Рыбный Мурман. 1990 г. Июль.
Морской дневник I I ....................■!■■■ В вашем еженедельнике были публикации капитана Л. И. Ко лесова. Моряки с глубоким интересом читали эти грустные и веселые очерки, рассказывающие о нашей, жизни. Просим, если в редакции появятся .материалы А. И. Колесова, обязательно их печатать. По поручению экипажа ПСТ «Вильнюс» НПО «Севрыбпоиск» капитан В. Захаров, предсудкома И. Шишкарев. О НАНИЕ — БЛАГО. ^ Знание — горе. Осо знание вселенской глыбы проблем, вставшей па пути в будущее нашей многостра дальной Родины, тревога, как бы не разразилась кро вавая драка, подспудно да вили па сознание. Росла тос ка. хотелось скорее увидеть суровые, но такие родные заполярные сопки, журавли ные шеи кранов в порту, ча ек, парящих над высотными домами, вдохнуть влажный мурманский воздух с запа хами моря, рыбы и гари. А время, издеваясь, замедлило движение, вяло крутило зем ной шар. тягуче тянулись дни и педели. На настрое ние влияла и наступившая зима Южного полушария; приносившая ливни и шква лы ревущих сороковых ши рот, мешающая промыслу. Резко менялась гидрология мест лова рыбы. приходи лось напрягать последние силы, носиться по океану, искать новые участки, на- труженно вырывать у Неп туна его богатства, чтобы в последние месяцы работы не осрамиться перед руко водством, снизив темпы «ударного труда». Экипаж получился друж ный. проблемы возникали, по решались безболезненно. Больше приходилось уделять внимания советским специа листам — сказывалась уста лость. — чем гражданам На родной Республики Мозам бик. членам экипажа, с кото рыми установились друже ские отношения. Всех моря ков знал по имени, кто где живет, какая семья, и вос поминание о том, как при первой встрече не мог от личить их друг от друга, вы зывало улыбку. В производ ственных и житейских делах опорой для меня были 3 штурман Люсиаио Филиппе, электрорадионавигатор Фе- лпеберто Малепе Хуо, техно лог Жюл по Мандлате. Во время стоянок* в порту ста ли чаще выходить в город вместе с мозамбикаицами, встречаться с их семьями. Нередко приходилось удив ляться их отношению к же нам, которые тащили детей, сумки, а моряки-синьоры шли рядом довольные и сча стливые. Наше желание по мочь встречало яростное не довольство и жен, и мужей. Проблемы жизни па Ро дине заставляли пристально вглядываться в бытие наших друзей, сравнивать. Вот во енный на проходной порта отобрал у женщины тарелку с едой, которую бродяжка выпросила па судне. Женщина с двумя детьми живет на улице, безработ ная. Наш милиционер мог бы такое сделать? Бродяг в районе порта живет несколь ко тысяч.* в теплые дни спят прямо па земле, зимой раз бредаются по судам в сухих доках, заброшенным полу- развалившимся зданиям не далеко от порта. Большая часть бродяг — дети, под ростки, женщины. Еще раз убеждаешься: дети — лицо страны, горе детой — горе страны. Среди ребятишек много знакомых — подкарм ливаются па судне, чумазые, шустрые, окружают оравой, только выйдешь за ворота порта, наперебой галдят: «Дан карамелю, хлеба, мила. Хочешь сигарету, хо чешь синьорину?» Деловые маленькие люди. А сколько таких несчастных у пас на Родине? На базарах и в магазинах есть все. Торгуют в основ ном индусы и португальцы. Цены высокие. Мясо доро гое, поэтому рыба пользует ся неограниченным спросом! Зарплата среднего рабочего и служащего 8 0 0 0— 15000 метикал в месяц, моряки па судне получали от 30 до 60 тысяч метикал в месяц. Ру башка стоит от 3 до 6 ты сяч метикал, ботинки от 2 до 8 тысяч, брюки хлопча тобумажные от 4 до 7 ты сяч, приличный костюм 2 5— 40 тысяч, джинсовый кос тюм 50 тысяч метикал. На базаре и в магазинах стои мость продуктов питания примерно одинакова: мясо — говядина одни килограмм 1 500—2000 метикал, свини на немного дешевле, рыба ставрида мороженая 300 метикал за кг, картофель 3 0 0— 500 метикал, рис 100—300 метикал за кг. Если курс метикала за 1 доллар 450 метикал, и срав нить покупательскую спо собность граждан в зависи мости от зарплаты, то полу чается, не очень-то далеко мы ушли от слаборазвитой страны, сбросившей недавно колониальное иго. Конечно, безработица там огромная, острый недоста ток- продуктов, так как идет пассивная гражданская вой на (если точнее, то этой вой не трудно найти определе ние), сельхозрайоны отреза ны от городов, что является главной причиной дефицита продуктов. Но возможности страны, учитывая благопри ятные климатические усло вия и богатства недр (боль шие запасы золота, серебра, алмазов, цветных металлов), огромные. Необходим па этой земле мир. Помогаем ли мы Миру воцариться на этой много вековой многострадальной земле? Экономически помо гаем. притом безвозмездно, так как возможности респуб лики на товарообмен ограни чены — не хватает ресурсов даже для торговли с Запа дом. Мы — интернациона листы, значит, с памп мож но заключать неравноправ ные договоры, и паши офи циальные лица действитель но их заключают. У меня никогда не было сомнений в необходимости помощи слаборазвитым странам, а после общения с граждана ми НРМ и нашими офици альными лицами за рубе жом закралось сомнение в разу мнон цел есообраз i iocti i всех наших договоров о со трудничестве и взаимопомо щи. Если десятки миллионов наших граждан живут в ни щете, имеем ли мы мораль ное право помогать другим в таких щедрых размерах? Долг Народной Республи ки Мозамбик • нашей стране в 1988 году составил около пяти миллиардов рублен, и несомненно, что он никогда не будет погашен. Но не смотря на это. я был свиде телем. как советники посла по экономическим вопросам обос Iювыва л !I стратег 11 ю дальнейшего сотрудничест ва СССР с НРМ и включа ли долгосрочные проекты по разведке и освоению угля и других полезных ископаемых, требующих сотен миллионов рублей затоат, отдача от ко торых в ближайшие десяти летия не предвидится даже теоретически. В стране, где большая часть территории находится под контролем бандитских формирований, передвижение специалистов и работы затруднены, не предсказуемо развитие отно шений между, СССР и НРМ. Такое отношение к планам сотрудничества• иначе как авантюрное назвать нельзя. Если проанализировать бы все договоры СССР с раз- чество представляется в ро зовом цвете, что недопусти мо. Должен быть деловой, глубокий подход. Западные деловые люди прекрасно знают наши пред принимательские способнос ти и не упустят случая вос пользоваться нашей безгра мотностью, чтобы заключить контракты па поставки обо рудования и на строительст во предприятий, опасных для состояния окружающей сре ды. потому что па Западе в настоящее время действу ют жесткие стандарты по экологии, некоторые виды промышленной продукции, опасные для здоровья людей и природы, оказались вне топких комариных болот — рассадников малярии. Эпи демии не ведомых европей цам лихорадок косили н б&Г лых и черных. Виновником этих эпидемий молва объяв ляла то один, то другой вид местной растительности. Де ревья вырубались, что вело к еще большему распростра нению болот * и малярии. Лишь гигантские по своим масштабам посадки эвкалип тов, на которые в принуди тельном порядке сгонялись десятки тысяч африканцев, помогли со временем покон чить с массовым распростра нением болезней. Поэтому эвкалипт носит название «не вольничье дерево». ШЯ&63Ж ■ 'л '8ш А. Колесоз иыми странами, особенно со слаборазвитыми, за период с I960 года по настоящее вре мя. то, вероятно, обнаружи ли бы кран, куда утекла не одна сотня миллиардов на ших рублей, даже не вклю чая Афганистан. Встречаясь с нашими специалистами за рубежом, беседуя с просты ми гражданами африканских стран, пришел к выводу, что в неравнозначном балансе нашего сотрудничества глав ную роль играет, как и во всем, — «человеческий фак тор». Специалистам любого ведомства выгодно работать за рубежом. Чем «гнгант- пее» объект, тем больше командировок, тем больше специалистов ведомства по бывают за рубежом, подпра вят американскими доллара ми свое материальное бла гополучие, а то, что договор о сотрудничестве заключен порой в ущерб своей Роди не, это другой вопрос. Мы — интернационалис ты, можно для друзей и по следние штаны снять, что бы в первозданном виде всем дружно лазить по де ревьям (если это не касает ся конкретного ответствен ного лица, которое само хо чет иметь вещи из Парижа, но о нашем интернациональ ном долге глаголет с вели ким энтузиазмом). Вероят но. па наши деньги разум нее обучить толковых людей в Европе, чтобы в нашей стране появились незаком плексованные специалисты в разных отраслях народного хозяйства. И. конечно, лю бой договор о сотрудничест ве должен проходить неза висимую экспертизу в эко номической комиссии при Верховном Совете СССР или союзной республики, и толь ко после его оценки подпи сывать. Таких комиссий нет, по их необходимо создать. Должны быть гарантии, стра хующие госбюджет страны от влияния «человеческого фактора». В период перестройки, по тепления международной обстановки, интерес запад ных ф и р м ' к нашей стране будет расти. И если мы бу дем заключать договора, со здавать совместные фирмы, забывая о «человеческом факторе», то на радостях, что Европа и Америка к нам добреют. можем попасть впросак. Наивно думать, что фирмачи сразу предложат нам новейшую технику и но вейшие технологии. К сожа лению. в прессе нередко па ше экономическое сотрудии- УЮ! закона. Монополии органи зовали вывоз таких продук тов в государства «третьего мира» и теперь с надеждой смотрят на нас, имеющих та кую территорию, благодат ную для организации потока финансовых сделок по по ставкам «грязного оборудо вания*, высокоотходных тех нологий, автомобилей с по вышенной токсичностью вы хлопных газов, вредных для здоровья медикаментов, пес тицидов, экономически опас ных химических продуктов. Если наши ведомства и от ветственные люди будут ра ботать так же, как они ра ботают сейчас, существует опасность для СССР стать объектом «эколог ичес кого колониализма» Запада. Учи тывая. что проблема защи ты окружающей среды се годня уже стоит остро, при так-ом подходе не надо и термоядерной войны, мы са ми вымрел? от своей наивно сти и глупости. Невеселые мысли, от ко торых еще больше тоска по Родине, и не прельщает аф риканская экзотика. Так хо чется вдохнуть влажный му рма иский воздух! ...Последний рейс. Следу ем по заливу Делагоа, з а нимающему 147 тысяч гек таров водной глади. Залив широкий, но коварный для мореплавателей, кругом ме ли. Фарватер к порту Мапу ту, бывшему Лоренсу-Мар кишу, узкий, в некоторых местах до 100 метров. Идет отлив, навстречу мчатся по токи мутной воды, бурунят на отмелях справа и слева. После недельных дождей природа подобрела, воздух на редкость сух и прозра чен. Солнце подкатывается к горизонту, освещая луча ми древний мыс Иньяка, где когда-то португальский купец Лоренсу Маркиш . организо вывал ярмарки, отражается от маяка Рпбейра, предуп реждающего об опасном ме сте, цепляется за мачты сто ящих па якоре у буя номер четыре транспортных судов под флагами десятков стран мира и гаснет, запутавшись в громадинах современных зданий, вытянувшихся вдоль набережной, окруженных, словно часовыми, королев скими пальмами. Удивительная по красоте панорама! Чем-то город по хож па Лепинград-Петрсьрад. Вероятно, тем, что тот и дру гой построены на костях лю дей. Лоренеу-Маркгпи стро ился мучительно. Он рос па нездоровой местности, среди Подходим к створным зна кам Катембе. Справа — пом пезные набережные примор ской части «нижнего горо да» — Байши. Над Байшей на океанской террасе, очер ченной серпантинами дорог, возвышается «верхний го род» — Алду: цитадель два- дцати-тридцатиэтажных бнл- дингов, выстроившихся вдоль многокилометровых широ ченных авенпд. По носу суд на за треугольным знаком створа — песчаная коса, за пей заросли кустарников и выше на холмах огромные деревья, среди них высвечи вает башня и второй створ ный знак. На этом берегу в окрестностях селения к а тембе разбросано много тро стниковых хижин, в коте**, рых живут потомки племен тсонга. Смотрю на берег и вижу, как из зарослей вы бегают обнаженные черные люди с накинутыми на бед ра леопардовыми шкурами, с копьями, луками, стрела ми в руках. Это зулусы пле мени тсонга, красивые и вы сокие, они приветствуют нас. — Капитао, поворот. — докладывает штурман Люса- но Филиппе. — Помалу вправо! — смот рю на берег, никого нет. Да. после года работы и не то увидишь. Выходим на тер риторию порта. Дежурный лоцман дает добро на швар товку. Мозг работает тягу че. Состояние болезненное. Включается выработанная практикой неосознанная внут ренняя защита на предель ную собранность и внимание — не хватало напоследок ЧП. врезаться в судно или в причал, омрачить ударный/ труд. Швартовка прошла бы- / стро и четко. На причале уже ждут рефрижераторы, толпа грузчиков смешалась с встречающими. Маленькие бродяги машут руками, кри чат: «Капптао, скоро Союза, карашо >. Все знают. Отъезд моря ков для них особый день, можно получить много ве щей. Обратно ношеную оде жду никто не везет — все отдают бродягам. На борт поднимается врач «Мосопешки» Григорий Сте панович Бирук. Обнимаемся. Григорий Степанович не сколько раз выходил с , па; ми в море, МЫ С НИМ ПОДРУ; жились. Замечательный врач- хирург и терапевт, который за несколько месяцев пребы: * ватшя в Мапуту стал родным человеком не только для мо- • ряков, по и сотням мозамби- июля 1990 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz