Рыбный Мурман. 1990 г. Июль.

ь , Мо Виктор Сергеевич жаждет даже не славы, а собственной удовлетворенности: «Я сделал все, что мог, и все, что я сделал, хорошо». А в душе, на­ верное, добавляет: «Даже отлично». А РА ЗВЕ НЕ ОТЛИЧНАЯ РАБОТА у «Ондозе- ра>? Вот итоги рейса в цифрах: вылов —1 125,8 процента, выпуск мороженой — 135,5, рыб- мука — 109 ,1 , стоимость пищевой — 134,9, то­ варной — 125,8 процента. Рейс планировался с убытком в 77,1 тысячи рублей, экипаж не только «закрыл» эту цифру, но и дал чистой прибыли 331 тысячу рублей. Какова цена этим тоннам, этим рублям? Не ра з ходила я по рыбофабрике, машшшому отделению, рефотделению. Да, конечно, траулер совершал последний перед ремонтом рейс, нелепо было бы говорить о безукоризненном техническом состоянии. Тем паче при той нещадной эксплуата­ ции, что процветает па каждом судне во имя плана. Но то, что увидела я, не вписывалось в рам­ ки здравого смысла, Словно в насмешку, для какого-то абсурдного контраста соседствуют па рыбофабрике блоки сов­ ременной автоматики и трубопроводы, замотанные резиновыми шгутами и липкой лептой. Механиза­ ция — ножи и этакие петли с ручкой для удаления внутренностей рыбы. Кругом ржавое железо, его коричнево-черные ' листы прошили , отогнулись, тор­ чат заострепиымн углами. То же самое в рыбомучном отделении, плюс тем­ нота н теснота, перемотанные, залатанные трубы не могут выдержать нужного давления, а запасных пет. Нет запчастей для сепаратора, он не работа­ ет, п жир фильтруют «с помощью» бочки, вруч­ ную. В рефотделении, как мне подумалось сначала, совсем другая обстановка — чисто, просторно, свет­ ло. Но заговорил рефмехаиик Николай Константи­ нович Белый , и мне захотелось покинуть не только рефотделенпе, но и сам столь симпатичный СТМ «Оидозеро»; — Утечка фреона незаметна, не дай бог прорыв или авария — он быстро распространяется по по­ мещениям, вытесняя кислород. II люди погибнут. А если утечка невелика, фреон постепенно накап­ ливается в организме... У нас же, как оттайка мо­ розильной системы, обязательно обнаруживается дырочка в трубе. З а три рейса практически каж ­ дую из 240 трубочек пришлось заклеивать , неко­ торые по три, а то и пять раз. А чем? Разработан­ ный ЦПКТВ эпоксидный модифицированный клей не держит. Но ведь за рейс заморожено более 2,5 тысячи тонн рыбы. В машинном отделении старший механик Илья Александрович Гарб рассказывает: «Металл, из ко­ торого сделаны трубы, оставляет желать лучшего. Острейшая нехватка материалов и запчастей. «Кос­ метический» ремонт силами РПК таков, что потом все приходится доводить до ума своими силами. Но не только эти беды обрушиваются па плечи ме­ хаников. Некому смотреть за механизмами, некому! Да, сократили моториста — механику ( я так считаю) сократили жизнь. И еще. Нет в порту солей для мипералнзацин воды. Пьет моряк чуть не полгода дистиллирован­ ную воду, теряет зубы, портит желудок. Я видела копию повторной заявки на снабжение, в которой было 27 пунктов. В том числе столь важные вещи, как питательный насос для котла и масляный насос двигателя, серводвигатель, кабель, пластинчатая цепь и многое другое. «Уважили» эки­ паж: из 27 удовлетворили две заявки, электролам­ почки дали и переносную лампу , (из трех жела ­ емых). Работайте, ребята! Не забудьте: по 12 часов в сутки, не меньше. Не работа — каторга! * * * U Е ЗНАЮ, может, в силу моей эмоцнонально- жж сти, а может, действительно так и есть, но показалось мне, что па берегу я почти не встреча­ ла таких людей. Ну вот, например, Слава Троицкий. Сын извест­ ного капитана, получивший в этом рейсе горестную весть, что отец скончался. Молодой электромеха­ ник, о котором все говорят, что у него золотые ру­ ки. Он и в машине, и в рефотделении, и на фабри­ ке, всюду. Купили ребята автомашины — Слава с каждой возится, что-то доводит до ума. О чем ни попроси — ответ один: «Сейчас». Когда он спит? — удивляются моряки. Приход. Все нарядные, взволнованные — пять месяцев позади. Кто ждет жену, кто спешит домой. Слава уже оделся, собрался уходить. И тут я: — Слава, как бы телефон береговой подключить? — Сейчас. Несколько минут работы — готово! * * » Посмотрит па снимки не знакомый с этими ребя­ тами человек и, видно, подумает: «Ну и что. мо* ряки как моряки». А я их вижу в работе, в обще­ нии. знаю, что это за люди. Юра Шкипдер (снимок внизу). Душевный, мягкий, беспредельно ' добрый. Это он стал из-за меня «бомжем». А капитан о нем говорит так: «Хоть сегодня можно Юру переводить из тре­ тьих помощников в капитаны, отличный специалист и умница». На судне ои еще и «врач»: так уж у пас заведено, что третий штурман* ведает аптечкой.- Вспомнила и я свое медицинское образование, и на переходе общими усилиями с Юрой пытались об­ легчить участь многих захворавших. Я поражаюсь: как это оставить почти 40 человек даже без фельд ­ шера! Люди есть люди, к тому же дикие условия труда, вибрация, качка, инфразвук, да и " просто ре зкая смена климата — поди выдержи! А что мо­ жет сделать Юра? Болит голова — цитрамон, жи ­ вот — кто его знает, что дают от «живота». Под­ вернул моряк йогу — холод или тепло надо? Зачем штурману это? На снимке (вверху) улыбаются боцман Сте­ пан Степанович Масловский, матрос Владимир Петрович Цимбалист, электрораднопавигатор Юрий Сергеевич Головин. О каждом можно рассказывать долго, каждый заслуживает самых добрых слов. Но ведь тех же слов достойны и те, кого на снимках нет: начальник радиостанции Петр Иванович Пряд- ко, мастер добычи Олег Ильич Рыжов , матросы Тимофей Геннадьевич Близнецов , Виктор Дмитри­ евич Журавлев , Рафкат Гузанров, старший мастер лова Юрий Александрович Панов, механик-налад­ чик Сергей Александрович Хилов... Впрочем, не переписывать же судовую роль! По-человечески жаль этих удивительных людей, которые не жалуются на жуткие условия работы. Наоборот, то один, то другой просит: «Будете пи­ сать — не надо про то, что нам тяжело». Само­ любивы, не хотят казаться слабыми. Какая уж тут слабость! П ОДХОДИМ К МУРМАНСКУ. Скоро мне про­ щаться с гостеприимным экипажем. А серд­ цем уже так привыкла, привязалась к этим силь­ ным, но очень усталым ребятам. Как хочется, что­ бы такой сумасшедший рейс был для них послед­ ним, чтобы не был у нас план любой ценой, преж­ де всего ценой здоровья и жизни моряков. Ведь долго тан продолжаться не может... И. БЕРЕЗЮК. Деиъ' рыбака ---- *-#.» ft « х *** \ Ь■' !• / — А как? Я же не могу ребят подвести, уходя э отпуск в прошлом году, пообещал, что вернусь т а 605-й. Обещал — все, значит, сделает. А еще Мартю- шев никогда не может отказать в просьбе.^ Порой знает , что делает тем самым хуже для себя лич- зю, по раз человек просит, раз ему, человеку, это ладо... Высшая похвала у него: — Это — отличный специалист. И умница. — А сколько в экипаже таких? — Человек тридцать. Весь экипаж — 37 человек-. С грустью: — Если бы штурмана перенимали у меня все, что зиаю и умею... Часто повторяет: «Моя команда. Мои моряки». Не как власть имеющий над ними, как заботливый отец, что ли. Некоторые за глаза называют его «напой». Как-то зашел разговор. Было человек семь. — А ты с <папой» пойдешь в следующий рейс г — Да. — И я. — И я. Идут з а хорошими капитанами. Чтобы рыбу най­ ти умел и душу человеческую понять мог. И был эпизод, когда перед заходом в Антверпен пришла радиограмма, что морякам следует поле­ чить лишь 22,5 процента валюты. Общесудовое со­ б р а н и е , пошумев изрядно, решило: берем 33 про­ цента валюты, поскольку перевыполнили все пла­ новые показатели, но всю ответственность за этот шаг берем па себя. Пусть придут все начальники. когда встанем к причалу, и все им объясним. «А вы, Сергеич, с борта пи шагу, чтобы не получать нахлобучки из-за нас». Капитан молча улыбался. Он знал, что все рав­ но ответственность с него никто не снимет и за все будет расплачиваться он сам. Но такая коллек­ тивная, горячо высказанная забота о нем, навер­ ное, была ему приятна. Спрашиваю у одного, второго, десятого моряка о капитане. Отвечают: — Хороший у пас капитан. •— .Чем хорош-то? — Порядочный человек и промысловик что надо. Думаю, у моряков, на похвалы скупых, выше О ц ен к и для капитана не бывает. Не чванлив. Но ценит свой опыт капитанский и должность свою уважает. А как иначе? Зпаю, такие люди 6чеиь ранимы. tlJbe-To малей­ шее неуклюжее движение, задевшее его самолюбие, боль! Только — в первых, только в победи­ телях! Не нахрапом, не з а счет кого-то. Лишь сво­ им трудом* то, что называется жаждой заслужен­ ной славы. Ю . А. ШКИНДЕР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz