Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.
Экономика Северного ; бассейна: « Круглый стол» « РМ » I I ГРЯНУЛ РЫНОК. По крайней мере первые его * * раскаты прозвучали в докладе Председателя Совета Министров Н. И. Рыжкова на третьей сессии Верховного Совета СССР, Эхом прокатились по при лавкам магазинов, оставив на них одни воспоминания о «светлом будущем». Как воспринята программа правительства в рыбной отрасли? Как готовятся флоты, береговые предприятия к так называемой «регулируемой рыночной экономи ке?» На эти и другие вопросы постарались ответить участники «круглого стола» редакции. В нем приняли участие: второй секретарь Октябрь ского РК КПСС А. В. Светличный, заместитель началь ника главного планово-экономического управления облисполкома В. С. ФеДотКин, директор тарного ком бината С. А. Липницкин, заместитель генерального ди ректора по науке НПО «Севрыбпоиск» А. В. Родин, заместители начальника тралового флота: по кадрам — О. А. Никитин, по экономическим вопросам — Н. Н. Иванюк, председатель обкома профсоюза работников рыбного хозяйства Ю. В. Макаров, начальник планово экономического отдела управления «Севрыбхолодфлот» В. В. Комлик, начальник отдела научной организации труда, заработной платы и управления производством «Мурманрыбпрома» Г. Р. Шаташвили. Берем госзаказ? — Вопросов, которые так или иначе, но неизбежно возникают в преддверии рыночной экономики, много. На некоторые, насущные, мы и попытаемся ответить сегодня. Первый — роль госзаказа и проблемы его снижения. Каков, примерно, возможен его процент? С. А. Липницкин: — Госзаказ — эта абсолютная сумма, все здесь зависит от того, какой план: чем он меньше, тем больше процент госзаказа. Сейчас многие предприятия искусственно себе снижают план, так как не очепь-то заинтересованы увеличи вать объемы. Отсюда и спад производства. И не только на флотах, а по всей стране. Причина — отсутствие стимулов, мотивации улучшения произ водства. Собственно, рынок и должен дать именно такую мотивацию. Хотя то, что предложено М. И. Рыжковым, мы у себя на местах, вот этой самой мотивации, направленной па «развязывание рук», не очень-то пока ощущаем. Не видно отчетливо, за счет чего будут вскрываться резервы, которыми, безусловно, располагает каждое предприятие. Если будет настоящий рынок, то за госзаказ предприятия должны драться! — Поскольку правительство должно держать цены в приемлемых для народа рамках, будет и госзаказ, хо тим мы этого или нет. С. А . Липницкин: — Все так, но в докладе II. И. Рыжкова не говорится об оптовых цепах. Единст венно сказано, что сохранится дотация государства на пищевые продукты. Она уменьшится на J00 миллиардов рублей. Н. Н. Иванюк: — Да, денег на бассейне катастро фически не хватает. У пас, в условиях Севера, рен табельность порядка двух процентов. И получается, что нам просто не выжить. Средств нужно дополни тельно примерно 30 процентов. У нас — высокая себестоимость, увеличенная амортизация, стоимость основных фондов более миллиарда... Плюс ко все му полярные надбавки. — Сергей Александрович начал с разговора об объе мах, заявив, что они падают. С чем в таком случае будут выходить предприятия на рынок? А. В . Родии: — Прежде чем говорить об объе мах, надо иметь в виду, что наша промышленность все-таки сырьевая! И они не могут раздуваться до бесконечности. Это тесно связано с запасами, их доступностью. Я бы так сказал: с политико-экономи ческой ситуацией по всем районам промысла. Изве стно, что из ЦВА мы ушли, дамоклов меч висит над нами в ЦВА. Сейчас работаем в зоне Перу. Но что будет со сменой правительства в этой стране? Мы не можем прогнозировать политическую ситуа цию, которая может там сложиться. Легче рыбу спрогнозировать. И поэтому, прежде' чем говорить о планах и объемах, надо как следует подумать о сырье. Это первый вопрос. Далее, Сергей Александ рович уже начал говорить, я, правда, ие согласен, что мы сами себе устанавливаем план. Если бы так было, сейчас жили бы очень хорошо. А мы живем пока очень плохо. Так как планы нам устанавливают бю рократы, которые и хвоста-то рыбьего живьем не ви дели и краба от селедки не отличают. Это — вторая наша беда. Третья. Какой бы мы план ни устанавливали, он должен быть реальным. По сырьевой базе особен но. Может, какой-то рыбы и надо ловить совсем не много, но она должна быть рентабельной. И послед нее, что мы делаем из сырья? У пас его чуть боль ше 11 миллионов топи, мы — вторые по вылову в мире! А какие по пищевой рыбопродукции? Вторые, третьи... Не уверен, что и десятые. А если точнее цифры приводить, то далеко не десятые. Но пище вая, как* известно, это что-то круглое. А если взять то, что народу можно употреблять в пищу, то циф ра будет еще меньше. Не говорю про спрос, как известно он таков: берут все, что выбросят на при лавок. Понятие «спрос» пока в нашем хозяйстве — туманно... — Т а к ж е , к а к и се год н яш ний день пром развед ки ... А. В. Родни: — По своей специфике мы загру жены где-то па 20 процентов. А па 80 работаем в ином режиме. Раз мы не нужны в своей стране, то будем работать па других. А для наших флотов можем вообще прекратить все работы. Ведь невы годно. И это все видят, но пока ие ощущают, что значит работать без разведки сырьевых запасов. Но уверяю вас, когда через два года паша сырьевая промышленность приплывет к своим берегам, вот тогда, наверное, вспомнят о нас. Но мы будем уже другими. Мы можем сказать: пет, товарищи, нам с вами невыгодно работать. Вот что такое рынок... — ...и к о н к у р е н ц и я . А. В. Родин: — Конечно. Мы идем сейчас прямо к этому. И тем ие менее парод ие должен страдать. Вот почему госзаказ должен быть обеспечен всем необходимым. А что касается процента госзаказа, то здесь цифра возможна между 50 и 60. Мы должны иметь свободу маневра для развития. Г. Р. Шаташвили: — я две недели провел вме сте со своими коллегами в Польше. Мы посмотрели два добывающих предприятия. Одно в Щецине, дру гое в Гданьске. Но если сейчас отталкиваться от тех рассуждений, что уже были, могу сказать опре деленно: там, в Польше, в условиях рынка многие проблемы успешно решаются. У нас все бразды правления находятся у государ ства, мы с вами сами ничего не можем сделать, а там, в Польше, сказали, что долги заработало госу дарство! Вот пусть оно и рассчитывается. Как — это другой вопрос. Мы же, мол, свободные пред приятия, вступаем в контакты с любыми фирмами, любыми государствами. Покупают сырьевую базу, изготавливают продукцию и... живут. Можете себе представить, очень неплохо. По крайней мерс той паники, которая есть сейчас па рыбодобывающих предприятиях у нас, мол, будет рынок, непремен но провалимся, там ничего подобного пет. Считают, что вполне можно не только выжить, по и нара щивать мощь своих структур. Предприятия забрали в своп руки формирование цен, покончили с той неразберихой, которая была и есть еще у нас, разрушили если не до основания, то ощутимо, кабинетный стиль работы. Если в прошлые годы государство польское до бивалось от своих предприятий хотя бы 60 процен тов ввоза рыбы в страну, а 40 — шло за границу, то сейчас другое дело. Там, грубо говоря, плюнули па все эти вещи и сказали: где хотим, там и про даем. И получилось, что в страну возвращается бо лее 85 процентов рыбы! Так как конъюнктура рынка оказалась с преимуществом именно в самой Поль ше. Поверьте, я уже пожил па этом свете, многое по видал, к тому же четвертую реформу переживаю. И знаю, что пока пн одну реформу до конца ие до вели. Болтовни много было, а что касается практи ческого завершения, этого-то как раз и не было. Сейчас времена меняются и надо сделать реши тельный шаг в сторону нормальных рыночных от ношений. Прыгать в воду и выплывать, поверьте, придется. Кто не выплывет, тот для плавания ие рожден. — Но по ка у нас планирование сверху . Об этом гово рили , это заботит... Г. Р . Шаташвили: — Сейчас заигрывать с на родом, а паше союзное правительство как раз де лает попытку заигрывания, ни в коем случае нель зя. Ведь что получается, раз у нас люди рынком напуганы, значит, надо его .чем-то замаскировать. Но, уверяю вас, рынок не надо ничем маскировать. Разве это дело — назначать цены. Рынок должен определять наш с вами спрос на тот или другой товар. — Но в у сло вия х та кой вопиющ ей д енеж ной массы , ко торая у нас в наличии , разве м ож но уд ерж а ться на приемлемы х ценах? Вот и во зни кае т необходимость в р е гул я тора х . Г. Р . Шаташвили: — Правильно. Но и нужно сказать правду народу. Если это рынок, то ситуа ция должна быть такой: ты покупаешь, я предла гаю, ты не покупаешь, я предлагаю меньше, и так далее. Поэтому я не во всем согласен с программой нашего правительства, считаю, она направлена на ощутимое обуздание рыночных отношений. А у пас это'* в традициях. Предприятия опять будут хитрить, ловчить, мудрить, обходя препоны и многочислен ные инструкций, разрешения, появятся теоретики... 11а рыбу надо повышать, это очевидно, цену в 5— 0 раз! Чтобы в отрасли предприятия не хирели. И они сами поищут, где покупать хорошее сырье и какую продукцию из него стоит делать. Я не гово рю, что нам надо, как в Польше. Но у них сейчас в мае па прилавках — виноград, баранина, апель- ТЕРАПИЯ сипы, мандарины, все, чего пожелаешь. В море они сейчас переключились только на одно филе, закупили новое оборудование. На берегу пооткры вали глубокую переработку. И — в упаковку, про дают везде: внутри страны, в Швеции, в Дании и так далее. Высвободились транспортные, холодиль ные емкости! А мы все плачем: малы капвложения на транспорты и прочее... — Герцел Р убенович , зн а чи т , вы считаете , набрав ш и сь о пы та в Польше, нам сейчас с тои т уходи ть от го с удар с твенно го регулирования? Г. Р. Шаташвили: —■Конечно. Н. Н. Иванюк: — Мне довелось быть на совеща нии в Минрыбхозе СССР, в котором принимали участие первые руководители всех бассейнов. Речь шла о переходе к рыночной экономике. Скажу сра зу, что мнения были неоднозначные. Из всех при сутствующих только один человек, наш бывший ра ботник, нынешний президент ассоциации Западного бассейна В. С. Орлов, сказал, то что сейчас говорит Герцел Рубенович: какие, мол, госзаказы, если реходнть, то переходить следует сразу на рыноч ные отношения. И не надо бояться, будь что будет. Г. Р. Шаташвили: — Но вот другие были очень осторожны, особенно в оценках госзаказа. Почему? Все ощущают, что мы не готовы к рынку. Мы ие умеем торговать, паши сбытовые организации... — ...зача с тую вы по лн яю т ф у н кц и и п р о с ты х э к с п е диторов . И. Н. Иванюк: — Совершенно верно. Они не стараются прийти па флоты, с тем чтобы сказать: давайте, мы это продадим. Г. Р. Шаташвили: — Чаще приходят с камнем за пазухой, мол, не отдашь, знай тогда... Н. Н. Иванюк: — Вот н висит, правильно здесь было сказано, дамоклов меч над флотами, мы бес правны, а диктат торговли ощутим. ...Еще боятся почему? Все ощущают необеспечен ность материальными ресурсами. А госзаказ все-та ки обещает что-то выделить. И если перейти к ры ночной экономике, то будет какое-то невообразимое коробейничество. То есть рынка как такового не будет, а будет: «Ты — мне, я — тебе!» Меновая торговля. — «Ты — мне, я — тебе» — тож е неплохо , ведь и з л иш к и , ко торы е появл яю тся , они -то куда -то долж ны реали зовы ва ться . К прим ер у , на вн у тре н н и й , за р уб еж ны й ры н о к . Н. И. Иванюк: — В «Дальрыбе» высказывались за 70-процентиын размер госзаказа, южане — 30—50. А наши товарищи посчитали, что-то oic*£fo 50 процентов. Но я этих цифр не разделяю. У меня свое мне ние, считаю, что разговоры о планах — бесперспек тивны. Ведь что такое план? Мы семьдесят с лиш ним лет «кормили» народ им. Сейчас приезжаем в министерство и чувствуем, если ты возьмешь по вышенный план, то ты хороший. А если ие так, то... На стол надо подавать конкретный продукт. И по- .этому мое личное мнение — надо рисковать. И ес ли в' 1991 году будет процесс вхождения в рынок, думаю, надо иметь госзаказ около 30 процентов. Но чисто для специфических нужд, для потребителей. А все остальное на усмотрение предприятий. Иначе вернемся к старому. I I эта очередная эпопея закон чится так, как кончалось все до этого. Г. Р. Шаташвили: — в Польше предприятия са ми стали направлять па свой внутренний рынок ос новную массу продукции. Это стало выгодно. Хотя и цены тоже выросли, по и качество поднялось. А о заинтересованности и говорить ие приходится она полнейшая. Хотя и проблем тоже много. И тем не менее ситуация резко изменилась к лучшему, потому что всем вместо министерства заправлять стал покупатель. «Нужна полная свобода» — В таном случае встает вопрос: н уж е н ли нам рыбхоз? С. А. Лииницкий: — Можно хоть десять мини стерств сейчас организовать — вреда от них не будет и пользы тоже. Здесь- другая проблема тре вожит. Вот организовали рынок, но почему, скажи те мне, гот же траловый флот должен стремиться к увеличению объемов производства? Зачем они ему, эти объемы! И это гоже ие может не заботить наше союзное правительство. Вот «Мурманрыбпром» го ворит, что им планы навязаны, навязаны сверху. Да он к этому 30-процептному навязыванию должен сам стремиться. Стремиться, чтобы взять еще боль ше. При одном условии: если бы был заинтересо ван! Следует в первую очередь заинтересовать то го, кто сейчас станет рисковать. Рискуют прежде всего руководители предприятий. А ведь у них за работная плата нисколько ие меняется, как бы он ни работал. Не отсюда ли и многие проблемы? — Ну, хорош о . Если м инистерство не особо и н уж н о , к а к бы ть с ассоциацией , ко тора я сейчас есть на бас сейне? О ка очень н ужна? Если мы говорим о полном р а зв я зы в а н и и у п р а в л е н ч е с ки х узлов , то не станет ли помехой ока? С. А. Лкпннцкнй: — Дело в том, что сами по себе управленческие структуры могут что-то замед лить, могут что-то ускорить, но принципиального значения для рынка ие имеют. Их нарождение, раз-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz