Рыбный Мурман. 1990 г. Июль.

rrn V i 8 июля ■А\~ В. С. МАРТЮШЕВ. К ОМАНДИРОВКА заканчивалась, оставалось найти судно, отправляющееся в Мурманск. Ближайшим был СТМ «Ондозеро» Беломорской ба­ зы гослова. Начальник штаба npoMpaiiona Виктор Матвеевич Горохов попросил по УКВ капитана взять меня. Пока речь шла о пассажире, журналисте, .осо­ бых возражений у капитала не было. Но услышав, что журналист — женщина, поступил категориче­ ский отказ. Ведь на СТМах работают один мужчи­ ны, где же поселить женщину? Нашли решение: в медицинский блок. И корзина доставила меня па «Ондозеро». До отхода оставалось около часа. Однако оказалось, что в медблоке с начала рей­ са живет первый помощник капитана Владимир Се­ менович Мильман и что он окончательно и беспо­ воротно отказался перейти в другую каюту, ссыла­ ясь на возраст и болезни. Тогда старший помощник капитана Андрей Петрович Науменко нашел вы­ ход, и меня поселили в каюте третьего помощника капитана. И с этой минуты до прихода в Мурманск я чувствовала себя крайне неловко, ведь из-за ме­ ня хозяин каюты, милейший человек Юрий Алек­ сандрович Шкиидер оказался «бомжем»,- жил у старпома, причем Андрей Петрович ютился па ди­ ванчике. На следующий день- первый помощник пришел ко мне с объяснениями и извинениями. Сказал, что его радикулит замучил. Правда, потом в разговоре он забыл об этом и резво поднялся со стула. Но медблок не уступил. И, может, не стоило бы выносить эту частную ситуацию па страницы газеты. Но, я думаю, вот в таких ситуациях и проверяется, кто чего стоит. Ведь речь тут шла не только обо мне: мучались два судоводителя, и без того безмерно уставшие в пятимесячном рейсе. Кстати, моряки мне не раз говорили, что им стыдно за своего «воспитателя», ио что этот человек иначе не мог поступить. Вспо­ минали промысел и то, как Мильман приходил по­ рой па подвахты часа па три-четыре, а потом охал и жаловался на усталость. И тут же называли име­ на помполитов па других СТМах, которые выходи­ ли дважды в день на подвахты и вообще постоян­ но были на фабрике и в трюме. Да и мне посчастливилось встретить таких: вдум­ чивый, хитрющий, умница Алексей Власович Под- скребкин («Севрыбхолодфлот»), живой, обаятель­ ный и, по общему мнению, совершенно необходи­ мый человек Валерий Григорьевич Гвоздецкий (Мурманский траловый флот), немногословный, чут­ кий Алексей Николаевич Пазавип (Беломорская база гослова). ' Особо хочу рассказать еще об одном помполнте: Борисе Ивановиче Баскакове (ТР «Комиссар По- лухин», «Севрыбхолодфлот»). С ним мы знакомы давно, еще к о г д а . он ходил в пароходстве электри­ ком. Но все эти годы не виделись. Неожиданная встреча на «Комиссаре Полухипе» — и с первых слов помполита я вновь увидела того смелого, на­ стырного, веселого Борю, ставшего ныне солидным Борисом Ивановичем. Та же с картавинкой речь, те же размахивающие руки, та же непримиримость к несправедливости. — Решение проблем моряков руками самих мо­ ряков — самая иезуитская позиция, какую только можно придумать. Моряков беречь надо, а им по­ стоянно сокращают жизнь. Моими интересами при­ Н АЖДАЯ КОМАН ДИ РО ВКА В МОРЕ — это десятки удивительных встреч. К а ж ­ дый раз уносишь в сердце теплые воспомина ­ ния, которые потом еще долго -долго греют д ушу в наших суровых буднях . Так было и на этот раз . Конечно, нет во з ­ можности рассказать обо всех, с кем довелось мне беседовать в рейсе. Я выбрала лишь н е ­ скольких моряков. И еще: не хотелось бы в канун праздника говорить о том, в каких у с ­ ловиях работают наши экипажи . Д а у ж чего там молчать-то! Это т— правда, увиденная своими глазами. После завтра наш профессиональный пр а з д ­ ник. Хотя промысел не ведает праздничных дней , тяготы те же . И все-таки сердечно поздравляю всех мо ­ ряков с Д н ем рыбака! Спокойного вам моря, хороших уловов, своевременной выгрузки и скорейшего возвращения в родной порт! Пусть буд е т поменьше стрессовых ситуаций, поболь­ ше теплых радиограмм с берега! кое другое судно. Более тяжелую работу трудно се­ бе представить. Пятимесячный рейс тяжел д а жЖ . а новейшем транспорте, а здесь, на этом «тазике с мотором», как называют СТМы, надо иметь особое мужество н силу. Тем нелепей выглядит на этом фоне человек без дела. То, что убрали из штата матроса-рулевого, резко увеличило нагрузку па судоводителей. Капитан вы­ нужден теперь совмещать и свои обязанности, и вахту стоять 4 ,5 месяца без выходных. Конечно, с берега все это кажется пустяком, рядовой работой. Да если еще не учитывать, что у капитана каждая швартовка уносит столько нервов, здоровья, годы жизни. Не говоря уже о том напряжении его сил, опыта, опять же нервов, пока идет поиск* рыбы. Или о том, что каждый миг, не отпуская ни на се­ кунду, живет тревога о 37 моряках, их жизни, здо­ ровье, заработке. Капитан отвечает за все — в этой фразе , ставшей привычной и оттого потерявшей для очень и очень многих па берегу свой жестокий смысл, сущность его труда. Помнится, в газетах поднимали эту проблему. Что изменилось? Стали ли мы беречь капитанов? Горько, ио факт: вопросы эти остались риториче­ скими. Отвечать на них не спешат... К ТО-ТО ИЗ ВЕЛИКИХ СКАЗАЛ : «Честолюб­ цы —- кровь нации». Виктор Сергеевич Мартюшев, капитан <ГГМ «Ондозеро», честолюбив. Перед приходом. Вижу, ходит мрачный. ДОРОГИЕ крывают свой личный интерес, якобы мне нужны все эти- безобразия типа сокращения экипажей. Сижу, улыбаюсь. Он горячится: — А что, разве не так*? — Так, Боренька, так*. Не научили его молчанию ни высшая мореход­ ка, ни она нее в виде ускоренного курса. — Куда пойдешь, когда не будет помполитов? — Господи, я же и механик, и электромеханик, и электрик, и... — Ясно, ясно. Мне нравится его позиция: — Кого я должен воспитывать? Моя работа — ии во что не вмешиваться, пока все хорошо. — То есть? • — Каждый знает свое дело сам. — Но ты же первый помощник капитана, по­ мощник... — Надо будет — поможем. — Выходит, ие нужна твоя должность? — Конечно, нет. И не только со мной столь искренен Борис Ива­ нович. То там, то здесь слышу его голос: кому-то переводит «па русский язык» радиограмму руко­ водства, с кем-то обсуждает услышанное по радио, кому-то дает какое-то задание. Б е з фальши гово­ рит* честно. «Такая редкость!» — думаю я, припо­ миная встречи со многими коллегами Баскакова . Однако вернемся на «Ондозеро». В продолжение перехода во время захода в Антверпен я не виде­ ла, чтобы первого помощника заботило что-либо па судне. На собраниях, правда, выступал, обобщая то, что говорили до него. Моряки, я видела, ни­ когда не подходили к Мильмаиу, разговор затевал ­ ся, когда он сам его начинал. «Что же он делал па промысле?» — спрашивала я у экипажа. — «Радио включал, а еще, когда почта приходила, га­ зеты подшивал». Надо .сказать, па СТМах острей, чем па других судах, 1 Й хватает людей. И качает его, как ника- s. И. БАСКАКОВ. — Что случилось? — Опаздываем па сутки. — Но это же не ваша вина. — Все равно. Я сказал, приход 15-го, должны 15-го и прийти. Ох уж это честолюбие! — Виктор Сергеевич, вы 22 года ходили в Мур­ манском тралфлоте . 3 лет — капитаном. Сколько раз приходили «без плана»? Задумывается, вспоминает. — Один раз. В минувшем рейсе экипаж в неимоверно тяже­ лых условиях перевыполнил все плановые задания, дал прибыли свыше трехсот тысяч рублей. Прошу: — Расскажите о рейсе. Смеется: ^ — А что о нем рассказывать? Рейс как рей?. — Напишите мне справочку об этом, — иду ^ на хитрость. ’ ** Написал страничку о том, как трудно было ме­ ханикам.. штурманам, матросам. О себе ни слова. — А о себе? Удивлен беспредельно: — Я-то здесь при чем?! Помолчав: ~ — Ну, ловил я рыбу... Я им столько рыбы ло­ вил! Действительно: почти четыре тысячи тонн. Ведь это только представить надо: маленький траулер — и четыре тысячи топи рыбы! Капитан задумчиво смотрит в иллюминатор. Чго вспоминает он сейчас, когда СТМ спешпт домой после пятимесячного рейса? Как вел донельзя изношенный траулер за ры­ бой, а скорость маловата, и надо догнать, успеть, сейчас косяк «нырнет» в зону... Может, вспомнил швартовки. Их было за рейс около двадцати. Когда штормит Атлантика, кидает маленький СТМ. Малейший промах, малейший про­ счет - г кинет волна эту кроху о громаду транспор­ та. Разобьет..* Или опять ожили в душе те тревожные месяцы погони ва планом, когда то в машине, то на ..фаб­ рике что-то ломалось... Или то, как личные fpafff- дин у троих стали общей бедой всего экипажа} Только «отзезли» одного моряка в ближайший пор!\ пришлось «везти» другого. Заболел третий штур1 мап — бегом к базе. Все эти сутки надо было вос­ полнять, «догонять» плановые цифры. Нервы, нер­ вы... Себя не щадит никогда. Моряки рассказывают: «Капитан не ходит, а носится по судну, то на мо­ стике, то в машине, то па фабрике». Спрашиваю: — Вы и в машине разбираетесь? — Обязан. А уж фабрику должен знать доско­ нально. Четыре с лишним месяца — это чистое время промысла. II все эти 125 суток капитан спал ие более пяти часов в сутки. Да, конечно, не он один, всем было не до спа, по ему — в первую очередь. Спросила: — А если бы сейчас перейти на берег? Задумался . Потом: — Нет. Не смогу. Я моряк. Он часто повторяет это: «Я моряк». — Тогда, может, хватит ходить на таких разва­ линах? Выбрать судно поновей? 9 июля 1999 года РЫБНЫЙ МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz