Рыбный Мурман. 1990 г. Март.

Морской дневник 5 января 1990 года в «Рыбном Мурмане» были опубликованы заметки Алексея Ивановича КО­ ЛЕСОВА — капнтана- флагмана НПО «Севрыб- поиск». Они вызвали ин­ терес у читателей. По многочисленным просьбам мы печатаем очередные выдержки из морского дневника промысловика. 1. Мастера У боцмана Николая Скобелева идей на десятерых хватит. И руки на месте. Соображает в слесарном, токарном и плотницком деле. Только любит излишне долго планировать. И обязательно предстоящую рабо­ ту обсудить стремится, желательно со всем экипажем. Встретит кого-нибудь в коридоре, мол, постой, я вот здесь стопора с брашпиля снял — ленты ферадо ме ­ нять буду — только что-то болтики мне не нравятся... Знаешь, как я буду их делать? Бронзовые! И с другой головкой. Лучше, да?.. __ Пожалуй, лучше, — соглашается собеседник, — хотя... Николай пытливо смотрит в глаза: «Что-то не нравит­ ся? Ладно, я подумаю, может, и по-другому сделаю». Забавно видеть, как высокий, плечистый богатырь, метровыми шагами выходит на палубу и вдруг заме­ чает «деда». «Дед» же, увидев Николая, разворачива­ ется обратно. Но поздно: — Владимир Викторович у меня идея!.. Чем-то напоминал мне Николай Скобелев судового врача Семена Фрамуцкого , с которым в начале семи­ десятых вместе морячили на траулере «Лазурный.*). Внешне полная противоположность нашему боцману, роста маленького, рыженький. Но го части идей — в этом конкурент Николаю был бы достойный. Спросите, какое влияние оказывали они, эти идеи, на наш рыбацкий быт? Судите сами. «Как сделать рыбаков здоровыми и счастливыдли?» — этот вопрос был, к примеру, для Семена, как для того же Гамлета: «Быть или не быть?» Несколько раз в день Фрамуцкий прибегал к старпому и помполиту: — Давайте отгородим часть трюма и сделаем уго ­ лок культуриста, давайте разломаем пару кают и по­ ставим теннисный стол, давайте сделаем шлюпочные гонки и... Бесконечные «давайте, давайте» сыпались как из рога изобилия. Идеи всем нравились. Только некуда было выселять моряков из кают. И в трюме было ми­ нус двадцать. Разве что «моржи» могли там «окульту- ризаться». На возражения Семен никогда не обижался. И сра­ зу предлагал новые идеи. Под особой «опекой» у Семена были... судовые жен­ щины. Перед выходом в рейс он обычно придирчиво читал судовую роль. И, встречая женские фамилии, не­ довольно бурчал: — Опять женщины! Неужели вы не понимаете, — объяснял он полушутя-полусерьезно, — «слабый пол» является раздражающим фактором для моряка, спо­ собным вместе с вибрацией, шумами, качкой усилить сексонервораздраженность. И — тут Семен достигал высот в своей «теории» — может создать такой резо­ нанснопсихологический настрой, который чреват уже исключительными патологическими явлениями. После таких слов умудрялся уговорить старпома со ­ брать женский пол для медицинского и санитарного воспитания, где подробно рассказывал о требованиях санитарии и гигиены на судах, назидательно отмечая при этом, что рыбаки — это действительно великие труженики всех веков, и как надо их обихаживать, как заботиться о чистоте и культуре. После этого перехо­ дил к главному вопросу: нравственного поведения женщины в условиях преобладающей активной о кр у ­ жающей среды. Вы обязаны, — повергал он своих слушательниц суровостью тона, — постоянно помнить, что являетесь равноправными членами экипажа, и глазное для вас, как и для всех, работа. И кто собирается иметь в виду другие направления, то есть ставя своей целью сбива­ ние моряков с пути истинного, особенно нашего р у ко ­ водящего состава, я, как судовой врач, этого позволить вам не могу. Понимаю, что некоторые, в силу естест- венных особенностей, не могут совладать со стихией своих потребностей, o r воспитанных дековой эволюци­ ей страстей живого организма никуда не денешься, п объективно, на основе свободы человеческой лич­ ности, я, как гуманный человек и врач, заботящийся о всяких положительных факторах здоровья, не могу вос­ препятствовать. Однако хотелось бы на этот счет знать ваше определенное мнение о последствиях. Они могут ы т ь как политического, так и экономического и даже социального плана. Потому как мы имеем честь быть хотя и маленьким, но все же островком нашего люби­ мого Отечества. И он. наш островок, не должен те­ ряться ни в водах Великого океана, ни в пучине стра­ стей человеческих. А ваша небрежность по отношению к собственным слабостям очень даже может вылиться в реальные потери того же драгоценнейшего промыс лового времени, тех же невосполнимых перебежек из квадрата в квадрат... Вы не представляете, как тяжело родному предприятию сносить такие прямые эконо­ мические удары. Посему прошу, заканчивал Семен свою ошеломительную словесную тираду, быть ис­ кренними, и по этим щекотливым вопросам в любое время, не стесняясь, приходить и, смею заверить, все­ гда получите все, что вас интересует по этому вопро­ су. Медицинская тайна, согласно клятве Гиппократа, будет соблюдена по всей строгости. Ясно? Устанавливалась гробовая тишина. И все на удивле­ ние тихо расходились. К полному взаимному удовлет­ ворению. И вы знаете, происшествий разного рода на нашем судне, пока врачом был Семен Фрамуцкий, не было. А врач-хирург он был одареннейший. В морских усло­ виях выполнил несколько сложных операций, часто вы­ саживался для оказания помощи на другие суда. От­ зывы от врачей о нем, как профессионале, были за­ мечательные. По прошествии времени он списался с судна. Больше я его не встречал. Возвратимся к знакомому уже нам боцману С кобе ­ леву. После ремонта брашпиля им овладела новая идея. Первому из экипажа он высказал ее Сереже Ге­ расимову: — Давай сделаем ловушку для креветки. Пред­ ставляешь, засолим, завялим, как делают в Мурман­ ске рыбачки-колхознички, и в порту с пивком, а?.. У Сережки от такого описания слюни потекли: — Давай попробуем, — согласился он. Не прошло и суток, как на судне — одна тема для разговора; «Боцман самолов для креветки конструиру­ ет». Целый день сияла огнями и зарницами электросвар­ ка —боцман варил из прутьев какую то решетку. По­ том тралмейстер обтягивал ее сеткой, делал окошечки. А вечером Николай подошел ко мне: — Рыбка в ящиках сегодня есть, можно отвлечься, капитан, на часок, ловушку мою поставить. Жалко было его трудов, пришлось согласиться. На следующий день рыба ловилась неважно, поэто­ му лозушку поднять не было времени. Николай пере­ живал, спрашивал у ребят: «Интересно, может пере­ грызть эти сетки креветка, она же не такая, как у нас в Баренцевом море, больше на рака похожа!..» На вторые сутки он уже через каждый час забегал на мостик и спрашивал у штурманов: «Капитан ловуш­ ку не собирается поднимать?» На подъем этой самой загадочной ловушки на баке собрался почти весь экипаж. Начали выбирать. «Дед» острил: «Николай, что-то туго идет, может, ваер заве­ сти, вдруг не выдержит?» Подожди, еще бегать за мной будешь, дай крезе- точки! — парировал боцман. Из воды показалась ловушка. Тралмейстер Сережа Герасимов, помогавший боцману, ловко перекинул ее через планширь — в сетках ползал... один краб. М о ­ ряки дружно рявкнули: ««Коля, дай креветочхи!» Николай тем зременем озабоченно осматривал ло­ вушку, искал дыры. Но сетки были целые. Все держа ­ лись за животы. 2. Без спасения нет вознаграждения Работа капитана мало сказать особенна, она неповто­ рима. Невозможно представить, что будешь делать че­ рез сутки, тем более через неделю. Крупным планом даешь в порт оповещение, что рассчетно, в такое-то время будешь входить, например, в Кольский залив. Но расписать в динамике по схеме: время, место, си­ туация, запланированное состояние, решение, действие, на это может решиться только очень самоуверенный человек. По общему плану 8 марта должны мы были спокой ­ ненько стоять в порту Мапуту, во второй половине дня слушать большой концерт артистов из Союза в к и н о ­ зале нашего посольства, так как документы, разреша­ ющие эксплуатацию судна после освидетельствования, местными властями не были оформлены. Накануне спалось плохо. Обволакивающая тоска по жене, детям разъедала мозг, до дурноты сжимала сердце. В провалах сна громоздились какие-то пещеры, горы, тупиковые гроты. Проснулся от страха: судно подпрыгивало, скрипело о причал. Сразу побежал • рулевую рубку. Со вторым штурманом Сашей Кольцо­ вым проверили швартовы, кранцы. Вернувшись в каю ­ ту, пытался снова уснуть. Но интуитивно росла в душе тревога, неосознанное беспокойство. Заснул с трудом. Рано утром к борту на лимузине подкатил гендире к ­ тор фирмы Жозе Карлуш Перейра — красавец с чер­ ными усиками, похожий скорее на артиста, чем на де ­ лового человека: — Капитано, есть серьезная работа! Через полчаса траулер поворачивал на ведущие ство­ ры Катембе. Слеза и справа крутились на отмелях по ­ токи, буи ныряли в мутные крутые волны, штормовой ветер и течение яростно сносили судно с фарватера. Стармех Витя Алексеев форсированно нагружал глав­ ный двигатель. Время торопило. В открытом океане бе­ да: два мозамбийских сейнера-«малыша» несло на скалы. У них вышли из строя двигатели, и поль с к и третьего, однотипного, им помочь были безуспе«и.ы. На экране локатора сплошная засветка, ни берега, нч буев. Малейший промах — вынос на брозку канала и спасать придется уже нас. Вдруг по отдаленному де ­ резу на берегу замечаю, как нос судна резко пошел вправо. Непонятно... — Вправо не ходить! — Вправо не хожу, — отвечает стоящий на руле вто­ рой штурман Саша Копытов. Нос уходит вправо, непонятно... — Глубина уменьшается! — кричит стоящий у эхо­ лота радист Олег Калинин. — Лево на борт! — глазами ищу ориентир — дере ­ во. — Анатолий Иванович, где буй? — обращаюсь к старпому Прошутинскому. Он на верхнем мостике, так как из рубки буй не виден. Сбааляем ход. У стопоров брашпиля застыл а на­ пряжении боцман Николай Скобелев, ждет команды: «Якоря к отдаче!» Гирокомпас вышел из строя. Подби­ раем курс по магнитному, компасу. Наконец, старпом показывает поворотный буй. Напряжение спадает... От таких шуток на фарватере шириной менее rta- бельтова мгновенно появляется на висках седина. Ноч­ ные кошмары были как бы предупреждающим знаком. При подходе к побережью у острова Иньяка ошале­ лые волны швыряли траулер «Билибиза», как у т ^ ю лодчонку на речных перекатах. Но по волне траулер быстро дошел до района бедствия. Южная ночь и низ­ кая облачность с дождевыми зарядами непроглядным мраком окутывали океан. Где сейнеры? Как могли про ­ держаться столько времени? Люсиано непрерывно да­ ет оповещение на 16-м канале УКВ на португальском языке: «Кто слышит «Билибизу»? Следуем на помощь, наши координаты...» На экране РЛС несколько засветок, более похожих на дождевые заряды, размытая линия побережья у се­ ления Шонгвене. На верхнем мостике старший мастер лоза Сережа Герасимов, мастер лова Саша Сезерьянов, боцман Николай Скобелев всматриваются в зловещую тьму. Команда 15 человек проинструктирована, каждый знает, что делать, готовы к работе в экстремальных условиях. Все возбуждены, нетерпеливы, понимают, что найти в такую погоду и взять на буксир «малышей» де ­ ло непростое. Неожиданно врывается по динамику УКВ: «Билибиза», «Билибиза», ответьте «Кисико». Лю ­ сиано отвечает. Быстрая эмоциональная речь на пор ­ тугальском языке заполнила эфир. Трудно разобрать, о чем разговор. Наконец, Люсиано переводит: «Они а полутора милях от скал Инъямпура, просят быстрее подходить, сносит на скалы». Добавляем ход. Вскоре на экране РЛС в двух милях появились три почти сли­ вающиеся точки. Люсиано докладывает: «Сейнер «Ки­ сико» удерживает на буксире «Тимбве», а «Тим&ла^ удерживает на буксире «Пуко Пуко». На «Пуко-Пу^'.л вышел из строя г/.авный двигатель, сломан брашпиль, нет освещения и не горят навигационные огни. На «Тимбзе» брашпиль работает, горит один топовый огонь, освещения нет, только переносные фонари». Ситуация становится ясной. Принимаю решение: сначала брать всех троих на буксир, учитывая близость скал и то, что с «Тимбве» и «Пуко-Пуко» нет связи. Даю команду Люсиано: «Передай на «Кисико», чтобы приготовились принять буксир с «Билибизы». Будем буксировать троих». Начал маневрировать для выхода на кратчайшее рас­ стояние. Вдруг, мать родная! Огни «Кисико» пошли в сторону, а дае точки на экране локатора понесло к скалам. — Люсиано, в чем дело? — Не теряя времени и не прерывая разговор на УКВ, начинаю подходить к «Тимо- ве». — Они бросили буксир! — Кто бросил? — Наверное, на «Тимбве». С «Кисико» им кричали, что будут буксировать троих. Они, вероятно, не поняли и бросили буксир! Братья родные, мозамбийцы, да как же так... Если с первого захода не возьмем на буксир, второго ■''М* хода не потребуется, даже волосы на голове вздыби­ лись от таких мыслей. Посылаю на корму старпома Анатолия Прошутинского с аварийной бригадой: «Ге­ расимов, Скобелев, Северьянов. Анатолий Иванович, будем наваливать, кричи: маневрирование на предель­ но допустимом риске». По судну объявили общесудо­ вую тревогу, все загерметизировали, машинная коман­ да в полном составе, в машине. Выходим перпендикулярно носу «Тимбве». Рискуя на­ валить, стараюсь подойти как можно ближе. — Лево на борт! Средний назад! — инерция пога­ шена. — Стоп! Радостно вскрикиваю: «О' кей!» Это, подражая Корабейникову. Как легко распространяются дурные привычки. Бросательный конец удачно влетает на бак «Тимбве». Вижу только силуэты копошащихся на нем людей... Через полсуток оба «малыша» стояли в порту Мапу­ ту. Капитаны сейнеров Жулио Абдала и Момад Али поблагодарили за своевременную помощь. Замдирек­ тора «Мосопешки» Владимир Александрович Прохоров принес удостоверение на годность к плаванию. Как вы ­ яснилось, выданное в знак признательности за букси ровку. «Без спасения нет вознаграждения» принцип морских цивилизованных отношений. 16 марта1990 года РЫБНЫЙМУРМАН"

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz