Рыбный Мурман. 1990 г. Март.

Постановление VI пленума Мурманского горкома, Ленинского, Октябрьского и Первомайского райкомов КПСС от 15 марта с. г. 1. Провести отчеты и выборы в городской пар­ тийной организации после 2SXVIII съезда КПСС с сентября по ноябрь с. г. Городскую и районные отчетно-выборные партий­ ные конференции прове­ сти в ноябре 1990 года. Предоставить право первичным партийным о р ­ ганизациям в случае не­ обходимости проводить отчетно-выборные собра­ ния и конференции по своему усмотрению до но­ ября с. г. 2. Поддержать решение пленума обкома КПСС о проведении выборов деле­ гатов на X X V I I I съезд КПСС и областную пар­ тийную конференцию по партийным округам, обра­ зуемым по предложениям пленумов райкомов КПСС в районах и первичных организациях. 3. В связи с внесением в ^ о в е ст к у городской от­ четно-выборной конферен­ ции вопроса о структуре выборных органов считать целесообразным прове­ дение вначале городской, а затем районных кон­ ференций. Делегатов на город­ скую партийную конфе­ ренцию избрать в соответ­ ствии с нормой предста­ вительства от каждой первичной партийной о р ­ ганизации, предоставив им одновременно и права делегатов районных кон­ ференций. 4. Формирование ново­ го состава горкома, рай­ комов КПСС проводить на основе накопленного опыта по предложениям первичных партийных ор ­ ганизаций с непосредст­ венным избранием на кон­ ференциях. Выборы первых секре­ тарей провести на конфе­ ренциях прямым тайным голосованием на альтер­ нативной основе. 5. На городской и рай­ онных отчетно-выборных конференциях рассмот­ реть вопросы о функци­ ях, бюджете, структуре партийного аппарата с учетом мнения первичных партийных организаций. 6. Пленум высказыва­ ется за незамедлительное предоставление права пер­ вичным партийным орга­ низациям самостоятельно формировать свой бюд­ жет и структуру. Направить данное пред­ ложение в ЦК КПСС. С нем идем к съезду партии? Предложения комиси по реорганизации структуры руководящих выборныхпартийных органов и аппаратов Мурманскойгородской организации КПСС ВАРИАНТ 1. Сохранение в структуре выборных органов горкома и райкомов КПСС. Обоснование: 1. Исторически себя не оп­ равдало упразднение райко­ мов (дважды, в 1948 и 1958 гг., в городе Мурманске упразд­ нялись, а в 1951 и 1967 гг. вос­ создавались райкомы КПСС). 2. Существование районно­ го административного деления обуславливает необходимость более тесного взаимодействия райкомов и горкома КПСС с коммунистами — депутатами районного, городско го Сове­ тов. 3. При наличии в настоящее время 479 первичных партий­ ных организаций, а также 839 цеховых, объединяющих 28 тысяч членов партии, должен учитываться предел управляе­ мости общественно-политиче­ скими процессами. Очевидно, что упразднение одного ив звеньев не должно быть са­ моцелью и в настоящее вре­ мя вряд ли будет на пользу городской парторганизации. 4. Нецелесообразно в на­ стоящее время ломать сло­ жившиеся связи райкомов КПСС и первичных организа­ ций, учитывая сложные про­ цессы, происходящие в пар­ тии, а также возможное • формирование в ближайшее время других партий. Передача в ближайшее вре­ мя первичным организациям ряда функций райкомов КПСС (право окончательного реше­ ния по приему и исключению из партии, вопросов структу­ ры, финансов и т. д.) не толь­ ко не принизит роли райко­ мов КПСС, но даже будет способствовать ее повыше­ нию, особенно в части кон ­ центрации усилий выборного органа и аппарата на полити­ ческих вопросах, оказании консультативной и практиче­ ской помощи активу. 5. Таким образом, за райко­ мами сохраняются функции непосредственной связи с первичными организациями, анализ их деятельности и ока­ зание практической помощи. Вместе с тем райкомы КПСС не могут выполнить ряд функ­ ций, присущих единому р у ко ­ водящему центру городской партийной организации. Так, выработку, принятие и прове­ дение в жизнь единой поли­ тики во внутрипартийной ж и з ­ ни, идеологической и массово- политической работы с людь­ ми по месту их работы и ж и ­ тельства, стратегии и тактики в вопросах социально-эконо­ мического развития в город­ ской партийной организации способен в полном • объеме осуществлять горком КПСС, и эти функции полнокровно вы­ полнить не смогут ни объеди­ ненные пленумы райкомов КПСС, ни пленум, бюро и секретарь обкома КПСС. 6. Сохраняя горком и рай­ комы КПСС, необходимо по­ высить ответственность за принимаемые решения; в этой связи целесообразно на го ­ родской конференции либо на пленуме четко разделить функции и основные направ­ ления деятельности горкома, райкомов КПСС и их аппара­ тов. Сравнение программы ра­ боты горкома и райкомов КПСС на 1989— 1990 гг. позво­ ляет сделать вывод о разли­ чии ряда функций между ни­ ми, но это необходимо закре­ пить и на последующий пе- КОМИССИЯ ОБОСНОВАЛА ТРИ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТА РЕОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДЛОЖИЛА ИХ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ НА ОБЪЕДИНЕННОМ ПЛЕНУМЕ 15 МАРТА 1990 ГОДА С ПО­ СЛЕДУЮЩИМ ОБСУЖДЕНИЕМ В ПЕРВИЧНЫХ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ОКОНЧАТЕЛЬНЫМ ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЯ НА ГОРОДСКОЙ ОТЧЕТНО-ВЫБОРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. РИОД. 7. В целях полного пере­ смотра дублирования по прин­ ципиальным вопросам целе­ сообразно пересмотреть под­ ходы к формированию струк­ туры аппаратов горкома и райкомов КПСС, а также к из­ бранию секретарей. 8. Предлагается иначе ут­ верждать бюджет и штат ап­ паратов горкома и райкомов • КПСС. Видимо, целесообразно бы­ ло бы на городской (район­ ной) конференции устанавли­ вать размер оклада первого секретаря. Избирать секрета­ ря там же прямым тайным го ­ лосованием на альтернативной основе. На конференции ут­ вердить «вилки» должностных окладов работников аппарата и бюджет горкома (райкома) КПСС. На пленуме, после конфе­ ренции, по предложению пер­ вого секретаря на основе де­ мократических принципов ут­ вердить структуру аппарата, его оптимальную числен­ ность, персонально каждого работника в должности и окончательный размер его о к ­ лада. Бюджет горкома (райкома) КПСС может быть установлен в процентном отношении к годовой сумме партийных взносов либо утвержден в абсолютном размере. ВАРИАНТ 2. Упразднение горкома КПСС. Обоснование: , 1. Упразднение горкома КПСС позволит ликвидировать одно из звеньев управления, которое в настоящее время практически не влияет на ра­ боту райкомов КПСС и пер­ вичных парторганизаций. Иск- лючится дублирование. Координацию действий рай­ комов может осуществлять один из секретарей обкома КПСС. 2. Наличие райкомов и от­ сутствие городского центра создает условия для развития горизонтальных структур пар­ тийных организаций города по профилю работы, функцио­ нальному признаку и т. д. (советы секретарей парторга­ низаций и т. п.). Организацию работы и оказание практиче­ ской помощи горизонтальным структурам города, а также курирование райкомов КПСС осуществляет ответорг обкома КПСС, что уже имеется. 3. Сохраняются годами сло­ жившиеся и установившиеся многочисленные и многооб ­ разные связи и контакты пер­ вичных парторганизаций, пар­ тийного актива с райкомами КПСС и его аппаратом, что крайне важно в период поли­ тической социальной напря­ женности и кризисных явле­ ний в партии и обществе. 4. Районное звено дает воз­ можность расширить демокра­ тизацию партии, привлечь к управлению большее количе- стзо партийного актива (около 1,5 тыс. коммунистов трех районов). Эта возможность может быть достигнута путем постоянного функционирова­ ния избранного состава (деле­ гатов) конференции вплоть до следующих выборов. Районные партийные кон ­ ференции определяют струк­ туру районной партийной ор ­ ганизации, выбирают коллеги­ альные органы: бюро и по­ стоянно действующий руко ­ водящий орган — партийный комитет, в котором конферен­ цией избираются комиссии по основным направлениям дея­ тельности, которые для вы­ полнения своих соответствую­ щих функций определяют штат, а также денежные сред­ ства для его содержания; формируют оптимальный по своей численности аппарат. 5. В случае ликвидации рай­ комов КПСС значительно сни- ч зится влияние на первичные партийные организации и их информированность, не будет объективной информации с мест, что отразится на качест­ ве принимаемых решений. Вследствие чего неизмеримо возрастет оторванность выбор­ ного органа и его аппарата от первичных парторганизаций, рядовых коммунистов. Кроме того, в поддержку данного варианта существуют также следующие соображе­ ния: 1. История показывает, что в Мурманске уже дважды (в 1948 и 1958 гг.) происходила ликвидация райкомов партии, но жизнь все равно заставля­ ла вернуться к районам (в 1951 и 1967 гг.), даже при тогдашней, сравнительно не­ большой численности населе­ ния и коммунистов. 2. Логика развития послед­ них событий в других регио­ нах страны показывает, что гам идут именно по пути упразднения тех звеньев пар­ тийной структуры, которые не работают непосредственно с первичными парторганизация­ ми. В проекте Платформы ЦК КПСС к XXV III съезду важная роль районного звена рас­ сматривается в контексте у к ­ репления фундамента партии. Вывод. Таким образом, уп­ разднение райкомов не оправ­ дано ни опытом прошлого, ни опытом других регионов стра­ ны, ни прогнозом на будущее, ни сегодняшним днем. ВАРИАНТ 3. Сохранение гор ­ кома и упразднение райкомов КПСС. Обоснование: 1. Необходимо сохранить единую, а не раздробленную на три части городскую парт­ организацию с руководящим интегрирующим и координи­ рующим центром в составе городского комитета КПСС, возложив на него ответствен­ ность за проведение полити­ ческой, организаторской и идеологической работы. 2. Упразднение райкомов КПСС способствовало бы бо­ лее эффективному разграни­ чению функций партийных, со­ ветских и хозяйственных орга­ нов, передаче власти от пар­ тийных органов и их аппара­ тов Советам. 3. В городе, городской пар­ тийной организации необхо­ дима единая политика (а не сумма политик трех райко­ мов), в которой могли бы быть выражены коренные ин­ тересы трудящихся, основных слоев населения и социальных групп. Такую политику должен Ро!ЕНЫЙ МУРМАН вырабатывать, опираясь нв первичные организации, гор* ком КПСС, как политический орган. 4. Из сферы деятельности территориальных комитетов партии и их аппаратов (чем до последнего времени занима­ лись райкомы КПСС) перейдут в полную компетенцию пер­ вичных парторганизаций такие вопросы, как прием в члены КПСС, персональные дела чле­ нов КПСС, определение соб­ ственной структуры, сроки и повестки дня партсобраний, выбор форм и методов орга­ низаторской, политической и идеологической работы, про ­ ведение политических акций, основная нагрузка в работе с кадрами, что также свиде­ тельствует в пользу упразд­ нения райкомов КПСС. 5. Городская парторганиза­ ция относительно невелика по численности и нет необходи­ мости иметь четыре выборных органа и четыре аппарата (на 28 тыс. коммунистов более 80 человек (0,3 процента) трудит­ ся непосредственно в аппара­ тах райкомов и горкома КПСС). Учитывая назревшую необ­ ходимость и настоятельные требования первичных партор­ ганизаций, оставлять в их рас­ поряжении как минимум 50 процентов партвзносов, тен­ денцию снижения численно­ сти городской парторганиза­ ции за счет исключения и вы­ хода из партии (в 1989 году — 608 чел.) и снижения приема (в 1989 году — 335 чел.), воз­ можность уменьшения разме­ ра членских взносов и осво­ бождения от их уплаты ком - мунистов-пенсионеров, следует радикально сократить штатный партийный аппарат, что воз­ можно за счет сокращения районных партийных звеньев. 6. Устраняются противоре­ чия (разобщенность), связан- с ные с тем, что коммунисты работают и состоят на учете а одном районе, а проживают в другом . Упрощается учет ком ­ мунистов. При сохранении горкома и упразднении рай­ комов КПСС может более ак­ тивно идти развитие горизон­ тальных структур в городской парторганизации. 7. Упразднение райкомов значительно уменьшит бума­ готворчество, количество принимаемых решений, позво­ лит уйти от мелочной опеки первичных организаций, дуб­ лирования и параллелизма в работе партийных органов. 8. При сохранении горкома КПСС реальнее и легче ре­ шить давно назревший вопрос об организации собственной газеты — органа городского комитета партии. 9. Горком партии, как вы­ борный орган, мог бы состо­ ять из 100— 120 коммунистов, представляющих первичные парторганизации. Для обеспечения эффек­ тивной работы выборного ор ­ гана, бюро и комиссии гор ко ­ ма КПСС, связи с «первичка- ми», оказания им помощи в проведении партийной полити­ ки и координации их работы аппарат горкома КПСС на первом этапе мог бы состоять из 35—40 ответственных ра­ ботников. 10. Таким образом, упразд­ нение одного звена, в данном случае районного, окажет су­ щественное влияние на уско ­ рение процесса демократиза­ ции в городской парторгани­ зации. 30 марта 1990 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz