Рыбный Мурман. 1990 г. Март.

Полярный исследователь Александр Колчак «Кровавый палач», «махро­ вый контрреволюционер», «диктатор», «ставленник А н ­ танты» — таким знаем мы это­ го человека со школьной скамьи. А что скрывалось от нас до сих пор за семью пе­ чатями спецфондов и архи­ вов!.. Он родился 4 ноября и кре ­ щен 15 декабря 1874 года. «Моя семья, — отвечая на до ­ просе в феврале 1920 г., рас­ сказывал сам А. В. Колчак, — была чисто военного ха­ рактера и военного направле­ ния... Вырос я под влиянием чисто военной обстановки и военной среды». С 1888 по 1894 г. Александр — в числе первых воспитан­ ников морского кадетского корпуса. Первые четыре года его службы проходят на Тихом океане в качестве вахтенного начальника на крейсере «Крейсер». «Это было первое мое большое плавание, — рассказывал Колчак, — ...главная задача была чисто строевая на корабле, но кр о ­ ме того я специально рабо­ тал по океанографии и гидро­ логии. С этого времени я на­ чал заниматься научными ра­ ботами. Я готовился к южно ­ полярной экспедиции, но за­ нимался этим в свободное время; писал записки, изучал южнополярные страны. У ме­ ня была мечта найти Южный полюс». .Он много занимался само­ образованием, прекрасно владел тремя европейсктли языками, был блестящий офи­ цер. Младший штурман Кол­ чак находил время и на изу­ чение древних индийской и китайской философий. Куль­ тура Востока стала увлече­ нием на многие годы. Чтобы иметь возможность читать подлинники, занимался китай­ ским языком. Особо увлекся учением секты Зен, пропове­ дующей воинствующий буд ­ дизм. * * * Проплавав четыре года на военных кораблях, Колчак вы­ носит довольно скептическое отношение к плаванию на них. По приезде в столицу Алек ­ сандр Колчак узнает о готовя­ щейся Академией наук рус­ ской полярной экспедиции под начальством барона Э. В. Толля. Цель — исследовать земли на севере от берегов Сибири: ореол таинственной земли Санникова был путе­ водной звездой экспедиции. Мечте суждено было осуще­ ствиться накануне 1900 г. «Еще в Петербурге барон Толль рекомендовал мне по­ видаться с профессором Нан­ сеном и воспользоваться его советами по снаряжению и работам по части гидрологии. Нансен был у нас на «Заре» короткое время, и я имел случай несколько раз пови­ даться с ним в его универси­ тетской лаборатории, где про­ фессор с большой предупре­ дительностью и любезностью сообщил мне и показал свои методы по определению удельных весов воды...» На месте первой зимовки вместе с Толлем Александр Васильевич идет в 40-дневную экспедицию на полуостров Челюскина. Помимо гидроло­ гических, магнитных, метео­ рологических, геологических работ, он принимал участие в сборе ископаемых останков млекопитающих. Один из островов в северо- восточной части Карского м о ­ ря в Таймырском заливе стал носить его имя (в 1939 г. пе­ реименован в остров Сергея Расторгуева — в честь дру го ­ го участника толлевской экс­ педиции). Весной 1902 г. санная экспе­ диция Толля пропала. План по ее спасению вызвался выпол­ нять Колчак. Он отправился на вельботе от «Зари»: «...при сильном северо-западном вет­ ре, в порывах доходившем до степени шторма (20 м) нача­ лось это отважное путешест­ вие, во время которого при­ ходилось то идти под паруса­ ми, то перетаскивать зельбот через массивы льда. «Вверен­ ная мне экспедиция с вельбо­ том и всеми грузами пришла на остров Котельный к Ми ­ хайлову стану. Найдя до ку ­ менты барона Толля, я вернул­ ся на Михайлов стан. Из д о к у ­ ментов видно, что барон Толль находился на этом острове, к о ­ гда ушел со своей партией об ­ ратно на юг... по берегам остро ­ ва не нашли никаких следов, указывающих на возвращение кого-либо из людей партии барона Толля. К седьмому де­ кабря моя экспедиция, а так­ же и инженера Бруснева, прибыли в Казачье. Все здо­ ровы. Лейтенант Колчак». Стало ясно, что Э. В. Толль со спутниками погибли во льдах. За «выдающийся и со­ пряженный с трудом и опас­ ностью географический под­ виг» Русское географическое общество наградило А. В. Кол­ чака большой Константинов- ской золотой медалью. * * * ...Спустя полтора года, в декабре 1905-го, президент Академии наук писал морско ­ му министру: «Окончание экс­ педиции лейтенанта Колчака совпало с началом военных действий на Дальнем Востоке, вследствие чего офицер этот счел своею нравственной обя­ занностью принять участие в войне и отправился с разре­ шения Моего и своего м о р ­ ского начальства прямо из Иркутска на эскадру Тихого океана. Явившись а Порт -Ар ­ тур, он оставался там во все время осады, а после сдачи крепости возвратился через Японию и Канаду в С.-Петер­ бург совершенно больным от полученной им раны и сустав­ ного ревматизма». Первой из двух крупных ра­ бот А. В. Колчака стала книга «Льды Карского и Сибирского морей» в 1909 г. Цель описа­ ния, по словам самого автора, — дать «возможно полную картину образования, развития и состояния ледяного покрова Карского и Сибирского м о ­ рей». Занятость в морском гене­ ральном штабе не отодзигаат Колчака от проблем Русского Сезера. Охваченный идеей новой се­ верной экспедиции, Колчак просит отчислить его и з ^м ор - ского генштаба. Осенью 1909 г. суда экспедиции Се­ верного Ледовитого океана, зачисленные в транспорт во­ енного флота, выходят из Кронштадта во Владивосток. Командир «Вайгача» капитан 2-го ранга Колчак принимал личное участие во всех иссле­ дованиях... • # * Из жизни каждого человека не так уж просто вырвать ка- кой-нибудь отрезок и, осно­ вываясь на нем, делать обоб ­ щения. Но с Колчаком про­ изошло именно так. Пятна­ дцать месяцев словно бы раз и навсегда перечеркнули со­ рокашестилетнюю жизнь. Да, Колчак был лютым враг гом Советской России. «Моя цель первая и основная — стереть большевизм и- все с ним связанное с лица- России, истребить и уничтожить его, — писал он жене 15 октября 1919 года. — В сущности гово­ ря, все остальное, что я де ­ лаю, подчиняется этому поло­ жению». Возглавив омское правительство, Колчак сам проводит черту между Колча­ ком — гордостью русского флота и Колчаком — верхов­ ным правителем. Диктатор был расстрелян в Иркутске 7 февраля 1920 г... С. ДРОКОВ, архивист. €Северные просторы». «Эти семь нелогичных нот...» Строки из стихов Бориса Гребенщи­ кова, наверное, лучше всего подходят для заглавия беседы с его сотовари­ щем по рок-фронту — солистом гр уп ­ пы «ДДТ» певцом, композитором , по­ этом Юрием ШЕВЧУКОМ. — То, что произошло с вами несколь­ ко лет назад, пожалуй, не имеет ана­ логов во всей истории искусства. Го­ ворят, от вас требовали никогда не исполнять и не писать своих песен. Это правда! — Да, такое заявление меня застав­ ляли писать. Было это, кажется, в 1984-м в Уфе. Я действительно прошел все эти беседы: сначала комсомол, откуда меня якобы исключили, потом обком партии, потом уж КГБ. Из-за этого мне пришлось уехать из Уфы. Именно из- за этого, а не потому, что я стремился куда-то мигрировать. Мне совершенно не давали работать — увольняли... Я уехал. В Ленинграде меня приняли друзья, помогли устроиться с минималь­ ным бытом, меня принял Ленинград­ ский рок-клуб . Мы собрали команду и начали работать. Первый концерт в Ленинграде у нас прошел в 1987 году. — У вас есть такая строчка: «Еду я на Родину, Родина-уродина...» — А разве не понятен смысл этой песни? 'Родину любить — не березки целовать. Для нас синоним любви к Родине — не «селедки-моркозки», а очень серьезное, честное отношение к ней. А уродства достаточно. Хотя до ­ статочно и любви. — Рок всегда был искусством анти­ конформистов, но сейчас, говорят, сло­ жилась такая ситуация, что многие группы, особенно молодые, ищут под­ держ ку у государства, яро отвергая его в своем тзорчестве. Как так получает­ ся! — Действительно, сейчас очень труд­ но молодым. Только четыре группы: «ДДТ», «Кино», «Алиса», «Аквариум» — собирают полные залы. Молодым сей­ час тяжело: раньше душили идеологи­ чески, теперь — коммерчески. Мы уже три года не записываем ни одной пла­ стинки, потому что это очень тяжело, очень дорого. А частные студии берут бешеные деньги. Экономическое дав­ ление жуткое. — А вы не боитесь, что, так или иначе связанные с коммерсантами от музыки, вы превратитесь из «ДДТ» в «ДДД» — Давай Делать Деньги»! — Нет, не боюсь. У нас, слава богу, люди все нормальные. Мы под «фане­ ру» (то есть под фотограмму) ни разу не выступали и никогда выступать не будем. Сцена для нас — это достаточ­ но святое место. Как говорил Джимми Хендрикс: «Рок-концерт — это совре­ менная литургия». И для нас это очень серьезно, очень свято. — Даже в молодежной среде отно­ шение к вашему творчеству неодно­ значное. Хотя, говорят, даже преслову­ тые «любера», которые раньше вас не­ навидели, теперь зауважали. Как вы д у ­ маете, за что! — Честно говоря, не знаю. Вот не­ давно у меня был случай в Архангель­ ске. Подошел ко мне милиционер за автографом. Только дал я ему авто­ граф, подбежали люди «сиделые»: «Юра, как же ты «ментам» автографы раздаешь?» А я им отвечаю: «А вы знаете, почему? Я не хочу, чтобы кровь была». Сейчас, в данном положении, нет ни «ментов», ни «люберов», ни уголовников. Есть люди. Это очень важ­ но понять. И это тоже одно из основ­ ных положений рок-н-ролла и, можно сказать, наша политическая программа. М. ГОРФИНКЕЛЬ. «Советская молодежь» (Рига). а> 3 ” со о Xоа х оссJг- 2 н 5 г»с аниа> *п стЗп 3 cd а>с-сЗ 0)и И Актер и режиссер Евгений МАТВЕ­ ЕВ: — Я — актер. Я должен сыграть — и хорошо сыграть — любую роль, будь то Брежнев, будь то Баба-Яга. Я начал искать информацию о своем герое. Но что о нем можно было узнать? В таком- то году был на такой-то работе, потом занимал такой-то пост. У меня были консультанты — люди, которые воевали вместе с Брежневым, его помощники. Но из их приукрашенных рассказов че­ ловеческий характер все равно не скла­ дывался. Правда, я заметил, что все они упоминали доброту Брежнева. Го­ ворили о ней несколько преувеличенно, иногда восторженно, так что получался сладкий сироп. Но все же это была живая черта, и я за нее уцепился. Я смотрел много кинохроники, посвя­ щенной Генеральному секретарю. Не­ сколько раз видел, как на его глазах появлялись слезы. Думаю , он действи­ тельно был добрым человеком. Может быть, эта доброта и приводила к тра­ гедиям Для него и для государства. — Вы лично встречались с Брежне­ вым! — Нет. И не мог встречаться. Его по­ явление в «Солдатах свободы» держа­ лось в строжайшей тайне от самого Генсека, потому что планировалось, как своего рода приятный сюрприз к его семидесятилетию. Правда, была попыт­ ка устроить мне наблюдение за ним вблизи. Я должен был находиться в толпе корреспондентов, провожавших вождя, когда тот улетал в Берлин. Но от этого плана пришлось отказаться. Генеральный секретарь мог узнать ме­ ня и поинтересоваться, что, собствен­ но, я, артист Матвеев, делаю среди журналистов. — Генерального секретаря надо бы ­ ло изобразить похожим . А в нем да­ леко не все соответствовало идеальному облику вождя. У вас были из-за этого проблемы! — Да, когда я играл Емельяна Пуга­ чева, никто не мог проверить, так ли в точности выглядел мой герой. А Ген­ сека каждый день видели на экране те- “ Как я играл Брежнева лезизора. Как решить, например, такой вопрос. Брежнев всю жизнь мягко, по- южному произносил букву «г». Показы­ вать ли это на экране? Я взял один из своих текстов и убрал все слова с этой буквой. Заменил их синонимами. Особое отношение к моей роли еще яснее почувствовалось после того, как картина вышла на экран. Я сыграл все­ го лишь два маленьких эпизода в ог­ ромной киноэпопее. Но где бы ни пи­ сали о фильме, их непременно упоми­ нали. Кадры со мной в роли Брежнева можно было увидеть во всех газетах и журналах. Дошло до нелепости. В пер­ вом издании Энциклопедического сло­ варя меня преподнесли следующим образом : «Сыграл роль Леонида Иль­ ича Брежнева в фильме «Освобожде­ ние». — И все! — И все! Как будто бы не было ни «Воскресения», ни «Поднятой целины», ни «Любви земной», ни «Судьбы»... Вот еще один случай. В телеконцерте я должен был читать отрывок из шоло-. ховской «Поднятой целины». Включаю телевизор — моего выступления нет. Начинаю узнавать, в чем дело. Мне объясняют: как же вы будете читать со сцены о том, что значит баба в жизни мужика, если вы только что сыграли Генсека? Хотя Генсека я ни­ когда не играл. У меня была роль на­ чальника политотдела армии, молодого генерал-майора. Генсека я бы, пожалуй, сыграл теперь... Интервью взяла Е. ГОНЧАРЕНКО. сСоветская культура».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz