Рыбный Мурман. 1990 г. Май.
К 45-летию Великой Победы п ОГОВОРКА ЕСТЬ ТА КАЯ : «Где родился, там и пригодился!» Она вер па для многих мурманчан, правда, с небольшой по правкой для людей старше го возраста. Ведь известно, что до строительства нашего города-порта здесь цари ло безлюдье. Но Мурман ску, как говорится, на роду было написано стать «ок ном», пет — не в Европу, в мир. Первая мировая война захлопнула петровское «ок но» на Балтике, Черное мо ре тоже оказалось не у дел. Взгляды государственных мужей обратились на Се вер... Новостройка собирала людей со всей России. Но главными строителями, а потом и жителями нового города, стали северяне — выходцы из Архангельской, Вологодской и других обла стей. Они же явились костя ком флотов, коллективов бе реговой базы. Так что судь ба человека, о котором я хо чу рассказать, типична — в Мурманске он «пригодил ся». Родился Василий Титович по соседству — в деревне Мат- веевсной Плесецко го района А р ха н гел ь с ко й области . В семье, где было 12 д уш . Сре ди детей он — самый млад ш и й . Судьбу строил по п р им е р у с та рш и х род с тве нни ков : о т у ч и вш и с ь ш есть зим в сель с кой ш коле , м ахн ул в М ур м ан ск, где у ж е обосновался брат Петр. Это было в го р я ч ую по р у для наш е го нрая — в 1935 году по всему пол у о строву росли по сел ки , горо да, пр ед прия тия , эл е к тр о с та н ции ... Т а к Василий оказался на Торос-острове , стал уч е н и ком слесаря в с уд орем он тны х м а с те р с ки х . У чил ся стара тель но, упо р н о — хо телось п о с к о рее овладеть мастерством ра бочего человека . Через пол го да присвоили ему первы й раз ряд — судьба сельс ко го маль ч иш к и определилась . А было ем у то гда всего 15 лет. В судоремонте, как изве стно, видное место всегда занимало «лечение» сердца корабля, будь то паровая машина или дизель. А фа милия молодого слесаря как- то сама собой «вписывалась» в машинную терминологию — Сыропоршнев. А уж сколько поршней и других деталей прошло через ” его руки — не счесть! Время показало: к делу рабочий прикипел всерьез. В 1937 году Торосоостровские мастерские перебазирова лись на Абраммыс. Через пару лет Василий уже имел 4-й разряд, еще через год был назначен бригадиром. А это уже признание не толь ко высокого уровня знаний и навыков (без которых не мыслима любая профессия), но и- авторитета, умения ор ганизовать труд коллектива. Были сомнения: «Не рано ли в девятиадцать-то год ков?» Совсем скоро все уви дели — в самую пору: моло дой бригадир дело повел умело. Но, к а к в народе говорят, человек предпола гает, а с уд ь ба распола гает. О казалось , что и армии н у ж н ы умелые рабочие . И вот Василий Ти то вич в Полярном . Здесь воен ком объявляет о спецсборе в Р К К А . Было это в том ж е сороковом году... В ОЙНА Василия Тито- вича застала в Бело руссии, где служил бывший судоремонтник. И здесь ему в 8-й воздушно-десантной бригаде пригодилась рабо- десаиты тяжелые . машины «ТБ-4», тихоходные, слабо вооруженные и без сопро вождения, становились лег кой добычей «мессеров». Помните кадры из «Живых и мертвых», где горят такие «ТБ»? Война внесла свои коррективы — десантники стали «бескрылыми» . пехо тинцами. Конечно, эпизоди ческие выброски были, по стоянно существовал «воз душный мост», связывав ший партизан, разведчиков с Большой землей. Но лета ли на «У-2» (позже их на зывали «ПО-2» — по фами лии конструктора Поликар пова). Фашисты эту машину окрестили по-своему — «русс-фанер»... Но пренебре жение их вскоре сменилось изумлением, потом «У-2» враги «зауважали»; тихо ходный биплан, казалось, был неуязвим. Низко над землей он маневрировал ЗАКАЛКА-НА ВСЮ ЖИЗНЬ чая закалка: в любых усло виях техника должна быть боеспособной. А какие на войне «условия»? Ведь не в заводском цехе стоят изра ненные самолеты, а под от крытым небом. Да и погоду не выберешь — посуше да потеплее. Особенно «техна рям» доставалось в стужу и слякоть. Приказ, конечно, приказом, но больше в ходу было слово «надо». Ведь и командир понимал, что та кое — предел человеческих возможностей, когда видел, как механики, оружейники буквально валились с ног от усталости... Т у т надо сделать небольшое о тс тупление — для молодых. Сегодня в и х по ним а нии авиа д е са н тн и к — воин , особо обу ченны й и в о о р уж е нны й , до ставленны й к месту выполне ния боевой задачи современ ным специ ал ьным самолетом или вертолетом . А то гда , в соро ковы е годы? ВДВ в соста ве Красной А рм и и то л ь ко что формировались , но специ ал ь ной т е х н и к и для н и х не было. Кое -кто видел, наверное , кад ры к и н о х р о н и к и : бомбарди р о вщ и к несет на себе истре бители сопровож дения или у него под «брюхом» у крепл ена т а н к е т к а . Т а к, думалось , вое вать будем. А на деле что получи лось? Приспособленные под «как хотел», а скоростные «мессеры» и «фоккеры» впустую тратили боеприпа сы". Но «фанер» еще и огры зался! Да так порой удач но, что вгонял в землю стер вятников с крестами. И тут наши летчики были увере ны: мотор не захлебнется на крутых виражах, пулемет не откажет — на земле техни ку готовили к полету вер ные друзья. Среди них — и мурманчанин Василий Сы ропоршнев. ...Война покатилась па Запад. Сколько она принес ла горя, смертей, разруше ний. Но радость Победы на какое-то время затмила все! Весну сорок пятого Василий Титович и сегодня помнит во всех подробностях. Их 4-й воздушно-десантный корпус салютовал Победе под Пра гой. ...Радостные лица боевых друзей , чехов и слова ков , к о торые были безмерно рады : Советская А рм ия вовремя п р и шла на помощ ь , не позволила гитлеровцам р а зр уш и т ь и х кр а са в и ц у столиц у . 45 лет прош ло , а пом ни тся т а к , слов но все было вчера. И тр е в ож а т ветерана мы сли : «Куда идет сегодня Чехия и Словакия? Не за тм ят ли памя ть о б ра тс кой друж бе , о совместно проли той кр ови сию м и н у тны е заботы ...» Д ЕМОБИЛИЗОВАЛ С Я Василий Титович толь ко через год: пришлось по мочь полякам в освоении техники, а потом еще послу жить во Львове. А как ду ша рвалась: «Домой, до мой!» И вот он дома, на Абрам- мысе. Замечает следы вой ны в поселке, а напротив, за заливом, — сожженный, разрушенный авиацией вра га Мурманск. Недавно отме чена первая годовщина По беды. Такой малый срок, а как заметно различие меж ду днем сегодняшним и во енным временем. Главное — настроение людей: работа ют, не считаясь со време нем, с бытовой неустроен ностью. Изголодались руки по мирному труду! А если дело привы чное , не забытое — радость вдвойне. Ведь было немало ребят, вер н у вш и х с я с войны , ко торы е из «ин с трум ен та» знали ... то л ь ко о р уж и е . Ничего уд иви тельно го : лопали в учи л ищ а , а то и сра з у в о к о пы со ш ко л ь н ой с кам ь н . У Василия Титовича — иная судьба : к довоенной трудовой з а к а л к е добавилась еще и ф ронтовая . И что нема ловаж но — целенаправленной стала тя га к зн а ни ям : на вой не у чи л и сь по с тоянной н а у ке побеждать . Порой и на го р ь ком опы те , стоивш ем крови ... А т у т — иное дело: все з а в ц о село о т тебя. ^ И вот слесарь становится мастером ОТК. Назначение закономерное: мастерство Василия Титовича, его зна ние до тонкостей судовой техники, которая проходила в цехах мастерских ремонт, были железной гарантией — брак не «проскочит»! И хоть говаривали в ту пору о том, что лучший контро лер — совесть, случалась и халтура. Не по злому умыслу, а из-за неопытно сти, в спешке, какой и се годня еще заводчане грешат, когда их сроки «подталки вают». Новая ступенька — долж ность ннженера-технолога. Но чувствовал Василий Ти тович — багаж знаний тре бует пополнения. Тут как раз главный инженер ма стерских С. И. Чиркни «под бивал» многих пойти на кур сы при мореходном учили ще. Конечно, годы далек% не студенческие, но три де сятка судоремонтников сно ва принялись «грызть гра нит науки». Тут уж при шлось проявить волю и вы держку. «По зубам» пол ный курс оказался только половине «абитуриентов». В их числе и В. Т. Сыропорш нев. Все окончившие уче бу были назначены на инже нерные должности. Свои за кал е нны е кадры пред прия тие ценило , берегло. Василию Т и то в и ч у довелось порабо тать и . на чал ьни ком прои звод ственно го отдела за вода — по ст тож е довольно о т ве тственны й . В ЕТЕРАН уже немало лет на пенсии. Но свя зи с родным предприятием не порывает. Мало того, ве дет кропотливую работу по сбору материалов о заводе. Читатели еженедельника уже знакомы с историей То росоостровских — A6patf> мысских судоремонтных ма стерских. Автор очерков — Василий Титович. Ветеран труда и войны. Закаленный ветеран. П. БЫСТРОУМОВ. НА СНИМКЕ: В. Т. Сыро поршнев. Фото В. КОРЕЦКОГО. ПОЕННАЯ СУДЬБА * * сводила меня с разными людьми. Особое место в па мяти о них занимает коман дир тральщика «ТАМ -122» капитан-лейтенант Кисля- ков. Мой командир. Новые тральщики «ТАМ- 121» и «ТАМ -122» прибыли в главную базу флота 20 декабря 1943 года в одном из союзных конвоев. Мы их приняли, освоили и вскоре стали нести дозор, произво- водить контрольные трале ния фарватеров, выполнять другие задания командова ния. Э к и п а ж с уваж ением о тно сился к ком а нд и р у . И было за что . Федор И ванович — из семьи сорм о в с ко го рабочего. Отец его, Иван Н и колаевич , дол го работал то карем на за воде «Красное Сормово». В 17 лет и сы н пошел по стопам о т ца. Затем о ко н ч ил два к у р с а м аш ино с трои тельно го т е х н и к у ма (до з а к р ы т и я его). В 1932 год у Федор вернулся на завод, стал те хни ком -ди зели с том . И вд р у г комсомол вр учае т ему п у т е в к у в Военно -морское у ч и лище им . М. В. Ф р ун зе . Через пя ть лет из стен училищ а вы- шел лейтенант К и сл я ко в . Его направили в А м у р с к ую флоти лию . Он стал пом ощ ни ком но- мандира тр а л ьщ и ка «Сталин град» . Еще через 2 года Федор Иванович учи т с я на Вы сш и х спе ци ал ьны х к у р с а х ком со с та ва (на маш инно -торпедном фа- нультете ). В 1940 году его п р и няли в па р тию . Старш ий лейте н а н т К и сл я ко в уж е считал се бя «вечным дальневосточни ком» , ногда началась война. Рвался на фронт, а способно го офицера в декабре 1941 года 4 мая 1990 года Мой командир направили ... на учебу. В Воен но -м ор с кую а кадем ию им. К. Е. Ворошилова . И снова — по изб ра нном у делу. Т а к что к нам приш ел в ы с о к и й проф есси онал. И д уш е в ны й человек, что для ком анд ира не менее важно . Э АПОМНИЛСЯ «ледо- ^ вый поход» в Арктику, начавшийся в июне 1944 года. Караванам, следовав шим в западном секторе Се верного морского пути, угро жали не только подводные лодки врага, но и мины. В том числе — наши минные поля, которые никак не бы ли обозначены, а нанесены лишь па секретных морских картах. Наша задача: прове сти без потерь суда в таких районах. Казалось , ком а нд и р без сна и о тды ха несет свою добро вольн ую б е ссм енн ую боевую в а х т у на м ости ке . Н уж н о бы ть человеком больш ой вы д е р ж ки , чтобы вы д ерж ива ть подобную н а гр у з к у . Причем молча, не по ка зы ва я э к и п а ж у ус тало сти . А она, ко неч но , была . И нема лая — это мы видели по о су нувш ем уся л и ц у ком анд ира . Помню первое боевое тра ление фарватера пролива Югорский Шар в конце ию ня. Работа усложнялась из- за дрейфующих льдов. Не буду подробно описывать эти «ледовые мили». Случалось, видели фашистские субмари ны в надводном положении, но за... ледовыми полями. Нашим оружием (20-мм «эр- ликонами» и 12,7-мм пуле метами) мы не могли им при чинить вреда. А они имели возможность выставить ми ны при входе в проливы. Приходилось нам бороться с минной опасностью и ох ранять транспорты: немецкие подлодки проникли в Карс кое море. Они появились в районе Диксона. 11 августа эсминец «Урицкий» забро сал глубинными бомбами од ну из них. Были потери и в конвоях: потоплены транс порт «Марина Раскова», два тральщика — «АМ-118» и «АМ-114». Участвовал в бомбеж ке под водны х пи р а тов и наш «ТАМ- 122». У ф аш и с т с ки х подводни ко в появилось новое гр о з ное о р уж и е — самонаводящ ие - ся а к у с т и ч е с к и е торпеды . «Увернуться» о т н и х было не во зможно . и А Ш Е Г О КОМАНДИРА ■* уважали и капитаны транспортов. Они верили, что Ф. И. Кисляков проведет их суда любым фарватером, да же вблизи минных полей. И Федор Иванович, сознавая ответственность, ни разу не ю подвел их. Перед самым ледоставом, в конце октября, мы покину ли Диксон — закончилась наша боевая ледовая вахта. Но и переход до Кольского залива был нелегким. Мы конвоировали ТЩ -64 (РТ-81 «Коломна»), в Баренцевом море перенесли обледенение (от этого погиб «ТАМ- 109»), отгоняли от конвоев фашистские подводные лод ки. Экипаж «ТАМ-122» вы держал экзамен не только на зрелость, но и на проч ность. Большая заслуга в этом нашего командира. В заключение хочется ска зать вот что. Федор Ивано вич Кисляков постоянно по казывал пример трудолюбия, был корректен, уважителен. В матросской среде он чув ствовал себя, как в родной ^тнхии. А подчиненные гор дились тем, что у них такой командир — образованный, выдержанный, рассудитель ный, выносливый... Качества, которые составляли автори тет Ф, И. Кислякова, мож но перечислять и дальше. И ^еня он научил военно-мор скому делу. Привил любовь к морю, что пригодилось по том при работе в Мурман ском траловом флоте. £ С л уж б у «ТАМ-122» зим ой 1944- 1945 г г ., весной победного го да нес в тр а л ь ны х о перациях , в к о н в о я х на трассе К о л ь с ки и залив — Л ина хам ари . И в это время наш ком анд ир не знал о тды ха . Расстался я с ним й ко н ц е ию ня 1945 года — меня н а пра вили на д р у го й корабль . Ф. И. Кисляков участво вал в войне с Японией, потом служил на Балтике и снова на Дальнем Востоке, в мае 1955 года ушел по болезни в отставку. Жил он в Ленинграде. Я встречался с ним несколь ко раз. В ноябре 1988 года моего командира не стало. Но он в памяти всех, кто знал его. В. ДОРИЧЕВ, бы вш и й р у л е в о й нТАМ-122», ве теран в ойны и тр уд а . НА СНИМКЕ: Ф . И. Кисля- ко в . Ф ото из личного архива автора. РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz