Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.

первых дней учеоы он с головом ушел в освоение как основной, так и смеж- ны^специадьностен. •На первых порах непросто было вчерашнему гражданскому юноше втянуться в четкий ритм курсантской жизни, расписанной по часам и мину­ там. Выручают усидчивость и расто­ ропность, настойчивость в достиже­ нии цели и большое трудолюбие. Обычно спокойный, уравновешенный, Денис внимательно слушает объясне­ ния преподавателей, стремится дойти до сути дела, разобраться во всем. Это ему удается. И товарищам неред­ ко помогает. Все эти качества позволили ему быстро завоевать авторитет в кол­ лективе, выдвинуться в число передо­ виков. Пройдет несколько месяцев, и Де­ нис, успешно окончив мореходку, вольется в экипаж одного из вспомо­ гательных судов . Военно-Морского Флота. Так осуществится его давняя мечта стать моряком. А. ОСИН, капитан 2 ранга запаса, преподаза- тель Кронштадтской мореходной школы ВМФ. . • Родители Дениса , Евгений Иванович и Татьяна М ихайловна , рабо таю т в ры б ­ ном п о р т у , а учил ся он в ш коле Ns 34. Хорош е го воина воспи тали в семье и ш кол ь ном колл е кти ве . Как моряку попасть домой? Моряки флотов БПО «Севрыба» па протяжении многих лет по возвраще­ нии из рейса испытывают большие трудности в поездке к семье, родст- рыбныймурман Я считаю, что этот вопрос молено решить, и чем скорее, тем лучше. Я предлагаю — в справках, выданных по месту жительства, указывать дан­ ные паспорта моряка. Тогда моряки смогут свободно ездить домой, предъ­ явив* эту справку и паспорт моряка. И отпадет необходимость в ходьбе по инстанциям в поисках решения $того вопроса. К. КРУЖАЕВА, Из редакционной почты инспектор по кадрам загранплавания управления «Севрыбхолодфлот». Паспортная система Языком цифр О наших земляках Д е н и с выбрал море Когда Денис Васильев окончил среднюю школу и приближалось вре­ мя военной службы, он твердо ре- пил: «Пойду в моряки!» Надо сказать, что юноша не толь­ ко мечтал о море и плавании па ко­ раблях, но и активно готовился к это­ му. Он хорошо понимал, что море не терпит слабаков, что ему нужны знающие, умелые и сильные люди. Поэтому настойчиво изучал школь­ ные предметы, занимался физкульту­ рой и спортом, развивая физическую силу, сноровку и выносливость. Обычно в беседах с курсантами я интересуюсь, почему они избрали Именно Кронштадтскую мореходную школу Военно-Морского Флота, ведь есть и другие подобные учебные заве­ дения. Задал я такой вопрос и Дени­ су. И в ответ услышал: ' — Об этой школе я узнал еще , много лет назад от родных и зпако- :МЬ$. Они много рассказывали о иен хорошего и посоветовали идти сюда, j И теперь я лично убедился, что вы­ бор сделал правильный. Думается, что и в будущем не пожалею об этом. • Признаться, такой ответ пришелся мне по душе. Чувствовалось, что юно­ ша приехал в Кронштадт с серьезны­ ми намерениями. Действительно, с пенникам, проживающим в погранич­ ных пунктах Мурманской области. А как же туда попасть, если на ру­ ках находится паспорт моряка, за границу с ним можно хоть куда, а вот домой — не пускают... Вместо того чтобы ехать к семье и отдыхать после длительного рейса, моряки вынуждены сначала идти в паспортный отдел капитана рыбного порта для замены паспорта моряка па гражданский, а затем только ехать домой. Хорошо если это будни, а как быть в праздничные и выходные дни или в ночное время? Более предприимчивые моряки при­ сылают с моря радиограммы с прось­ бой получить их гражданские паспор­ та и доставить на судно. В свою оче­ редь отдел кадров по ходатайству по­ лучает паспорта и доставляет через диспетчера флота на борт судна. А затем инспектору отдела кадров при­ ходится контролировать сдачу в пас­ портный отдел капитана порта одного из паспортов, т. к. на руках у моря­ ков оказывается их два. А как же быть тем, которые по возвращении из рейса сидят на суд­ не и ждут, когда откроется паспорт- ний отдел и они смогут обменять пас­ порт моряка на гражданский и уехать домой. Затем, чтобы вновь обменять гражданский паспорт на паспорт мо­ ряка, он должен снова идти в отдел кадров н заиметь разрешение па по­ лучение паспорта моряка. Моряки неоднократно обращались в бюро пропусков Мурманска, а так­ же по месту жительства в пограизо- нах, одиако до сих пор вопрос не ре- шеи. О Мурманске и мурманчанах «Языком цифр» — так решили мы назвать сегодняшнюю подборку «Воп­ рос — ответ». Уж больно часто мы слы­ шим: «А сколько!», «А какое количест­ во!» Любознательный народ наши чита­ тели. Думаем, что подготовленные ма­ териалы утолят их информационный го ­ лод. Нам помогли: Л. Буторина, ответ­ ственный секретарь Мурманского обла­ стного совета Всероссийского общества охраны природы ; О. Скуквина, старший экономист горисполкома; Н. Васильки- на, В. Иудицкая, Л. Штитева, 3. Отчин — работники Мурманского областного и городско го отделов статистики, со­ трудники других организаций Мурман­ ска. Всего в городе прописано 472,3 тысячи человек, в том числе 50,8 процента жителей нашего города — мужчины, 49,2 процента — женщины. С 1979 года нас стало больше на 23,6 процента, соотношение мужчин и жен­ щин изменилось незначительно (было 51,1% мужчин и 48,9% женщин). За последнее десятилетие население Мурманска постарело на один год. Средний возраст составил 31,3 года. Мурманчан в возрасте 85 лет и старше — 749 человек, в том числе 6 челозек достигли 100 лет и старше. Из 749 долгожителей — 88 процентов женщи­ ны. Только один барак удалось построить за 1921— 1922 годы. Была единственная школа. И одно кафе в порту — нэпмана Капустина. В 1927 году — первый дом из кирпича (ТПО). В 1934 году — первый марш­ рутный автобус. Тогда же по железной дороге первый рейс сделал экспресс «Полярная стрела». Большинство трудоспособного населения города трудится на государственных предприятиях, в учреждениях и орга­ низациях (98,9 процента от всего рабо­ тающего населения). Основной источник средств существования у 825 челозек — кооперативы, у 171 человека — индиви­ дуально-трудовая деятельность. У мно ­ гих два источника средств существо­ вания — 29 тысяч человек. Из них 309 человек совмещают работу в коопера­ тиве с работой на государственном предприятии, а 65 человек индивидуаль- мурманчанах ную трудовую деятельность — с работой на предприятии. На 1 января 1990 года в кооперативах работало уже 8,7 тыся­ чи человек, в том числе 4,5 тысячи — по совместительству. Для более чем 50 тысяч человек ос­ новной источник существования — пен­ сии" и пособия государства, в том чис­ ле более 13 тысяч — лица в трудоспо­ собном возрасте. Средняя заработная плата мурманчан — 422,5 рубля. На охрану природы областной совет общества охраны при-* роды ежегодно расходует: на озелене­ ние городов — 5000 рублей; проведе­ ние экологических акций по очистке озер, обустройству родников — 3000 рублей, поощрение активистов-общест- венников — 6875 рублей, пропаганду охраны природы — 8000 рублей, на оформление уголков природы на предприятиях — 5100 рублей. В браке — 66 процентов всех мужчин и 62 процента женщин, 45 тысяч мужчин и 23 тысячи женщин никогда не состояли в браке. Ежегодно в городе заключает­ ся свыше 4,5 тысячи браков и регистри­ руется свыше 2,5 тысячи разводов. Семь процентов населения города не имеют семьи и считают себя одиночками. Всего у нас — 122,8 тысячи семей. Средний состав семьи — 3,2 человека, Семей, состоящих из 10 и более чело­ век, всего лишь 45. О Мурманске и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz