Рыбный Мурман. 1990 г. Май.

Институт педагогики 11 Н КЕТИРОВЛ IIIIЕ мо­ лодых педагогов обла­ сти показало, что наи­ большие затруднения и наименьшее удовлет­ ворение они испытывают от общения с детьми во вне­ классной работе. С другой стороны, опрос учащихся 6 — 9 классов подтвердил, что только 16 процентов из их числа удовлетворены обще­ нием с учителями. Эго две стороны одной медали — школьной жизни. Что же происходит в на­ шей школе? Почему в ней плохо и учителю, и ребс-н- ку? Приведем несколько при­ меров. На уроке литературы пре­ подавательнице показалось, что одни из учеников разго­ варивает с соседом,* упорно игнорирует объяснение мате­ риала. Она сделала ему за­ мечание — ученик огрызнул­ ся, потребовала выйти из класса — отпарировал: «Вам надо, вы и выходите!» Учи­ тельница сорвалась на крик, обозвала подростка, класс го­ готал... Никто из учеников не догадывался, что у нее дома парализованная мать, с ко­ торой пришлось всю преды­ дущую ночь не спать. Но и учительница не знала, что у юноши в классе есть девоч­ ка, которой он хотел очень понравиться, а потому боял­ ся оказаться в нелепом по­ ложении. В другой школе, в другом классе подросток принес на урок игрушку — детскую трещотку, и все 45 минут, не переставая, крутил ее, а учительница, перепробовав все рекомендуемые педагоги­ кой средства, просто встала рядом с его партой и, на­ прягая голосовые связки, до­ вела урок до конца... Мальчик-левша с по­ мощью бабушки старательно исписал не очень умелыми каракулями страницу в тет­ ради — выполнил домашнее задание. Учительнице его ра­ бота не понравилась, и на глазах изумленного класса она разорвала тетрадь на Uy сочки... Первокласснице позволила бабушка и спро­ сила, как идут дела ь шко­ ле. Девочка тяжело вздохну­ ла и сказала умоляюще: «Ба­ бушка, давай не будем об этом говорить»... Взрослая женщина призналась. что никогда не заходит в свою школу, потому что ненави­ дит ее учителей: «Они посто­ янно меня унижали»... При всей разности приме­ ров их связывает нечто об­ щее — отсутствие взаимопо­ нимания между учителем и учеником, нарушение нор­ мального взаимодействия. Нередко в учительских при­ ходится слышать от коллег, конфликтующих с детьми, что ребята стали злыми, ле­ нивыми, грубыми, во всем плохом в школе именно они виноваты. Не могу с этим согласиться. В сегодняшней эйфории демократизации на­ шей жизни, в том числе и жизни школьной, во многом сместились -акценты, и труд­ но бывает разобраться, где начало, а где конец. Но хо­ телось бы напомнить, что при любом уровне демокра­ тизации, гуманизации учеб­ но-воспитательного процесса в школе решающее слово останется за педагогом, ибо именно он, учитель, помога­ ет развитию личности. Пото­ му так велика его роль в обществе, но велика и его персональная ответствен­ ность за владение профес­ сией, за свои суждения, оцен­ ки, рекомендации, требова­ ния и поступки. Как показывает практика, наиболее часто конфликты в школе происходят из-за 25 мая 1930 года неправильной оценки учите­ лем ситуации, состояния уче­ ника, особенностей его воз­ растного периода, индивиду­ альности. Так, возрастная гиперактивность подростков 7— 8 классов, связанные с ней нарушения дисциплины, трактуются как злостное не­ желание подчиняться уста­ новленным требованиям, не­ редко служат основанием для длительных, изматывающих разбирательств, психиче­ ских травм. Пресловутое «снижение успеваемости» в 5— 6 классах чаще,всего свя­ зано с реакцией младших подростков на начало поло­ вого созревания. Но в школь­ ной практике это госиринн- мается как снижение инте­ реса к учебе. Начинается, телей, педобщсства и обще­ ства психологов, творческих союзов и клубов педагогов, методических объединений па местах. При всей ясности — это очень непростая за­ дача. Никто пе отрицает не­ обходимость специальных се­ минаров в школах, но про­ водить занятия чрезвычайно трудно из-за сменности, усталости учителей. Думает­ ся. что целесообразно было бы выделить один дополни­ тельный методический обще­ школьный день в месяц, на который назначать семина­ ры. педсоветы. методиче­ ские советы. В условиях школьного самоуправления это вполне выполнимая за­ дача. Свои проблемы, как выяс- в котором• все между собой взаимосвязано. И Мытому нельзя ; добиться ^хЬрошего результата, улучшая только положение одной стброны — ученика, необходимо в такой же мере позаботиться об учителе н тоже защитить его. Сегодня учитель в школе несчастен. Он страдает от бесконечных передергиваний программ, от хронического несоответствия учебников, от отсутствия или убожест­ ва дидактического и нагляд­ ного материала, необходи­ мых пособий, от ужасной ар­ хитектуры и качества строи­ тельства школьных зданий. Учитель глохнет от резони­ рующих бетонных панелей, слепнет от недостатка осве­ щенности, простывает на сквозняках. А * лечиться, пользоваться санаторно-ку­ рортным обслуживанием не имеет возможности. Учи­ тель голодает или ест что лано — с готовностью объ­ яснит наш директор и ини­ циатор всего н/шого Евгений Викторович Шовский. Срок работы творческих коллективов пока невелик, но учителя уже почувств^дра- лн некоторое облегчение — меньше проблем с организа­ цией внеклассной работы. А ребята получили широкий выбор занятий. Архитекторы и проекти­ ровщики, прекратите тиражи­ ровать безликие и неудобные проекты школ-«конюшен». Вы ведь бываете за грани­ цей, видите, как уютны, ра­ циональны, комфортны для учителей и учащихся «их» школы. Мы тоже хотим иметь такие, а не городить различные чуланчики и кла- довочкн-лаборантскне после ухода строителей. Начальники наши, работ­ ники управлений народного образования, обеспечьте нам, как правило, учительско-ро­ дительская паника. (Не эти ли «совместные ударные усилия» являются истинной причиной отвращения к шко­ ле у многих ребят?) Словно мрачная легенда ходит в профессиональном кругу характеристика «труд­ ного» переходного возраста. Все взрослые просто ожида­ ют от подростка пакостей, неприятностей и прочего зла... Но трудным этот пе­ риод в жизни ребенка может стать или пе стать в основ­ ном благодаря нам, взрос­ лым, нашему умению слу­ шать, наблюдать, думать, нашему желанию научиться принимать изменения в де­ тях и уважать их заботы, суждения, привязанности, считаться с их трудностями. Возможно, тогда никому пе придет в голову бесконечно выговаривать v юноше-вось- миклассннку за то, что он не держит при ответах на уроке или в свободном раз­ говоре балетную осанку, а стремится на что-нибудь опе­ реться (педагог обязан знать, что в этом возрасте связан­ ные с интенсивным ростом утомляемость, боли в мыш­ цах и суставах побуждают детей искать дополнительные точки опоры, прислоняться к чему-либо), упражняться в обидных замечаниях девяти­ класснице, да еще на виду у всего класса (учитель дол­ жен помнить, что в классе может быть объект ее сим­ патий, а самолюбие болез­ ненно уязвимо). Последствия таких педа­ гогических просчетов могут быть непредсказуемы. По­ мощник областного прокуро­ ра С. О. Александрова * с возмущением и болью рас­ сказывала, что в одной из школ на уроке учительница сказала девочке: «Ну что ты мычишь, как корова?» (господи, какая бездели­ ца!), но этого оказалось до­ статочно, чтобы старшеклас­ сница ушла из дома и за­ мерзла в лесу... Демократизация и гума­ низация, конечно, стратеги­ ческие направления пере­ стройки школы. Но все это останется благим пожелани­ ем без основательного изме­ нения подготовки учителя и прежде всего овладения всем спектром психолого­ педагогической практики как основы основ педагогической деятельности. На этом на­ правлении должны быть со­ средоточены усилия педаго­ гического института и инсти­ тута усовершенствования учи­ нилось, возникают и в ин­ ституте. Казалось бы, совер­ шенно разумно изучать пе­ дагог! псу и психологию с первого курса, тем более что почти одновременно на­ чинается первая практика в школах. Но выясняется из реплик на лекциях, что не­ которым студентам эти зна­ ния совсем пе нужны, так как в школе работать они пе собираются... В то же время студентка пятого курса объ­ ясняет свои просчеты на уроке во время практики тем, что педагогику они «про­ ходили на первом курсе и все уже забыто >. Каковы причины такого пренебрежения к основам своей будущей профессии? Их .много, но об одной, очень важной, можно ска­ зать определенно: просчеты в профориентации и направ­ ленном отборе поступающих. Ректор Мурманского педин­ ститута Э. К . Лявдапскнй говорит об этом на всех пе­ дагогических совещаниях уже много лет, обращаясь за помощью к коллективам школ, но ситуация значимо пе улучшается. Со своей сто­ роны институт силами ка­ федры педагогики и психо­ логии готовится ввести систе­ му тестирования абитуриен­ тов и в перспективе старше­ классников. Ряд факультетов имеют свои школы абитури­ ентов. Но меры эти недоста­ точно эффективны, и необ­ ходимо искать новые подхо­ ды. Особое внимание требует­ ся уделить переподготовке уже работающих учителей, вооружив их крепкими зна­ ниями психологии и физио­ логии детей, методами пси­ ходиагностики, приемами первой психологической по­ мощи ученику и семье, мето­ дикой психологической под­ держки. Может возникнуть вопрос: насколько все это целесообразно, если в шко­ лах иаконец-то вводятся ставки специалиста-психоло- га? Но практика показывает, что даже с появлением пси­ холога большинство проб­ лем, ситуаций вынужден объективно решать учитель, как самый близкий к школь­ нику человек. Следователь­ но, он должен уметь это де­ лать грамотно. Таким образом, мы совер­ шенно естественно пришли к выводу, что движение педа­ гога к повой школе, к изме­ нению атмосферы взаимо­ отношений в ней должно ид­ ти с двух сторон. Школа — это единый живой организм, попало, поскольку школьные столовые не обязаны о нем заботиться. Учитель раздет, разут, поскольку никакой выездной торговли для него пе существует. Учитель бес- культурен, поскольку необ­ ходимые для работы книги уходят с прилавков в другие руки, а специальные библио­ течки печатают то, что зача­ стую сразу можно сдавать в макулатуру. Учитель — сно­ ва одна из самых низкооп­ лачиваемых профессий и самый незащищенный в юри­ дическом плане человек. Ес­ ли преподаватель оскорбит или ударит ученика, его осу­ дят и даже могут посадить в тюрьму. А если ученик или родитель выматюкают учите­ ля — эго практически никак не наказуемо. Защиты ис­ кать и справедливости доби­ ваться — намаешься. Так- почему об этом молчит наш профсоюз? Сколько замеча­ тельных педагогов ушли из школы, не вынесли оскорб­ лений, не унизились до за­ тяжного разбирательства! А теперь давайте подума­ ем вместе.* какое счастье ученику может обеспечить хронически несчастный учи­ тель? Стоит ли обществу и далее устраивать ему экза­ мен на выживаемость в экст­ ремальных условиях или ра­ зумнее все же изменить соци­ альную ситуацию? Так хочется восклицать. Товарищи народные избран­ ники Советов всех уровней, добейтесь, наконец, приори­ тета школы и учителя, со­ здайте достойные условия жизни, накормите и оденьте педагога. Работники культуры, спор­ тивные организаторы, со­ трудники внешкольных уч­ реждений, выбирайтесь из подвалов и полуподвальных клубов по месту жительства, приходите работать в школу. Только не надо говорить, что в школах нет места, две сме­ ны и прочее. Для хорошего дела любой нормальный коллектив изыщет и место, и время. Я работаю в 42-й школе. У нас, например, за последние полтора года ста­ ло значительно больше но­ вых сотрудников, и это не учнтеля-предметники, а ру­ ководители духового орке­ стра, два изящных препода­ вателя бальных танцев н ритмики, руководители спор­ тивных секций восточных единоборств. А в планах свой театр и агитбригада (да только не находится пока та­ лантливого руководителя). Как н за счет чего это сде­ наконец, достойные усло­ вия работы, настойчивее до­ бивайтесь насыщения школ оборудованием, вычисли­ тельной техникой, не согла­ шайтесь на некачественные поставки, на устаревшие станки и машины, деритесь за интересы школы во всех столичных кабинетах и. на местах. Защитники наших интере­ сов — работники горкома и обкома профсоюза, вы в долгу перед учителем. На­ ладьте, пожалуйста, обеспе­ чение путевками в сапато- торин так, чтобы можно бы­ ло восстанавливать нервную систему не один раз за 10 — 15 лет. Почему вас не на­ стораживает, что значитель­ ная группа учителей ежегод­ но выезжает на работу^!) в пионерские лагеря? В'& ду­ маете, от жадности? От­ нюдь! Основная причина — неустроенность отдыха учи­ тельства. Но ведь это за счет здоровья и качества ра­ боты в новом учебном году. Дорогие наши родители, не спешите бросить в учите­ ля дурное слово, да еще при ребенке. Лучше посочувст­ вуйте и помогите, чем може­ те: организуйте экскурсию, микрокружок для одноклас­ сников вашего ребенка, сво­ дите детей в театр или на концерт. Советы трудовых коллек­ тивов, не мечитесь из край­ ности в крайность, то сокра­ щая помощь школе, то отку­ паясь от нее. Вникните в на­ ши проблемы и у вас будет меньше сомнений в целесо­ образности денежных затрат. Более того, помогите диффе­ ренцировать поощрение тру­ да как учителей, так « у ч а ­ щихся. Ведь кое-где уже на­ коплен опыт установления стипендий учащнмсяотлич- ннкам, поощрения премиями и путевками лучших учите­ лей из фондов предприятий. Эти обращения в стиле первомайских призывов мо­ жно было бы продолжить. Но и так понятно, что шко­ ла объективно связана с об­ ществом тысячами нитей. На­ до только, чтобы все они действовали. Завершая свое повество­ вание, хочу подчеркнуть, что оно не претендует на абсо­ лютную бесспорность, как и любое другое. Построено, со­ вершенно естественно, па пережитом опыте и ассоциа­ циях, наблюдениях, размыш­ лениях после общения с кол­ легами, детьми и родителя­ ми. Л. ШТЫЛЕВА, учитель школы № 42. 12 РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz