Рыбный Мурман. 1990 г. Март.

К 45'Летию Великой Победы Х О ЧУ ПОДЕЛИТЬСЯ своими воспоминаниями о службе на тральщике № 32 Северного флота в годы Ве­ ликой Отечественной войны. В 1941 году я работал прорабом земляных работ на строительстве Верхнешекс- нинской ГЭС Волгостроя НКВД ССС Р . Мобилизация началась в воскресенье 22 июня, ио только в понедель­ ник я узнал, что мне дали бронь и фронта мне не ви­ дать. Это было несправедли­ во. Я твердо знал, что на фрон­ те нужен более, чем в тылу. po-первых, я был : классным минером флота, во-вторых, в 1939 году, когда началась фин- £ная нампания, я с группой добровольцев попал в состав 18-го особого отдельного легко- /1ыжного добровольческого ком­ сомольского батальона, кото­ рый был сформирован в Ярос­ лавле. Боевое знамя ярослав­ ского номсомола нам вручил первый секретарь обкома ВЛНСМ Ю. Андропов. Долж­ ность моя была помощник ко ­ мандира взвода минной раз­ ведки. Так что к началу Ве­ ликой Отечественной войны А стал классным специалис­ том минно-взрывного дела. Через некоторое время по­ лучил направление на Север­ ный флот. В Мурманск при­ был 25 июня 1941 года, а на ТЩ-32 пришел утром 26 июня. Траулер «Лосось» сто­ ял у стенки, недалеко от С Р З , и на нем полным хо­ дом шли работы по реконст­ рукции и вооружению. На полубаке и на юте клепались Основания для 76-мм орудий, на ходовом мостике устанав­ ливались турели для пулеме­ тов, на кормовой палубе го­ товили стеллажи с гнездами для глубинных бомб, крепи­ лись особые полуклюзы по­ верх планширя для выпу­ ска трала Шульца. Главные работы выполнялись рабочи­ ми й инженерами С Р З , а подсобной силой были все члены экипажа, нарождаю- сильный, выносливый. Он мог без смены отстоять две- три вахты. Человек высоко моральный, честный, с юмо­ ром. Об Илье Ивановиче Дуг- ладзе, нашем командире, нужно рассказать отдельно: он был фигурой головной, и все то положительное, что создавало Краснознаменный экипаж, формировалось или одобрялось им лично. Он ои будет интересен читате­ лям «Рыбного Мурмана», которые уже познакомились с сокращенным вариантом повести А. В. Кривенко «Л о ­ сось» идет на мины». Наш корабль нес дозор у западного побережья Коль­ ского полуострова. Я стоял на вахте у поста сбрасыва­ ния глубинных бомб. В 16.00 меня должен был сменить минер Иванов. Время под- ВОСПОМИНАНИЯ ИИНЕРА щегося военного корабля — ТЩ-32. В этот период пас часто посещал директор С Р З тов. Сапанадзе. Он был не толь­ ко земляком, но и другом нашего командира И. И. Дуг- ладзе. С П Е Р ВЫ Х ДНЕЙ на корабле я занялся минно-тральным хозяйством, так как командира БЧ-2, 3 тогда еще не было. Сам ез­ дил на склад, где отбирал и получал трал, глубинные бомбы, динамометр и т. д. Командир БЧ-2,3 Евгений Михайлов прибыл к нам еще в звании мичмана. После окончания училища имени М. Фрунзе ему предстояло пройти до звания лейтенан­ та боевую стажировку. При­ был он к первому выходу ко­ рабля на боевые испытания, которые начались в Коль­ ском заливе, а затем про­ должились в открытом Б а ­ ренцевом море. Евгений Ми­ хайлов сразу же стал душой боевой части № 2,3. Исключительно яркой фи­ гурой в пашем экипаже был Аптон Колуш. Большой, никогда не подавлял инициа­ тиву подчиненных, обладал чувством юмора, был демо­ кратичен с моряками, поль­ зовался большим уважением. Теперь о боевых делах. Основная наша служба — участие в конвоях и несение дозора в районе Кольского полуострова и у горла Бело­ го моря. Служба складыва­ лась так: 10— 12 суток в дозоре, трое суток в базе. Сначала базировались в Ио- канге, а затем в Архангель­ ске. В дозоре нас часто бом­ били фашистские самолеты. И здесь, как правило, отли­ чался наш командир, кото­ рый мастераш маневриро­ вал. Помню , и а к в а в гус те 1941 года мы стояли у пир са в Ио- ка н ге . И вд р у г команда : «-Воз­ д у х !» Налетели с те р в я тн и ки . Командир отдал п р и к а з : «Со ш в а р то вы х сним а ться !» Все его команды вы полн яли сь без промедления . С коль ко време ­ ни прош ло с те х пор , а я всег­ да вспом и наю великое мастер ­ ство своего ком а нд ира , бла го ­ даря к о то р ом у мы остались ж и в ы . И еще один эпизод воен­ ных дней мне бы хотелось описать, так как думаю, что ходило к смене, но вдруг сигнальщик Птицын четко доложил вахтенному коман­ диру: — Прямо по носу плаваю­ щая мина! Корабль сбавил ход. На мостике появился командир И. И. Дугладзе, который приказал: «Мину расстре­ лять!» Мы прошли мимо ми­ ны. Раздалась команда лей­ тенанта Е. Михайлова: — Кормовое орудие, товсь! По плавающей мине прямой наводкой — залп! Но море штормило до ше­ сти баллов. Таких залпов на­ ши комендоры сделали шесть —- по три каждым орудием. Но мина не была уничтожена. Тогда я обра­ тился к командиру корабля за разрешением взорвать ми­ ну подрывным патроном. Разреш ение п о л учи л . С п у ­ с тил ся в трю м за би кф орд о ­ вым ш н ур ом и па троном , а боцман Т а ра н е н ко тем време­ нем го товил ся к с п у с к у на во­ д у наш е го я л и ка , ко т о ры й остался на корабле еще с м ир ­ ны х времен. Н а п а рн и ком я вы ­ брал трю м н о го м аш ини с та у к ­ раинца А. Ко зле н ко , п р е к р а с ­ но го гребца . Мы с ним сели в вы валенны й за бор т « т у зи к» , И боцман со своей командой нас, * м я г к о говор я , п лю х н у л в на ­ б еж а вш ую волну . Мы м гно ве н ­ но освободились о т к р ю ч к о в поли спа с та . Мой добровольны й п о м ощ н и к в т у ж е м и н у т у уж е э н е р ги ч н о греб к мине . Ш л и пр о ти в ветра . По п у т и к мине я под го товил подры вной па т - . рон , вставил запал . Патрон об­ вязал ш ке р том с уд а в ко й . На подходе к мине запалил б и к ­ фордов ш н у р , ле г на ж и в о т , вы т я н у в ле вую р у к у , нащ упал на мине рым , правой р у к о й поднес подры вной па трон , за ­ т я н у л пе тлю на рыме и с к о ­ мандовал : «Весла на воду!» Гребцу помо гали течение и волны . Через п а р у м и н у т дал ком а н д у ; «Притабань !» , ибо нас м о гло о тнес ти во в то р ую опас ­ н ую зо н у (разлета о с кол ко в ). В зры в м ины на д е с я т ки метров поднял столб воды , о кр аш е н ­ ны й ж е л ты м пламенем . Ко гда столб упал , мы стали и с к а т ь свой корабль . Задание было вы полнено ! Через полчаса мы были на родном ТЩ -32. D ДЕКАБРЕ 1942 года ** я прибыл в блокад­ ный Ленинград. Меня на­ правили старшим инструк­ тором минного дела на «До­ рогу жизни», в инженерную службу Ладожской военной флотилии. Участвовал в бо­ евых разведках, подготовил более сотни минеров. Со своими минерами освобож­ дал Ладогу. Командование Ладожской Краейознамеи- ной военной флотилии на­ градило меня медалью « З а отвагу» и орденом Красной Звезды. Спасибо редакции «Рыб­ ного Мурмана» за то, что она опубликовала отрывки из повести о моряках ТЩ-32. С уважением — бывший ми­ нер ТЩ-32 Леонид Станисла­ вович ГАВРОНСКИЙ. г. Туапсе. ОТ РЕДАКЦИИ. Благодарим Л. С. Гавронского за рассказ и напоминаем читателям: со ­ кращенный вариант повести «Лосось» идет на мины» опуб­ ликован в № 19, 21, 22, 23 и 24 1989 года. Ш к а г е д и р о м и н т с р н <■. — _ В Р Ы Б О Л О В НЫ Й Т РА У ­ Л Е Р «Коминтерн» (бортовой номер 19) сорок восемь лет назад ушел во фронтовое Баренцево море На промысел и канул в сту­ деной пучине. До войны «Коминтерн» был известен стахановскими рейсами. В 1936 году в чис­ ле других трех судов за пять с половиной месяцев выполнил годовой план. МАЕ 1941 года на «Коминтерн» пришел Новый молодой капитан Гри­ горий Ефимович Дубаков. С юных лет он ходил в море, сначала зуйком, потом ма­ тросом. Окончил штурман­ ские курсы. Началась Великая Отече­ ственная война. Часть ры­ боловных траулеров (лучших по техническому состоянию) передали Северному флоту, а часть после небольшого перерыва опять промышляла рыбу. Изменилась тактика лова. Ловили ночью без огней, на ощупь, радиосвязь мол­ чала, соблюдали скрытность, маяки не работали. У Мур­ манского побережья шныря­ ли немецкие эсминцы, под­ стерегали подводные лодки и самолеты. В последний рейс 1941 года в районе Х а р л о в ки на б е з о р уж ­ ны й «Ком ин терн» налетели самолеты . Одна из бомб упала на траулер и... не взорвалась, за с тряла в норпусе . Ры б а ки д ерж а ли сь м уж е с тве н н о , хлад ­ н о кро в н о . Т о л ь ко в п о р т у спе ­ циалисты бомбу вы тащ или И разрядили . После этого случая на­ чальник Главсеврыбпрома попросил командование Се­ верного флота о помощи: —- Дайте хотя бы пулеме­ ты. Обеспечьте охрану. Командующий Головко от­ ветил: — Дать пулеметы на РТ нельзя. Пока их нет. — По­ обещал по мере возможно­ сти охранять траулеры на переходах на промысел и обратно. После небольшого ремонта траулер «Коминтерн» вышел в очередной рейс, который стал для него роковым. Не­ много материалов сохрани­ лось о последнем плавании РТ-19. Есть несколько вос­ поминаний ветеранов. Н. Пятков, участник плавания на РТ «Акула», рассказы­ вал: «В феврале сорок вто­ рого на траулере «Акула» мы вышли из Мурманска и благополучно дошли до Цент­ рального района... В том рей­ се мы встретились с трауле­ ром «Коминтерн». Сошлись на близкое расстояние, по­ приветствовали друг друга гудками. По радио говорить не могли — это было стро­ жайше запрещено, чтобы не выдать место судна против­ нику. Наши моряки были, вероятно, последними, кто видел этот корабль — из рейса он не вернулся...» Ветеран тралового флота А , Черемный вспоминал: «Первого февраля того же года (1942. — В. С.) ушел на промысел и не вернулся РТ-19 «Коминтерн». Болью отозвалась в сердце гибель этого корабля — на нем р а ­ ботало много хороших дру­ зей и знакомых, а капитан Григорий Ефимович Дуба­ ков был мой земляк, мы учились с ним вместе в школе. Стармехом здесь хо­ дил Сергей Дулетов — мой однокашник по Архангель­ ской мореходке. Хорош о я знал и второго механика Ве­ ниамина Шилова* радиста Леонида Поздеева и других друзей, навсегда оставшихся в глубинах моря Баренца». А Р Х И В Т РАЛ О ВО ГО ФЛОТА за годы войны не сохранился, все бумаги, в том числе и относящиеся к траулеру «Коминтерн», сго­ рели в огне мурманских по­ жарищ. Имеются лишь бес­ системные списки погибших рыбаков. Работая с ними, я неожиданно для себя выявил экипаж судна. Выявил бла­ годаря дате 15 марта 1942 года, которая проставлена 34 раза напротив фамилий чле­ нов экипажа. Приведу список пол­ ностью. Возможно, ветераны меня дополнят или испра­ вят, а родные откликнутся. ДУБАКОВ ГРИГОРИЙ ЕФИ­ МОВИЧ — капитан, 1910; ШИЛОВ ВЕНИАМИН АЛЕК­ САНДРОВИЧ — 2-й механик, 1902; ДУЛЕТОВ СЕРГЕЙ АЛЕК­ САНДРОВИЧ — старший ме ­ ханик, 1910; ГОЛЕНКО ГРИГОРИЙ Д А ­ НИЛОВИЧ — помполит, 1916; ПОЗДЕЕВ ЛЕОНИД АНДРЕ­ ЕВИЧ — радист, 1913; ПАКУЛЕВ АНДРЕЙ АЛЕК­ САНДРОВИЧ — 3-й механик, 1902; КОСТАКОВ ИВАН ЕФИМО­ ВИЧ — старший штурман, 1914; МОИСЕЕВ ИВАН ДМИТРИЕ­ ВИЧ — тралмейстер, 1897; ОСИН СТЕПАН ФЕДОРОВИЧ — старший штурман, 1902; ПЕРВЯКОВА АННА СЕМЕ­ НОВНА — помощник повара, 1914; НОВИКОВ ГЕННАДИЙ АЛЕК­ СЕЕВИЧ — 3-й штурман, 1918; НОВИКОВ СТЕПАН ФЕДО ­ РОВИЧ — рыбмастер, 1905; АБЕЛЬЗОТДОВ АСАН — кочегар, 1903; ПЕРМИНОВ ПАВЕЛ АЛЕКСЕ­ ЕВИЧ — матрос, 1915; ПАКШИН ПЕТР ПЕТРОВИЧ — кочегар, 1909; ПЕНТЮШИН МАКСИМ НИ­ КОЛАЕВИЧ — матрос, 1912; КОРОЛЕВ СЕМЕН ИВАНО­ ВИЧ — повар, 1885; КОСТОЛОМОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ — засольщик, 1911; КОТОВ НИКОЛАЙ ИВАНО­ ВИЧ — кочегар, 19-05; КУДРИЦКИЙ МИХАИЛ ЕВ­ ГЕНЬЕВИЧ — матрос, 1924: ЕФРЕМОВ МИХАИЛ МИ ­ ХАЙЛОВИЧ — машинный прак­ тик 1925" ДМИТРИЕВ ДМИТРИЙ КУЗЬ­ МИЧ — матрос, 1907; ВАРАВИН МИХАИЛ МАКСИ ­ МОВИЧ — матрос, 1921; БРАНДТ МАРК САМОЙЛО- ВИЧ — матрос, 1925; БОКОВ АЛЕКСАНДР НИКО­ ЛАЕВИЧ — матрос, 1923; АНТРОПОВ МИХАИЛ АЛЕК­ СЕЕВИЧ — матрос, 1922; ЮДИНЦОВ АЛЕКСЕЙ ВА­ СИЛЬЕВИЧ — матрос, 1914; ЦЫНГАЛЕВ ВАСИЛИЙ ГРИ­ ГОРЬЕВИЧ — матрос, 1923; ШАПОВАЛОВСКИЙ ИВАН САВВОВИЧ — матрос, 1918; ЗЕРЩИКОВ ВАСИЛИЙ ПЕТ­ РОВИЧ — кочегар, 1908; ИГО ТОЙВО ИВАНОВИЧ — помощник тралмейстера, 1920; ФОМИН АНАТОЛИЙ ИВАНО­ ВИЧ — помощник тралмей­ стера, 1903; УШАКОВ ПАВЕЛ ЕВГЕНЬ­ ЕВИЧ — салогрей, 1913; РАНШПИК НИКИФОР КИ- РИЛЛОВИЧ — машинист, 1909. Т РОПА ПОИСКА при­ вела еще к одной уда­ че. Удалось выяснить судь­ бу траулера. РТ-19 «Комин­ терн» потопила немецкая подводная лодка У-436. Случилось это в 12 часов 40 м и н у т 1 марта 1942 года севе­ ро -восточнее Териберского_ мы ­ са. Командир лод ки Зайби ке сообщил об а та ке в квадра те АС8948 не установленно го с уд ­ на в 1500 то н н . Немцы а т а к у осущ е ствляли в надводном по ­ лож е н и и . Через 47 с е ку н д на ­ блюдали в зры в торпеды и бы ­ строе п о гр уж е н и е судна . Ве­ роя тно , ры б а ки не успели да ­ ж е с п у с т и т ь ш л ю п к и или они были разби ты в зры вом . За с ко р о т е ч н о с т ью собы тий нем ­ цы не см о гли пр о ч и та ть на зва ­ ние ж е р т вы . Первого марта и в послед ующ ие дни наша с торо ­ на в этом районе ка ки х -л и б о по терь не имела . Это мог бы ть т о л ь к о « Ком ин тер н» , во звра ­ щ а вш и й ся с промы сла . Вл. СОРОКАЖЕРДЬЕВ. 23марта 1990 года ю РЬШНЬ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz