Рыбный Мурман. 1990 г. Июль.
К 49-летаю подвига„сеёероморцеё О Б ЭТОМ ЭПИЗОДЕ на чала Великой Отечест венной войны писалось уже не раз. Так, 11 июля 1986 года «Рыбный Мурман» опубликовал мой материал «Героический бой СКР-22 «Пассат», посвящепный 45- летию подвига сторожевика (до войны РТ-102 <Валерий Чкалов» Мурманского тра лового флота). Сражается СКР-22 «Пассат» Напомню коротко о ходе этого боя. В ночь на 13 ию ля 1941 года СКР-22 «Пас сат» сопровождал в Иокан- гу два судна: РТ-67^ «Мо лотов» и РТ-32 «Кумжа». Онн были атакованы тремя вражескими эсминцами, СКР-22 и РТ-67 потоплены, а РТ-32, получивший по вреждения, выбросился на берег. «Пассат» огнем при крывал конвоируемые суда, но силы были неравными. В живых из его экипажа остал ся только комендор Борис Модель, стрелявший из ору дия до тех пор, пока сторо- : \ \ '} л М . ; V J жевнк держался на плаву. Северяне помнят об этом подвиге. Координаты гибели СКР «Пассат» объявлены координатами боевой славы североморцев. Бой этот, как уже сказа но выше, описан неоднократ но. А недавно появилась возможность «увидеть» его глазами противника. СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ПРОТИВНИК В МУЗЕИ Краснознаменного Се верного флота поступили новые документы о гибели сторожевого ко рабля <•Пассат» — немецкие. Вот их перевод на русский язык: Секретно! ЖУРНАЛ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ЭСКАДРЕННОГО МИНОНОСЦА «ГЕРМАН ШЁМАН» 13.07.41 01.15. Мурманское побережье. Боевая готовность. По левому борту впереди виден русский берег. 02.00. Идем параллельным курсом к берегу. 02.30. Прожектором дгется световой сигнал «А» с Териберсчого маяка в 133 (курсовой угол). 02.34. Впереди слева по борту видны три судна (сторожевые корабли). «Тре- еоге!» 02.52. Открываю огонь. Паровики тот час поворачивают на обратный курс и идут к берегу. Преследуем на полном ходу. На встречных курс ах 2-и паровин слева обстрелива ет ся . Паровик имее т на буксире большой ре з ервуар , который был быстро потоплен. После 10-го з алпа противник , типа рыболовно го парового судна , примерно в 400 тонн, пок а зыв а е т сильное дымовое обра зова ние. В горящем Биде он зас топорил ход и ос тается неподвижным. Наше соединение кораблей р а з в о р а чива етс я для боя на постоянных курсо вых углах . «Н. С.» получае т небольшое попадание , сн а р я д примерно в 4 см с одного из ст орожевиков . Оба судна продолжают обстрелива ться из орудий. Оба первых норабля противника горят с носа и с нормы и начинают тонуть . 03.15. 1-й паровик потоплен. Преследование 3-го п а р с Е и к е е п л о т ь до берега. Он г.случает несколько п р я мых попаданий и остается лежать без движения у берега при очень силь ной задымленности. 03.32. 2-й парОЕик вновь б е р е т с я под обстрел. 03.34. Воздушная треЕОга! По леЕОму борту впереди самолет. Тек как он не дает опознавательных сигналов, откры вается огонь. Вслед за этим самолет 2 раза с дистанцией примерно в одну минуту выстреливает 4 красных зве здочки (опознавательные знаки фаль шивые). Самолет оттеснен огнем зенйток и поворачивает назад. Самолет опознан как «Ю-88», огонь прекращен. 03.40. «Н. У.» и «Н. С.» огонь прекра-^ тили. «К. Г.» предпринимает в одиночку затопление 2-го паровика. 03.55. Паровик потоплен. Бой велся на расстоянии в 67—28 (?) сотен метров. Это расстояние для та кой маленькой цели слишком большое. Залпы шли беспрерывно, вражеские суда были буквально покрыты вспле сками огромных масс воды, однако они не получили ни одного «пробивного» прямого попадания. Артиллерия хорошо поработала. Особенно требует признания безупречная работа элеватора для пода чи боеприпасов. 04.00. Встреча с «Ф. Э.» и «Р. Б.». «Побочная боевая задача» 04.15. Воздушная тревога! Два гидро самолета, летающие лодки (МБР-2) на подлете, Еысота средняя. Открыт зенитный огонь. Эсминец со вершает маневры уклонения. Русские воздушные лодни выполняют сильный вираж, оттесняются хорошо пристрелян ным огнем и поворачивают вперед, да ют несколько залпов из пулеметов по «•Н. С.», не принеся этим никакого вре да, и уходят из зоны огня, а слева по борту — из зоны видимости. 04.40. Продвижение походной колон ной 2. Эсминцы уходят от берега. 05.20. Воздушная тревога! 3 самолета замечены «К. Г.» с левого борта. 05.24. Самолеты идут южным курсом Ене видимости. 06.00. Воздушная тревога! 3 воздуш ные лодки (гидросамолеты) по травер зу, высота средняя, идут с е о с т о к з , со стороны солнца, курс на запад, курс вест. 06.05. Воздушные лодки (гидросамо леты) разворачиваются курсом на юг и летят вне б и д и м о с т и . 06.30. На приказанной позиции. Сея зи по УКВ нет. «К. Г.» Е н е е и д и м о с т и . 06.55. Налажена связь по УКВ с «Н. И.», «К. Г.» снова в зоне е и д и м о с т и . Е рассказах о гибели «Пассата» в предыдущие годы говорилось о том, что пиратский налет на наши суда совершила группа из трех эсминцев. Из немецких документов явствует, что в эти дни вражеских кораблей в Баренцевом море было значительно больше. Итак, вернемся к переводу. 12.07.41. 17.35. «Рихард Байцен» сообщает о двух столбах дыма из корабельных труб, которые наблюдались также на «Гансе Лоди». Сначала заметили 1 или 2 крупных пароьых судна, которые вы глядели расплывчато из-за воздушного миража, а затем было установлено, что это рыболовные паровики. После того уже, как распорядились их судьбой, установлена путем обмена опознава тельными знаками собственная проти володочная поисково-ударная группа, о пребывании которой в этом районе мо ря флотилии ничего не было известно. 13.07.41. 02.34. При движении вблизи берега на ост впереди замечены на том же курсе три судна, из которых два имели на буксире большие * несамоходные плавучие средства. Два больших судна (около 600—800 брт) вооружены легки ми орудиями, третье судно, большой буксир, по-видимому, не Еооружено. 02.48. При приближении эсминцев су да повернули к берегу. Мы открыли огонь с распределением .целей. Про тивник тоже открыл огонь, но безре зультатно. Противник окружен на рас стоянии 17—21 мили. Только после длительного обстрела, при котором не однократно менялась цель, паровик средней величины под номером 22 за тонул. 03.30. — 03.40. Самый большой из них паровик тоже горит, он потоплен окончательно по приказу эсминцем «Карл Гальстер». 3 эсминца израсходовали примерно 4 5 своего боезапаса. Торпеды я созна тельно не использовал на такие цели, имеющие небольшую ценность. 02.33. Еще во время боя приблизил ся к нам самолет, выстрелил фальши вые опознавательные знаки (4 красные звездочки). С эсминца «Ганс Лоди» вы стрелили опознавательные знаки (4 бе лые звезды), на которые самолет сно ва ответил фальшивыми опознаватель ными знаками. Эсминец открыл огонь из легких зе нитных орудий. Вскоре выяснилось, что это «Ю-88». Понадобилось время, чтобы прекратить огонь. Впрочем, присоедине ние самолета к сражающемуся соедине нию кораблей было излишне. 13.07.41. С4.15. Д ез о д н ом о т о р ны х г и д р о с ам о лета лет ят с с е в е р а , Еысота 800 — 1000 ме тров . Эсминцы усилиЕсЮт ход, по в о рачивают и о т крыв ают огонь из зенит ных орудий , соотЕетстЕенно п о л ож е нию. Оба самолета сбрасывают на «Ганс Лоди» 6—8 бомб примерно по 100 кг. Места падения бомб в 200 м Е п е р е д и , в 150 м по левому Сорту и в некотором отдалении от нормы. Никаких поврежде ний. На одном самолете было замечено попадание зенитки. 13.07.41. СООБЩЕНИЕ ПО УКВ С «ФРИДРИХА ЭККОЛЬДТ» 06.39. Атакован тремя самолетами. 6 бомб. Один самолет улетел, де& само лет а продолжают пр е сл едоЕсние . Можно предположить, что местополо жение и направление наступления те перь известны противнину. * * * О каком же наступлении упомина лось в этом р адиор а з гоЕор е , куда на правлялись эсминцы после потопле ния «Пассата» и других наших су дов? Перевод документа дает ответ на эти вопросы. «Вражеские самолеты неоднократно наблюдаются. Несмотря на первона чальный ложный курс норд с 04.05 до 05.00 часов, направление предполагае мого удара врагом узнано. Если дейст вительно русские рыбаки в районе мо ря, куда мы держим курс, то теперь для них там неожиданности в нашем появлении не будет, наоборот, именно там можно ожидать неожиданности для себя. Не исключено, что рядом с ры баками находятся подводные лодки. Вражесиие эсминцы и самолеты могут попытаться воспрепятствовать нападе нию на рыбаков. Кроме того, не пред ставляется возможным призовую коман ду поместить на паровое судно. При ти пе сегодняшнего ведения войны при зовая команда во время стоянки будет уничтожена, без сомнения, противни ком. Образование морского конвоя без призовой команды при непослушной строптивой команде могло бы принести значительные трудности и замедление дела. Кроме того, «привязывание» эсмин цев к этому конвою — из-за ограничен ного количества горючего и боеприпасов — не имеет ценности, так как они при занятии нами побережья, вероятнее всего, неизбежно попадут к нам б ру ки. * * * Из этого свидетельства врага явст вует, что группа фашистских кораб-. лей преследовала определенную цель: уничтожение пли возможный захват наших рыболовных судов. А опера ция была задумана и спланирована заранее. Об это.м говорят такие запи си: 11.07.41. Киркенес. Совещание в оперативном штабе 5-го воздушного флота в Вай- денфьорде у начальника еоенно-мор- ского района Киркенеса е присутствии адмирала Побережья Заполярья. Положение на Северном фронте: бое способный противник на полуострове Рыбачий . Вместо некоторых русских бе реговых батарей, разбитых пикирующи ми бомбардировщиками, устанавливаю т ся подвижные сухопутные батареи на запасных позициях. Транспортировка русских частей с полуострова Рыбачий в бухту Лица во фланг горным егерям под защитой эсминцев. Генерал Дитл заявляет, что он наде ется на непосредственную помощь мор ского флота: 1) Путем истребления р у с с н их эсмин цев и препятствия дальнейшей высадке в бухте Лица. 2) Позднейшего п е р еЕо д а собствен ных частей из бухты Лица в бухту Ура, во фл ан г противника. В заключение установлено, что целе сообразно выступление эсминцев 12— 13.07. В этот же день должен был начать наступление корпус горных еге рей. Предположительно между Кольским заливом и Белым морем осуществляется провоз снабжения, так что этот длин ный прибрежный п уть может быть под сильной защитой. Воздушная разведна такж е свидетельствует, что у Мурман ского побережья нурсируют паровые су да, иногда такж е военные суда. Наблю даемые курсы лежат в 4 —5 милях от берега. По лоциям, бухты и проходы между островами зачастую использую т ся для якорных стоянок. Внезапное вы ступление на этом пути — особенно одновременно с атакующей операцией сухопутных войск — имеет большое значение. Из телефонограммы адмирала Побе режья Заполярья от 10.07.41 известно, что в начале июля капитаном парового рыболовного судна «Любек» наблюда лись 35—40 современных руссних рыбо ловных паровых судов на курсе 71' 21' норд, 44е20' ост. Наступление в этом направлении пол ностью отвечает требованиям побочной боевой задачи, указанной в приказе о боевой операции № 5. • • • П И ТА Т Е Л ЯМ известно из преды- * дущих публикаций, что наши рыболовные суда в первый день вой ны были отозваны из всех районов Баренцева моря в порты приписки. Затем они группами из Мурманска Направились в Архангельск. Их и наблюдали с «Любека». Наступление Ф ашистских войск на сухопутном ронте началось 29 июня — после вступления Финляндии в войну. Рыб ный промысел наши суда в это время не вели. Но враг планировал их унич тожение или захват. Открылась еще одна страница вой ны на Крайнем Севере. И вражеские документы также свидетельствуют: экипажи сторожевых кораблей, быв ших рыболовных траулеров Мурман ского тралового флота, вели себя ге роически. А. КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Северного фло та. Перевод М. Карнгк. Схема из боевого донесения. Рис. И. БОРИСОВА. 1 мюля №0 года ю рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz