Рыбный Мурман. 1990 г. Май.

з г са Человек — есть объект садизма и лохоти. Так говаривал классик. И имен­ но такое создается впечатление, когда пройдешься по улицам Мурманска. Сле­ ва и справа сопровождают нас ш ироко ­ форматные и прицельно-петитные за­ головки: «Вой», «Час убийцы»; «Тени мертвецов», «Девочки в прозрачных трусиках», «Время костоломов», «Стер­ ва», «Дорогой, как хорошо ты куса­ ешь», «Смертельный удар», «Иди, де­ вочка, разденься», «Кровавые деньги», «Смертельная ярость» и прочая, про ­ чая... На больших и малых экранах, на стенах, в витринах, на всех афишах, во всех газетах. Нормальное, человечное название фильма — большая редкость. Может быть, наш город вдоль и поперек на­ селен любителями посмаковать казни, изнасилования, драки и случки? А мо ­ жет быть, низменные чувства вообще свойственны человеческому естеству? Ну а чем же еще объяснить столь бурный поток кинопродукции этого сор ­ та, а главное — стойкий спрос на нее? Нет, не хочется так думать о венце природы. Разве что это — временная болезнь... Китчемания. Золотой телец. Напористое корыстолюбие частных дельцов от видеобизнеса еще можно как-то объяснить; все равно, чем к о р ­ мить зрителя, лишь бы деньги, деньги шли. Но когда подобной коммерцией занимаются комсомольские и культур­ ные органы... Когда их махинациями с рыбешкой-печеночкой вынужден зани­ маться ОБХСС, как в Первомайском молодежном центре... То что уж тут кизать на кооператора-Петра. А попробуй-ка газета покритиковать комсомольцев за насаждение безв ку ­ сицы! «После публикации статьи «Так «ню» или «нюшки»!» о № 12 газеты у нас, работников Октябрьского МКЦ, появи­ лось недоверие в целом к еженедель­ нику «Рыбный Мурман», ибо считаем, что использовать такие выражения, как «стайка манекенщиц», «девушка в раз­ вратных колготках», «мужик» и т. п., не присуще (Ш — А. С.) отделу ежене­ дельника обкома КПСС, который дол­ жен нести культуру в массы», — отве­ тил редакции на запрос директор МКЦ Ю. Сидельников. «А что касается «рубки капусты по- легкому заезжими бездарями», так это то самое определение, которое можно отнести к местной бездари, которая в погоне за дешевой популярностью пи ­ шет статьи такого плана», — вторит на­ чальнику работник МКЦ Б. Ершов. Цитирую бумагу, предварительно ис- празив в ней грамматические и пункту­ ационные ошибки, которых на двух ли­ сточках набралось 12 штук. Вот вам и «несение культуры в массы», а между тем Б. Ершов по образованию учитель русского языка. Что же предлагает культурный центр молодежи, духовной жаждою томимой? Группы «Мираж», «Маленький принц», сестры Базыкины с Машей Распутиной, Игорь Саруханов и женская рок-группа «Комбинация» и так далее. Впрочем, были и блистательный концерт «Брига­ ды С», и Игорь Кио, и Людмила Сен- чина. Нет, я не за то, чтобы «не пущать» и «запрещать». Пусть будет все; но пусть будет выбор. Кого-то волнует со­ циальный пафос и глубина уровня «Лю- бэ» (зал «межсоюзки» визжал и пла­ кал от восторга!), кому-то по душе сла­ дость напевов «Миража» и сестер Ба- зыкиных, а «Маленькому принцу», на­ пример, в записочке черкнули крозью признание в любви. Рука не поднима­ ется на подобные роковые страсти. Пусть, кому охота, смотрит денно и нощно половые акты по телеку, или исключительно мордобой . Каждый ищет то, что ему ближе. И найдет! Хоть «пущай», хоть «не пущай». Но пусть и интеллектуал не чувству­ ет себя отверженным в родном горо ­ де. А серьезные-то зрители как раз оказались за бортом концертной и ви­ део-деятельности, для них нигде и ни­ чего нет. Почти ничего нет. Или, м о ­ жет, их культура — это вовсе и не культура? Или об их интересах моло­ дежным центрам заботиться не обяза­ тельно? Или не под силу? Чтобы выяснить этот вопрос, «мест­ ная бездарь» отправилась к светочу ду ­ ховного просвещения масс — в Октя­ брьский молодежный культурный центр. Нет, без иронии, может, я и в самом деле ничего не знаю об их работе?.. Директор МКЦ Юрий Сидельникоз встретил обруганного корреспондента очень приветливо, хоть и не без трево­ ги в глазах. Разговор шел в мягких, по ­ чти дружеских тонах. Он молод, закон­ чил высшее мореходное училище, год ходил в море, потом перешел на к о м ­ сомольскую работу, был секретарем комитета ВЛКСМ «Севрыбхолодфлота», и вот теперь возглавляет культурный центр. — Чем занимается МКЦ, каковы его задачи! — У нас родились дза театра: на улице Радищева, под руководством Ду- боза, и театр-студия «Актер» режиссе­ ра Лисозской (в ДКиТ им. С. М. Киро ­ ва). Правда, теперь оба коллектива уже самостоятельные и вышли из-под на­ шей опеки. Занимаемся также детской художественной самодеятельностью, двумя рок-группами. Имеем два видео­ салона. Плюс организация гастрольных концертов эстрадных звезд. — Какие из последних концертов вам лично понравились! — «Бригады С», Людмилы Сенчиной и, конечно, Маши Распутиной и сестер Базыкиных. — А что не понравилось! — Поведение на сцене группы «АЛа- ленький принц». Год назад созданы, а гонору, как у народных артистов. Хо­ тя в Москве они популярны даже боль­ ше, чем «Мираж». — Как вы выбираете, ко го пригла­ сить, на чей вкус ориентируетесь! . — Прежде всего на то, что нужно молодежи. Но и тем, кто постарше, то­ же предлагаем что-то — например, Сенчину. — Юрий, а Вильнюсский театр моды и стриптиза действительно пришелся вам по душе! — Ну, честно-то сказать... Нет, вооб- ще-то у них есть филармоническое удо ­ стоверение, тут все в порядке. Но к нам они ехали после гастролей на юге и в дороге у них украли чемодан луч­ ших костюмов на сумму 15 тысяч руб­ лей. А у танцевальной пары была тем­ пература, грипп, и они из пяти номе- роз исполнили только три, поэтому при ­ шлось петь певцу из московской ро к - группы. Но мне программа не понра­ вилась, потому что я не интересуюсь модой. — Вы можете пригласить на гастро­ ли любого артиста! — Нет. Это зависит от многих об­ стоятельств. В том числе и от цены, за­ прашиваемой артистами. Дело в том, что мурманские концертные залы сли­ ш ком малы, а от количества мест зави­ сит и цена билетов. У нас цена билета обычно не выше 7 рублей. А ведь мы должны думать еще и о доходе. На­ пример, от 10 концертов «Бригады С» общий доход был 36 719 рублей, а рас­ ходы — 32 800. Самая большая статья расходоз — оплата по договору артис­ там. Теперь не то что раньше, когда гастролеры брали за концерт 25 руб­ лей. Малинин, например, берет за кон ­ церт 30 тысяч! Чтобы цены на билеты были более или менее доступные, та­ кое представление нужно устраивать на стадионе, а не в ДКиТ им. С. М. Ки ­ рова, где всего 770 мест. Группа «Ком­ бинация»: доход — 26 085, расход — 21 615 рублей, за 6 концертов. Люд ­ мила Сенчина: доход — 16 682, расход — 16 579 рублей. — Приносят ли доход видеосалоны? — Приносят, но не столь значитель­ ный. Вообще при нынешней системе налогообложения не знаю, сумеем ли мы выстоять. — А кто устанавливает репертуар фильмов! — У нас есть художественный совет, который отбирает фильмы. Непосред­ ственно за репертуар отвечают р у ко ­ водители салонов. Берем кассеты на­ прокат, крутим примерно то же, что и другие городские видеосалоны. — И чем руководствуетесь в первую очередь — коммерческими или худо ­ жественными критериями ! — Я больше коммерческий директор и должен думать о доходах. Демонст ­ рируются в основном боевики, каратэ, фантастика — то есть то, на что идет молодежная публика. Эротические фильмы стараемся обходить сторо­ ной. Но, на мой взгляд, видеосалоны не отвечают своему назначению. К осени собираемся открыть молодеж ­ ный клуб, он уже оборудуется. Там бу­ дут бильярд, компьютерные игры, ви­ деобар на 50 человек. — Кто-нибудь контролирует художе ­ ственное содержание репертуара ви­ деосалонов! — Репертуарный план утверждают городской отдел культуры, райком ком ­ сомола, райком партии. Вообще-то мне доверяют, как бывшему комсомольско­ му работнику. — Но фильмы-то показываете толь­ ко коммерческого плана: убийцы, ка ­ ратисты, вурдалаки. В свое время, еще до нынешнего потока видеопродукции, идеологи, в том числе и комсомол, гневно обличали «гнилой Запад» за обилие секса и насилия на экранах, ка к способствующие росту преступно­ сти среди молодежи. А теперь комсо ­ мольские молодежные и культурные центры сами в изобилии предлагают молодым продукцию этого сорта. Ч изменились взгляды! — Не в фильмах корень зла. Глг ная причина преступности у нас — эк номическая, на мой взгляд, в низке уровне благосостояния. Видео, возмо>. но, влияет на этот процесс, но чительно. Я рассчитываю на будущ^ видеобар молодежного клуба — та работа будет проводиться по-ином- чтобы люди могли не просто поглядет фильм, а отдохнуть разнообразно. I тогда не важно будет, какой репертуа, показывать, главное — сервис на вы соте. — Вы хотите сделать своего род клуб духовного и интеллектуального на правления! — Стоит над этим подумать. — Какие у вас лично любимы* фильмы, режиссеры, кинематографи ческие школы! — Мне нравятся фильмы с участием Брюса Ли, Шварцнеггера. — А кроме видео! Ваши пристрасти вообще в кинематографе — отечест венном, мировом ! — Но мы ведь не занимаемся демон страцией фильмов широкоэкранны» Хотя была один раз попытка, крутил фильм «Город Зеро». В общем, непло хой фильм, там задействовано мног известных актеров. Но фильм некассс вый, зрителей было мало. Нет, видес салоны должны показывать толы*£ ко/и мерческие ленты, чтобы не прогорел * * * Я побеседовал с руководителями в» деосалона Октябрьского МКЦ, Але: сандром и Вадимом. Они того ж е мн< ния. Сходил в пункт проката видеока сет, где они берут «товар». Среди б< лее чем 300 наименований встретила лишь несколько фильмов, способнь привлечь внимание не только тинэйдж* роз; «Парк Горького» (политичес^ детектиз), «Убийство Троцкого» (то ж самое, с участием Алена Делона, Бар тона), ^«Доктор Живаго» (США), «>Kej тая субмарина» («Битлз»), фильмы с учг стием таких звезд, как Дастин Xocf ман, Аль Пачино, Эдди Мёрфи, Ома Шериф, Настасья Кински, Франко Нерс Роберт де Ниро, Катрин Денёв, коь церты «Дип-Пёрпл», «ЮБ-40», фильм Сталине «Красный монарх». Знаю, чт в Мурманске немало видеокассет с зй мечательными лентами мировой клас сики кинематографа. Но в видеосалонах (а где еще?) вы и не посмотрите. Там места заняты. Де вочками з прозрачных трусиках и. Мяс никами от каратэ. Увы. «И этот горо — Вавилон», — горько иронизирует песне Гребенщиков. Город псевдокул! туры — город мертвый. Город Зер» Да, китч приносит доходы, а исти» ное искусство требует жертв, в то числе и материальных. Но есть же нас Фонд культуры! А может, и k om c j мол спохватится, что творит? Поязитс ли а городе хоть один истинно кул> турный центр? Уверен, он не будет п- стозать. С. АРХИПО НА СНИМКЕ: зал набит битком счастлив: крепкие парни из города Л7 берцы тешат душу тем, что <г мертвые косами вдоль дорог стоят, занимали алия заря». Группа <г Любэ»! Фото В. КОРЕЦКОГС 25 мая 1990 года А 8 РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz