Рыбный Мурман. 1990 г. Май.
з г са Человек — есть объект садизма и лохоти. Так говаривал классик. И имен но такое создается впечатление, когда пройдешься по улицам Мурманска. Сле ва и справа сопровождают нас ш ироко форматные и прицельно-петитные за головки: «Вой», «Час убийцы»; «Тени мертвецов», «Девочки в прозрачных трусиках», «Время костоломов», «Стер ва», «Дорогой, как хорошо ты куса ешь», «Смертельный удар», «Иди, де вочка, разденься», «Кровавые деньги», «Смертельная ярость» и прочая, про чая... На больших и малых экранах, на стенах, в витринах, на всех афишах, во всех газетах. Нормальное, человечное название фильма — большая редкость. Может быть, наш город вдоль и поперек на селен любителями посмаковать казни, изнасилования, драки и случки? А мо жет быть, низменные чувства вообще свойственны человеческому естеству? Ну а чем же еще объяснить столь бурный поток кинопродукции этого сор та, а главное — стойкий спрос на нее? Нет, не хочется так думать о венце природы. Разве что это — временная болезнь... Китчемания. Золотой телец. Напористое корыстолюбие частных дельцов от видеобизнеса еще можно как-то объяснить; все равно, чем к о р мить зрителя, лишь бы деньги, деньги шли. Но когда подобной коммерцией занимаются комсомольские и культур ные органы... Когда их махинациями с рыбешкой-печеночкой вынужден зани маться ОБХСС, как в Первомайском молодежном центре... То что уж тут кизать на кооператора-Петра. А попробуй-ка газета покритиковать комсомольцев за насаждение безв ку сицы! «После публикации статьи «Так «ню» или «нюшки»!» о № 12 газеты у нас, работников Октябрьского МКЦ, появи лось недоверие в целом к еженедель нику «Рыбный Мурман», ибо считаем, что использовать такие выражения, как «стайка манекенщиц», «девушка в раз вратных колготках», «мужик» и т. п., не присуще (Ш — А. С.) отделу ежене дельника обкома КПСС, который дол жен нести культуру в массы», — отве тил редакции на запрос директор МКЦ Ю. Сидельников. «А что касается «рубки капусты по- легкому заезжими бездарями», так это то самое определение, которое можно отнести к местной бездари, которая в погоне за дешевой популярностью пи шет статьи такого плана», — вторит на чальнику работник МКЦ Б. Ершов. Цитирую бумагу, предварительно ис- празив в ней грамматические и пункту ационные ошибки, которых на двух ли сточках набралось 12 штук. Вот вам и «несение культуры в массы», а между тем Б. Ершов по образованию учитель русского языка. Что же предлагает культурный центр молодежи, духовной жаждою томимой? Группы «Мираж», «Маленький принц», сестры Базыкины с Машей Распутиной, Игорь Саруханов и женская рок-группа «Комбинация» и так далее. Впрочем, были и блистательный концерт «Брига ды С», и Игорь Кио, и Людмила Сен- чина. Нет, я не за то, чтобы «не пущать» и «запрещать». Пусть будет все; но пусть будет выбор. Кого-то волнует со циальный пафос и глубина уровня «Лю- бэ» (зал «межсоюзки» визжал и пла кал от восторга!), кому-то по душе сла дость напевов «Миража» и сестер Ба- зыкиных, а «Маленькому принцу», на пример, в записочке черкнули крозью признание в любви. Рука не поднима ется на подобные роковые страсти. Пусть, кому охота, смотрит денно и нощно половые акты по телеку, или исключительно мордобой . Каждый ищет то, что ему ближе. И найдет! Хоть «пущай», хоть «не пущай». Но пусть и интеллектуал не чувству ет себя отверженным в родном горо де. А серьезные-то зрители как раз оказались за бортом концертной и ви део-деятельности, для них нигде и ни чего нет. Почти ничего нет. Или, м о жет, их культура — это вовсе и не культура? Или об их интересах моло дежным центрам заботиться не обяза тельно? Или не под силу? Чтобы выяснить этот вопрос, «мест ная бездарь» отправилась к светочу ду ховного просвещения масс — в Октя брьский молодежный культурный центр. Нет, без иронии, может, я и в самом деле ничего не знаю об их работе?.. Директор МКЦ Юрий Сидельникоз встретил обруганного корреспондента очень приветливо, хоть и не без трево ги в глазах. Разговор шел в мягких, по чти дружеских тонах. Он молод, закон чил высшее мореходное училище, год ходил в море, потом перешел на к о м сомольскую работу, был секретарем комитета ВЛКСМ «Севрыбхолодфлота», и вот теперь возглавляет культурный центр. — Чем занимается МКЦ, каковы его задачи! — У нас родились дза театра: на улице Радищева, под руководством Ду- боза, и театр-студия «Актер» режиссе ра Лисозской (в ДКиТ им. С. М. Киро ва). Правда, теперь оба коллектива уже самостоятельные и вышли из-под на шей опеки. Занимаемся также детской художественной самодеятельностью, двумя рок-группами. Имеем два видео салона. Плюс организация гастрольных концертов эстрадных звезд. — Какие из последних концертов вам лично понравились! — «Бригады С», Людмилы Сенчиной и, конечно, Маши Распутиной и сестер Базыкиных. — А что не понравилось! — Поведение на сцене группы «АЛа- ленький принц». Год назад созданы, а гонору, как у народных артистов. Хо тя в Москве они популярны даже боль ше, чем «Мираж». — Как вы выбираете, ко го пригла сить, на чей вкус ориентируетесь! . — Прежде всего на то, что нужно молодежи. Но и тем, кто постарше, то же предлагаем что-то — например, Сенчину. — Юрий, а Вильнюсский театр моды и стриптиза действительно пришелся вам по душе! — Ну, честно-то сказать... Нет, вооб- ще-то у них есть филармоническое удо стоверение, тут все в порядке. Но к нам они ехали после гастролей на юге и в дороге у них украли чемодан луч ших костюмов на сумму 15 тысяч руб лей. А у танцевальной пары была тем пература, грипп, и они из пяти номе- роз исполнили только три, поэтому при шлось петь певцу из московской ро к - группы. Но мне программа не понра вилась, потому что я не интересуюсь модой. — Вы можете пригласить на гастро ли любого артиста! — Нет. Это зависит от многих об стоятельств. В том числе и от цены, за прашиваемой артистами. Дело в том, что мурманские концертные залы сли ш ком малы, а от количества мест зави сит и цена билетов. У нас цена билета обычно не выше 7 рублей. А ведь мы должны думать еще и о доходе. На пример, от 10 концертов «Бригады С» общий доход был 36 719 рублей, а рас ходы — 32 800. Самая большая статья расходоз — оплата по договору артис там. Теперь не то что раньше, когда гастролеры брали за концерт 25 руб лей. Малинин, например, берет за кон церт 30 тысяч! Чтобы цены на билеты были более или менее доступные, та кое представление нужно устраивать на стадионе, а не в ДКиТ им. С. М. Ки рова, где всего 770 мест. Группа «Ком бинация»: доход — 26 085, расход — 21 615 рублей, за 6 концертов. Люд мила Сенчина: доход — 16 682, расход — 16 579 рублей. — Приносят ли доход видеосалоны? — Приносят, но не столь значитель ный. Вообще при нынешней системе налогообложения не знаю, сумеем ли мы выстоять. — А кто устанавливает репертуар фильмов! — У нас есть художественный совет, который отбирает фильмы. Непосред ственно за репертуар отвечают р у ко водители салонов. Берем кассеты на прокат, крутим примерно то же, что и другие городские видеосалоны. — И чем руководствуетесь в первую очередь — коммерческими или худо жественными критериями ! — Я больше коммерческий директор и должен думать о доходах. Демонст рируются в основном боевики, каратэ, фантастика — то есть то, на что идет молодежная публика. Эротические фильмы стараемся обходить сторо ной. Но, на мой взгляд, видеосалоны не отвечают своему назначению. К осени собираемся открыть молодеж ный клуб, он уже оборудуется. Там бу дут бильярд, компьютерные игры, ви деобар на 50 человек. — Кто-нибудь контролирует художе ственное содержание репертуара ви деосалонов! — Репертуарный план утверждают городской отдел культуры, райком ком сомола, райком партии. Вообще-то мне доверяют, как бывшему комсомольско му работнику. — Но фильмы-то показываете толь ко коммерческого плана: убийцы, ка ратисты, вурдалаки. В свое время, еще до нынешнего потока видеопродукции, идеологи, в том числе и комсомол, гневно обличали «гнилой Запад» за обилие секса и насилия на экранах, ка к способствующие росту преступно сти среди молодежи. А теперь комсо мольские молодежные и культурные центры сами в изобилии предлагают молодым продукцию этого сорта. Ч изменились взгляды! — Не в фильмах корень зла. Глг ная причина преступности у нас — эк номическая, на мой взгляд, в низке уровне благосостояния. Видео, возмо>. но, влияет на этот процесс, но чительно. Я рассчитываю на будущ^ видеобар молодежного клуба — та работа будет проводиться по-ином- чтобы люди могли не просто поглядет фильм, а отдохнуть разнообразно. I тогда не важно будет, какой репертуа, показывать, главное — сервис на вы соте. — Вы хотите сделать своего род клуб духовного и интеллектуального на правления! — Стоит над этим подумать. — Какие у вас лично любимы* фильмы, режиссеры, кинематографи ческие школы! — Мне нравятся фильмы с участием Брюса Ли, Шварцнеггера. — А кроме видео! Ваши пристрасти вообще в кинематографе — отечест венном, мировом ! — Но мы ведь не занимаемся демон страцией фильмов широкоэкранны» Хотя была один раз попытка, крутил фильм «Город Зеро». В общем, непло хой фильм, там задействовано мног известных актеров. Но фильм некассс вый, зрителей было мало. Нет, видес салоны должны показывать толы*£ ко/и мерческие ленты, чтобы не прогорел * * * Я побеседовал с руководителями в» деосалона Октябрьского МКЦ, Але: сандром и Вадимом. Они того ж е мн< ния. Сходил в пункт проката видеока сет, где они берут «товар». Среди б< лее чем 300 наименований встретила лишь несколько фильмов, способнь привлечь внимание не только тинэйдж* роз; «Парк Горького» (политичес^ детектиз), «Убийство Троцкого» (то ж самое, с участием Алена Делона, Бар тона), ^«Доктор Живаго» (США), «>Kej тая субмарина» («Битлз»), фильмы с учг стием таких звезд, как Дастин Xocf ман, Аль Пачино, Эдди Мёрфи, Ома Шериф, Настасья Кински, Франко Нерс Роберт де Ниро, Катрин Денёв, коь церты «Дип-Пёрпл», «ЮБ-40», фильм Сталине «Красный монарх». Знаю, чт в Мурманске немало видеокассет с зй мечательными лентами мировой клас сики кинематографа. Но в видеосалонах (а где еще?) вы и не посмотрите. Там места заняты. Де вочками з прозрачных трусиках и. Мяс никами от каратэ. Увы. «И этот горо — Вавилон», — горько иронизирует песне Гребенщиков. Город псевдокул! туры — город мертвый. Город Зер» Да, китч приносит доходы, а исти» ное искусство требует жертв, в то числе и материальных. Но есть же нас Фонд культуры! А может, и k om c j мол спохватится, что творит? Поязитс ли а городе хоть один истинно кул> турный центр? Уверен, он не будет п- стозать. С. АРХИПО НА СНИМКЕ: зал набит битком счастлив: крепкие парни из города Л7 берцы тешат душу тем, что <г мертвые косами вдоль дорог стоят, занимали алия заря». Группа <г Любэ»! Фото В. КОРЕЦКОГС 25 мая 1990 года А 8 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz