Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.

Морской колледж f Каше орденоносное мореходное учи­ лище имени И. И. Месяцева пережива­ ет свое третье рождение. В 1932 году в Мурманске был открыт морской ры­ бопромышленный техникум, обеспечи­ вавший до самой войны квалифициро­ ванными командными кадрами бурно развивавшийся на Севере морской рыб­ ный промысел. Дата второго рождения, 1946 год, связана с реорганизацией тех­ никума в мореходное училище. Это время подъема из руин города, воз­ рождение промыслового флота, от ко ­ торого изголодавшийся народ ждал ры­ бы. Новому флоту были нужны и но­ вые командные кадры. И вот в 1989 го ­ ду на обновляющейся базе училища образован первый в стране морской колледж. Последнее изменение в жизни ста­ рейшего в отрасли и известного на Се­ вере учебного заведения прошло до ­ статочно спокойно и мало кем было воспринято как явление событийное для погрузившегося в политические и эко ­ номические заботы Заполярья. Вместе с тем это событие не отнесешь к зау- *^?5дным. Оно ничего не имеет общего с простой сменой вывесок, как посчита­ ли некоторые. Узкий круг «заинтересо­ ванных» людей пытается до сих пор по этому поводу злословить и не без иро­ нии вопрошать; «Нужен ли Мурманску колледж?», а основная масса специали­ стов Северного бассейна восприняла эти перемены с удовлетворением, хотя не асе до конца поняли, что произо­ шло. Вопрос о том, что производству нуж ­ ны специалисты принципиально нового уровня квалификации, возник не сего­ дня. На разных уровнях он уже давно поднимался, но четкого ответа — ка­ ким должен быть этот специалист, где и как его готовить, не находилось. Де ­ ло обычно заканчивалось призывами «усилить», «укрепить», «улучшить» и т. п., поскольку поиски нового шли вокруг сложившихся образовательных органи­ заций и структур. Никто не помышлял о прорыве к чему-либо принципиально новому. Все соглашались, что отрасле­ вая система профессионального обра­ зования должна не на словах, а на де­ ле стать началом производства, его на- ^ о я щ и м и будущим , но связать напря­ мую эту систему с производством ни­ кто не решался. Так и по сей день деньги на содержание подготовки спе­ циалистов для отрасли дает производ­ ство, а «музыку» заказывает кто-то дру ­ гой. Нелогичность такого положения вещей очевидна. Обязательность рабочего дипломиро- вания морских специалистов и необхо­ димый для этого определенный ценз плавания исключает какой-либо иной путь продвижения от первой команд­ ной должности на промысловом судне до самой высокой, кроме последова­ тельного. Через ступеньку, как говорится, не перешагнешь. Непременность такого пути замещения командных должностей регламентирована рядом международ­ ных и государственных документов. Вы­ ходит, морские учебные заведения должны готовить только вахтенных (сменных) помощников, то есть специа­ листов для первой командной ступень­ ки. Где бы ни готовился этот специа­ лист, будь-то в высшем или среднем морском учебном заведении, уровень п роф ессиональны х требований к нему одинако* и определен должностными обязанностями. Но сегодня вахтенных помощников готовят параллельно вуз (инженеров) и ссуз (техников). Не будем сравни­ вать потенциальные возможности ин­ женеров и техников в начале пути, они могут быть разными, но в объеме вах­ тенного (сменного) помощника они од ­ ни и те же . Ну а коль дальнейшая служба определяется стажем работы в соответствующей должности, то нет ни­ чего удивительного в том, что с тече­ нием времени в подчинение к продви­ нувшимся техникам приходят на выуч­ ку молодые инженеры. Учатся и узна­ ют много полезного для дальнейшей работы. Нелогичность такого положения тоже очевидна. Ведь подготовка инженера обходится значительно дороже , чем техника. Понятно, что так не должно быть, но есть уже более 35 лет. М о ­ жет быть, сложилась тупиковая ситуа­ ция? Выходы найти нетрудно, их раз­ личные варианты много крат предлага­ лись, обсуждались, утрясались, а дело оставалось на прежнем месте. Ясно, что вахтенных помощников надо гото­ вить только в одном учебном заведе­ нии, но в каком — вузе или ссузе? Каждый из вариантов имеет своих сторонников и противников. Здесь пра­ вомерно поставить вопрос о необходи­ мости, достаточности и оптимальности образовательного уровня вахтенного помощника. Есть ли критерии, позво­ ляющие определить этот уровень? По нашему мнению, есть два подхода. Первый, несколько спорный, — это со­ здание модели специалиста, его квали­ фикационной характеристики. Спор­ ность этого подхода кроется в возм ож ­ ном субъективизме оценки вероятных производственных ситуаций и путей выхода из них, что диктует уровень об ­ разования. И все же честный оппонент поримо, что на любой образовательной горизонтали (будь то техник или инже­ нер) специалисту необходим непрерыв­ ный профессиональный рост. В этом и кроется глубинный смысл непрерывно­ сти образования в тех областях и на­ правлениях, которые нельзя заложить впрок, их выдвигает постоянно реаль­ ная жизнь. В системе непрерывного об­ разования и должен расти капитан. Но вернемся к изменениям в нашем училище. При всей напряженности и насыщен­ ности подготовки техников, мы понима­ ли, что нельзя объять необъятное, и ви­ дели, что, работая по-прежнему, недо­ тягиваем а профессиональной эрудиро­ ванности выпускников, а это, безуслов­ но, сковывает их в работе на перспек­ тиву. Да и в гуманитарной сфере мно- Т р е т ь е рождение мореходки скажет, что в нынешней вузовской под­ готовке вахтенного (сменного) помощ ­ ника значительная часть фундаменталь­ ных знаний (до 25—30%) является из­ быточной. Ни при каких обстоятельствах реальной работы на судне она не бу­ дет востребована и реализована, а по­ тому может быть безболезненно изъя­ та. Известно, что невостребованные жизнью знания омертвляются, о ведь на их приобретение были затрачены не­ малые моральные и физические силы и материальные средства, а выпускником возлагались определенные надежды. Второй подход совершенно объекти­ вен и красноречив. Это статистика. Вот ее данные за 1989 год. Командные кад­ ры плавсостава на судах Северного бас­ сейна исчисляются 13 тысячами чело­ век, из них имеют высшее образование 4,3 тысячи, то есть 33%. Кстати, боль­ шая часть из них окончили вуз ускорен­ но после ссуза. Из 781 капитана имеют высшее об­ разование 345 человек (44%); из 746 старших помощников с высшим образо­ ванием — 313 человек (42%), а из 776 старших (главных) механиков обрели диплом вуза 292 человека (38%)- Вот и судите. МВИМУ готовит и выпускает почти вдвое больше специалистов, чем ММУ. При таких темпах подготовки ин­ женеров техники должны были бы дав­ но оказаться за бортом, особенно с первых должностей. Ан нет. Большая часть судовых командных кадров бас­ сейна и, в первую очередь, самого вы­ сокого ранга, составляют техники, а сре­ ди младших помощников их абсолют­ ное большинство (85%). И3 кого же растут первые руководители на судах? В основном из техников. А куда же деваются морские инже­ неры? Вы их можете встретить где угодно, только не в море. Это давняя ситуация и с ее учетом подготовка техников в мореходном училище из го ­ да в год усложнялась, наполнялась по требованию флотов новым содержани­ ем и по уровню профессионального об­ разования, мало чем теперь отличается от вузовской. Если инженеры испыты­ вают дискомфорт на судах, не находят путей быстрой реализации инженерных амбиций, что само по себе вполне по­ нятно и естественно, то техники пре­ красно приживаются на флоте, работа­ ют и растут. Вот и ответ на вопрос, где надо готовить вахтенного (сменного) помощника. Пойдем дальше. Обязательно ли ка­ питану, даже крупнотоннажного судна, быть инженером? Что касается основ­ ных штурманских знаний, то у техника и инженера в практическом значении они не должны отличаться. Практика и опыт набираются с годами работы, для того и введен плавценз. Однако неос­ гим нашим техникам не хватает обстоя­ тельности и уверенности. Именно это и предопределило начало поиска реше-. ний и наше будущее. Решением Государственного комитета СССР по народному образованию и Минрыбхоза СССР, оформленным сов­ местным приказом, в нашем училище (в числе 12 других ссузов страны) начат эксперимент по подготовке специали- стов-эксплуатационников повышенного уровня квалификации, дающего им пра­ во занимать все командные должности на судах флота рыбной промышленно­ сти. Этим специалистам определена Гособром СССР квалификация «млад­ ший инженер». Можно сколько угодно спорить об удачности или неудачности выбраиного названия. Одних смущает слово «млад­ ший», а других — «инженер», готовя­ щийся в техникуме. Думается, дело не в названии, а в содержании образова­ ния нового специалиста. Училище, как отмечалось, реоргани­ зовано в колледж. Не по названию, а по содержанию образования. Что же изменилось в колледже, кроме назва­ ния самого учебного заведения и ква­ лификации подготавливаемых в нем специалистов? Очень многое. Разработаны совершенно новые учеб­ ные планы, учитывающие имевшие ме­ сто раньше изъяны в базовом образо­ вании техников. Созданы новые про­ граммы. Усилена практическая и трена­ жерная подготовка, база которой рас­ ширяется. На 1 год увеличен срок обу­ чения и теперь выпускник средней школы учится у нас 4 года, то есть на 1 год (или 20%) меньше, чем в вузе. Кстати у нас в стране и за рубежом немало вузов имеют 4-летний срок обучения. Скажем, в США (см. «АиФ» № 18, 90 г.) в системе высшего образо­ вания только 4% составляют универси­ теты, 57% — 4-х годичные колледжи, а также 39% — 2-х годичные колледжи, имеющие профессиональную ориента­ цию специалистов, подготавливаемых для «местных» нужд. Надо признать, что материально-тех­ ническую базу нашего колледжа труд­ но сравнивать с американскими, и по­ тому, пока идет эксперимент, мы не на­ мерены поднимать вопрос об образо­ вательном статусе выпускников коллед­ жа, продолжая считать его средним. Эксперимент покажет, во что это выль­ ется. Сейчас идет напряженная работа по всем направлениям. Создан и начал ра­ ботать временный научно-исследова­ тельский коллектив по эксперименту. Налаживаются контакты с вузами и НИИ. Главное же — это понимание и заинтересованность в достижении поло­ жительных результатов эксперимента правления Северной ассоциации рыбо­ хозяйственных предприятий и ее гене­ рального директора В. Д. Корельского. Руководители всех предприятий АРП «Севрыба» и особенно Мурманского тралового флота оказывают колледжу немалую помощь и поддержку , видя • нем решение кадровых вопросов ре­ гиона на перспективу. С их помощью расширяется материальная и лабора­ торно-тренажерная база колледжа, ве­ дется капитальное строительство. Предпринимаются усилия по измене­ нию образовательной ориентации буду­ щих специалистов с учетом требований международного рынка труда. Мы ве­ дем дело к тому, что наши выпускни­ ки, наряду с высоким профессионализ­ мом, будут владеть английским языком, основами информатизации, а также от­ вечать международным маркам по со­ стоянию здоровья и физической подго­ товленности для работы в море. Принятая у нас ступенчатость под го ­ товки гарантирует курсантам социаль­ ную защищенность на всех уровнях об­ разования, что само по себе чрезвы­ чайно важно. Работа начата, эксперимент набирает обороты. А пока совершенно очевидно то, что Президент СССР М. С. Горба­ чев назвал в своем Указе от 15 мая 1990 года «О государственной програм­ ме развития высшего образования в СССР» интеллектуализацией общества и переходом к новому качеству подготов­ ки специалистов, прямо связано с на­ шим поиском. D СТРАНЕ должна быть создана та- *•* кая система высшего образова­ ния, которая бы носила элитарный ха­ рактер и готовила не на словах, а на деле интеллектуальный потенциал об­ щества. В нашей системе это мог бы быть М орской университет, готовящий высо­ к о и разносторонне образованных фун­ даменталистов, разработчиков и созда­ телей новых направлений в науке и технике рыбной отрасли. В такую про ­ грамму есть смысл вкладывать силы и средства, это та самая, дорогая вещь, ради которой готов трудиться бедный. А с подготовкой для отрасли инжене- ров-эксплуатационников с успехом зай­ мутся 4-х годичные колледжи. По крайней мере, коллектив Мурман­ ско го морско го колледжа надеется выйти на этот уровень и считает, что уже вносит вклад в реализацию про ­ граммы Президента СССР. , Ю. ПРУТКОВ начальник Мурманского ордена «Знак Почета» морско го колледжа имени И. И. Месяцева. На снимке — автор. фото В. КОРЕЦКОГО. РЫБНЫЙМУРМАН I I 15 июня 190 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz