Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.
Инна Березюк. (Наш корр.) П А Ц А Н Ы 3 t марта УПС «Комиссар Полухин», выйдя из Кольского залива, повернул налево. Началась моя командировка. Баренцево море, словно обрадовав шись вновь появившемуся судну, при нялось раскачивать и подкидывать его. Засвистел, завыл ветер. На судне воца рилась тишина: курсанты, впервые вы шедшие в море, притихли в каютах. И вдруг слышу по трансляции не гром кий голос капитана Б. Д. Погуца: — Внимание. Уважаемые товарищи, сейчас мы будем проходить место, где 10 августа 1941 года в неравном бою погиб тральщик «Туман». На судне объ является минута молчания. Вахтенному помощнику дать гудок в течение ми нуты, вахтенному матросу приспустить государственный флаг. Я впервые услышала такое. Может, это было объявлено специально для курсантов, ведь у них шел первый в жизни морской день. И вот такое не стандартное приобщение к героической истории моряков-северян, думается, останется а их жизни навсегда. Особен но в жизни судоводителей, ведь они всегда точно знают, какие координаты пересекает их корабль. Позже Борис Дмитриевич рассказал, что в летнее время, услышав такое объ явление, курсанты выстраиваются на па лубе и замирают в строю во время минуты молчания. Не по приказу. • * * Бориса Дмитриевича Погуца я знаю много лет, еще с тех пор, когда он ра ботал в Севгосрыбфлотинспекции. Го товя материалы по безопасности м оре плавания, я не раз приходила в эту ор ганизацию и, встречаясь с Погуцем, не вольно отмечала какую -то особую ин теллигентность, даже, я бы сказала, ще голеватость капитана, мягкий свет его улыбки. И вот новая встреча с Борисом Дмитриевичем: он — капитан судна, я — пассажир. Предотходный день. День, когда, как говорят моряки, пароход превращает ся в сумасшедший дом. Что-то недо- везли, недопоставили, какие-то замо рочки с документами, нет какой-то «бу маги», а на другой требуется срочно заполучить подпись капитана... Вопро сы, вопросы. Беготня. В такие дни (по опыту знаю) к капитану лучше не под ходить. Но у меня дело неотложное: надо поселяться, кают свободных нет, сказал старпом. Теперь что скажет капитан. Борис Дмитриевич встал из-за сто ла, поздоровался, усадил в кресло, стал расспрашивать. Но в «дурдоме» про должалась бешеная гонка — не пого воришь. Зато поедоставилась отличная возможность наблюдать непривычную картину: в этой круговерти капитан был невозмутимо спокоен, призетлиз и улыбчив. Впоследствии, а я пробыла на судне три недели, каждый день встречаясь с Борисом Дмитриевичем, всякий раз удивлялась этой незозмутимости. Пони мала: чисто внешнее впечатление, но ведь это ж надо так уметь! Ясно, что за мягкой улыбкой не вид но далеко не однозначное отношение к тому или иному человеку. За внеш ней беспечностью — глубокая тревога. А причин тому — сколько угодно. Техническое состояние УПС «Комис сар Полухин», как говорит экипаж, на грани фантастики. Это, конечно, мрач ный юмор, поскольку «Полухин» одно из старейших судов «Севрыбхолодфло- та». Фантастика в другом : как удается г л з т о м у механику Валерию Владими ровичу Антонову не только удерживать транспорт на плаву, но и обеспечивать приличную скорость его? Я называю фамилию только главного механика не потому, что труд других в машине ме нее тяжел или они сами менее умелы. А потому, что Валерий Владимирович верен этому старому бедолаге в тече ние почти двух десятилетий. И что ни рейс — механики безвылазно в машине. Было и такое. На пятые сутки после выхода из Мурманска пришлось оста новить двигатель. Отремонтировали. Пошли. Через пару часов я поднялась на мостик полюбоваться морем. Оно было седым, огромные волны то под брасывали транспорт и флагшток ка сался хмурого неба, то швыряли транс порт вниз, и волна, с огромной ско ростью пролетая над палубой, наот машь била по рубке, и брызги залива ли ее иллюминаторы. Что было бы с нами, если бы не удалось починить двигатель? — так думала я. А о чем думал Борис Дмитриевич, стоя рядом со мной и улыбаясь по поводу моих широко распахнутых от ужаса глаз? Рядом с нами стоял курсант, по виду совсем мальчишка, Дима Нескородько. И я его спросила: — Ты на вахте? — Нет, пришел посмотреть. — Страшно? — Нисколько. Красиво! Ну вот, подумала я, еще один роман тик, поистине влюбленный 'в море, ведь Дима — будущий механик и по сути любование бушующим морем никак не вписывается в его курсантские обязан ности. Кстати, о курсантах. Казалось бы, что капитану до них? Есть руководители практики, есть помощник капитана по учебной работе, судовые специалисты. Но что ни разговор у меня с Погуцем, проблемы подготовки будущих механи ков и судоводителей — главная тема. Например, рассказывает, что любит встречаться с ребятами в своей каюте. Иду и я послушать. Как живется на судне? Были ли рань ше в море? Как к ним относится коман да? Где живут родители? Пишут ли ре бята им? Наша работа — особая, гово рит капитан, она связана с большим риском, сами увидите в ЦВА, в какую погоду швартуемся. Вы будете участ вовать в швартовных операциях, стоять на руле. Главное, чтобы вы почувство вали, насколько важна работа штур мана. Возможно, вы потом попадете на судно, где вас не будут так свобод но пускать на мостик. Поэтому сейчас, не стесняясь, пробуйте сами делать то же, что и штурман, пусть пока не все получается. Больше спрашивайте, поль зуйтесь всеми приборами. Особенно на вахтах третьего и четвертого помощни ков, они у нас молодые, но я в их ра боту не вмешиваюсь, пусть ошибутся раз, зато потом будут знать и уметь. Пятеро ребят слушают негромкий го лос капитана. И, может, они уже сто раз слышали то, о чем он им говорит, но сама обстановка, и доверительный тон, и искренность Бориса Дмитриеви ча — все для них ново. Сначала несме ло, потом уже узеренно они задают вопросы. А напоследок капитан говорит: — Мне каждый раз очень трудно рас ставаться с ребятами. Даже говорить тяжело. Но я хочу, чтобы вы запомни ли: моя дверь для вас открыта всегда, не только во время рейса, но и после, с любой бедой, с любой проблемой — пг жалуйста. Сижу, слушаю, удивляюсь. Потом — нозый повод для удивления: оказывает ся, Борис Дмитриевич знает весь эки паж не только по имени-отчеству, но и судьбы каждого . А их — 70 человек. Спрашиваю: — Как вы умудряетесь запомнить? Улыбается: — Так я же не на мостике, там штур маны. А я и в трюме, и на палубе с людьми говорю , а то и в каюту зайду чайку попить. То, что Борис Дмитриевич «не на мо стике», в какой-то мере правда. Он там, когда это действительно необходимо. Доверие к штурманам, конечно, при ходит не вдруг. Наверное, сначала не одни сутки проходят рядом, когда муд рость и опыт одного передаются Дру гому. Поэтому думаю, что за внешней беспечностью Погуца- — уверенность, что в свое время все передал, всему научил. А в трудный час он, конечно же, встанет рядом. Зато судоводители без опеки, без ощущения, что постоянно кто-то дышит в затылок, чувствуют и большую свободу. Хотя такое на судах встретишь не часто. И снова разговор о курсантах, о том, насколько важен для них заход в ино странный порт. Нашему судну отказа ли. Ребята очень расстроены. А капи тан — еще больше, не из-за себя, из- за них. Он говорит мне о том, как за поминается первый в жизни заход (са ма помню об этом!), как нужен ко н такт наших ребят с курсантами анало гичных морских заведений в других странах. о * • * У меня уже начал вырисовываться об раз добрейшего и милейшего капитана. Ну сами посудите: рассказывают, что в прошлом рейсе узнал Борис Дмитри евич, что у одного из курсантов тяжело больна мать, часто живет на уколах. По советовал он парню на заходе купить маме разовые шприцы, а тот не купил. И капитан отдал ему две коробки , куп ленные для себя. Но однажды, разговорившись, слышу от Бориса Дмитриевича такое: один очень большой начальник (не буду на зывать его имени) стал отчитывать По гуца, причем резко повысив тон. «Ты что орешь?» — сказал ему спокойно ка питан и вышел. «Теперь, если понадоб люсь, пусть лично пригласит», — усмех нувшись, закончил Борис Дмитриевич. * А помолчав, добавил: «Если придет на судно, на собрание, и примется отчи тывать, распущу экипаж и сам уйду». * * * Снова и снова возвращаемся к теме подготовки специалистов. Хочу, когда придем в Мурманск, схо дить в училище. Надо посмотреть, как дела у ребят, которые были в прошлом рейсе. — Зачем? — Надо. В училище тысячи ребят, где там разглядеть отдельного челове ка. А здесь они все на виду. Я к ним привык. Пойдем, узнаем как живут. Мальчишки ведь, галчата! Такого ничего не стоит оскорбить, а потом поди, по верни к себе. Они же потом на флот придут, может, и отличными специали стами, а вот какими людьми? — Только на вашем судне им позво ляют именно работать на мостике? — ' Я считаю, так, как у' нас, больше пользы. Более того, мы обычно имити руем неисправности приборов. Пусть ломают головы! — Во времена Державина в ги м н а з т изучали 23 предмета, — Меняет капи тан тему разговора. — Сейчас 35—4С предметов, а грустней всего то, что- на спецдисциплины время сокращено до предела, зато лишних, не нужных им предметов — десятка полтора. На «Комиссаре Полухине» -Ж две штурманские рубки, тренируйся хоть круглые сутки. Но ведь рядом должны быть наставники. А кто будет задаром работать с ребятами? У экипажа свои задачи. Производственные. За обучение курсантов им не платят. Да, есть помощник капитана по учеб ной работе, бывший штурман Александр Владимирович Яковцов, загруженный до предела организационными вопро сами, оформлением документов. А к о гда на «Полухине» судоводители на предвыпускной практике, у помпоуча чуть ли не круглосуточная вахта в руб ке: надо обеспечить ребят приборами, картами, надо обучить их пользоваться спутниковой связью. На других бассей нах судовым специалистам платят за работу с курсантами, а у нас нет. б целом же проблема крупней. Происходит постоянная нестыковка интересов. Курсантам, их руководите лям в принципе безразличны заботы экипажа о выполнении рейсового за дания. Морякам учебного судна нет де ла до учебного плана курсантов. При мер: пока «Комиссар Полухин»-ходил в прошлый раз в Порт-Саид, что удли нило на месяц рейс, курсанты были ни чем не заняты (имею в виду тех ребят, которые сейчас на борту], в итоге у них потерян месяц, что для набора пла- вательского ценза далеко не пустяк. Возможный выход из этого несовпа дения интересов, по мнению и капита на, и руководителей практики, вывод учебных судов из производственного флота в самостоятельный отряд. Этот отряд должен быть на дотации всех флотов, подчиняться Минрыбхозу и иметь собственный валютный фонд. Вот у «южан» и «балтийцев», напри мер, все иначе: судовые специалисты получают хорошие денежки за обучение курсантов (у старпома — 200 рублей • месяц). Они имеют право даже выби рать порт захода. А наш «Комиссар Полухин» только последний год стал появляться в иностранных портах. М о жет, это заслуга Погуца, может, нет. И еще одна проблема. Я уже говори ла о техническом состоянии этого «лай нера». Но надо еще сказать и об усло виях жизни на нем. Четырех-, а то и шестиместные каюты с дырявы/lj? лино леумом на полу, темные, душные. Ни кондиционеров, ни нормального отопле ния. Жалко ребят... Руководитель практики мурманских курсантов Алексей Васильевич Забо лотный поделился со мной бредовыми, как он их назвал, идеями. Хотя, думаю, мысли вполне рациональные, более то го, вполне современные: — Нам бы взять на акционерных на чалах три судна и создать учебный флот, который не будет зависеть от планов флотов. Вот тогда можно нор мально организовать практику. Эти су да могли бы перевозить любые грузы в любом направлении, зарабатывая ва люту. А учитывая, что процентов трид цать экипажа будут курсанты, себесто имость судов станет ниже. Да еще мо жно снизить расценки за перевозки . Думаю , что от заказчиков отбоя не бу дет. Представляете, круглогодичная практика — и без проблем! На валюту — тренажеры. — Проблема, где взять такие суда? Новые распланированы для флотоз на много лет вперед, со старыми ор о ка с ремонтом, ведь денег у мореходок нет. — Согласен. И все-таки надо думать... Сегодняшние пацаны завтра придут штурманами и механиками, от практи ки, от ее качества зависит, какими они будут специалистами. Все верно. И все архисложно. Празда, теплится маленькая надежда: много лет в «Севрыбе» говорят о создании учеб ного центра. Будет центр — будут с у да, и тогда мысль Алексея Васильевича станет реальностью. А пока... Борис Дмитриевич ради «галчат» проходит Ирландским *>морем , чтобы показать курсантам берепа Анг лии и Ирландии, чуть «подворачивает», чтобы они увидели огни Лас-Пальмаса, Хоть издали. Чтобы хоть чем-ниб.удь смягчить суровость окружающей дейст вительности, теплом своего сердца по сеять в их душах зерна добра, справед ливости, душевной чуткости. I июня 190 года РЫБНЫЙМУКИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz