Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.

К 70'Летию Мурманского траловою флота H i * V С Е Р Г Е Я Васильевича J Суворова, известного капитана, преподавателя МВИМУ. президента ассо­ циации капитанов Севера, сохранился альбом. В нем па фотографиях и в запис­ ках запечатлено . удивитель­ ное время и атмосфера, цат рившая в группе «суворов­ цев» (по фамилии команди­ ра). Это были судоводители, учившиеся в начале 70-х го­ дов на ускоренном отделе­ нии МВИМУ. Группа делилась на «зве­ здочки». Командиром одной из mfx был Виктор Ивано­ вич Шаповалов. Подпись под одним из снимков: «Ко­ мандир с подхалимами» (G. В. Суворовым и В. С. Фе- доткиным). Заметим, г.идн- мо, с помощью командира один из «подхалимов», Вла­ димир Степанович Федот- кии, получил диплом с отли­ чием, впоследствии стал сек­ ретарем райкома партии, а ^ сейчас трудится в обл- йсполкоме, А тогда «подха­ лимам», да и Bceii группе, очень нужен был их озор­ ной командир, заводила вся­ ческих начинаний, в том чис­ ле и таких; учиться без «троек», тогда можно экза­ мены сдавать в удобное для себя время. Группа действовала энер­ гично и сплоченно во всем. Него, например, стоит такой пункт «Устава»; «...не при­ нявший все положения груп­ пы лишается права списыва­ ния в месте сидения и уда­ ляется па отдельное место наказания по усмотрению группы». Заканчивался при­ каз недвусмысленной угро­ зой ослушнику: «На экзаме­ нах не будут даваться шпо­ ры». Ко времени учебы в М ВИМУ Виктор Иванович, третий помощник капитана Мурманского тралового фло­ та, имел уже шесть благо- '1 Дариостсй за хорошую рабо­ ту, уже па Доске почета БМ РТ «Витебск» красова­ лась фотография молодого штурмана с чертенятами в глазах. Ох уж эти чертенята! Гла­ за-то ведь — зеркало, души. Вот и писали в характеристи­ ке курсанта мореходного учи­ лища Шаповалова: «Испол­ нительный, но часто совер­ шает проступки, связанные с нарушением распорядка дня...» Но уже тогда, в 64-м была замечена очень важная для будущего капитана .чер­ та: «При разборе старшими начальниками его проступ­ ков проявляет честность». От тех мальчишеских лет до сего дня все, кто знают Шаповалова, сначала гово­ рят о нем: «Это очень че­ стный парень». И этими же словами начала рассказ о муже Наталья Александров­ на Шаповалова. •...Сидим с ней в их ма­ ленькой уютной квартирке, пьем кофе. А телефон не умолкает. Я слушаю весе­ лую болтовню жены капита­ на. и вдруг мне становится понятно, откуда у Шапова­ ловых такая крепкая семья. Скоро серебряный юбилей, а они оба остались теми же, какими сидели на собствен­ ной свадьбе в 67-м. Дере­ венский мальчишка, озор­ ной, гордый, честный, до­ вольно честолюбивый и уп­ рямый. И красивая девчон­ ка Наташа, смешливая, ум­ ница, мгновенно откликаю­ щаяся на чужое горе. Вик­ тор «украл» ее тогда у пар­ ня, которому Наташа пообе­ щала и руку, п сердце. На днях приедет домой, отслужив в армии, сын Са­ ша. Дочка Катя вот-вот не­ вестой станет. А они все те же. Я очень люблю людей, не ощущающих своего возра­ ста. Потому к Шаповалову испытываю особую симпа­ тию. Помню, в 1987 году я пришла на транспорте в ЮВТО, Собралась в «гости» к Виктору Ивановичу. И вот швартуется к нашему тран­ спорту Б АТ «Адмпрал Ко- лышкин». Я стою па палу­ бе и вижу; капитан й белой футболочке, белых брюках стремительно выбегает на крыло мостика, улыбается, приветливо машет мне ру­ кой, опять убегает в рубку. Мальчишка! Зато, пересев на траулер и поговорив с экипажем, убедилась, насколько плодо­ творно, эффективно здесь трудятся. — Спланировали нам по­ казатели, как это водится, от достигнутого нами же ре­ корда, рассказывал Вик­ тор Иванович. — Тем не менее экипажу удалось пе­ рекрыть этот рубеж: по вы­ лову у пас лучший на фло­ те результат, более чем На «белом кон не иначе! н вдвое перевыполнили за­ дание по выпуску разделан­ ной рыбы. Более чем на миллион рублей превышен план по выпуску товарной продукции. Я тогда увидела совсем не того Шаповалова, кото­ рый, улыбаясь, летал по мостику. Передо мной сидел собранный, сдержанный, очень уверенный в своих действиях и действиях эки­ пажа капитан-директор. О ВОТ НОВАЯ ВС Т РЕ ­ ЧА . Чей-то вечер-юби­ лей в ресторане. В центре круга увлеченно танцует Ша­ повалов. Подхожу, трогаю за руку. Оборачивается, вскри­ кивает: «Ой, здравствуйте!» И мы крепко обнимаемся на виду у всех. Потом, присло­ нясь к колонне, чуть ли не час слушаю его пересыпан­ ный шутками рассказ о рей­ се. Куда девался тот, «мор­ ской» Шаповалов, жесткий, решительный, — здесь шу­ тил и хохотал веселый бес­ шабашный моряк, который и о тяжкой морской работе вспоминает не иначе как с юмором. А я не верю ему сейчас. Я вижу штормовой океан. С волны па волну перебирает­ ся БАТ. И Шаповалов — весь концентрация опыта и мысли — вглядывается в кормовой иллюминатор па мостике, отдает короткие команды. Медленно вполза­ ет огромный трал на палубу. Теперь ни секунды промед­ ления, вся рыба — в дело. Отдыхать капитану некогда. Уже второй трал~ быстрой змейкой убегает за слип. Вот говорят, капитан дол­ жен быть таким-то и таким- то. И никто не называет при этом такие качества, как че­ столюбие, самолюбие. Хотя без них пет рыбацкого азар­ та, пет и ярких цифр в от­ чете. Шаповалов па рыбалке (на речке или озере) будет больным, если ие поймает хоть малюсенькую рыбешку. А уж если кто-то выловил, а он пет, —- трагедия! Скаже­ те, мальчишеское тщесла­ вие? Да вовсе нет. Александр Васильевич Федоров, ходивший в море с Шаповаловым не один год, рассказывал: — Виктор Иванович всег­ да впереди, «па белом ко­ не». Не припомню рейса, чтобы вернулись в порт «без плана». И даже представить не могу, чтобы Шаповалов вдруг оказался в побежден­ ных, чтобы кто-то сработал лучше. Такая же жилка есть у Гуцкалова, по Николай Иванович намного жестче как человек. Шаповалов ближе к людям, теплее по характеру. Скажем, насту­ пает Новый год. Виктор Иванович приказывает ло­ житься в дрейф часа па 3-4, пока не закончатся концерт судовых артистов и чаепитие в салопе. Нет, что пи гово­ рите, второго такого капита­ на па флоте нет. Возможно. А ценят ли? Г РЕДИ великого мно- жества записей; в лич­ ном деле Шаповалова о раз­ ных поощрениях есть запись красными чернилами: «1083 год. Строгш"! выговор за от­ сутствие контроля на рыбо- фабрнке, снижение качест­ ва продукции». Да, капитан отвечает за все, и ои вынуж­ ден принимать как долж­ ное наказание не за ошибки в судовождении, а за иедо- морожеииую рыбу! II что самое грустное, для самого наказанного такие удары невыносимо тяжелы. Бывает, кое-кто ломается навсегда. А для тех. кто их наносит, это рядовой слу­ чай: наказали, через год на­ казание сняли, что особен­ ного? Жизнь есть жизнь. Но человеку-то. самолюбпвому , ценящему себя, своп опыт, свою самоотдачу делу, — ка­ ково все это? Через два года Виктору Ивановичу начальник флота выносит благодарность за «большой вклад в выполне­ ние рейсового задания эки­ пажем БАТ «Адмирал Ко- лышкни». В следующем го­ ду ему присваивают звание «Лучший наставник моло­ дежи Министерства рыбного хозяйства СССР». И в том же- году Указом Президиума Верховного Совета СССР Шаповалов награждается орденом «Знак Почета». И тогда же в смотре-кон­ курсе на лучшую организа­ цию работы штурманской службы первое место по Мурманскому траловому фло­ ту было присуждено кол­ лективу судоводителей БАТ «Адмирал Колышкпи». Вы ­ пущенная нашей газетой страница-плакат рассказала тогда об опыте этой службы. Начало было таким: — Вся навигационная ап­ паратура отключена на сут­ ки для профилактики, — та­ ким сообщением «обрадовал» штурманов капитап-днрек- тор Виктор Иванович Ша­ повалов. Шли в открытом море. На вооружении нестареющие навигационные <приборы» — солнце и звезды. Одни сутки, вторые, третьи... Лишь через пять дней, когда траулер стал приближаться к узкости, Виктор Иванович разрешил включить всю ап­ паратуру. Проверили по при­ борам расчеты — отклоне­ ний пет. Этот эксперимент нужен был для того, чтобы судово­ дители чувствовали себя уверенно в . экстремальных ситуациях. Более того, Шаповалов практикует такую учебу, когда штурманы сами вы^ ключают те или иные кноп­ ки приборов и предлагают коллегам обсудить ситуацию пли сами высказывают соб­ ственные решения. На траулере судоводители не ходят на подвахту па ры- бофабрпку, лишь на мостик. Причем выход па подвахту обязателен вне зависимости от того, есть рыба на борту или пет. Этим обеспечивает­ ся высокая степень визуаль­ ного наблюдения, безопас­ ного движения судна, непре­ рывного владения информа­ цией о промысле, что в свою очередь способствует успеш­ ному поиск*v рыбы. ООБЩ Е У Ш АПОВА ­ ЛОВА .собственная си­ стема отношений с судоводи­ телями. Принимая в штат юного выпускника училища, чья головушка забита отры­ вочными знаниями теории, апломбом, романтикой, жаж­ дой славы и самоутвержде­ ния, Виктор Иванович посте­ пенно приводит его к осозна­ нию важности собственной личности, приобретению опы­ та. К серьезному отноше­ нию к* делу. Их много, кому посчастли­ вилось' работать" с Шапова­ ловым. Четверо сегодня уже стали капитанами, кто-то вот-вот возглавит экипаж. Не случайно Виктору Ивано­ вичу много раз присваивали звание «Лучший наставник- молодежи рыбного хозяйст­ ва СССР». Сейчас ои воз­ главляет совет наставников флота. ГО В О Р Я О КАПИТАНЕ. * так уж у пас принято, мы непременно указываем, как его экипаж выполняет план. Да. так- принято. С од­ ной стороны, конечно, это важно, поскольку качеством труда коллектива оцениваем’ качества личности руководи­ теля. С другой стороны, эти цифры мало что говорят о самом человеке. Ведь рыба В — дело водяное. К тому же эти цифры зависят и от тех­ нического состояния судна, и от того, каким подобрался экипаж, и даже от междуна­ родных событий. Сколько, например, потребовалось Ша­ повалову сил и энергии, что­ бы довести до ума отдель­ ные моменты контрактов в Перуанской зоне, касающие­ ся реализации прилова. Для дела Виктор Иванович ие жалеет пи сил, пи здоровья. «На белом коне!» — и не иначе. Вот цифры. За прошлую пятилетку экипаж БАТ «Ад­ мирал Колышкии» дал фло­ ту 4,3 миллиона рублей при­ были. За четыре года ныне­ шней вылов: 115,3, 142, 125,9, 139,2 процента, сто­ имость товарной продукции: 123,3, 108.8, 143,7, 122.9 процента. За эти четыре го­ да сэкономлено почти 500 топи топлива. Куда уж луч­ ше! Г ОВОРЯТ, что от Ша- * повалова не уходят по своей воле. Да и что ухо­ дить? Заработки хорошие, коллектив что надо. И сам Виктор Иванович верен это­ му БАТу вот уже 10 лет, а траловому флоту более че­ тверти века. Был у него в школе учи­ тель, которого Шаповалов безмерно уважал. Так тот учитель говорил: «Прыгаете с нарты па парту, пересажи­ ваетесь, так и в жизни пры­ гать будете». Запомнились мальчишке те слова, усвоил, что постоянство — весьма цепное качество. Перелистываю личное де­ ло капптаиа-директора Ша­ повалова. Начиная с той ха­ рактеристики 1964 года, ежегодно повторяются сло­ ва: «исполнительный», «спо­ собный», потом появляются расширенные характеристи­ ки: «опытный судоводитель и промысловик», «высоко­ квалифицированный специа­ лист, умелый воспитатель и требовательный командир». Сейчас Шаповалов в рей­ се. Мы разминулись: я с моря, он в море. Пусть же. будет тихим Тихий октан, пусть будут полными ваши тралы, пусть будет помень­ ше стрессов! Удачи вам, ка­ питан-директор! И. БЕРЕЗЮК. На снимке — В. И. Шапова­ лов. (Фото из ссмсйного альбо­ ма ). РЫБНЫЙ мурман 29 июня 190 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz