Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.
Инна Березюк. ../V- Ъ<, ■ 1 Ш г (Наш корр.) ч \И » i 1 4л р е ^ о 1 ° « ® S ^ С Ю Т Ы С Я Ч П О Ч Е М У ? a ff ЛОВА, ВЫНЕСЕННЫЕ В ЗАГОЛОВОК, взяты из детской песенки про лю бознательность юных умов. Морская командировка убедила меня, что на нашем флоте тех самых «поче му!» ничуть не меньше. Ясно, что на газетной странице не уместить ни сто тысяч, ни даже тысячу недоуменных вопросов моряков. Но хотя бы малую их часть! Хотя бы те, которые задавали моряки мне, корреспонденту. СПОМНИМ, когда-то на транспортах типа «Сибирь» выгрузку вели 23 матроса и норма была — 315 тонн ры бопродукции в сутки. Потом горячо взялись внедрять щекинский метод, в результате чего матросов осталось 16, а норма выросла до 370 тонн. А в не давнее время коса сокращений скоси ла еще электрика, моториста, старшего рефмеханика и дизельного механика. Хотя «механизация» осталась прежней: бери больше, кидай дальше. Вопрос: почему для повышения окла дов не сократить капитана вкупе со старшим механиком? Оклады повысят ся, техническое состояние понизится, в «верхах» будут довольны. «Капиталисты» в свежую погоду на море не работают. Понятно: не хотят рисковать судном и жизнями людей, уважают их труд. Вопрос: почему мы не можем позволить себе такую «рос кошь»? Ах да, план! Очень хочу поглядеть в глаза тем, кто выдумал плановую скорость судна. Ведь эти «мудрецы» уверены, что на всех морях и океанах полнейший штиль, а если и случается ветерок, то только попутный. Глупость? Ан нет, план — за кон, кому какое дело, что старенький «Комиссар Полухин» еле плелся из-за старческой усталости и из-за постоян ного (пока шли к ЦВА) штормового встречного ветра! Кому какое дело, что СТМ «Ондозеро» несколько лет не был в доке, днище обросло ракушками, а s «машине» все работает буквально на последнем вздохе и великом мастер стве моряков ! А что касается работы на промысле в свежую погоду, то она, погода, для нас просто не существует. «Любова лась» я из иллюминатора «Комиссара Полухина», как качает ошвартованный СТМ: то перед моими глазами пеленга- торная палуба (над рубкой), то ватерли ния траулера. Толстенные тросы, еле удерживающие СТМ возле транспорта, лохматятся, растрепываются от натяже ния, того гляди, еще секунда и... Строп с рыбой раскачивается во всех направ лениях, малейшая неточность — и он рассыпается, короб ки разбиваются. М о ряки, чертыхаясь, упаковывают рыбу в новые ящики. Однажды строп углом «залетел» в иллюминатор капитанской каюты. К счастью, никто не пострадал. Думаю , от великой нелепости — ж е сткого планирования, особенно в рыб ной отрасли, — все наши беды. Начи ная с плана вылова (какой абсурд!) до плана повышения производительности труда — сплошная кабинетная фанта зия, тяжким бременем лежащая на плечах моряков. От этой «печки», от этой нелепости танцует все: сокраще ние вовсе не лишних людей и сниже ние расценок (долевая система оплаты — тот же обман людей, как и все пре дыдущие), постоянное увеличение в рейсовом задании плановых показате лей и — вопреки заключению специ альной комиссии — удлинение рейсов, выгрузки в штормовом океане и отказ от аренды, ограничения в премирова нии и тяжелейшее положение с жиль ем для моряков. Не стоит, видимо, продолжать, кому не известны беды мо ряков! Ну ладно, наших проблем — видимо- невидимо. А как дела на других бас сейнах? И вот я на РТМА «Михаил Видов», порт приписки — Новороссийск. Мои собеседники — старший помощник ка питана Юрий Федорович Мотузов и первый помощник Вячеслав Петрович Никифоров. Попросили передать «благодарность» Северному бассейну за начальника объ единения Константина Николаевича Ша повалова. Я удивилась. Объяснили. Зарплата: за пять месяцев матрос первого класса — 1,5 тысячи рублей, старший помощник — 2,5 тысячи. На пенсию уходят матросы и капитан в 55 лет, штурманы почему-то в 60. Кварти ры ждут по 15 лет. На промысле двух- сменка, ночные и переработку не опла чивают. Но не все так плохо. Объединение строит жилье и продает его морякам, причем треть оплаты берет на себя. Попробовали работать на аренде. Не смотря на явный обман в документах, получили побольше, и это дело в объ единении прекратили. А обман состоял вот в чем. Планировалось: промысловое время — 134 суток, 27 суток выбрасы ваются на переходы к базе, выгрузки, профилактические ремонты. Значит, остается 107 промысловых суток. Су точная норма вылова — 34 тонны. А в рейсовом задании добыча — 4690 тонн, делим на 34 и получаем... 134. Кстати, это была вторая и последняя попытка внедрения аренды. И если в первый раз вся сумма от экономии оста валась экипажу, то во второй условие было таким: если фактические матери альные затраты меньше запланирован ных, то фонд оплаты увеличивается на 30 процентов. В случае превышения за трат фонд оплаты уменьшается на сум му перерасхода. Здорово, правда? Ведь превышение затрат «планируется» на берегу. Вообще моряки, и «чужие», и Север ного бассейна, убеждены: сверхсложная система оплаты их труда введена спе циально, чтобы проще было залезть в их карман. Ведь все заковыристые сло вечки типа тарифная ставка, переработ ка, работа сверх нормального времени и т. д. и т. п. кому-то были нужны, раз их изобрели. «Изобретатель», конечно же, понятия не имел, что у наших мо ряков переработка составляет более половины основного времени, а в це лом труд моряка — сверх нормального понятия слова «труд», это просто из девательство над людьми. Когда заводишь речь об этом в от делах труда и заработной платы, ссы лаются на всякого рода приказы, по становления, циркулярные письма, па раграфы. А моряки спрашивают — ме ня! — доколе будут ссылаться?.. Ког да начнут добиваться изменений? А ведь бывает и еще «краше»: вы шел траулер в рейс, а ему вдогонку — новые (совершенно новые!) условия премирования. Как это сделали с 1 ян варя нынешнего года в Беломорской базе гослова: выходил экипаж в конце прошлого года и знал, что, перевыпол нив задания по выпуску пищевой и то варной, получит 33 процента валюты. А вслед — радиограмма, уточняющая: эти 33 процента возможны , если еще и пе ревыполнить план по выпуску улучшен ного ассортимента. То есть 1030 кило граммов в сутки ценного прилова (ры ба капитан, луфарь, нототения и т. п.) и столько же шкереной сардины. Но благородная рыба почему-то предпочи тает обходить стороной жадные тралы, зато в них радостно забегает непище вая мелюзга, да с такой поспешностью, что даже рыбомучная установка не мо жет справиться с ее обилием. Как же тут быть с плановой суточной реализа цией? Вопросы, вопросы... Почему с каждым годом увеличива ется аппарат управления? Это меня спрашивают. Что мне сказать в ответ? Беломорские рыбаки ностальгически вспоминают деревянное зданьице, где помещался весь аппарат и где зар плату «вручную» начисляли за три дня. Теперь с помощью ЭВАА аж за 10 дней не всегда управляются. А руководите лей стало — не сосчитать: в Мурман ске, Беломорске, Петрозаводске. Денег- то сколько надо на это! Хотя и руководители всех флотов, а особенно профсоюзные деятели, любят порассуждать о личной заботе о моря ках. Правда, иной раз моряки в ответ демонстрируют черную неблагодар ность. Пример с того же «Ондозера»: проф ком осчастливил экипаж тремя путевками на отдых. Читаем радиограм му и глазам не верим, неужели прав да? Путевки с 10-го, 11-го и 19-го мая. Ожидаемый приход — 15-го. Пришли 17-го. А что бы вы ответили на такой воп рос: почему за перевозку на транспор те тонны рыбопродукции платят 56 рублей, а за тонну прочих грузов — 176 рублей. Интересно, правда? Не буду приводить здесь не менее интересные вопросы моряков о проб лемах питания. Коснусь только одного аспекта. Завпрод ТР «Комиссар Полу хин» Александр Евгеньевич Кондрахов предлагает: — В обычную кладовку все продукты не вмещаются, складываем в трюме. Что-то рассыпалось, что-то не сохрани лось. Надо на берегу все продукты складывать в контейнеры с адресом судна. Так будет гарантирована со хранность продуктов. Может, действительно в контейнерах спасение, но мне больше нравится предложение экипажа «Ондозера»: пусть магазин № 1 даст радиограмму, что в адрес, скажем, БИ-605 отгружено на ТР такой-то такие-то продукты в та ком-то количестве. Конечно, наслушалась я а море обид моряков на то, что в судовых ла вочках нет самых необходимых вещей. Интересовались и таким делом: куда деваются наши талоны и на продукты, и на вино? А действительно, куда? Кстати, все эти и множество других вопросов капитаны судов на промысле задавали заместителю начальника Глав ного управления по кадрам Минрыбхо- за СССР И. И. Скороходу. К сожале нию, представитель отраслевого руко водства не ответил практически ни на один вопрос. Капитаны, в общем-то, и не ожидали, многолетний опыт общения с представителями высших органов от раслевой власти не располагал к бесе де и на этот раз, потому не хотели участвовать в радиоразговоре. Но, как говорится, надежда покидает человека последней, и капитаны еще раз вы плеснули многие из тысяч «почему?». И лишний раз убедились: если и решать эти вопросы, то только собственными силами. Помогать некому. Разваливать экономику флотов бездумным и без душным планированием было кому, а вытаскивать флот из пропасти прихо дится самим морякам . Вот уж поисти- не: спасение утопающих... А «утопающие» по-прежнему пьют ржавую воду. Помните, «Рыбный М ур ман» писал об этом? Зло и честно пи сал! Что изменилось? Ничего. Вот абзац из отчета морского инспектора Вале рия Ивановича Матюшева. Он пробыл на промысле в ЮВТО и ЦВА более полугода, побывал на десятках судов. Цитирую, чтобы доказать свою объек тивность. «На многих судах нет солей для ми нерализации, качество воды неудовлет ворительное, особенно на старых су дах и на тех, что базируются на порт Кальяо. Ведь там крайне неудовлетво рительное снабжение пресной водой, годами не делаются ремонт и промыв ка танков пресной воды». Министерство еще в прошлом году благополучно умыло руки от этой про блемы, разослав письма «О приведении в надлежащее состояние систем конди ционирования воздуха», «Об усилении са нитарно-гигиенического режима на су дах» и еще ряд писем. Только от од них писем не заработают кондиционе ры, особенно на тех судах, где их c fip - ду не бывало, не наполнится необходи мыми солями вода и не исчезнет в нечищенном танке ржавчина, а чистить его некогда и некому. Может, конечно, моя истеричность мешала мне спокойно взирать на валь яжную проходочку крыс по коридорам судна. Решила: пусть будет душно в каюте, но приоткрытой дверь не оставлю, поскольку пережить проблему крысы по одеялу к подушке (к лицу?!) не смогу. Ребята говорили, что судно, годами не подвергавшееся дератиза ции, от этой гадости не очистишь, гово рили, что привыкли (!) и не замечают. Только вот вопрос у них: за что, за какие грехи они должны пить ржавую воду и спать среди крыс? А вот менее мрачная, но тоже весь ма сложная проблема: очень-преочень важно выпускать продукцию на экспорт. Но для нее требуется три полиэтилено вых пакета для каждой короб ки плюс липкая лента. На себе эту благодать (тонны) не потащишь через всю плане ту, а когда привозит пакеты и ленту транспорт, на промысле чуть ли не до драки дело доходит, ведь «дают» всем по чуть-чуть. Покупать за границей? Те^&м- валютных 230 рублей экипаж не знает как и растянуть, так много чего надо экипажу. И еще один, далеко не риторический вопрос: почему люди в море не верят ни в какие добрые перемены на фло тах? Мне думается, это происходит по двум причинам. Во-первых, администра ция флота не утруждает себя разъяс нениями, почему издается тот или иной документ, что даст он флоту или моря ку. Подписано — и с плеч долой, вы полняйте не рассуждая. Во-вторых, мо рякам десятилетиями прочно закрыва ли рты. Особенно, я сотни раз слыша ла об этом, в районе ЦВА. Привычная фраза кадровиков: «Ты, знать, пере грелся возле Африки, ничего, походишь в Баренцуху, успокоишься». И это не вчерашний, а самый что ни на есть се годняшний день. Произвол, равнодушие к тем, кто в море, — какая уж тут ве ра! Наконец, вопрос об инспектировании в море. Слышала как-то по радио юмореску. Катил Сизиф камень на гору, а он сно ва падал вниз. Таково было наказании царю Коринфз от богов. Но на зё?5ле решили, что здесь что-то не так, что Сизиф, видно, не хочет докатить ка мень до вершины. И поставили на го ре контролера. А камень скатывается. «Нечестного мы контролера постави ли», — подумали на земле и поставили рядом с первым второго контролера. А камень скатывается. «Стало быть, не тот разгон берет Сизиф», — размыш ляли на земле. И поставили контроле ра у подножия горы. А камень скатыва ется. Дело закончилось тем, что цепь контролеров была по уши занята де лом: следили снизу доверху за каждым движением Сизифа. А камень скатывал ся. Комиссий, инспекторов и в море, и на берегу очень много. Каждый чест но отрабатывает свой хлеб, ищет «про колы», дергает и без того усталых лю дей. Только ведь камень все равно ка тится. С одной лишь разницей: у Си зифа его тяжкий труд был напрасным, а у моряков их каторжная работа — на благо людям. Но контролировать их столь же бессмысленно, как и Сизифа, они свое дело знают не хуже контро леров. А кроме морального ущ е ^ * * (трата лишних нервов моряков) они еще и материальные затраты приносят: ведь получают немалые деньги, валю ту. # * * В море очень тяжело. Сама по себе стихия действует на человека не луч шим образом. Помните? — кто на мо ре не бывал, тот и Богу не маливался. На крошечном траулере или на супере, или на транспорте находится моряк — все вредные факторы не обходят его. Тут бы, как в шахте или больнице, уза конить шестичасовой рабочий день, а он вдвое дольше. Оплата? Сколько можно попусту говорить о ней! Усло вия труда? Убожество, мягко выража ясь. К тому же наши моряки имеют воз можность поговорить с коллегами из других стран, а то и побывать на их судах. А потом, сравнив, спрашивают: поче му?... Совсем как в детской песенке: «Сто тысяч «почему» живут на белом све те, сто тысяч «почему» гуляют по пла нете...» Ответ бы получить! 15 июня 190 года 6 рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz