Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.
л Из истории края ■ К а к- то з а е х а л я в го ро д Нежин .Чернигов ской области. В краеведчес ком музее мое внимание при влек небольшой снимок, под которым стояла надпись: «Подвойский Иван Ильич». Эту фамилию большевика я знал из книги Жданова и Ор ловской «Североморск». Экскурсовод музея объяс нил: Подвойский Иван Ильич те большевика па Кольской земле. Вот что мне удалось из разных источников узнать о И. И. Подвойском. ...9 апреля 1918 года по прямому проводу Мурманско му Совету рабочих и солдат ских депутатов сообщалось, что Подвойский едет на Се вер ночыо. На Север едет большевик > «..ИЗ ТЮРЬМЫ УДАЛОСЬУЙТИ» со своим братом Николаем Ильичем проживали когда-то в селё' Коиашевка Чернигов ской губернии. Здесь Иван Ильич и родился в 1877 го ду. Бывший директор музея историк Владимир Семено вич Шоходько рассказал про семью Подвойских. Он бы вал в Москве в гостях у род ственников Николая Ильича Подвойского, который умер в 1948 году. Но про Ивана Ильича он знал мало и посо ветовал мне с экскурсией по бывать в музее с. Коиашевка. Но и там, кроме фотоснимка И. И. Подвойского, ничего не было. Заведующая музеем И. И. Подвойского Мария Михай ловна Мирчук достаточно много мне рассказала о боль шевике Николае Ильиче Под войском, но о его старшем брате Иване Ильиче — ров но ничего, кроме слов, что «он где-то был в Крыму, там устанавливал Советскую власть». Мирчук и сама соби рает материалы об этом боль шевике и очень удивилась, когда я ей рассказал о рабо И, И. Подвойский. Зачем? Страна нуждалась в продо вольствии. Север нуждался в создании экономики. На Мур ман в 1918 году направлены Центросоюзом уполномочен ные для организации рыбно го и зверобойного промыс лов, для создания рыбацких кооперативов. Специальная экспедиция Цецтроснабарма во главе с большевиком И. И. Подвой ским и под руководством про фессора С. В. Аверинцева выехала па Мурман и начала действовать. На побережье были нацио нализированы предприятия буржуазии и купцов. Так*, была национализирована фак тория богача Могучего, а па ее основе создавался промыс ловый кооператив. В 1918 году были созданы рыбозаго- товптельные базы и склады. Они были созданы экспеди цией па острове Кильдин и в Териберке. Докладывая Сов наркому о положении дел па Мурмане, И. И. Подвойский писал, что в середине апреля К 60-петию СРЗ-2 заготовлены 20 тысяч пудов сельди, но, если будут тара и деньги, рыбы можно от грузить больше. Однако экспедиции Под войского пришлось прервать работу ввиду появления па Мурмане интервентов и их враждебных действий по от ношению к Советской власти. Интервентам удалось бросить в тюрьму И. И. Подвойского и часть членов его экспеди ции, в частности, был аресто ван инженер Песельник. Как писал журнал «Карело-Мур манский край» (1927, № 2, статья А. Иванова «Тюрьмы Антанты на Севере»). «из тюрьмы удалось уйти т. Под войскому и Энгельгардту, по через 2 дня они были возвра щены обратно и подверглись избиению». Подвойский отказался да вать показания интервентам, н за это его перевели в Пе- ченгскую тюрьму. Комиссара Подвойского пытали, застав ляли голодать. Но ой не дал интервентам никаких показа ний, хоть и знал очень много. Его отчет слушался весной 1918 года на заседании Сов наркома. В отчете были подробности о богатствах Мурманского края, о перс пективах его развития. Ин тервенты знали только, что Подвойский был командиро ван Петроградской советской властью для проведения и уп рочения большевистской по литики на месте и, в частно сти, для организации снабже ния продовольствием Крас ной Армии. Подвойского пос ле пыток бросили в плавучую тюрьму на броненосце «Чес- ма». Помещения этой тюрь мы были «в крайне неудов летворительном состоянии». Как отмечалось в донесении вышестоящим начальникам — лицом из прокурорского надзора А. Пшеничниковым, — И. И. Подвойскому с по мощью мурманских подполь щиков удалось бежать с «Чесмы» в Норвегию. После этого следы большевика на долго для северян затеря лись. П. БОЧИЛОВ. Юбилей—не самоцель В этом году СРЗ-2 объединения «Мурман ская судоверфь» исполняется 60 лет. В тече ние длительного времени коллектив завода не отмечал юбилеев своего предприятия — не было документов, подтверждающих дату его рождения. Но известно, что Абраммыс- ские судоремонтные мастерские, как гово рится, возникли не па голом месте: их пред шественник — мастерские па Торос-остро- ? ве. О том, как они создавались, я расска зал читателям «Рыбного Мурмапа» в номе ре от 8 июля 1988 года. В 1937 году ма стерские с Торос-острова были перебази рованы на Абраммыс. Здесь производство и расширилось, выросло до завода. Но вер нусь к «юбилейной» теме. Директор СРЗ-2 10. Г. Дунин и секре тарь парткома Ю. В. Морозов предложили создать на заводе музей. Время идет, сти раются в памяти события, ветераны поки дают строй... Конечно, предложение было принято. Начался сбор материалов, поиск документов. Вот один из них, хранящийся в Мурманском областном государственном архиве. Это «Протокол № 34 заседания Мурманской окружной плановой комиссии от 17.11.1930 года». В документе говорит ся о расширении судостроения в округе, о реконструкции судоверфи в Мурманске, с тем чтобы покрыть годовую потребность промыслов в восстановлении флота, а также удовлетворения полной потребности в его ремонте. Для этого в ведение судоверфи пе редавались ремонтные мастерские побе режья. Таким образом, 17 ноября 1930 го да следует считать днем рождения Торосо островских мастерских, ныне СРЗ-2 объеди нения «Мурманская судоверфь». Работая в областном архиве, я обнару жил документы Торосоостровского сельско го Совета. Конечно, в них есть немало све дений о развитии судоремонта и судострое ния на побережье. Но вот какая слож ность: делопроизводство тогда велось па финском языке, причем текст — рукопис ный (машинок не было). Хотелось бы попро сить читателей еженедельника, знающих финский язык, помочь в «расшифровке» этих документов. Должны помочь в написании истории СРЗ-2 и ветераны. Хочу напомнить .читате лям, что в «Рыбном Мурмане» бый опубли кован 12 июля 1985 года материал о делах судоремонтников в годы Великой Отечест венной войны. Мною подготовлен рукопис ный текст о периодах 1937— 1941 гг. и 1945— 1961 гг. Думаю, что руководству завода необходимо позаботиться о сборе ма териала с 1961 года по сегодняшний день. И подготовку к» 60-летию предприятия нельзя пускать на* самотек. Юбилей — не самоцель, но повод сказать доброе слово как о тружениках старших поколений, так и молодых судоремонтниках, продолжающих славные традиции одного из предприятий рыбного Мурмана. В. СЫРОПОРШНЕВ, ветеран СРЗ-2 объединения «Мурманская судоверфь». К соседям под парусом Путешествия - 90 ПЕТРЫ ПЕРЕСТРОЙКИ на- * * полнили паруса совет ских яхт, и они становятся ж е ланными гостями в портах мира. Сужу об этом не понаслыш ке. Путешествие в Турцию и Грецию я совершила на чер номорской яхте «Аякс», пере ход из Латвии в ФРГ проде лала минувшим летом на р иж ской яхте «Республика». Этим летом мне предстоит отпра виться в Японию на яхте, порт приписки которой — Владиво сток. Цель парусного похода — участие в мероприятиях со ветского раздела международ ной выставки «Путешествия-90», укрепление контактов с обще ственностью Японии, пропа ганда идей мирного сотрудни чества на морях и океанах. Выставка откроется в Нагаса- .ки третьего августа этого го да. Кроме СССР и Японии, в ней участвуют США, Велико британия, Франция, ФРГ, Ис пания, Италия, . Нидерланды, КНР, Южная Корея. В комплектации экспонатов для советского павильона (а он самый большой на выстав ке) принимают участие Госу дарственный Эрмитаж, Инсти тут этнографии имени Миклу хо-Маклая АН СССР, Цент ральный военно-морской му зей и др. Такое широкое пред ставительство продиктовано необходимостью показать об ширный и разнообразный ма териал, свидетельствующий об исторических контактах между Россией и Японией, а глав ное, увидеть будущее без *аойн. Не случаен лейтмотив выставки: «Море, сердце, бу дущее». Море объединяет на роды, открывает человеческие сердца, и тогда • будущем можно надеяться на мир. Два паруса — красный грот и белый спинакер с красным солнцем посередине — сим волизируют государственные флаги двух стран: СССР и Японии. Под ними надпись- девиз: «Рандеву мира-90». Так выглядит эмблема яхтен ного похода. Четыре советские крейсерские яхты, «Надежда», «Феско», «Ритм» и «Гринда», пройдут по маршруту Влади восток — Ниигата — Нагасаки — Владивосто к. Поход организован комисси ей «Мир океанам» при Со ветском комитете защиты ми ра, Союзом советских О б ществ Дружбы , Министерством морского флота СССР и Центральным телевидением СССР. Из 32 членоз э к и п а ж е й по ловина — дальневосточнини , половина —■ м о с кв и чи . Ком а н дор похода Геннадий Щеголев, с о т р у д н и к Дальневосточно го м ор с ко го пароходства . Он о пы т ны й я х те н ны й к а п и т а н , неод н о кр а тны й у ч а с т н и к м еж д ун а род ны х п а р у с ны х регат. В п р о шлом году я х та «Надежда» под командованием Г. Щеголева дважды пересекла Т и хи й о к е ан, побывав с д р уж е с к и м ви зитом в ам е р и ка н с ком городе Сиэтле. А в тори те тны е к а п и т а ны во з главляю т и тр и д р у ги х э к и п а ж а . Среди москвичей предста вители столичных яхт-клубоз ЦСК ВМФ, «Парус», «Аврора» и других. У большинства за плечами опыт парусных похо дов в Болгарию, Турцию, Гре цию, ФРГ, Скандинавские стра ны, трансатлантического пере хода по маршруту Нью -Йорк — Ленинград — Нью-Йорк. Н асыщ енная . разнообразная про грамм а ож идае т со в е т с ки х я х тсм ено в 8 Я по н и и . В Нии га - РЫБНЫЙМУРМАН 11 те их б уд у т пр и ним а ть , опе к а ть колле ги из местно го я х т - клуба «Касива за ки» . В поход я х ты отправя тся в со про в ож дении п а р у сн о го учебно го суд на «Паллада», принадлеж ащ е го Д альневосточном у м о р с ком у пароходству . В Н ии га те «Пал лада» возьмет на борт 70 я п о н с к и х м ор с ки х кадетов . Для 70 кур с а н то в Высше го м о р с ко го училищ а г. Владивостока , п р о ходящ их на п а р у с н и ке п р а к т и к у , совместное плавание с я п о н с ки м и све р с тни кам и с та нет и ин тересным , и п о у ч и тельным . Планируе тся , что • Н ии гате к сове тским яхтам присоединятся я п о н с ки е , и к а раван в та ком составе просле д ует дальше, в Н а гаса ки . П ри чем за время перехода я п о н с ки е ях тсм ены б уд у т переса ж и в а ть с я на советские суда, а наши спортсм ены — на я п о н с кие . Жители Нагасаки впервые увидят советские яхты у при чалов своего города. Дело ■ том, что неподалеку располо жена японская военно-морская база «Сасебо», и в прежние, доперестроечные времена путь советским лодкам в На гасаки был закрыт. Визит ми ра и дружбы в город, постра давший от атомной бомбарди ровки, станет реальностью благодаря оргкомитету вы ставки «Путешествия-90» — влиятельным политическим деятелям, представителям де ловых кругов Японии. Событием для советских спортсменов станет их участие в 70-мильной гонке а районе острова Гото, организованной специально по случаю откры тия выставки и прибытия яхт сменов из СССР. Кроме япон ских и советских привержен цев парусного спорта в гон ке примут участие юж но -ко рейские гонщики. Туристы из Советского Со юза побывают на русском клздбище при синтоистском храме Годзин-Го, где захоро нены павшие в цусимском сра жении моряки. Большая работа по органи зации парусного похода ве дется и в Москве, и во Вла дивостоке. Разработана сим волика, изготавливаются вым пелы, значки, ленты-нашивки, тренировочные костюмы, май ки с символами путешествия. Спонсором я х те н но го пере хо да пожелала вы с т у п и т ь н о р веж с кая фирма «Рингнес» . Она о сущ ествляет в СССР к р у п н о масш табные п р о е кты в облас ти пищ евой и перераба ты ваю щей промыш ленно с ти . На бор т у я х т будет находиться съ е мочная г р у п п а Ц ентрально го телевидения — передачи «Клуб ки н о п у теш е с тв и й » и альманаха «Вонруг света». Смею надеяться, что и яхт сменам Мурманска под силу организовать и совершать к р у изы под парусами в Сканди навские страны и еще даль^.. ше — в Англию, США. ' Г. ПОПОВА. г. Москва. 1 июня 190 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz