал: «Вам надо, вы и выходите!» Учи тельница сорвалась на крик, обозвала подростка, класс го готал... Никто из учеников не догадывался, что у нее дома парализованная мать, с ко торой пришлось всю преды дущую ночь не спать. Но и учительница не знала, что у юноши в классе есть девоч ка, которой он хотел очень понравиться, а потому боял ся оказаться в нелепом по ложении. В другой школе, в другом классе подросток принес на урок игрушку — детскую трещотку, и все 45 минут, не переставая, крутил ее, а учительница, перепробовав все рекомендуемые педагоги кой средства, просто встала рядом с его партой и, на прягая голосовые связки, до вела урок до конца... Мальчик-левша с по мощью бабушки старательно исписал не очень умелыми каракулями страницу в тет ради — выполнил домашнее задание. Учительнице его ра бота не понравилась, и на глазах изумленного класса она разорвала тетрадь на Uy сочки... Первокласснице позволила бабушка и спро сила, как идут дела ь шко ле. Девочка тяжело вздохну ла и сказала умоляюще: «Ба бушка, давай не будем об этом говорить»... Взрослая женщина призналась. что никогда не заходит в свою школу, потому что ненави дит ее учителей: «Они посто янно меня унижали»... При всей разности приме ров их связывает нечто об щее — отсутствие взаимопо нимания между учителем и учеником, нарушение нор мального взаимодействия. Нередко в учительских при ходится слышать от коллег, конфликтующих с детьми, что ребята стали злыми, ле нивыми, грубыми, во всем плохом в школе именно они виноваты. Не могу с этим согласиться. В сегодняшней эйфории демократизации на шей жизни, в том числе и жизни школьной, во многом сместились -акценты, и труд но бывает разобраться, где начало, а где конец. Но хо телось бы напомнить, что при любом уровне демокра тизации, гуманизации учеб но-воспитательного процесса в школе решающее слово останется за педагогом, ибо именно он, учитель, помога ет развитию личности. Пото му так велика его роль в обществе, но велика и его персональная ответствен ность за владение профес сией, за свои суждения, оцен ки, рекомендации, требова ния и поступки. Как показывает практика, наиболее часто конфликты в школе происходят из-за 25 мая 1930 года неправильной оценки учите лем ситуации, состояния уче ника, особенностей его воз растного периода, индивиду альности. Так, возрастная гиперактивность подростков 7— 8 классов, связанные с ней нарушения дисциплины, трактуются как злостное не желание подчиняться уста новленным требованиям, не редко служат основанием для длительных, изматывающих разбирательств, психиче ских травм. Пресловутое «снижение успеваемости» в 5— 6 классах чаще,всего свя зано с реакцией младших подростков на начало поло вого созревания. Но в школь ной практике это госиринн- мается как снижение инте реса к учебе. Начинается, телей, педобщсства и обще ства психологов, творческих союзов и клубов педагогов, методических объединений па местах. При всей ясности — это очень непростая за дача. Никто пе отрицает не обходимость специальных се минаров в школах, но про водить занятия чрезвычайно трудно из-за сменности, усталости учителей. Думает ся. что целесообразно было бы выделить один дополни тельный методический обще школьный день в месяц, на который назначать семина ры. педсоветы. методиче ские советы. В условиях школьного самоуправления это вполне выполнимая за дача. Свои проблемы, как выяс- в котором• все между собой взаимосвязано. И Мытому нельзя ; добиться ^хЬрошего результата, улучшая только положение одной стброны — ученика, необходимо в такой же мере позаботиться об учителе н тоже защитить его. Сегодня учитель в школе несчастен. Он страдает от бесконечных передергиваний программ, от хронического несоответствия учебников, от отсутствия или убожест ва дидактического и нагляд ного материала, необходи мых пособий, от ужасной ар хитектуры и качества строи тельства школьных зданий. Учитель глохнет от резони рующих бетонных панелей, слепнет от недостатка осве щенности, простывает на сквозняках. А * лечиться, пользоваться санаторно-ку рортным обслуживанием не имеет возможности. Учи тель голодает или ест что лано — с готовностью объ яснит наш директор и ини циатор всего н/шого Евгений Викторович Шовский. Срок работы творческих коллективов пока невелик, но учителя уже почувств^дра- лн некоторое облегчение — меньше проблем с организа цией внеклассной работы. А ребята получили широкий выбор занятий. Архитекторы и проекти ровщики, прекратите тиражи ровать безликие и неудобные проекты школ-«конюшен». Вы ведь бываете за грани цей, видите, как уютны, ра циональны, комфортны для учителей и учащихся «их» школы. Мы тоже хотим иметь такие, а не городить различные чуланчики и кла- довочкн-лаборантскне после ухода строителей. Начальники наши, работ ники управлений народного образования, обеспечьте нам, как правило, учительско-ро дительская паника. (Не эти ли «совместные ударные усилия» являются истинной причиной отвращения к шко ле у многих ребят?) Словно мрачная легенда ходит в профессиональном кругу характеристика «труд ного» переходного возраста. Все взрослые просто ожида ют от подростка пакостей, неприятностей и прочего зла... Но трудным этот пе риод в жизни ребенка может стать или пе стать в основ ном благодаря нам, взрос лым, нашему умению слу шать, наблюдать, думать, нашему желанию научиться принимать изменения в де тях и уважать их заботы, суждения, привязанности, считаться с их трудностями. Возможно, тогда никому пе придет в голову бесконечно выговаривать v юноше-вось- миклассннку за то, что он не держит при ответах на уроке или в свободном раз говоре балетную осанку, а стремится на что-нибудь опе реться (педагог обязан знать, что в этом возрасте связан ные с интенсивным ростом утомляемость, боли в мыш цах и суставах побуждают детей искать дополнительные точки опоры, прислоняться к чему-либо), упражняться в обидных замечаниях девяти класснице, да еще на виду у всего класса (учитель дол жен помнить, что в классе может быть объект ее сим патий, а самолюбие болез ненно уязвимо). Последствия таких педа гогических просчетов могут быть непредсказуемы. По мощник областного прокуро ра С. О. Александрова * с возмущением и болью рас сказывала, что в одной из школ на уроке учительница сказала девочке: «Ну что ты мычишь, как корова?» (господи, какая бездели ца!), но этого оказалось до статочно, чтобы старшеклас сница ушла из дома и за мерзла в лесу... Демократизация и гума низация, конечно, стратеги ческие направления пере стройки школы. Но все это останется благим пожелани ем без основательного изме нения подготовки учителя и прежде всего овладения всем спектром психолого педагогической практики как основы основ педагогической деятельности. На этом на правлении должны быть со средоточены усилия педаго гического института и инсти тута усовершенствования учи нилось, возникают и в ин ституте. Казалось бы, совер шенно разумно изучать пе дагог! псу и психологию с первого курса, тем более что почти одновременно на чинается первая практика в школах. Но выясняется из реплик на лекциях, что не которым студентам эти зна ния совсем пе нужны, так как в школе работать они пе собираются... В то же время студентка пятого курса объ ясняет свои просчеты на уроке во время практики тем, что педагогику они «про ходили на первом курсе и все уже забыто >. Каковы причины такого пренебрежения к основам своей будущей профессии? Их .много, но об одной, очень важной, можно ска зать определенно: просчеты в профориентации и направ ленном отборе поступающих. Ректор Мурманского педин ститута Э. К . Лявдапскнй говорит об этом на всех пе дагогических совещаниях уже много лет, обращаясь за помощью к коллективам школ, но ситуация значимо пе улучшается. Со своей сто роны институт силами ка федры педагогики и психо логии готовится ввести систе му тестирования абитуриен тов и в перспективе старше классников. Ряд факультетов имеют свои школы абитури ентов. Но меры эти недоста точно эффективны, и необ ходимо искать новые подхо ды. Особое внимание требует ся уделить переподготовке уже работающих учителей, вооружив их крепкими зна ниями психологии и физио логии детей, методами пси ходиагностики, приемами первой психологической по мощи ученику и семье, мето дикой психологической под держки. Может возникнуть вопрос: насколько все это целесообразно, если в шко лах иаконец-то вводятся ставки специалиста-психоло- га? Но практика показывает, что даже с появлением пси холога большинство проб лем, ситуаций вынужден объективно решать учитель, как самый близкий к школь нику человек. Следователь но, он должен уметь это де лать грамотно. Таким образом, мы совер шенно естественно пришли к выводу, что движение педа гога к повой школе, к изме нению атмосферы взаимо отношений в ней должно ид ти с двух сторон. Школа — это единый живой организм, попало, поскольку школьные столовые не обязаны о нем заботиться. Учитель раздет, разут, поскольку никакой выездной торговли для него пе существует. Учитель бес- культурен, поскольку необ ходимые для работы книги уходят с прилавков в другие руки, а специальные библио течки печатают то, что зача стую сразу можно сдавать в макулатуру. Учитель — сно ва одна из самых низкооп лачиваемых профессий и самый незащищенный в юри дическом плане человек. Ес ли преподаватель оскорбит или ударит ученика, его осу дят и даже могут посадить в тюрьму. А если ученик или родитель выматюкают учите ля — эго практически никак не наказуемо. Защиты ис кать и справедливости доби ваться — намаешься. Так- почему об этом молчит наш профсоюз? Сколько замеча тельных педагогов ушли из школы, не вынесли оскорб лений, не унизились до за тяжного разбирательства! А теперь давайте подума ем вместе.* какое счастье ученику может обеспечить хронически несчастный учи тель? Стоит ли обществу и далее устраивать ему экза мен на выживаемость в экст ремальных условиях или ра зумнее все же изменить соци альную ситуацию? Так хочется восклицать. Товарищи народные избран ники Советов всех уровней, добейтесь, наконец, приори тета школы и учителя, со здайте достойные условия жизни, накормите и оденьте педагога. Работники культуры, спор тивные организаторы, со трудники внешкольных уч реждений, выбирайтесь из подвалов и полуподвальных клубов по месту жительства, приходите работать в школу. Только не надо говорить, что в школах нет места, две сме ны и прочее. Для хорошего дела любой нормальный коллектив изыщет и место, и время. Я работаю в 42-й школе. У нас, например, за последние полтора года ста ло значительно больше но вых сотрудников, и это не учнтеля-предметники, а ру ководители духового орке стра, два изящных препода вателя бальных танцев н ритмики, руководители спор тивных секций восточных единоборств. А в планах свой театр и агитбригада (да только не находится пока та лантливого руководителя). Как н за счет чего это сде наконец, достойные усло вия работы, настойчивее до бивайтесь насыщения школ оборудованием, вычисли тельной техникой, не согла шайтесь на некачественные поставки, на устаревшие станки и машины, деритесь за интересы школы во всех столичных кабинетах и. на местах. Защитники наших интере сов — работники горкома и обкома профсоюза, вы в долгу перед учителем. На ладьте, пожалуйста, обеспе чение путевками в сапато- торин так, чтобы можно бы ло восстанавливать нервную систему не один раз за 10 — 15 лет. Почему вас не на стораживает, что значитель ная группа учителей ежегод но выезжает на работу^!) в пионерские лагеря? В'& ду маете, от жадности? От нюдь! Основная причина — неустроенность отдыха учи тельства. Но ведь это за счет здоровья и качества ра боты в новом учебном году. Дорогие наши родители, не спешите бросить в учите ля дурное слово, да еще при ребенке. Лучше посочувст вуйте и помогите, чем може те: организуйте экскурсию, микрокружок для одноклас сников вашего ребенка, сво дите детей в театр или на концерт. Советы трудовых коллек тивов, не мечитесь из край ности в крайность, то сокра щая помощь школе, то отку паясь от нее. Вникните в на ши проблемы и у вас будет меньше сомнений в целесо образности денежных затрат. Более того, помогите диффе ренцировать поощрение тру да как учителей, так « у ч а щихся. Ведь кое-где уже на коплен опыт установления стипендий учащнмсяотлич- ннкам, поощрения премиями и путевками лучших учите лей из фондов предприятий. Эти обращения в стиле первомайских призывов мо жно было бы продолжить. Но и так понятно, что шко ла объективно связана с об ществом тысячами нитей. На до только, чтобы все они действовали. Завершая свое повество вание, хочу подчеркнуть, что оно не претендует на абсо лютную бесспорность, как и любое другое. Построено, со вершенно естественно, па пережитом опыте и ассоциа циях, наблюдениях, размыш лениях после общения с кол легами, детьми и родителя ми. Л. ШТЫЛЕВА, учитель школы № 42. 12 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz