Рыбный Мурман. 1990 г. Март.
Из почти отдела общественных организаций Ш , «Мы-на платформе ЦК» Так решили на своем пар тийном собрании, обсудив шем проект Платформы ЦК КПСС X X V II I съезду КПСС, коммунисты кафедр обще ственных наук Мурманского высшего инженерного мор ского училища имени Ленин ского комсомола. По поручению партбюро с информацией выступил стар ший преподаватель кафедры управления производством В. И. Дрябезгов — комму нист с почти полувековым партийным стажем. Глав ный тезис проекта — к гу манному демократическому социализму — стал предме том жаркой дискуссии. Старший преподаватель f кафедры истории КПСС и научного коммунизма В. Н. Терещенко не согласился с тем. что КПСС является пар тией рабочего класса, всех трудящихся. Его формули ровка: «КПСС является пар тией всех трудящихся». Доцент этой же кафедры Т. И. Соловьева сказала: — Согласна с докладчи ком, что проект Платформы — итог реальной демократи зации внутрипартийной жиз ни. В. И. Ленин, как извест но, большое значение при развитии демократии при давал укреплению созна-. тельной дисциплины. Вно шу предложение: положение об уставном закреплении коллегиальности в партии дополнить положением об укреплении личной ответст венности на всех уровнях. Без этого положения весь проект Платформы «прови сает». Взволнованным было вы ступление доцента кафедры философии и политэкономии А. П. Петровой. Ее глубо кую озабоченность вызвала пассивная позиция многих членов КПСС. К сожалению, сложилось так, что партий но-хозяйственный актив за менил с некоторого времени общеучилищные собрания. Но если голос рядовых коммунистов, впервые за звучавший на февральском Пленуме ЦК КПСС, станет в партии решающим, есть шанс возродить страну — таково мнение выступивших на собрании старшего пре подавателя кафедры управ ления производством В. В. Шигаиова, доцента кафедры истории КПСС и научного коммунизма А. Д. Безымян ного. секретаря парткома М ВИМ У Б. Н. Ушакова и других. Партийное собрание ка федр общественных наук решило со всей ответствен ностью провести отчетно- выборную кампанию в пер вичной организации учили ща до съезда КПСС. в. ЗАСУХИН, член КПСС с 1960 г. Чего греха таить: прежде отделы партжнз- ни в газетах особой популярностью не пользо вались. Знали об этом и мы, журналисты, да и вы, читатели. Но «обозначать тему» все рав но приходилось — обязаны были. Долго ли так могло продолжаться? Честно говоря, на свой страх и риск мы в «Рыбном Мурмане» задолго до полемики о 6-й статье Конститу ции повели разговор на равных с представи телями разных политических движений. Ито гом этого разговора стало преобразование от дела партийной жизни (опять же задолго до внеочередного Съезда депутатов С СС Р ) в от дел общественных организаций. И, как видим, не ошиблись: почта отдела, особенно в пору предвыборной кампании, выросла необычайпо. Хочется верить, что и впредь интерес чнтатвт лей к политике не остынет. Пишите, звоните (7-73-45). Ответы на тысячи «почему» лучше искать вместе. Сергей МИРОНОВ, заз. отделом общественных организаций. Глазами карикатуриста P ucijhku М ЛАРИЧЕВА. ’ Ш Г ' «ФЛОТСКИЕ КОМИССАРЫ» (обзор писем) ■Г АЗАЛОСЬ, точку поставили * * давно. А письма все идут, и большинство из них — в защиту первых помощников. Вот, например, мысли бывшей зав. кабинетом политпросвеще ния парткома НПО «Севрыбпо- иск», ныне зав. учебной частью УМ Л Н. Осетровой: «Да, они все очень разные. Экспрессивный Доля Влади мир Ильич и нарочито флегма тичный Ткач Александр Ивано вич, сомневающийся Соснов- ский Анатолий Петрович и не сколько самоуверенный Кося ков Олег Григорьевич, немно гословный Ойнус Владимир Геннадьевич и непосредствен но-импульсивный Пастухов Александр Иванович, иронич но-рассудительный Мишин Анатолий Владимирович и зам кнутый Бабкин Александр Ива нович и все их коллеги (кстати, их численность на флоте 1 процент от числа работающих) 1рг не только внешним видом, но и внутренним миром, своими методами работы с людьми во многом различны. Похожи они, как правило, только после рейса. Уставшие и возбужденные, не имеющие права даже на однодневный отдых, не успевшие толком разглядеть лица родных и у з нать семейные новости, они работают в отгулы по полному рабочему дню (без возмеще ния!), пропадают сутками в «конторе» или на судне, вме сте с капитаном решают сот ни вопросов для того, чтобы экипаж мог без задержки по лучить зарплату, отстаивают каждый процент премиальных, а еще успевают заказать для моряков билеты на концерт или турбазу, помогают пред- судкому оформить заявку на продовольственные и рыбные товары, организовать книжный киоск и т. д. и т. п. А что они рыбный мурман слышат чаще всего в кабинетах и в экипаже? «Вы обязаны», «Вы должны», «Вы не имеете права»... Как-то один первый помощ ник, начинавший работать в этой должности, пооткровен ничал: «Если бы знал, что предстоит такая жизнь, не стал бы переходить из судоводите лей. Там отстоял вахту и спи спокойно...» Будем же объек тивны, случайные люди быва ют и среди судоводителей, м е хаников, матросов, но не они определяют авторитет и пре стиж своей профессии. В на ше дефицитное время мы при выкли обходиться без мно гого, но какими издержками обернется для нас будущее, если мы не будем учиться культуре дискуссии, взаимоува жению человека к человеку, профессионала к профессио налу. Уважая свой труд , да оценим по достоинству труд другого». А вот что, в частности, на писал в редакцию первый по мощник капитана плавбазы «Сергей Василисин» В. Лебе дев: «Бывают рейсы необычай но психологически напряжен ные: своевременно не смогут подвезти продукты, долго «си дим на макаронах», долго нет писем с берега, «гнилое» ме сто работы, нет радиосвязи. В такой обстановке может вспых нуть буза по всякому поводу. Причиной может послужить плохо приготовленный обед, неосторожно брошенное слово и любая другая мелочь. И то гда остановить психоз бывает очень трудно. Если это делать непрофессионально, админист ративно, неизвестно чем все может закончиться». Больше всех высказываются за упразд нение должности первого по мощника капитана, делится своими наблюдениями В. Лебе дев, в первую очередь оби женные им (справедливо или нет — дело другое), и руково дят этими людьми не интере сы дела, а скорее чувство ме сти. Очень большой и обстоя тельный материал (опублико вать который, к сожалению, нет возможности хотя бы пото му, что слишком многие мыс ли повторяют уже опублико ванное а «Рыбном Мурмане») принес в газету первый помощ ник капитана А. Демянчук. Вот лишь некоторые выдержки из этой рукописи: «Так случилось, что по воз вращении из отпуска мне пре дложили командировку в море на БИ-0627 (ББГЛ), так как не было первого помощника, а без этого «ненужного челове ка» в экипаже капитан выхо дить в море не желает (но вместе с тем о политработни ках отзывается не слишком-то лестно). На судно я попал за час до отвода его на рейд. Первое, что меня поразило, — старший комсостав и боцман пьяны, а это те, кто должен обеспечить отход в море. В од ной из кают продолжалось застолье, которое волевым об разом пришлось прекратить. Оказалось, что это так называ емое обычное явление пришло в экипаж оттого, что несколь ко лет подряд экипаж ходил в Баренцево море без первого помощника. ...Многие из тех, кто огуль но ставит под сомнение целе сообразность должности пер вого помощника, понятия не имеют о его работе. Все полез ное измеряют тоннами, рубля ми — человек для них на де сятом месте. ...Тем лучше, чем быстрее мы отделим первых помощни ков от паевого начисления _ зарплаты. Именно в этом весь сыр-бор. Партийным органам необходимо подумать, как это сделать», — предлагает А. Де- мянчук. Справедливости ради стоит процитировать выдержки из письма в редакцию электро механика «Севрыбхолодфлота» Л. Кирпичева. Он, в частности, утверждает: «Для улучшения морального и психологического климата считаю возможным возложить обязанности первых помощни ков транспортных рефриже раторов и особенно танкеров, экипажи которых составляют 26 человек, на электромехани ков, стч^рших или главных ме хаников, секретарей парторга низаций. За выполнение обя занностей производить допла ту. Готовить людей, которые могли бы совмещать обязанно сти специалистов и первых по мощников капитанов, можно было бы в МВИМУ на КПППК, сократив срок обучения и из менив программу. На промысловых судах, ры боперерабатывающих плавба зах если и нужны первые по мощники, то подготовка и функции их должны быть из менены. ...Необходимо вместо исто рии КПСС, философии, научно го коммунизма ввести дисцип лину «политология». А объем таких предметов, как экономика, психология, вопросы управле ния производством и заработ ной платы, английский язык, значительно увеличить». Есть и официальная точка зрения Минрыбхоза СССР на эту проблему. Она, если крат ко,. заключается в следующем: «Министерство считает необхо димым сохранить за админист рацией предприятий и партий ными комитетами все вопросы подбора, назначения, расста новки, подготовки, воспитания, оперативного руководства, от четности первых помощников капитанов судов. В связи с этим требование о согласова нии кандидатур на должность первого помощника капитана (циркулярное письмо минис терства от 14.03.85), а также телеграмма министерства от 27.07.89 № 3764) — отменяют ся. Руководители производствен ных объединений, управлений, баз флота совместно с партий ными комитетами могут: — назначать на группу судов типа CPTM и меньшего класса флагманского первого помощ ника капитана; — предусматривать по со гласованию с капитаном судна совмещение функций первого помощника капитана с функци ями других должностей ком со става, если у первого помощ ника капитана имеется соответ- ствующее образование и рабо чий морской диплом. При этом размер и формы оплаты его труда определяются совмест ным решением администрации флотской организации и пар тийного комитета; — проводить на отдельных судах с предварительной тща тельной подготовкой экипажа и судовой партийной органи зации эксперименты по работе судов без первого помощника капитана». Однако, как видим, дискус сия продолжается. Скорее все го, на наш взгляд, из-за того, что на должности первых по мощников по-прежнему неред ко подбирают людей, не обла дающих необходимыми каче ствами. Не будем писать о том, что и где необходимо «усилить — активизировать», поскольку твердо убеждены: данный спор способна разре шить только жизнь. С. МИРОНОВ. 23 марта 1990 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz