Рыбный Мурман. 1990 г. Март.

ДИСЦИПЛИНА И ДЕМОКРАТИЯ АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ Положительные тенденции в экономике и социальной сфере на волне демократизации сопровождаются ростом нарушении трудовой дисциплины в экипажах. Чаще всего это — игнориро ­ вание требований Устава службы на судах флота рыбной про ­ мышленности СССР. Некоторые экипажи восприняли дем о кра ­ тизацию как вседозволенность, самоуправство, удовлетворение потребительских и иждивенческих амбиций, забыв о том, что де ­ мократия — это прежде всего дисциплина и организованность. На капитанов судов начинают «давить» с тем, чтобы они изме­ нили рейсовое задание, сократили выпуск пищевой рыбной про ­ дукции, ' моряки требуют внеплановых заходов в иностранные порты, нередки случаи отказа заниматься внутрисудовыми рабо­ тами. На судах, находящихся на промысле и в иностранных пор- тах, стала распространяться «эпидемйя» пьянства. Такое положение дел вызвало озабоченность и тревогу у ка ­ питанов судов и их первых помощников, по инициативе которых в объединении состоялось совещание. В нем приняли участие генеральный директор В. Д. Демяненко, его заместители, на­ чальники служб и отделов, члены совета трудового коллектива, парткома, профкома и комитета ВЛКСМ. Основным лейтмотивом выступлений участников совещания было мнение, что демократические преобразования в экономи­ ке и социальной сфере захлебнутся в море хаоса, если в эки ­ пажах во главу угла не будет поставлена работа по укреплению трудовой и производственной дисциплины на основе обязатель­ ного выполнения требований Устава службы. Впрочем, предо­ ставим слово самим участникам совещания. Капитан-директор В. В. Конев: — Моя попытка построить в экипаже работу на демократиче­ ских принципах не удалась, нарушения Устава службы возросли. Совет трудового коллектива экипажа не оказывает помощи в повышении трудовой и производственной дисциплины. Первый помощник капитана Н. В. Сысоев: — Устав службы на судах флота рыбной промышленности СССР и Устав о дисциплине работников флота рыбной промыш ­ ленности СССР должны быть основными руководящими д о ку ­ ментами на судне, их требования надо включать в коллективный трудовой договор. Капитан-директор А. С. Маричев: — Действия капитана и его первого помощника в укреплении трудовой дисциплины на судне должны быть согласованными. Капитану необходимо предоставить исключительное право спи­ сывать с судна любого члена экипажа, нарушившего дисциплину. Капитан-директор С. М. Полянский: ■— Основным руководящим документом должен быть коллек­ тивный договор, в котором целесообразно провести идею капи­ танского единоначалия. Это не противоречит требованиям Уста­ ва службы. Капитан-директор В. И. Мятас: — Происходящие процессы демократизации не остановить, но они должны служить укреплению трудовой дисциплины. Пример • выполнении требований Устава службы обязаны показывать прежде всего капитаны. Капитан-директор В. Г. Чернигин: — Первым помощникам капитана следует вплотную вникать в производственную работу, а не только заниматься культурно- массовыми мероприятиями. Подстрекателей к нарушениям тр у ­ довой дисциплины надо списывать с судов безоговорочно. Первый помощник капитана Ю. Г. Жуков : — Необходимо возродить значение Устава службы в у кр е п ­ лении трудовой дисциплины в экипажах. Это — основной р у ко ­ водящий документ, его требования должны быть отражены в коллективном трудовом договоре. Совет трудового коллектива экипажа является лишним звеном, не способствующим ни под­ держанию дисциплины, ни решению экономических задач. Необ­ ходимо также повысить роль среднего и младшего командного состава в воспитательной работе на судне. Капитан-директор В. А. Дубойский : — Экипаж должен знать свои экономические задачи, месяч­ ные нормы по труду. Считаю недопустимым проведение заба­ стовок в море на судах. Эта необходимо отразить в коллектив­ ном трудовом договоре. Нужен статус капитана судна и поло­ жение о первом помощнике капитана, но — обновленные д о ку ­ менты, отражающие происходящие процессы демократизации. Первый помощник капитана О. Т. Метелев: •— Совет трудового коллектива экипажа не нужен. От него нет пользы ни в укреплении дисциплины, ни в решении произ­ водственных вопросов. На судне есть профсоюзная организация, которая решает свойственные ей задачи. Необходимо поднять авторитет капитанов, добиться их правовой защищенности. Капитан-директор Г.Ф. Головнин: *— Надо умело организовывать труд, укреплять дисциплину в экипаже. Следует поставить дело так, чтобы сверхплановая про­ дукция, выработанная экипажем, продавалась за границу. При­ нимая решение, капитан должен учитывать мнение членов эки­ пажа. Но окончательное слово должно оставаться за капитаном. Капитан-директор Д . ф. Понявин: • Капитан должен ответственно относиться к комплектова­ нию экипажа. Как требует Устав службы, он обязан быть едино­ начальником. На промысле надо постоянно информировать м о ­ ряков о ходе выполнения рейсового задания. Капитан-директор, председатель совета трудового коллекти­ ва объединения А. В. Абакумов : Следует поднять роль и ответственность каждого экипажа ой производственную деятельность объединения в целом. Сверх­ плановую продукцию , выработанную экипажем, продавать само­ стоятельно. Повышать роль всего командного плавсостава в у к ­ реплении дисциплины в экипаже на основе требований Устава службы. Поднимать трудовую дисциплину небходимо также с помощью экономических рычагов, заинтересованности членов экипажа в результатах своего труда. Вот такой заинтересованный разговор состоялся на севещании капитанов и их первых помощников. М ожно соглашаться или не соглашайся с высказанными мнениями. Но участники совещания правы в главном: без дисциплины и организованности демо­ кратия обречена на гибель. Укреплению дисциплины альтерна­ тивы для торжества демократии нет. Г. ЮДЕНКО, член совета профилактики правонарушений объединения «Мурманрыбпром». Новая экономическая политика Хозяева или поденщики? - Точка зрения О гласности, демократии, по­ вышении материального благо­ состояния сейчас говорят до ­ статочно много. Но не совсем ясно: как и откуда все это возьмется. Мне кажется, что большинство из нас надеется, что как-нибудь кто-то что-то сделает. Возьмем производственную единицу — судно. Что наблю­ дается? В целом — потреби­ тельское отношение к матери­ альным ценностям. Зачастую механизмы, системы конструк­ ции судна изнашиваются преж ­ девременно из-за технически безграмотной эксплуатации су­ дна в целом. Плохо работать стало нор­ мой жизни, многие уже просто перестали понимать, как это — «работать хорошо». Для опра­ вдания придумываются сотни причин: нет запчастей, краски, материалов. Согласен, у ко го - то, может быть, и нет. Но кто подсчитал точно или хотя бы прикинул; сколько запчастей, материалов, того же дерева, подарено морю , сколько крас­ ки высохло от небрежного хранения. Порой ссылаются на нехватку времени для профи­ лактики механизмов, узлов, конструкций. Переходы есть? Да. Но матросы рыбофабрики и их горе-командиры почему- то решили, что на переходе ра­ ботать не надо. Капитаны, старпомы, помполиты, не ж е ­ лая портить отношения с эки ­ пажем, прикрываясь «микро ­ климатом в коллективе», по­ творствуют нерадивым членам команды. Судоремонтные предприя­ тия перегружены, отчисления на ремонт от добывающих фло­ тов огромные. Обратите вни­ мание на перспективные суда типа «Горизонт»: в каком виде они предстают перед ремон­ том. И это лишь после 10 лет эксплуатации. Считаю, хватит заниматься говорильней, в пер­ вую очередь каждому следует научиться всякую работу вы­ полнять качественно. Полный хозрасчет сразу выявит, кто есть кто. Средства на модер ­ низацию, установку современ­ ного оборудования. ремонт, многие другие статьи расходов необходимо заработать. А вот то, что останется, — на зар­ плату экипажу. А то почему-то статьи затрат многими не учи­ тываются, хотя цены сейчас такие... Например, топливный насос высокого давления глав­ ного двигателя мощностью 3500 лошадиных сил стоит око- ко 9000 рублей. О стоимости распредвала и говорить-то страшновато. Недожал, пере­ жал, вовремя не произвел пла­ ново-предупредительный ос­ мотр — остался без жилья. М ожно даже не вникать до тонкостей в любое производ­ ство. Достаточно пройти на территорию любого предприя­ тия и безошибочно опреде ­ лить — хозяева работают здесь или поденщики. Д о р о го ­ стоящее оборудование, мате­ риалы лежат под открытым не­ бом, в грязи. Хуже, чем мы, уже никто не работает. Мурманский траловый флот пополняется судами типа «Мо- онзунд». Хорошие суда, а отно­ шение к ним бесхозяйствен­ ное. Возьмем, к примеру, РТМК-с «Адмирал Стариков». В первом рейсе были повреж ­ дены леерное ограждение, тру ­ бопроводные системы, на их ремонт ушло 186 нормо-часов. Неужели старший помощник капитана не в состоянии обя ­ зать боцмана, технолога, стар­ шего мастера добычи просто выполнять свои обязанности? Перед выгрузкой не ведется подготовка по защите палуб­ ных механизмов, внешних ко н ­ струкций от повреждения. ^ «Авось», «как-нибудь про ­ несет» — вот основные деви­ зы работы. Без горького сож а ­ ления трудно смотреть на про ­ мысловые корабли. Куда де ­ вались вошедший в поговорку безукоризненный морской по­ рядок, аккуратность во всех де ­ лах, работах. Опять ждем спа­ сителя со стороны, а сами к о ­ выряемся кое-как. До каких пор будут разбазариваться с таким трудом заработанные средства? До каких пор добы ­ вающий флот будет обузой государству? Д . НИКИШИН, старший механик РТМК-с «Адмирал Стариков». Товары — народу 23 марта 1990 года Г ДЕ можно купить двухъ­ ярусные детские крова­ ти, изготовленные в объеди­ нении «Мурманская судо­ верфь»? Нетрудно убедиться, что спрос значительно пре­ вышает предложения. То есть были бы товары, за же­ лающими дело не станет. Почему же в таком случае медлят, не прибавляют в их выпуске «севрыбовскпе» предприятия? Ну, что не при­ бавляют — это, по правде говоря, не совсем соответст­ вует действительности. К примеру, одна только ф а ­ брика орудий лова за каких- нибудь два-три года увели­ чила изготовление предметов для бытовык нужд населения в десять (!) раз. Заглянем в список про­ фильных предприятии горо­ да, то есть таких, для кото­ рых этот самый <•ширпо­ треб», столь молниеносно смываемый волнами покупа­ тельского спроса, должен со ­ ставлять (в отличие от «сев- рыбовских») смысл сущест­ вования. Здесь такие «киты» местной индустрии, как за ­ вод <Металлист», Мурман­ ская швейная фабрика... Спи­ сок* при желании можно про­ должить. Видим, увеличение объемов продукции предпо­ лагается не очень-то замет­ ное. Едва перекрывающее (для таких-то солидных кол­ лективов!) двестн-триста ты­ сяч рублей в год. Конечно, это тоже рост. И его никак не сбросишь со счета. Но хочется подчерк­ нуть другое. Не оттого ли па прилавках наших все еще не слишком густо, что одни яв­ но не торопятся? В то время другие прибавляют и приба­ вляют к своим и без того многочисленным заботам но­ вые. Почему идут па это? Чем рискуют? На первый во­ прос ответ найти несложно. В «Севрыбе> считают: если не они, то кто же? И это со- 4 На голом ответствует действительно­ сти. Со вторым вопросом — сложнее. И об этом (чем ри­ скуют, чем и как осложняют себе жизнь) стоит поговорить подробнее. На фабрике орудий лова из уст директора Р . С. Ку- лахметова довелось услы­ шать ну если не жалобу (та­ кое здесь, в общем-то, нети­ пично), скорее реплику. —■Один квалифицирован­ ный рабочий-сдельщик может дать у пас продукции в год па сто тысяч рублей. А вот тот же рабочий, переведен­ ный на выпуск товаров на­ родного потребления, едва дотягивает до уровня каких- нибудь десяти тысяч... Неоднократно затем убеж­ дался: в таких непростых ус­ ловиях находятся ведь и на других предприятиях бассей­ на. Ощутимые издержки здесь, как правило, покрыва­ ются только умелой органи­ зацией труда, экономией ма­ териалов... Тем не менее проблемы-то остаются. ...Деревообрабатываю щ и й цех Мурманской судоверфи. В настоящее время он, на мой взгляд, уже явно пере­ рос свое основное предназна­ чение — осуществлять ре­ монтные столярные работы па судах. Такое чувство, что кухонная мебель, производст­ во тех же двухъярусных кро­ ватей, тумбочек, подставок под телефон и многое другое, без чего так трудно обхо­ диться в нашем быту, вот-вот вытеснит то, во имя чего он некогда создавался. — Конечно, такое вряд ли случится, — рассеивает сом­ нения начальник цеха А. М. Макаревич. — Хотя бы по той причине, что очень не­ просто решается сейчас ос ­ новной вопрос: о дополни­ тельных фондах. Где их взять, откуда? Тут вопрос вопросов. Действительно, будут вы­ делены лимиты — будет и та заветная (и заметная в магазинах) прибавка в това­ рах. А пока болезнь эта — застарелая, тянется не один год. Да и сколько еще протя­ нет тот же деревообрабаты­ вающий цех на голодном фондовом пайке? ♦ Раньше принято было в моменты обострений, таких вот нехваток, направлять «хо­ доков» по минрыбхозовским кабинетам. В надежде, что проявят там благосклонность к нуждам-заботам северян, помогут, посодействуют вы­ делением из неведомых за­ кромов сверхлимитных поста­ вок. С этой целыо и сам ^а- каз на ширпотреб в с е ^ г стремились брать пооснова­ тельней, цель-то благая, кровно связанная с нужда­ ми и запросами людей. Но на практике выходило так. что от родного министерства слышалось лишь отеческое благословение... на повы­ шенный энтузиазм и иници­ ативу. Подкрепить же мате­ риально устремления па ме­ стах в верхах не спешили. — Сейчас, в связи с хоз­ расчетом, — подчеркивает Анатолий Михайлович, — кланяться в ноги высокому начальству в надежде «вы­ бить» положенное, вроде как стало не в традиции. Взамен широким фронтом идут пря­ мые договоры. Дело это по­ вое. Во многом необычное. Главное, что уповать не на кого. Расчет только па себя. РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz