Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.
Н Е ТАК ДАВНО Евгений Фе дорович Простанов был на значен заместителем начальника объединенной медсанчасти АРП «Севрыба» по медслужбе флота. Иными словами эту должность можно назвать так — главный рыбацкий врач, поскольку именно в его ведении находятся все ме дики, работающие на судах Се верного бассейна. Евгению Федоровичу 40 лет. После окончания института он не сколько лет работал в Новгород ской области. В 1977 году пере ехал в Мурманск и с тех пор трудится в медсанчасти «Севры- бы» — отоларингологом, заве дующим отделением. Е. Ф. Проста ков уже выступал на страницах еженедельника, но нынешняя статья — первая в новой должно сти. сердечно-сосудистая недостаточ ность». Возраст погибших глав ным образом — возраст* расцве та, наиболее трудоспособный- около сорока. И что самое горь кое, прослеживается тенденция к росту летальности по этой при чине... Когда в руки попадает радио грамма с промысла, несущая горькую весть, невольно вспо минается, как частенько недо вольны бывают рыбаки строго стями медицинского обследова ния, как популярны всяческие байки о людях, наловчившихся разными путями обходить запре ты, иначе говоря, обманывать медкомиссию ... А что же ждет нас дальше? К сожалению, м ож но предположить, что забот и волнений у врачей только при бавится. Вскоре вступает 8 дей ствие новый приказ Министерст ва здравоохранения СССР, кото рый снимает значительный объ- годарственные письма или радио граммы... Тем, кому .адресуются , теплые слова, ‘ разумеется, быва ет , приятно. Только . вот подходя в очередной раз к окошечку кас сы за получкой, он убеждается в том, что на самом деле общест во ценит его не слишком высо ко. М я гко говоря. В настоящее время, впрочем, «у дверей» отдела медицинской слу жбы флота возникла очередь ж е лающих поступить на работу. Ва кансий нет, штаты заполнены, что никогда не бывало ранее. Среди медиков, ищущих рабо ту в море, достаточно классных специалистов, знатоков своего дела. Казалось бы, радоваться и радоваться этому обстоятельству: есть из ко го делать выбор! Од нако все намного сложнее. Д у мается, неожиданный наплыв к нам объясняется во многом воз можностью получить пусть и 17 июня — День медицинского работника А речь идет не о медалях... М ЕДИКО-САНИТАРНОЕ обес печение работников рыбно го хозяйства в море осуществля ется судовыми медпунктами, раз вернутыми на 260 судах АРП «Сев- рыба». Свою жизнь с морем свя зали более 480 врачей, фельд шеров, медсестер. В каких же условиях приходится им трудить ся, с какими проблемами сталки ваться ежедневно и ежечасно? Сокращение экипажей, уси ление интенсивности труда рыбаков, без существенного улучшения его условий и при не благополучном положении с его охраной, нерациональное снаб жение судов продуктами пита ния, питьевой водой, недостатки в организации медицинской по мощи отнюдь не привели к по вышению качественных показа телей, а говоря попросту — к улучшению здоровья работни ков рыбной отрасли. Несмотря на то, что плавсостав при поступлении на работу и да лее ежегодно проходит медицин ский осмотр, заболеваемость остается достаточно высокой, В ее структуре преобладают про студные заболевания, заболева ния желудочно-кишечного трак та, производственный травма тизм. ‘ В минувшем году ■ больницах иностранных портов оказались 115 рыбаков Северного бассей на. Основная причина госпитали зации — травма. На эту же «гра фу» приходится и половина об ращений за медицинской кон сультацией рыбаков в зарубеж ных странах (что, замечу попут но, также оплачивается валю той). Сам собой напрашивается вывод: не все зависит от меди ков. Поскольку сейчас внимание мужской части населения наря ду с политическими событиями приковано к мировому футболь ному чемпионату, уместна такая параллель: врач в нашей ситуа ции оказывается голкипером , по следней надеждой команды. И каким бы мастером он ни был, но если команда играет неваж но (несовременная технология производства, нарушения ТБ, по стоянное перенапряжение людей в погоне за планом, обычная не дисциплинированность), то стоит ли удивляться, что в сетку летят мячи? А ведь страдания больно го неизмеримо серьезнее, чем страсти болельщика! У нас речь идет не о медалях, а зачастую —• о жизни. Да, о жизни и смерти. За не которыми скупыми цифрами Ме дицинской статистики — челове ческие трагедии, невосполнимые утраты, горе родных и близких. В 1989 году 13 рыбаков Север ного бассейна скончались в мо ре. Наиболее часто в этих слу чаях встречался диагноз «острая ем противопоказаний для плав состава с заболеваниями сер дечно-сосудистой системы и дру гой патологией. То есть медицин ские «рамки» станут гораздо ме нее жесткими. Только вот к доб ру ли это, если культура отноше ния к собственному здоровью, ответственность за него у подав ляющего большинства наших лю дей практически «на нуле»? Не обернется ли желанное для мно гих послабление увеличением числа трагических случаев в мо ре? Б е з у с л о в н а я компетент ность, хорошие практиче ские навыки, чуткость, * поведен ческая культура, умение подать личный пример здорового обра за жизни — вот те качества, ко торых мы требуем от судовых медиков. Требования серьезные и справедливые. Ведь от них за висит здоровье, а подчас и чело веческая жизнь в экстремальных условиях. Заменить этих людей некем. Справедливо было бы предположить, что и материаль ная оценка должна соответство вать высоким требованиям. Од- йа ко .„ Зарплата судового медика од на из самых низких среди всех категорий плавсостава. Премии, выплачиваемые экипажу, как пра- Шило, обходят его стороной, больше принято напирать на бла весьма скромную часть заработ ка, но в валюте. Что это означа ет для повышения благосостоя ния семьи, объяснять, видимо, не надо. И в таком случае за част ным «успехом» рыбацкой меди цины встает то обстоятельство, что в целом в здравоохранении мы так и не сумели добиться ре шающих перемен — ни в мате риально-технических, ни органи зационных. Но ведь когда-нибудь, и хотелось бы поскорее, они на ступят, непременно! И что тогда? Тогда снова побегут врачи — уже в обратном направлении, с моря на берег, снова поредеют наши ряды. Сейчас бы сделать рыбац кой администрации еще шаг на встречу — имею в виду тот же вопрос о рейсовых премиях, — но нет, даже поползновения к тому не видно. Мол, когда ста нет худо, тогда и будем думать... D O ФЛОТСКОЙ медицине масса проблем. Остро сто ит вопрос обеспечения судов средствами надежной стерилиза ции мединструментов (автоклава ми, сухожаровыми шкафами), од норазовыми шприцами, без кото рых санитарно-карантийный отдел не выпускает- суда в плавание. Наверное, пора создать фонд- накопитель для нужд судов АРП, ■ который бы поступали медин- струменты, привозимые моряка ми в качестве пожертвований. Очень велика потребность ры баков в стоматологической помо щи. Некоторые районы промыс ла, где редкими гостями являют ся базы и транспорты, зачастую этих специалистов и в глаза 4е видят. Сейчас с помощью «Сев- рыбхолодфлота» на валюту при обретены две портативные высо коскоростные стоматологические установки французского произ водства, которые будут ис пользоваться в этих рай онах непосредственно на про мысловиках. Для работы в зоне ЦВА в группе судов Беломор ской базы гослова оборудуется стоматологическим кабинетом и операционной ППР «Глетчер». Медицинская служба флота нуждается в необходимом эле ментарном оборудовании, кото рое порой не могут поставить предприятия страны. Рекоменда ции по закупке одноразовых си стем для переливания крови и кровезаменителей, катетеров, перчаток разосланы по флотам. Будем надеяться на взаимопони мание в этом вопросе с рыбака ми, их руководством. Не стоит считать медицинские проблемы моря второстепенными. Такая точка зрения по меньшей *фье недальновидна. О ПРОЧЕМ, не все же о проб- ® леМах! Наверное, в канун Дня медицинского работника бу дет правильно и сказать теплые слова в адрес тех, кому многие рыбаки обязаны сохраненным здоровьем. Таких людей немало плавает на судах АРП «Севры ба». Хотелось бы назвать имена врачей, которые пользуются безус ловным авторитетом у коллег и пациентов. Это хирурги Муза Гав риловна Юркевич, Анатолий Ива нович Сребняк, Николай Алек сандрович Петров, Вячеслав Ива нович Скоркин ; терапевты Тать яна Ивановна Рассказова, Анато лий Гаврилович Кольяков, Ла риса Федоровна Григорьева; сто матологи Александр Сергеевич Пальков, Владимир Владимирович Ильин. Впрочем, можно было бы ' на звать и гораздо больше отмен ных специалистов — жаль, не позволяет газетная площадь, И всех тех, кто без остатка отдает свои силы и умения здоровью рыбаков, хочется поздравить t профессиональным праздником и пожелать им твердости и настой чивости в достижении нашей главной цели — повышении ка чества медицинского обслужива ния тружеников моря. Е. ПРОСТАКОВ, зам. начальника медсанчасти АРП «Севрыба» по медслуж бе флота. Иск бесхозяйственности Т У Р Б А З У Мурманского тралового флота «Лес ной причал» я бы назвала лесной сказкой, так хороша там природа. И само здание, хотя и деревянное, довольно уютное. Короче говоря, от дыхать здесь прекрасно. Но маловато оказалось помещение для такого боль шого флота. Решили стро ить, вернее, пристраивать большой кирпичный корпус. Построили. Отделали. Со вкусом оформили. 1 мая ны нешнего года состоялось от крытие. А следом... закры тие всей турбазы. И вот я на ■ «Лесном при чале». Мой собеседник — начальник •ремонтно-строи тельного управления флота Анатолий Александрович Де вяткин. — Турбазу закрыли по требованию пожарной ин спекции, которая потребова ла деревянную лестницу с первого на второй этаж за менить железобетонной. — А в проекте второго корпуса что было? — Дело в том, что эта лестница расположена в ста ром корпусе. И много лет никого не тревожило, что она деревянная. Лестница соединяет оба корпуса. Ви димо, в проекте о пей речь не шла. А с нынешнего года 15 июня 1890 года «Золотая» лестница ужесточились требования к соблюдению пожарной без опасности, поэтому при шлось закрыть. — Но почему же выяви- лось-то это не в начале го да, а сейчас? Ведь докумен ты с новыми требованиями получали и в отделе капи тального строительства фло та. — По-видимому, не обра тили внимания. Проект со гласован со всеми. Лестница «работала» в течение мно гих лет. — А что,- пожарный впер вые появился при сдаче но вого корпуса? — Да вовсе нет, он бы вал здесь чуть ли не на каж дой неделе. Но почему-то молчал до сдачи. Я предла гал «закрыть» лестницу ар матурной сеткой и заштука турить. Нет, говорит, толь ко железобетон. Для этого полностью ее сломали, уло жили и сварили в подвале новый фундамент, возводим кирпичную степу. Вот види те, на этой железной конст рукции будет новая лестни ца. • Понятно. Но ведь оба корпуса имеют аварийные выходы с металлическими площадками и лестницами. — Да. Но вот таково тре бование... Пришлось сломать краси во оформленную стену. Но с этим еще можно смирить ся. Время — вот что глав ное. Идет короткое северное лето, а турбаза пустует. Ра бочие спешат закончить Не предвиденное строительство к юбилею флота. Но дело часто тормозится из-за раз ных неувязок. Скажем, надо привезти за 40 километров необходимые материалы, а бензина па флоте нет. А время идет. Как объяснить морякам, что Е. М. Азаров, начальник ОКСа флота, не поинтересо вался новыми правилами, те перь же из-за этой оплошно сти (халатности?) страдают сотни людей? Мало того, ле тят па ветер далеко не лиш ние флоту деньги. Хотя, следует сказать, все могло быть иначе. Начало этому состоянию строитель ства" положено еще при со гласовании проекта. Дело в том, что в новую столовую ц на оба этажа должен быть отдельный вход через спе циальную пристройку. Но тогдашний начальник флота Л. В. Евграфов решил сэко номить средства и пристрой ку вычеркнули из проекта. Теперь-то все равно пришли к выводу, что она необходи ма и будут возводить ее че рез год. Так что скупой пла тит даже не дважды, а, как в случае с турбазой, триж ды. Только если бы платил скупой из собственного кар мана! А .ЧТО ДУМАЕТ по это му поводу сам Евге ний Моисеевич Азаров? Вот что он сказал редакции: — Требования пожарных мы знали. Но раньше на чать эти работы не могли: не было людей. Сдали тур базу, освободились рабочие и, пока идет художественное оформление столовой, по явилась возможность вплот ную заняться новой лестни цей. К тому же сейчас не столь «горячее» время для отдыха, еще нет ягод и гри бов. Так что сейчас, в .этот период лета, можно потер петь. Замечу, что эта ошибка — деревянная лестница — допущена с самого начала. Й работаю здесь три года и знаю, что если бы сразу взяться за нее, турбазу при шлось бы закрывать куда на больший срок. А ведь м у ^ возводили второй корпус без- ущерба для отдыха в старой. Зато теперь со спокойной ду шой можем использовать 16 мест на третьем этаже старо го корпуса, для функциониро вания которых постоянно приходилось уговаривать по жарных идти на уступки. Иными словами, до сих пор у нас не было другой возможности, мы сознатель но пошли на этот шаг. В ЫХОДИТ, ВС Е ПРА ВЫ , кроме тех, для кого существует турбаза. Как все это знакомо: «объ ективные причины», «объ ективные трудности»!.. Ну нет у пас виноватых, не яс но, что ли? И нечего сер диться и писать в редакцию, что, мол, лето идет, мол, турбаза простаивает. Объек тивные причины вас не устраивают? А жаль! И. БЕРЕЗЮК. . 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz