Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.
Из досье народного депутата СССР И. И. ГуцкалоАа К АК МЫ УЖЕ СООБЩАЛИ, Верховный Совет СССР принял Закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». Сегодня мы публикуем краткое изложение бурных дебетов, которые проходили на заседании Верховного Совета при об суждении проекта Закона 14 мая 1990 г. Председательствует Председатель Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов. Гриценко Н. H.f председа тель Комиссии Совета Союза по вопросам труда, цен и со циальной политики. Теперь по ст. 64, пункт «е». Мы еще с вами не определились по не му. У нас на руках есть вари ант, который был предложен редакционной комиссией. Есть вариант, который пред ложила группа депутатов — Гуцкалов и другие. П р ед сед а тел ь с тв ующ и й . На странице 9, вверху, предложе ние депутатов. Гриценко Н. Н. И предло жение ВЦСПС к статье 64. Та ким образом, у Еас есть три предложения. Мы сейчас об суждали эти варианты, навер но, вы еще выскажетесь по ним. Мы хотели бы предпо ложить вашему вниманию вари ант, приемлемый и для груп пы депутатов. Я, конечно, хо тел бы услышать их мнение, но по крайней мере на ра бочей комиссии они дали со гласие на то, чтобы поддер жать вариант, предложенный ВЦСПС, и изложить пункт «е» статьи 64 в следующей ре дакции... «Механизаторы, докеры -ме ханизаторы комплексных бригад на погрузо -разгрузоч - ных работах, в портах, а так же плавсостав морского , реч ного флота и флота рыбной промышленности — мужчины по достижении 55 лет при об щем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет и 6 месяцев на указанной работе, женщины по дости жении 50 лет при общем ста же работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанной работе, работники отдельных видов судов, про- >> фессий, должностей плавсоста- Еа судов морского , речного флота и флота рыбной про мышленности по списку, ут верждаемому Советом Мини стров СССР, независимо от Еозраста. Мужчины при стаже работы на этих судах по этим профессиям и должностям не менее 25 лет и женщины при стаже работы на этих судах по этим профессиям и долж ностям не менее 20 лет». Мы просили бы правитель ство согласиться с этими предложениями. Просили бы депутатов из морских и реч ных регионов также поддер жать их, и мы тогда могли бы выйти на решение. П р е д сед а тел ь с тв ующ и й . То есть речь идет об этом пред ложении ВЦСПС. Это нечто среднее между предложени- предложение — 20 лет. Но и со стороны ЦК профсоюзов, и со стороны комиссии мы поддерж ки не получили. Я вам откровенно скажу : в мо ем понимании профсоюз ры баков провоцирует забастов ку, делает это сознательно. Сегодня мы получили о гром ное количество телеграмм со всех судов, что люди объявят забастовку, если такое требо вание не будет принято (то есть 12,5 года). В этой обста новке правительство не мо жет дать согласия и предла гает вам самостоятельно при нять решение по этому пово ду. Но методы решения этой задачи острее, чем методы ка -сам а я здравая. Есть теле граммы, в них заложен ре альный смысл, никто ни под какой угрозой не находится. Председательствующий. Хо чу сказать депутату Гуцкалову, что мы получили хорошо ор ганизованные телеграммы — один и тот же текст с разных судов. Гуцкалов Н. И. Если гово рить, в частности, о них, то по крайней мере мы, народ ные депутаты, и я сам посто янно настраиваем всех моря ков разрешать проблемы толь ко мирным, разумным путем. Вопросы эти родились пото му, что действительно при нынешней жизни в море по- Бурные дебаты по Закону о пенсиях ем депутатов и предложением правительства. Так я понимаю? Я хотел бы услышать мнение правительства. Щербаков В. И., председа тель Государственного коми тета СССР по труду и соци альным вопросам. Товарищи депутаты! Действительно, ко г да такое давление со Есех сторон, работать правительст ву чрезвычайно сложно. Я вам должен пояснить, в чем тут суть вопроса. У нас сегодня плавсостав разделен на две категории. Разделен, наверное, не совсем справедливо, но так было всегда. Матросы, машинисты, машинная коман да должны уходить на пен сию в 55 лет при общем ста же 25 лет и 12,5 года стажа именно по этой профессии. И есть несколько категорий людей, которые уходили на пенсию не на таких основани ях, е на общих — в 60 лет и со всеми остальными требова ниями. К то это тание? Это люди , ко то ры е и в нашем по ним а нии , и в мировом поним ании за н я ты с меньш ей н а гр у зн о й , чем о стальны е . Это б первую очередь ш т у р м а ны , п ом ощ н и ки к а п и та н а и т а к далее. Этим людям мы предлагаем сегодня дать л ь го т у по во зра сту — не 60 лет, к а к они сегодня у х о дят, а 55. Но п р и этом общий с таж , с т а ж проф ессиональной работы сделать не 12,5 года, к а к у м аш инис та , к а к у мат роса, а все -таки 20 лет, и с хо дя из то го , что и работа д р у гая , и ф у н к ц и и др у гие , и пер вый ра з т а к у ю л ь го т у даем. Исходя из этого, мы внесли по механизаторам сельского хозяйства. Мы просим Еас принять это решение само стоятельно. Председательствующий. Ес ли только мы позволим се бе, чтобы под давлением лю бой угрозы забастовки что-то принимал Верховный Совет, я думаю, невелика нам будет цена... Гуцкалов Н. И., капитан-ди ректор большого автономного траулера «Маршал Еременко» управления Мурманского тра лового флота, член Верховно го Совета СССР. Уважаемые народные депу таты, уважаемый президиум! Ну вот наконец и до моря ков дело дошло. Как видите, моряки остаются всегда край ними. Председательствующий. По жалуйста, подойдите сюда, чтобы было погромче. Депу тат Гуцкалов и еще два това рища представляют вот этот листок, который называется «Предложение группы депу татов». Гуцкалов Н. И. Уважаемые народные депутаты, уважае мый президиум! Как всегда, моряки крайне зажаты даже по времени. Во-первых, я, Владимир Иванович, сразу дол жен вас немножко поправить: я всегда стараюсь реально подходить к делу. Уважаемые товарищи народные депутаты, никто никого не пугает, — поЕерьте мне, что обстансЕ- Письмо министру явилось очень много проб лем вне зависимости от го сударственной политики. Об становка меняется так, что действительно мы попадаем в самые экстремальные условия, какие, допустим, пять, восемь, десять лет назад не предпо лагались. У нас на судах бы вает масса всевозможных представителей: все это зна ют, поэтому и родились такие предложения. Самое главное, поймите правильно, ведь никто кула ком не стучит. Эти предло жения на ваш суд вынесены, потому что ведь каждый из вас, как бы ни была тяжела работе, возвращается домой, е семью, реабилитируется и уже не другой день — абсо лютно с другим настроением. У моряков такого нет и не будет никогда. Отсюда и пред ложение нашей группы: 50 лет при 12,5 года на указанной работе для мужчин, 45 лет для женщин при общем ста же 20 и 15 лет без учета воз раста. Бем решать, пожалуй ста. Но еще раз говорю , что давления нет. И если даже есть какие-то телеграммы, то проблема разрешится все равно здесь. Председательствующий. У меня к Еам Еопрос: вы не поддерживаете предложение ВЦСПС? Гуцкалов Н. И. Мы внесли сЕое предложение... Председательствующий. Че го это - потребует? Пожалуй ста, товарищ Щербаков. Щ ербаков В. И. * Товарищи депутаты, я, как вы видели, не ссылался в этот раз на деньги, потому что действи тельно затраты относительно небольшие. По сравнению с суммами, о которых мы уже говорили, затраты в 100 млн. рублей на эту операцию ка жутся просто мелочью. Мы говорили и о 40 млрд. руб лей. Так вот, чтобы предста вить себе зрительно: если взять пачки сотенных бума жек, сложить одну к одной, то миллион — это метр. Сто метров сотенных бумажек стоит эта операция. Я на это не ссылался , по ср а в н е н ию с миллиардами это, ко н е ч но , о тноси тел ьно немно го . Но вопрос в д р у гом . Дей стви тельно , ко гд а мы о п уб ли ковали п р о е к т , то — товарищ и правил ьно го в о р я т — вписали плавсостав , имея в виду ос н о вн ую часть , ко тор а я сегодня пользуе тся этой нормой , и у п у с т и г и то, что там , о к а зы вается, есть четыре профес сии , представители к о т о р ы х н и ко гд а в ж и з н и этим не пол ь зовались . Теперь реш или и представителям э т и х проф ес сий дать право , со хранив все то, что мы пообещали в п р о екте За ко на тем, к т о уж е имел это , а тем, у к о го не было , за пи са ть с таж в 20 лет, имея в виду, что у ни х просто д р у га я н а гр у з к а . Но действительно д ен ь ги в общем котле мы уж е по счи тали . Председательствующий. Итак, три предложения. Одно пред ложение мы уже приняли, оно зафиксировано. Это — предложение правительства. Второе предложение внесено ВЦСПС. По порядку, я снача ла его должен поставить на голосование, а потом — до полнительное предложение депутатов. Ставлю на голосование предложение ВЦСПС, как и положено по нашему регла менту. Кто за предложение? Кто против? Кто воздержался? Поправка не прошла: остается пока тот текст, который есть. Теперь поправка, которую внесли депутаты-моряки. Ставлю на голосование их по правку? Кто за, прошу голо совать. Кто против? Кто воз держался? Как видите, оста ется та редакция, которую предложили в самом начале. Таким образом, весь текст проголосован. Но осталось, то что будет согласовываться ко миссией. Уважаемый товарищ министр! К вам обращается член Верховного Совета СССР Гуцкалов Николай Ивано вич, капитан-директор БАТ «Маршал Еременко», г. Мурманск. Большая просьба досконально разо браться в имевшем место не просто бездушном отношении к плавсоставу моряков -рыбаков, а в издевательстве над нами со стороны работников Аэро флота при перелете экипажей М оск ва — Лима из Шереметьево-2 25 де кабря 1989 года рейсом № 347. В Л им у вылетали 196 м ор я ко в э к и п а ж е й судов М ини с тер с тва ры бно го хозяй - ^ с т в а — М у р м а н с ко го тралово го флота, ■^-«Керчьрыбпрома» , «М урман рыбпрома» , Р и ж с к о й базы «Ремфлота», «Новорос- си й снры б пром а » . Кроме то го , д опол ни тельны м рейсом 347-Б гораздо раньш е нас в Л им у д о лж ны были вылететь 80 м ор я ко в РТМС «Л азурны й» «Калинин - град ры б пром а» , вторая часть э к и п а ж а БМРТ «Владимир Бродю к» «М урманры б - прома» — 55 человек. Рейс № 347 (время вылета 25 декабря в 22 час. 40 мин .) о тклады вал ся много раз, н а ко н е ц -то 196 м о р я ко в вылетели на след ующ ий день в 21 час. Целые сут- Подведет Аэрофлот... ни ры б а ки провели б у кв а л ь н о на но га х , т а к н а к А эрофлот не предоставил нам места в го с ти ни ц а х . Я обратился н ваш ем у первом у зам у (вы бы ли го спи тал и зи р о ва ны ) о необ ходимо сти предоставления мест в го с ти н и ц е , но о твет был несостоятельным , даже Л е н у го л о к не предоставили , его дали нам м но го времени с п у с тя л иш ь п р и помощ и зам . м и н и с тр а ры бно го х о зяй с тва СССР Н. И. Лы се н ко и д в у х на ч а л ь н и ко в у п р а вл е н и й МРХ, н а ход и вш и х ся в а э р о п о р т у , но, естественно , всех м ор я ко в он не вместил . Д олж н о с тны е ли ца Аэрофлота под вергли б унвал ьно и зм ы ва ни ям и м ы та р ствам м ор я ко в . Ваши долж но с тны е у п у щ ения явно с ка зал и с ь на здоровье и на строении людей , а ведь впереди у нас был полугодовой рейс в о т кры том о к е ане. Т а к что ры б а ки улетели и з М осквы с пронл я ти ям и на все и вся. Товарищ министр! Я доподлинно знаю, что уже в 21 час 25 декабря от ветственные лица Аэрофлота в Ш ере метьево-2 знали о точном времени за держ ки — до 21 часа 26 декабря, но езять на себя смелость и объявить об этом никто не захотел, потому что пас сажиры стали бы требоЕать места в гос тиницах. А чтобы этого не случилось, вот и объявляли переносы по порциям. М ежд у прочим, все иностранцы рейсов 347 и 347-Б были обеспечены гостини цами во время задержки . Еще больше мытарств испытали мо ряки траулеров «Лазурный» и «Влади мир Еродюк», вылетевшие лишь через двое суток. У нас было горячее желание: взять и всем разъехаться, и рейсы могли бы быть сорваны. Тогда бы вам, товарищ министр, Совет Министров благодарно сти бы не объявил. Моряки и рыбаки — самые массовые пассажиры, заставят вас считаться с ними и могут прибегнуть к крайней ме ре своего недовольства — отказу от рейсов, если не будут предоставлять ся гостиницы при переносе авиарей сов. Товарищ министр! Мне не нужно отве чать стереотипно (истину мы, рыбаки, знаем). Нам нужны конкретные отве ты на вопросы: — Кто потерял весомый портфель за то, что мытарился 331 м о р я к ! — Какие разработаны меры, чтобы избежать таких злостных просчетов! После нашего вылета подобные воз мутительные факты повторились, зна чит, должных выводов вами не сдела но. От имени рыбаков уполномочен про информировать вас; если в ближайшее время не будет кардинально улучшено обслуживание моряков в Шереметье во-2, то буду вынужден обратиться к народным депутатам на третьей сессии Верховного Совета СССР о досрочном сложении должностных полномочий первых руководителей Министерства гражданской авиации. Ответ из министерства Уважаемый Николай Иванович! Ваше письмо Главным управлением авиаци онных работ, перевозок и услуг М и нистерства гражданской авиации рас смотрено. По фактам, изложенным в вашем письме, проведено служебное рассле дование. Информирую вас, что в период с 18 по 26 декабря 1990 года аэропорт Ше реметьево работал с большой пере грузкой в результате сложных метео условий, приведших к «сбойной ситуа ции». В эти дни в аэропорту задержи вались десятки рейсов, а количество пассажиров, находящихся в аэровокза ле, составляло от полутора тысяч до 5000 человек. По этой причине вылет рейса СУ-347 был перенесен. В ходе подготовки воздушного судна к выле ту были выявлены технические неис правности и вылет был перенесен вновь. В 1989 году регулярность полетов на международных воздушных линиях Аэрофлота снизилась почти на 4 про цента, связанная в основном с непо ставкой авиационной промышленностью и заводами гражданской авиации авиа двигателей. Но, безусловно , все наш и в н у тре нние тр у д н о с ти и с п ы ты в а ю т на себе пасса ж и р ы . В Аэрофлоте м но го делается для по выш е ни я р е гул я р н о с ти полетов и н«ь чества о б сл уж и в а н и я . Однако о гр а н и ченны е во зм ож н о с ти по ра зм ещ ению п а с с аж и р о в в го с т и н и ц а ^ нан М о с квы , та н н в Ш ереметьево -2 , р гр а н и ч е н ны е п р ои звод с твен ны е площ ади аэропорт*» Ш ереметьево -2 п р и работе В « сбойны х с и т у а ц и я х » не п о зв ол яю т с ущ е с твенно п о вы с и т ь н у л ь т у р у перевозоН* По вашему Senpccy Министерство гражданской авиации проведет рабо чую встречу t руководством «Соврыб- флота», на котором планируется рас смотреть поднятые вами вопросы, осо бенно по размещению экипажей при длительных задержках рейсов. - Л. ИЛЬЧУК, начальник Главного управления ави ационных работ, перевозок и услуг Министерства гражданской авиации. От редакции. Депутатский запрос был адресован министру гражданской авиации A, Н. Волкову, теперь уже бывшему. Надо надеяться, что вновь назначенный министр Б. Е. Пантюхов повернется лицом к рыбакам. Как со общил нам Н. И. Гуцкалов, он этот вопрос держит на постоянном контро ле. рыбный мурман 22 июня1990 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz