Рыбный Мурман. 1990 г. Июль.

Резонанс: быть ли 6 Мурманске центру космической связи? «Отставание приобрело опасный характер» Под таким заголовком ( «РМ» № 12, 20 а п р е л я ) был опубликован отчет с заседания «круглого стола» редакции, на котором шел разговор о строительстве в Мурманске центра космической связи. Мы получили ряд откликов, с которыми решили позна ­ комить читателей. Точка зрения МРХ ев * ---------- Ассоциация считает... ---------- Слово-за исполкомами А с с о ц и а ц и я рыбопромышленных предприятии «Сев- рыба:» считает, сообщает в редакцию генеральный ди­ ректор «Севрыбы» В. Ф. Корельский, что еженедельник «Рыбный Мурман» очень своевременно организовал широкое обсуждение вопросов, касающихся развития морской связи па Северном бассейне. Состояние систем морской и береговой связи рыбион от­ расли страны и Северного бассейна в частности трудно сравнивать с международным уровнем и даже уровнем, до­ стигнутым в Минморфлоте. Отставание действительно приоб­ рело опасную тенденцию и с каждым годом увеличивается. Положение усугубляется еще и тем, что в масштабах отра­ сли вопросами кардинального обновления систем береговой ft морской связи заниматься стало некому. При этом связь должна бесперебойно и надежно функционировать и совер­ шенствоваться, независимо от процессов общественного и административного обновлений в стране и отрасли. Существующий бассейновый принцип организации мор­ ской связи в рыбной промышленности сейчас постепенно «размывается» и заменяется более низким организационным уровнем — учрежденческим (уровень базы флота). При со­ временном масштабе и географии морского рыбного про­ мысла это сдерживает дальнейшее развитие не только слу­ жебной, но и коммерческой связи. Учитывая потребности информатизации, «Севрыба > за ­ планировала па 13-ю пятилетку кардинальную модерниза­ цию как береговой, так и морской ведомственной связи па бассейне. В первую очередь предстоит освоение спутнико­ вых каналов связи, выполнение Электронизации средств морской и береговой связи, внедрение цифрового избира­ тельного вызова на морских радиоканалах, электронной коммутации сообщений па узлах связи, цифровизации про­ цессов передачи данных. Все это может основываться толь­ ко па широком внедрении новейшей аппаратуры передачи данных, избирательного вызова, электронных центров ком­ мутации сообщений, спутниковых терминалов, персональных компьютеров, электронных интерфейсных устройств и т. д. g 1993 году должен быть построен центр Глобальной морской связи, оснащенный самой современной электронной каналообразующей связной аппаратурой с учетом требова­ ний перспективы. Здесь будут и спутниковые, и традици­ онные радиоканалы (буквопечатающие, радиотелефонные, телеграфные), мощный центр коммутации сообщений па ба­ зе ЭВМ, новейшая аппаратура передачи данных и т. д. Основное внимание будет уделено развитию радиотеле­ фонных каналов для обеспечения частных радиопереговоров членов семей рыбаков с морем. На первом этаже нового здания , которое планируется расположить недалеко от центра города, будет радиопереговорный зал. Мурманчане, имеющие домашние телефоны и не имеющие таковых, смогут делать предварительный заказ на радиоте­ лефонный разговор и после уточнения времени вахты (сме­ ны) вызываемого судового абонента в согласованное время поговорить с ним по радиотелефону. При этом существующий порядок зак а з а и ведения радио­ телефонных переговоров членами судоэкипажей также бу­ дет сохранен. Будущий центр морской связи — это также и комплекс различных технических .служб, обеспечивающий бесперебой­ ную круглосуточную работу техники. В здании центра р а з ­ местится бассейновая служба оперативного наблюдения за флотом, оснащенная персональными ЭВМ для выполнения расчетов по остойчивости и непотопляемости аварийных су­ дов, решения различных .навигационных задач при органи­ зации оказания помощи на море. Можно ли наполнить новым содержанием и развить су­ ществующее радиобюро на занимаемых ныне площадях? Нельзя, для этого нужно было бы дополнительно отобрать у моряков жилые площади в Доме междурейсового отдыха при остром дефиците гостиничных номеров. Уже не одно десятилетие моряками ставится другой вопрос: когда из ДМО уберут радиобюро с его службами, а вместо пего бу­ дут дополнительные номера для междурейсового отдыха? Вопрос справедливый, так* как площадь, занимаемая радио­ бюро, — более 1000 квадратных метров. . Решение может быть только одно — строительство спе­ циализированного здания центра морской связи рыбаков. Правлением АРП «Севрыба» определены источники фи­ нансирования строительства центра, выделены лимиты па фонды, стройка включена в план капитального строитель­ ства по «Севрыбе», согласованы проектанты и подрядчики для выполнения проектных и строительных работ, направ­ лено обращение в Мурманский горисполком по отводу зе­ мельного участка. В настоящее время вопросы отвода городской террито­ рии для застройки и включения объекта в планы строитель­ ного треста рассматриваются в городском и областном ис­ полкомах Советов народных депутатов. Слово — за ними. * * * РЕДАКЦИЯ получила также ответ от директора института * «Мурманскгражданпроект» Н. П. Зверева, в котором он сообщил, что «при наличии заказов на проектно-изыскательные работы по проектированию объектов социально-культурной сфе­ ры для моряков на 13-ю пятилетку институт рассмотрит и при­ мет их к исполнению в установленном порядке». «Марафон» открыт В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СОЗДАЕТСЯ коммерческая система спутниковой езязи «Марафон», которая обеспечит теле­ фонную, телеграфную, факсимильную связь и передачу данных по международным стандартам с морскими и речными судами, поездами, автомобилями, самолетами и удаленными объекта­ ми на территории СССР и за ее пределами, в том числе и в высокоширотных районах. Для создания системы «Марафон» на коммерческой основе образовано акционерное межотрас­ левое объединение — ассоциация «Марафон». Ввод в эксплуа­ тацию системы намечается в 1993 году с полным развертыва­ нием в 1997 году. Ассоциация «Марафон» открыта для вступления в нее всех ведомств, предприятий, располагающих свободным капиталом. Система «Марафон» (затраты на создание системы в действу­ ющих ценах около 308 млн. рублей) после окупаемости будет приносить прибыль и пайщики ассоциации будут получать часть прибыли в зависимости от вклада. Учитывая, что Минрыбхоз СССР не имеет централизованных средств на финансирование системы «Марафон», считаем це­ лесообразным предприятиям Северного бассейна вступать а эту ассоциацию. В. БАРАННИКОВ, заместитель начальника Главного управления флота Минис­ терства рыбного хозяйства СССР. -------------------Мнение радиоспециалиста ------------------ Освободить от рутины Н АСКОЛЬКО ОПАСНЫЙ ХАРАКТЕР приобре­ ло отставание флота Север­ ного бассейна в развитии средств радиосвязи, мы, су­ довые радиоспециалисты, ощущаем непосредственно па себе каждый день в рей­ се. Нам давно ясно, что пре­ одолеть отставание на преж­ ней материальной базе и ис­ пользуя прежние методы, нельзя. Но поставить радио­ связь флота па новую осно­ ву — дело не одного года, а мы работаем сейчас и хо­ тим, чтобы хоть какая-то часть накопившихся проблем решалась тоже сейчас. Рассмотрим некоторые проблемы, имеющиеся в «Севрыбх ол одфлоте ». Пе­ чально известное постанов­ ление № 1315 продолжает давать свои плоды. Сокра­ щение рабочих мест судовых радиоспециалистов привело к увеличению рабочего дня Начальников радиостанций и радиооператоров далеко за пределы конституционной нормы, к сокращению воз­ можностей заниматься ре ­ монтом аппаратуры. На­ сколько ухудшилось, объек­ тивно судить трудно, по мо­ жно с большой точностью сказать, как увеличились вы­ платы флота судоремонтным предприятиям за возросшее количество еб ремонта. Для компенсации этих не­ гативных явлений предла­ гаю некоторые меры орга­ низационного и техническо­ го характера. Прежде всего судового радиоспециалиста необходимо максимально р а з ­ грузить от рутинной работы, т. *е. от наблюдения па ча­ стоте 500 кгц и от ручной работы по приему и переда­ че радиограмм. Необходимо переложить эту работу на соответствующую технику. В перспективе эта проблема должна быть решена осна­ щением судов аппаратурой цифрового избирательного вызова. А из немедленных мер, не требующих финансового обе­ спечения, я предлагаю сде­ лать следующее. На судах, где в штаге начальник ра ­ диостанции и один радиоопе­ ратор, определить количество часов вахты на частоте - 500 кгц в объеме восьми часов, но строго в соответствии с зональным распределением, причем это должно соблю­ даться как на переходах, так и при нахождении на про­ мысле. Несение восьмичасо­ вой вахты по зонам должно быть возложено на радио­ оператора, а па начальника радиостанции возложить обеспечение сроков, ие вхо­ дящих в вахту, и выполне­ ние остальных обязанностей, предусмотренных Уставом службы на судах флота рыб­ ной промышленности. При наличии в штате на­ чальника радиостанции и других радиооператоров це­ лесообразно несение вахты не 24 часа в сутки, а 20. Четыре часа в сутки в пе­ риоды, приходящиеся па промежутки при 16-часо­ вой вахте пусть наблюдение ведет автоаларм. В этом случае па начальника радио­ станции возлагается 4 часа вахты па частоте 500 кгц и выполнение остальных обя­ занностей, предусмотренных Уставом. В настоящее время нави­ гационные предупреждения НАВИП и НАВАРЕА при­ нимаются судовыми радио­ станциями от радиоцентров Калининграда, Клайпеды, Архангельска. Часть пред­ упреждений, поступающих от иностранных координаци­ онных центров, приходит на судно с опозданием, что бы: ло выявлено проверкой. По­ этому вполне обоснованно требование главного госу­ дарственного инспектора АРП «Севрыба» П. В. Ви­ ноградова принимать предуп­ реждения непосредственно от региональных координа­ торов через иностранные ра­ диоцентры на английском языке . Выполнение этого требования усложняет рабо­ ту судовых радиоспециали- стов, перегружает расписа­ ние работы радиостанций. Радикальным решением этой проблемы будет установка на судах радиоприемных устройств системы НА- ВТЕКС. Стоимость комплек­ та такого устройства 1700 инвалютных рублей. С 1 ав­ густа 1993 года наличие этих устройств будет обяза­ тельным по конвенционным требованиям. Поэтому не­ обходимо изыскивать средст­ ва, закупать и устанавливать эти радиоприемные устрой­ ства па суда уже сейчас. Крайний дефицит возмож­ ностей радиотелефонной связи ставит начальников радиостанций в очень слож­ ное положение. Теоретиче­ ски вроде бы радиотелефон­ ная связь для членов экипа­ жей существует, а практиче­ ские возможности мизерны, да и слышимость чаще всего плохая. Ожидание десятой, пятнадцатой, восемнадца­ той очереди — это до 4 —в часов. Часто оно проходит впустую, так как изменяют­ ся условия прохождения ра ­ диоволн, и слышимость ра ­ диоцентра или судна затуха ­ ет, или другие сроки работы не позволяют осуществить радиотелефонную связь для членов экипажа. Попытки радиоцентра разделить по кусочкам возможности ра ­ диотелефонной связи на все суда практического эффек ­ та не дают. При прочих рав­ ных условиях разговаривать с берегом будут те суда, ко­ торые достаточно хорошо слышат радиоцентр, как и он их, и которые имеют возможность длительное вре­ мя вести наблюдение за ра ­ ботой радиотелефонного ка­ пала. Возможности, предостав­ ляемые другими радиоцент­ рами МРХ СССР, также не решают проблемы. Считаю необходимым открыть два- три новых радиотеле­ фонных капала в Мурман­ ске. Это разрядит обстанов­ ку .на главном Мурманском направлении, хотя при со­ временных потребностях не решит проблему полностью. Потребность в радиотелефон­ ной связи традиционными для пас методами удовлетво­ рить нельзя. Это можно сде­ лать только на повой основе с использованием спутнико­ вой связи. Полагаю, что никто из пас ие отрицает необходимости радиотелефонной связи по служебным вопросам. Море и обстановка па промысле часто задают такие задачи, которые- необходимо решать немедленным радиотеле­ фонным разговором с руко­ водителями флотов н други­ ми должностными лицами. К сожалению, наши служебные раднопереговоры не явля ­ ются документальными, вслед за ними готовятся и отправляются в обе сторо­ ны радиограммы, * дублирую­ щие сущность вопроса, уже решенного по радиотелефо­ ну. * Надо каким-то образом ре­ шить вопрос документально­ сти служебных радиотеле­ фонных переговоров, что позволило бы не передавать дублирующую информацию другими способами. Г. КУЗНЕЦОВ, начальник судовой радио­ станции управления «Сев­ рыбхолодфлот»). рыбный мурман 6 июля 1990 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz