Рыбный Мурман. 1990 г. Июль.
ь , Мо Виктор Сергеевич жаждет даже не славы, а собственной удовлетворенности: «Я сделал все, что мог, и все, что я сделал, хорошо». А в душе, на верное, добавляет: «Даже отлично». А РА ЗВЕ НЕ ОТЛИЧНАЯ РАБОТА у «Ондозе- ра>? Вот итоги рейса в цифрах: вылов —1 125,8 процента, выпуск мороженой — 135,5, рыб- мука — 109 ,1 , стоимость пищевой — 134,9, то варной — 125,8 процента. Рейс планировался с убытком в 77,1 тысячи рублей, экипаж не только «закрыл» эту цифру, но и дал чистой прибыли 331 тысячу рублей. Какова цена этим тоннам, этим рублям? Не ра з ходила я по рыбофабрике, машшшому отделению, рефотделению. Да, конечно, траулер совершал последний перед ремонтом рейс, нелепо было бы говорить о безукоризненном техническом состоянии. Тем паче при той нещадной эксплуата ции, что процветает па каждом судне во имя плана. Но то, что увидела я, не вписывалось в рам ки здравого смысла, Словно в насмешку, для какого-то абсурдного контраста соседствуют па рыбофабрике блоки сов ременной автоматики и трубопроводы, замотанные резиновыми шгутами и липкой лептой. Механиза ция — ножи и этакие петли с ручкой для удаления внутренностей рыбы. Кругом ржавое железо, его коричнево-черные ' листы прошили , отогнулись, тор чат заострепиымн углами. То же самое в рыбомучном отделении, плюс тем нота н теснота, перемотанные, залатанные трубы не могут выдержать нужного давления, а запасных пет. Нет запчастей для сепаратора, он не работа ет, п жир фильтруют «с помощью» бочки, вруч ную. В рефотделении, как мне подумалось сначала, совсем другая обстановка — чисто, просторно, свет ло. Но заговорил рефмехаиик Николай Константи нович Белый , и мне захотелось покинуть не только рефотделенпе, но и сам столь симпатичный СТМ «Оидозеро»; — Утечка фреона незаметна, не дай бог прорыв или авария — он быстро распространяется по по мещениям, вытесняя кислород. II люди погибнут. А если утечка невелика, фреон постепенно накап ливается в организме... У нас же, как оттайка мо розильной системы, обязательно обнаруживается дырочка в трубе. З а три рейса практически каж дую из 240 трубочек пришлось заклеивать , неко торые по три, а то и пять раз. А чем? Разработан ный ЦПКТВ эпоксидный модифицированный клей не держит. Но ведь за рейс заморожено более 2,5 тысячи тонн рыбы. В машинном отделении старший механик Илья Александрович Гарб рассказывает: «Металл, из ко торого сделаны трубы, оставляет желать лучшего. Острейшая нехватка материалов и запчастей. «Кос метический» ремонт силами РПК таков, что потом все приходится доводить до ума своими силами. Но не только эти беды обрушиваются па плечи ме хаников. Некому смотреть за механизмами, некому! Да, сократили моториста — механику ( я так считаю) сократили жизнь. И еще. Нет в порту солей для мипералнзацин воды. Пьет моряк чуть не полгода дистиллирован ную воду, теряет зубы, портит желудок. Я видела копию повторной заявки на снабжение, в которой было 27 пунктов. В том числе столь важные вещи, как питательный насос для котла и масляный насос двигателя, серводвигатель, кабель, пластинчатая цепь и многое другое. «Уважили» эки паж: из 27 удовлетворили две заявки, электролам почки дали и переносную лампу , (из трех жела емых). Работайте, ребята! Не забудьте: по 12 часов в сутки, не меньше. Не работа — каторга! * * * U Е ЗНАЮ, может, в силу моей эмоцнонально- жж сти, а может, действительно так и есть, но показалось мне, что па берегу я почти не встреча ла таких людей. Ну вот, например, Слава Троицкий. Сын извест ного капитана, получивший в этом рейсе горестную весть, что отец скончался. Молодой электромеха ник, о котором все говорят, что у него золотые ру ки. Он и в машине, и в рефотделении, и на фабри ке, всюду. Купили ребята автомашины — Слава с каждой возится, что-то доводит до ума. О чем ни попроси — ответ один: «Сейчас». Когда он спит? — удивляются моряки. Приход. Все нарядные, взволнованные — пять месяцев позади. Кто ждет жену, кто спешит домой. Слава уже оделся, собрался уходить. И тут я: — Слава, как бы телефон береговой подключить? — Сейчас. Несколько минут работы — готово! * * » Посмотрит па снимки не знакомый с этими ребя тами человек и, видно, подумает: «Ну и что. мо* ряки как моряки». А я их вижу в работе, в обще нии. знаю, что это за люди. Юра Шкипдер (снимок внизу). Душевный, мягкий, беспредельно ' добрый. Это он стал из-за меня «бомжем». А капитан о нем говорит так: «Хоть сегодня можно Юру переводить из тре тьих помощников в капитаны, отличный специалист и умница». На судне ои еще и «врач»: так уж у пас заведено, что третий штурман* ведает аптечкой.- Вспомнила и я свое медицинское образование, и на переходе общими усилиями с Юрой пытались об легчить участь многих захворавших. Я поражаюсь: как это оставить почти 40 человек даже без фельд шера! Люди есть люди, к тому же дикие условия труда, вибрация, качка, инфразвук, да и " просто ре зкая смена климата — поди выдержи! А что мо жет сделать Юра? Болит голова — цитрамон, жи вот — кто его знает, что дают от «живота». Под вернул моряк йогу — холод или тепло надо? Зачем штурману это? На снимке (вверху) улыбаются боцман Сте пан Степанович Масловский, матрос Владимир Петрович Цимбалист, электрораднопавигатор Юрий Сергеевич Головин. О каждом можно рассказывать долго, каждый заслуживает самых добрых слов. Но ведь тех же слов достойны и те, кого на снимках нет: начальник радиостанции Петр Иванович Пряд- ко, мастер добычи Олег Ильич Рыжов , матросы Тимофей Геннадьевич Близнецов , Виктор Дмитри евич Журавлев , Рафкат Гузанров, старший мастер лова Юрий Александрович Панов, механик-налад чик Сергей Александрович Хилов... Впрочем, не переписывать же судовую роль! По-человечески жаль этих удивительных людей, которые не жалуются на жуткие условия работы. Наоборот, то один, то другой просит: «Будете пи сать — не надо про то, что нам тяжело». Само любивы, не хотят казаться слабыми. Какая уж тут слабость! П ОДХОДИМ К МУРМАНСКУ. Скоро мне про щаться с гостеприимным экипажем. А серд цем уже так привыкла, привязалась к этим силь ным, но очень усталым ребятам. Как хочется, что бы такой сумасшедший рейс был для них послед ним, чтобы не был у нас план любой ценой, преж де всего ценой здоровья и жизни моряков. Ведь долго тан продолжаться не может... И. БЕРЕЗЮК. Деиъ' рыбака ---- *-#.» ft « х *** \ Ь■' !• / — А как? Я же не могу ребят подвести, уходя э отпуск в прошлом году, пообещал, что вернусь т а 605-й. Обещал — все, значит, сделает. А еще Мартю- шев никогда не может отказать в просьбе.^ Порой знает , что делает тем самым хуже для себя лич- зю, по раз человек просит, раз ему, человеку, это ладо... Высшая похвала у него: — Это — отличный специалист. И умница. — А сколько в экипаже таких? — Человек тридцать. Весь экипаж — 37 человек-. С грустью: — Если бы штурмана перенимали у меня все, что зиаю и умею... Часто повторяет: «Моя команда. Мои моряки». Не как власть имеющий над ними, как заботливый отец, что ли. Некоторые за глаза называют его «напой». Как-то зашел разговор. Было человек семь. — А ты с <папой» пойдешь в следующий рейс г — Да. — И я. — И я. Идут з а хорошими капитанами. Чтобы рыбу най ти умел и душу человеческую понять мог. И был эпизод, когда перед заходом в Антверпен пришла радиограмма, что морякам следует поле чить лишь 22,5 процента валюты. Общесудовое со б р а н и е , пошумев изрядно, решило: берем 33 про цента валюты, поскольку перевыполнили все пла новые показатели, но всю ответственность за этот шаг берем па себя. Пусть придут все начальники. когда встанем к причалу, и все им объясним. «А вы, Сергеич, с борта пи шагу, чтобы не получать нахлобучки из-за нас». Капитан молча улыбался. Он знал, что все рав но ответственность с него никто не снимет и за все будет расплачиваться он сам. Но такая коллек тивная, горячо высказанная забота о нем, навер ное, была ему приятна. Спрашиваю у одного, второго, десятого моряка о капитане. Отвечают: — Хороший у пас капитан. •— .Чем хорош-то? — Порядочный человек и промысловик что надо. Думаю, у моряков, на похвалы скупых, выше О ц ен к и для капитана не бывает. Не чванлив. Но ценит свой опыт капитанский и должность свою уважает. А как иначе? Зпаю, такие люди 6чеиь ранимы. tlJbe-To малей шее неуклюжее движение, задевшее его самолюбие, боль! Только — в первых, только в победи телях! Не нахрапом, не з а счет кого-то. Лишь сво им трудом* то, что называется жаждой заслужен ной славы. Ю . А. ШКИНДЕР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz