Рыбный Мурман. 1990 г. Март.
О б щ е с т в о . Точка зрения в КУЛЬТУРА (от латинского cullига — воз делывание. воспитание, образование, развитие, почитание). ПОСЛЕДНИЕ годы я уже не довольствуюсь своим обиходным, приобретённым в семье и школе, пониманием слов, а постепенно привыкаю со- относить его с дореволюционным значением тех же самых слов и выражений. Успехи в восстановлении связи времен, может, и невелики, по занятие это несомненно полезное, дающее много пшци как уму, так .и чувствам. Толковый словарь В. И. Даля за консервировал крестьянское мировидение, то есть христианское, приправленное соками язычества, ми ровоззрение огромного народного большинства, ил люстрированное тысячами пословиц и поговорок. Но кроме Даля мне удалось приобрести и Брокгауза — многотомную энциклопедию, которой перед ре волюцией пользовалась российская интеллигенция всех направлении. Чрезвычайно любопытно и по учительно зачерпнуть из православной сокровищни цы Даля, затем справиться о значении того )ке сло ва у интеллектуального Брокгауза и в итоге осо знать, прочувствовать, чем оно обернулось, докатив шись до нас, грешных. В русское употребление слово «культура» при шло но пемецко-фрапцузским мосткам и вплоть до революции циркулировало исключительно в обра зованных и околообразованных слоях общества, в православную толщу не проникало. Даль упоминает культуру походя, это не его слово, не его епархии жительница. «Культура» в далевском словаре име ет преимущественно французский сельскохозяйст венный уклон, объясняется как «[обработка и уход, возделывание, возделка», и только в дополнении значится «образованием, умственным и нравствен ным». Рядом стоящий «куль» занимает в правосла вном словаре Даля территорию гораздо большую, чем «культура», что конечно не означает культур ной никчемности русского крестьянства: просто его культура и для определения своего культурного уровня пользовалась иным лексиконом. «Культура» по праву принадлежит Брокгаузу, и статью из этого словаря стоит процитировать. «Слово «культура» в общественных пауках и осо бенно в истории употребляется в двояком смысле. Во-первых, под культурой разумеется известная степень образованности, когда, например, говорят о культурных пародах или классах общества в про тивоположность некультурным народам или клас сам; в том же смысле употребляются выражения вроде таких, как культурный человек, культурные привычки и т. п. Другое, более широкое слово употребление придает культуре значение вообще быта или внутреннего состояния без какого бы то ни было намека па степень развития того или ино го народа, класса, общества и т. п. В этом смысле говорится, например, о первобытной культуре, т. е. офЕультуре таких эпох и пародов, которые при упо треблении слова в первом значении должны быть названы некультурными. Говоря о культурной исто рии, имеют в виду культуру в смысле быта вообще. В этом отношении культуру разделяют на матери альную (жилище, одежда, орудия, вооружения, ук рашения и т. п.), духовную (язык, обычаи и нравы, верования, литература и т. п.) и общественную (го сударственные и общественные формы, законы и т. п.), но если говорят о культуре в более тесном смы сле, не обозначая определенно, о какой культуре идет речь, то под словом «культура» разумеется р а з о р в а н н о обыкновенно культура духовная: это — культура но преимуществу». •' - Обстоятельно переписываю Брокгауза прежде все го потому, что ои не устарел. В о всяком случае по нятие о культуре как совокупности достижений че ловеческого общества в производственной, общест венной и духовной жизни зафиксировано и самоно вейшими словарями. До сих пор живо и стремление замерять культуру по уровню образованности, хотя сколько уж говорепо и паппсапо, что образованность не синоним культуры, а всего лишь один из показа телей. Можно ли, например, назвать некультурны ми индийцев штата Сикким, попавших в книгу ре кордов Гиннесса по причине того, что за всю исто рию штата в нем не было ни одного убийства? А ведь но части европейской образованности в штате наверняка недобор. Новым со времени Брокгауза стало паше адми нистративное понимание культуры, не отмеченное словарями русского языка, по весьма распростра ненное. Непредвзятому взору, наверное, удивительно читать название Комитета по пауке, народному об разованию, культуре ir-воспитаиию при Совете С о юза. Ведь культура даже и в тесном ее смысле, то есть духовная культура, включает в себя и науку, и образование, и воспитание: не соседствует с ни ми, а именно включает, и естественнее было бы ор ганизовать Комитет по культуре, а его подразде лить. Но мы уже привыкли отождествлять с куль турой то, что входит в Министерство культуры, а туда входят художества и развлечения, библиоте ки и музеи. Вот и вся наша «культура». О СОБЕННО прискорбно, что и сами профессио нальные носители культуры уже согласны, свычны с этим административным усекновением по нятия, и, выступая, положим, на съезде народных депутатов п справедливо жалуясь па невнимание к культуре, несправедливо сужают ее до ведомствен ного размера. Выступает широко известный, уважае мый, любимый мною академнк-филолог — подчер киваю, филолог, судьбою призванный соблюдать чи стоту понятия — и, конечно, ратует за культуру, законно связывая ее с нравственностью, с совестью, без коих обществу успеха не видать, а потом сводит свою вдохновенную речь к бедственному положению музеев и библиотек, как будто оно в основном и при вело к* падению культуры, как будто подъем библи отечного и музейного дела есть рычаг для * подъема нравственности. Да нет же! Конечно, библиотекам нужны и музеям нужны условия су ществования, и я более чем солидарен с академи ком, спешащим спасти от гибели, вытащить из под валов редкие книги — невосполнимое национальное и мировое достояние, но зачем при это.м переоцени вать значение библиотеки как таковой, заче.м заве рять с высокой трибуны, что если, мол, пас постиг нет глобальная катастрофа и человечество, забыв все свое культурное прошлое, окажется отброшен ным в первобытную тьму, достаточно будет одной чудом сохранившейся библиотеки, чтобы культура восстановилась в полном объеме. Это же неправда. Для полностью неграмотного первобытного общества библиотека, надо признать, не является библиоте кой, книга для дикаря не книга, напечатанное сло- Владимир КОРБАКОВ (Вологда). «РОК-МУЗЫКАНТЫ», картина скс зональной художественной выставки <гСоветский Север-7». РЫБНЫЙ мурман из экспозиции состоявшейся в Мурман- 13 к у л ь т у р ы во еще не слово. Дикари в лучшем случае станут молиться на библиотеку, но скорее сожгут книги, если умеют пользоваться огнем и обнаружат, что книги горят и от них можно согреться. Для того чтобы академик оказался прав, нужно кролю библи отеки тем же чудом сохранить и учителя, который станет посредником между дикарями и библиотекой, научит дикарей читать и понимать прочитанное. Би блиотека есть хранилище книг, память человечества, запечатленная в печатном слове (а кое-где еще и в рукописном) — и этим она велика и прекрасна. Но назовем вещи своими именами, к чему и призыва ет пас культура. Библиотеки и музеи становятся фактом настоящей действующей культуры только посредством просвещения, через школу в широком смысле этого слова. Не случайно до революции му зейно-библиотечная сеть была организационно и органично вплетена в сеть образования, входила в Министерство народного просвещения, а Министер ства культуры, кстати говоря, не было вовсе. Ту библиотечную беду, которой делится академик, избыть не так уж сложно: чтобы спасти главные библиотеки страны, достаточно нескольких специ альных зданий. Гораздо труднее избыть пустын ность ^ читальных залов, размножить читателя серьезных книг, наполнить жизнью огромное число библиотек*, не бедствующих материально, но тоскую щих по спросу па основные книжные фонды. Без культурного читателя библиотеки превращаются в склады невостребованных ценностей. Без культур ного посетителя бедствуют и театры, концертные залы, картинные галереи и прочие учреждения официально очерченной культуры. И, увы, эту про блему Министерство культуры вместе со всеми сво ими подопечными решить не в состоянии — хоть их озолоти. Культура общества воспроизводится на пи ве народного просвещения. Но нынче страдает и она. Страдает вся паша культура в цельном традиционном значении этого слова" Причин тому много. Есть очевидные, о них много говорится сейчас, но есть и недопонятые., не раскрытые еще. Вглядимся в одну из них, очень существенную. И З Д УХОВНОЙ культуры выделена одна срав нительно небольшая часть, и ей незаконно присвоено имя целого организма. Вместе с тем и остальная культура оказалась разорванной на ве домственные, почти не соприкасающиеся друг с другом органы, и это страшно навредило и все еще безостановочно вредит нашей стране. Просвещение, паука, церковь, художественно-артистическая жизнь не-знают и не слышат друг друга и страдают по рознь, не в силах поправить положение дел ни в своем обособленном заведении, пи тем более в це лом организме, о котором мы, как видно, и пред ставление потеряли. Разрыв культуры особенно тяжело сказался на положении образования. Искусство, служба мило сердия и паука, отторгнутые от нивы просвещения, лишили ее необходимого эстетического, этического и научного питания, без чего культурные всходы про сто немыслимы. Нива иссушена и обеспложена. Де ти должны воспитываться красотой, но серьезное искусство не связано со школой, а редкие неквали фицированные уроки пения и рисования ближе бе зобразию, нежели красоте. Дети должны воспиты ваться добром, но место церкви по сию нору оста ется вакантным. Детям должен прививаться вкус к истине, к самостоятельному поиску ее, но школа не умеет этого делать. Стоит ли говорить, что отрыв от просвещения не минуемо сказывается и на состоянии самого искус ства, и на институтах милосердия, и на познании, а отсюда и на научно-техническом росте общества. Примеров тому легион.Культура, разъятая на части, медленно гибнет. Разобщенность эта оформилась при Сталине, но было бы несправедливым считать сталинские удары прямой и главной причиной расчленения и разобще ния нашей культуры. У сталинизма и без того до статочно «заслуг» перед культурой. Ои уничтожал ее морально и физически, изымая из общества носи телей высокой культуры; сталинский каток админи стрирования доехал до наших дней, оставляя за со бой асфальт посредственности. Все это бесспорно, с е годня мы замедленно и неадекватно реагируем на возникающие проблемы, в том числе и на ту самую расчлененность культуры, о которой идет речь, и эту пашу общественную заторможенность надо то- же отнести па счет сталинизма, подавлявшего вся кую мировоззренческую самодеятельность. Но р а з дробление нашей культуры есть часть всемирного естественного процесса специализации человеческо го труда, и сталинизм тут ни при чем. Отпадение просвещения от материнского тела культуры про исходило и в западных демократиях, которые, прав да, сравнительно быстро сумели оценить издержки специализации и ответить на них усиленным «окуль туриванием» просвещения: на гуманизацию школы не жалеют никаких средств. Мы же едва начинаем осознавать разорванность своей культуры. Владимир СЕМЕНОВ, поэт, член Союза писателей СССР. 2 марта 1990 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz