Рыбный Мурман. 1990 г. Март.
Морской дневник 5 января 1990 года в «Рыбном Мурмане» были опубликованы заметки Алексея Ивановича КО ЛЕСОВА — капнтана- флагмана НПО «Севрыб- поиск». Они вызвали ин терес у читателей. По многочисленным просьбам мы печатаем очередные выдержки из морского дневника промысловика. 1. Мастера У боцмана Николая Скобелева идей на десятерых хватит. И руки на месте. Соображает в слесарном, токарном и плотницком деле. Только любит излишне долго планировать. И обязательно предстоящую рабо ту обсудить стремится, желательно со всем экипажем. Встретит кого-нибудь в коридоре, мол, постой, я вот здесь стопора с брашпиля снял — ленты ферадо ме нять буду — только что-то болтики мне не нравятся... Знаешь, как я буду их делать? Бронзовые! И с другой головкой. Лучше, да?.. __ Пожалуй, лучше, — соглашается собеседник, — хотя... Николай пытливо смотрит в глаза: «Что-то не нравит ся? Ладно, я подумаю, может, и по-другому сделаю». Забавно видеть, как высокий, плечистый богатырь, метровыми шагами выходит на палубу и вдруг заме чает «деда». «Дед» же, увидев Николая, разворачива ется обратно. Но поздно: — Владимир Викторович у меня идея!.. Чем-то напоминал мне Николай Скобелев судового врача Семена Фрамуцкого , с которым в начале семи десятых вместе морячили на траулере «Лазурный.*). Внешне полная противоположность нашему боцману, роста маленького, рыженький. Но го части идей — в этом конкурент Николаю был бы достойный. Спросите, какое влияние оказывали они, эти идеи, на наш рыбацкий быт? Судите сами. «Как сделать рыбаков здоровыми и счастливыдли?» — этот вопрос был, к примеру, для Семена, как для того же Гамлета: «Быть или не быть?» Несколько раз в день Фрамуцкий прибегал к старпому и помполиту: — Давайте отгородим часть трюма и сделаем уго лок культуриста, давайте разломаем пару кают и по ставим теннисный стол, давайте сделаем шлюпочные гонки и... Бесконечные «давайте, давайте» сыпались как из рога изобилия. Идеи всем нравились. Только некуда было выселять моряков из кают. И в трюме было ми нус двадцать. Разве что «моржи» могли там «окульту- ризаться». На возражения Семен никогда не обижался. И сра зу предлагал новые идеи. Под особой «опекой» у Семена были... судовые жен щины. Перед выходом в рейс он обычно придирчиво читал судовую роль. И, встречая женские фамилии, не довольно бурчал: — Опять женщины! Неужели вы не понимаете, — объяснял он полушутя-полусерьезно, — «слабый пол» является раздражающим фактором для моряка, спо собным вместе с вибрацией, шумами, качкой усилить сексонервораздраженность. И — тут Семен достигал высот в своей «теории» — может создать такой резо нанснопсихологический настрой, который чреват уже исключительными патологическими явлениями. После таких слов умудрялся уговорить старпома со брать женский пол для медицинского и санитарного воспитания, где подробно рассказывал о требованиях санитарии и гигиены на судах, назидательно отмечая при этом, что рыбаки — это действительно великие труженики всех веков, и как надо их обихаживать, как заботиться о чистоте и культуре. После этого перехо дил к главному вопросу: нравственного поведения женщины в условиях преобладающей активной о кр у жающей среды. Вы обязаны, — повергал он своих слушательниц суровостью тона, — постоянно помнить, что являетесь равноправными членами экипажа, и глазное для вас, как и для всех, работа. И кто собирается иметь в виду другие направления, то есть ставя своей целью сбива ние моряков с пути истинного, особенно нашего р у ко водящего состава, я, как судовой врач, этого позволить вам не могу. Понимаю, что некоторые, в силу естест- венных особенностей, не могут совладать со стихией своих потребностей, o r воспитанных дековой эволюци ей страстей живого организма никуда не денешься, п объективно, на основе свободы человеческой лич ности, я, как гуманный человек и врач, заботящийся о всяких положительных факторах здоровья, не могу вос препятствовать. Однако хотелось бы на этот счет знать ваше определенное мнение о последствиях. Они могут ы т ь как политического, так и экономического и даже социального плана. Потому как мы имеем честь быть хотя и маленьким, но все же островком нашего люби мого Отечества. И он. наш островок, не должен те ряться ни в водах Великого океана, ни в пучине стра стей человеческих. А ваша небрежность по отношению к собственным слабостям очень даже может вылиться в реальные потери того же драгоценнейшего промыс лового времени, тех же невосполнимых перебежек из квадрата в квадрат... Вы не представляете, как тяжело родному предприятию сносить такие прямые эконо мические удары. Посему прошу, заканчивал Семен свою ошеломительную словесную тираду, быть ис кренними, и по этим щекотливым вопросам в любое время, не стесняясь, приходить и, смею заверить, все гда получите все, что вас интересует по этому вопро су. Медицинская тайна, согласно клятве Гиппократа, будет соблюдена по всей строгости. Ясно? Устанавливалась гробовая тишина. И все на удивле ние тихо расходились. К полному взаимному удовлет ворению. И вы знаете, происшествий разного рода на нашем судне, пока врачом был Семен Фрамуцкий, не было. А врач-хирург он был одареннейший. В морских усло виях выполнил несколько сложных операций, часто вы саживался для оказания помощи на другие суда. От зывы от врачей о нем, как профессионале, были за мечательные. По прошествии времени он списался с судна. Больше я его не встречал. Возвратимся к знакомому уже нам боцману С кобе леву. После ремонта брашпиля им овладела новая идея. Первому из экипажа он высказал ее Сереже Ге расимову: — Давай сделаем ловушку для креветки. Пред ставляешь, засолим, завялим, как делают в Мурман ске рыбачки-колхознички, и в порту с пивком, а?.. У Сережки от такого описания слюни потекли: — Давай попробуем, — согласился он. Не прошло и суток, как на судне — одна тема для разговора; «Боцман самолов для креветки конструиру ет». Целый день сияла огнями и зарницами электросвар ка —боцман варил из прутьев какую то решетку. По том тралмейстер обтягивал ее сеткой, делал окошечки. А вечером Николай подошел ко мне: — Рыбка в ящиках сегодня есть, можно отвлечься, капитан, на часок, ловушку мою поставить. Жалко было его трудов, пришлось согласиться. На следующий день рыба ловилась неважно, поэто му лозушку поднять не было времени. Николай пере живал, спрашивал у ребят: «Интересно, может пере грызть эти сетки креветка, она же не такая, как у нас в Баренцевом море, больше на рака похожа!..» На вторые сутки он уже через каждый час забегал на мостик и спрашивал у штурманов: «Капитан ловуш ку не собирается поднимать?» На подъем этой самой загадочной ловушки на баке собрался почти весь экипаж. Начали выбирать. «Дед» острил: «Николай, что-то туго идет, может, ваер заве сти, вдруг не выдержит?» Подожди, еще бегать за мной будешь, дай крезе- точки! — парировал боцман. Из воды показалась ловушка. Тралмейстер Сережа Герасимов, помогавший боцману, ловко перекинул ее через планширь — в сетках ползал... один краб. М о ряки дружно рявкнули: ««Коля, дай креветочхи!» Николай тем зременем озабоченно осматривал ло вушку, искал дыры. Но сетки были целые. Все держа лись за животы. 2. Без спасения нет вознаграждения Работа капитана мало сказать особенна, она неповто рима. Невозможно представить, что будешь делать че рез сутки, тем более через неделю. Крупным планом даешь в порт оповещение, что рассчетно, в такое-то время будешь входить, например, в Кольский залив. Но расписать в динамике по схеме: время, место, си туация, запланированное состояние, решение, действие, на это может решиться только очень самоуверенный человек. По общему плану 8 марта должны мы были спокой ненько стоять в порту Мапуту, во второй половине дня слушать большой концерт артистов из Союза в к и н о зале нашего посольства, так как документы, разреша ющие эксплуатацию судна после освидетельствования, местными властями не были оформлены. Накануне спалось плохо. Обволакивающая тоска по жене, детям разъедала мозг, до дурноты сжимала сердце. В провалах сна громоздились какие-то пещеры, горы, тупиковые гроты. Проснулся от страха: судно подпрыгивало, скрипело о причал. Сразу побежал • рулевую рубку. Со вторым штурманом Сашей Кольцо вым проверили швартовы, кранцы. Вернувшись в каю ту, пытался снова уснуть. Но интуитивно росла в душе тревога, неосознанное беспокойство. Заснул с трудом. Рано утром к борту на лимузине подкатил гендире к тор фирмы Жозе Карлуш Перейра — красавец с чер ными усиками, похожий скорее на артиста, чем на де лового человека: — Капитано, есть серьезная работа! Через полчаса траулер поворачивал на ведущие ство ры Катембе. Слеза и справа крутились на отмелях по токи, буи ныряли в мутные крутые волны, штормовой ветер и течение яростно сносили судно с фарватера. Стармех Витя Алексеев форсированно нагружал глав ный двигатель. Время торопило. В открытом океане бе да: два мозамбийских сейнера-«малыша» несло на скалы. У них вышли из строя двигатели, и поль с к и третьего, однотипного, им помочь были безуспе«и.ы. На экране локатора сплошная засветка, ни берега, нч буев. Малейший промах — вынос на брозку канала и спасать придется уже нас. Вдруг по отдаленному де резу на берегу замечаю, как нос судна резко пошел вправо. Непонятно... — Вправо не ходить! — Вправо не хожу, — отвечает стоящий на руле вто рой штурман Саша Копытов. Нос уходит вправо, непонятно... — Глубина уменьшается! — кричит стоящий у эхо лота радист Олег Калинин. — Лево на борт! — глазами ищу ориентир — дере во. — Анатолий Иванович, где буй? — обращаюсь к старпому Прошутинскому. Он на верхнем мостике, так как из рубки буй не виден. Сбааляем ход. У стопоров брашпиля застыл а на пряжении боцман Николай Скобелев, ждет команды: «Якоря к отдаче!» Гирокомпас вышел из строя. Подби раем курс по магнитному, компасу. Наконец, старпом показывает поворотный буй. Напряжение спадает... От таких шуток на фарватере шириной менее rta- бельтова мгновенно появляется на висках седина. Ноч ные кошмары были как бы предупреждающим знаком. При подходе к побережью у острова Иньяка ошале лые волны швыряли траулер «Билибиза», как у т ^ ю лодчонку на речных перекатах. Но по волне траулер быстро дошел до района бедствия. Южная ночь и низ кая облачность с дождевыми зарядами непроглядным мраком окутывали океан. Где сейнеры? Как могли про держаться столько времени? Люсиано непрерывно да ет оповещение на 16-м канале УКВ на португальском языке: «Кто слышит «Билибизу»? Следуем на помощь, наши координаты...» На экране РЛС несколько засветок, более похожих на дождевые заряды, размытая линия побережья у се ления Шонгвене. На верхнем мостике старший мастер лоза Сережа Герасимов, мастер лова Саша Сезерьянов, боцман Николай Скобелев всматриваются в зловещую тьму. Команда 15 человек проинструктирована, каждый знает, что делать, готовы к работе в экстремальных условиях. Все возбуждены, нетерпеливы, понимают, что найти в такую погоду и взять на буксир «малышей» де ло непростое. Неожиданно врывается по динамику УКВ: «Билибиза», «Билибиза», ответьте «Кисико». Лю сиано отвечает. Быстрая эмоциональная речь на пор тугальском языке заполнила эфир. Трудно разобрать, о чем разговор. Наконец, Люсиано переводит: «Они а полутора милях от скал Инъямпура, просят быстрее подходить, сносит на скалы». Добавляем ход. Вскоре на экране РЛС в двух милях появились три почти сли вающиеся точки. Люсиано докладывает: «Сейнер «Ки сико» удерживает на буксире «Тимбве», а «Тим&ла^ удерживает на буксире «Пуко Пуко». На «Пуко-Пу^'.л вышел из строя г/.авный двигатель, сломан брашпиль, нет освещения и не горят навигационные огни. На «Тимбзе» брашпиль работает, горит один топовый огонь, освещения нет, только переносные фонари». Ситуация становится ясной. Принимаю решение: сначала брать всех троих на буксир, учитывая близость скал и то, что с «Тимбве» и «Пуко-Пуко» нет связи. Даю команду Люсиано: «Передай на «Кисико», чтобы приготовились принять буксир с «Билибизы». Будем буксировать троих». Начал маневрировать для выхода на кратчайшее рас стояние. Вдруг, мать родная! Огни «Кисико» пошли в сторону, а дае точки на экране локатора понесло к скалам. — Люсиано, в чем дело? — Не теряя времени и не прерывая разговор на УКВ, начинаю подходить к «Тимо- ве». — Они бросили буксир! — Кто бросил? — Наверное, на «Тимбве». С «Кисико» им кричали, что будут буксировать троих. Они, вероятно, не поняли и бросили буксир! Братья родные, мозамбийцы, да как же так... Если с первого захода не возьмем на буксир, второго ■''М* хода не потребуется, даже волосы на голове вздыби лись от таких мыслей. Посылаю на корму старпома Анатолия Прошутинского с аварийной бригадой: «Ге расимов, Скобелев, Северьянов. Анатолий Иванович, будем наваливать, кричи: маневрирование на предель но допустимом риске». По судну объявили общесудо вую тревогу, все загерметизировали, машинная коман да в полном составе, в машине. Выходим перпендикулярно носу «Тимбве». Рискуя на валить, стараюсь подойти как можно ближе. — Лево на борт! Средний назад! — инерция пога шена. — Стоп! Радостно вскрикиваю: «О' кей!» Это, подражая Корабейникову. Как легко распространяются дурные привычки. Бросательный конец удачно влетает на бак «Тимбве». Вижу только силуэты копошащихся на нем людей... Через полсуток оба «малыша» стояли в порту Мапу ту. Капитаны сейнеров Жулио Абдала и Момад Али поблагодарили за своевременную помощь. Замдирек тора «Мосопешки» Владимир Александрович Прохоров принес удостоверение на годность к плаванию. Как вы яснилось, выданное в знак признательности за букси ровку. «Без спасения нет вознаграждения» принцип морских цивилизованных отношений. 16 марта1990 года РЫБНЫЙМУРМАН"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz