Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.
Дни памяти жертв репрессий .«♦♦♦4444444444444Ф444444444444444444444444**«*444444«4444444 44444444444444444444444444444444444444444444444444444444< ♦♦♦ : ♦«• «♦♦ г г г ♦♦ !< 6—7 шоня на Соловецких островах пройдут Дни памяти жертв репрессии. В связи с этнм мы публи куем выступление известного советского историка, философа, народного депутата СССР Роя Александ ровича Медведева при обсуждении фильма «Власть Соловецкая» в Доме кнно в Москве. Очень трудно выступать сразу после просмотра та кого фильма, какой мы только что .все посмотрели в этом большом зале, где присутствуют также и те не многие из оставшихся в живых узников Соловков, ко торые только что говорили с нами и с экрана, и с этой трибуны. Мы видели фильм, о котором нельзя говорить обычные слова, — «хороший», «замечатель ный», «интересный». Этот фильм дает нам зримые представления о трагедии, которую прожил наш на род, о палачах и жертвах, о низости одних и величии духа других людей, он показывает нам и силу лицеме рия, и силу правды. Фильм порождает в наших душах сильные и противоречивые эмоции, и эти эмоции еще владеют зрителем, владеют мной, нам нужно время, чтобы разобраться в том, что мы сейчас видели и что мы чувствовали, и как-то понять для себя то, что мы уже, вероятно, никогда не забудем. У нас в стране это, по-моему, первая попытка показать по возможно сти со всех сторон бесчеловечность сталинского лаге ря, сталинской тюрьмы, сталинской карательной си стемы, показать все это в контексте времени — там, на Соловках, убивают и мучают людей, а в это же вре мя на Красной площади Сталин приветствует парад физкультурников. Все это рождает негодование, про тест, горестные чувства. Но я историк и философ, я привык к языку логики, к обобщениям, к выводам и отвлеченному анализу, и потому я не вполне уверен, что аудитория поймет меня и примет мое краткое вы ступление. И с экрана, и в этом зале с нами говорил академик Д . Лихачев, один из узников Соловков. Он рассказал нам об одном из самых жестоких палачей на Солов- кахТ^о человеке, который убил своего отца и который убивал и топтал заключенных. Этот человек еще жив, он старше Лихачева, он ходит с палочкой и с множ е ством орденских планок на груди по улицам Москвы, на экране мы видели его со спины и сбоку, но нам не показали его лица, и Д . Лихачев говорит наМ, что мы не должны узнавать его имени, что у этого чело века есть дети, внуки, и им будет тяжело узнать, кем е действительности был их дед. Я не могу согласить ся с такой позицией. Есть крайние точки зрения. Есть люди, которые призывают нас устроить публичный суд и над оставшимися еще в живых палачами, и даже над умершими, устроить суд над Кагановичем, кото рый еще жив, и над Сталиным, который умер 35 лет назад *). Я не могу согласиться ни с теми, ни с дру гими. Если мы не судили Кагановича 30 лет назад, ес-* ли мы не судили этого показанного нам палача соло вецкого 30 или 40 лет назад, то сегодня начинать этот суд уже поздно. Но. мы не можем простить им их злодеяний, мы должны знать имена и жертв, и пала чей, и их внуки должны знать их, ка к бы это ни было трудно и больно. Без этой правды нельзя лечить об щество, нельзя получить -здоровое общество. Я полу чаю сейчас много писем, там есть и письма от недав них доносчиков и палачей, от активных и агрессивных сталинистов. Я узнаю этих людей по стилю, по какой- то особой злобности их писем, по угрозам и еще по тому, что никто из них не хочет написать ясно свое им ^ и адрес. Это анонимные письма, эти люди готовы снова доносить и убивать, но они боятся гласности, боятся того, что я могу где-то процитировать их пись ма и назвать их имена. Я получаю также письма и от детей и родственников известных палачей, они не мо гут писать анонимные письма. Я читал письмо от до чери Ежова, которая носит сейчас другую фамилию. Она продолжает любить своего отца, она пишет, ка ким он был внимательным и хорошим, как верил Ста лину. Все это понятно. Но она не находит ни одного слова в его осуждение, и она боится сказать своим . детям о том, кто был их дед. Я читал письмо сына Г. Маленкова, человека, о преступлениях которого много говорилось на XXII съезде партии. Сын Мален- . кова, инженер, научный работник, мне говорили, что он очень хороший человек. Но и он не просто отказы вается осуждать своего отца, он пытается решительно отрицать тот очевидный факт, что Маленков был од ним из самых активных и зловещих людей в о кр уж е нии Сталина. Маленков повинен в гибели сотен тысяч людей — в Белоруссии, в Армении, в Ленинграде. Он не убивал и не пытал сам, но не чурался присутство вать на пытках в камерах тюрем . Я читаю в письме о том, что Маленков был заботливым отцом и нежным мужем , что он дружил с соседями по даче, дружил с ' i г г * ♦ гг I г • Обсуждался фильм в Доме кино в 1988 г. РЫБНЫЙМУРМАН чеченской семьей, с семьей немцев и3 Поволжья, что он был внимательным и образованным человеком. Ме ня уличают в мелких неточностях при изложении био графии Маленкова и делают вывод, что раз автор не знает, что Маленков живет не на Фрунзенской набе режной, а на 3-й Фрунзенской улице, да еще в коо перативной квартире, значит, автор вообще ничего не знает о Маленкове. А ведь я учился в 1949—50 годах в Ленинграде, где именно Маленков учинил разгром интеллигенции и партийной организации города, и только у нас в университете было арестовано шесть деканов из двенадцати, много прекрасных профессо ров, литераторов и даже десягки студентов. А теперь меня упрекают в том, что я не знаю, где именно по знакомились Маленков и его будущая жена 65 лет то му назад — не в Москве, а в Средней Азии! И то же самое я могу прочесть в письмах родных Микояна, в письмах дальних родственников Сталина. Здесь нет ни злобы, нет угроз, но есть желание уйти от прошлого, не знать его, сохранить душевный комфорт, и я вспо минаю не только Авеля, сына Варлама из фильма «Покаяние». Я вспоминаю, что и Геббельс был очень заботливым отцом и нежным мужем , что гауляйтер Кох, который уничтожил миллионы евреев и поляков, был также примерным семьянином и добрым родст венником, что Гитлер очень любил животных и не мог есть мясо, он был вегетарианцем, и С. Маршак писал по этому поводу в «Окнах ТАСС» 1941 или 1942 года: * «Не нужна мне кровь овечья, а нужна мне человечья». Только один раз я встретился с женщиной, которая порвала все отношения со своим отцом, когда узнала, что он не только, писатель и научный работник в Ин ституте марксизма-ленинизма, но также был полковни ком НКВД при Берии и работал еще при Ежове, что он пытал даже своих друзей по школе. Его «люби мой» пыткой было класть левую руку своих жертв в косяк двери и ломать пальцы. «Если не будешь гово рить, — предупреждал он, — сделаю то же самое с правой рукой». Его дочь сама подошла ко мне. Она не была рада тому, что я написал о ее отце, но она сочла нужным сказать, что давно порвала с ним все отношения. Другие ж е ищут каких-то оправданйй, и я могу твердо сказать, что если мы будем слишком жалеть их сыновние чувства, то в этих семьях могут вырасти новые палачи. Конечно, их было много, этих палачей и доносчиков. Был у нас один главный палач, и он отбирал себе в помощники не лучших людей, он, как писал Мандельштам, «играл услугами полулюдей». Были тысячи палачей помельче, которые пытали, били, топтали и добивали заключеяных. Они выполняли при казы, но ведь еще на Нюрнбергском процессе было записано, что выполнение преступных приказов не ос вобождает их исполнителей ни от моральной, ни от уголовной ответственности. Я повторяю: сейчас нам уже трудно судить этих лю дей по всем юридическим правилам, э т о 'н е нужно. Не нужно выкапывать прах этих людей из могил — нам надо было бы перекопать половину мемориаль ных кладбищ. Но надо писать и говорить о них, надо называть их имена, не позволять им прятать свое ли цо. И пусть дети стыдятся своих отцов, пусть внуки стыдятся своих дедов, все это необходимая обществу профилактика. Но есть тема еще более трудная для всех нас, чем • тема, которую поднял академик Лихачев. Здесь перед нами выступал еще один «соловчанин» — писатель * Волков. Он пробыл в заключении 27 лет. Это неверо ятный срок, и я встречал лишь пять или шесть чело век, которые смогли выдержать такие сроки в наших чудовищно жестоких лагерях и тюрьмах. Но этих лю дей арестовали не в 1937— 1938 годах, а в 1926 или 1927 годах, и они, естественно, думают не о Сталине и о сталинщине как о первопричине своих мучений. И Волков прямо говорил нам не о сталинщине, а о «ленинщине», о том, что мы д о л ж н ы пересмотреть все то, что было раньше. Здесь говорили также и о ж е стоком уничтожении всей царской семьи. Я хочу ска зать честно: я не готов к такому разговору, и все мы к нему не готовы, мы можем просто не выдержать такой груз. Давайте не будем смешивать все в общую кучу, будем разбирать события прошлого в контексте времени, всякая истина конкретна. Один из выступав ших здесь пытался доказать,- что Ленин хотел привез ти семью царя в Москву и судить его в Москве, что была направлена для этого в Тобольск специальная группа и что поэтому нельзя винить Ленина или 13 ■w г i 4 4 4 4 .4 4 4 4 4 4 4 ♦4 J ♦ 4444444444444444444444444444444*4444444-ч Свердлова в убийстве всей царской семьи. Но все это верно лишь отчасти. Как историк, я могу подтвердить, что у Советского правительства было желание судить царя в Москве и были направлены люди за Урал, чтобы увезти семью царя из опасной для большевиков зоны боев. Но и эта группа, которая должна была до ставить царя в Москву, имела тайные инструкции: если возникнет угроза захвата царской семьи бело гвардейцами — всю семью уничтожить. Ни Ленин, ни Свердлов никогда не осуждали тех партийных и совет ских работников Екатеринбурга, которые уничтожали царскую семью. Но это было жестокое время, время войны, не было никаких законов, и с той, и с другой стороны было прямое насилие. Громя усадьбы поме щиков, крестьяне убивали часто всех членов ненавист ной им семьи, но и белые армии убивали большую часть военнопленных, а не только комиссаров. В граж данскую войну некогда было строить и охранять тюрь мы. Такое было тогда мышление, образ мысли всех поколений русских революционеров. Когда Желябов готовил свою громадную бомбу под царской столо вой, он планировал убийство всей царской семьи, и она лишь случайно не пострадала, задержавшись на несколько минут к обеду. Но сколько погибло при этом взрыве людей из гвардии? А разве не учим мы все еще в школе стихи Пушкина: «Тебя, твой род я ненавижу, -4 Твою погибель, Смерть детей С глубокой радостию вижу». ^ Это глубоко въелось, вросло с сознание всех поко лений русских революционеров;» за членами царской семьи охотились и боевые группы эсеров, я уже не говорю о жестокостях анархистов-коммунистов, но ведь и царские тюремщики не были гуманнее. А ведь и с левыми эсерами, и с анархистами мы были когда - то союзниками. Из всего этого, конечно, могли прора сти и семена сталинщины, но тут были и другие воз можности, другие альтернативы, здесь мы должны еще глубоко разобраться, и я не могу говорить о «ленинщине» и ставить здесь знаки равенства. И вой на, и революция несут очень много жестокостей, но почему одни революционеры ' должны нести ответст венность, а не те, кто сделал революцию неизбеж ной? Я понимаю, сейчас, после опыта , нашей истории, слова Ленина о революции как о «празднике угнетен ных», как и слова Маркса о том, что * пролетариат «нуждается в 30 или 50 годах гражданской войны, что бы избавиться от своих пороков», — все эти слова не оправдались. И революции, и гражданские войны все это зло, которое порождается другим злом. Вся кая война зло, и когда наши летчики бросали бомбы не ночной город врага или мятежный кишлак, разве они не знали, что гибнут и враги, и невинные женщи ны, и дети. Но есть разница между жестокой войной и умышленным и коварным убийством, даже массовых убийствах и пытках в мирное время. Я не хочу оправ дывать Ленина во всем, но я продолжаю относиться к нему с глубоким уважением. Но я хочу знать и здесь всю правду, без лжи и умолчаний. Преступления Ста лина и его палачей выросли на определенной почве, здесь не было необходимости и предопределенности, как считают многие, но даже малейшую возможность повторения этих преступлений мы должны попытаться предотвратить. ‘ Фильм, который мы смотрели, показывает нам Со лодки, и нам кажется, когда мы все это видим, что не может быть ничего страшнее и хуже Соловков. Узни ки Соловков читали книгу по истории и н к в и з и ц и и * думали, что тогда, в средние века, это была детская забава, им все это не казалось ужасным. Но потом были лагеря гораздо страшнее, где расстреливали не по 30 или 300 человек, а по 30 тысяч. Самым страш ным местом е то время стала Колыма, там на рудни ках и лесоповале погибали сотни тысяч и миллиойы людей, эти копымские лагеря на десять лет ^ стали просто фабрикой смерти, более мучительной, чём смерть в газовой камере. Да и здесь, в Москве, в страшные дни террора 1937— 1938 годов ежедневно расстреливали б подвалах сотни и сотни людей, а по сле праздников, революционных праздников, когда па лачи отдыхали, да и постановление было не расстре ливать в дни революционных праздников даже «вра гов народа», после таких праздников приходилось рас стреливать по тысяче и более человек в день, и печи (Окончание на 14-й стр.) I июня 190 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz