Рыбный Мурман. 1990 г. Март.
ДИСЦИПЛИНА И ДЕМОКРАТИЯ АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ Положительные тенденции в экономике и социальной сфере на волне демократизации сопровождаются ростом нарушении трудовой дисциплины в экипажах. Чаще всего это — игнориро вание требований Устава службы на судах флота рыбной про мышленности СССР. Некоторые экипажи восприняли дем о кра тизацию как вседозволенность, самоуправство, удовлетворение потребительских и иждивенческих амбиций, забыв о том, что де мократия — это прежде всего дисциплина и организованность. На капитанов судов начинают «давить» с тем, чтобы они изме нили рейсовое задание, сократили выпуск пищевой рыбной про дукции, ' моряки требуют внеплановых заходов в иностранные порты, нередки случаи отказа заниматься внутрисудовыми рабо тами. На судах, находящихся на промысле и в иностранных пор- тах, стала распространяться «эпидемйя» пьянства. Такое положение дел вызвало озабоченность и тревогу у ка питанов судов и их первых помощников, по инициативе которых в объединении состоялось совещание. В нем приняли участие генеральный директор В. Д. Демяненко, его заместители, на чальники служб и отделов, члены совета трудового коллектива, парткома, профкома и комитета ВЛКСМ. Основным лейтмотивом выступлений участников совещания было мнение, что демократические преобразования в экономи ке и социальной сфере захлебнутся в море хаоса, если в эки пажах во главу угла не будет поставлена работа по укреплению трудовой и производственной дисциплины на основе обязатель ного выполнения требований Устава службы. Впрочем, предо ставим слово самим участникам совещания. Капитан-директор В. В. Конев: — Моя попытка построить в экипаже работу на демократиче ских принципах не удалась, нарушения Устава службы возросли. Совет трудового коллектива экипажа не оказывает помощи в повышении трудовой и производственной дисциплины. Первый помощник капитана Н. В. Сысоев: — Устав службы на судах флота рыбной промышленности СССР и Устав о дисциплине работников флота рыбной промыш ленности СССР должны быть основными руководящими д о ку ментами на судне, их требования надо включать в коллективный трудовой договор. Капитан-директор А. С. Маричев: — Действия капитана и его первого помощника в укреплении трудовой дисциплины на судне должны быть согласованными. Капитану необходимо предоставить исключительное право спи сывать с судна любого члена экипажа, нарушившего дисциплину. Капитан-директор С. М. Полянский: ■— Основным руководящим документом должен быть коллек тивный договор, в котором целесообразно провести идею капи танского единоначалия. Это не противоречит требованиям Уста ва службы. Капитан-директор В. И. Мятас: — Происходящие процессы демократизации не остановить, но они должны служить укреплению трудовой дисциплины. Пример • выполнении требований Устава службы обязаны показывать прежде всего капитаны. Капитан-директор В. Г. Чернигин: — Первым помощникам капитана следует вплотную вникать в производственную работу, а не только заниматься культурно- массовыми мероприятиями. Подстрекателей к нарушениям тр у довой дисциплины надо списывать с судов безоговорочно. Первый помощник капитана Ю. Г. Жуков : — Необходимо возродить значение Устава службы в у кр е п лении трудовой дисциплины в экипажах. Это — основной р у ко водящий документ, его требования должны быть отражены в коллективном трудовом договоре. Совет трудового коллектива экипажа является лишним звеном, не способствующим ни под держанию дисциплины, ни решению экономических задач. Необ ходимо также повысить роль среднего и младшего командного состава в воспитательной работе на судне. Капитан-директор В. А. Дубойский : — Экипаж должен знать свои экономические задачи, месяч ные нормы по труду. Считаю недопустимым проведение заба стовок в море на судах. Эта необходимо отразить в коллектив ном трудовом договоре. Нужен статус капитана судна и поло жение о первом помощнике капитана, но — обновленные д о ку менты, отражающие происходящие процессы демократизации. Первый помощник капитана О. Т. Метелев: •— Совет трудового коллектива экипажа не нужен. От него нет пользы ни в укреплении дисциплины, ни в решении произ водственных вопросов. На судне есть профсоюзная организация, которая решает свойственные ей задачи. Необходимо поднять авторитет капитанов, добиться их правовой защищенности. Капитан-директор Г.Ф. Головнин: *— Надо умело организовывать труд, укреплять дисциплину в экипаже. Следует поставить дело так, чтобы сверхплановая про дукция, выработанная экипажем, продавалась за границу. При нимая решение, капитан должен учитывать мнение членов эки пажа. Но окончательное слово должно оставаться за капитаном. Капитан-директор Д . ф. Понявин: • Капитан должен ответственно относиться к комплектова нию экипажа. Как требует Устав службы, он обязан быть едино начальником. На промысле надо постоянно информировать м о ряков о ходе выполнения рейсового задания. Капитан-директор, председатель совета трудового коллекти ва объединения А. В. Абакумов : Следует поднять роль и ответственность каждого экипажа ой производственную деятельность объединения в целом. Сверх плановую продукцию , выработанную экипажем, продавать само стоятельно. Повышать роль всего командного плавсостава в у к реплении дисциплины в экипаже на основе требований Устава службы. Поднимать трудовую дисциплину небходимо также с помощью экономических рычагов, заинтересованности членов экипажа в результатах своего труда. Вот такой заинтересованный разговор состоялся на севещании капитанов и их первых помощников. М ожно соглашаться или не соглашайся с высказанными мнениями. Но участники совещания правы в главном: без дисциплины и организованности демо кратия обречена на гибель. Укреплению дисциплины альтерна тивы для торжества демократии нет. Г. ЮДЕНКО, член совета профилактики правонарушений объединения «Мурманрыбпром». Новая экономическая политика Хозяева или поденщики? - Точка зрения О гласности, демократии, по вышении материального благо состояния сейчас говорят до статочно много. Но не совсем ясно: как и откуда все это возьмется. Мне кажется, что большинство из нас надеется, что как-нибудь кто-то что-то сделает. Возьмем производственную единицу — судно. Что наблю дается? В целом — потреби тельское отношение к матери альным ценностям. Зачастую механизмы, системы конструк ции судна изнашиваются преж девременно из-за технически безграмотной эксплуатации су дна в целом. Плохо работать стало нор мой жизни, многие уже просто перестали понимать, как это — «работать хорошо». Для опра вдания придумываются сотни причин: нет запчастей, краски, материалов. Согласен, у ко го - то, может быть, и нет. Но кто подсчитал точно или хотя бы прикинул; сколько запчастей, материалов, того же дерева, подарено морю , сколько крас ки высохло от небрежного хранения. Порой ссылаются на нехватку времени для профи лактики механизмов, узлов, конструкций. Переходы есть? Да. Но матросы рыбофабрики и их горе-командиры почему- то решили, что на переходе ра ботать не надо. Капитаны, старпомы, помполиты, не ж е лая портить отношения с эки пажем, прикрываясь «микро климатом в коллективе», по творствуют нерадивым членам команды. Судоремонтные предприя тия перегружены, отчисления на ремонт от добывающих фло тов огромные. Обратите вни мание на перспективные суда типа «Горизонт»: в каком виде они предстают перед ремон том. И это лишь после 10 лет эксплуатации. Считаю, хватит заниматься говорильней, в пер вую очередь каждому следует научиться всякую работу вы полнять качественно. Полный хозрасчет сразу выявит, кто есть кто. Средства на модер низацию, установку современ ного оборудования. ремонт, многие другие статьи расходов необходимо заработать. А вот то, что останется, — на зар плату экипажу. А то почему-то статьи затрат многими не учи тываются, хотя цены сейчас такие... Например, топливный насос высокого давления глав ного двигателя мощностью 3500 лошадиных сил стоит око- ко 9000 рублей. О стоимости распредвала и говорить-то страшновато. Недожал, пере жал, вовремя не произвел пла ново-предупредительный ос мотр — остался без жилья. М ожно даже не вникать до тонкостей в любое производ ство. Достаточно пройти на территорию любого предприя тия и безошибочно опреде лить — хозяева работают здесь или поденщики. Д о р о го стоящее оборудование, мате риалы лежат под открытым не бом, в грязи. Хуже, чем мы, уже никто не работает. Мурманский траловый флот пополняется судами типа «Мо- онзунд». Хорошие суда, а отно шение к ним бесхозяйствен ное. Возьмем, к примеру, РТМК-с «Адмирал Стариков». В первом рейсе были повреж дены леерное ограждение, тру бопроводные системы, на их ремонт ушло 186 нормо-часов. Неужели старший помощник капитана не в состоянии обя зать боцмана, технолога, стар шего мастера добычи просто выполнять свои обязанности? Перед выгрузкой не ведется подготовка по защите палуб ных механизмов, внешних ко н струкций от повреждения. ^ «Авось», «как-нибудь про несет» — вот основные деви зы работы. Без горького сож а ления трудно смотреть на про мысловые корабли. Куда де вались вошедший в поговорку безукоризненный морской по рядок, аккуратность во всех де лах, работах. Опять ждем спа сителя со стороны, а сами к о выряемся кое-как. До каких пор будут разбазариваться с таким трудом заработанные средства? До каких пор добы вающий флот будет обузой государству? Д . НИКИШИН, старший механик РТМК-с «Адмирал Стариков». Товары — народу 23 марта 1990 года Г ДЕ можно купить двухъ ярусные детские крова ти, изготовленные в объеди нении «Мурманская судо верфь»? Нетрудно убедиться, что спрос значительно пре вышает предложения. То есть были бы товары, за же лающими дело не станет. Почему же в таком случае медлят, не прибавляют в их выпуске «севрыбовскпе» предприятия? Ну, что не при бавляют — это, по правде говоря, не совсем соответст вует действительности. К примеру, одна только ф а брика орудий лова за каких- нибудь два-три года увели чила изготовление предметов для бытовык нужд населения в десять (!) раз. Заглянем в список про фильных предприятии горо да, то есть таких, для кото рых этот самый <•ширпо треб», столь молниеносно смываемый волнами покупа тельского спроса, должен со ставлять (в отличие от «сев- рыбовских») смысл сущест вования. Здесь такие «киты» местной индустрии, как за вод <Металлист», Мурман ская швейная фабрика... Спи сок* при желании можно про должить. Видим, увеличение объемов продукции предпо лагается не очень-то замет ное. Едва перекрывающее (для таких-то солидных кол лективов!) двестн-триста ты сяч рублей в год. Конечно, это тоже рост. И его никак не сбросишь со счета. Но хочется подчерк нуть другое. Не оттого ли па прилавках наших все еще не слишком густо, что одни яв но не торопятся? В то время другие прибавляют и приба вляют к своим и без того многочисленным заботам но вые. Почему идут па это? Чем рискуют? На первый во прос ответ найти несложно. В «Севрыбе> считают: если не они, то кто же? И это со- 4 На голом ответствует действительно сти. Со вторым вопросом — сложнее. И об этом (чем ри скуют, чем и как осложняют себе жизнь) стоит поговорить подробнее. На фабрике орудий лова из уст директора Р . С. Ку- лахметова довелось услы шать ну если не жалобу (та кое здесь, в общем-то, нети пично), скорее реплику. —■Один квалифицирован ный рабочий-сдельщик может дать у пас продукции в год па сто тысяч рублей. А вот тот же рабочий, переведен ный на выпуск товаров на родного потребления, едва дотягивает до уровня каких- нибудь десяти тысяч... Неоднократно затем убеж дался: в таких непростых ус ловиях находятся ведь и на других предприятиях бассей на. Ощутимые издержки здесь, как правило, покрыва ются только умелой органи зацией труда, экономией ма териалов... Тем не менее проблемы-то остаются. ...Деревообрабатываю щ и й цех Мурманской судоверфи. В настоящее время он, на мой взгляд, уже явно пере рос свое основное предназна чение — осуществлять ре монтные столярные работы па судах. Такое чувство, что кухонная мебель, производст во тех же двухъярусных кро ватей, тумбочек, подставок под телефон и многое другое, без чего так трудно обхо диться в нашем быту, вот-вот вытеснит то, во имя чего он некогда создавался. — Конечно, такое вряд ли случится, — рассеивает сом нения начальник цеха А. М. Макаревич. — Хотя бы по той причине, что очень не просто решается сейчас ос новной вопрос: о дополни тельных фондах. Где их взять, откуда? Тут вопрос вопросов. Действительно, будут вы делены лимиты — будет и та заветная (и заметная в магазинах) прибавка в това рах. А пока болезнь эта — застарелая, тянется не один год. Да и сколько еще протя нет тот же деревообрабаты вающий цех на голодном фондовом пайке? ♦ Раньше принято было в моменты обострений, таких вот нехваток, направлять «хо доков» по минрыбхозовским кабинетам. В надежде, что проявят там благосклонность к нуждам-заботам северян, помогут, посодействуют вы делением из неведомых за кромов сверхлимитных поста вок. С этой целыо и сам ^а- каз на ширпотреб в с е ^ г стремились брать пооснова тельней, цель-то благая, кровно связанная с нужда ми и запросами людей. Но на практике выходило так. что от родного министерства слышалось лишь отеческое благословение... на повы шенный энтузиазм и иници ативу. Подкрепить же мате риально устремления па ме стах в верхах не спешили. — Сейчас, в связи с хоз расчетом, — подчеркивает Анатолий Михайлович, — кланяться в ноги высокому начальству в надежде «вы бить» положенное, вроде как стало не в традиции. Взамен широким фронтом идут пря мые договоры. Дело это по вое. Во многом необычное. Главное, что уповать не на кого. Расчет только па себя. РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz