Рыбный Мурман. 1990 г. Март.
К 45'Летию Великой Победы Х О ЧУ ПОДЕЛИТЬСЯ своими воспоминаниями о службе на тральщике № 32 Северного флота в годы Ве ликой Отечественной войны. В 1941 году я работал прорабом земляных работ на строительстве Верхнешекс- нинской ГЭС Волгостроя НКВД ССС Р . Мобилизация началась в воскресенье 22 июня, ио только в понедель ник я узнал, что мне дали бронь и фронта мне не ви дать. Это было несправедли во. Я твердо знал, что на фрон те нужен более, чем в тылу. po-первых, я был : классным минером флота, во-вторых, в 1939 году, когда началась фин- £ная нампания, я с группой добровольцев попал в состав 18-го особого отдельного легко- /1ыжного добровольческого ком сомольского батальона, кото рый был сформирован в Ярос лавле. Боевое знамя ярослав ского номсомола нам вручил первый секретарь обкома ВЛНСМ Ю. Андропов. Долж ность моя была помощник ко мандира взвода минной раз ведки. Так что к началу Ве ликой Отечественной войны А стал классным специалис том минно-взрывного дела. Через некоторое время по лучил направление на Север ный флот. В Мурманск при был 25 июня 1941 года, а на ТЩ-32 пришел утром 26 июня. Траулер «Лосось» сто ял у стенки, недалеко от С Р З , и на нем полным хо дом шли работы по реконст рукции и вооружению. На полубаке и на юте клепались Основания для 76-мм орудий, на ходовом мостике устанав ливались турели для пулеме тов, на кормовой палубе го товили стеллажи с гнездами для глубинных бомб, крепи лись особые полуклюзы по верх планширя для выпу ска трала Шульца. Главные работы выполнялись рабочи ми й инженерами С Р З , а подсобной силой были все члены экипажа, нарождаю- сильный, выносливый. Он мог без смены отстоять две- три вахты. Человек высоко моральный, честный, с юмо ром. Об Илье Ивановиче Дуг- ладзе, нашем командире, нужно рассказать отдельно: он был фигурой головной, и все то положительное, что создавало Краснознаменный экипаж, формировалось или одобрялось им лично. Он ои будет интересен читате лям «Рыбного Мурмана», которые уже познакомились с сокращенным вариантом повести А. В. Кривенко «Л о сось» идет на мины». Наш корабль нес дозор у западного побережья Коль ского полуострова. Я стоял на вахте у поста сбрасыва ния глубинных бомб. В 16.00 меня должен был сменить минер Иванов. Время под- ВОСПОМИНАНИЯ ИИНЕРА щегося военного корабля — ТЩ-32. В этот период пас часто посещал директор С Р З тов. Сапанадзе. Он был не толь ко земляком, но и другом нашего командира И. И. Дуг- ладзе. С П Е Р ВЫ Х ДНЕЙ на корабле я занялся минно-тральным хозяйством, так как командира БЧ-2, 3 тогда еще не было. Сам ез дил на склад, где отбирал и получал трал, глубинные бомбы, динамометр и т. д. Командир БЧ-2,3 Евгений Михайлов прибыл к нам еще в звании мичмана. После окончания училища имени М. Фрунзе ему предстояло пройти до звания лейтенан та боевую стажировку. При был он к первому выходу ко рабля на боевые испытания, которые начались в Коль ском заливе, а затем про должились в открытом Б а ренцевом море. Евгений Ми хайлов сразу же стал душой боевой части № 2,3. Исключительно яркой фи гурой в пашем экипаже был Аптон Колуш. Большой, никогда не подавлял инициа тиву подчиненных, обладал чувством юмора, был демо кратичен с моряками, поль зовался большим уважением. Теперь о боевых делах. Основная наша служба — участие в конвоях и несение дозора в районе Кольского полуострова и у горла Бело го моря. Служба складыва лась так: 10— 12 суток в дозоре, трое суток в базе. Сначала базировались в Ио- канге, а затем в Архангель ске. В дозоре нас часто бом били фашистские самолеты. И здесь, как правило, отли чался наш командир, кото рый мастераш маневриро вал. Помню , и а к в а в гус те 1941 года мы стояли у пир са в Ио- ка н ге . И вд р у г команда : «-Воз д у х !» Налетели с те р в я тн и ки . Командир отдал п р и к а з : «Со ш в а р то вы х сним а ться !» Все его команды вы полн яли сь без промедления . С коль ко време ни прош ло с те х пор , а я всег да вспом и наю великое мастер ство своего ком а нд ира , бла го даря к о то р ом у мы остались ж и в ы . И еще один эпизод воен ных дней мне бы хотелось описать, так как думаю, что ходило к смене, но вдруг сигнальщик Птицын четко доложил вахтенному коман диру: — Прямо по носу плаваю щая мина! Корабль сбавил ход. На мостике появился командир И. И. Дугладзе, который приказал: «Мину расстре лять!» Мы прошли мимо ми ны. Раздалась команда лей тенанта Е. Михайлова: — Кормовое орудие, товсь! По плавающей мине прямой наводкой — залп! Но море штормило до ше сти баллов. Таких залпов на ши комендоры сделали шесть —- по три каждым орудием. Но мина не была уничтожена. Тогда я обра тился к командиру корабля за разрешением взорвать ми ну подрывным патроном. Разреш ение п о л учи л . С п у с тил ся в трю м за би кф орд о вым ш н ур ом и па троном , а боцман Т а ра н е н ко тем време нем го товил ся к с п у с к у на во д у наш е го я л и ка , ко т о ры й остался на корабле еще с м ир ны х времен. Н а п а рн и ком я вы брал трю м н о го м аш ини с та у к раинца А. Ко зле н ко , п р е к р а с но го гребца . Мы с ним сели в вы валенны й за бор т « т у зи к» , И боцман со своей командой нас, * м я г к о говор я , п лю х н у л в на б еж а вш ую волну . Мы м гно ве н но освободились о т к р ю ч к о в поли спа с та . Мой добровольны й п о м ощ н и к в т у ж е м и н у т у уж е э н е р ги ч н о греб к мине . Ш л и пр о ти в ветра . По п у т и к мине я под го товил подры вной па т - . рон , вставил запал . Патрон об вязал ш ке р том с уд а в ко й . На подходе к мине запалил б и к фордов ш н у р , ле г на ж и в о т , вы т я н у в ле вую р у к у , нащ упал на мине рым , правой р у к о й поднес подры вной па трон , за т я н у л пе тлю на рыме и с к о мандовал : «Весла на воду!» Гребцу помо гали течение и волны . Через п а р у м и н у т дал ком а н д у ; «Притабань !» , ибо нас м о гло о тнес ти во в то р ую опас н ую зо н у (разлета о с кол ко в ). В зры в м ины на д е с я т ки метров поднял столб воды , о кр аш е н ны й ж е л ты м пламенем . Ко гда столб упал , мы стали и с к а т ь свой корабль . Задание было вы полнено ! Через полчаса мы были на родном ТЩ -32. D ДЕКАБРЕ 1942 года ** я прибыл в блокад ный Ленинград. Меня на правили старшим инструк тором минного дела на «До рогу жизни», в инженерную службу Ладожской военной флотилии. Участвовал в бо евых разведках, подготовил более сотни минеров. Со своими минерами освобож дал Ладогу. Командование Ладожской Краейознамеи- ной военной флотилии на градило меня медалью « З а отвагу» и орденом Красной Звезды. Спасибо редакции «Рыб ного Мурмана» за то, что она опубликовала отрывки из повести о моряках ТЩ-32. С уважением — бывший ми нер ТЩ-32 Леонид Станисла вович ГАВРОНСКИЙ. г. Туапсе. ОТ РЕДАКЦИИ. Благодарим Л. С. Гавронского за рассказ и напоминаем читателям: со кращенный вариант повести «Лосось» идет на мины» опуб ликован в № 19, 21, 22, 23 и 24 1989 года. Ш к а г е д и р о м и н т с р н <■. — _ В Р Ы Б О Л О В НЫ Й Т РА У Л Е Р «Коминтерн» (бортовой номер 19) сорок восемь лет назад ушел во фронтовое Баренцево море На промысел и канул в сту деной пучине. До войны «Коминтерн» был известен стахановскими рейсами. В 1936 году в чис ле других трех судов за пять с половиной месяцев выполнил годовой план. МАЕ 1941 года на «Коминтерн» пришел Новый молодой капитан Гри горий Ефимович Дубаков. С юных лет он ходил в море, сначала зуйком, потом ма тросом. Окончил штурман ские курсы. Началась Великая Отече ственная война. Часть ры боловных траулеров (лучших по техническому состоянию) передали Северному флоту, а часть после небольшого перерыва опять промышляла рыбу. Изменилась тактика лова. Ловили ночью без огней, на ощупь, радиосвязь мол чала, соблюдали скрытность, маяки не работали. У Мур манского побережья шныря ли немецкие эсминцы, под стерегали подводные лодки и самолеты. В последний рейс 1941 года в районе Х а р л о в ки на б е з о р уж ны й «Ком ин терн» налетели самолеты . Одна из бомб упала на траулер и... не взорвалась, за с тряла в норпусе . Ры б а ки д ерж а ли сь м уж е с тве н н о , хлад н о кро в н о . Т о л ь ко в п о р т у спе циалисты бомбу вы тащ или И разрядили . После этого случая на чальник Главсеврыбпрома попросил командование Се верного флота о помощи: —- Дайте хотя бы пулеме ты. Обеспечьте охрану. Командующий Головко от ветил: — Дать пулеметы на РТ нельзя. Пока их нет. — По обещал по мере возможно сти охранять траулеры на переходах на промысел и обратно. После небольшого ремонта траулер «Коминтерн» вышел в очередной рейс, который стал для него роковым. Не много материалов сохрани лось о последнем плавании РТ-19. Есть несколько вос поминаний ветеранов. Н. Пятков, участник плавания на РТ «Акула», рассказы вал: «В феврале сорок вто рого на траулере «Акула» мы вышли из Мурманска и благополучно дошли до Цент рального района... В том рей се мы встретились с трауле ром «Коминтерн». Сошлись на близкое расстояние, по приветствовали друг друга гудками. По радио говорить не могли — это было стро жайше запрещено, чтобы не выдать место судна против нику. Наши моряки были, вероятно, последними, кто видел этот корабль — из рейса он не вернулся...» Ветеран тралового флота А , Черемный вспоминал: «Первого февраля того же года (1942. — В. С.) ушел на промысел и не вернулся РТ-19 «Коминтерн». Болью отозвалась в сердце гибель этого корабля — на нем р а ботало много хороших дру зей и знакомых, а капитан Григорий Ефимович Дуба ков был мой земляк, мы учились с ним вместе в школе. Стармехом здесь хо дил Сергей Дулетов — мой однокашник по Архангель ской мореходке. Хорош о я знал и второго механика Ве ниамина Шилова* радиста Леонида Поздеева и других друзей, навсегда оставшихся в глубинах моря Баренца». А Р Х И В Т РАЛ О ВО ГО ФЛОТА за годы войны не сохранился, все бумаги, в том числе и относящиеся к траулеру «Коминтерн», сго рели в огне мурманских по жарищ. Имеются лишь бес системные списки погибших рыбаков. Работая с ними, я неожиданно для себя выявил экипаж судна. Выявил бла годаря дате 15 марта 1942 года, которая проставлена 34 раза напротив фамилий чле нов экипажа. Приведу список пол ностью. Возможно, ветераны меня дополнят или испра вят, а родные откликнутся. ДУБАКОВ ГРИГОРИЙ ЕФИ МОВИЧ — капитан, 1910; ШИЛОВ ВЕНИАМИН АЛЕК САНДРОВИЧ — 2-й механик, 1902; ДУЛЕТОВ СЕРГЕЙ АЛЕК САНДРОВИЧ — старший ме ханик, 1910; ГОЛЕНКО ГРИГОРИЙ Д А НИЛОВИЧ — помполит, 1916; ПОЗДЕЕВ ЛЕОНИД АНДРЕ ЕВИЧ — радист, 1913; ПАКУЛЕВ АНДРЕЙ АЛЕК САНДРОВИЧ — 3-й механик, 1902; КОСТАКОВ ИВАН ЕФИМО ВИЧ — старший штурман, 1914; МОИСЕЕВ ИВАН ДМИТРИЕ ВИЧ — тралмейстер, 1897; ОСИН СТЕПАН ФЕДОРОВИЧ — старший штурман, 1902; ПЕРВЯКОВА АННА СЕМЕ НОВНА — помощник повара, 1914; НОВИКОВ ГЕННАДИЙ АЛЕК СЕЕВИЧ — 3-й штурман, 1918; НОВИКОВ СТЕПАН ФЕДО РОВИЧ — рыбмастер, 1905; АБЕЛЬЗОТДОВ АСАН — кочегар, 1903; ПЕРМИНОВ ПАВЕЛ АЛЕКСЕ ЕВИЧ — матрос, 1915; ПАКШИН ПЕТР ПЕТРОВИЧ — кочегар, 1909; ПЕНТЮШИН МАКСИМ НИ КОЛАЕВИЧ — матрос, 1912; КОРОЛЕВ СЕМЕН ИВАНО ВИЧ — повар, 1885; КОСТОЛОМОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ — засольщик, 1911; КОТОВ НИКОЛАЙ ИВАНО ВИЧ — кочегар, 19-05; КУДРИЦКИЙ МИХАИЛ ЕВ ГЕНЬЕВИЧ — матрос, 1924: ЕФРЕМОВ МИХАИЛ МИ ХАЙЛОВИЧ — машинный прак тик 1925" ДМИТРИЕВ ДМИТРИЙ КУЗЬ МИЧ — матрос, 1907; ВАРАВИН МИХАИЛ МАКСИ МОВИЧ — матрос, 1921; БРАНДТ МАРК САМОЙЛО- ВИЧ — матрос, 1925; БОКОВ АЛЕКСАНДР НИКО ЛАЕВИЧ — матрос, 1923; АНТРОПОВ МИХАИЛ АЛЕК СЕЕВИЧ — матрос, 1922; ЮДИНЦОВ АЛЕКСЕЙ ВА СИЛЬЕВИЧ — матрос, 1914; ЦЫНГАЛЕВ ВАСИЛИЙ ГРИ ГОРЬЕВИЧ — матрос, 1923; ШАПОВАЛОВСКИЙ ИВАН САВВОВИЧ — матрос, 1918; ЗЕРЩИКОВ ВАСИЛИЙ ПЕТ РОВИЧ — кочегар, 1908; ИГО ТОЙВО ИВАНОВИЧ — помощник тралмейстера, 1920; ФОМИН АНАТОЛИЙ ИВАНО ВИЧ — помощник тралмей стера, 1903; УШАКОВ ПАВЕЛ ЕВГЕНЬ ЕВИЧ — салогрей, 1913; РАНШПИК НИКИФОР КИ- РИЛЛОВИЧ — машинист, 1909. Т РОПА ПОИСКА при вела еще к одной уда че. Удалось выяснить судь бу траулера. РТ-19 «Комин терн» потопила немецкая подводная лодка У-436. Случилось это в 12 часов 40 м и н у т 1 марта 1942 года севе ро -восточнее Териберского_ мы са. Командир лод ки Зайби ке сообщил об а та ке в квадра те АС8948 не установленно го с уд на в 1500 то н н . Немцы а т а к у осущ е ствляли в надводном по лож е н и и . Через 47 с е ку н д на блюдали в зры в торпеды и бы строе п о гр уж е н и е судна . Ве роя тно , ры б а ки не успели да ж е с п у с т и т ь ш л ю п к и или они были разби ты в зры вом . За с ко р о т е ч н о с т ью собы тий нем цы не см о гли пр о ч и та ть на зва ние ж е р т вы . Первого марта и в послед ующ ие дни наша с торо на в этом районе ка ки х -л и б о по терь не имела . Это мог бы ть т о л ь к о « Ком ин тер н» , во звра щ а вш и й ся с промы сла . Вл. СОРОКАЖЕРДЬЕВ. 23марта 1990 года ю РЬШНЬ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz