Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.
ИЛИШОК БЕЗ ТЕРАПИ вптпе и так далее зависят от потребности экономи ки, рынка. — Если пр ед пр и я ти я б уд у т гн а ть с я за удорожанием своей п р о д у к ц и и и сн иж е нием своих за тра т, то не во з н и к н е т ли та ка я си т уа ц и я , что «Севрыбхолодфлот», к пр им ер у , с к а ж е т , мол, и зви ни те , товарищ и из тралово го флота, мне сейчас не вы годно заним а ть ся вывозом ва шей п р о д у к ц и и , а те ж е бананы возить есть резон! Это возможно? Реплика: — Вполне! B. В. Комлнк: — По итогам прошлого года мы получили 78 миллионов рублей прибыли. Из них по транспортам — 6 миллионов убытков. Такова система тарифов. А прибыль мы получили за счет выпуска пищевой. Плюс работа по обменным опе рациям. Ни для кого не является секретом, что мы покупаем тонну сельди у тех же колхозников или гослова за 900 рублей. А обходится она нам поряд ка 300 рублей. Отсюда, считайте, на каждой тонне — 600 рублей прибыли. А сырьевая база такова, что нам флоты не могут дать нужное количество. Значит, придется нам изыскивать свои варианты. Г. Р. Шаташвнлн: — Вот вы сейчас констати- #р£те, что разница в ценах между тем, за сколько купили и за сколько продали. А ведь рубль давно перестал быть эквивалентом, оттого имеем такую искаженную картину в нашем бухгалтерском балан се. Пока же мы вводим себя, притом усиленно, - в заблуждение, считаем прибыли, которые могут быть, хотя их и нельзя называть прибылями. Это уже го ворит о том, что бассейн наш в целом обречен на жалкое существование. — В этой связи не гр о зи т ли нам полнейшее разо рение? C. А. Лнпннцкий: —- Пока ничего определенного по поводу разорения нельзя сказать, ведь система рынка еще только-только нарождается. Многое сейчас непонятно. С той же дотацией. Надо здесь сказать определенно, что дотации па рыбную от расль везде есть. И у пас она должна сохраниться. Вот в каких размерах... В докладе правительства сказано, что дотация снижается, но существенная ее часть остается. К тому же она у нас пе прямая, здесь многое будет зависеть от цеп на продукцию. Пока и оптовая и розничная цепы крайне противо речивы. И это надо будет уже в самое ближайшее время выправлять. — К а к не д о п у с ти т ь т а ко го , чтобы те ж е пенсионеры не нищ е н с тво вали в у сл о в и я х на д ви гающ и х ся р ы н о ч н ы х о тнош ений? С. А. Лпппицкнй: — По крайней мере наше пра вительство взяло на себя обязательство: в переход ном рыночном этапе пе повышать цены на пищевые Яродукты свыше 20 процентов. Эти твердые цены в ближайшие два-трн года пароду обещаны. В. В. Комлнк: — Я так думаю, что надо поста вить любую цену па тот или иной продукт и — ку пят! И выход ли здесь повышать ту же зарплату? Иу, повысим до определенного уровня, когда цены не так и страшны, а они опять поднимутся, мы же с вами их и повысим! Процесс будет просто неуп равляемый. Г. Р. Шаташвнлн: — Другим путем, кроме как че рез шоковую терапию, от нашей болезни ие изле читься. Цены должен диктовать потребитель. Это главное. A. В. Родин: — К сожалению, рынок, в смысле наших потребностей, как в питании так и в товарах, поистине неистощим. Все сейчас моментально смыва ется с прилавков. B. В. Комлнк: — Ставрида, минтай, которые раньше просто залеживались, сейчас раскупаются! C. А. Лнпницкнн: — Что поделаешь, наш рубль находит свой эквивалент. Быть ли безработице? — Если флоты п о с ч и таю т , что им надо со кращ а ть ся в за тра та х , зн а чи т , последует и увольнение людей? С. А . Лнпннцкий: — Конечно, тот же тралфлот "*Йне должен работать себе в убыток — эго однознач но. Я считаю, что в самое ближайшее время наибо лее дорогостоящее дело для наших флотов будет до ставка людей в море. Расходы здесь предвидятся ощутимые. Г. Р. Шаташвнлн: — Думаю, что пришла пора говорить с моряками прямо и откровенно. С. А . Лнпницкнн: — Моряков в море должно быть как можно меньше. Сами знаете, насколько сложно разделывать рыбу па судне. По крайней мере так*, как мы ее разделываем. Потери там очень большие. Белок мы практически выбрасываем. А . В. Родни: — Сказывается п наше увлечение строить огромные корабли. С. А. Липницкий: — Сейчас вся мировая практи ка развивается по линии судов-ловцов, которые без всякой обработки привозят продукцию в порт. О. А . Никитин: — Конечно, сокращение неизбеж но. Но для этого надо коренным образом менять всю инфраструктуру и моря, и берега. Как сокращение отзовется в плане социальном? Вопрос сложный. Если посмотреть, кто сегодня при ходит па флот, то можно сказать определенно, что есть и профессионалы, которые связали всю свою жизнь с морем, но есть н люди, которые приезжают решить свои частные проблемы. — Но о т э то го н и к у д а тож е ведь не денеш ься ! — О. А. Никитин: — Правильно. Но ведь зача стую они ие видят забот бассейна, чем он сейчас живет. И в силу этого остаются пассивными, под час крайне равнодушными работниками. Вообще же год-два назад проблема сокращения пе так* остро стояла. 1000— 1200 человек ежегодно из тралового флота уходили. Взамен поступало на работу при мерно столько же. Но стоило лишь на три-четыре месяца прекратить прием, число увольнений сокра тилось в два раза. Сейчас, когда у моряка появилась возможность заработать, и заработать в валюте, положение круто поменялось. Сегодня за флот люди очень держатся. Что же касается тех, кто приходит сегодня к нам па флот, а это, как правило, молодые, здоровые парии, их основное место — в море! Тем пе менее мы бо лее решительно поведем работу с теми, кто привык работать по старинке, кто неравнодушен к спиртно му. Будем предъявлять и жесткие требования кО всем без исключения. Опоздания, пьянка, все те негативные явления, с которыми раньше мы мири лись, точнее, которые вынуждены были терпеть, — отомрут. И рынок, и хозрасчет поставят па свои ме ста каждого. — А возможна ли безработица в «Мурманрыбпроме»? Г. Р. Шаташвнлн: — То, что в море должны уходить суда гораздо меньшей: численностью, оче видно. При той сырьевой базе, при тех возможнос тях использования производства на каждом судне мы конкуренцию на рынке пе выдержим. Иметь 40 тонн мощности по морозке рыбопродукции, ио де лать 10— 12 тонн готовой — это, знаете, так рабо тать можем только мы! Но с другой стороны, уверяю, морякам очень из вестен режим работы ллойдовских капиталов, когда ои, к примеру, год плавает, а три года отдыхает, восполняет свое здоровье. — Но ведь, к сожалению, всего не создашь сразу! Г. Р. Шаташвнлн: — Почему вы так считаете? Так говорит только тот, кто ничего пе делает, а толь ко рассуждает. Надо быстрее переходить на прогрес сивные'формы хозяйствования. Рынок* напрочь вы шибет иждивенчество! Уходим и иностранцам? — В тралфлоте, ка к стало известно, намерены осу ществить в самое ближайшее будущее переход на конт рактную систему. Что это такое? А. А. Никитин: — Да, у пас есть такие проработ ки. Пока предварительные. Ио с ними мы связыва ем работу'' в перспективе. Г. Р. Шаташвнлн: — Как только появились труд ности, так польские моряки, особенно комсостав, ме ханики, штурманы, радиоспециалисты, хлынули за границу. Но* стоило перейти на свободный рынок, це ны, так многие стали возвращаться обратно. Но уже поздно, потому что на предприятиях уже заключи ли договоры с «Латрыбпромом >, «Лепрыбпромом», где берут наших специалистов. Но и здесь поляки ведут себя по-деловому: нашим платят, допустим, старшему механику около 500 долларов в месяц, их же специалист получает 700 — 750 долларов. Систе ма контрактов па флотах — это очень важно. В Польше же: в Гдыне, Щецине, в самой Варшаве — созданы специальные организации, где идет регули ровка и вообще поиск работы для своих людей, ко торые хотят работать в море, за границей. О. А . Никитин: — Повторяю, эта система только прорабатывается. В чем ее суть? Если сейчас мы имеем лишь заключенные срочные трудовые догово ры на три года, то мыслится следующее. Вы прихо дите на работу в траловый флот. Мы с вами заклю чаем контракт, там будет написано, что помимо все го прочего, что и сейчас входит в обязанность любо го моряка, за опоздание, к примеру, на 30 минут лишитесь того-то, за опоздание па 3 часа — уволь няетесь. Пришел на работу после выпивки *— лишае тесь того-то. — А ка к вы считаете, появятся ли тралфлотовцы на иностранных судах? О. А. Никитин: — Примеры уже есть. Спрос па наших специалистов сегодня имеется. Лично ко мне обращались из представительства Объединенных Арабских Эмиратов, просили капитанов, механиков на танкерный флот. Есть спрос и в Мавритании, Йемене. Но из этих стран, которые я называл, бегут люди, не хотят там работать, В Мавритании, к примеру, постоянно ра ботали корейцы. Но они стали часто бастовать, по этому обратились мавританцы к нам. В год заработ ная плата капнтаиа-промысловика составляет при мерно 40 тысяч долларов. Однако есть грозный циркуляр из нашего родного обкома профсоюза за подписью товарища Макарова. Мол, не стоит выходить на прямые контракты, ие согласовав с министерством и ВЦСПС. Наверное, это правильно. Но если есть желаине поработать определенное время за рубежом, то по чему бы ие разрешить? По крайней мере па нашем флоте мы за такую работу взялись. Ю. М. Макаров: — Уверен, что за 400 долларов, о которых здесь зашла речь, наш профсоюз никогда не разрешит работать советскому моряку! Извест но, что самая минимальная заработная плата у фил- липиицев — 800 долларов в месяц. Тем предприя тиям, которые заключили договор с инофирмами по предоставлению моряков в качестве наемной силы, мы, профсоюз, выразили протест. Скажу больше, международный союз транспортников иас уже на зывает штрейкбрехерами. Так как мы существенно подрываем правовую защищенность их моряков. Этим пользуются предприниматели, мы вольно или невольно сбиваем цену за труд. А это уже никак пе соответствует принятым нормам международного права. С этим связана и социальная защита моря ка. Поэтому сейчас, как правильно было замечено, письмо, достаточно грозное, пошло на флоты, с тем чтобы все согласовывать впредь с профсоюзом. Бо лее того, моряки, должны знать, что те, кто собира ются работать за рубежом, в настоящее время ие имеют должной социальной защиты. А это и пенси онное обеспечение, социальное страхование. Самое главное, если человек получает на производстве травму, он оказывается наедине со своей бедой. О. А . Никитин: — До следующего года, пример но до апреля, флот пе будет принимать ни одного человека со стороны, кроме мурманчан, тех у кого есть жилье, прописка, их эти проблемы пугать пе должны! -'•#* Н. Н. Иванюк: — Если у пас будет наведен по рядок с ценами, то любой предприниматель сразу начнет ревизию своих основных фондов, в том чис ле и рабочей силы. — Будет действовать согласно обстановке. Н. Н. Иванюк: — Совершенно верно. Почему я должен иметь судно, которое приносит убыток! Конкуренция или сотрудничество? — Не станет ли в ближайшее время обостряться кон куренция между флотами? В. В. Комлнк: — Да она уже существует. Конку ренция должна в условиях нарождающихся новых от ношений родиться как бы заново. Но прежде нашим предприятиям надо обрести ту степень свободы, прй которой можно полнее себя выразить. А не спеку лировать на каких-то временных трудностях, ведь они будут. — Но и было бы несправедливо переносить в новые отношения такую несправедливость, когда, к примеру, наш «Севрыбхолодфлот» процветает, а добывающие флоты терпят убытки. В. В. Комлнк: — Ну, здесь сейчас картина ясная — эго всем известные перекосы в ценах. Н. Н. Иванюк: — Правильно говорится о неспра ведливости, когда у того же «Севрыбхолодфлота» прибыли почти 80 миллионов, у иас в траловом флоте — лишь 8 миллионов! Неужели моряк «Сев- холода» работает в 10 раз лучше? Отсюда и отно шения такие довольно прохладные, мягко говоря, между «Севрыбхолодфлотом» и добытчиками. Не забыть бы северян В. С. Федоткнн: —- Сейчас потребительский ры нок настолько разбалансирован, что предприятия взялись обеспечивать товарами народного потребле ния своих работников. Думаю, это — ие дело. По большому счету этим-то должны заниматься местные власти и местные органы управления. И если так рассуждать, то местным органам управления долж ны быть даны рычаги, то есть ресурсы, за счет чего можно было бы закупать товары то ли у иас в стра не, то ли за ее пределами, осуществлять бартерные сделки. Второй момент. Мы говорим: да, рыба — достоя ние государства. Но ведь она в открытом океане! И едва Ли она достояние чего-то и кого-то. Почему мы должны оглядываться на Минрыбхоз? В апреле и город, да и область, остались без рыбы. В частности, без трески. Того основного продукта, который здесь был всегда. Правильно ли это?.. И действительно ли это был некий тупик, из которого ие было выхода? Думаю, что нет. Вот и можно сделать вывод о том, что предпринимательский интерес флотов оказался выше интересов города, области, когда они переклю чились на более выгодные объекты промысла. Это я к тому, как надо находить точки соприкос новения. И думаю, что вряд ли здесь должны быть какие-то иные способы нахождения взаимопонимания между предприятиями союзного значения и мест ными органами управления. Мы уже идем в новых рыночных отношениях и к налогам, и к плате за трудовые, природные ресурсы. Многое будет зави сеть от того, какие договорные отношения у пас бу дут возникать. И здесь, нисколько пе отрицая роль Минрыбхоза, отраслевой науки в определении запа сов, контроля за состоянием ресурсов и так далее, наверное, было бы целесообразно, чтобы плата за 4 природные ресурсы шла бы и в бюджет местных Со ветов. Думаю, что тогда и у местных органов было бы за что купить у наших флотов ту же треску. И, может быть, выгоднее было бы городу, области за платить им в два-три раза больше, но приобрести этот продукт для населения. А это уже целая про грамма наших дальнейших действий. В условиях но вых, рыночных отношений. . * * * Б ОЛЕЕ ДВУХ С ПОЛОВИНОЙ ЧАСОВ шел оживлен ный, заинтересованный разговор. Разумеется, из- за дефицита газетной площади мы не можем дать полную стенограмму заседания. Ио уверяем читате лей, что «РМ» будет регулярно освещать на своих страницах проблемы рыночных отношений в условиях Северного бассейна. Подготовили А. ВИЛОВ, Г. ЖУКОВ. :етгххг;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz