Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.
Морской колледж f Каше орденоносное мореходное учи лище имени И. И. Месяцева пережива ет свое третье рождение. В 1932 году в Мурманске был открыт морской ры бопромышленный техникум, обеспечи вавший до самой войны квалифициро ванными командными кадрами бурно развивавшийся на Севере морской рыб ный промысел. Дата второго рождения, 1946 год, связана с реорганизацией тех никума в мореходное училище. Это время подъема из руин города, воз рождение промыслового флота, от ко торого изголодавшийся народ ждал ры бы. Новому флоту были нужны и но вые командные кадры. И вот в 1989 го ду на обновляющейся базе училища образован первый в стране морской колледж. Последнее изменение в жизни ста рейшего в отрасли и известного на Се вере учебного заведения прошло до статочно спокойно и мало кем было воспринято как явление событийное для погрузившегося в политические и эко номические заботы Заполярья. Вместе с тем это событие не отнесешь к зау- *^?5дным. Оно ничего не имеет общего с простой сменой вывесок, как посчита ли некоторые. Узкий круг «заинтересо ванных» людей пытается до сих пор по этому поводу злословить и не без иро нии вопрошать; «Нужен ли Мурманску колледж?», а основная масса специали стов Северного бассейна восприняла эти перемены с удовлетворением, хотя не асе до конца поняли, что произо шло. Вопрос о том, что производству нуж ны специалисты принципиально нового уровня квалификации, возник не сего дня. На разных уровнях он уже давно поднимался, но четкого ответа — ка ким должен быть этот специалист, где и как его готовить, не находилось. Де ло обычно заканчивалось призывами «усилить», «укрепить», «улучшить» и т. п., поскольку поиски нового шли вокруг сложившихся образовательных органи заций и структур. Никто не помышлял о прорыве к чему-либо принципиально новому. Все соглашались, что отрасле вая система профессионального обра зования должна не на словах, а на де ле стать началом производства, его на- ^ о я щ и м и будущим , но связать напря мую эту систему с производством ни кто не решался. Так и по сей день деньги на содержание подготовки спе циалистов для отрасли дает производ ство, а «музыку» заказывает кто-то дру гой. Нелогичность такого положения вещей очевидна. Обязательность рабочего дипломиро- вания морских специалистов и необхо димый для этого определенный ценз плавания исключает какой-либо иной путь продвижения от первой команд ной должности на промысловом судне до самой высокой, кроме последова тельного. Через ступеньку, как говорится, не перешагнешь. Непременность такого пути замещения командных должностей регламентирована рядом международ ных и государственных документов. Вы ходит, морские учебные заведения должны готовить только вахтенных (сменных) помощников, то есть специа листов для первой командной ступень ки. Где бы ни готовился этот специа лист, будь-то в высшем или среднем морском учебном заведении, уровень п роф ессиональны х требований к нему одинако* и определен должностными обязанностями. Но сегодня вахтенных помощников готовят параллельно вуз (инженеров) и ссуз (техников). Не будем сравни вать потенциальные возможности ин женеров и техников в начале пути, они могут быть разными, но в объеме вах тенного (сменного) помощника они од ни и те же . Ну а коль дальнейшая служба определяется стажем работы в соответствующей должности, то нет ни чего удивительного в том, что с тече нием времени в подчинение к продви нувшимся техникам приходят на выуч ку молодые инженеры. Учатся и узна ют много полезного для дальнейшей работы. Нелогичность такого положения тоже очевидна. Ведь подготовка инженера обходится значительно дороже , чем техника. Понятно, что так не должно быть, но есть уже более 35 лет. М о жет быть, сложилась тупиковая ситуа ция? Выходы найти нетрудно, их раз личные варианты много крат предлага лись, обсуждались, утрясались, а дело оставалось на прежнем месте. Ясно, что вахтенных помощников надо гото вить только в одном учебном заведе нии, но в каком — вузе или ссузе? Каждый из вариантов имеет своих сторонников и противников. Здесь пра вомерно поставить вопрос о необходи мости, достаточности и оптимальности образовательного уровня вахтенного помощника. Есть ли критерии, позво ляющие определить этот уровень? По нашему мнению, есть два подхода. Первый, несколько спорный, — это со здание модели специалиста, его квали фикационной характеристики. Спор ность этого подхода кроется в возм ож ном субъективизме оценки вероятных производственных ситуаций и путей выхода из них, что диктует уровень об разования. И все же честный оппонент поримо, что на любой образовательной горизонтали (будь то техник или инже нер) специалисту необходим непрерыв ный профессиональный рост. В этом и кроется глубинный смысл непрерывно сти образования в тех областях и на правлениях, которые нельзя заложить впрок, их выдвигает постоянно реаль ная жизнь. В системе непрерывного об разования и должен расти капитан. Но вернемся к изменениям в нашем училище. При всей напряженности и насыщен ности подготовки техников, мы понима ли, что нельзя объять необъятное, и ви дели, что, работая по-прежнему, недо тягиваем а профессиональной эрудиро ванности выпускников, а это, безуслов но, сковывает их в работе на перспек тиву. Да и в гуманитарной сфере мно- Т р е т ь е рождение мореходки скажет, что в нынешней вузовской под готовке вахтенного (сменного) помощ ника значительная часть фундаменталь ных знаний (до 25—30%) является из быточной. Ни при каких обстоятельствах реальной работы на судне она не бу дет востребована и реализована, а по тому может быть безболезненно изъя та. Известно, что невостребованные жизнью знания омертвляются, о ведь на их приобретение были затрачены не малые моральные и физические силы и материальные средства, а выпускником возлагались определенные надежды. Второй подход совершенно объекти вен и красноречив. Это статистика. Вот ее данные за 1989 год. Командные кад ры плавсостава на судах Северного бас сейна исчисляются 13 тысячами чело век, из них имеют высшее образование 4,3 тысячи, то есть 33%. Кстати, боль шая часть из них окончили вуз ускорен но после ссуза. Из 781 капитана имеют высшее об разование 345 человек (44%); из 746 старших помощников с высшим образо ванием — 313 человек (42%), а из 776 старших (главных) механиков обрели диплом вуза 292 человека (38%)- Вот и судите. МВИМУ готовит и выпускает почти вдвое больше специалистов, чем ММУ. При таких темпах подготовки ин женеров техники должны были бы дав но оказаться за бортом, особенно с первых должностей. Ан нет. Большая часть судовых командных кадров бас сейна и, в первую очередь, самого вы сокого ранга, составляют техники, а сре ди младших помощников их абсолют ное большинство (85%). И3 кого же растут первые руководители на судах? В основном из техников. А куда же деваются морские инже неры? Вы их можете встретить где угодно, только не в море. Это давняя ситуация и с ее учетом подготовка техников в мореходном училище из го да в год усложнялась, наполнялась по требованию флотов новым содержани ем и по уровню профессионального об разования, мало чем теперь отличается от вузовской. Если инженеры испыты вают дискомфорт на судах, не находят путей быстрой реализации инженерных амбиций, что само по себе вполне по нятно и естественно, то техники пре красно приживаются на флоте, работа ют и растут. Вот и ответ на вопрос, где надо готовить вахтенного (сменного) помощника. Пойдем дальше. Обязательно ли ка питану, даже крупнотоннажного судна, быть инженером? Что касается основ ных штурманских знаний, то у техника и инженера в практическом значении они не должны отличаться. Практика и опыт набираются с годами работы, для того и введен плавценз. Однако неос гим нашим техникам не хватает обстоя тельности и уверенности. Именно это и предопределило начало поиска реше-. ний и наше будущее. Решением Государственного комитета СССР по народному образованию и Минрыбхоза СССР, оформленным сов местным приказом, в нашем училище (в числе 12 других ссузов страны) начат эксперимент по подготовке специали- стов-эксплуатационников повышенного уровня квалификации, дающего им пра во занимать все командные должности на судах флота рыбной промышленно сти. Этим специалистам определена Гособром СССР квалификация «млад ший инженер». Можно сколько угодно спорить об удачности или неудачности выбраиного названия. Одних смущает слово «млад ший», а других — «инженер», готовя щийся в техникуме. Думается, дело не в названии, а в содержании образова ния нового специалиста. Училище, как отмечалось, реоргани зовано в колледж. Не по названию, а по содержанию образования. Что же изменилось в колледже, кроме назва ния самого учебного заведения и ква лификации подготавливаемых в нем специалистов? Очень многое. Разработаны совершенно новые учеб ные планы, учитывающие имевшие ме сто раньше изъяны в базовом образо вании техников. Созданы новые про граммы. Усилена практическая и трена жерная подготовка, база которой рас ширяется. На 1 год увеличен срок обу чения и теперь выпускник средней школы учится у нас 4 года, то есть на 1 год (или 20%) меньше, чем в вузе. Кстати у нас в стране и за рубежом немало вузов имеют 4-летний срок обучения. Скажем, в США (см. «АиФ» № 18, 90 г.) в системе высшего образо вания только 4% составляют универси теты, 57% — 4-х годичные колледжи, а также 39% — 2-х годичные колледжи, имеющие профессиональную ориента цию специалистов, подготавливаемых для «местных» нужд. Надо признать, что материально-тех ническую базу нашего колледжа труд но сравнивать с американскими, и по тому, пока идет эксперимент, мы не на мерены поднимать вопрос об образо вательном статусе выпускников коллед жа, продолжая считать его средним. Эксперимент покажет, во что это выль ется. Сейчас идет напряженная работа по всем направлениям. Создан и начал ра ботать временный научно-исследова тельский коллектив по эксперименту. Налаживаются контакты с вузами и НИИ. Главное же — это понимание и заинтересованность в достижении поло жительных результатов эксперимента правления Северной ассоциации рыбо хозяйственных предприятий и ее гене рального директора В. Д. Корельского. Руководители всех предприятий АРП «Севрыба» и особенно Мурманского тралового флота оказывают колледжу немалую помощь и поддержку , видя • нем решение кадровых вопросов ре гиона на перспективу. С их помощью расширяется материальная и лабора торно-тренажерная база колледжа, ве дется капитальное строительство. Предпринимаются усилия по измене нию образовательной ориентации буду щих специалистов с учетом требований международного рынка труда. Мы ве дем дело к тому, что наши выпускни ки, наряду с высоким профессионализ мом, будут владеть английским языком, основами информатизации, а также от вечать международным маркам по со стоянию здоровья и физической подго товленности для работы в море. Принятая у нас ступенчатость под го товки гарантирует курсантам социаль ную защищенность на всех уровнях об разования, что само по себе чрезвы чайно важно. Работа начата, эксперимент набирает обороты. А пока совершенно очевидно то, что Президент СССР М. С. Горба чев назвал в своем Указе от 15 мая 1990 года «О государственной програм ме развития высшего образования в СССР» интеллектуализацией общества и переходом к новому качеству подготов ки специалистов, прямо связано с на шим поиском. D СТРАНЕ должна быть создана та- *•* кая система высшего образова ния, которая бы носила элитарный ха рактер и готовила не на словах, а на деле интеллектуальный потенциал об щества. В нашей системе это мог бы быть М орской университет, готовящий высо к о и разносторонне образованных фун даменталистов, разработчиков и созда телей новых направлений в науке и технике рыбной отрасли. В такую про грамму есть смысл вкладывать силы и средства, это та самая, дорогая вещь, ради которой готов трудиться бедный. А с подготовкой для отрасли инжене- ров-эксплуатационников с успехом зай мутся 4-х годичные колледжи. По крайней мере, коллектив Мурман ско го морско го колледжа надеется выйти на этот уровень и считает, что уже вносит вклад в реализацию про граммы Президента СССР. , Ю. ПРУТКОВ начальник Мурманского ордена «Знак Почета» морско го колледжа имени И. И. Месяцева. На снимке — автор. фото В. КОРЕЦКОГО. РЫБНЫЙМУРМАН I I 15 июня 190 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz