Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.

К 70-летию Мурманского тралового флота < х (Окончание. Начало па 2-й стр.) Иными словами, уже не арифметика, а алгебра эко­ номики. — Понятно, что для вас сейчас одна из главных за­ дач — снижение затрат. Ну а что делать, скажем, с Аэ­ рофлотом, который повыша­ ет цены на билеты? Вам же надо экипажи перевозить. — Надо. — А это дорого. — Дорого. — И как жить дальше? Какова ваша стратегия? — Чудес в экономике не бывает. Раз повышаются рас­ ходы, увеличивается себесто­ имость" продукции, и когда расходы превысят доходы, наступает крах предприятия. Следовательно, цель — те­ ми основными фондами, ко­ торые есть, увеличивать до­ ходы и снижать расходы. С будущего года еще жестче возьмемся за сокращение расходов. Раз переходим на рыночные отношения, пред­ приятие перестает быть со­ бесом, перестает безвозмезд­ но кому-то помогать. Только взаимовыгодные договоры, и ничего больше. — Как пример, охрана рыбного порта теперь — проблема самого порта? — Да. И только порта. Ведь, получается, тралфлот всюду «крайний». Вот вы сказали об Аэрофлоте. По­ высились цены на билеты. А перекладывается это на нас. Рыбный порт ввел но­ вый отдел — опять на нас. «Севрыбсбыт» брал от сто­ имости реализованной про­ дукции 1,6 процента, сейчас — 1,9. Судоверфи надо «на­ крутить» отработку нормо- часов, они включили в эти часы время доставки рабо­ чих до места работы, убор­ ку мусора с судов. И полу­ чили норму отработки аж на 160 часов больше. Но ведь каждый нормо-час — это деньги, н стоит он нема­ ло — до 10 рублей. И все ложится на нас. Есть мнение: если совет­ ский руководитель обладает пронырливостью, он может, ничего не делая в производ­ стве, обеспечить финансо­ вую стабильность своего кол­ лектива, правда, общество от этого ничего не получа­ ет. Этим пользуются мно­ гие. —- А вы? — А мы «крайние». Ка­ кая у нас «пронырливость»? В море — ныряй-не ны­ ряй — большая часть сырья квотируется. Мы жестко ог­ раничены: с одной стороны — стабильные оптовые це­ ны, с другой — пресс всех смежных организаций, кото­ рые все свои проблемы, свя­ занные с повышением цен, зарплаты, стараются перело­ жить на нас, и небезуспеш­ но. — Стало быть, в этом вопросе ваша стратегия?.. — Во-первых, перейти на договорные отношения. Во- вторых, поднять цены на свою продукцию, хотя это не просто. Дело в том, что мы не можем устанавливать договорные цены с любым предприятием, разницу тут же забирает Минфин. Хотя многие рыбоперерабатыва­ ющие предприятия могут по­ купать у нас сырье по более высоких ценам, например, такие, как в Саратове, Пер­ ми. — Но зачем Саратов, Пермь или еще какая-то «глубинка», когда у вас под боком многопрофильный ры­ бокомбинат? —: Конечно, он под бо­ ком. Но здесь не всю про­ дукцию могут выпускать, так сказать, массово. Сроки реализации кулинарных из­ делий, рыбы горячего копче­ ния ограничены, пока везут — продукция негодна. По­ этому рыбокомбинат наш ориентируется на выпуск продукции с длительными сроками хранения, а все ос­ тальное — только для нужд города и области. По объ­ емам это мизер. Но это — только одна сторона дела. Другая —■ рыбокомбинат избалован, если можно так выразиться, цепными видами рыб. Кро­ ме того, рыбокомбинату на­ до выполнять план но то­ варной прибыли, а это лег­ ко можно сделать на скумб­ рии, палтусе, клыкаче и т. п. Например, покупает у нас палтус по 2 рубля за кило- ческой мысли. А мы вынуж­ дены бесконечно ремонтиро­ вать наши траулеры, ибо судостроительная промыш­ ленность не способна свое­ временно обновить наши флоты. К тому же нещадная эксплуатация, убогое матери­ ально - техническое снаб­ жение резко осложняют на­ ше положение. А качество, сроки ремонта? Это же смех: в Америке авианосец ремон­ тируют за 10 месяцев, а мы ВАТ два года держим в ре­ монте, еще год подбираем недоделки. Правда, перед ремонтом авианосца группа специалистов полтора года проводит дефектацшо гг го­ товит документы, запчасти. — Мы говорим о перспек­ тиве... — В перспективе, думаю, будет так:- все техническое позвоните — и придет маши­ на». А придет она или нет, это еще вопрос, а у меня су­ да простаивают. Это — раз. Во-вторых, нам содержание машины в одну смену обхо­ дится в 25 рублей, а у то­ варища Гаврилова — 75. Видите? Сама экономика толкает меня к натурально­ му хозяйству. — Вы считаете себя са­ мостоятельной организаци­ ей? — В личном плане я пы­ таюсь быть самостоятель­ ным. Но как предприятие? Все, как было, так и есть. В ассоциации стараемся об­ ходить острые углы, нахо­ дить компромиссы. Я с боль­ шим уважением отношусь к руководителям предприятий бассейна и ассоциации. Но мы все работаем в старой АЛГЕБРА Так не бортовых траулерах работали с орудиями' лова. грамм, коптит и продает по 4-50. — И прибылью с вами не делится? — Конечно, нет. Он поку­ пает у нас рыбу, полуфаб­ рикат по договорной, по все- таки низкой цене. — А почему не догово­ риться? Вы не хотите? — Мы хотим. Но товари­ щу Зеленскому это невыгод­ но. — А когда будут рыноч­ ные отношения?.. — Вот тогда Владимир Федорович придет к нам, поскольку ему идти будет уже некуда. — Понятно. Однако, гово­ ря о рыночных отношениях, мы с вами не коснулись проблемы технического сос­ тояния судов флота, по­ скольку вам тогда придется, я думаю, очень нелегко. Ска­ жем, такой аспект: помните эпопею с 10-летним циклом безремонтной работы БАТов? Это было благим намерени­ ем или с точки зрения сию­ минутной выгоды кому-то по­ надобилось «угробить» эти суда? — Система непрерывного технического обслуживания придумана не нами. На За­ паде по ней работают дав­ ным-давно. Но там принято эксплуатировать суда не бо­ лее 15 лет практически без ремонта. Потом их продают по дешевке. У нас, пока БМ РТ типа «Пушкин» ра­ ботали, у «них» сменились 3—4 поколения судов. И каждое вобрало в себя все новейшие достижения техни­ обслуживание, междурейсо­ вый ремонт мы должны взять на себя. Для этого расши­ ряем нашу базу техническо­ го обслуживания. А капи­ тальный ремонт — на судо­ верфи. — Так, может, не стоит тратить огромные средства на ремонт, а раскошелиться раз да купить новые суда? — Нет. Во-первых, купить негде, во-вторых, мы долж­ ны смотреть дальше и глуб­ же. Расширяя БТО, мы ре­ шаем сразу несколько за­ дач. Деньги: нормо-час на судоверфи стоит от 8 до 10 рублей, у нас 3—5 рублей. Сроки сокращаем, качество повышаем, а еще обеспечи­ ваем людям рабочие места, ведь и сокращения, и сни­ жение пенсионного возраста — все это приведет людей к поиску работы. — Кстати, о пенсионерах. Вы даете какие-то суммы уходящим на пенсию? — Чисто символические. И денег больших нет, да и психологически тут очень сложно. — Возвращаясь к судо­ ремонту, стало быть, вы хо­ тите создать замкнутый цикл на предприятии? — Да, я мечтаю об этом, хотй меня нередко упрека­ ют в приверженности к на- туоальному хозяйству. Счи­ таю, когда отлажена эконо­ мика, специализация эффек­ тивна. Пока этого нет. Напри­ мер, мне говорят: «Зачем вам автоколонна, гаражи? Есть автобаза «Севрыбы», Фото В. КОНОНОВА. системе экономических вза­ имоотношений, барахтаемся в ней и никак не можем вы­ браться, как не может вы­ браться вся экономика на­ шей страны. Мы стараемся достигнуть взаимопонимания и решаем вопросы, хотя, ко­ нечно, трения, споры есть, и это, я считаю, естественно и на пользу делу. Вот пример. Надо стро­ ить причалы. Рыбный порт говорит: «Они мне не нуж­ ны, давайте деньги, тогда будем строить». Мы гово­ рим: «Давайте тогда заклю­ чим договор о том, что мы перечислим 300—400 тысяч рублей, а вы нам снизите тарифы». Должны же мы вернуть эти деньги. Порт привык, что ему давали день­ ги. И настаивает на этом. Эго инерция экономического мышления. — И не только ему дава­ ли деньги. —- Вот только что подпи­ сал счет на 200 с лишним тысяч рублей на ремонт под­ шефной школы. В прошлом году более трехсот тысяч рублей передали мореходке и школам двести тысяч. Про­ сто так. Потому что мы хо­ рошие. А ведь все деньги из кармана рыбаков. — И как же теперь бу­ дут существовать школы, ММУ? — Не знаю. Знаю одно: хватит брать у рыбаков. Это же все из фонда социально­ го развития или ремонтного. — Сколько человек в оче­ реди на жилье? — Около четырех тысяч. Строим сами, так ведь пет кирпича, плит, перегородок и т. д. — 1 де их взять? Стро­ им сами жилой дом, но очень туго идет, пег строительных материалов, а у кого они есть, требуют в построенном доме квартиры. Фундамент —* квартиры, проект — квартиры, бетон, раствор — снова квартиры. Боюсь,' что пока строим, морякам ничего ие останется. — Вы «13-ю зарплату» платите? — Her. Как и премии ап­ парату управления. — Ночные, за переработ­ ку? — Платим. — Пятидневку будете вво­ дить? — Уже вводим. — Георгий Васильевич, вот мы все о фондах, о день­ гах. А ведь деньги-то «де­ лают» люди. Давайте пого­ ворим о них. — Когда мы получили первые БМРТ, к нам при­ шли капитаны из пароход­ ства: Розенштейн, Безруков, Лапдер, Елфимов, Сапогов н другие, которые принесли с собой ие только культуру судовождения, но и внеш­ нюю культуру — белые ру­ башки, галстуки. И этим наш флот с тех пор выгод­ но отличается от других. До недавнего времени у нас меркантильность была редкостью, тралфлотовцы славились добротой, беско­ рыстием, взаимовыручкой. Помню, ходил капитаном, так попробуй выпросить что- нибудь у южан. Нет, и все. А паши северяне последним поделятся. — Наверное, и у вас был первый капитан, которому вы остались признательны. • — Это Михаил Михайло­ вич Розенштейн, ныне по­ койный. Я ходил па БМ РТ «Златоуст», учился у него отношению к людям. Пом­ ню, вызвал он меня зачем-то, и в этот момент вошла убор­ щица. И капитан встал. При­ мер мне запомнился. Говоря о тралфлотовцах, хочу с особым уважением назвать имена капитанов, бессменно работающих в Ба­ ренцевом море, где и сырь­ евая база плохая, и клима­ тические условия хуже не придумаешь. Это капитаны Ляпин, Шрам, Цимбулин, Чеботько, Красовский, до недавнего времени — Тузов. Отличные капитаны и на БАТах, «Моонзундах»: Ша­ повалов, Самохвалов, Цур- кан, Волков, Григорьев, Цимбалюк... Да разве всех назовешь! — Георгий Васильевич, давайте представим нашу встречу через 30 лет, в день 100-летня флота. Как вы думаете, каким будет трало­ вый флот? — Думаю, от «свободной охоты» мы перейдем к вы­ ращиванию рыбы в море, как это уже начинают де­ лать японцы. Видимо, при­ дем к тому, что станем от­ носиться к рыбе, как к наи­ более ценному продукту пи­ тания. Уверен, будем полно­ стью самостоятельными. Труд рыбака станет более престиж­ ным, высокооплачиваемым. Но в целом так далеко заглядывать я не решаюсь. Сейчас дай бог нам разо­ браться с сегодняшними про­ блемами. И я вижу стратегию раз­ вития фЛота «— работа су­ дов в открытой части океа­ на и зонах иностранных го­ сударств. Ведь что такое стратегия флота? Его разви­ тие — благосостояние его работников. К тому и стре­ мимся. БеседоЕала И. БЕРЕЗЮК. рыбный мурман 23 июня190 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz