Рыбный Мурман. 1990 г. Март.
В областной комитет народного контроля обратился электро монтажник цеха № 7 объединения «Мурманская судоверфь» С. П. Михайлов. В его заявлении говорилось о том, что на предприятии используются приписки объемов судоремонтных работ, выплачиваются незаконные премии руководителям. Все эти нарушения касались деятельности так называемых подряд ных технологических потоков (ПТП). Сотрудники внештатного отдела рыбной промышленности ко митета вместе со специалистами ассоциации «Севрыба» про верили суть заявления С. П. Михайлова. ИДЕИ БЫ Л И Х О Р ОШ И Постоянные читатели «Рыб ного Мурмана», вероятно, помнят публикации о сме лом эксперименте капнтаиа- директора управления «Сев- рыбпромразведка» Г. М. Лейбова. Он предложил идею создания объединен ной подрядной бригады из членов экипажа ремонти рующегося судна и судоре монтников. Эти бригады впоследствии были названы подрядно-хозрасчетными уча стками (ПХУ). Сегодня, ви димо, нет надобности р а с сказывать о том, сколь вы годным для всех было нов шество и о том, как «помо гали» этим ПХУ. Напомнив заголовок последней статьи об этом: «Хорошее дело ни кому ...не нужное» («РМ » , 1989, № 35), скажем лишь, что на головном предприя тии «трансформировали» идею и создали подрядно- тёхнологические потоки (ПТП). Начали создавать их во втором полугодии 1988 года. х Предполагалось, применяя коллективный подряд, ре шить задачу сокращения сроков ремонта судов, по вышения его качества, роста производительности труда, экономии материально-тех нических ресурсов. Надея лись, что новшество будет содействовать развитию творческой инициативы, хо зяйственной самостоятель ности и социалистической предприимчивости. Самое главное, думали организато ры, ремонт судов единым коллективом — это возмож ность для руководства пото ка самостоятельно и опера тивно решать организацион ные вопросы. Ведь па меж цеховую увязку раньше ухо дило очень много времени, вот его-то и планировали со кратить па 15— 20 процен тов. Создали «Положение о ре монте судов методом коллек тивного подряда». Оно пред писывало: между админист рацией объединения и под рядным коллективом заклю чается договор, ПТП прини мает па себя выполнение ра бот на каждом из закреплен ных за ним судов, причем в с р о к ,. установленный в соот ветствии с ремонтными ве домостями и технической до кументацией, обеспечивая достоверность учета этих ра бот и отчетности. Админист рация должна обеспечить подрядный коллектив всем необходимым для ремонта судна, в том числе услугами контрагентских организаций и цехов объединения, про изводить оплату труда ПТП за выполненный объем судо ремонтных работ, обеспе чить учет и анализ выполне ния коллективом всех уста новленных показателей. А основу экономических отно шений между подрядным коллективом и другими уча стниками ремонта судов должны были составить хо зяйственные договоры. А ЧТО НА ДЕЛЕ? На практике получилось куда хуже задуманного. Д о говоры не заключались, зна чит, правовые отношения коллективов с контрагента ми оказались не определен ными. Это исключало взаим ную ответственность, взаим ный спрос. Да п в организационном плане улучшения не насту 23 марта 1990 года пило. Достаточно сказать, что за год сменились два начальника ПТП-74. Эконо мистов включили в потоки только осенью прошлого го да, за 3-4 месяца до р а сф ор мирования ПТП. Ну а как же главное — качество, сроки ремонта? Увы, качество не улучши лось, более того, проверка установила, что были слу чаи сборки и ремонта узлов и механизмов с грубейшими нарушениями требований нормативно-технической до кументации. Часть из них пришлось переделывать, по другой части — пересогласо вывать проекты (БАТ «Иван Снвко», БМ РТ «Нарочь»). Не удалось добиться и со кращения сроков нахожде ния судов в ремонте. По графику планировалось в 1989 году выпустить из ре монта 14 судов, вышло 9. Превышение сроков соста вило 810 судо-суток. Но, судя по договорам с судовладельцами, наоборот, сэкономлено (досрочиость) 66 дней. Как же так? Проверка установила, что руководство Мурманской су доверфи, учитывая острый дефицит размещения судов бассейна в ремонт, при за ключении договоров и в хо де ремонта навязывало су довладельцам свою волю, до биваясь переноса сроков его окончания на более позднее время. Причем нередко без всяких обосновании. Если судовладелец просил о вы полнении дополнительных объемов работ, то па судо верфи использовали эту просьбу опять же для про дления сроков ремонта. Вот пример. Заключая с « Мурма1фыбп ромом » дого вор па ремонт БМРТ «Н а рочь», судоверфь настаива ла перенести дату его окон чания па 51 сутки позднее срока, предусмотренного ею же составленным графиком. При заключении дополни тельного соглашения срок отодвинут па 52 дня. Еще одно соглашение — и срок окончания сдвигается еще на 20 суток, хотя для выполне ния объема дополнитель ных работ требовалось все го 5— 6 дней. Однако и в этот срок ремонт не был за копчен. З а счет обещания сократить время ремонта другого судна судоверфь до билась согласия флота па продление на 21 сутки (про сила 25). Таким образом, траулер вышел из ремонта па 132 дня позлее срока, установленного договором, хотя для выполнения допол нительных работ требова лось лишь 47 суток. Ещ е . несколько примеров. При заключении договора на ремонт БМРТ «Внуково» судоверфь сразу же поста вила вопрос о переносе ср о ка его окончания с 11 янва ря па 27 марта (речь о про шлом годе). Когда это не удалось, добилась переноса на 1 марта. в дальнейшем требовала отодвинуть на 10 марта. Ремонт завершен 15 февраля, то есть на 35 су ток позже установленного графиком срока. А для вы полнения дополнительных работ на этом траулере тре бовалось всего семь дней. И, что интересно, за «досроч- пость» окончания ремонта БМ РТ «Внуково» судоверфь получила от «Мурманрыб прома» 16133 рубля... пре мии! По материалам проверки областным комитетом народного контроля Аналогичная ситуация и с БМ РТ «Петрозаводск». Ре монт закопчен на 124 дня позднее установленного до говором срока, хотя объем дополнительных работ впол не «вписывался» в 62 суток. А вот еще довольно лю бопытный факт. При заклю чении договора на ремонт буксира «Гонец» сроки не удлинялись. Но в один пре красный день и. о. началь ника производственно-диспет черского отдела Е. И. Поле- щук пишет служебную запи ску главному строителю В. Я. Широчкину, в которой просит дать предложения по обоснованию продления с р о ка ремонта. Главный строи тель отвечает, что обоснова ний пет. Однако судовла дельцу было направлено до полнительное соглашение о переносе срока окончания на 10 суток, хотя па изготовле ние недостающей запчасти требовалось гораздо мень шее время. Вот так работало «Поло жение о ремонте судов ме тодом коллективного подря да». Система премирования, узаконенная им, ориентиро вала людей на «вал», выра ботку сметных часов. Имен но за это они и получали 35 процентов премиальных. Ко нечно, разве сравнимы эти 35 процентов с пятью про центами премии за оконча ние в срок* или досрочно ре монта плановых судов! Я с но, что подрядному коллек тиву выгодней искать рабо ту па стороне, чтобы прине сти в «копилку» больше сметных часов, чем расши рять фронт работ па «тяже лых» плановых судах. З а 11 месяцев 1989 года техноло гические потоки с разреше ния и. о. заместителя дирек тора судоверфи В. С. Соко лова отработали на внепла новых объектах 146 тысяч сметных часов. Однако каж дый из этих потоков не вы полнял план собственных ра бот па объектах в течение от трех до пяти месяцев. Что касается начальников ПТП. то при составлении месячных отчетов они любы ми путями стремились «вы вести» план. Так, ПТП-74, где недоставало 37 человек, выполнил план января па 107 процентов, а план мар та на 117, хотя не хватало уже 46 человек-. Службы объединения за няли позицию невмешатель ства в дела ПТП, не утруж дая себя анализом столь по разительных «успехов» в работе потоков. Несмотря па 8 невыполнение планов соо- ствениых работ, более низ кую, чем в цехах, выработ ку па одного рабочего — 96,6 процента, средняя за работная плата в ПТП была выше — 106,3 процента. Возросла и зарплата у ин женерно-технических р а ботников потоков. Например, в июне 1989 года начальник ПТГ1-75 тов. Чередниченко получил вместе с премией 809 рублей — это без уче та «полярок» и коэффициен та. И это в то время, как на головном предприятии в те чение семи месяцев (из 11) не выполнялся план по вы пуску товарной продукции, что, естественно, создавало трудности в выплате зарпла ты. А вот план по валовой продукции перевыполнялся, то есть возрастал объем не завершенного производства Падала дисциплина. Р а бочие потоков прогуляли 39 дней — 11 процентов от всех нарушений дисциплины на головном предприятии за прошлый год. Однако 11 прогульщиков не получили никаких взысканий. ПОЛУЧИТЕ ПО «ЗА СЛУГАМ » В августе 1989 года ко миссия объединения устано вила у ПТП-74 приписки объемов выполненных работ на 24— 26 тысяч сметных часов. Через три месяца производится проверка Г1ТИ- 78 и выясняется, что здесь приписки составляют 160,7 тысячи сметных часов. И тогда принимается решение проверить остальные ПТП, что и производят в послед них числах декабря. Резуль тат? По трем потокам (74, 75 и 78) приписки составили 402,1 тысячи сметных ча сов (около трех миллионов рублей валовой продукции). Но ведь уже выплачено р а бочим свыше 201 тысячи рублей — это без учета премий. И, наконец, с 1 ян варя 1990 года ПТП были ликвидированы, рабочих вер нули в цеха. С долгами по токов. Последовал приказ но объединению. Руководители отделов, бывшие начальники ПТП-74 и 75, привлечены к дисциплинарной ответствен ности. Но не к материаль ной. Мурманский областной комитет народного контроля на основании проведенной проверки принял 2 марта 1990 года постановление. «З а несвоевременное при нятие мер по устранению серьезных недостатков в р а боте ПТП, непринятие мер по возмещению ущерба за счет виновных и. о. гене рального директора Е. А. Корейскому поставить на вид. Обязать Е. А. Коренско- го принять меры по возме щению ущерба от приписок судоремонтных работ за счет виновных лиц. З а невыполнение слу жебных обязанностей по ко ординации внедрения кол лективного подряда в судо ремонте ...что повлекло не законную выплату денеж ных средств, н. о. замести теля генерального директо ра по производству В. С. С о колову объявить выговор. З а невыполнение служеб ных обязанностей по органи зации учета и анализа^эко- номнческих показателей р а боты ПТП, утверждение ежемесячных отчетов на чальников потоков, содер жащих приписки объемов... заместителю генерального директора по экономике Г. В. Румянцеву объявить строгий выговор. З а неосуществление конт роля за работой ПТП, до стоверностью учета и отчет ности ...незаконную выпла ту денежных средств глав ному бухгалтеру В. В. Ба- лярскому объявить строгий выговор. В частичное возмещение материального ущерба, при чиненного государству в сум ме более 200 тысяч рублен не законной выплатой денеж ных средств вследствие при писок объема судоремонтных работ, произвести денежные начеты на В. С. Соколова в размере месячного оклада в сумме 370 рублей, Г. Р у мянцева — в размере трех месячных окладов в сумме 1050 рублей, В. В. Баляр- ского — в размере трех ме сячных окладов в сумме 1050 рублей. Бухгалтерии Мурманской судоверфи удерживать с В. С. Соколова, Г. В. Р у мянцева, В. В. Балярского ежемесячно по 20 процен тов заработной платы до полного погашения начета и перечислять взысканные суммы в доход союзного бюджета...» Вот так закончилась эпо пея с подрядно-технологиче скими потоками. Л. ШАМШУРИН , инспектор М урманского областного комитета на родного контроля. И. БЕРЕЗЮК, наш корр . РЫБНЫЙ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz