Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.

К 70-летию Мурманского траловою флота Б а р е н ц е в о м о р е редко дарит морякам устойчивую, нормаль* IIVIO погоду и хорошую видимость. А уж в январе и подавно. На северо- западе моря в то время еще власт­ вует полярная ночь. Светлого време­ ни почти нет. Днем наблюдается лишь смутное, незаметное посветле- пие неба"— угрюмого, серого, стыло­ го. А ночь, особенно в пасмурную по­ году, такая тёмная, что трудно от­ личить море от береговой черты. Штормы, снежные заряды, морозы, густой туман, обледенение — частое явление. .’.Траулер «Алтай» вышел из Кольского залива в Баренцево море 4 января 1959 года и последовал на северо-запад, то есть в тот J район, характеристика которому дана выше. В первые дни наступившего года промысловая обстановка в Баренце­ вом море оставалась неустойчивой. Особенно «лихорадило > его южные районы. Траулеры бортового трале­ ния на жидком топливе и угольщики первой группы направляли в район Медвежки. . . Январский рейс оказался довольно трудным. В первые дни РТ-282 «Ал­ тай» вел добычу рыбы на западном склоне Медвежки. И здесь ие было устойчивой сырьевой базы. Наши уловы ие превышали одной тонны, а чаще всего ловили по полтоины if нередко катались па «колесах». Флот был разбросан па большой площади, и редко кто брал хороший улов. Я внимательно изучал морскую карту и очередную промысловую сводку с последними данными, не­ вольно сожалея о том, что пи в од­ ном квадрате пет сырьевой базы, ко­ торая позволяла бы выполнять суточ­ ный план. Тут волей-неволей прихо­ дилось проявлять промысловую вы­ держку и искать рыбу, пе сходя ча­ сами с мостика. Ветер с т зюйд -веста , господствовав ­ ш ий почти декаду , не с кол ь ко ослаб и начал за ходи ть вправо , по часовой стрел ке . Ф лот повел промысел . Через не с кол ь ко часов ветер вновь посвежел и подул уж е от норд-веста. Он час от ча су крепчал , продолжая заходить впра ­ во, «ломая» по году . С туденый , холодный ветер, на чиненны й множеством ледя­ н ы х и голо к , принес с собой снег, мел­ кие частицы льда. Ка пел ь ки воды, не ­ сметное число ка пел е к от м о р с ки х волн бы стро превращ ались в лсд и оседали на повер хности судов. Очень резко по ­ холодало. Но, несмотря на это, тра ул е ­ ры продолжали промысел . Результат похолодания — парение поверхности моря. Видимость резко уменьшилась. Над морем повис гу­ стой туман. В дальнейшем темпера­ тура воздуха понизилась до 20—24 градусов ниже пуля. Северо-восточные ветры пригнали в район промысла сплошные ноля льда. Определить границы ледяных полей в условиях плохой видимости оказалось почти невозможно. Из ру­ левой рубки временами пе было вид­ но полубака на траулере. Густой ту­ ман па какое-то мгновение то закры­ вал его, то снова чуть-чуть откры­ вал. Туман двигался густыми полоса­ ми, и пес с собой мелкий снег и из­ морозь. Косяки крупной и ровной трески держались у самой кромки льда и подо льдом. Первые же траления у кромки ледяных полей принесли бо­ гатые уловы. Но вести промысел здесь было тяжело. Восточные и се­ веро-восточные ветры силою до пяти­ семи и более баллов сносили траулер на запад и юго-запад, где находился свал больших глубин — свыше тыся­ чи метров. В этих случаях приходи­ лось подходить в район ледяных по­ лей без трала и спускать его у са­ мой кромки льда. При та кой слож ной гидроме теоро ­ ло гиче с кой обстановке я по стоянно на- ходился на м ости ке . И то л ь ко на ва х ­ те старш е го п ом ощ ни ка удавалось по ­ спа ть два -три часа в с у т к и , причем с перерывами . Я не имел права по кид а ть м о с ти к в э к с тр ем а л ь ны х у сло в и я х : вся о тветственность за безопасность море ­ плавания лож ила сь на ка п и та н а . К а к назло, в то время вышел из строя р а ­ диоло ка тор «Створ». Его приемо -пере- дающее ус трой с тво находилось на верх ­ нем м ости ке , на трено ге . У с тр а н и ть не ­ исправно сть в та ко й мороз и обледене­ ние радист не мог. Без радиолокатора ре зко о слож нила сь наша работа в условиях плохой види ­ мости в большой гр у п п е судов. Но я знал : абсолютное больш инство к а п и т а ­ нов М урм ан с ко го тралово го флота не боится тр удно с тей . Наоборот, чем слож ­ ней обстанов ка , тем полнее пр о я в л яю т ­ ся и х способности ! Они умело о р и е н ти ­ ровались в у сло вия х нулевой видимости на море и находили ры б у там, где д р у ­ гие меньше всего ее ож ид али . Р УКОВОДИТЕЛИ ФЛОТА за­ претили капитанам вести про­ мысел во льдах. Одна за другой шли радиограммы с берега за подписью начальника тралового флота, преду­ преждавшего об ответственности за безопасность мореплавания. И, по- существу, он был прав; во льдах можно было повредить корпус трау­ лера, погнуть гребной винт, вывести из строя рулевое устройство, то есть такое плавание было чревато аварий­ ной ситуацией. К тому же траулеры- «бортовики» пе имели усиленного ле­ дового пояса. Руководители флота п промысла ругали капитанов тех траулеров, ко­ торые имели низкие уловы, и обязы­ вали их улучшить работу. А эти ка­ питалы выполняли указание руко­ водства, пе рисковали и вели промы­ сел пе у самой кромки льда, а в стороне, избегая приближаться к не­ му. Тут была «палка о двух концах», и оба эти «конца» висели над капи­ таном, готовые в любой момент «уда­ рить». Те траулеры, которые работа­ ли во льдах, имели богатые уловы. Капитаны ИХ промышляли па свой страх и риск. Руководители призывали капита­ нов ‘брать пример с хорошо работав­ ших траулеров. Этим они негласно заставляли капитанов ловить рыбу во льдах и снимали с себя ответствен­ ность за возможные аварии... Несмотря на « грозные» радиограммы с берега, траулер «Алтай» продолжал добывать ры бу в т а к и х слож нейш и х условиях у к р о м к и льда. А она пред ­ ставляла собой сл ож н ую лом аную л и ­ нию со множеством разводий . И волей- неволей траулер часто о ка зы вал ся в разводьях, из ко то ры х очень тр удно бы ­ ло выйти на ч и с т ую воду. Одно хорош о : над ледяными полями не было тум ана . Это сл уж ило ориен тиром . Если бы рабо ­ тала радиоло кационная станция , то на э кране его изображались бы ледяные поля, и обстановка в районе промысла в ка кой -то мере была бы для нас ясной . Без прибора , по су ти дела, мы работали вслепую . Н А ВА Х Т ЕН Н Ы Х Ш ТУРМАНОВ ложилась двойная-тройиая на­ грузка. Но судоводители, какой бы ни была погода и видимость, удержи­ вали траулер около кромки льда на более плотных концентрациях рыбы и поднимали на борт богатые уловы. И весь экипаж работал, не жалея сил.За двухчасовое траление подни­ мали на палубу по пять-шесть топи, а порой и больше, крупной и ровной трески. Трудно было работать па па­ лубе в такой сильный мороз. При подъеме и спуске трала мерзли сети. Порой они превращались в такую ледяную твердую массу, что нависа­ ла опасность порыва их па палубе при спуске трала. Да и чинить смерзшие­ ся сети стало почти невозможно. В таких случаях я обращался к стар­ шему механику С. П. Топчиеву. Он обеспечивал мастеров по добыче го­ рячей воды, и они оттаивали тралы, траловые мешки и сетное полотно. Мастера по добыче С. П. Качурип и В. В. Ларионов в таких невероятно тяжелых условиях показывали свое трудолюбие, образцы мастерства, му­ жества и стойкости — не побоюсь этих слов. Они словно не знали уста­ лости и обеспечили исправность ору­ дий лова, высокую их уловистость. Такие моряки были настоящими пат­ риотами. Без рисовки, молча делали они свое нелегкое дело. В отличие от тех, кто «призывал», «агитировал». Было тр уд н о и обраба ты вать ры б у в та ко й лю ты й мороз. Мерзла она на п а ­ лубе. Мерзли м ор я ки на ее обработке . Спецодежда, р у к а в и ц ы превращ ались в ледяной па нц и р ь . Всех, к т о работал на палубе , обливало студеной м ор с кой во­ дой , ко тор а я при сильном морозе т у т ж е замерзала на и х одежде. Н О Я В Е РИ Л В СВОИХ МОРЯ- ** КОВ. Они делали все возмож­ ное и даже невозможное, чтобы об­ работать улов от трала до трала. И вот что радовало; усталые, с натяну­ тыми до предела нервами, они свет­ лели лицом, улыбались при подъеме на палубу богатого улова. На РТ-282 «Алтай» к тому време­ ни сложился работоспособный друж­ ный экипаж. Моряки в большинстве своем были молодыми. Их отличало братство, товарищество и, главное — сплоченность. Много было трудно­ стей; морозы, штормы, недосыпание. Но они преодолевали их, проявляя мужество и отвагу, матросскую сме­ калку- и находчивость. Впоследствии дружба, братство и товарищество, за­ вязавшиеся и укрепившиеся в море на рыбном промысле, сохранятся на­ всегда. Трудно себе сейчас представить, как люди работали па открытой палу­ бе при температуре воздуха над мо­ рем 20—24 градуса мороза. Да еще под студеным ветром, который мчал­ ся о воем и, обжигая лицо, пронизы­ вал насквозь самую толстую одежду,. Не каждый живущий па берегу мо­ жет выдержать такое! — Иди отдохни немного, — гово­ рил он. — Я побуду на мостике. Правда, помощи от помполита стар­ пому было мало: он пе был специали­ стом по судовождению. Только при­ сутствие его па мостике придавало старпому больше уверенности в сво­ их действиях. А па Медвежьей банке в то время промышляли суда Мурманского, Ар­ хангельского траловых флотов и уп­ равления «Мурмансельдь» — целый город па воде. На старшего помощника Е. Г. Ха­ барова можно было положиться. Это был волевой и вдумчивый судоводи­ тель, опытный и серьезный штурма^ требовательный и справедливый ко­ мандир. Авторитет его среди экипажа был непререкаем. И что ценно; он никогда не боялся признать свою ошибку. При работе в т а к и х условиях не мог я о тды ха ть спо кой но , ко гда на это вы ­ падало свободны х полчаса -час. Не было по коя в каю те , ко гда еж ем ин у тно над моей головой ревел судовой гу д о к : в а х ­ те нны й ш турм ан подавал тум анны е с и г ­ налы . И я выходил на м о с ти к. Усиленно н ур ил , одновременно о ка зы вая по :;АЩ ь с та рпом у . Такова была к а п и та н с ка я д о ­ ля на траулера х бортового траления в те годы . Снова и снова я всматривался в густую пелену тумана, прислушива­ ясь К звуковым туманным сигналам траулеров, работавшим в пашем рай­ оне]! По ним мы определяли прибли­ зительное местонахождение того или другого судна. Только не всегда это удавалось, ибо в тумане искажается Действительное направление звуко­ вого сигнала и расстояние до объек­ та, подающего его. Не случайно мы не раз попадали в довольно сложные ситуации при расхождении со встреч­ ными траулерами, которые порой пе­ ресекали курс нашего судна. Благо­ даря своевременно принятым мерам, каждый раз избегали неприятностей. Порой траулер о ка зы вал ся В т а к и х разводьях , что попадал в ледовый плен... В та ком полож е ни и поднима ть трал не ­ во зможно . Приходилось увеличива ть П родолж и тельно сть траления и следо­ ва ть вслепую в надежде вы й ти на «чи- Ьтую» воду, где не было сплош но го льда. А после подъема трала вы ходили Из ледовы х полей на запад. Разные бы ­ ли си туа ц и и в том ледовом рейсе. Когда восточные и северо -восточные Ьетры выносили ледовые поля на з&пад. а лед за кры ва л промы словы е квадра ты , траулеры с п у с ка л и с ь ю жнее и снова на ­ ходили ко с я к и ры бы на промы сл овы х гл уб и н а х в районе к р о м к и ледовых п о ­ лей, В ОТ ТА К Н ЕЛ ЕГКО добывалась каждая тонна рыбы. План по вылову мы выполняли ценой своих недосыпаний, переутомления, нерв­ ного напряжения, физических пере­ грузок- и усталости, работая в мороз и при студеном ветре. Конечно, мо­ ряки не обижались на кого-то — са­ ми выбрали рыбацкую профессию, такой трудный путь в жизни. И ие только па траулере «Алтай» — все моряки, которые в те годы работали в Мурманском траловом флоте. Мороз продолжался более недели. За это время экипаж отлично пора­ ботал; в трюмах лежал богатый улов. ...Вдруг ветер изменил свое на­ правление, подул с зюйд-веста. Он принес теплый воздух с Атлантики. Само собой, прекратился мороз, исчез туман. Температура воздуха повыси­ лась до одного-двух градусов выше нуля. Видимость на море улучши­ лась. Из рулевой рубки вдали па во ­ стоке мы уже усматривали суровый, каменистый остров Медвежий, по­ крытый льдом и снегом. И как-то сра­ зу спало нервное напряжение. Моря­ ки выдержали схватку с морской сти­ хией, оказались сильнее ее! Посте­ пенно начали таять остатки льда на палубах, надстройках и мачтах. Суд­ но освобождалось от ледяного пан­ циря. В связи с изменением направления ветра улучшилась и ледовая обста­ новка. Ледовые поля отжимало на восток и северо-восток. Вместе с ни­ ми перемешались и рыбные косяки. Промысловая обстановка ухудши­ лась... Двадцать суток продолжался наш январский рейс 1959 года. Траулер «Алтай» вернулся в родной порт с полными трюмами рыбы. План янва­ ря экипаж значительно перевыпол­ нил. В. ДОРИЧЕВ. бывший капитан РТ-282 «Алтай», к а ­ питан дальнего плавания, ветеран войны и труда. 29 июня 190 года ЛЕДОВЫЙ РЕЙС Лед и изморозь п о кры л и весь т р а у ­ лер. Мачты , стрелы и реи походили нД о гром ны е свер кающ ие ново годние ел« ни , у кр аш е н ны е гирлянд ам и ш та гов , фалов, дж ил ьсо но в , о т т яж е к . От света судовы х п р ож е к то р о в и лю с тр , освещав» ш и х судно , они и зл учали , назалось , и з ум р уд ны й свет. Лед тол с тым слоем оседал на главной палубе и палубах пол уба ка , верхне го м ос ти ка , его кры льев , свисал длинным и прич уд ли вы м и со суль кам и с ростр , по« р учней , утраивал то лщ и н у тросов . Во время подъема и спуска трала подвахта матросов вместо того, что­ бы передохнуть и обогреться, окалы­ вала лед, очищая судно от обмерза­ ния, которое представляло собой смертельную угрозу для остойчиво­ сти и плавучести траулера. Обычно руководил этими работами в дневное время боцман С. Г. Меринов, а почыо — подвахтенный штурман. На помощь им нередко приходили чле­ ны машинной команды. Надо было! Это понимали прекрасно все: во вре­ мя траления для окалывания пет времени — все обрабатывали улов. Приходилось работать по шестна­ дцать и более часов в сутки. На от­ дых оставалось не более трех-четы- рех часов. И так — педелями, меся­ цами, годами... Называлось это — «специфика работы в море в трало­ вом флоте». В таком же положении находились капитан и его помощники. Они рабо­ тали в рулевой рубке, в которой во время сильного мороза температура воздуха была ниже пуля. Одно-два окна в ней все время находились от­ крытыми. Нельзя их закрывать: стек­ ла окоп обмерзали и через них ниче­ го пе было видно. При работе па промысле в группе судов в любой момент в густом тумане могла воз­ никнуть угроза столкновения трауле­ ров. Здесь как никогда требовались повышенная бдительность и внима- inie. Одному ва х тенном у ш т у р м а н у т я ж е ­ ло, почти нево зм ож но работать на мо ­ с ти ке . Не сл учай но были та ки е дни , к о г ­ да я не сходил с м о с ти ка в течение 24 часов. В т а к у ю по год у редко выпадала передыш ка . Особую бдительность и о с тор ож н о с ть при ходило сь проявля ть пр и травлении ваеров, ко гда с ко ро с ть траулера увеличивалась до ф ор сирован ­ ной . В этом случае к а к бы наруш ались «Правила пред упреж де ния с то л кно ве ­ ний судов», ко торы е в у сл о в и я х о гр а н и ­ ченной видимости р е ком е н д ую т ум ере н ­ ны й ход. Т а к что на вахте старш е го п о ­ м ощ н и ка я всегда находился на м ос ти ­ не в та ко й о тве тс твенны й момент, помо ­ гал ему. И н и ко гд а не забывал , что на мне лежала о тве тс твенно с ть за безопас­ ность плавания , за вверенны й мне т р а у ­ лер, за л и ч ны й состав. Не раз помощник по политической части В. А. Коридзе на вахте стар­ шего помощника Е. Г. Хабарова гнал меня в каюту. РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz