Рыбный Мурман. 1990 г. Май.
Инна Березюк (Наш корр.) I И M i 4 . Щ к 5'л • : Ш ^ :Ж С * Практически все для меня в этой к о мандировке было впервые; район про мысла — Центрально-Восточная Атлан тика, учебное судно, на котором шла туда, и СТМ, на котором возвращалась, штаб промрайона, где пробыла не сколько дней. Об этом районе слышала немало. Чаще говорили, что ЦВА — чуть ли не курорт для рыбаков. Еще бы, тропи ческое солнце над голубой Атлантикой, Лас-Пальмас под боком , рыба сама прыгает на палубу, стало быть, у м о ряков настроение отличное. Дай, ду маю, и я погляжу на эту благодать сво ими глазами. Может, удастся отдохнуть от редакционной суеты, опять же и тропическое солнце над голубым оке аном не помешает после полярной но чи. Наблюдения, встречи с моряками не скольких судов дали пищу для этих за меток. Встреч могло быть значительно больше, но погода на «курорте» была все время такой, что старпом УПС «Ко- миссар Полухин» Александр Констан тинович Субботин категорически за прещал мне пересадки. Иногда, прав да, выкраивались более-менее спо кой ные часы, и я, получив милостивое раз решение, бежала к корзине. Для несве дущих: ощущение от такого путешест вия — потрясающее, главное, крепко зажмурить глаза. С чего же начать свой рассказ? С то го же, наверное, с чего начинают рабо ту все приходящие на промысел суда: со штаба промрайона, который «сидит» на ППР-802 «Сказочник Андерсен». Штаб промрайона ругают. На него жалуются руководству флотов. И мне жаловались не раз, мол, что хотят, то и творят в этом штабе, простои, мол, из-за этого, лишние подходы промсу- дов на выгрузку или за снабжением, траты зремени. Штаб промрайона хвалят. Уходя до мой, рассыпаются в благодарностях и наилучших пожеланиях. И мне говори ли, что без штаба и без судна-накопи теля, где располагается штаб, было бы вообще черт-те что. Такая вот работа у Виктора Матвее вича Горохова, его зама по экономике Игоря Николаевича Малунова и помощ ника по связи Александра Ивановича Климоза. Но сначала несколько слов о «Сказоч нике Андерсене» — судне-накопителе. На промысле его зовут для краткости «Сказкой»: «Сдали на «Сказку» рыбу». Беломорская база гослова приобрела этот ППР у Мурманского тралового флота. Судно привели в божеский вид, поставили в центре северного подрайо на ЦВА, сократили до предела экипаж и теперь не нарадуются. Двадцать, а то и побольше промысловых судов, для которых в этом районе загрузиться под завязку хватает 8— 10 суток, «Сказка» — спасение от простоев. Ведь далеко не всегда транспорты приходят рит мично. И пока промысловики ждут оче редного ТР, на накопитель можно и продукцию сдать, и тару получить от него. Не менее важно и другое. Даже в тихую погоду швартовка СТМ к транс порту опасна. А если море штормит, опасность возрастает в несколько раз. Нередки случаи, когда обстановка ос ложняется тем, что у транспорта ем кость осталась лишь в носовом трюме, тут уж даже в тихую погоду шварто ваться СТМу рискованно. И в этом слу- * чае транспорт и СТМ с двух сторон встают к «Сказке». С промысловика груз идет на ППР, там перецепляют га ки на стропах и отг.разляют их в трюм транспорта. Рейс экипажа ППР «Сказочник Андер сен» — 140 суток. Основная ‘задача, чтобы у промысловых судов был мак симальный вылов при минимуме затрат. А это означает прежде всего минимум их подходов на выгрузку. Но пока комплексная обработка все му бассейну только снится, решать эту задачу с десятком неизвестных очень и очень нелегко. Пример. 25 апреля. В районе — 21 « С К А З К А » И Б Ы Л Ь промысловое судно трех флотов, два работающих транспорта плюс два тран зитных, на подходе БМРТ «Тында», на подходе иностранный транспорт, кото рому надо почти восемь тысяч тонн экспортной продукции, на подходе тан кер. Вся эта армада, естественно, нацеле на на личный успех, то есть главное — интерес собственного экипажа. Вдобавок подходит танкер «Кропот кин», который шел в АЧА без основ ных продуктов питания. Моряки надея лись закупить их в Лас-Пальмасе, а с флота пришел отказ на заход. И те перь, откликаясь на призыв Виктора Матвеевича, моряки всех судов ищут, чем они могут поделиться с бедола гой, ведь тому работать два месяца в Антарктической части Атлантики. Кроме того, часть промысловых су дов разгружаются, тем временем вот- вот заполнятся трюмы у других. Уже возникла проблема для ТР «Валентин Серов»: он принимает продукцию для нашей страны, а так получилось, что в этот день промысловики еще не гото вы идти на выгрузку. У транспорта про стой. Кроме того, на СТМ-611 поломка, м о ряки ведут ремонт. Кроме того, пришла радиограмма с «берега» о том, как заготазливать при лов, но не ясно с ценами на эту про дукцию , и вопросы задают в штаб. Кроме того, возник конфликт мест ного значения у тралфлотозского СТМ со сдачей экспортной продукции. Кроме того, к «Сказке» надо поззать два СТМа за топлизом. Кроме того, к ТР «Валентин Серов» промысловики не хотят идти, посколь ку на нем нет тары. Кроме того, для упаковки экспорт- - ной продукции нескольким судам н уж на специальная лента. Кроме того, просят рефемкость, топ ливо, тару суда «Запрыбы», «южане»... И если бы это было всё! Вот так или еще посложней приходит ся ежедневно жить штабу. А если еще и погода вмешивается — пассаты здесь постоянные — попробуй найди реше ние, удовлетворяющее всех. Я, находясь на УПС «Комиссар По лухин», слушала радиосозеты в течение двух недель по два раза в день. По том перешла на «Сказочник Андер сен», увидела все своими глазами. За это время ни разу не услышала, чтобы Виктор Матвеевич с кем-то гозорил резко, кому-то приказывал, диктовал. Рекомендации, советы — да. ...Голоса капитанов в эфире. Лаконич ный отчет о координатах судна, о ве личине подъемов между советами, ка честве уловов — это у всех. Но через несколько дней уже узнаю по с ко ро го ворке капитана «Ондозера», легкую картавинку капитана СТМ «Оша», юмо-. рок капитана БМРТ «Беломорск». «Ры ба зело ассорти», «Уха сборная» и т. д. О возникающих проблемах — тоже по- разному, у некоторых просьба помочь — ровным тоном, у других — запаль чивость, у третьих — раздражитель ность: «Я что, бензоколонка?» Виктор Матвеевич каждого капитана называет по имени-отчеству и словно не слышит ни запальчивости, ни раз дражения. Сначала, не видя, а слыша, я стара лась понять, почему Горохов порой на долго замолкает, прежде чем дать ответ. А когда увидела, как он, сжав трубку радиотелефона побелевшими пальцами напряженно вглядывается в разложенные таблицы и журналы, по няла: в течение этих секунд он прои г рывает множество вариантов решений. За решением — очень многое: и день ги для флота и экипажа, и рыба стра не и даже за рубеж, и настроение лю дей. Итак, накопитель существует для су дов Беломорской базы гослова. Был здесь еще один ППР, «Рембрандт», — ушел на ремонт. Но каждый флот держит здесь сво его флагманского капитана. Опять же беломорцам повезло: их флагманский капитан, он же капитан-директор «Сказ ки» Геннадий Иванович Черевко. Опы та ему не занимать, знали и ценили его в Мурманском траловом флоте, уважа ли в «Севгосрыбфлотинспекции», пос ле длительной загранкомандировки ра ботал Геннадий Иванович начальником промрайона в Северо-Западной Атлан тике, теперь вот здесь. И его роли не позавидуешь. Коорди нация работы отряда судов Беломор ской базы — это одно. Руководство экипажем ППР — второе. Сотрудниче ство со штабом района — третье. Все вместе и каждая из этих задач в от дельности требуют, как и у Горохова, не только опыта, но и выдержки, к о р ректности и умения находить выход да же из безнадежных ситуаций. Насколько я поняла, кроме Геннадия Ивановича, других флагманских капи танов в районе держать не стоит. Не серьезно как-то получается: что-то на до экипажу, и капитан судна вместо то го, чтобы разом решить проблему с Гороховым, обязан выйти на флагмана, тот — на Горохова и обратно по це почке. А время идет. Тем паче у на чальника промрайона информации куда больше, чем у флагманского капитана. А бывает и совсем по-детски*. «Нет, пусть сначала меня попросит» — это флагман требует. Не смешно! Кстати, о «юморе» на промысле. Ска жем , пришел иностранный транспорт. Три судна одного флота готовы к вы грузке , три — другого . Горохов пред лагает: «Такой-то и такой-то СТМ пой дут на выгрузку к «иностранцу», а та кие-то суда будут сдавать рыбу для Союза». Ладно. На этот раз сговори лись. Но приходит второй «иностра нец», Виктор Матвеевич пытается по слать к нему суда, которые в прошлый раз сдавали союзную рыбу. Ан нет, и те, что сдавали экспортную, снова хо тят сдать продукцию на «иностранец». Вплоть до того, что экипаж согласен двое суток держать судно в дрейфе, не работать, лишь бы... То, что флот не сет немалые потери, — кого это вол нует? Специально не называю здесь имен капитанов, не раз трепавших нервы и штабу, и руководству флотов из-за вы грузки «за чеки». Нет уж, тут не до юмора. А каково живется морякам «Сказки»? Несладко. Сокращенный до минимума экипаж перекидывает за рейс до 30 тысяч тонн рыбопродукции. Постоян ные швартовки, более 150 за рейс, — само собой. Накопитель — еще и «тан кер»: до 700 тонн топлива раздает с у дам. Кстати, оплаты за это «не поло жено». Первого помощника капитана Николая Алексеевича Пазазина часто видела в роли лебедчика. А когда, как рассказали мне морян надо 'было в конце рейса (прашлог Идти на отдь!х, увы, ничего не вышЛ 1 район не бросишь, «Сказка» осталас на промысле. Бывает, что капитаны транспорт** пониманием относятся к общим проб лемам. Так было на УПС «KoMnccaf Полухин», когда команда перетаскал, тару из трюма, разложив ее по судну где только можно. И появилась воз можность быстро загрузить в трюм ры бу, в твиндек рыбмуку, а уж потом е освободившиеся трюмы промыслозого судна отгрузить тару. Я уже говорила о том, как важна ритмичность подхода транспортов. Ведь получается; пока первые в цепочке СТМ выгружаются на ТР, последние за канчивают забивку трюмов. Максималь ный промежуток в подходе транспор тов не должен превышать десяти дней. И через каждые 25—30 суток требует ся танкер. Будь такое — район работал бы без проблем. Хотя есть другой ва риант: иметь на промысле еще 2—3 накопителя. Впрочем, у штаба, в частности, и у района, вообще есть и другие пробле мы. Например, такая. В районе в о с новном работают СТМы. Медицинско го работника на них не положено иметь. Интересно, конечно, кто тот «умница», который определил это? Не считаа^про- студ, легких порезов, ушибов, сколько всего случается за долгие месяцы про мысла! У третьего штурмана СТМ ап течка, к ней приложена бумажка : «что от чего пить». Вот и пьют всё от всего» А потом бросают работу и мчатся за десятки, а то и сотни миль к судну, где есть врач. Примчались, а там стомато лог, а нужен хирург, или наоборот. Да и в лучшем случае из-за 15 минут лечения — сутки туда, сутки обратно... На «Сказочнике Андерсене» хорошее помещение медблока. Но лекарств практически нет, физиоаппаратуры нет, а вместо мощного отряда врачей (з районе-то работают около 1,5— 2 тысяч человек!) одна-одинешенька очарова тельная фельдшер Наташа. Ну почему у нас, как только дело доходит до человека и его забот, так сразу: нет средств? А как план — лю бой ценой? В основном ценой зд о ровья моряков. «Человеческий фактор», «лицом к человеку» — чьим лицом и к какому именно человеку?! Виктор Матвеевич гозорил мне, что обращался по этому поводу во все ин станции. Пришел ответ из медсанчасти, что, мол, оборудования, в частности, зубозрачебного, нет, валюты для его закупки нет, флоты денег не дают. Но обещали помощь. Давно обещают. Не один год. А в районе не-об-хо-ди-мы! стоматолог и хирург вместе с медика ментами и оборудованием. Моряки на СТМ по этому поводу сказали так: «На заграничные прогулки чиновников валюта всегда почему-то находится». Не берусь комментировать это мнение. I * Раньше штабы принадлежали «Сез- рыбпромразведке», теперь «Севрыбхо- лодфлоту». В общем-то правильно, по скольку все флоты тянут одеяло в раз ные (в сзои) стороны, а «Севрыбхолод- флот» вроде общего знаменателя. И, надо отдать должное: экипажи его де лают много того, чего вовсе не обязаны делать и за что им не платят. Даже сэкономленный промысловому судну час — это в среднем 10 тонн вылов ленной рыбы. А сколько перевозят снабжения, пассажиров на промысел и обратно! Задаром. Я уж не касаюсь здесь прим ер зл не стыковок между флотами и «Севрыб- холодфлотом» по договорам. Заявляют одно количество промысловых судов, посылают другое, дают заявки на топ-, ливо в таком-то количестве, оказывает ся, нужно не столько. А это осложня ет жизнь всему району. И в первую очередь его штабу, у которого и без того проблем хоть отбавляй. ...Каждое утро в 10.15 по местному времени в радиорубках всех без ис ключения судов ЦВА раздается: — 802-й говорит. Доброе утро, това рищи капитаны! Начинается утренний совет. А вече ром снова невидимая ниточка связыва ет десятки людей воедино. Тревога и радость, раздражение и надежда, зоз о помощи и сама помощь — все з ней, в этой ниточке. И сколько надо им, тем, кто в шта бе, опыта, терпения, душевных сил, умения услышать в короткой информа ции человеческую усталость, а то и апатию, поддержать каждого... — Совет окончен. Всем всего д о б ро го, погоды, рыбалки. Д о завтра. 25 мая 1990 года * рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz