Рыбный Мурман. 1990 г. Март.
Постановление VI пленума Мурманского горкома, Ленинского, Октябрьского и Первомайского райкомов КПСС от 15 марта с. г. 1. Провести отчеты и выборы в городской пар тийной организации после 2SXVIII съезда КПСС с сентября по ноябрь с. г. Городскую и районные отчетно-выборные партий ные конференции прове сти в ноябре 1990 года. Предоставить право первичным партийным о р ганизациям в случае не обходимости проводить отчетно-выборные собра ния и конференции по своему усмотрению до но ября с. г. 2. Поддержать решение пленума обкома КПСС о проведении выборов деле гатов на X X V I I I съезд КПСС и областную пар тийную конференцию по партийным округам, обра зуемым по предложениям пленумов райкомов КПСС в районах и первичных организациях. 3. В связи с внесением в ^ о в е ст к у городской от четно-выборной конферен ции вопроса о структуре выборных органов считать целесообразным прове дение вначале городской, а затем районных кон ференций. Делегатов на город скую партийную конфе ренцию избрать в соответ ствии с нормой предста вительства от каждой первичной партийной о р ганизации, предоставив им одновременно и права делегатов районных кон ференций. 4. Формирование ново го состава горкома, рай комов КПСС проводить на основе накопленного опыта по предложениям первичных партийных ор ганизаций с непосредст венным избранием на кон ференциях. Выборы первых секре тарей провести на конфе ренциях прямым тайным голосованием на альтер нативной основе. 5. На городской и рай онных отчетно-выборных конференциях рассмот реть вопросы о функци ях, бюджете, структуре партийного аппарата с учетом мнения первичных партийных организаций. 6. Пленум высказыва ется за незамедлительное предоставление права пер вичным партийным орга низациям самостоятельно формировать свой бюд жет и структуру. Направить данное пред ложение в ЦК КПСС. С нем идем к съезду партии? Предложения комиси по реорганизации структуры руководящих выборныхпартийных органов и аппаратов Мурманскойгородской организации КПСС ВАРИАНТ 1. Сохранение в структуре выборных органов горкома и райкомов КПСС. Обоснование: 1. Исторически себя не оп равдало упразднение райко мов (дважды, в 1948 и 1958 гг., в городе Мурманске упразд нялись, а в 1951 и 1967 гг. вос создавались райкомы КПСС). 2. Существование районно го административного деления обуславливает необходимость более тесного взаимодействия райкомов и горкома КПСС с коммунистами — депутатами районного, городско го Сове тов. 3. При наличии в настоящее время 479 первичных партий ных организаций, а также 839 цеховых, объединяющих 28 тысяч членов партии, должен учитываться предел управляе мости общественно-политиче скими процессами. Очевидно, что упразднение одного ив звеньев не должно быть са моцелью и в настоящее вре мя вряд ли будет на пользу городской парторганизации. 4. Нецелесообразно в на стоящее время ломать сло жившиеся связи райкомов КПСС и первичных организа ций, учитывая сложные про цессы, происходящие в пар тии, а также возможное • формирование в ближайшее время других партий. Передача в ближайшее вре мя первичным организациям ряда функций райкомов КПСС (право окончательного реше ния по приему и исключению из партии, вопросов структу ры, финансов и т. д.) не толь ко не принизит роли райко мов КПСС, но даже будет способствовать ее повыше нию, особенно в части кон центрации усилий выборного органа и аппарата на полити ческих вопросах, оказании консультативной и практиче ской помощи активу. 5. Таким образом, за райко мами сохраняются функции непосредственной связи с первичными организациями, анализ их деятельности и ока зание практической помощи. Вместе с тем райкомы КПСС не могут выполнить ряд функ ций, присущих единому р у ко водящему центру городской партийной организации. Так, выработку, принятие и прове дение в жизнь единой поли тики во внутрипартийной ж и з ни, идеологической и массово- политической работы с людь ми по месту их работы и ж и тельства, стратегии и тактики в вопросах социально-эконо мического развития в город ской партийной организации способен в полном • объеме осуществлять горком КПСС, и эти функции полнокровно вы полнить не смогут ни объеди ненные пленумы райкомов КПСС, ни пленум, бюро и секретарь обкома КПСС. 6. Сохраняя горком и рай комы КПСС, необходимо по высить ответственность за принимаемые решения; в этой связи целесообразно на го родской конференции либо на пленуме четко разделить функции и основные направ ления деятельности горкома, райкомов КПСС и их аппара тов. Сравнение программы ра боты горкома и райкомов КПСС на 1989— 1990 гг. позво ляет сделать вывод о разли чии ряда функций между ни ми, но это необходимо закре пить и на последующий пе- КОМИССИЯ ОБОСНОВАЛА ТРИ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТА РЕОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДЛОЖИЛА ИХ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ НА ОБЪЕДИНЕННОМ ПЛЕНУМЕ 15 МАРТА 1990 ГОДА С ПО СЛЕДУЮЩИМ ОБСУЖДЕНИЕМ В ПЕРВИЧНЫХ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ОКОНЧАТЕЛЬНЫМ ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЯ НА ГОРОДСКОЙ ОТЧЕТНО-ВЫБОРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. РИОД. 7. В целях полного пере смотра дублирования по прин ципиальным вопросам целе сообразно пересмотреть под ходы к формированию струк туры аппаратов горкома и райкомов КПСС, а также к из бранию секретарей. 8. Предлагается иначе ут верждать бюджет и штат ап паратов горкома и райкомов • КПСС. Видимо, целесообразно бы ло бы на городской (район ной) конференции устанавли вать размер оклада первого секретаря. Избирать секрета ря там же прямым тайным го лосованием на альтернативной основе. На конференции ут вердить «вилки» должностных окладов работников аппарата и бюджет горкома (райкома) КПСС. На пленуме, после конфе ренции, по предложению пер вого секретаря на основе де мократических принципов ут вердить структуру аппарата, его оптимальную числен ность, персонально каждого работника в должности и окончательный размер его о к лада. Бюджет горкома (райкома) КПСС может быть установлен в процентном отношении к годовой сумме партийных взносов либо утвержден в абсолютном размере. ВАРИАНТ 2. Упразднение горкома КПСС. Обоснование: , 1. Упразднение горкома КПСС позволит ликвидировать одно из звеньев управления, которое в настоящее время практически не влияет на ра боту райкомов КПСС и пер вичных парторганизаций. Иск- лючится дублирование. Координацию действий рай комов может осуществлять один из секретарей обкома КПСС. 2. Наличие райкомов и от сутствие городского центра создает условия для развития горизонтальных структур пар тийных организаций города по профилю работы, функцио нальному признаку и т. д. (советы секретарей парторга низаций и т. п.). Организацию работы и оказание практиче ской помощи горизонтальным структурам города, а также курирование райкомов КПСС осуществляет ответорг обкома КПСС, что уже имеется. 3. Сохраняются годами сло жившиеся и установившиеся многочисленные и многооб разные связи и контакты пер вичных парторганизаций, пар тийного актива с райкомами КПСС и его аппаратом, что крайне важно в период поли тической социальной напря женности и кризисных явле ний в партии и обществе. 4. Районное звено дает воз можность расширить демокра тизацию партии, привлечь к управлению большее количе- стзо партийного актива (около 1,5 тыс. коммунистов трех районов). Эта возможность может быть достигнута путем постоянного функционирова ния избранного состава (деле гатов) конференции вплоть до следующих выборов. Районные партийные кон ференции определяют струк туру районной партийной ор ганизации, выбирают коллеги альные органы: бюро и по стоянно действующий руко водящий орган — партийный комитет, в котором конферен цией избираются комиссии по основным направлениям дея тельности, которые для вы полнения своих соответствую щих функций определяют штат, а также денежные сред ства для его содержания; формируют оптимальный по своей численности аппарат. 5. В случае ликвидации рай комов КПСС значительно сни- ч зится влияние на первичные партийные организации и их информированность, не будет объективной информации с мест, что отразится на качест ве принимаемых решений. Вследствие чего неизмеримо возрастет оторванность выбор ного органа и его аппарата от первичных парторганизаций, рядовых коммунистов. Кроме того, в поддержку данного варианта существуют также следующие соображе ния: 1. История показывает, что в Мурманске уже дважды (в 1948 и 1958 гг.) происходила ликвидация райкомов партии, но жизнь все равно заставля ла вернуться к районам (в 1951 и 1967 гг.), даже при тогдашней, сравнительно не большой численности населе ния и коммунистов. 2. Логика развития послед них событий в других регио нах страны показывает, что гам идут именно по пути упразднения тех звеньев пар тийной структуры, которые не работают непосредственно с первичными парторганизация ми. В проекте Платформы ЦК КПСС к XXV III съезду важная роль районного звена рас сматривается в контексте у к репления фундамента партии. Вывод. Таким образом, уп разднение райкомов не оправ дано ни опытом прошлого, ни опытом других регионов стра ны, ни прогнозом на будущее, ни сегодняшним днем. ВАРИАНТ 3. Сохранение гор кома и упразднение райкомов КПСС. Обоснование: 1. Необходимо сохранить единую, а не раздробленную на три части городскую парт организацию с руководящим интегрирующим и координи рующим центром в составе городского комитета КПСС, возложив на него ответствен ность за проведение полити ческой, организаторской и идеологической работы. 2. Упразднение райкомов КПСС способствовало бы бо лее эффективному разграни чению функций партийных, со ветских и хозяйственных орга нов, передаче власти от пар тийных органов и их аппара тов Советам. 3. В городе, городской пар тийной организации необхо дима единая политика (а не сумма политик трех райко мов), в которой могли бы быть выражены коренные ин тересы трудящихся, основных слоев населения и социальных групп. Такую политику должен Ро!ЕНЫЙ МУРМАН вырабатывать, опираясь нв первичные организации, гор* ком КПСС, как политический орган. 4. Из сферы деятельности территориальных комитетов партии и их аппаратов (чем до последнего времени занима лись райкомы КПСС) перейдут в полную компетенцию пер вичных парторганизаций такие вопросы, как прием в члены КПСС, персональные дела чле нов КПСС, определение соб ственной структуры, сроки и повестки дня партсобраний, выбор форм и методов орга низаторской, политической и идеологической работы, про ведение политических акций, основная нагрузка в работе с кадрами, что также свиде тельствует в пользу упразд нения райкомов КПСС. 5. Городская парторганиза ция относительно невелика по численности и нет необходи мости иметь четыре выборных органа и четыре аппарата (на 28 тыс. коммунистов более 80 человек (0,3 процента) трудит ся непосредственно в аппара тах райкомов и горкома КПСС). Учитывая назревшую необ ходимость и настоятельные требования первичных партор ганизаций, оставлять в их рас поряжении как минимум 50 процентов партвзносов, тен денцию снижения численно сти городской парторганиза ции за счет исключения и вы хода из партии (в 1989 году — 608 чел.) и снижения приема (в 1989 году — 335 чел.), воз можность уменьшения разме ра членских взносов и осво бождения от их уплаты ком - мунистов-пенсионеров, следует радикально сократить штатный партийный аппарат, что воз можно за счет сокращения районных партийных звеньев. 6. Устраняются противоре чия (разобщенность), связан- с ные с тем, что коммунисты работают и состоят на учете а одном районе, а проживают в другом . Упрощается учет ком мунистов. При сохранении горкома и упразднении рай комов КПСС может более ак тивно идти развитие горизон тальных структур в городской парторганизации. 7. Упразднение райкомов значительно уменьшит бума готворчество, количество принимаемых решений, позво лит уйти от мелочной опеки первичных организаций, дуб лирования и параллелизма в работе партийных органов. 8. При сохранении горкома КПСС реальнее и легче ре шить давно назревший вопрос об организации собственной газеты — органа городского комитета партии. 9. Горком партии, как вы борный орган, мог бы состо ять из 100— 120 коммунистов, представляющих первичные парторганизации. Для обеспечения эффек тивной работы выборного ор гана, бюро и комиссии гор ко ма КПСС, связи с «первичка- ми», оказания им помощи в проведении партийной полити ки и координации их работы аппарат горкома КПСС на первом этапе мог бы состоять из 35—40 ответственных ра ботников. 10. Таким образом, упразд нение одного звена, в данном случае районного, окажет су щественное влияние на уско рение процесса демократиза ции в городской парторгани зации. 30 марта 1990 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz