Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.

ИЛИШОК БЕЗ ТЕРАПИ вптпе и так далее зависят от потребности экономи­ ки, рынка. — Если пр ед пр и я ти я б уд у т гн а ть с я за удорожанием своей п р о д у к ц и и и сн иж е нием своих за тра т, то не во з­ н и к н е т ли та ка я си т уа ц и я , что «Севрыбхолодфлот», к пр им ер у , с к а ж е т , мол, и зви ни те , товарищ и из тралово го флота, мне сейчас не вы годно заним а ть ся вывозом ва­ шей п р о д у к ц и и , а те ж е бананы возить есть резон! Это возможно? Реплика: — Вполне! B. В. Комлнк: — По итогам прошлого года мы получили 78 миллионов рублей прибыли. Из них по транспортам — 6 миллионов убытков. Такова система тарифов. А прибыль мы получили за счет выпуска пищевой. Плюс работа по обменным опе­ рациям. Ни для кого не является секретом, что мы покупаем тонну сельди у тех же колхозников или гослова за 900 рублей. А обходится она нам поряд­ ка 300 рублей. Отсюда, считайте, на каждой тонне — 600 рублей прибыли. А сырьевая база такова, что нам флоты не могут дать нужное количество. Значит, придется нам изыскивать свои варианты. Г. Р. Шаташвнлн: — Вот вы сейчас констати- #р£те, что разница в ценах между тем, за сколько купили и за сколько продали. А ведь рубль давно перестал быть эквивалентом, оттого имеем такую искаженную картину в нашем бухгалтерском балан­ се. Пока же мы вводим себя, притом усиленно, - в заблуждение, считаем прибыли, которые могут быть, хотя их и нельзя называть прибылями. Это уже го­ ворит о том, что бассейн наш в целом обречен на жалкое существование. — В этой связи не гр о зи т ли нам полнейшее разо ­ рение? C. А. Лнпннцкий: —- Пока ничего определенного по поводу разорения нельзя сказать, ведь система рынка еще только-только нарождается. Многое сейчас непонятно. С той же дотацией. Надо здесь сказать определенно, что дотации па рыбную от­ расль везде есть. И у пас она должна сохраниться. Вот в каких размерах... В докладе правительства сказано, что дотация снижается, но существенная ее часть остается. К тому же она у нас пе прямая, здесь многое будет зависеть от цеп на продукцию. Пока и оптовая и розничная цепы крайне противо­ речивы. И это надо будет уже в самое ближайшее время выправлять. — К а к не д о п у с ти т ь т а ко го , чтобы те ж е пенсионеры не нищ е н с тво вали в у сл о в и я х на д ви гающ и х ся р ы н о ч н ы х о тнош ений? С. А. Лпппицкнй: — По крайней мере наше пра­ вительство взяло на себя обязательство: в переход­ ном рыночном этапе пе повышать цены на пищевые Яродукты свыше 20 процентов. Эти твердые цены в ближайшие два-трн года пароду обещаны. В. В. Комлнк: — Я так думаю, что надо поста­ вить любую цену па тот или иной продукт и — ку­ пят! И выход ли здесь повышать ту же зарплату? Иу, повысим до определенного уровня, когда цены не так и страшны, а они опять поднимутся, мы же с вами их и повысим! Процесс будет просто неуп­ равляемый. Г. Р. Шаташвнлн: — Другим путем, кроме как че­ рез шоковую терапию, от нашей болезни ие изле­ читься. Цены должен диктовать потребитель. Это главное. A. В. Родин: — К сожалению, рынок, в смысле наших потребностей, как в питании так и в товарах, поистине неистощим. Все сейчас моментально смыва­ ется с прилавков. B. В. Комлнк: — Ставрида, минтай, которые раньше просто залеживались, сейчас раскупаются! C. А. Лнпницкнн: — Что поделаешь, наш рубль находит свой эквивалент. Быть ли безработице? — Если флоты п о с ч и таю т , что им надо со кращ а ть ся в за тра та х , зн а чи т , последует и увольнение людей? С. А . Лнпннцкий: — Конечно, тот же тралфлот "*Йне должен работать себе в убыток — эго однознач­ но. Я считаю, что в самое ближайшее время наибо­ лее дорогостоящее дело для наших флотов будет до­ ставка людей в море. Расходы здесь предвидятся ощутимые. Г. Р. Шаташвнлн: — Думаю, что пришла пора говорить с моряками прямо и откровенно. С. А . Лнпницкнн: — Моряков в море должно быть как можно меньше. Сами знаете, насколько сложно разделывать рыбу па судне. По крайней мере так*, как мы ее разделываем. Потери там очень большие. Белок мы практически выбрасываем. А . В. Родни: — Сказывается п наше увлечение строить огромные корабли. С. А. Липницкий: — Сейчас вся мировая практи­ ка развивается по линии судов-ловцов, которые без всякой обработки привозят продукцию в порт. О. А . Никитин: — Конечно, сокращение неизбеж­ но. Но для этого надо коренным образом менять всю инфраструктуру и моря, и берега. Как сокращение отзовется в плане социальном? Вопрос сложный. Если посмотреть, кто сегодня при­ ходит па флот, то можно сказать определенно, что есть и профессионалы, которые связали всю свою жизнь с морем, но есть н люди, которые приезжают решить свои частные проблемы. — Но о т э то го н и к у д а тож е ведь не денеш ься ! — О. А. Никитин: — Правильно. Но ведь зача­ стую они ие видят забот бассейна, чем он сейчас живет. И в силу этого остаются пассивными, под­ час крайне равнодушными работниками. Вообще же год-два назад проблема сокращения пе так* остро стояла. 1000— 1200 человек ежегодно из тралового флота уходили. Взамен поступало на работу при­ мерно столько же. Но стоило лишь на три-четыре месяца прекратить прием, число увольнений сокра­ тилось в два раза. Сейчас, когда у моряка появилась возможность заработать, и заработать в валюте, положение круто поменялось. Сегодня за флот люди очень держатся. Что же касается тех, кто приходит сегодня к нам па флот, а это, как правило, молодые, здоровые парии, их основное место — в море! Тем пе менее мы бо­ лее решительно поведем работу с теми, кто привык работать по старинке, кто неравнодушен к спиртно­ му. Будем предъявлять и жесткие требования кО всем без исключения. Опоздания, пьянка, все те негативные явления, с которыми раньше мы мири­ лись, точнее, которые вынуждены были терпеть, — отомрут. И рынок, и хозрасчет поставят па свои ме­ ста каждого. — А возможна ли безработица в «Мурманрыбпроме»? Г. Р. Шаташвнлн: — То, что в море должны уходить суда гораздо меньшей: численностью, оче­ видно. При той сырьевой базе, при тех возможнос­ тях использования производства на каждом судне мы конкуренцию на рынке пе выдержим. Иметь 40 тонн мощности по морозке рыбопродукции, ио де­ лать 10— 12 тонн готовой — это, знаете, так рабо­ тать можем только мы! Но с другой стороны, уверяю, морякам очень из­ вестен режим работы ллойдовских капиталов, когда ои, к примеру, год плавает, а три года отдыхает, восполняет свое здоровье. — Но ведь, к сожалению, всего не создашь сразу! Г. Р. Шаташвнлн: — Почему вы так считаете? Так говорит только тот, кто ничего пе делает, а толь­ ко рассуждает. Надо быстрее переходить на прогрес­ сивные'формы хозяйствования. Рынок* напрочь вы­ шибет иждивенчество! Уходим и иностранцам? — В тралфлоте, ка к стало известно, намерены осу­ ществить в самое ближайшее будущее переход на конт­ рактную систему. Что это такое? А. А. Никитин: — Да, у пас есть такие проработ­ ки. Пока предварительные. Ио с ними мы связыва­ ем работу'' в перспективе. Г. Р. Шаташвнлн: — Как только появились труд­ ности, так польские моряки, особенно комсостав, ме­ ханики, штурманы, радиоспециалисты, хлынули за границу. Но* стоило перейти на свободный рынок, це­ ны, так многие стали возвращаться обратно. Но уже поздно, потому что на предприятиях уже заключи­ ли договоры с «Латрыбпромом >, «Лепрыбпромом», где берут наших специалистов. Но и здесь поляки ведут себя по-деловому: нашим платят, допустим, старшему механику около 500 долларов в месяц, их же специалист получает 700 — 750 долларов. Систе­ ма контрактов па флотах — это очень важно. В Польше же: в Гдыне, Щецине, в самой Варшаве — созданы специальные организации, где идет регули­ ровка и вообще поиск работы для своих людей, ко­ торые хотят работать в море, за границей. О. А . Никитин: — Повторяю, эта система только прорабатывается. В чем ее суть? Если сейчас мы имеем лишь заключенные срочные трудовые догово­ ры на три года, то мыслится следующее. Вы прихо­ дите на работу в траловый флот. Мы с вами заклю­ чаем контракт, там будет написано, что помимо все­ го прочего, что и сейчас входит в обязанность любо­ го моряка, за опоздание, к примеру, на 30 минут лишитесь того-то, за опоздание па 3 часа — уволь­ няетесь. Пришел на работу после выпивки *— лишае­ тесь того-то. — А ка к вы считаете, появятся ли тралфлотовцы на иностранных судах? О. А. Никитин: — Примеры уже есть. Спрос па наших специалистов сегодня имеется. Лично ко мне обращались из представительства Объединенных Арабских Эмиратов, просили капитанов, механиков на танкерный флот. Есть спрос и в Мавритании, Йемене. Но из этих стран, которые я называл, бегут люди, не хотят там работать, В Мавритании, к примеру, постоянно ра­ ботали корейцы. Но они стали часто бастовать, по­ этому обратились мавританцы к нам. В год заработ­ ная плата капнтаиа-промысловика составляет при­ мерно 40 тысяч долларов. Однако есть грозный циркуляр из нашего родного обкома профсоюза за подписью товарища Макарова. Мол, не стоит выходить на прямые контракты, ие согласовав с министерством и ВЦСПС. Наверное, это правильно. Но если есть желаине поработать определенное время за рубежом, то по­ чему бы ие разрешить? По крайней мере па нашем флоте мы за такую работу взялись. Ю. М. Макаров: — Уверен, что за 400 долларов, о которых здесь зашла речь, наш профсоюз никогда не разрешит работать советскому моряку! Извест­ но, что самая минимальная заработная плата у фил- липиицев — 800 долларов в месяц. Тем предприя­ тиям, которые заключили договор с инофирмами по предоставлению моряков в качестве наемной силы, мы, профсоюз, выразили протест. Скажу больше, международный союз транспортников иас уже на­ зывает штрейкбрехерами. Так как мы существенно подрываем правовую защищенность их моряков. Этим пользуются предприниматели, мы вольно или невольно сбиваем цену за труд. А это уже никак пе соответствует принятым нормам международного права. С этим связана и социальная защита моря­ ка. Поэтому сейчас, как правильно было замечено, письмо, достаточно грозное, пошло на флоты, с тем чтобы все согласовывать впредь с профсоюзом. Бо­ лее того, моряки, должны знать, что те, кто собира­ ются работать за рубежом, в настоящее время ие имеют должной социальной защиты. А это и пенси­ онное обеспечение, социальное страхование. Самое главное, если человек получает на производстве травму, он оказывается наедине со своей бедой. О. А . Никитин: — До следующего года, пример­ но до апреля, флот пе будет принимать ни одного человека со стороны, кроме мурманчан, тех у кого есть жилье, прописка, их эти проблемы пугать пе должны! -'•#* Н. Н. Иванюк: — Если у пас будет наведен по­ рядок с ценами, то любой предприниматель сразу начнет ревизию своих основных фондов, в том чис­ ле и рабочей силы. — Будет действовать согласно обстановке. Н. Н. Иванюк: — Совершенно верно. Почему я должен иметь судно, которое приносит убыток! Конкуренция или сотрудничество? — Не станет ли в ближайшее время обостряться кон­ куренция между флотами? В. В. Комлнк: — Да она уже существует. Конку­ ренция должна в условиях нарождающихся новых от­ ношений родиться как бы заново. Но прежде нашим предприятиям надо обрести ту степень свободы, прй которой можно полнее себя выразить. А не спеку­ лировать на каких-то временных трудностях, ведь они будут. — Но и было бы несправедливо переносить в новые отношения такую несправедливость, когда, к примеру, наш «Севрыбхолодфлот» процветает, а добывающие флоты терпят убытки. В. В. Комлнк: — Ну, здесь сейчас картина ясная — эго всем известные перекосы в ценах. Н. Н. Иванюк: — Правильно говорится о неспра­ ведливости, когда у того же «Севрыбхолодфлота» прибыли почти 80 миллионов, у иас в траловом флоте — лишь 8 миллионов! Неужели моряк «Сев- холода» работает в 10 раз лучше? Отсюда и отно­ шения такие довольно прохладные, мягко говоря, между «Севрыбхолодфлотом» и добытчиками. Не забыть бы северян В. С. Федоткнн: —- Сейчас потребительский ры­ нок настолько разбалансирован, что предприятия взялись обеспечивать товарами народного потребле­ ния своих работников. Думаю, это — ие дело. По большому счету этим-то должны заниматься местные власти и местные органы управления. И если так рассуждать, то местным органам управления долж­ ны быть даны рычаги, то есть ресурсы, за счет чего можно было бы закупать товары то ли у иас в стра­ не, то ли за ее пределами, осуществлять бартерные сделки. Второй момент. Мы говорим: да, рыба — достоя­ ние государства. Но ведь она в открытом океане! И едва Ли она достояние чего-то и кого-то. Почему мы должны оглядываться на Минрыбхоз? В апреле и город, да и область, остались без рыбы. В частности, без трески. Того основного продукта, который здесь был всегда. Правильно ли это?.. И действительно ли это был некий тупик, из которого ие было выхода? Думаю, что нет. Вот и можно сделать вывод о том, что предпринимательский интерес флотов оказался выше интересов города, области, когда они переклю­ чились на более выгодные объекты промысла. Это я к тому, как надо находить точки соприкос­ новения. И думаю, что вряд ли здесь должны быть какие-то иные способы нахождения взаимопонимания между предприятиями союзного значения и мест­ ными органами управления. Мы уже идем в новых рыночных отношениях и к налогам, и к плате за трудовые, природные ресурсы. Многое будет зави­ сеть от того, какие договорные отношения у пас бу­ дут возникать. И здесь, нисколько пе отрицая роль Минрыбхоза, отраслевой науки в определении запа­ сов, контроля за состоянием ресурсов и так далее, наверное, было бы целесообразно, чтобы плата за 4 природные ресурсы шла бы и в бюджет местных Со­ ветов. Думаю, что тогда и у местных органов было бы за что купить у наших флотов ту же треску. И, может быть, выгоднее было бы городу, области за­ платить им в два-три раза больше, но приобрести этот продукт для населения. А это уже целая про­ грамма наших дальнейших действий. В условиях но­ вых, рыночных отношений. . * * * Б ОЛЕЕ ДВУХ С ПОЛОВИНОЙ ЧАСОВ шел оживлен­ ный, заинтересованный разговор. Разумеется, из- за дефицита газетной площади мы не можем дать полную стенограмму заседания. Ио уверяем читате­ лей, что «РМ» будет регулярно освещать на своих страницах проблемы рыночных отношений в условиях Северного бассейна. Подготовили А. ВИЛОВ, Г. ЖУКОВ. :етгххг;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz