Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.
К 70-летию Мурманского траловою флота Б а р е н ц е в о м о р е редко дарит морякам устойчивую, нормаль* IIVIO погоду и хорошую видимость. А уж в январе и подавно. На северо- западе моря в то время еще власт вует полярная ночь. Светлого време ни почти нет. Днем наблюдается лишь смутное, незаметное посветле- пие неба"— угрюмого, серого, стыло го. А ночь, особенно в пасмурную по году, такая тёмная, что трудно от личить море от береговой черты. Штормы, снежные заряды, морозы, густой туман, обледенение — частое явление. .’.Траулер «Алтай» вышел из Кольского залива в Баренцево море 4 января 1959 года и последовал на северо-запад, то есть в тот J район, характеристика которому дана выше. В первые дни наступившего года промысловая обстановка в Баренце вом море оставалась неустойчивой. Особенно «лихорадило > его южные районы. Траулеры бортового трале ния на жидком топливе и угольщики первой группы направляли в район Медвежки. . . Январский рейс оказался довольно трудным. В первые дни РТ-282 «Ал тай» вел добычу рыбы на западном склоне Медвежки. И здесь ие было устойчивой сырьевой базы. Наши уловы ие превышали одной тонны, а чаще всего ловили по полтоины if нередко катались па «колесах». Флот был разбросан па большой площади, и редко кто брал хороший улов. Я внимательно изучал морскую карту и очередную промысловую сводку с последними данными, не вольно сожалея о том, что пи в од ном квадрате пет сырьевой базы, ко торая позволяла бы выполнять суточ ный план. Тут волей-неволей прихо дилось проявлять промысловую вы держку и искать рыбу, пе сходя ча сами с мостика. Ветер с т зюйд -веста , господствовав ш ий почти декаду , не с кол ь ко ослаб и начал за ходи ть вправо , по часовой стрел ке . Ф лот повел промысел . Через не с кол ь ко часов ветер вновь посвежел и подул уж е от норд-веста. Он час от ча су крепчал , продолжая заходить впра во, «ломая» по году . С туденый , холодный ветер, на чиненны й множеством ледя н ы х и голо к , принес с собой снег, мел кие частицы льда. Ка пел ь ки воды, не сметное число ка пел е к от м о р с ки х волн бы стро превращ ались в лсд и оседали на повер хности судов. Очень резко по холодало. Но, несмотря на это, тра ул е ры продолжали промысел . Результат похолодания — парение поверхности моря. Видимость резко уменьшилась. Над морем повис гу стой туман. В дальнейшем темпера тура воздуха понизилась до 20—24 градусов ниже пуля. Северо-восточные ветры пригнали в район промысла сплошные ноля льда. Определить границы ледяных полей в условиях плохой видимости оказалось почти невозможно. Из ру левой рубки временами пе было вид но полубака на траулере. Густой ту ман па какое-то мгновение то закры вал его, то снова чуть-чуть откры вал. Туман двигался густыми полоса ми, и пес с собой мелкий снег и из морозь. Косяки крупной и ровной трески держались у самой кромки льда и подо льдом. Первые же траления у кромки ледяных полей принесли бо гатые уловы. Но вести промысел здесь было тяжело. Восточные и се веро-восточные ветры силою до пяти семи и более баллов сносили траулер на запад и юго-запад, где находился свал больших глубин — свыше тыся чи метров. В этих случаях приходи лось подходить в район ледяных по лей без трала и спускать его у са мой кромки льда. При та кой слож ной гидроме теоро ло гиче с кой обстановке я по стоянно на- ходился на м ости ке . И то л ь ко на ва х те старш е го п ом ощ ни ка удавалось по спа ть два -три часа в с у т к и , причем с перерывами . Я не имел права по кид а ть м о с ти к в э к с тр ем а л ь ны х у сло в и я х : вся о тветственность за безопасность море плавания лож ила сь на ка п и та н а . К а к назло, в то время вышел из строя р а диоло ка тор «Створ». Его приемо -пере- дающее ус трой с тво находилось на верх нем м ости ке , на трено ге . У с тр а н и ть не исправно сть в та ко й мороз и обледене ние радист не мог. Без радиолокатора ре зко о слож нила сь наша работа в условиях плохой види мости в большой гр у п п е судов. Но я знал : абсолютное больш инство к а п и т а нов М урм ан с ко го тралово го флота не боится тр удно с тей . Наоборот, чем слож ней обстанов ка , тем полнее пр о я в л яю т ся и х способности ! Они умело о р и е н ти ровались в у сло вия х нулевой видимости на море и находили ры б у там, где д р у гие меньше всего ее ож ид али . Р УКОВОДИТЕЛИ ФЛОТА за претили капитанам вести про мысел во льдах. Одна за другой шли радиограммы с берега за подписью начальника тралового флота, преду преждавшего об ответственности за безопасность мореплавания. И, по- существу, он был прав; во льдах можно было повредить корпус трау лера, погнуть гребной винт, вывести из строя рулевое устройство, то есть такое плавание было чревато аварий ной ситуацией. К тому же траулеры- «бортовики» пе имели усиленного ле дового пояса. Руководители флота п промысла ругали капитанов тех траулеров, ко торые имели низкие уловы, и обязы вали их улучшить работу. А эти ка питалы выполняли указание руко водства, пе рисковали и вели промы сел пе у самой кромки льда, а в стороне, избегая приближаться к не му. Тут была «палка о двух концах», и оба эти «конца» висели над капи таном, готовые в любой момент «уда рить». Те траулеры, которые работа ли во льдах, имели богатые уловы. Капитаны ИХ промышляли па свой страх и риск. Руководители призывали капита нов ‘брать пример с хорошо работав ших траулеров. Этим они негласно заставляли капитанов ловить рыбу во льдах и снимали с себя ответствен ность за возможные аварии... Несмотря на « грозные» радиограммы с берега, траулер «Алтай» продолжал добывать ры бу в т а к и х слож нейш и х условиях у к р о м к и льда. А она пред ставляла собой сл ож н ую лом аную л и нию со множеством разводий . И волей- неволей траулер часто о ка зы вал ся в разводьях, из ко то ры х очень тр удно бы ло выйти на ч и с т ую воду. Одно хорош о : над ледяными полями не было тум ана . Это сл уж ило ориен тиром . Если бы рабо тала радиоло кационная станция , то на э кране его изображались бы ледяные поля, и обстановка в районе промысла в ка кой -то мере была бы для нас ясной . Без прибора , по су ти дела, мы работали вслепую . Н А ВА Х Т ЕН Н Ы Х Ш ТУРМАНОВ ложилась двойная-тройиая на грузка. Но судоводители, какой бы ни была погода и видимость, удержи вали траулер около кромки льда на более плотных концентрациях рыбы и поднимали на борт богатые уловы. И весь экипаж работал, не жалея сил.За двухчасовое траление подни мали на палубу по пять-шесть топи, а порой и больше, крупной и ровной трески. Трудно было работать па па лубе в такой сильный мороз. При подъеме и спуске трала мерзли сети. Порой они превращались в такую ледяную твердую массу, что нависа ла опасность порыва их па палубе при спуске трала. Да и чинить смерзшие ся сети стало почти невозможно. В таких случаях я обращался к стар шему механику С. П. Топчиеву. Он обеспечивал мастеров по добыче го рячей воды, и они оттаивали тралы, траловые мешки и сетное полотно. Мастера по добыче С. П. Качурип и В. В. Ларионов в таких невероятно тяжелых условиях показывали свое трудолюбие, образцы мастерства, му жества и стойкости — не побоюсь этих слов. Они словно не знали уста лости и обеспечили исправность ору дий лова, высокую их уловистость. Такие моряки были настоящими пат риотами. Без рисовки, молча делали они свое нелегкое дело. В отличие от тех, кто «призывал», «агитировал». Было тр уд н о и обраба ты вать ры б у в та ко й лю ты й мороз. Мерзла она на п а лубе. Мерзли м ор я ки на ее обработке . Спецодежда, р у к а в и ц ы превращ ались в ледяной па нц и р ь . Всех, к т о работал на палубе , обливало студеной м ор с кой во дой , ко тор а я при сильном морозе т у т ж е замерзала на и х одежде. Н О Я В Е РИ Л В СВОИХ МОРЯ- ** КОВ. Они делали все возмож ное и даже невозможное, чтобы об работать улов от трала до трала. И вот что радовало; усталые, с натяну тыми до предела нервами, они свет лели лицом, улыбались при подъеме на палубу богатого улова. На РТ-282 «Алтай» к тому време ни сложился работоспособный друж ный экипаж. Моряки в большинстве своем были молодыми. Их отличало братство, товарищество и, главное — сплоченность. Много было трудно стей; морозы, штормы, недосыпание. Но они преодолевали их, проявляя мужество и отвагу, матросскую сме калку- и находчивость. Впоследствии дружба, братство и товарищество, за вязавшиеся и укрепившиеся в море на рыбном промысле, сохранятся на всегда. Трудно себе сейчас представить, как люди работали па открытой палу бе при температуре воздуха над мо рем 20—24 градуса мороза. Да еще под студеным ветром, который мчал ся о воем и, обжигая лицо, пронизы вал насквозь самую толстую одежду,. Не каждый живущий па берегу мо жет выдержать такое! — Иди отдохни немного, — гово рил он. — Я побуду на мостике. Правда, помощи от помполита стар пому было мало: он пе был специали стом по судовождению. Только при сутствие его па мостике придавало старпому больше уверенности в сво их действиях. А па Медвежьей банке в то время промышляли суда Мурманского, Ар хангельского траловых флотов и уп равления «Мурмансельдь» — целый город па воде. На старшего помощника Е. Г. Ха барова можно было положиться. Это был волевой и вдумчивый судоводи тель, опытный и серьезный штурма^ требовательный и справедливый ко мандир. Авторитет его среди экипажа был непререкаем. И что ценно; он никогда не боялся признать свою ошибку. При работе в т а к и х условиях не мог я о тды ха ть спо кой но , ко гда на это вы падало свободны х полчаса -час. Не было по коя в каю те , ко гда еж ем ин у тно над моей головой ревел судовой гу д о к : в а х те нны й ш турм ан подавал тум анны е с и г налы . И я выходил на м о с ти к. Усиленно н ур ил , одновременно о ка зы вая по :;АЩ ь с та рпом у . Такова была к а п и та н с ка я д о ля на траулера х бортового траления в те годы . Снова и снова я всматривался в густую пелену тумана, прислушива ясь К звуковым туманным сигналам траулеров, работавшим в пашем рай оне]! По ним мы определяли прибли зительное местонахождение того или другого судна. Только не всегда это удавалось, ибо в тумане искажается Действительное направление звуко вого сигнала и расстояние до объек та, подающего его. Не случайно мы не раз попадали в довольно сложные ситуации при расхождении со встреч ными траулерами, которые порой пе ресекали курс нашего судна. Благо даря своевременно принятым мерам, каждый раз избегали неприятностей. Порой траулер о ка зы вал ся В т а к и х разводьях , что попадал в ледовый плен... В та ком полож е ни и поднима ть трал не во зможно . Приходилось увеличива ть П родолж и тельно сть траления и следо ва ть вслепую в надежде вы й ти на «чи- Ьтую» воду, где не было сплош но го льда. А после подъема трала вы ходили Из ледовы х полей на запад. Разные бы ли си туа ц и и в том ледовом рейсе. Когда восточные и северо -восточные Ьетры выносили ледовые поля на з&пад. а лед за кры ва л промы словы е квадра ты , траулеры с п у с ка л и с ь ю жнее и снова на ходили ко с я к и ры бы на промы сл овы х гл уб и н а х в районе к р о м к и ледовых п о лей, В ОТ ТА К Н ЕЛ ЕГКО добывалась каждая тонна рыбы. План по вылову мы выполняли ценой своих недосыпаний, переутомления, нерв ного напряжения, физических пере грузок- и усталости, работая в мороз и при студеном ветре. Конечно, мо ряки не обижались на кого-то — са ми выбрали рыбацкую профессию, такой трудный путь в жизни. И ие только па траулере «Алтай» — все моряки, которые в те годы работали в Мурманском траловом флоте. Мороз продолжался более недели. За это время экипаж отлично пора ботал; в трюмах лежал богатый улов. ...Вдруг ветер изменил свое на правление, подул с зюйд-веста. Он принес теплый воздух с Атлантики. Само собой, прекратился мороз, исчез туман. Температура воздуха повыси лась до одного-двух градусов выше нуля. Видимость на море улучши лась. Из рулевой рубки вдали па во стоке мы уже усматривали суровый, каменистый остров Медвежий, по крытый льдом и снегом. И как-то сра зу спало нервное напряжение. Моря ки выдержали схватку с морской сти хией, оказались сильнее ее! Посте пенно начали таять остатки льда на палубах, надстройках и мачтах. Суд но освобождалось от ледяного пан циря. В связи с изменением направления ветра улучшилась и ледовая обста новка. Ледовые поля отжимало на восток и северо-восток. Вместе с ни ми перемешались и рыбные косяки. Промысловая обстановка ухудши лась... Двадцать суток продолжался наш январский рейс 1959 года. Траулер «Алтай» вернулся в родной порт с полными трюмами рыбы. План янва ря экипаж значительно перевыпол нил. В. ДОРИЧЕВ. бывший капитан РТ-282 «Алтай», к а питан дальнего плавания, ветеран войны и труда. 29 июня 190 года ЛЕДОВЫЙ РЕЙС Лед и изморозь п о кры л и весь т р а у лер. Мачты , стрелы и реи походили нД о гром ны е свер кающ ие ново годние ел« ни , у кр аш е н ны е гирлянд ам и ш та гов , фалов, дж ил ьсо но в , о т т яж е к . От света судовы х п р ож е к то р о в и лю с тр , освещав» ш и х судно , они и зл учали , назалось , и з ум р уд ны й свет. Лед тол с тым слоем оседал на главной палубе и палубах пол уба ка , верхне го м ос ти ка , его кры льев , свисал длинным и прич уд ли вы м и со суль кам и с ростр , по« р учней , утраивал то лщ и н у тросов . Во время подъема и спуска трала подвахта матросов вместо того, что бы передохнуть и обогреться, окалы вала лед, очищая судно от обмерза ния, которое представляло собой смертельную угрозу для остойчиво сти и плавучести траулера. Обычно руководил этими работами в дневное время боцман С. Г. Меринов, а почыо — подвахтенный штурман. На помощь им нередко приходили чле ны машинной команды. Надо было! Это понимали прекрасно все: во вре мя траления для окалывания пет времени — все обрабатывали улов. Приходилось работать по шестна дцать и более часов в сутки. На от дых оставалось не более трех-четы- рех часов. И так — педелями, меся цами, годами... Называлось это — «специфика работы в море в трало вом флоте». В таком же положении находились капитан и его помощники. Они рабо тали в рулевой рубке, в которой во время сильного мороза температура воздуха была ниже пуля. Одно-два окна в ней все время находились от крытыми. Нельзя их закрывать: стек ла окоп обмерзали и через них ниче го пе было видно. При работе па промысле в группе судов в любой момент в густом тумане могла воз никнуть угроза столкновения трауле ров. Здесь как никогда требовались повышенная бдительность и внима- inie. Одному ва х тенном у ш т у р м а н у т я ж е ло, почти нево зм ож но работать на мо с ти ке . Не сл учай но были та ки е дни , к о г да я не сходил с м о с ти ка в течение 24 часов. В т а к у ю по год у редко выпадала передыш ка . Особую бдительность и о с тор ож н о с ть при ходило сь проявля ть пр и травлении ваеров, ко гда с ко ро с ть траулера увеличивалась до ф ор сирован ной . В этом случае к а к бы наруш ались «Правила пред упреж де ния с то л кно ве ний судов», ко торы е в у сл о в и я х о гр а н и ченной видимости р е ком е н д ую т ум ере н ны й ход. Т а к что на вахте старш е го п о м ощ н и ка я всегда находился на м ос ти не в та ко й о тве тс твенны й момент, помо гал ему. И н и ко гд а не забывал , что на мне лежала о тве тс твенно с ть за безопас ность плавания , за вверенны й мне т р а у лер, за л и ч ны й состав. Не раз помощник по политической части В. А. Коридзе на вахте стар шего помощника Е. Г. Хабарова гнал меня в каюту. РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz