Рыбный Мурман. 1990 г. Май.

Инна Березюк (Наш корр.) I И M i 4 . Щ к 5'л • : Ш ^ :Ж С * Практически все для меня в этой к о ­ мандировке было впервые; район про ­ мысла — Центрально-Восточная Атлан­ тика, учебное судно, на котором шла туда, и СТМ, на котором возвращалась, штаб промрайона, где пробыла не­ сколько дней. Об этом районе слышала немало. Чаще говорили, что ЦВА — чуть ли не курорт для рыбаков. Еще бы, тропи­ ческое солнце над голубой Атлантикой, Лас-Пальмас под боком , рыба сама прыгает на палубу, стало быть, у м о ­ ряков настроение отличное. Дай, ду ­ маю, и я погляжу на эту благодать сво­ ими глазами. Может, удастся отдохнуть от редакционной суеты, опять же и тропическое солнце над голубым оке ­ аном не помешает после полярной но ­ чи. Наблюдения, встречи с моряками не­ скольких судов дали пищу для этих за­ меток. Встреч могло быть значительно больше, но погода на «курорте» была все время такой, что старпом УПС «Ко- миссар Полухин» Александр Констан­ тинович Субботин категорически за­ прещал мне пересадки. Иногда, прав­ да, выкраивались более-менее спо кой ­ ные часы, и я, получив милостивое раз­ решение, бежала к корзине. Для несве­ дущих: ощущение от такого путешест­ вия — потрясающее, главное, крепко зажмурить глаза. С чего же начать свой рассказ? С то ­ го же, наверное, с чего начинают рабо­ ту все приходящие на промысел суда: со штаба промрайона, который «сидит» на ППР-802 «Сказочник Андерсен». Штаб промрайона ругают. На него жалуются руководству флотов. И мне жаловались не раз, мол, что хотят, то и творят в этом штабе, простои, мол, из-за этого, лишние подходы промсу- дов на выгрузку или за снабжением, траты зремени. Штаб промрайона хвалят. Уходя до ­ мой, рассыпаются в благодарностях и наилучших пожеланиях. И мне говори ­ ли, что без штаба и без судна-накопи­ теля, где располагается штаб, было бы вообще черт-те что. Такая вот работа у Виктора Матвее­ вича Горохова, его зама по экономике Игоря Николаевича Малунова и помощ ­ ника по связи Александра Ивановича Климоза. Но сначала несколько слов о «Сказоч­ нике Андерсене» — судне-накопителе. На промысле его зовут для краткости «Сказкой»: «Сдали на «Сказку» рыбу». Беломорская база гослова приобрела этот ППР у Мурманского тралового флота. Судно привели в божеский вид, поставили в центре северного подрайо­ на ЦВА, сократили до предела экипаж и теперь не нарадуются. Двадцать, а то и побольше промысловых судов, для которых в этом районе загрузиться под завязку хватает 8— 10 суток, «Сказка» — спасение от простоев. Ведь далеко не всегда транспорты приходят рит­ мично. И пока промысловики ждут оче ­ редного ТР, на накопитель можно и продукцию сдать, и тару получить от него. Не менее важно и другое. Даже в тихую погоду швартовка СТМ к транс­ порту опасна. А если море штормит, опасность возрастает в несколько раз. Нередки случаи, когда обстановка ос­ ложняется тем, что у транспорта ем ­ кость осталась лишь в носовом трюме, тут уж даже в тихую погоду шварто­ ваться СТМу рискованно. И в этом слу- * чае транспорт и СТМ с двух сторон встают к «Сказке». С промысловика груз идет на ППР, там перецепляют га­ ки на стропах и отг.разляют их в трюм транспорта. Рейс экипажа ППР «Сказочник Андер ­ сен» — 140 суток. Основная ‘задача, чтобы у промысловых судов был мак­ симальный вылов при минимуме затрат. А это означает прежде всего минимум их подходов на выгрузку. Но пока комплексная обработка все­ му бассейну только снится, решать эту задачу с десятком неизвестных очень и очень нелегко. Пример. 25 апреля. В районе — 21 « С К А З К А » И Б Ы Л Ь промысловое судно трех флотов, два работающих транспорта плюс два тран­ зитных, на подходе БМРТ «Тында», на подходе иностранный транспорт, кото ­ рому надо почти восемь тысяч тонн экспортной продукции, на подходе тан­ кер. Вся эта армада, естественно, нацеле­ на на личный успех, то есть главное — интерес собственного экипажа. Вдобавок подходит танкер «Кропот­ кин», который шел в АЧА без основ­ ных продуктов питания. Моряки надея­ лись закупить их в Лас-Пальмасе, а с флота пришел отказ на заход. И те­ перь, откликаясь на призыв Виктора Матвеевича, моряки всех судов ищут, чем они могут поделиться с бедола­ гой, ведь тому работать два месяца в Антарктической части Атлантики. Кроме того, часть промысловых су­ дов разгружаются, тем временем вот- вот заполнятся трюмы у других. Уже возникла проблема для ТР «Валентин Серов»: он принимает продукцию для нашей страны, а так получилось, что в этот день промысловики еще не гото ­ вы идти на выгрузку. У транспорта про ­ стой. Кроме того, на СТМ-611 поломка, м о ­ ряки ведут ремонт. Кроме того, пришла радиограмма с «берега» о том, как заготазливать при­ лов, но не ясно с ценами на эту про ­ дукцию , и вопросы задают в штаб. Кроме того, возник конфликт мест­ ного значения у тралфлотозского СТМ со сдачей экспортной продукции. Кроме того, к «Сказке» надо поззать два СТМа за топлизом. Кроме того, к ТР «Валентин Серов» промысловики не хотят идти, посколь­ ку на нем нет тары. Кроме того, для упаковки экспорт- - ной продукции нескольким судам н уж ­ на специальная лента. Кроме того, просят рефемкость, топ­ ливо, тару суда «Запрыбы», «южане»... И если бы это было всё! Вот так или еще посложней приходит­ ся ежедневно жить штабу. А если еще и погода вмешивается — пассаты здесь постоянные — попробуй найди реше­ ние, удовлетворяющее всех. Я, находясь на УПС «Комиссар По­ лухин», слушала радиосозеты в течение двух недель по два раза в день. По­ том перешла на «Сказочник Андер ­ сен», увидела все своими глазами. За это время ни разу не услышала, чтобы Виктор Матвеевич с кем-то гозорил резко, кому-то приказывал, диктовал. Рекомендации, советы — да. ...Голоса капитанов в эфире. Лаконич­ ный отчет о координатах судна, о ве­ личине подъемов между советами, ка ­ честве уловов — это у всех. Но через несколько дней уже узнаю по с ко ро го ­ ворке капитана «Ондозера», легкую картавинку капитана СТМ «Оша», юмо-. рок капитана БМРТ «Беломорск». «Ры­ ба зело ассорти», «Уха сборная» и т. д. О возникающих проблемах — тоже по- разному, у некоторых просьба помочь — ровным тоном, у других — запаль­ чивость, у третьих — раздражитель­ ность: «Я что, бензоколонка?» Виктор Матвеевич каждого капитана называет по имени-отчеству и словно не слышит ни запальчивости, ни раз ­ дражения. Сначала, не видя, а слыша, я стара­ лась понять, почему Горохов порой на­ долго замолкает, прежде чем дать ответ. А когда увидела, как он, сжав трубку радиотелефона побелевшими пальцами напряженно вглядывается в разложенные таблицы и журналы, по ­ няла: в течение этих секунд он прои г­ рывает множество вариантов решений. За решением — очень многое: и день­ ги для флота и экипажа, и рыба стра­ не и даже за рубеж, и настроение лю ­ дей. Итак, накопитель существует для су­ дов Беломорской базы гослова. Был здесь еще один ППР, «Рембрандт», — ушел на ремонт. Но каждый флот держит здесь сво­ его флагманского капитана. Опять же беломорцам повезло: их флагманский капитан, он же капитан-директор «Сказ­ ки» Геннадий Иванович Черевко. Опы­ та ему не занимать, знали и ценили его в Мурманском траловом флоте, уважа­ ли в «Севгосрыбфлотинспекции», пос­ ле длительной загранкомандировки ра ­ ботал Геннадий Иванович начальником промрайона в Северо-Западной Атлан­ тике, теперь вот здесь. И его роли не позавидуешь. Коорди ­ нация работы отряда судов Беломор­ ской базы — это одно. Руководство экипажем ППР — второе. Сотрудниче­ ство со штабом района — третье. Все вместе и каждая из этих задач в от­ дельности требуют, как и у Горохова, не только опыта, но и выдержки, к о р ­ ректности и умения находить выход да­ же из безнадежных ситуаций. Насколько я поняла, кроме Геннадия Ивановича, других флагманских капи ­ танов в районе держать не стоит. Не­ серьезно как-то получается: что-то на­ до экипажу, и капитан судна вместо то ­ го, чтобы разом решить проблему с Гороховым, обязан выйти на флагмана, тот — на Горохова и обратно по це ­ почке. А время идет. Тем паче у на­ чальника промрайона информации куда больше, чем у флагманского капитана. А бывает и совсем по-детски*. «Нет, пусть сначала меня попросит» — это флагман требует. Не смешно! Кстати, о «юморе» на промысле. Ска­ жем , пришел иностранный транспорт. Три судна одного флота готовы к вы­ грузке , три — другого . Горохов пред­ лагает: «Такой-то и такой-то СТМ пой­ дут на выгрузку к «иностранцу», а та­ кие-то суда будут сдавать рыбу для Союза». Ладно. На этот раз сговори­ лись. Но приходит второй «иностра­ нец», Виктор Матвеевич пытается по­ слать к нему суда, которые в прошлый раз сдавали союзную рыбу. Ан нет, и те, что сдавали экспортную, снова хо­ тят сдать продукцию на «иностранец». Вплоть до того, что экипаж согласен двое суток держать судно в дрейфе, не работать, лишь бы... То, что флот не­ сет немалые потери, — кого это вол­ нует? Специально не называю здесь имен капитанов, не раз трепавших нервы и штабу, и руководству флотов из-за вы­ грузки «за чеки». Нет уж, тут не до юмора. А каково живется морякам «Сказки»? Несладко. Сокращенный до минимума экипаж перекидывает за рейс до 30 тысяч тонн рыбопродукции. Постоян­ ные швартовки, более 150 за рейс, — само собой. Накопитель — еще и «тан­ кер»: до 700 тонн топлива раздает с у ­ дам. Кстати, оплаты за это «не поло­ жено». Первого помощника капитана Николая Алексеевича Пазазина часто видела в роли лебедчика. А когда, как рассказали мне морян надо 'было в конце рейса (прашлог Идти на отдь!х, увы, ничего не вышЛ 1 район не бросишь, «Сказка» осталас на промысле. Бывает, что капитаны транспорт** пониманием относятся к общим проб лемам. Так было на УПС «KoMnccaf Полухин», когда команда перетаскал, тару из трюма, разложив ее по судну где только можно. И появилась воз можность быстро загрузить в трюм ры ­ бу, в твиндек рыбмуку, а уж потом е освободившиеся трюмы промыслозого судна отгрузить тару. Я уже говорила о том, как важна ритмичность подхода транспортов. Ведь получается; пока первые в цепочке СТМ выгружаются на ТР, последние за ­ канчивают забивку трюмов. Максималь­ ный промежуток в подходе транспор­ тов не должен превышать десяти дней. И через каждые 25—30 суток требует­ ся танкер. Будь такое — район работал бы без проблем. Хотя есть другой ва­ риант: иметь на промысле еще 2—3 накопителя. Впрочем, у штаба, в частности, и у района, вообще есть и другие пробле­ мы. Например, такая. В районе в о с ­ новном работают СТМы. Медицинско­ го работника на них не положено иметь. Интересно, конечно, кто тот «умница», который определил это? Не считаа^про- студ, легких порезов, ушибов, сколько всего случается за долгие месяцы про ­ мысла! У третьего штурмана СТМ ап­ течка, к ней приложена бумажка : «что от чего пить». Вот и пьют всё от всего» А потом бросают работу и мчатся за десятки, а то и сотни миль к судну, где есть врач. Примчались, а там стомато­ лог, а нужен хирург, или наоборот. Да и в лучшем случае из-за 15 минут лечения — сутки туда, сутки обратно... На «Сказочнике Андерсене» хорошее помещение медблока. Но лекарств практически нет, физиоаппаратуры нет, а вместо мощного отряда врачей (з районе-то работают около 1,5— 2 тысяч человек!) одна-одинешенька очарова­ тельная фельдшер Наташа. Ну почему у нас, как только дело доходит до человека и его забот, так сразу: нет средств? А как план — лю ­ бой ценой? В основном ценой зд о ­ ровья моряков. «Человеческий фактор», «лицом к человеку» — чьим лицом и к какому именно человеку?! Виктор Матвеевич гозорил мне, что обращался по этому поводу во все ин­ станции. Пришел ответ из медсанчасти, что, мол, оборудования, в частности, зубозрачебного, нет, валюты для его закупки нет, флоты денег не дают. Но обещали помощь. Давно обещают. Не один год. А в районе не-об-хо-ди-мы! стоматолог и хирург вместе с медика­ ментами и оборудованием. Моряки на СТМ по этому поводу сказали так: «На заграничные прогулки чиновников валюта всегда почему-то находится». Не берусь комментировать это мнение. I * Раньше штабы принадлежали «Сез- рыбпромразведке», теперь «Севрыбхо- лодфлоту». В общем-то правильно, по ­ скольку все флоты тянут одеяло в раз ­ ные (в сзои) стороны, а «Севрыбхолод- флот» вроде общего знаменателя. И, надо отдать должное: экипажи его де ­ лают много того, чего вовсе не обязаны делать и за что им не платят. Даже сэкономленный промысловому судну час — это в среднем 10 тонн вылов­ ленной рыбы. А сколько перевозят снабжения, пассажиров на промысел и обратно! Задаром. Я уж не касаюсь здесь прим ер зл не­ стыковок между флотами и «Севрыб- холодфлотом» по договорам. Заявляют одно количество промысловых судов, посылают другое, дают заявки на топ-, ливо в таком-то количестве, оказывает­ ся, нужно не столько. А это осложня ­ ет жизнь всему району. И в первую очередь его штабу, у которого и без того проблем хоть отбавляй. ...Каждое утро в 10.15 по местному времени в радиорубках всех без ис­ ключения судов ЦВА раздается: — 802-й говорит. Доброе утро, това­ рищи капитаны! Начинается утренний совет. А вече­ ром снова невидимая ниточка связыва­ ет десятки людей воедино. Тревога и радость, раздражение и надежда, зоз о помощи и сама помощь — все з ней, в этой ниточке. И сколько надо им, тем, кто в шта­ бе, опыта, терпения, душевных сил, умения услышать в короткой информа­ ции человеческую усталость, а то и апатию, поддержать каждого... — Совет окончен. Всем всего д о б ро ­ го, погоды, рыбалки. Д о завтра. 25 мая 1990 года * рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz