Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.
Инна Березюк. (Наш корр.) и о р _ ^ г о » О Ч « * х>;у • : « ЗА МОРЕМЖИТЬЕ НЕ ХУДО» Еще на выходе с промысла мы уже знали, что заход будет в Бель гию. Многие собирались купить там машины, поэтому в течение всего перехода будущие автовладельцы по стоянно крутились па промысловой палубе. Убирали не нужные пока тро сы, бочки, какие-то громоздкие же лезяки. Пятого мая СТМ «Ондозеро» во шел в пролив Паде-Кале. Дымка скрывала от глаз берега. Но сам пролив напоминал оживленную авто магистраль: строго соблюдая правила правостороннего движения, шли са мые разные суда — огромные и кро шечные, сухогрузы и танкеры. А мы, разглядывая их, старались по фла гам узнать страну, которой они при надлежат. Но вот, взяв на борг лоцмана, мы приближаемся к реке Шельда. Надо заметить: лоцманы на ведомом суд не меняются трижды за те 10 часов, пока судно доводят до антверпенско го причала. Моряки «Ондозера» впервые в этом порту, я тоже, так что с палу бы практически никто ие уходит. Идем ио Шельде, на нашей мачте плещется голландский флаг. Вгляды ваемся в берега. Чистота и аккурат ность — вот что прежде всего бро сается в глаза. Вдоль берегов то тут, то там — ветряки, современные ве тряные мельницы. И вдоль всего на шего пути с обеих сторон заводы, комплексы. Однако мне они кажут ся неработающими, ведь трубы без малейшего дымка, здания сверкают металлической отделкой, в стеклах отражается заходящее солнце. После узкой полоски прибрежного песка — аккуратно подровненные полосы яр ко-зеленой травы. Слева от пас городок Флнссингеи: соседство старинных зданий с баш нями и шпилями и современных соо ружений из стекла и бетона. Между берегами ходят огромный паром и белый двухэтажный речной трамвай. Возле воды множество ветряков, ви димо, это здесь важный источник анергии. И снова проплывают мимо завод ские корпуса, иефте- и газоперераба тывающие комплексы, громадные се ребристые цилиндры и сферические емкости. Видны очистные сооруже ния, установленные перед берегом реки, два водопадика прозрачной, словно стеклянной воды сверкают на солнце. Видимо, на всякий случай между комплексами и рекой — тер- риторийка, выложенная большими камнями. Нефтяной причал далеко выдвинут в реку, наверх подняты десятки шлангов. В стеклянной будочке два человека, видимо, на вахте. Наши ре бята мгновенно комментируют: «У нас бы человек 20 крутилось!» И вот на мачте поднят бельгий ский флаг, мы приближаемся к «во ротам в Европу». Появляются па бе регах домики с красными черепичны ми крышами с белой каемочкой, с красными кирпичными стенами и бе лыми наличниками окоп — прямо иллюстрация к сказкам Андерсена. Опять же рядом — высотные жилые дома с красными и голубыми навеса ми над лоджиями. Вот поплыли мимо огромные скла ды па причалах. Это уже начался огромный — на десятки километров — антверпенский порт. Стоп. Остановились у входа в шлюз. Ждем, пока выйдет большое судно. Но вот загорелись зеленые огни и мы медленно входим. За па мп задвигаются хитрые конструкции, поверх которых мгновенно начинает ся оживленное движение автомашин. Швартуемся. Ждем подъема воды. Тем временем двое полицейских, под нявшись к нам на мостик, оформля ют приход СТМ «Ондозер'О». Открываются ворота и мы вхо дим в один из крупнейших портов Ев ропы — Антверпен, город великих фламандцев Рубенса. Ван Дейка, Иорданса, город, известный морякам всего мира. В Антверпене 16 гостиниц, 11 му зеев, 13 театров. Это мы знаем. А что увидим? Как мы узнали, наше прибытие совпало с пребыванием в столице Бельгии кораблей военно-морского флота Ф Р Г . Они заняли центральные причалы, а «Оидозеро» стал доволь но далеко от города. На следующий день к трапу подъ ехал роскошный автобус, чтобы от везти нас в спорткомплекс. В Ант верпене работает советско-бельгий ская компания «Траисворлд Марин Эйдженси», которая обслуживает со ветских моряков. Спорткомплекс вхо дит в этот сервис. Едем. Кондиционеры, негромкая музыка, комфортабельные кресла. Звонит телефон, водитель снимает трубку, о чем-то переговаривается 6 невидимым абонентом — нам все $ диковину. Как и многокилометровый туннель под рекой Шельдой. ь Здание спортивной базы в лесо парковой зоне. Любопытная деталь: здесь единственное место в Антвер пене, где растут березы, видно, устроители этого комплекта проду мывали каждую .мелочь. Позади спортивных сооружений небольшая заводь среди нехоженого луга, плавают утки, гуси. На пере кидном мостике маленький моторчик гонит по шлангу чистую воду и он$ миниатюрным фонтанчиком плещет 0 водоем чистую воду. Кругом звеня щая тишина, ее можно послушать, посидев на деревянных диванчиках посреди лужка, можно сесть вдвоем или одному в пластмассовую лодоч ку и поглядеть па уток-гусей побли же. И такая тишина вливается в ду шу после всех штормов, воя ветра, тяжелой работы! В здании спорткомплекса — сто лы для настольного тенниса, бар с прохладительными напитками прямо в видеозале (экран метровый), мож но почитать советские газеты и жур налы. Я обратила внимание па даты: мы были 6 мая — вся пресса от 1— 4 мая. Поднимаемся по мраморным сту пенькам, оставляем в кабинках смен ную обувь (ее там выдают при вхо де в спорткомплекс) и спускаемся к бассейну с голубой водой. Наплескав шись, выходим. Ребята играют в футбол, а футбольное поле ровное, словно ковер, покрытое густой траб- кой с мелкими ромашками и одуван чиками. Рядом теннисный корт. Дальше волейбольная и баскетболь ная площадка. Поглядев на все это, бреду среди деревьев, дышу запахом травы, цве тов. Сажусь па качели. Тишина. Жар кое солнце. Подходит время, и водитель авто буса приглашает нас. Возвращаемся. Любуемся современными автострада ми, удивляемся невиданной протя женности порта. Так закончился наш первый день в Антверпене. На следующий день тот же авто бус отправился в город. Видимо, в Антверпене давно знают, куда сле дует везти советских моряков: не в центр, чтобы полюбоваться архитек турными чудесами, и не в супермар кеты. Автобус остановился па пло щади, от которой шла улица, — па каждом шагу маленькие магазинчи ки. В них торгуют паши, советские эмигранты, в основном молодежь: грузины, армяне, евреи. Цепы здесь, как мы потом убедились, в несколько раз ниже, чем в государственных ма газинах. Ковры, видео- и радиоаппа ратура, косметика, джинсовые брю ки. костюмы. Можно поторговаться, немножко сбить цену. Тем более об щение идет на чисто русском языке. Обида «за державу» нахлынула сразу, как только я увидела изоби лие товаров, их цены и сумму в соб ственном кошельке. И, может, это было еще совсем неосознанным чув ством, пока не увидела в одном из магазинов группу моряков с доллара ми в кошельках. Стоило им сказать слово «доллары», как я вспомнила Маяковского про «улыбку у рта» и «почтение»: забыты были мы, да во обще все на свете, продавцы закру жились вокруг «конвертируемых» по купателей в подобострастном хорово де. Да, впрочем, чему удивляться: па ши ребята долго бродят, выискивая, что подешевле, торгуются или молча отходят от понравившегося товара. Но уж окончательно меня добила в этот* день вывеска на одном из ма газинчиков: «Все для советских мо ряков». Не для английских или фран цузских, а для советских. То есть де шевые (по бельгийским цепам) това ры и ассортимент соответственный: все простенькое (например, куртки, как у наших кооператоров), рассчи танное на невзыскательный вкус и тощий кошелек. Отвлекусь пока от «магазинной» темы. Завернув за угол маклацкой улочки, видим довольно странную для пас картину. За большим стек лом видим девушку, чем-то занятую, сначала я подумала, что она оформ ляет витрину магазинчика. Но в со седнем доме за таким же большим 4-Л.;:V «Где-то на Западе: реклама не «с потолка». , стеклом сидела другая девушка, по- v‘луобй&женная. В доме •напротив,- вы соко подняв ножку в ажурных кол готках и изящной туфельке, сидела еще одна. Дальше —- декольтирован ная дама с видимым увлечением чи тала книгу. И наконец до нас до шло: мы па улице проституции, за стеклами — соискательницы кошель ков. Прогресс дошел и до этой сфе ры деятельности: не надо стоять, хватать проходящих мужчин, все на «витрине» за стеклом. Прошел. по улочке, выбрал на свой вкус... Следующий день — опять поезд ка в маклацкий район. Не стали мы ждать назначенного часа, поехали об ратно на судно рейсовым автобусом, потом, по бездорожью, сократив путь, пришли па .судно. Поглядев па ребят, согнувшихся под тяжестью ковров н других покупок, посочувст вовала. И услышала: — Вот пять месяцев отпахал, а все покупки только жене. Себе ниче го. — Почему? — Да так. I I я искренне пожалела в душе этих моряков. Ведь женам невдомек, как тяжела их работа (кто из них будет об этом говорить дома!), хоть бы одну из них пусть па месячишко в море, небось, ие так ценили бы.^и любили мужей. Да и ждали бы их, а не заморские товары. В день отхода попала-такп я в центр Антверпена. Не веря своим глаза.м — надо же сбыться мечте! — любовалась кафедральным собо ром Нотр-Дам из белого камня, с тонкой кружевной резьбой, Королев ским музеем, Домом-музеем Рубенса. Здания в стиле ренессанса, башни с золочеными шпилями и ангелами со седствуют с архитектурой сегодня шней, где солнцезащитные стекла и зеркальные витрины. Зашли в кафе (они па каждом ша гу). На серебристом потолке — бли ки от неяркого света бра, мягкая обивка стен, уютные кабинки и про сто неотгороженные столики с мягки ми креслами, несколько картин па стенах в стиле японской графики, чуть слышно играет музыка. Подходит официант. Надо сказать, в Бельгии говорят на фламандском языке, он ближе к французскому. Но многие знают немецкий. Поэтому я, вспомнив школу и университет, до вольно сносно общаюсь с местными жителями. На маленьком подиосикё приносят каждому чашку кофе, ря дом с ней крошечная закрытая ба ночка сгущенного молока, два завер нутых кусочка сахара, завернутое в целлофан сухое печенье. II официант уходит «навсегда». Сидим в этой тишине и красоте. Никто не кричит, не надрываются музыканты, как это принято у нас. Хоть весь день сиди тут, никто не побеспокоит. Но нас время поджима ет. Расплачиваемся и уходим. Продуктовый магазин. Ие буду описывать, что там есть. Назову лишь несколько цен (для сопоставле ния п размышления): мясо (нежней шая вырезка) — 500 франков, семга — 700. свежая треска — 200, карто фель (молодой) — 40, клубника — GO франков. Но «добил» меня супермаркет. Вспомнилось: «Если вы не знаете, какого фасона, размера, цвета вам нужна вещь, если даже вы вообще не знаете, что именно вы хотите ку пить, приходите: у нас это есть». И тут же вспомнила наш мрачный юмор: попросили японцев просчитать, сколько надо человек для обслужи вания советского магазина. Те отве тили: — Два. Один будет встречать по купателей фразой «В магазине ниче го нет», второй станет говорить вы ходящим: «Убедились? Убедились?» Супермаркет потрясает, ошеломля ет. Заставляет выходить оттуда с жарким румянцем стыда за нашу страну. Й у всех наших бьется один вопрос: «Ну почему?!» Почему всего этого нет у нас? Цены, конечно, там четырехзначные, но обилие таких су пермаркетов говорит о том, что эти цены в Бельгии по карману его на роду. Ведь спрос рождает предло жение. И стало мне так горько: чем я ху же вон той бельгийки, что она может купить вой тот костюм, который сшит на меня, для меня, а я — толь ко взглянуть? Возвращаемся на «Оидозеро». От ход. Снова сменяются флаги па мач те, лоцманы на мостике. Выходим в открытое море, поворачиваем на право. Домой! Скорей домой! ^ 22 июня 1890 года 6 рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz