Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.
я И САМА не знаю, —г откровенно призналась ча. — Не уверена на сто эоцентов, но полагаю, что оветы должны существовать элько на определенном уров- е. Областной — да, город - кой тоже, а вот нужен ли, кажем, районный в сравни- ельно небольшом городе — е уверена... Какие же законы ы будем разрабатывать? Ну, осудите: исполком ■— нижняя :тупенька исполнительской }ласти, именно он выполняет поручения населения, отвеча ет за то же коммунальное хо зяйство или народное образо вание. И уж никак не Совет, который, по-моему, должен заниматься более серьезными проблемами. Да что теперь об этом го ворить — дело сделано. На до думать, как организовать работу всех структурных звень ев. Тем более что в положе нии ни на один вопрос не да но четкого ответа. Есть председатель Совета, Еыбрали президиум, но по- прежнему существует' испол- пом во главе с руководите лем. А функции их нигде не оговорены, ничем не разгра ничены. По документам, кото рые t h i на сегодняшний день имеем, в обязанности прези диума и предсовета входит, например, работа с постоян ными комиссиями и депутата ми, но в них не сказано, за что конкретно должны отве чать. И получается: письма изби рателей адресованы предсе дателю Совета, а обращения, по сути, как и раньше, направ лены председателю исполко ма. — Лидия' Яновлевна, попут ный вопрос: ка к будут строить ся ваши взаимоотношения с вышестоящими органами вла сти?, — Мы возвращаемся к то му, с чего я начала... Должна быть четкая граница компе тентности: это — поле дея тельности области, вон за то город отвечает, ну а здесь — полновластный хозяин райсо вет. Иначе вряд ли стоило его создавать, если функции оста нутся прежними — маломощ ными, и просительными. Я так вижу перспективу: шире должны быть полномо чия районного Совета, боль шую самостоятельность дол жен иметь он. Но понадобит ся, пожалуй, два-три года, не меньше, для нормального пе рехода на местное самоуправ ление и хозяйствование. — Может, попробуем загля нуть в будущее... — Ну, во-первых, надо хо рошенько разобраться с бюд жетом, досконально все про считать — ведь принципы его формирования изменятся в корне: раньше — сверху, те перь — все снизу. Наверняка сразу же пона добится и коммунальная соб ственность — сейчас нам ни одна машина не принадлежит. Далее. Я убеждена, что на местное финансирование не обходимо взять и здравоохра нение (сегодня-то мы вынуж дены устанавливать льготные налоги для кооперативов, ко торые- перечисляют поликли никам средства, — помочь из собственного бюджета тому же здравоохранению не мо жем: оно финансируется из городского). Да и милицию — тоже (сколько бед у них — того нет, этого, а материаль ное снабжение централизован ное). — То есть речь, наснолько понимаю, о муниципальных формированиях? — Да. Не покидает такая мысль. Но в то же время очень много сомнений: как-то все получится? Представьте, на нашем содержании РОВД. А здруг завтра бюджет района ■то швам затрещит и вылетим -в трубу — как быть с дву- ия сотнями милиционеров? Гак что слишком осторожно |ридется действовать, обду- Дывая каждый шаг. — Может, не стоит тогда ри совать? «Подпитывайте» по- 1 емногу из собственных редств, а основное финанси- Ну, вот мы и сформи ровали в основном новые Советы. Выбрали предсе дателей различных ран гов, президиумы и испол комы. И как же теперь?.. Раныпе-то проще бы ло: за все в ответе испол нительный комитет. А нынче — сплошная нераз бериха: у кого какой круг обязанностей? Чем, к примеру, будет занят председатель исполкома, Ликбез для работы с кооперативами — да где там ,-разве позволи ли? Я надеюсь, в ближайшем бу дущем, если понадобится да же целый отдел образовать, — райздрав, например, проб лем не возникнет. — Лидия Я ковлевна , давай те теперь о п ус тим ся с небес на землю и попробуем все-та к и о бъя сни ть избирателям , в чем ж е основные ф у н кц и и то го или ино го с т р у к т у р н о го ф ормирования ... Мы знаем , что положение расплы вча то , обя занно с ти че тко не распи саны , и к а к ж е быть? Вам, в ча с т ности? — Придется вариться в соб ственном соку. — Ну а кон кре тно? — Лично я так себе пред ставляю. Сначала — перспек тивный план: обобщить все наказы избирателей, приплю совать наши задумки. Вероят но, надо будет работать в Может, сюда стоит при влечь депутатов. Я вообще считаю, что каждый из них должен иметь конкретное по ручение. Вот тогда и будет толк. — Если следовать вашей ло гине , получае тся : н и к а к о го с т р у к т у р н о го на гром ож д ени я в Советах не прои зош ло . Каждое из звеньев имеет свой к р у г обязанностей . Но я все -таки сомневаю сь , что вам удастся избеж а ть д ублирования . — Время покажет. Но и слепо действовать по принци пу «это — ваше, это — наше» тоже не собираемся. Помощь друг другу в любом случае необходима. — С каж и те , Лидия Я ковлев на, вы вот поменяли выве- сн у на кабинете — а не бои тесь , что н а вы ки и стиль бы в ш е го председателя исполнома б уд у т меш ать ны неш нем у пред седателю Совета? — Да нет. Я думаю, тот ключ от ВЛАСТИ если есть глава Совета? Где границы функций? Запомнилось на одной из первых сессии выступ ление. «Что же получает ся, — вопрошал депутат, — теперь президиумы будут диктовать свои ус ловия исполкомам?» И то правда: как быть в таких структурных хит росплетениях. С этих воп росов и началась беседа нашего корреспондента Сергея МИРОНОВА с председателем Первомай ского районного Совета народных депутатов Ли дией Яковлевной ГУДИ- НОИ.* Ответы ее, прямо скажем, во многом оказа лись неожиданными... * На первой сессии облсо- вета Л. Я. Гудина нзбрана заместителем председателя облисполкома. рование пусть будет централи зованным... — Нет-нет. Стоит. Но функ ции между Советами одно значно надо перераспределить. Допустим: уровень района — здравоохранение, коммуналь ное хозяйство. А капитальное строительство, архитектура — компетенция вышестоящей власти. Почему? Да потому, что люди с тысячей мелочей обращаются именно в райсо вет. — Хватит ли вам денег для реализации таких планов? — Когда разберемся с бюд жетом на девяносто первый год, тогда и станет ясно. Ска ж у лишь одно: коммерческой деятельностью райсовет будет вынужден заниматься. В этой связи мне особо перспектив ным кажется создание малых и средних государственных предприятий — появилась уже кое-где такая форма хозяйст вования. Вы подумайте только, ка кой абсурд: пока что мы са мостоятельно не имеем права и возможности даже машини стку на полставки принять в исполком. А когда Закон о кооперации вышел, мы хотели специальную группу создать тесном контакте с депутатами городского и областного уров ней. Возьмем, к примеру, строительство торгового цент ра в 312-м микрорайоне. Ес ли бы депутат облсовета дер жал на контроле вопросы про ектирования, финансирования — это была бы и его посто янная работа, но в то же вре-„ мя он помогал бы и наши проблемы решать? Будет здесь чувствоваться организация районного Сове та? Думаю, да. Президиум. В официальных документах его функции поч ти не определены. Но мне представляется, что это будет руководящий коллегиальный орган власти на период меж ду сессиями. — А м ож но ли провести па раллель? С каж ем , ваш пре зи диум — это нечто вроде пре зид ен тс ко го Совета, толь ко в малом масштабе... — Можно и так сказать. По скольку решения по наиболее важным проблемам я сама принимать не буду. Например, возникает сейчас вопрос, ка кой быть площадке для мас совых гуляний, что располо жена между улицами Берин га и Шевченко. Заседает пре зидиум, дает поручения де путатской комиссии по делам молодежи и исполкому. Так вот, все частности — от про екта до обеспечения подряд чика оборудованием — забо та, допустим, спорткомитета. Ну а комиссия пусть держит на контроле. Разграничение функций? Да. — То есть , надо пола гать , само название «исполком» да ет ответ... — Вот именно: исполнитель ный комитет, орган именно исполнительской власти. Хо тите пример? Пригласили мы к себе представителей театра Северного флота — предло жили им создать театр-студию для детей. У нас желание есть, они тоже не возражают. Дадим поручение исполкому: положение разработать, до говор составить, смету посчи тать и т. д. Вот вам и различие обязан ностей. Не думайте, руководителю исполкома тоже забот хватит: в районе 54 тысячи квартир; надо, чтобы вода из кранов текла бесперебойно, чтобы тепло поступало. Хотя, вынуждена оговорить ся, один председатель ничего не сделает. Надо * поднимать активность населения и созда вать комитеты самоуправле ния по месту жительства. Оп ределить их статус, предоста вить самостоятельность и да же спонсоров найти, если хо тите. опыт, который приобрела, только поможет. Ну, хотя бы в отношениях с аппаратом ис полнительного комитета. - - Х очу вам при зна ть ся , что и то ги о р га н и за ц и о н ны х сессий у меня лично вы звали двоякое чувство . С одной стороны , да ж е хорош о , что по п ули с ты и н р и н уны у нас в области не стали мэрами , что д олж нос ти председателей Советов заняли лю ди с определенным опы том . Но с д р у го й — все . это уже было, все это ни к чему не привело . Потому победа а п п а р а тч и ко в , на мой взгляд , не объяснима ... — А вы меня тоже считаете аппаратчиком?.. — Конечно . Вы ж е почти три года были председателем ис полкома . — Да, но зато до этого 17 лет отработала на производ стве. В душе по-прежнему ос таюсь экономистом... А Михаил Юрьевич Савченко, зам. пред седателя исполкома, вы его, кажется, знаете... Как к нему относитесь? — Тол ковы й и деловой чело век... — А знаете, сколько таких, как вы говорите, аппаратчиков? — И тем не менее о тнош е ние населения к ним изве с т ное... — Я думаю, что победа на Е ы б о р а х этой категории работ ников прежде всего обуслов лена и х компетентностью. Ко нечно, новых людей надо вы двигать. Но — постепенно, чтобы дров не наломать... — И последний вопрос, Ли дия Я ковлевна . Он о п я ть -та ки по поводу р а з граничени я ф ун к ц и й . Мы уж е прово згла сили м н о го п а р ти й н ую систем у , но влияние КПСС в стране по -пре ж н е м у о громно . Надо ли напо м ина ть , с ко л ь ко п а р ти й н ы х се кре тарей заняли д олж нос ти председателей и с т и н ны х о р га нов управления государством . Т а к уж и в у т с я ли п р и н ц и пы «Вся власть — Советам» и «авангардной роли»? — Сразу скажу: Совет бу дет взаимодействовать и с КПСС, и с другими партиями, если они наберут хоть какую - то силу. Но, знаете, мне, честно го воря, немного подозрительным кажется тот факт, что в наш районный орган власти не осо бенно рвались хоть социал- демократы, хоть представите ли неформальных объедине ний. Конечно, кому хочется по подвалам ходить да жалобы жильцов выслушивать... — Ну что ж , спасибо за бе седу. — Одну минуточку. Я бы хо тела добавить еще два слова. Специально для избирателей. Манна небесная к нам не упа дет. Давайте будем помнить, что новое придется строить методом проб и неизбежных ошибок. Неизбежных — по скольку не ошибается только тст, кто ничего не делает. КИФ- что это такое Целям изучения истории флота и подчинено создание М урманского областного клу ба истории флота (КИФ). 23 сентября 1989 года в област ной центр на учредительное заседание были приглашены из разных районов Мурман ской области историки-люби- тели. Собрание единодушно постановило: создать М ур манский КИФ . По предложе нию начальника музея Крас нознаменного Северного фло та капитана 2 ранга Юрия Степановича Нодя «базой» КИФа стал этот музей. За последний год произо шел безусловный рост коли чества клубов истории флота по стране. Число их достигло 24-х, что не является пределом, так как работа по организа ции региональных клубов ве дется еще в 18 городах. КИФы появились даже в та ких «сухопутных» городах, как Алма-Ата, Минск, Белгород, Котельнич и др. Определен ную помощь в их создании оказали энтузиасты из г. Ка линина, где клуб истории фло та создан несколько лет назад. Наш клуб находится на эта пе своего становления, поэто му материальной и финансо вой поддержки мы пока не имеем. Клуб основан исклю чительно на общественных на чалах и состоит из энтузиа стов и любителей флотской истории и кораблестроения. Всех членов КИФ объединя ет главная тема, связанная с изучением «белых пятен» и вопросов мор ской истории род ного Заполярья . Л и тера туры по краеведению издается очень мало, и проблем , ж д у щ и х своего реш ения , хватает. Но это не и с клю ча е т , а сно- рее «подогревает» интересы . каж д о го из нас. А они разно образны . Например , ка п и т а н 3 ран га В. Д. О вчинни ко в за н и мается изучением ж и з н и и де я тельности адмирала Ф . Ф . Уш а кова . Уж е сейчас он об ладает данным и , ко торы е не зн а комы даже и звестным ис следователям био граф ии р у с с ко го флотоводца. В. И. Мель ниче н ко д о ка зы вае т пр иори те т р у с с к и х в о тн ры ти и Ш п и ц бергена (Груманта ). А. В. Б ул га ко в занимается м оря кам и - декабристами . пла ни р уе т обоб щ и ть свои материалы в о т дельной кн и ге . И это далеко не полны й к р у г интересов членов наше го клуба . Всех и х объединяет любовь к слав ным традициям и истории р у с с ко го флота. Главная зада ча, стоящая перед клубом , — под го товка к пра зднованию тре хве ко во го юбилея р у с с ко го флота. КИФ о т к л и к н у л с я на ряд просьб о т д р у ги х клубов и ор га н и зац и й . завязал обш ир н ую п е ре п и с ку . И еще. 2—4 апреля с. г. в Ленинграде прошла учреди тельная конференция Всесо юзной Молодежной Морской Лиги. Возрожденная в новом качестве организация патрио тического воспитания, она должна формировать идейно и готовить профессионально юношество, пробуждая в ду шах чувство гордости за Отечество. Основой Морской Лиги должны стать клубы юных моряков. В стране их насчитывается более' 100. М ур манский областной КИФ под держивает эту прекрасную инициативу и готов всячески помогать в деле воспитания молодежи. Для желающих стать члена ми КИФ или участвовать в его работе сообщаем адрес: 183017, Мурманск, уп. Торце- ва, 15. Музей КСФ , телефон 3-25-78. Заседания КИФ проводятся в последнюю субботу каждо го месяца. Начало в 11.00. В. ТАРАСОВ. зам. председателя клуб * истории флота. ИЫЙ МУРМАН 1 июня 190 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz