Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.

РЬШНЫИ мурман ] июля— День работников морского и речного флота АРКТИЧЕСКИЕ • ОРОТАМИ В А РКТИ ­ КУ с далеких уже те­ перь 30-х годов образно на­ зывают наш заполярный портовый город. Если вспом­ нить. именно с тех пор на­ чалось планомерное и серь­ езное освоение высоких ши- рот моряками Мурманского морского пароходства, отме­ тившего в минувшем году полувековой юбилей. Известный полярный ис­ следователь О. К). Шмидт н свое время сказал: «Север­ ный морской путь мы окон­ чательно закрепим, и Мур­ манск будет его началом». Пророческие слова. Сегод­ ня можно сказать, что эта мысль выдающегося совет­ ского полярника реально воп­ лощена в жизнь. Конечно, пе только в Арк­ тику ходят наши моряки. Суда пароходства можно встретить на всех широтах, во многих портах мира. Но все же работа на ледовых арктических трассах являет­ ся для них основной. Ныне наше пароходство располагает флотом, пред­ назначенным для плавания во льдах. За 50 лет оно вы­ росло в мощное судоходное предприятие. призванное обеспечивать доставку гру­ зов на побережье Северного Ледовитого океана и на арк­ тические острова. Пожалуй, именно этим ММП коренным образом отличается от дру­ гих подобных транспортных ооъедипепий в нашей стра­ не. Если заглянуть в историю ММП, то можно найти мно­ гочисленные примеры трудо­ любия, мужества и героиз­ ма наших моряков в деле освоения Арктики. Но сегод­ ня я не стану этого делать, отнюдь не потому, что пе хочу познакомить читателя со славным прошлым паро­ ходства, а из-за того, что, надеюсь, историю его мно­ гие знают по газетным пуб ­ ликациям. но книгам «От Арктики до Антарктики», «Порт приписки — Мур­ манск* и другим. На мой взгляд, читателю будет интереснее узнать о сегодняшних делах и забо­ тах моряков ММП. о планах коллектива на будущее. Э А ПОСЛЕДНЕЕ В РЕМ Я ^ флот пароходства су­ щественно пополнился сов­ ременными транспортными, пассажирскими и ледоколь­ ными судами. Сегодня арк­ тические моря успешно бо­ роздят суда усиленного ле­ дового класса СА-15 типа «Норильск», построенные в Финляндии. «Морковки» — так любовно называют их моряки за ярко-оранжевую окраску, благодаря особой прочности корпусов могут работать в Арктике кругло­ годично. Кстати, вот уже не­ сколько лет арктический форгабел д л я ЖИЗ] действует безот- зимнее время. А совсем скоро, в ноябре нынешнего года, па морские дороги должен выйти тепло­ ход «Иван Папапии» — пер­ венец новой серии Херсон­ ского судостроительного за­ вода. предназначенный для автономного плавания во льдах. Это будет современ­ ное судно с высокой сте­ пенью автоматизации и ком- ьными условиями зни экипажа. Херсон­ ские корабелы начали уже строительство и второго по­ добного судна, которое, как стало недавно известно, по­ лучит имя Героя Социалис­ тического Труда, главного инженера-механика первого атомного ледокола «Ленин» Александра Калиновича След- зюка. Г ЛАГОДАРЯ СПЕЦИ- ** Ф И К Е паше пароход­ ство располагает и самым мощным в мире ледоколь­ ным флотом, без которого невозможно было бы прово­ дить арктические навигации. В его составе после вступ­ ления в эксплуатацию но­ вичка — атомохода «Совет­ ский Союз» —• семь атом­ ных ледоколов, несколько дизель-электрических ледо­ вых богатырей. В ближай­ шем будущем ледокольный флот пополнят атомоходы «Октябрьская революция», «Урал» и «Вайгач*. НА СНИМКАХ: 1. На трасс® — суда усиленного ледового класса — «мор­ ковки», как любя называют и * моряки . 2. Новый атомный бо ­ гатырь «Советский Союз» в первом рабочем рейсе. 3. От чи­ стой воды — • лед! 4. Фотография на память о плавании в Арктике . 5. Будущие мореходы •— кто-то и» ник, возможно , тоже найдет свое призвание в единоборстве со стихией высо­ ких широт. Фото В. ГАРКОТИНА и С. МАЙСТЕРМАНА. Х ОЧУ ОТМЕТИТЬ, что в экономическом плане пароходство сегодня пере­ живает не лучшие времена. Решением вышестоящих ор­ ганов недавно полностью прекращен завоз труб боль­ шого диаметра на Новый порт (Обская губа), около 42 процентов которых пере­ возили наши суда. Это ре­ шение повлекло за собой целую цепочку негативных последствий для пароходст­ ва. В этих условиях из-за снижения грузопотока в Арк­ тику специалисты ММП всерьез занялись поиском новых направлений в рабо­ те судов. Минувшим летом экипажем теплохода «Тик- си» под руководством един­ ственной в нашем пароход­ стве жейщипы-капнтана Л. А. Тибряевой был про­ 29 июня 1990 года Страница репортера С праздником, коллеги! веден первый эксперимен­ тальный коммерческий рейс через арктические моря из портов Западной Европы в Японию. Успешное его за­ вершение позволило сделать вывод о том. что такие рей­ сы по Северному морскому пути, который, кстати, мно­ го короче традиционного южного маршрута. могут стать постоянными и позво­ лят существенно пополнить кассу пароходства столь нужной сейчас валютой. Е ЩЕ ОДНИМ новым не­ обычным методом ра­ боты наших моряков может стать в ближайшее время организация круизов запад­ ных туристов на атомных ледоколах к* Северному по­ люсу. Первое подобное пу­ тешествие планируется про­ вести в этом году. Должен отметить, что от желающих побывать на макушке Зем­ ли пет отбоя. Кроме того, с представи­ телями деловых кругов Се­ верной Норвегии достигну­ та принципиальная догово­ ренность об организации круизиых туристическнх рейсов. которые в недале­ ком будущем свяжут Мур­ манск* с Киркеиесом. Прово­ диться они будут нашими пассажирскими судами, и это, как считают специалис­ ты. станет еще одним путем выхода из нелегкого эконо­ мического положения. _ Короче говоря, можно сказать, что, несмотря па все трудности, возникшие в последнее время, коллектив? Мурманского морского паро­ ходства упорно ищет и на­ ходит способы решения воп­ росов своего дальнейшего социально - экономического развития и встречает свой профессиональный праздник с уверенностью в завтраш­ нем дне. В. КИКИНОВ, корреспондент газеты «Арктическая звезда». $

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz