Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.
К 70-летию Мурманского тралового флота < х (Окончание. Начало па 2-й стр.) Иными словами, уже не арифметика, а алгебра эко номики. — Понятно, что для вас сейчас одна из главных за дач — снижение затрат. Ну а что делать, скажем, с Аэ рофлотом, который повыша ет цены на билеты? Вам же надо экипажи перевозить. — Надо. — А это дорого. — Дорого. — И как жить дальше? Какова ваша стратегия? — Чудес в экономике не бывает. Раз повышаются рас ходы, увеличивается себесто имость" продукции, и когда расходы превысят доходы, наступает крах предприятия. Следовательно, цель — те ми основными фондами, ко торые есть, увеличивать до ходы и снижать расходы. С будущего года еще жестче возьмемся за сокращение расходов. Раз переходим на рыночные отношения, пред приятие перестает быть со бесом, перестает безвозмезд но кому-то помогать. Только взаимовыгодные договоры, и ничего больше. — Как пример, охрана рыбного порта теперь — проблема самого порта? — Да. И только порта. Ведь, получается, тралфлот всюду «крайний». Вот вы сказали об Аэрофлоте. По высились цены на билеты. А перекладывается это на нас. Рыбный порт ввел но вый отдел — опять на нас. «Севрыбсбыт» брал от сто имости реализованной про дукции 1,6 процента, сейчас — 1,9. Судоверфи надо «на крутить» отработку нормо- часов, они включили в эти часы время доставки рабо чих до места работы, убор ку мусора с судов. И полу чили норму отработки аж на 160 часов больше. Но ведь каждый нормо-час — это деньги, н стоит он нема ло — до 10 рублей. И все ложится на нас. Есть мнение: если совет ский руководитель обладает пронырливостью, он может, ничего не делая в производ стве, обеспечить финансо вую стабильность своего кол лектива, правда, общество от этого ничего не получа ет. Этим пользуются мно гие. —- А вы? — А мы «крайние». Ка кая у нас «пронырливость»? В море — ныряй-не ны ряй — большая часть сырья квотируется. Мы жестко ог раничены: с одной стороны — стабильные оптовые це ны, с другой — пресс всех смежных организаций, кото рые все свои проблемы, свя занные с повышением цен, зарплаты, стараются перело жить на нас, и небезуспеш но. — Стало быть, в этом вопросе ваша стратегия?.. — Во-первых, перейти на договорные отношения. Во- вторых, поднять цены на свою продукцию, хотя это не просто. Дело в том, что мы не можем устанавливать договорные цены с любым предприятием, разницу тут же забирает Минфин. Хотя многие рыбоперерабатыва ющие предприятия могут по купать у нас сырье по более высоких ценам, например, такие, как в Саратове, Пер ми. — Но зачем Саратов, Пермь или еще какая-то «глубинка», когда у вас под боком многопрофильный ры бокомбинат? —: Конечно, он под бо ком. Но здесь не всю про дукцию могут выпускать, так сказать, массово. Сроки реализации кулинарных из делий, рыбы горячего копче ния ограничены, пока везут — продукция негодна. По этому рыбокомбинат наш ориентируется на выпуск продукции с длительными сроками хранения, а все ос тальное — только для нужд города и области. По объ емам это мизер. Но это — только одна сторона дела. Другая —■ рыбокомбинат избалован, если можно так выразиться, цепными видами рыб. Кро ме того, рыбокомбинату на до выполнять план но то варной прибыли, а это лег ко можно сделать на скумб рии, палтусе, клыкаче и т. п. Например, покупает у нас палтус по 2 рубля за кило- ческой мысли. А мы вынуж дены бесконечно ремонтиро вать наши траулеры, ибо судостроительная промыш ленность не способна свое временно обновить наши флоты. К тому же нещадная эксплуатация, убогое матери ально - техническое снаб жение резко осложняют на ше положение. А качество, сроки ремонта? Это же смех: в Америке авианосец ремон тируют за 10 месяцев, а мы ВАТ два года держим в ре монте, еще год подбираем недоделки. Правда, перед ремонтом авианосца группа специалистов полтора года проводит дефектацшо гг го товит документы, запчасти. — Мы говорим о перспек тиве... — В перспективе, думаю, будет так:- все техническое позвоните — и придет маши на». А придет она или нет, это еще вопрос, а у меня су да простаивают. Это — раз. Во-вторых, нам содержание машины в одну смену обхо дится в 25 рублей, а у то варища Гаврилова — 75. Видите? Сама экономика толкает меня к натурально му хозяйству. — Вы считаете себя са мостоятельной организаци ей? — В личном плане я пы таюсь быть самостоятель ным. Но как предприятие? Все, как было, так и есть. В ассоциации стараемся об ходить острые углы, нахо дить компромиссы. Я с боль шим уважением отношусь к руководителям предприятий бассейна и ассоциации. Но мы все работаем в старой АЛГЕБРА Так не бортовых траулерах работали с орудиями' лова. грамм, коптит и продает по 4-50. — И прибылью с вами не делится? — Конечно, нет. Он поку пает у нас рыбу, полуфаб рикат по договорной, по все- таки низкой цене. — А почему не догово риться? Вы не хотите? — Мы хотим. Но товари щу Зеленскому это невыгод но. — А когда будут рыноч ные отношения?.. — Вот тогда Владимир Федорович придет к нам, поскольку ему идти будет уже некуда. — Понятно. Однако, гово ря о рыночных отношениях, мы с вами не коснулись проблемы технического сос тояния судов флота, по скольку вам тогда придется, я думаю, очень нелегко. Ска жем, такой аспект: помните эпопею с 10-летним циклом безремонтной работы БАТов? Это было благим намерени ем или с точки зрения сию минутной выгоды кому-то по надобилось «угробить» эти суда? — Система непрерывного технического обслуживания придумана не нами. На За паде по ней работают дав ным-давно. Но там принято эксплуатировать суда не бо лее 15 лет практически без ремонта. Потом их продают по дешевке. У нас, пока БМ РТ типа «Пушкин» ра ботали, у «них» сменились 3—4 поколения судов. И каждое вобрало в себя все новейшие достижения техни обслуживание, междурейсо вый ремонт мы должны взять на себя. Для этого расши ряем нашу базу техническо го обслуживания. А капи тальный ремонт — на судо верфи. — Так, может, не стоит тратить огромные средства на ремонт, а раскошелиться раз да купить новые суда? — Нет. Во-первых, купить негде, во-вторых, мы долж ны смотреть дальше и глуб же. Расширяя БТО, мы ре шаем сразу несколько за дач. Деньги: нормо-час на судоверфи стоит от 8 до 10 рублей, у нас 3—5 рублей. Сроки сокращаем, качество повышаем, а еще обеспечи ваем людям рабочие места, ведь и сокращения, и сни жение пенсионного возраста — все это приведет людей к поиску работы. — Кстати, о пенсионерах. Вы даете какие-то суммы уходящим на пенсию? — Чисто символические. И денег больших нет, да и психологически тут очень сложно. — Возвращаясь к судо ремонту, стало быть, вы хо тите создать замкнутый цикл на предприятии? — Да, я мечтаю об этом, хотй меня нередко упрека ют в приверженности к на- туоальному хозяйству. Счи таю, когда отлажена эконо мика, специализация эффек тивна. Пока этого нет. Напри мер, мне говорят: «Зачем вам автоколонна, гаражи? Есть автобаза «Севрыбы», Фото В. КОНОНОВА. системе экономических вза имоотношений, барахтаемся в ней и никак не можем вы браться, как не может вы браться вся экономика на шей страны. Мы стараемся достигнуть взаимопонимания и решаем вопросы, хотя, ко нечно, трения, споры есть, и это, я считаю, естественно и на пользу делу. Вот пример. Надо стро ить причалы. Рыбный порт говорит: «Они мне не нуж ны, давайте деньги, тогда будем строить». Мы гово рим: «Давайте тогда заклю чим договор о том, что мы перечислим 300—400 тысяч рублей, а вы нам снизите тарифы». Должны же мы вернуть эти деньги. Порт привык, что ему давали день ги. И настаивает на этом. Эго инерция экономического мышления. — И не только ему дава ли деньги. —- Вот только что подпи сал счет на 200 с лишним тысяч рублей на ремонт под шефной школы. В прошлом году более трехсот тысяч рублей передали мореходке и школам двести тысяч. Про сто так. Потому что мы хо рошие. А ведь все деньги из кармана рыбаков. — И как же теперь бу дут существовать школы, ММУ? — Не знаю. Знаю одно: хватит брать у рыбаков. Это же все из фонда социально го развития или ремонтного. — Сколько человек в оче реди на жилье? — Около четырех тысяч. Строим сами, так ведь пет кирпича, плит, перегородок и т. д. — 1 де их взять? Стро им сами жилой дом, но очень туго идет, пег строительных материалов, а у кого они есть, требуют в построенном доме квартиры. Фундамент —* квартиры, проект — квартиры, бетон, раствор — снова квартиры. Боюсь,' что пока строим, морякам ничего ие останется. — Вы «13-ю зарплату» платите? — Her. Как и премии ап парату управления. — Ночные, за переработ ку? — Платим. — Пятидневку будете вво дить? — Уже вводим. — Георгий Васильевич, вот мы все о фондах, о день гах. А ведь деньги-то «де лают» люди. Давайте пого ворим о них. — Когда мы получили первые БМРТ, к нам при шли капитаны из пароход ства: Розенштейн, Безруков, Лапдер, Елфимов, Сапогов н другие, которые принесли с собой ие только культуру судовождения, но и внеш нюю культуру — белые ру башки, галстуки. И этим наш флот с тех пор выгод но отличается от других. До недавнего времени у нас меркантильность была редкостью, тралфлотовцы славились добротой, беско рыстием, взаимовыручкой. Помню, ходил капитаном, так попробуй выпросить что- нибудь у южан. Нет, и все. А паши северяне последним поделятся. — Наверное, и у вас был первый капитан, которому вы остались признательны. • — Это Михаил Михайло вич Розенштейн, ныне по койный. Я ходил па БМ РТ «Златоуст», учился у него отношению к людям. Пом ню, вызвал он меня зачем-то, и в этот момент вошла убор щица. И капитан встал. При мер мне запомнился. Говоря о тралфлотовцах, хочу с особым уважением назвать имена капитанов, бессменно работающих в Ба ренцевом море, где и сырь евая база плохая, и клима тические условия хуже не придумаешь. Это капитаны Ляпин, Шрам, Цимбулин, Чеботько, Красовский, до недавнего времени — Тузов. Отличные капитаны и на БАТах, «Моонзундах»: Ша повалов, Самохвалов, Цур- кан, Волков, Григорьев, Цимбалюк... Да разве всех назовешь! — Георгий Васильевич, давайте представим нашу встречу через 30 лет, в день 100-летня флота. Как вы думаете, каким будет трало вый флот? — Думаю, от «свободной охоты» мы перейдем к вы ращиванию рыбы в море, как это уже начинают де лать японцы. Видимо, при дем к тому, что станем от носиться к рыбе, как к наи более ценному продукту пи тания. Уверен, будем полно стью самостоятельными. Труд рыбака станет более престиж ным, высокооплачиваемым. Но в целом так далеко заглядывать я не решаюсь. Сейчас дай бог нам разо браться с сегодняшними про блемами. И я вижу стратегию раз вития фЛота «— работа су дов в открытой части океа на и зонах иностранных го сударств. Ведь что такое стратегия флота? Его разви тие — благосостояние его работников. К тому и стре мимся. БеседоЕала И. БЕРЕЗЮК. рыбный мурман 23 июня190 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz