Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.

Из досье народного депутата СССР И. И. ГуцкалоАа К АК МЫ УЖЕ СООБЩАЛИ, Верховный Совет СССР принял Закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». Сегодня мы публикуем краткое изложение бурных дебетов, которые проходили на заседании Верховного Совета при об­ суждении проекта Закона 14 мая 1990 г. Председательствует Председатель Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов. Гриценко Н. H.f председа­ тель Комиссии Совета Союза по вопросам труда, цен и со­ циальной политики. Теперь по ст. 64, пункт «е». Мы еще с вами не определились по не­ му. У нас на руках есть вари­ ант, который был предложен редакционной комиссией. Есть вариант, который пред­ ложила группа депутатов — Гуцкалов и другие. П р ед сед а тел ь с тв ующ и й . На странице 9, вверху, предложе­ ние депутатов. Гриценко Н. Н. И предло­ жение ВЦСПС к статье 64. Та­ ким образом, у Еас есть три предложения. Мы сейчас об­ суждали эти варианты, навер­ но, вы еще выскажетесь по ним. Мы хотели бы предпо­ ложить вашему вниманию вари­ ант, приемлемый и для груп ­ пы депутатов. Я, конечно, хо­ тел бы услышать их мнение, но по крайней мере на ра­ бочей комиссии они дали со­ гласие на то, чтобы поддер­ жать вариант, предложенный ВЦСПС, и изложить пункт «е» статьи 64 в следующей ре­ дакции... «Механизаторы, докеры -ме ­ ханизаторы комплексных бригад на погрузо -разгрузоч - ных работах, в портах, а так­ же плавсостав морского , реч­ ного флота и флота рыбной промышленности — мужчины по достижении 55 лет при об­ щем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет и 6 месяцев на указанной работе, женщины по дости­ жении 50 лет при общем ста­ же работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанной работе, работники отдельных видов судов, про- >> фессий, должностей плавсоста- Еа судов морского , речного флота и флота рыбной про­ мышленности по списку, ут­ верждаемому Советом Мини­ стров СССР, независимо от Еозраста. Мужчины при стаже работы на этих судах по этим профессиям и должностям не менее 25 лет и женщины при стаже работы на этих судах по этим профессиям и долж ­ ностям не менее 20 лет». Мы просили бы правитель­ ство согласиться с этими предложениями. Просили бы депутатов из морских и реч­ ных регионов также поддер­ жать их, и мы тогда могли бы выйти на решение. П р е д сед а тел ь с тв ующ и й . То есть речь идет об этом пред­ ложении ВЦСПС. Это нечто среднее между предложени- предложение — 20 лет. Но и со стороны ЦК профсоюзов, и со стороны комиссии мы поддерж ки не получили. Я вам откровенно скажу : в мо ­ ем понимании профсоюз ры­ баков провоцирует забастов­ ку, делает это сознательно. Сегодня мы получили о гром ­ ное количество телеграмм со всех судов, что люди объявят забастовку, если такое требо­ вание не будет принято (то есть 12,5 года). В этой обста­ новке правительство не мо ­ жет дать согласия и предла­ гает вам самостоятельно при­ нять решение по этому пово­ ду. Но методы решения этой задачи острее, чем методы ка -сам а я здравая. Есть теле­ граммы, в них заложен ре­ альный смысл, никто ни под какой угрозой не находится. Председательствующий. Хо­ чу сказать депутату Гуцкалову, что мы получили хорошо ор ­ ганизованные телеграммы — один и тот же текст с разных судов. Гуцкалов Н. И. Если гово­ рить, в частности, о них, то по крайней мере мы, народ­ ные депутаты, и я сам посто­ янно настраиваем всех моря ­ ков разрешать проблемы толь­ ко мирным, разумным путем. Вопросы эти родились пото­ му, что действительно при нынешней жизни в море по- Бурные дебаты по Закону о пенсиях ем депутатов и предложением правительства. Так я понимаю? Я хотел бы услышать мнение правительства. Щербаков В. И., председа­ тель Государственного коми ­ тета СССР по труду и соци­ альным вопросам. Товарищи депутаты! Действительно, ко г ­ да такое давление со Есех сторон, работать правительст­ ву чрезвычайно сложно. Я вам должен пояснить, в чем тут суть вопроса. У нас сегодня плавсостав разделен на две категории. Разделен, наверное, не совсем справедливо, но так было всегда. Матросы, машинисты, машинная коман­ да должны уходить на пен­ сию в 55 лет при общем ста­ же 25 лет и 12,5 года стажа именно по этой профессии. И есть несколько категорий людей, которые уходили на пенсию не на таких основани­ ях, е на общих — в 60 лет и со всеми остальными требова­ ниями. К то это тание? Это люди , ко то ры е и в нашем по ним а ­ нии , и в мировом поним ании за н я ты с меньш ей н а гр у зн о й , чем о стальны е . Это б первую очередь ш т у р м а ны , п ом ощ н и ки к а п и та н а и т а к далее. Этим людям мы предлагаем сегодня дать л ь го т у по во зра сту — не 60 лет, к а к они сегодня у х о ­ дят, а 55. Но п р и этом общий с таж , с т а ж проф ессиональной работы сделать не 12,5 года, к а к у м аш инис та , к а к у мат­ роса, а все -таки 20 лет, и с хо ­ дя из то го , что и работа д р у ­ гая , и ф у н к ц и и др у гие , и пер ­ вый ра з т а к у ю л ь го т у даем. Исходя из этого, мы внесли по механизаторам сельского хозяйства. Мы просим Еас принять это решение само­ стоятельно. Председательствующий. Ес­ ли только мы позволим се­ бе, чтобы под давлением лю ­ бой угрозы забастовки что-то принимал Верховный Совет, я думаю, невелика нам будет цена... Гуцкалов Н. И., капитан-ди­ ректор большого автономного траулера «Маршал Еременко» управления Мурманского тра­ лового флота, член Верховно­ го Совета СССР. Уважаемые народные депу­ таты, уважаемый президиум! Ну вот наконец и до моря­ ков дело дошло. Как видите, моряки остаются всегда край­ ними. Председательствующий. По­ жалуйста, подойдите сюда, чтобы было погромче. Депу­ тат Гуцкалов и еще два това­ рища представляют вот этот листок, который называется «Предложение группы депу­ татов». Гуцкалов Н. И. Уважаемые народные депутаты, уважае­ мый президиум! Как всегда, моряки крайне зажаты даже по времени. Во-первых, я, Владимир Иванович, сразу дол­ жен вас немножко поправить: я всегда стараюсь реально подходить к делу. Уважаемые товарищи народные депутаты, никто никого не пугает, — поЕерьте мне, что обстансЕ- Письмо министру явилось очень много проб­ лем вне зависимости от го­ сударственной политики. Об­ становка меняется так, что действительно мы попадаем в самые экстремальные условия, какие, допустим, пять, восемь, десять лет назад не предпо­ лагались. У нас на судах бы­ вает масса всевозможных представителей: все это зна­ ют, поэтому и родились такие предложения. Самое главное, поймите правильно, ведь никто кула­ ком не стучит. Эти предло­ жения на ваш суд вынесены, потому что ведь каждый из вас, как бы ни была тяжела работе, возвращается домой, е семью, реабилитируется и уже не другой день — абсо­ лютно с другим настроением. У моряков такого нет и не будет никогда. Отсюда и пред­ ложение нашей группы: 50 лет при 12,5 года на указанной работе для мужчин, 45 лет для женщин при общем ста­ же 20 и 15 лет без учета воз­ раста. Бем решать, пожалуй­ ста. Но еще раз говорю , что давления нет. И если даже есть какие-то телеграммы, то проблема разрешится все равно здесь. Председательствующий. У меня к Еам Еопрос: вы не поддерживаете предложение ВЦСПС? Гуцкалов Н. И. Мы внесли сЕое предложение... Председательствующий. Че­ го это - потребует? Пожалуй­ ста, товарищ Щербаков. Щ ербаков В. И. * Товарищи депутаты, я, как вы видели, не ссылался в этот раз на деньги, потому что действи­ тельно затраты относительно небольшие. По сравнению с суммами, о которых мы уже говорили, затраты в 100 млн. рублей на эту операцию ка­ жутся просто мелочью. Мы говорили и о 40 млрд. руб­ лей. Так вот, чтобы предста­ вить себе зрительно: если взять пачки сотенных бума­ жек, сложить одну к одной, то миллион — это метр. Сто метров сотенных бумажек стоит эта операция. Я на это не ссылался , по ср а в н е н ию с миллиардами это, ко н е ч но , о тноси тел ьно немно ­ го . Но вопрос в д р у гом . Дей ­ стви тельно , ко гд а мы о п уб ли ­ ковали п р о е к т , то — товарищ и правил ьно го в о р я т — вписали плавсостав , имея в виду ос­ н о вн ую часть , ко тор а я сегодня пользуе тся этой нормой , и у п у с т и г и то, что там , о к а зы ­ вается, есть четыре профес­ сии , представители к о т о р ы х н и ­ ко гд а в ж и з н и этим не пол ь ­ зовались . Теперь реш или и представителям э т и х проф ес ­ сий дать право , со хранив все то, что мы пообещали в п р о ­ екте За ко на тем, к т о уж е имел это , а тем, у к о го не было , за ­ пи са ть с таж в 20 лет, имея в виду, что у ни х просто д р у га я н а гр у з к а . Но действительно д ен ь ги в общем котле мы уж е по счи тали . Председательствующий. Итак, три предложения. Одно пред­ ложение мы уже приняли, оно зафиксировано. Это — предложение правительства. Второе предложение внесено ВЦСПС. По порядку, я снача­ ла его должен поставить на голосование, а потом — до­ полнительное предложение депутатов. Ставлю на голосование предложение ВЦСПС, как и положено по нашему регла­ менту. Кто за предложение? Кто против? Кто воздержался? Поправка не прошла: остается пока тот текст, который есть. Теперь поправка, которую внесли депутаты-моряки. Ставлю на голосование их по­ правку? Кто за, прошу голо­ совать. Кто против? Кто воз­ держался? Как видите, оста­ ется та редакция, которую предложили в самом начале. Таким образом, весь текст проголосован. Но осталось, то что будет согласовываться ко ­ миссией. Уважаемый товарищ министр! К вам обращается член Верховного Совета СССР Гуцкалов Николай Ивано­ вич, капитан-директор БАТ «Маршал Еременко», г. Мурманск. Большая просьба досконально разо­ браться в имевшем место не просто бездушном отношении к плавсоставу моряков -рыбаков, а в издевательстве над нами со стороны работников Аэро­ флота при перелете экипажей М оск ­ ва — Лима из Шереметьево-2 25 де ­ кабря 1989 года рейсом № 347. В Л им у вылетали 196 м ор я ко в э к и п а ­ ж е й судов М ини с тер с тва ры бно го хозяй - ^ с т в а — М у р м а н с ко го тралово го флота, ■^-«Керчьрыбпрома» , «М урман рыбпрома» , Р и ж с к о й базы «Ремфлота», «Новорос- си й снры б пром а » . Кроме то го , д опол ни ­ тельны м рейсом 347-Б гораздо раньш е нас в Л им у д о лж ны были вылететь 80 м ор я ко в РТМС «Л азурны й» «Калинин - град ры б пром а» , вторая часть э к и п а ж а БМРТ «Владимир Бродю к» «М урманры б - прома» — 55 человек. Рейс № 347 (время вылета 25 декабря в 22 час. 40 мин .) о тклады вал ся много раз, н а ко н е ц -то 196 м о р я ко в вылетели на след ующ ий день в 21 час. Целые сут- Подведет Аэрофлот... ни ры б а ки провели б у кв а л ь н о на но га х , т а к н а к А эрофлот не предоставил нам места в го с ти ни ц а х . Я обратился н ваш ем у первом у зам у (вы бы ли го спи тал и зи р о ва ны ) о необ­ ходимо сти предоставления мест в го с ­ ти н и ц е , но о твет был несостоятельным , даже Л е н у го л о к не предоставили , его дали нам м но го времени с п у с тя л иш ь п р и помощ и зам . м и н и с тр а ры бно го х о ­ зяй с тва СССР Н. И. Лы се н ко и д в у х на ­ ч а л ь н и ко в у п р а вл е н и й МРХ, н а ход и вш и х ­ ся в а э р о п о р т у , но, естественно , всех м ор я ко в он не вместил . Д олж н о с тны е ли ца Аэрофлота под ­ вергли б унвал ьно и зм ы ва ни ям и м ы та р ­ ствам м ор я ко в . Ваши долж но с тны е у п у ­ щ ения явно с ка зал и с ь на здоровье и на ­ строении людей , а ведь впереди у нас был полугодовой рейс в о т кры том о к е ­ ане. Т а к что ры б а ки улетели и з М осквы с пронл я ти ям и на все и вся. Товарищ министр! Я доподлинно знаю, что уже в 21 час 25 декабря от­ ветственные лица Аэрофлота в Ш ере ­ метьево-2 знали о точном времени за­ держ ки — до 21 часа 26 декабря, но езять на себя смелость и объявить об этом никто не захотел, потому что пас­ сажиры стали бы требоЕать места в гос­ тиницах. А чтобы этого не случилось, вот и объявляли переносы по порциям. М ежд у прочим, все иностранцы рейсов 347 и 347-Б были обеспечены гостини­ цами во время задержки . Еще больше мытарств испытали мо­ ряки траулеров «Лазурный» и «Влади­ мир Еродюк», вылетевшие лишь через двое суток. У нас было горячее желание: взять и всем разъехаться, и рейсы могли бы быть сорваны. Тогда бы вам, товарищ министр, Совет Министров благодарно­ сти бы не объявил. Моряки и рыбаки — самые массовые пассажиры, заставят вас считаться с ними и могут прибегнуть к крайней ме­ ре своего недовольства — отказу от рейсов, если не будут предоставлять­ ся гостиницы при переносе авиарей­ сов. Товарищ министр! Мне не нужно отве­ чать стереотипно (истину мы, рыбаки, знаем). Нам нужны конкретные отве­ ты на вопросы: — Кто потерял весомый портфель за то, что мытарился 331 м о р я к ! — Какие разработаны меры, чтобы избежать таких злостных просчетов! После нашего вылета подобные воз­ мутительные факты повторились, зна­ чит, должных выводов вами не сдела­ но. От имени рыбаков уполномочен про ­ информировать вас; если в ближайшее время не будет кардинально улучшено обслуживание моряков в Шереметье­ во-2, то буду вынужден обратиться к народным депутатам на третьей сессии Верховного Совета СССР о досрочном сложении должностных полномочий первых руководителей Министерства гражданской авиации. Ответ из министерства Уважаемый Николай Иванович! Ваше письмо Главным управлением авиаци­ онных работ, перевозок и услуг М и ­ нистерства гражданской авиации рас­ смотрено. По фактам, изложенным в вашем письме, проведено служебное рассле­ дование. Информирую вас, что в период с 18 по 26 декабря 1990 года аэропорт Ше­ реметьево работал с большой пере­ грузкой в результате сложных метео­ условий, приведших к «сбойной ситуа­ ции». В эти дни в аэропорту задержи­ вались десятки рейсов, а количество пассажиров, находящихся в аэровокза­ ле, составляло от полутора тысяч до 5000 человек. По этой причине вылет рейса СУ-347 был перенесен. В ходе подготовки воздушного судна к выле­ ту были выявлены технические неис­ правности и вылет был перенесен вновь. В 1989 году регулярность полетов на международных воздушных линиях Аэрофлота снизилась почти на 4 про ­ цента, связанная в основном с непо­ ставкой авиационной промышленностью и заводами гражданской авиации авиа­ двигателей. Но, безусловно , все наш и в н у тре нние тр у д н о с ти и с п ы ты в а ю т на себе пасса ­ ж и р ы . В Аэрофлоте м но го делается для по выш е ни я р е гул я р н о с ти полетов и н«ь чества о б сл уж и в а н и я . Однако о гр а н и ­ ченны е во зм ож н о с ти по ра зм ещ ению п а с с аж и р о в в го с т и н и ц а ^ нан М о с квы , та н н в Ш ереметьево -2 , р гр а н и ч е н ны е п р ои звод с твен ны е площ ади аэропорт*» Ш ереметьево -2 п р и работе В « сбойны х с и т у а ц и я х » не п о зв ол яю т с ущ е с твенно п о вы с и т ь н у л ь т у р у перевозоН* По вашему Senpccy Министерство гражданской авиации проведет рабо­ чую встречу t руководством «Соврыб- флота», на котором планируется рас­ смотреть поднятые вами вопросы, осо­ бенно по размещению экипажей при длительных задержках рейсов. - Л. ИЛЬЧУК, начальник Главного управления ави­ ационных работ, перевозок и услуг Министерства гражданской авиации. От редакции. Депутатский запрос был адресован министру гражданской авиации A, Н. Волкову, теперь уже бывшему. Надо надеяться, что вновь назначенный министр Б. Е. Пантюхов повернется лицом к рыбакам. Как со­ общил нам Н. И. Гуцкалов, он этот вопрос держит на постоянном контро ­ ле. рыбный мурман 22 июня1990 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz