Рыбный Мурман. 1990 г. Июнь.

Публицистические заметки Л Последние годы в местной прессе неоднократно поднимался вопрос о не­ обходимости возродить старинное село Поной. Но если когда-то списком были ликвидированы «неперспективные» се­ ла побережья, то теперь очень трудно сделать хотя один шаг для новой «ко­ лонизации» исконной русской земли. Сегодня мы предоставляем слово мурманскому писателю Владимиру Смирнову. Публикуемые здесь заметки вошли в подготовленную им рукопись будущей книги. В 1989 году я решил еще раз по­ ехать в село, пожить там подольше, поработать. Тем более что, находясь год назад в Поное, мы обнаружили в бывшем здании правления колхоза мно­ жество архивных документов, начиная с 1930 года. Там были книги бухгалтер­ ских учетов, переписка с различными организациями района — от райкома до райпрокуратуры и Мурманским ры- бакколхозсоюзом , протоколы общих собраний колхозников, их личные за­ явления, просьбы, расписки, протоколы заседаний товарищеского суда и еще множество прочих бумаг. Когда завтрашний день для людей неизвестен, некогда горевать и думать о вчерашнем. Наверное, поэтому, в спе­ шке покидая отчие дома, вое забыли о колхозной документации. А может, просто подумали: зачем она? Ведь кол­ хоз уже ликвидировали, село тоже. И никто не подумал сдать документы в областной или районный архив, в крае ­ ведческий музей. Вот и валялись эти протоколы и отчеты свыше пятнадцати лет в прохудившемся доме без окон и дверей, раскиданные в беспорядке по полу. Летом — под дождями и ветра­ ми, зимой — под снежными сугробами. А может, так задумано было: кое-какие следы уничтожить? Почернели папки, еще больше раз­ бухли. Некоторые открыть невозможно — все листы склеились. Часть докумен­ тов уже безвозвратно пропала, испор­ ченная влагой и временем. Но кое-что все же сохранилось, и я рад, что это пригодилось. Вдруг да ветхие листы, исписанные где карандашом, где напо­ ловину выцветшими чернилами, расска­ жут, как создавался колхоз? Какие бу­ ри тревожили его? Почему он вдруг стал «неперспективным»?.. . * * * Когда заходишь в Поной не со сто­ роны моря, а с речной стороны, с аэ­ родрома, то первое, что бросается в глаза на подходе к селу, — это цер­ ковь, а по правую руку перед ней, на взгорке, — кладбище. Уже издали ста­ новится ясно, что кладбище древнее и неухоженное, как и церковь и само се­ ло. А ведь, если говорить честно, хра­ нителями истории любого поселения всегда являлись церковь и кладбище. В церкви крестили человека при рожде ­ нии и отпевали при смерти. И соответ­ ствующие книги велись. Только уже ни­ когда не узнать нам, кем были и как Прозывались те первые мужики , кото­ рые на деревянных лодьях заплыли ко г- Да-то в губу и увидели здесь, в устье, красивое ущелье, крутые склоны с брусникой, черникой, малиной, сморо ­ диной, у подножия зеленые пожни с сочными и пахучими травами. А в ре­ ке — вкуснейшая рыба: семга, кумжа, форель, хариус. А в распадках и тунд­ рах — ценнейшие пушные звери, мед­ веди... Долгое время я считал, что первое упоминание о Поное относится к 1608 году, когда царский писец Алай Михай- ков в своей книге писал: «Погост По- нойский на реке на Поное, а на пого­ сте храм верховных апостол Петра и Павла древян поставлен по челобитью терских лопарей и для их крещения и веры православные, а в церкве образы и книги и ризы и на колокольнице ко ­ локола и все церковные строения госу­ дарево данье...» Данье — значит дар, подарок госу­ дарев. Оказывается, о Поное упоминается еще раньше, в новгородских летописях XV I века. «Известно, что около 1532 Года из Новгорода на реку Поной была направлена церковная миссия. Она и Построила здесь первую церковь в честь апостолов Петра и Павла. В 1575 году некоему старцу Феогносту, по данным, которые приводит священник Н. И. Шмаков, была дана новгородская грамота, которою повелевалось ему во­ зобновить эту церковь и крестить лопа­ рей, не успевших креститься прежде». Так мне ответил краевед из Кандалак­ ши Ефим Разин, сам выходец из бело­ морских поморов. И еще. По старинным документам выяснено, что первый Понойский по­ гост, как и первая церковь в честь апо­ столов Петра и Павла, находились не в том месте, где сейчас село находится, а «в 110 верстах от устья», при впаде­ нии в Поной двух небольших речек. А село продолжало расти. 4 января 1870 года сельский сход Поноя принял в число своих односельчан саамов, быв­ ших тогда кочевниками. Принял по их просьбе: «...Видя на опыте большую для нас пользу и выгоду от постоянной оседлой жизни, а также от проживания в домах, а не в вежах, мы изъясняем согласие водвориться оседло на посто­ янное жительство в селении Поной и обязываемся производить в оном строения не лопарские вежи, а наравне регу «сплошь засело кулачье». Это его ввели в заблуждение добротные рубле­ ные дома поморов, их крепкий основа­ тельный быт. После такой статьи на­ шим мужичкам досталось... ♦ • * Скупа северная природа — голая тундра, мох да редкие кривые поляр­ ные березки, стелющиеся по земле... Но когда подходишь с верховьев реки к селу, к старой церкви, будто попада­ ешь в другой мир: столько вокруг тебя красок. Белеют ромашки; словно голу­ бые капли, светятся анютины глазки; целые поляны усеяны фиолетовыми го­ ловками цветов дикого лука; будто маленькие солнышки желтеют иван-да- марьи... Я вспоминаю слова из письма быв­ шего первого секретаря Ловозерского райкома партии П. П. Гуляева: «Одно дело — поехать летом в это село, по­ ахать, повздыхать, полюбоваться на ро­ машки и незабудки. А давайте поставим другую задачу перед экспедицией — перезимовать в этом селе...» Владимир Смирнов S Горле Белого М о р я Щ 1Ф, 1 ИЮНЯ с крестьянами по силам и средствам дома и прочие строения... В чем и под­ писываемся собственноручно, а по не­ грамотности прикладываем свои клей­ ма. М. Друженков , М. Горбунцсв, Б. Гор- бунцов, Л. Данилов, И. Матрехин, Ермолин Д., П. Харлин... (И другие]». * * * Рыбаков-сезонников на понойской тоне работает четверо, все мне давно знакомы. И хоть бригада эта ловит сем­ гу от краснощельского совхоза «Память Ленина», в бригаде только один сель­ ский житель — Сергей Зарубин из Со- сновки. Остальные трое — мурманчане, включая бригадира Василия Ефимовича Антоненко. Вот ведь какой еще парадокс полу­ чается! Работают мурманчане. Принад­ лежит тоня краснощельскому совхозу. Семгу сдают на факторию Умбского рыбозавода. Остается только выяснить: кто же ест эту рыбу? В книге «Поворотная вода», вышед­ шей в прошлом году, я поднимал воп­ рос о том, чтобы колхозники (это ка­ салось рыболовецких колхозов Терско­ го берега) могли купить семгу в сво­ ем колхозе — по цене, которую может установить правление. Пока этот воп­ рос не решается. Опять у нас выходит, что «сапожник без сапог ходит». Испо- кон веков поморы на семге жили, а теперь — нельзя. Ловить — можно , вкалывать у моря в любую погоду до потери сознания — можно . Есть будут другие. Кто и почему так решил? Ведь этим только поощряется воровство и браконьерство. Коренные понойцы (и не только они) когда-то поступали иначе. Вот выписка из протокола № 7 от 4 июня 1931 года заседания правления: «Постановили — установить цены на ворчью рыбу для колхозников, отпускаемую для своего употребления: семга (брак) — 90 копе­ ек за килограмм , кумжа — 25 копеек, пох — 15 копеек. Председатель колхо­ за Е. Русинов». А в колхозе в то ж е время по до ку ­ ментам числилось 115 человек — 68 мужчин и 47 женщин. Коллективизация и у нас проходила не всегда гладко, хотя, наверное, и без такого людского урона, как в средней полосе, или дру ­ гих местах России. Правда, в 1929 году спецкор архангельской газеты А р ка ­ дий Гайдар написал, что на Терском бе- 1 0 Ну, ладно, давайте не будем любо­ ваться Цветочками. Давайте пройдем по этим полянам — и даже несведущий в сельском хозяйстве человек сразу ощутит под ногами... старые бо­ розды. Да, это не поляны — это быв­ шие поля. Какая крупная, рассыпчатая картошка росла на этой сухой песчани­ стой земле! Вот для примера несколько старых ак­ тов: «Акт № 62 — 1937 года сентября 16-го дня. Мы, нижеподписавшиеся член правления Филиппов Г. С. и кладовщик Совкин А. М., произвели приемку кар ­ тофеля с колхозного огорода в коли­ честве 9 мешков. Общий вес выразил­ ся: картошки — 433 кг, репы — 17 кг...» Акт № 59 — принято 165 к г картофе­ ля, акт № 60 — 154 кг, акт № 64 — 885 кг... Свыше трех, а то и четырех тонн картофеля сдавал колхоз государству. Причем все колхозники были обеспе­ чены картошкой со своих огородов, колхозную они отправляли в район. А ведь кроме картофеля сажали репу, морковь, турнепс, салат, вико-овсяную смесь на корм скоту. В Саамском районе (которого сейчас нет) было пять колхозов (которых сей­ час нет совсем, пустуют земли). И эти колхозы могли сдавать государству в сумме 15—20 тонн картофеля, если не больше. Конечно, это не так много, но ведь это только в одном районе, на территории которого сейчас никто не живет. Значит, при желании эти пустую­ щие поля могли обеспечивать картофе­ лем хотя бы жителей Ловозера и Рев- ды. И не надо завозить его из Брян­ ской области или Белоруссии, чьи поля сейчас орошены чернобыльскими дож ­ дями. Привлекает внимание еще один инте­ ресный документ — плановое задание по молочнотоварным фермам пяти колхозов района на 1941 год, утверж­ денное Саамским райсоветом еще в конце 40-го года: «Удой на фуражную корову должен составлять в колхозе «Север» — 1560 литров, в колхозе «Большевик» — 1000 литров, в колхозе «Просвет» — 1000 литров. Получить мяса в тоннах: «Се­ вер» — 23,9; имени Чкалова — 4.0; «Искра» — 8,6, «Большевик» — 4, «Просвет» — 2,4... Как видите, в целом пять колхозо! не существующие сегодня, за год сдаве ли свыше сорока тонн мяса! Это — го вядины, а ведь была еще и свинина, \ оленина, и баранина во всех колхозах И если бы они, эти колхозы, существе? вали сейчас, было бы у нас мясо по талонам?.. Листаю я старые пожелтевшие бума­ ги и еще больше убеждаюсь, что зря руководители того времени, закрывав­ шие «неперспективные» села, сейчас оправдываются. Не оправдываться надо, а помогать исправлять свои же ошиб­ ки. Да, пусть «задним умом», но помо­ гать возрождать села, потому что это — главная часть нашей Продовольствен­ ной программы. + * * Понойская церковь была закрыта в начале тридцатых годов. Тогда же с церкви убрали купола и «колокольни- цу с колоколами» — «государево данье». А потом трактором сровняли с землей старое кладбище понойских церковнослужителей, что у самой церк­ ви находилось. Лишь одна каменная плита и сохранилась: «жена священника Шмакова, представилась в 1903 году». Сам Шмаков был похоронен ходом раньше возле своего дома, о чем сви­ детельствует каменное надгробье, уже испещренное чьими-то дробными заоя- дами. (Кстати, один из династии свя­ щенников Шмаковых — в Ловозере — в конце прошлого века был награжден орденом Святой Анны «за служение российской науке» — он первым в этом регионе согласился вести гидрометнаб- людения.) После «закрытия» церковь стала кол­ хозным складом. Где-то придумали ученые люди, что оленьи стада от гнуса можно окуривать дустовыми дымовыми шашками. И большую партию этих шашек, похожих на консервные банки, в село завезли. А потом выяснилось, что олени от ду­ ста дуреют хуже, чем от гнуса. Да и для пастухов этот дым опасен. Подума- ли-подумали в колхозе и сгрузили шаш­ ки в склад. Когда мы здесь были год назад со студентами пединститута (1988-й) — реставрировали лабиринт, — то хотели прибрать и помещение церкви, где так и лежали сгнившие шкуры, рваные сети и дустовые дымовые шашки. Но внутри от запаха дуста долго не пробыть, здесь под крышей и птицы гнезд не б ь ю т . Как ж е нам без противогазов эти шашки выбрасывать? Да и к у д е ^ В реку — семгу отравить, просто на ули­ цу — дождями все равно в реку смо­ ет. Надо бы яму выкопать поглубже да туда скидать, но — для этих работ нуж­ ны и снаряжение специальное, и время. И все же мы тогда вместе с замести­ телем председателя ВООПИК Михаилом Орешетой досками забили окна и две­ ри, чтобы никто внутрь не ходил, ду­ стом не отравился. А еще взяли — на свой страх и риск — и повесили на стене, на самом видном месте большое объявление, красной краской написан­ ное: «Церковь 17— 18 веков. Памятник поморского деревянного зодчества. Ох­ раняется государством». Мы думали, что хоть эта доска кого -то отпугнет, возле такой надписи не поднимется у человека рука ни с топором , ни со спичками. Однако поднялась... Прилетели в Поной солдаты из А р ­ хангельска демонтировать старый, с войны еще заброшенный аэродром . Трое из них спустились с высокого бе­ рега, решили по селу побродить. А здесь вольность. Дома пустые стоят, никого нет (мы у рыбаков на тоне бф- ли), делай что хочешь. Побросали кам­ нями по окнам, в которых стекла были — добили, потом проникли в церковь и зажгли дымовые шашки. Мне доводилось бывать на пожарах, но как горят бревенные срубы, высу­ шенные за несколько веков, я видел впервые. Когда мы прибежали — уже полыхала крыша. Что могли сделать че­ тыре мужика с ведерками, когда и ре ­ ка-то в ста метрах от церкви? Только на второй день, после долгих препирательств и отнекиваний в каби­ нете у майора, фамилии трех солдат, которые подожгли шашки, нам удалось установить. Кстати, один из них оказал­ ся мурманчанином. Рядовой Шмелев. До сих пор утверждает, что он не знал, что церковь, что не видел надписи. А у самого на шее крестик на цепочке. Для форса? Когда выходим от командира, Шме­ лев многозначительно говорит двум своим товарищам: — Я их в Мурманске еще встречу... (Окончание следует.) РЫБНЫЙ МУРМДН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz